название композиции. Эти элементы могут комбинироваться в бесконечных сочетаниях, давая беско
нечное число эффектов. Отсюда проистекает полная свобода художника в творчестве и выборе композиции. Однако, эта свобода должна быть исполь
зована весьма разумно. Она дана художнику как средство для наиболее полного и совершенного выражения темы (идеи) в сюжете. Надо много зна
ния и вкуса, некоторых практических навыков, чтобы избранный сюжет представить именно так, как мыслит это художник, и получить тот эффект, который он ожидает. Самый процесс создания ком
позиции в снимке носит название „компановки сюжета . Цель компановки сюжета состоит в
наиболее полном и ярком выражении темы в из
бранном сюжете. Компановка сюжета состоит из нескольких моментов, которые мы и постараемся разобрать. Мы должны здесь предупредить чита
теля, что эти моменты так между собою связаны, так зависят друг от друга, что точного разграни
чения между ними провести невозможно. Малейшее изменение одного из нижеописываемых факторов немедленно отражается на всех прочих. Это надо иметь в виду, и на практике приучить себя одно
временно оценивать сюжет со всех сторон. Здесь требуется самое напряженное и сосредоточенное внимание в соединении с крайней осторожностью.
Укажем мимоходом на существование художе
ственных произведений без темы. Мы говорим о книжных виньетках, орнаментах на стенах, узорах на посуде и одежде и т. д. Отсутствие темы здесь только кажущееся. И здесь есть тема: красота линий и пятен. Существование таких произведений в фотографии вполне возможно.
Сюжет снимка. Сюжетом снимка называется совокупность распределенных на нем фигур и пред
метов в их взаимной связи. Любая избранная тема может быть выражена в бесконечном числе сюже
тов. Возьмем, напр., тему нашего прошлогоднего конкурса - „За работой“. На эту тему было представлено около 400 снимков и все - с разными сю
жетами. Просмотрите снимки, воспроизведенные в журнале с этой точки зрения, и вы увидите, какое
разнообразие сюжетов в этой теме заключается. То же скажем и о другой теме конкурса - „Жизнь и быт народов СССР“ (было доставлено около 700 работ).
Из бесчисленного количества сюжетов на одну тему - фотограф должен выбрать один. Выбор определяется и ограничивается обстановкой, в которой фото
граф находится. Но это, тем не менее, очень хорошо, так как при таком ограничении фотограф находится
в самых благоприятных условиях. Сущность, смысл и значение „сюжетов“, которые его окружают и в которых он сам подчас принимает участие, вполне ему раскрыты, и, следовательно, ему легко выбрать один, наиболее полно и ярко выражающий тему, а об этом фотограф должен всемерно заботиться.
Как выбрать сюжет? Здесь можно итти двумя путями. Первый - наблюдать постоянно и зорко вокруг себя, стараясь уловить нужный сюжет и, уловив, запечатлеть на пластинке. Второй - своими фантазией и воображением создать сюжет, пере
вести затем его на язык реальной действительности, т -е. „инсценировать“ сюжет, а затем его сфотогра
фировать. Но как бы сюжет ни выбирался, он должен удовлетворять одному требованию: он должен быть правдоподобен. Зритель должен не сомневаться, что сюжет это - кусок жизни, схвачен
ный объективом. Действующие лица гоголевского „Ревизора“ так ярки и реальны, так правдоподобны, что с трудом верится, что они - продукт художественного вымысла автора.
Переходим теперь к описанию отдельных моментов композиции.
Точка зрения. Относительно точки зрения (т -е. места расположения объектива камеры во время съемки) и ее выбора - правил не существует. Необхо
димо наблюдать окружающую действительность, просматривать снимки, рисунки и картины и оценивать эффекты, зависящие от выбора точки зре
ния. До съемки, если только есть возможность, надо исследовать сюжет с возможно большего числа точек зрения и оценить наблюдаемые эффекты, руководствуясь в выборе ее одной своей целью: полнота выражения темы в сюжете. Существуют, правда, некоторые правила относительно точек зрения, напр.: при съемке портрета объектив уста
навливается на высоте глаз модели, при съемке пейзажа необходима точка, при которой, кроме земли, зелени, строений, должно получиться и небо, при съемке зданий лучшая точка зрения та, с ко
торой видны и фасад и боковая сторона и т. д. Но эти правила имеют столько же применений, сколько и исключений: пользоваться ими слепо нельзя, так как они вырабатывают шаблон, совер
шенно нетерпимый в художественной фотографии, и ведут к ошибкам, губящим все дело. Надо лишь помнить, что точка зрения - один из важных
КИПАРИСЫ Л. Леонов (Москва)