РАБОТА РУК в ГОНЧАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
А. Ренгер-Патч (Германия)
Моментальный снимок во время вращения посуды

ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СНИМКА

предоставляется полная свобода. Перед ним - природа в ее бесконечном разнообразии, человек с миром мыслей и чувств, общество и его жизнь.
Конечно, из бесконечного разнообразия тем фотограф выберет то, что наиболее его интересует, возбуждает его внимание и восхищение, что может его „вдохновить“. В выборе темы, следовательно, скажутся наклонности и духовные интересы фо
тографа-художника. Отметим, между прочим, что интересы к теме, увлечение ею, понимание всей ее глубины является очень важным (если не решающим) моментом в творчестве художника. Напря
жение всех творческих сил, полное и совершенное использование технических знаний и навыков воз
можно тогда, когда художник находится, так сказать, во власти темы. Это надо хорошо помнить, и поиски темы раз навсегда облегчить себе уяснением своего „я“, своих интересов и влечений. Вполне признавая, что это - дело весьма большой трудности, мы, однако, скажем, что для художника выполнение такой работы необходимо. В качестве примеров сошлемся на художников-живописцев, у которых мы должны кой-чему учиться и которые работали в какойнибудь одной избранной области: Шишкин - в обла
сти пейзажа (лес), Айвазовский - море, Серов - портрет. Впрочем, есть и исключения, напр., Репин, талантливо разрабатывающий темы исторические, бытовые и др., но это - исключение.
Всякий снимок с точки зрения графики представляет собою геометрическую фигуру, заполненную линиями, пятнами (массами) и тонами различной силы. Совокупность этих элементов носит
МЫ ЧАСТО слышим и сами употребляем слова - „художественный снимок“, „худо
жественная фотография“. Однако, понятие „художественности“ встречается в самых
разнообразных смыслах. Одни разумеют под этим: тон сепии, удачно схваченный поворот головы и эффектно брошенный на модель луч света; Другие смешивают это понятие с понятием „изящ
ный , или „художественным снимком“ называют снимок, мастерски исполненный с технической сто
роны; наконец, третьи считают „художественным снимком“ тот, который удовлетворяет чувству красоты и гармонии в высшем смысле. Такая разно
голосица происходит от многих причин: разные культурные уровни критиков, разные вкусы, неопре
деленные, четко не выработанные, взгляды на искусство, - вот главнейшие из них. Имея в виду многочисленный кадр молодых фотографов, разбро
санных по всему нашему Союзу, горячо любящих фотографию и часто лишенных необходимого руко
водства в их стремлениях продвинуться вперед, - мы задаемся целью выяснить и установить элементы, из которых состоит понятие „художественный сни
мок“ с тою обстоятельностью, которую позволяют размеры простой журнальной статьи. Надо сказать, что это понятие весьма сложно, оно состоит из нескольких элементов, к перечислению и описанию которых мы и перейдем.
Тема снимка. Это понятие настолько просто и общеизвестно, что не нуждается в определении. Что же касается выбора темы для художественного снимка, то можно сказать, что здесь фотографу