aed
;

Dy
€X0ny.
Tidy.
hay,
DOI.
a
Heyny
ВЫХ

‘Delp:
mi
ара
Cys
п, 4%
Paspey.
Tony
В В.

Зач
Раза.
НЫ

ры
ВоВ
Ta

Dn
2 Doge
ВОДО
Honor
OPBAR,
тЫ,

TON,
Ален,
Г бы
lemmay
  NOM
DEIN.
OBERT
RE te

OND. Ae
1. Tap
т ух
ет.
ВМ
BATE
2, №
ин
=
т 50.
OBNCR
NRA, ¢
D, De!
ти,
юм
рез {
т
ЕЕ
ет
МО
Гат
 Чет 1
TRAN,
TE
и
у
а
rexel.)
rb Bt
A taut)
Tait,
Aeerpets,
Toth
( 18
И
ь И
ry Ofte,
Roranit
apr)
в пе
в BHM

oxogatl
ши
pie
rofl
gg #
в!
рита
д poss)
garnet

an

oft
yep

из И

Е

2 ноября 1944 г., четверг. № 261

(5941).

К

РАСНАЯ ЗВЕЗДА

RRP

_В освобожденных советских столицах

Беседы по телефону корреспондентов „Красной звезды“

С величайшим под’емом встречает страна ХХУП годовщину
Великого Октября. На пороге окончательной победы снова со-
республики могучего

брались в дружной братской семье все
Советского Союза.

Прошли черные дни гитлеровской оккупации, Семь освобож-
денных от врага советских столиц залезивают нанесенные им

ххх

КИЕВ

Ф. МОКИЕНКО —
председатель исполкома горсовета

— 6 ноября исполняется год, как сто-
лица Советской Укранны освобождена
доблестной Красной Армией. Сейчас в
Кневе работают 242 предприятия. За $ ме-
сяцев они дали фронту, стране продукции
на 170 миллионов рублей. На 42 миллиона
рублей выработала изделий местная и
промкооперативная промышленность.

— Как восстанавливается Крещатик?

— Немцы варварски разрушили Креща-
тик — одну из красивейших улиц Киева,
но усилиями киевлян он поднимается из
рунь Первая очерель работ уже’ закон-
чена. Мостовая и тротуары очищены,
стью залиты асфальтом. Далеко за преде-
лами Киева известны имена лучших лю-
дей этой народной стройки: колхозницы
Дуни Петриченко, Марин Довбык, Евдо-
кии Хавро, Виктора Колоса. Крещатик
стал колыбелью движения за восстанов-
дение и ремонт жилых помещений. Брига-
да сотрудников «Укрспецевязи», возглав-
ляемая В. Колосом, работала на Креща-
тике более 120 раз. Сотрудники этого
учреждения решили отстроить полуразру-
шенный б-этажный дом. Сейчас начались
работы по восстановлению этого дома.

Возрождается культурная жизнь Киева.
Развернули свою деятельность Академия
наук Украины, филиал союзной Академии
архитектуры, союзы писателей и худож-
ников. Работают четыре театра, цирк, во-

семь кинотеатров. В день первой годов-
шины освобождения Киева на сцене
Украинского драматического

Франко будет поставлена пьеса о битве
Красной Армии за столицу Советской
Украины. Е

— Сколько в Киеве населения?

— 550 тысяч человек. Год назад
Киеве насчитывалось лишь несколько де-
сятков тысяч жителей.

ВИЛЬНЮС

Ю. ПАЛЕЦКИС —

Председатель Президнума Верховного
Совета Литовской ССР

— °С огромным под’емом Советская Лит-

ча- Заводов: паровозоремонтный, радно,

ность В

Только за две недели октября в восста-

театра им.   Новительных работах приняло участие око-
ло 62 тысяч человек.

в   полностью восстановлен.
восстановление Дома Правительства, зда-

великой Родины.

канских газеты и один журнал. Начали
выходить также пять уездных газет, В
ближайшее время начнется выпуск еще
четырех журналов.

МИНСК

К. БУДАРИН —

— (Сразу же после освобождения Крас-
ной Армией многострадального Минска
началось его восстановление. Повсюду за-
кипел свободный  созидательный труд.
Вскоре город получил свет и воду. Зара-
ботали первые хлебозаводы, мельницы,
столовые, сапожные и швейные  мастер-
ские. Сейчас в Минске действует уже ряд
молоч-
ный, пивоваренный,  водочно-ликерный и
др. 114 городских трестов и управлений
возобновили евою деятельность,

— Пущен ли трамвай? =

Немцы разрушили минский трамвай

до основания. Теперь он восстанавливает-
ся. Первая его очередь готова
По. освобождении

к пуску.
Минска было начато
восстановление моста через реку Свислочь

— до главной городской магистрали, Сей-

час этот мост передан в эксплоатацию.
В Минск вернулись госуниверситет, по-

литехнический институт. Приступили к ра-
боте государственные театры. Открыт му-
зей Великой Отечественной войны. К ок-
тябрьским праздникам откроется выставка
трофейного вооружения.

Население проявляет большую
возрождении родного

актив-
города.

— В каком состоянии Дом Красной

Армии?

— Минский Дом Красной Армии почти
Закончено также

ний ЦК КП(б) Белоруссии, городского Со-
вета и др.

ПЕТРОЗАВОДСК

П. ПРОККОНЕН —
Председатель Совнаркома Карело-
Финской ССР

— Трудящиеся Петрозаводска успешно

ва готовится отметить ХХУП годовщину   ликвидируют последствия варварского хо-
Великого Октября. Сотни крупных и мел- зяйничания гитлеровских разбойников в на-

ких заводов и фабрик, разрушенных вра- шем городе. Возрождается городское

хо-

TOM, уже введены в строй действующих.  зяйство, Отремонтировано уже 22 тысячи

Только в Вильнюсе восстановлено

да», картонажная, радиозавод и

другие. Начали выпускать’ готовые  изде-

более   кв.
50 предприятий: табачная фабрика «Побе- городской i
многие   крупный хлебозавод, рыбообрабатывающий.

метров жилой площади.
водопровод,

Действует
электростанции,

— Как развертывают свою работу пред-

лия 73 предприятия Каунаса, Восстанов- приятия лесной промышленности?

лены сахарный завод, стекольная фабрика,
ряд электростанций. На три
своей мощности
ский водопровод.
— Как работают литовские
дорожники?
— Хороню!
роге вручено переходящее Красное
Государственного Комитета Обороны.

четверти! ной промышленности. Организовано
отремонтирован  каунас-  лесокомбинатов. В их составе — 13 лесо-
бирж. 10 предприятий приступили к лесо-
железно- заготовкам и вывозке леса. Работает узко-
колейная лесовозная дорога с паровозной
Литовской железной до- тягой и механизированный лесопункт. Вос-
знамя  станавливаются 12 лесозаготовительных и
два сплавных

— Многие сотни рабочих заняты в лес-
ПЯТЬ

предприятия, центральная

— Как готовятся к празднику в селах?  ремонтная мастерская.

— Велик патриотический и трудовой

— В Петрозаводск вернулся Карело-

под’ем среди литовских крестьян. Недавно! Финский государственный университет. На-
состоялась третья сессия Верховного Со- чал также работать научно-исследователь-
вета Литовской ССР, принявшая закон © ский институт культуры и сельскохозяйст-

возвращении крестьянам земли, отнятой
них немецкими оккупантами.

— Сколько крестьян уже ‘получили зе- турно-строительном,

мельные участки?

— Только в 14 освобожденных уездах Приступлено

у венный техникум. В ноябре начнутся
нятия в ряде других техникумов: архитек-

за-

финансово-экономиче-
ском, кооперативном, статистическом.
к восстановлению памят-

более 20 тысячам крестьян возвращена уже ника В. И. Ленину, поврежденного фаши-

земля.
красные обозы и
венные продукты в фонд Красной Армин.

Вновь работают закрытые ранее немцами
литовская Академия наук, Академия худо-
жеств, университеты, филармония, консер-
ватории. Открылись сельские и городские
школы,

— Много ли выходит газет?

— Регулярно

В уездах крестьяне

зерно маневра

Этим летом, когда напки войска  про-
рвали оборону противника и вышли Ha
польскую равнину, мне довелось увидеть
в штабе энской армии карту, запечат-
левшую начальную стадию глубокой по
замыслу и смелой по размаху операции.
Большая карта, исчерченная цветными
карандашами, графически четко рисо-
вала сложный маневр танковых масс и
пехоты. На нироком фронте прорыва наша,
артиллерия и пехота одновременным уда-
ром взломали неменкую оборону. В горло-
вину прорыва хлынули танки — они сед-
лали дороги, форсировали реки, рвали
вражеские коммуникации и, описав В
быстром темпе гигантскую дугу, отсекали
в глубине неменкой обороны вражескую
группировку от ее оперативных резервов.

У карты, держа указку в руке стоял
пожилой генерал. Во всем его облике, в
спокойной манере говорить и формулиро-
вать мысли было что-то профессотское.
Если бы не грохот орудий, то можно бы-
ло подумать, что дело происходит на лек-
ции в военнуй академии.

— Ну-с, остановимся более подробно
на задаче первого дня...

Ее хорошо знал молодой  гварчейсвий
офинер е густой копной светлорусых во-.
лос. Он сидел на полянке, скрестяв ноги,
детка на коленях планшет. Это был
коуандир батальона гвардии капитан Боч-
ковекий, Герой Советского Союза. С точки
зпения генерала, бравшего операцию в це-
лом, лействия батальона Бочковекого, дви-
тавшегося на острие армейской стрелы,
были только штрихом, малой песчинкой в
массе войск, решавших исход бражения,
Но кто знает. может быть, этот штрих на
карте был тем ярким  мазком, который
прилавал всей картине наступления жн-
весть и красоту, — и 06 этом < боль-
шой лушевной горлостью, точно мастер,
любующийся сроим творением, говорил
генерал.

В штабе аримли, где вынаигивалась идея
операдий, вилели за боевыми планами не
только технику. так сказать, ев чиело,
HO и rex людей, которые будут эти
тланы выполнять. Боевая задача тесно
связывалась с человеком. Характер и
свойства офицеров играли в решения вы-

организуют   стскими
сдают сельскохозяйст-   работами руководит заслуженный деятель

оккупантами. Реставра ЦИОННЫМИ

искусств скульптор Манизер,

ТАЛЛИН

Н. КАРОТАММ —
секретарь ЦК КП(б) Эстонии
— Как возрождаются предприятия горо-

издаются три республи-!да, разрушенные немецкими захватчиками?

ицеры 26

ар

шестоящего начальника свою большую
роль. Для того, чтобы осветить обстанов-
EY B первые же часы ввода в врорыв,
нужен был офипер с большим кругозором,
который сумеет на этом начальном этапе
сражения быстро и умело схватывать про-
исходящее.

Выбор пал на Бочковского. Офицер
маневра — так его звали хрузья. Особен-
но ом проявил себя весною в мастерском
маневре под Коломыей, когда его полвиж-
ной отряд, сойдя © шоссе, забитого про-
тивником, с боями прорвалея к Пруту и
зажал немцев... Он умел раздвигать ино-
гда узкие рамки боевой задачи. Это бы-
ла одна из его сильных командирских

черт.
Бочковский любил размышлять, имея
перед собою полевую карту, цветные

карандаши, циркуль и старую запис-
HY книжку В клеенчатом переплете. Она
была полна лаконичных записей — жи-
тейское в ней перемежалось с заветным,
глубоко сокровенным. ’Открывалаеь она
записью об искусстве танкового б»я: «Пе-
ред боем семь раз взвесь все шансы. как
хороший шахматист перед ходом, проду-
май все варианты, никогда не считай про-
тивника глупым, учитывай, что он может
принять неожиданные контрмеры, и зара-
нее продучай, как их парировать».

Да, Бочковекий любил эту прелвари-
тельную работу над планом боя. Работу
мысли — живой и страстной, холодной
и трезвой. Он сделал на карте нервый
ход: BOT Tak # пойду, перпендикулярно
поссейной дороге. Этот ход вызвал ответ-
ный: вот так может реагировать про-
тивник. Он хобивалея ясности и точности
во всех деталях плана. Разытрал ©
командирами рот и взводов всею динамику
боя. Он стягивал их мысли в одну страст-
ную решимость — в быстром темпе про-
вести бой. Эти гвардейские черты — ре-
шимость, настойчивость в достижении пе-
ти. мобильность мыслей и чувств — He
были только личными чертами характера
молодого капитана, они принадлежали
всему батальону.

Бочковекий свернул карту. Задача
дня была уложена в точные рамки 60е-
вого графика. Это был. если можно так
выразиться, чертеж будущей победы,
ec каркас. Предстояло самое главное

тяжелые раны ни в едином трудовом порыве крепят мощь нашей

Руководящие работники семи союзных республик рассказа-
ли нашим корреспондентам о том, какими достижениями встре-
чают столицы великий всенародный праздник.

kk *

— Сейчас в городе уже работает более
ста промышленных предприятий. В. их чис-
ле — крупнейшие заводы. С каждым днем
на предприятиях Таллина ширится  пред-
октябрьское социалистическое  соревнова-
ние. Рабочие центральной электростанции
обязались восстановить к празднику не-
сколько агрегатов станции и дать электро-
энергию.

С большим под’емом встречает праздник
трудовое крестьянство Эстонии. В Таллине
состоялась конференция трудового кре-
стьянства Эстонии, в работе которой при-
няло участие более 300 делегатов от всех
уездов и волостей республики. На конфе-
ренции обсуждался вопрос о возвращении
крестьянам земли, отнятой у них немецко-
фашистскими захватчиками.

— Как будут проходить празднества в
Таллине?

— Город готовится достойно отметить
великий праздник. 6 ноября состоится от-
крытие драматического оперного театра.
«Эстония». В этот день на сцене театра
будет итти опера Чайковского «Евгений
Онегин».

На праздник в Таллин приезжает деле-
гация от воинов эстонского корпуса и от
краснофлотцев Краснознаменной Балтики.

РИГА

Я. КАЛНБЕРЗИН —
секретарь ЦК КП(б) Латвии

— Немецко-фашистские захватчики на-
несли большой ущерб столице Советской
Латвии. Отступая, они разрушили электро-
станцию города, повредили центральную
водонапорную станцию и всю городскую
водопроводную сеть, взорвали мосты через

Западную Двину, оставили в городе и его].

окрестностях болыное количество мин.
Мины встречаются на каждом шагу. В
квартирах и учреждениях обнаружены ми-
ны замедленного действия. Некоторые из
зданий до сих пор находятся под каран-
тином,

— Как идет разминирование города?

— Разминирование города идет успешно.
Саперы латвийского стрелкового корпуса с
помощью населения очищают кварталы
Риги от вражеских мин. Одновременно
рижане очишают свой город от шебня и
лома, наводят порядок и чистоту. Быст-
рым темпом идет восстановление жилищ и
коммунальных предприятий.

Трудящиеся Риги с исключительным
под’емом работают над восстановлением
электростанции и городской водопроводной
сети, разрушенных немцами. Рабочие со-
ревнуются за досрочное выполнение про-
изводственных заданий, чтобы как можно
скорее дать свет и воду столице. Начи-
нают работать театры, больницы и школы.

КИШИНЕВ

Т. КОНСТАНТИНОВ —

Председатель Совнаркома Молдавской
ССР

— После долгих лет оккупации столица
Молдавии снова вернулась к свободной
жизни, Сейчас город залечивает раны, на-
несенные ему войной. В результате трудо-
вых усилий кишиневцев восстановлены
многие предприятия столицы. Уже работа-
ют мясокомбинат, масло-сырзавод.

В Кишиневе работают более 100 вино-
дельческих пунктов. Немало предприятий
города занято переработкой овощей, Одно-
временно идет восстановление крупнейших
предприятий консервной промышленности.

Столица Молдавии после своего осво-
бождения снова становится городом  изо-
билия. Богатый урожай, собранный в этом
году в Молдавии, явится базой для даль-
нейшего развития пищевой промышленности,

`Труженики колхозных полей Молдавии
обязались к празднику выполнить государ-
ственный план хлебопоставок и кроме

того дать сверх плана   миллион пудов
хлеба в фонд Красной Армии.

Б. ГАЛИН

— вдохнуть в эту схему жизнь. Самый
бой, чреватый  неожиданностями, ocr-
ротой положений, раскроется своими
новыми гранями. Й всё-таки без этом
чертежа, без этого плана строго обосно-
ванных действий нельзя быть уверенным
в успехе наступления. И, может быть,
всё или почти всё искусство боя состоит
в том, чтобы суметь в нужную, решаю-
щую минуту не быть рабом этой схемы.

Ночь перед боем капитан провел е тре-
уя офицерами взвода разведки. Они дол-
жны были решить первую и основную 3a-
дачу — войти в прорыв, осветить обста-
новку. Командовал взводом офицер Пос-
ледовский, молчаливый; сдержанный че-
ловек, со скрытым, но сильным темпе-
раментом. Bee трое — Последовекий,
Ильин, Овчаров — обладали, по мнению
командира батальона, нужными для этой
цели волевыми качествами. В сумерках
Бочковский, сопровождаемый командиром
взвода, обходил машины. Танки стояли,
укрытые зелеными ветвями: зеленые хол-
мы с торчащими дулами пушек.

Or машины отделился Овчарюв. Он был
в холшевом замаеленном комбинезоне. От
всей его фигуры низкорослом,  широко-
плечего крепыша веяло злеровьем и силой.
Вуском пакли он вытирал большие в сса-

динах ладони. Вистью руки он вытер пот-

ное лицо и отбросил русые волосы, ни-
спадавшие на лоб.

— Хорош! — искренне вырвалось у
капитана Бочковского. — Офипер гвардии
перед битвой... Без прикрас!.. А помните
старинные травюры — красивых и пыш-
ных наполеоновских гвардейских офице-
ров: штаны в обтяжку. высокие ботфор-
ты. нафабренные усы. мохнатые шапки...
Да, крутой век — друтая гвардия...

В четвертом часу утра взвод После-
довекого раньше других вошел в прорыв
и вырвалея далеко впереди главных сил.
Последовский сообщил по радио свои ко-
ординаты. Потом он стал коротко доно-
сить 060 всем видежном. Офицеры развед-
ки свято придерживались той инструк-
ции, которую им дал Бочковский, — в бой
по возможности не вступать, уточнять
вражескую систему огня, внимательно
следить за быстро изняютщейся обстанов-
кой. В эти первые часы боя донесения
Последовского были тем основным источ-

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. В
Н-ской части служат братья-близнецы
Анатолий и Михаил Кретовы. Оба
они — разведчики-минеры, оба в зва-
нии младшего сержанта. Каждый из
братьев награжден тремя орденами.

Снимок нашего спец. фотокорр.
старшего лейтенанта С. Репникова.

Письма командования

родным героев

1:й УКРАИНСКИМ ФРОНТ, 1 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Указом Пре-
зидиума Верховного Совета СССР недавно
присвоено звание Героя Советского Союза
большой группе рядового, сержантского и
офицерского‘ состава Н-ского соединения.
Среди награжденных гвардии капитан
Усанов, гвардии капитан Иванов, гвардии
старшина Антыньян, гвардии ефрейтор Го-
рев, гвардии младший сержант Чупин и
многие другие.

Недавно командованием соединения по-
сланы письма родным этих героев.

«Ваш сын гвардии старшина Антыньян,—
говорится в письме отцу героя Вартану
Артемзевичу Антыньяну, — лучший артил-
лерист. В одном из недавних боев его ору-
дие держало под обстрелом перекресток
дорог, по которым немцы подтягивали свои
подкрепления. Стоило врагу попасть в сек-
тор обстрела, как Антыньян накрывал его
метким огнем. Рассвирепевшие гитлеровцы
броенли тогда на артиллеристов ‘пятнад-
цать своих танков. Но советские гвардей-
цы-артиллеристы не дрогнули: Расчет Ан-
тыньяна бил по фашистам так метко и
ожесточенно, что казалось, будто у перекре-
стка стоит не одно орудие, а целая бата-
рея. Уже четыре немецких танка горели,
как свечи, но фашистские хищники не уни-
мались и много раз бросались в контр-
атаки. Восемь подбитых и сгоревших. тан-
ков оставил тогда враг на поле боя.

Ратный труд вашего сына высоко оце-
нила Родина, наградив его орденом Ленина
и медалью «Золотая Звезда».

Такие же письма посланы жене Героя
Советского Союза гвардии re To-

рева — Горевой Евдокии фанасьевне,
жене Героя Советского Союза гвардии
младшего сержанта Чупина — Чупиной

Анастасии Дашаровне и другим. Всего по-
слано более десяти писем родным Героев
Советского Союза.

Разведчина Нина Редько
взяла в плен двух немцев

1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 1 но-
ября. (По телеграфу от наш. корр.). Ге-
ройский подвиг’ совершила полковая раз-
ведчица комсомолка Нина Редько. Не
успели замолкнуть артиллерийские залпы
наших орудий, как Нина уже была на
бруствере вражеского окопа и первой
бросилась в атаку. Пробежав по траншее
противника, она ударом автомата выбила
оружие из рук опешившего немца, а вто-
рого свалила с ног. Направив свое ору-
жие на гитлеровцев, она заставила немцев
поднять руки и обоих взяла в плен.

Воодушевленные примером отважной раз-
ведчицы, бойцы бросились на врага и об-
ратили его в бегство.

ЕЕ =

ником информации,
только батальон и бригаду, но и стрелк-
вые части.

Ввод в прорыв был произведен е отно-
сительно малыми потерями. Первоначаль-
ная цель, которую ставил перед собой
Бочковский, была достигнута: батальон
сохранил ударную силу для решения за-
дачи в глубине немецкой обороны. Боч-
ковский умел читать карту боя. Радио-
граммы Последовекого отчетливо рисовали
движение противника, который своими
ближайшими резервами нависал над на-
шими силами с фланга, стремясь ударить
наступающих в основание танкового кли-
на. В этом свете движение батальона по
старой оси казалось мало целесообразным:
это значило ткнуть кулаком в воздух.
Нужно было срезать опухоль на правом
фланге и, главное, — не дать ей разра-
стись. № этому выводу пришел Бочков-
ский, читая донесения своих офицеров.

- Их радиограммы звучали сухо и лаконич-

но. Но Бочковекий понимал, какой ценой
цавалось им это спокойствие. В одной из
радиограмм промелькнуло: «Немпы на нас
наседают». Драматизм положения трех
офицеров усутублялся еще и тем, что они
гвонми ланными как бы повертывали ось
наступления батальона и отрезали для
себя всякую возможность встретиться с
Бочковским на старом направлении.

Да, 0бе стороны — Бочковекий и
командир взвода разведки это хорошо но-
нимали. Но здесь сказывалея один из
решающих внутренних законов гвардей-
ского искусства — закон самоотверже-
ния, Все три офипера были пеихологи-
чески готовы к этой боевой задаче, пол-
ной риска и смертельной опасности. Текст
их раднограмм был попрежнему сух: они
настойчиво привлекали внимание Бочков-
ского к «опухоли» на правом фланге.
Олна из ралиограмм — она оказалась
последней — оборвалась на полуслове.
Сам Бочковский и его радист долго и тер-
пеливо искали их в эфире, но все трое
молчали. Капитан отгонял всякую мысль
0б их гибели: этого не должно быть! К
тому же обстановка заставляла думать о
батальоне в целом.

При всей своей молодости Бочковский
обладал внутренним спокойствием. Десят-
ки вопросов в одно время предстали пе-
ред ним. Можно было вести танки перво-
начальным, хорошо продуманным марш-
рутом, достичь намеченного планом. на-
ступления рубежа, закрепиться и счи-

тать, что боевой приказ выполнен. И  время ее командиром был Игнатьев. Потом

В ногу с жизнью

С выходом советских войск в Карпаты
перед бойцами и офицерами Красной Ар-
‘мни встал ряд новых задач, вытекающих.
из специфики горной войны. Эти новые
задачи не застали враеплох красноармей-
скую газету «Знамя Родины» (редактор
В. Верховский). Она своевременно и энер-
гично повела на своих страницах раз’яс-
нение наиболее выгодных в горных усло-
виях видов маневра и приемов использо-
вания боевой техники. :

сплошного

«В тюрах не может быть
фронта, — пишет газаа в передовой
статье от 2 сентября. — Эта’ особенность

горного театра создает благоприятные уб-
ловия для самоетелтельных действий мел-
ких подразделений».

Один из примеров таких действий очень
удачно разобран в корреспонденции «Удар
с флангов» (№ 195). Подразделению капи-
тана Дулаева была поставлена задача —
овладеть высотой, господетвовавшей над
всей окрестлежащей местностью. Немцы
сильно закрепились здесь, и выбить их е
высоты казалось делом весьма трудным.
Успех в данном случае целиком зависел
от способности командира скрытно произ-
вести обходный маневр. Дулаев отлично
понимал это и потому, прежде чем начи-
Hath 0бход высоты, решил частью сил
предпринять энергичную фронтальную
атаку. Атака в л0б привлекла на себя веё
внимание противника, а тем временем
главные силы подразделения, не тревожа
немпев ни единым выстрелом, вышли на
фланги неприятельской обороны. Сигнал
командира на атаку с флангов был по-
дан в момент наибольшего сосредоточе-
ния огня с фронта. И это дало блестя-
щие результаты — противник был по-
вертнут в смятение и очень быстро оста-
вил высоту.

Бои в горах внесли также много нового
в действия разведчиков, сапер, связистов.
Газета, «Знамя Родины» учла и это. Она
выступила с целым рядом статей и кот-
респонденций, в которых попыталаев 0боб-
щить наиболее ценный боевой опыт под-
разделений снепиальных родов войск. За-
поминается в частности корреспонденция 0
героической работе саперной части майора
Попова, сумевшей за пять первых дней
наступления построить 7 мостов, обезвре-
дить тысячи мин. Обрашает на себя вни-
мание переловая статья «Смелый развед-
чик — хозяин гор». В этой статье газета
сумела достаточно глубоко раскрыть важ-
нейтпие особенности разведки в горах.

Горы и лее отнюдь не ограничивают,

Обзор печати

а наоборот, расширяют возможности для
успешных действий войскового разведчи-
ка. «Знамя Родины» показывает зто на
примере гвардии старшего сержанга Шак-
базова. Сумев использовать скрытые под-
ступы. Шакбазов незаметно пренив co
своей группой в район расположения про-
тивника, провел в этом районе почти сут-
ки и в результате лобыл весьма точные
и подробные данные о численности враже-
ского гарнизона, характере фортификаци-
онных сооружений, системе огня.

Первые же бои в Карпатах показали,
что здесь больше, чем где бы то ни было,
самым надежным и порой единственно воз-
уожным средством связи являетея радио.
Боевые успехи многих частей и подразде-
лений о5’яснялись здесь именно тем, что
команлиры их сумели хорошо организовать
управление боем по радио. И газета по-
ступает безусловно правильно, широко
пропатандируя такого рода примеры. Из
номера в номер она напоминает офицерам
o6 Wx обязанности — держать работу
своей радиостанции под  неослабным
наблюдением, лично проверять состояние
раций и питание для них, следить за тем,
чтобы радисты неустанно повышали евою
квалификацию.

Большое место отводитея на страницах
«Знамя Родины» различным учебно-мето-
дическим материалам. В таким мы отно-
сим статьи: «Стрельба в горах из вин-
товки» (№ 175). «Как переносить грузы
и раненых в плащпалатке» (№ 202),
«hak ориентироваться в горах» (№№ 185
и 190). Эти статьи также дают нашим
красноармейцам и сержантам очень много
полезного.

Особо следует отметить выступления га-
зеты о боевых действиях в условиях ог-
раничениой видимости — ее переловые
статьи «Ночь — наша союзница» (26 сен-
тября) и «Под прикрытием тумана»
(19 сентября), а также серию писем из
батальона майора Бакланова. Здесь опять-
таки редакции удалось очень хоропто пот-
метить ряд особенностей горной войны и
зать своему читателю много ценных со-
ветов.

Следует лишь пожелать редакции «Зна-
мя Родины» шире привлекать к пропатан-
те передового опыта горной войны Tex,
кто творит этот опыт — рядовых бойпов,
сержантов и офицеров. Их собственные
выступления на страницах газеты HecoM-
ненно будут способствовать более полно-
му, более лоходчивому освещению каж-
Того из вопросов, связанных © особенно-
стями боевых действий в горах.

ПОЛЬСКИЙ ВРАЧ ВАНДА ПРУШИНСКАЯ
СПАСЛА ШЕСТЬ СОВЕТСКИХ ТАНКИСТОВ

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 1 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Группа co-
ветских танков прорвалась глубоко в тыл
противника и завязала бой на улицах
одного польского города. Немцы подброси-
ли свежие силы. Танкисты сражались
мужественно, но в неравном 6010 два
танка были подбиты.

Это наблюдала Ванда Прушинская —
врач городской больницы. Она pemu-
qa спасти танкистов. Когда настали су-
мерки, Прушинекая собрала сапитаров
больницы Домбровского, Владислава Выр-
ву, Софью Вилькувну, Ганну Маравекую,
Жрисину Матушок и вместе с ними оето-
рожно подобралахь к подбитым танкам. В
них находились шесть тяжело раненых
русских танкистов.

— Это наши братья славяне, — ска-
зала Ванда Прушинская.—0Они жизни не
жалели за нас, и мы должны их спасти.

Танкистов перенесли в больмицу. Здесь
Ванда Прушинская оперировала их. Ре-
шено было опрятать советских воинов в
больнице. Пошли тревожные дни. В горо-
де немпы беспрерывно устраивали обла-

который питал не это далось бы легко. Но такое «пожира-

ние» пространства было бесцельным. С
тактической точки зрения это был холо-
стой выстрел. Нужно было найти в себе
силы, чтобы отрешиться от привычной
схемы, зафиксированной в уме и на карте,
и преследуя ту же цель — выход в глу-
бину обороны противника, избрать новый
вариант, подсказанный обстановкой. Этот
вариант имел свои трудности: в треуголь-
нике 1106се — дамба — железная дорога
немцы сосредоточили большие огневые
средства.

Он спраптивал себя: нужно ли итти на
риск, содействует ли его маневр общему
плану прорыва или же его частный по-
чин повиснет в воздухе? И капитан Боч-
ковекий испытал наивысшее командирекое
удовлетворение, когда из штаба бригады
пришло подтверждение: «Одобряю». Он
расставил свои танки таким образом, что-
бы добиться двоякой цели: огнем из засад
ий внезапными атаками уничтожить на
подходе вражеские танки, железной сте-
ной огня оградить пехоту, дав ей полную
возможность прорваться вперед.

В третьем часу пополудни — он за-
помнил этот час — Духов и Куприянов,
танки которых были ближе всех к охра-
няемой немпами дамбе, должны были дви-
нуться в атаку. Но в этот момент на
какую-то долю секунды их опередил танк,
освещенный ‘отвесными лучами солнца,
Своим броском наперерез дамбе этот танк
порвал тонкую ниточку тревоги, котопая
как бы повисла в душном воздухе. Чей
это был танк? Откуда он взялея? Бочков-
ский воевал на тяжелых машинах, а это
был «Т-34». Одно лишь появление этой
серой, прокопчетной  тридцатьчетверки,
шедшей на большой скорости на еближе-
ние с противником, выхекло искру ярост-
ного порыва в лушах танкистов. Трих-
патьчетверка привлекла на себя огонь
немпев. Полмяв низкие кусты и лавируя
срели деревьев, мапитна вела огонь с хода
0 немецкой батарее,

Бочковский открыл люк своего танка и
сильным движением преподнялея на ру-
ках. Теперь он увидел тридпатьчетвер-
ky B 106 и узнал ее. Это была старая
гвардейская  тридцатьчетверка,  пользо-
вавшаяся 0с0бой любовью и уважением
батальона. Она сражалась ма Курской
дуге, форсировала Днестр и Прут, участ-
вовала в прорыве на Буге. Под Киломыей
она лишилась лобового пулемета. В свое

Е Е ЕЕ ПВО ee

вы. С минуты на минуту Прушинекая
ожидала прихода гитлеровцев в больницу.

Й вот наступил день, когда немцы
пришли. Мужественная польская патриот-
ка повесила на дверях палаты, гле лежа-
ли танкисты, табличку с надписью «Мер-
твецкая». Когла немпы подошли к палате,
Прушинская, едва скрывая свое волие-
ние, торопливо протоворила: «Здесь мер-
твые лежат, заразные были, тифозные»,

Немпы посмотрели на табличку и
ушли. Так повторилось несколько раз.
Тем временем советские танкисты, окру-
женные вниманием и заботой Ванды Пру-
ШинНСкоЙй И 68 помощников, постепенно
выздоравливали. Bow подходили в городу.
Вскоре немцы начали поспептно покидать
его:

Однажды на рассвете бой вепыхнул в
самом городе. На улице, гле была боль-
ница, показались первые советские стрелки.

— Они спасены! — воскликнула Ban-
да Прушинская ‘и побежала навстречу
красноармейцам,

—0фицер Сирик. Оба они Герои Советского
Союза. Машину эту давно уже списали со
счета боевых, она прошла три серии
боев, отжила все сроки жизни. Все тело
ее было в рубцах от ран — танкяеты их
называли «елезами на броне». Но елиш-
ком много дорогих и святых воспомина-
ний было связано с этой статой, изранен-
ной боевой машиной. Ее отремонтитовали,
поставили пушку, и она везла батальон-
ную кухню.

Когда после боя Бочковский потошел к
танку, командир тридпатьчетверки стоял
спиной к нему. Бочковский коснулея ето
плеча. Танкист в_ потертой кожаней ту-
журке быстро обернулся. Это был Овча-
ров — один из офицеров разведки. Его
лицо потемнело и осунулось, только
глубоко запавшие глаза блестели на за-
копченном от пороха и пыли мололом
лице. Он заговорил коротко, с большиуи
паузами: машина подожжена.. Овчаров
успел выбраться из торящего танка и,

пробираясь назал, ветретил хозяйство
второго эшелома: там была эта трид-
патьчетверка, он заправил ee Topw-
чим, загрузил боеприпасами... Овчаров

прижал к себе контуженную руку’ каза-
лось. он хотел унять боль серлпа. Задача
дня была выполнена. Бочковский видел,
это 0ь направления удара  соелинення
передвинулась по оси батальона. Пришел
тот час, и стажение переросло скромные
масштабы действия гвардейского баталь-
она. Но маленькое зерно маневра, най-
денное в бою капитаном Бочковеким. да-
вало свои плоды: наступление развива-
лось в маневр больного  соелинения с
присущим танковым массам размахом и
всё возрастающей уларной силой.

..Три недели спустя после этыо боя
я встретил Рочковекого. Спидометр ero
танка показывал 900 километров: ПУТЬ,
пройденный батальоном в дни наступле-
ния. [о прямой этот путь занимал 400
километров.

— Но кб же воюет по пряжй, —
улыбнулся Бочковский, развертывая кар
ту, на которой его рукой был  панееен
маневр батальона.

Й. глядя на Бочковекого, я вепомнил,
Что этот же огонек, — его можно назвать
огоньком военной ( страсти, — был и у
генерала, обозревавнего маневр армии. 056
карты — генерала и командира батальона
— огвещалл картину маневра сильным
светом военний мысли.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.