перепродавцу, что им, понятно, выгоднее. Таким образом, в госмагазины в значительной степени дает свой товар тот частник или артель, чья продукция не находит спроса за его недоброкачественностью.
Фото - бумажный голод, естественно, привел к установлению высоких цен на фото-бумагу. Отсюда стремление частного капитала и некоторых
небольших групп, облекающихся в кооперативную форму, открывать новые производства фото-бумаги.
Проследим же, в каких условиях протекает развертывание этой совершенно новой у нас отрасли промышленности.
Все возникающие предприятия - мелкого, кустарного типа. Оборудование - самое примитивное. Помещения - мало подходящи. Специалисты - с очень слабой подготовкой; по большей части подготовка эта состоит из случайных позаимствований у такого же „спеца“, практически отвое
вавшего у фото-химии небольшую кроху ее тайн. Много есть анекдотического в этой области. Мало-мальски сносного сырья для работы, осо
бенно в последнее время, на рынке нет. За дело берутся зачастую люди, совершенно неопытные в организационно - производственных вопросах; преобладающий у них стимул - нажива какими угодно средствами.
Все это приводит и будет приводить в течение ближайшего времени к тому, что рынок насыщается малопригодным товаром, и в глазах фотографа - профессионала и любителя, дискредитируется русская фото-бумага, к которой и в на
стоящее время, несмотря на голод, в общем крайне сдержанное отношение.
Здесь, однако, следует констатировать, что и в этом новом деле производства фото - бумаги имеются все же некоторые достижения. В неболь
шом, правда, количестве производств добились вполне удовлетворительного качества выпускаемой
фото-продукции, и фото-бумага этих предприятий уже имеет свои постоянные кадры потребителей.
Успех их основан, главным образом, на том, что в свое время они сделали запасы полуфабри
катов и сырья заграничного происхождения. А так как эти запасы в настоящее время подходят к концу, то можно сказать, что не только
вновь возникающие, но и уже существующие предприятия не имеют под собой твердой базы.
Между тем, совершенно бесспорно, что и в области фото-бумажной промышленности нам необ
ходимо освободиться от заграничной зависимости, тем более, что более чем годовой опыт убеждает нас в возможности организовать у себя производство фото-бумаги.
Для того, чтобы фото-бумажной промышленности были обеспечены уже занятые позиции и дальнейший рост, нужно:
1. Расширение единственной пока государственной фабрики путем ввоза из-за границы нового оборудования и привлечения оттуда специалистов, для использования огромного опыта науки в об
ласти фото-химии. (На всех наших производствах нет ни одного заграничного спеца, несмотря на то, что у нас своих специалистов быть не могло, так как фото-бумага - новое производство).
2. Увеличение выпуска баритированной бумаги на ленинградской фабрике Гознака, уже имеющей
опыт в этом деле. Организация выпуска тряпичной бумаги для фотографических целей Центробумтрестом.
3. Повышение качества выпускаемого Госмедторгом и др. сернокислого бария.
4. Улучшение качества желатина, выпускаемого Ленинградским Жировым Трестом (вызывает не
доумение, почему сильнейший трест - ТЭЖЭ не уделяет внимания организации у себя производства эмульсионного желатина).
5. Организация у нас производства бромистых солей (бромистый аммоний и калий).
6. Ввоз из-за границы в качестве моделей: поливных машин для большого, среднего и малого производств, а то стремление к „индустриа
лизации“ ведет в существующих предприятиях к кустарничеству: доморощенные спецы тратят время и деньги, открывают в который раз Америку и строят „машины“, дающие худший результат, чем ручной полив.
Вот сравнительно небольшой круг мероприятий, могущий, по моему мнению, обеспечить существование у нас этой новой отрасли промышленности.
М. ЛУНДЕН
„ФАКТЫ о ФОТО-БУМАГЕ“ - см. на странице 301 этого номера.

НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Вероятно, читатели „Советского Фото“ уже заметили, что с каждым номером улучшается качество печати журнала. Благодаря отзывчивости нашего издателя - Акционерного Издательского Общества „Огонек“, - постепенно удается изживать бумажные, цинкографские и типографские затруднения. Заказана и получена специальная бумага для „Советского Фото“; некоторые номера журнала печатаются в одной из лучших типографии Союза (б. Голике и Вильборг) в Ленинграде.
О непрерывном улучшении содержания журнала свидетельствуют как письма читателей, так и рост тиража журнала, достигшего 14.000 экз. - совершенно небывалой для русских фотографических журналов цифры. Рост тиража дал возможность редакции дать дополнительно при двух номерах (6-ом и 8-ом) иллюстрации на отдельных листах, напечатанные в 2 краски; кроме того, следующий (ноябрьский) номер журнала будет выпущен в полуторном объеме. Это тем более приятно отметить, что журнал не полу
чал никаких дотаций, несет все обычные общеиздательские накладные расходы, и все же с первого года своего существования не только окупался, но и давал некоторую прибыль, за счет которой редакция имела возможность улучшать технику издания.
Редакция намеревалась поставить выход и рассылку журнала таким образом, чтобы он получался всеми подписчиками, независимо от их местожительства, 1-го числа данного месяца, но встретила ряд технических препятствий со стороны экспедиции и Наркомпочтеля, неприспособленных к подобной заблаговременной (в конце предыдущего месяца) рассылке журнала. Поэтому пришлось остановиться на том, что „Советское Фото“ будет получаться подписчиками и поступать в продажу на местах в первое воскресенье каждого месяца. Такое положение установилось со второй половины текущего года и будет сохранено на будущее время. Подобный срок выхода делает „Советское Фото“ самым аккуратным ежемесячником в Союзе.
Редакция получает в значительном количестве просьбы подписчиков о выпуске журнала два раза в месяц. Откладывая, по техническим причинам, вопрос о переходе на двухнедельный выход на будущее, редакция учитывает, что существующий объем журнала не позволяет давать весь тот материал, который нужен по программе. Поэтому в наступающем 1928 году объем „Советского Фото“ увеличивается в 1/2 раза по сравнению с теперешним (каждый номер будет выходит в объеме 48 страниц вме
сто прежних 32-х), при чем подписная плата повышается только на 1 рубль в год; отдельный номер в розничной продаже будет стоить 50 коп.
Условия подписки на журнал „Советское Фото“ на 1928 г. устанавливаются следующие: год - 4.75, полгода - 2.50; журнал с приложением „Фотографического Альманаха“ (только годовым подписчикам) - 5.75; таким образом, годовым подписчикам Фотографический Альманах , стоящий в отдельной продаже 2 рубля, обойдется всего в 1 рубль.
В текущем году у нашего журнала годовых подписчиков было 6.500 и в розницу расходилось 7.500 экз. Для дальнейшего расширения журнала это соотношение необходимо изменить таким образом, чтобы число подписчиков достигло 10.000. Это вполне возможно, если каждый читатель журнала будет стремиться стать его подписчиком.