РАМН С

’5 февраля 1948 ropa, No 29 (7345).
авы ша

На окружное совещание передовых сержантов прибыли лучшие

командиры отделений, помощники командиров взводов, старшины рот..
Они на деле являются надежными помощниками офицеров, неустанно

воспитывают

подчиненных в духе соблюдения требований уставов.

Отделения, расчеты передовых сержантов встречают ХХХ годовщину
Советской Армии новыми успехами в боевой и политической подготовке.

Сегодня мы
сержантов.

*

*

рассказываем об опыте учебы и работы передовых

*

Отличный танкист
Виктор Бояреких

С честью выполнил воинекий долг в дни
Великой Отечественной войны  солдат-ком-
сомолец Виктор Боярских. Танковый эки-
паж, в котором Боярских был заряжаю-
щим, в числе первых фореировал Днепр,
® Верный chin русского народа, Виктор
Александрович Боярских мужественно 8a-
шишал свою любимую Родину и за отлич-
ные боевые действия награжден орденом
Славы. Война многому научила комоомоль-
ца. Виктор Боярских понял, что сила солда-
та-—в его военных и политических зна-
ниях, что надо неустанно повышать боевое
мастерство,

Воин горячо полюбил профессию танки-
ста и поставил перед собой задачу — в го-
ды мирной учебы в совермненстве овладеть
сложной техникой танка. И лобилея своего.
Лалеко вперед шагнул танкист Боярских ва
эти два с лишним гола. Теперь оп не только
в совершенстве знает пушку, но и MOTRO
стреляет, отлично водит танк в любых у-
ловиях. Таким и должен быть настоящий
танкист, способный в трудную минуту Ba-
менить любого члена экипажа.

Коммунист Виктор Бояроких успешно
окончил партийную школу, настойчиво
изучает «Краткий куре истории ВВИ(б)».

Политический рост коммуниста етособет-
вовал его служебному росту. Боярских по-
лучил звание старшего сержанта и был на-
значен на доллоность помощника командира
учебного взвода. Коммунист отлично спраз-
ляется с возложениой на него задачей, уз-
пентно обучает и воспитывает танкистов.

Требовательность к себе и подчиненных
-—непт’омлемое качество модолото комаиди-
ра-вослитателя, Он тщательно гпотовитея к
занятиям: составлябт конспект, заранее го-
товит схемы, плакаты и другие наглядные
пособия. В поле, в клаесе, на танкодроме и
полигоне Боярских обучает солдат, избе-
гая всяких условностей. Показ и трениров-
ка — его основной метод в учебе.

На лолжность командира отделения
впервые я был назначен в автусте 1945
гола, когда нала стрелковая часть веда
бои © японскими самураями на полотупах
к Харбину.

Мы наступали по торной местности,
через сопки и болота, в зной и проливные
дожди. Танки п артиллерия двигались
только по дорогам, о0бозы © боеприпасами и
питанием отетали. Однако для советских
пехотинцев не было непреодолимых преграл.

В те лни я убедился, как сильна, наша
пехота, вооруженная винтовками и ©корэ-

оружием.

стрельным автоматическим
Стрелки проявляли высокую огневую
ажтивность, гибкость маневра, стремитель-

ность в наютуплеции,

Теперь, в дни мирной боевой учебы, я
часто беселую с подчиненными о похолах
и сражениях, ла примерах из фронтовой
практики показываю силу огня пехотного
оружия.

— Сила отважного воина-——в оружии. —
товорю я солдатам. — Умело используя его
огневую мощь, можно достигнуть победы над
численно превосходящим противником.

...Преследуя врага,  ототупавитего

Хх

ителя

гает гвардии сержанту

О KORO 5
Помощник РУ И. Фролову в подго

лювовь к ОРУЖИЮ ^

Накануне дня занятий по вождению 1п0-
мощник командира взвода в часы самопод-
готовки. настойчиво тренирует солдат в пе-
реключении передач на тренажере, трени-
pyer до тех пор, пока каждый не вырабо-
тавт автоматизма в действиях. Такая под-
готовка к занятиям обеспечивает успех в
учебе.

После окончания учебного дня старший
сержант Боярских подводит итоги, указы-
вает на успехи и недочеты каждого подчи-
ненного. В результате этого солдаты знают,
чего они не сделали сегодня, на что обра-
тить внимание завтра.

Старший сержант Бояреких— надежный
помощнию офицера. Повеедневно общаясь ¢
солдатами, он отлично изучил евоих подчи-
ненных, Это помогает ему индивидуально
работать ® каждым из них. Командир
своевременно подмечает старание подчинен-
ного и по достойнетву оценивает его, спра-
велливо взыекивает е нерадивых.

Слово старшего сержанта Боярских, 90-
пащенное к солдату, является веским, убэ-
аительным и авторитетным, ибо во воем ов
служит примером для подчиненных. Солда-
ты горлятея тем, что их командир являет-

ся отличником боевой и политической moa

готовки, участником окружного совещация
передовых сержантов:

Комеомольцы избрали старшего сержанта
Боярских секретарем ротной комсомольской
организации, а коммуниеты оказали ему
доверие, избрав членом партийного бюро.
Роярских относитея ¢ большевистской от-
вототвенностью ю каждому порученному ему
делу и веегда доводит его до конца. Он
часто выступает перел солдатами и сержан-
Tan ев беседами и докладами,

(таригай сержант Боярских й его полчи-
пенные готовят достойную ветречу славно-
му тридцатилетию Советской Армии.

Гвардии старший лейтенант
Л. СЕМЕНОВ,

} $

Харбину, наи отрелковый взвод вырвался

палоко виерод. Пушки и минометы отетали

за крутым горным перевалом. :
Поднимаяеь на одну из сопок, мы ветре-

гились © подвижным отрядом ялонцев, на-

считывающим около 200 стрелков. Имея
превосхолотво в силах, самураи решили

не атаковать. Мы залегли.

Ведя беспорядочный огонь, японцы при-
ближались © криками: «баизай! банзай!».
Horta между нами и цепью врагов осталось
300—200 метров, мы открыли
огонь. Как скошенные, падали самураи.

‘Опираясь па боевой опыт, я прививаю
молодым пехотинцам любовь к винтовке
как к трозному оружию, которое в Hom
никогда пе подведет стрелка. Солдаты отде“
ления бережно хранят свои карадины, ста-

рательно» изутают материальную чать,
овлалевают мастерством меткего выстрела.

За образцовое, сбережение карабинов и
меткую стрельбу еоллаты-комеомольцы
Горушин, Кутловский, Шевырталов и Гра-
чев имеют несколько благодарностей.

Гвардии старший сержант

политзанятий гвардии ст
товке к очере

И. МОРОЗОВ,
командир отделения.

арший сержант И. Бурко помо-
дному политзанятию.

Фото А. Прохорова,

Прежде всего глубоко

‘основным принципом в обучении: следует

КРАСНЫ

занятия

Ни минометный расчет считается луч-
шим в подразделенин по всем видам
учебы. 0зобой похвалы мы заслужили на
боевых стрельбах. Во солдаты расчета
отмечены благодарностью за отличное вы-
полнение своих обязанностей во время
ведения огня. Когда командиры других
расчетов спрашивают, как мы добились
успехов в огневой подготовке, я отвечаю:
наши уепехи завоевавы  старанием,  на-
стойчивой учебой,

Как я готовлюсь к очередным занятиям?
анализирую  нело-
статки и положительные стороны предше-
етвовавшего урока. Все ли усвеили прелы-
душую тему?—вот вопро, который я
задаю cede, и начинаю припоминать ошиб-
ки, допущенные тем или иным солдатом.

Составляя конспект, предусматриваю, на
что обратить внимание, какие учебные в9-
просы поставить перед расчетом в целом
н перед каждым номером з отдельности.
Цервые 10—15 минут урока посвящаю
повторению пройденного материала, затаю.
вопросы обучаемым. Убелившиеь, что пре-
тыдущая тема солдатами усвоена, перехо-
жу к следующей теме. Это оправдывается

нереходить` от простого к сложному.
Расскажу 06 одном из последних  заня-

‚ Нан я провожу’ Помошник

THI по огневой подготовке. é
`В чае, указанный по растисаяю, мы

затповый

вышли с миномемм в поле, выйрали. место
тая огневой позиции, Эдесь я коротко опро-
вил солдат, как они усвоили презылуюутю
тему-- «Обязанности номемв в момент из-
готовки миномета к бою», об`яснил учебную
тель практических занятий по этой теме.

— bow! — подал я команду.

Bee принялись за работу.

Действия обучаемых были медлительны-
ми. Замковый твартии рядовой Хабибулин:
действовал вяло, забыл сцять вехи, не ВЫ-
ключи похолное крепление ствола. Солдат
Полехин с опозданием выключил TOApeccs-
ривание. -

— Отставить! — остановил я расчет и
раз яснил, что действует он медленно,
не имеег четкости, сноровки, слаженностн.

По моему приказанию наводчик Аркадий
Кириллов показал, как Ннало выполнять
обязанности замкового и наводчика. Солда-
ты Хабибулин и Полехин наблюдали за дей-
ствияии отличното минометчика, наблюдал
и Я. ?

— Теперь вам TOHATHET ommMOKM, ROTO-
‘рые вы допускали?-—спросил я соллат,

— Понятны,— ответили минометчики.

— Повторих.

Я вновь подал команду «к бою», Расчет
выполнил приказание. Так мы делали не-
сколько раз, пока не сократили срок изго-

‘службе. Более лвух лет командует тов. Ре-

Товки миномета.

вот-вот начнется.

Гвардии старший сержант В. ЛАЗАРЕВ.

й воин

_! СЕГОДНЯ ОТНРЫВАЕТСЯ ОНРУЖНОЕ   СОВЕЩАНИЕ `ПЕРЕДОВЫХ.

Se

-

Участники совещания передовых сержантов Московского военного округа, Слева направо: командир минометного расчета гва
дир орудийного расчета гвардии сержант Е. Ермолин, командир отделения связи гвардии старший сержант Н. Мирошниченко,
П. Зайцев, командир бронемашины гвардин сержант В. Яковлев и командир отделения сьардии старший. сержант И. Морозов.

са

командира взвода

`Коммунист Иван Редо

к достойно встречает

ХХХ годовщину Советской Армии

С доброй славой вернулся с Великой
Отечественной войны гвардии старший сер-
жант Иван Редок. Отважный  пулеметчик
был удостоен великой чести участвовать
24 июня 1945 года на параде Победы.
подвигах  пулеметчика писали в газетах,
командиры и товарищи  воехищалиеь его
боевыми заслугами.

Цохвала легко кружит голову, но у гвар-
лейца Редока голова не закружилась.
Окромный, трудолюбивый и требовательный,
коммуниет Редок не любил хвалиться фрон-
товыми заелугами. 0 войне он вепоминал
только тогла, когда нужно было рассказать
солдатам, как умелые и отважные  совет-
ские воины побождали сильного и коварно-
го врага, привести примеры из оныта боев.

Скромность — замечательное качество
говетского человека. Она заставляет воина.
критически относиться к своим делам, быть.
требовательным, постоянно стремиться к
новым знаниям. Гвардии crap сержант
Редок не самообольщается успехами, не до-
вольствуется достигнутыми резуаьтатами. _

— Сегодня ты передовой воин, но, если
не будешь учиться, потеряетнь вкус к с0л-
датской науке, завтра отстанеть и ORa-
женьея Ha. последнем месте; — говорит
старший сержант Редок.

Верный своим убеждениям, он постоянно
стремится к новым успехам в Учеб п

док отделением. Много трудов вложил он в
Дело совершенствования боевого мастерства
своих подчиненных, много времени потратил
на обучение и воспитание солдат. Старания.
тзардейца окупились сторицей.

УТюбо посмотреть на ловкие действия пу-
леметчиков Этого отделения. Четко, сла-
женно работают солдаты на огневой позч-
ции, быстро изготавливают пулемет к 00м.
В практике огневой подготовки расчета, ко-
торым команлует тов. Релок, еще не было

случая, чтобы стрелковые упражнения вы-

полнялись с оценкой пиже, чем «хорошо».
В любую погоду и на любой мветноети раб-
чет выполняет огневые задачи быстро И
точно,

Залюбуешься пулеметчиками, когда они
пхут строем. Молоден к молодцу, словно на
подбор, — бравые, сильные, подтянутые,

Всяческой похвалы заслуживают дойет-
вия солдат.и на штурмовой полосе. Пулемет-
чики славятся ловкостью и быстротой. Они
искуеные пластуны, отличные гимнасты.
Сложные препятствия рядовые преодолевают!
легко и непринужденно. Любое соллатекое
дело опорится в руках бойцов этога pas-
чета.

Чем же сильны воины-пулеметчики?

Любовь к Родине, преданность советеко-

му народу и большевистской партии вот
источник крепости духа и боевых успехов
солдат расчета. Словом и делом укрепляет
эту любовь в солдатских сердцах гвардии
старший сержант Редок. Страстным боль-
шевистским призывом и личным примером
честного служения Родине он разжег у ря-
давых жажду к знаниям. Он настойчиво,

по- партийному решает задачи командира ul

воспитателя.

Следуя требованиям уставов Советской
Армии, командир расчета приучил солдат
образцово выполнять служебные обязаняо-
ети в строю и вне строя, быть вежливыми в
обращении с товарищами, уважать старших
начальников. Умело сочетая меры убежде-
ния и наказания, гвардии: старший сержазет
Редок воспитал рядовых в духе четкого со-

блюдения мейской =? Barba ES
блюдения правил армейской жизни, Bor оо ее Ш.

уже больше года ни один из солдат расчета
це имеет дисциплинарных взысканий.

Командир отделения Умеет ‘во-время
поошрить отдичившегоея воина, по-отече-
ски заботится о пулеметчиках, Шо его хо-
датайству гвардии рядовому ВБыковекому за
образцовую службу был предоставлен крат-
косрочный отпуск. Пулеметчикам Ревину ни
Дмитрюку, мастерам меткого выстрела,
командир несколько раз об’являл поошре-
НИЯ.

С каждым днем растет авторитет гвардии
старшего сержанта Релока. Его уважают
начальники, любят подчиненные.

Несколько недель тому назат командир
пулеметного взвода гвардии лейтенант Ан-
типов усхал на курсы. Возник вопрос:
кто булет его замещать? Командир части

‘решил назначить на должность командира

взвода лучшего командира расчета гвардии
стартиего сержанта Релока.

Коммунист Peron с честью оправдывает
доверие командования. Все занятия с пуле-
метчиками он проводит методически пра-
Вильно, ‘учит соллат действовать иниция-
тивно и еноровието. Его взвод вышел на
первое место в роте по всем видам боевой
подготовки,

Гвардеец Редок честно служит Родине,
образцово выполняет почетный воинский
долг. В дни, когда каждый боец стремитея
отметить ХХХ годовщину Советской Армии

повыми успехами в учебе и службе, гвар-

дни старший сержант Редок особенно рев-
постно стараетея поднять боевое мастерство
солдат на новую, более высокую ступень.

Капитан С. ПАРФЕНОВ.

Слово и пример агитатора.

Рядовой Солдатов и ефрейтор Клименко—
перазлучные друзья, Везле они _ вместе.
‚Вместе пишут родным письма, вместе чи-
тают ответные вести, И на занятиях в поле
ани держатся поближе друг к другу. 2
  Как-то в выходной денр друзья
лись в клуб посмотреть новый фильм.
выхоле из казармы они встретили команди-
ра подразделения. Он остановил‘ их, взыскя-
тельно осмотрел с головы до ног.

— Товариш Солдатов, цочему вы He
почистили сапоги?

Солдат покраснел.

Не дожидаясь ответа, командир сказал:

— Берите пример с ефрейтора. Вернитесь
и почистите.

Солдатов взбежал по лестнице в казар-
му, подошел к хозяйственному утолку. Ит-
ти в помещение, отведенное для чистки обу-
‘ви, — значит потерять время. А сеанс
Он осмотрелся, вблизи
никого не было. Солдатов торопливо обмах-
нул щеткой сапоги. Готово!..

i — Ито вам разрешил чистить обувь В
казарие? — вдруг раздалея голос офицера.

Молчание.

— Лоложите о моем замечании команди-
ру расчета.

— Слушаюсь.

На улиду Солдатов вышел с явно ислор-
ченным настроением. Ефрейтор хотел было
сказать ему: «Сам виноват», но удержал-
ся: обидится еще...

Вомандир расчета сделал строгое внуше-
ийе рядовому Солдатову и наложил на не-
го лисциплинарное взыскание,
  В тот же вечер об этом узнал

cobpa-

ВЗВОДНЫЙ

При]

‘ничился. Он решил основательно, по Ayam

агитатор ‘старший сержант Самохвалов.
«Случаен или нет проступок Солдатова? —
подумал старший’ сержант. —Пожалуй, нет.
За последнее время Солдатов вел себя Her
сколько развязно. Придется поговорить.
Впрочем...». ‘

У Самохвалова созрела другая мысль...

Он разыскал ефрейтора Клименко.

— Вы, кажется, дружите с рядовым
Сболдатовым?

— Лружу...

— Плохая у вас тружба. Вы отлично
‘учитесь, хорошо служите, а ваш друг на-
рушает дисциплину. И, что особенно удив-
ляет,—нарушает на ваших глазах. Неуже-
ди вы не могли, например, предложить ему
перед выходом из казармы почистить сано-
ги? Боялись — обидится? Да? Неверно вы
поступили. Ващ долг — предостеречь това-
рища от нарушения дисциплины, Этим вы
принесете пользу не ТОЛЬКО ему, но И BCR
нашей армии. Понимаете? Чем крепче дис-
циплина, тем выше наша боеготовность.

Ефрейтор слушал внимательно, Слова
агитатора взволновали его,

Олнако этим старший сержант не orpa-

поговорить с товарищами 0 долте и Чести
воина, о солдатской дружбе.

Самохвалов серьезно готовилея к беседе,
iu хотел рассказать своим товарищам 0
фронтовой лружбе наших воинов, о дружбе,
которая ‹огревала- сердиа людей, помогала
им в труднейших условиях успешно выпол»
нять боевые задачи.

На беседу собралея весь взвод. Самохва-
пов говорил просто и горячо. Рассказал он!

и о проступке Солдатова, и о дружбе, ко-
торая существует межлу Соллатовым и Вли-
менко. Рассказ свой Самохвалов дополняя
чтением отрывков из художественных про-
извелений, В заключение воины обменялись
мнениями по всем волнующим вопросам.

Лней через пять Сауохвалов спросил у
ефрейтора:

-— Ну, как ваша хружба?

-— Крепче стала, товариш старший
сержант.

‚.Вольшим авторитетом пользуется взвод-
ный агитатор Самохвалов среди бойцов. Его
уважают, как человека прямого, чуткого и
справедливого, у

Не было случая. чтобы Самохвалов без-

различно отнесся к воину, который mous

му-либо начал ототавать в учебе. Атитатор

полболрит такого, поможет ему подтянуться.

Самохвалову задают много вопросов. И
эн старается, если позволяет время, сразу
ответить на них. Если в01рос сложный,
старший сержант откровенно скажет, что
сейчас раз‘яснить не может, а ответит по:
том, ‘когда посмотрит литературу, посове-
туется с руководителем семинара. Так бы-
ло, например, с вопросом о «плане Мар-
шалла».

Иногда в  ответ на заданный вопросе @а-
мохвалов проводит беседу со всем взводом,

. — Это в том случае, — поясняет стар-
mul сержант, — когда тема представляет
интерес для всех.

Кажлую беседу старший сержант готовит
со всей тщательностью. Прежде чем вы-
ступить перед солдатами, он. составляет
подробный план и показывает его опытным
пронагандиетам.

Работа агитатора. — трудная и ответет-
венная, но зато и почетная. Она требует от

i

СЕРЖАНТОВ

рдии старший сержант В. Лазарев,
командир танка гвардии младший
Фото В. Гжельского.

коман-
сержант

Знать своих

подчиненных _

День назначения на. должность команли-
Da отделения навсегда останется в моей
памяти. Волновал вопрос: справлюсь али
© большими и ответственными обязанноетя-
ми начальника и воспитателя солдат?

Я попросил у старшины Устав внутрел-
ней службы и влумчиво перечитал ето.
Деятельность свою я начал ¢ изучения
людей. Побеселовал ‹ подчиненными, за-
писал их фамилии, имена, отчества, рас-
просил о родителях. образовании, прохож-
‘дении елужбы в армии. В заключение на-
помнил солдатам © военной присяге, о по-
четном долге защитника Родины, призвал
гвардейцев честно служить Отчизне.

Солдаты слушали внимательно. Это меня
обрадовало. Начались будни боевой и поли-
тической учебы.

В ходе занятий изучал инливихуальные
особенности солдат, их способнооти, нело-
статки, наклонности. Носле месяца работы
< отделением у меня сложилось ясное пред-
оставление 0 каждом из подчиненных.
Я знал, на кого можно положиться в любом
еле, кому нало оказать помошь, в вого
можно спросить более строго.

_На проверке политических знаний обна-

бирается в карте Родины.

Мы вместе изучали карту, пололгу бесе-
повали о нашей стране, 0
просторах и богатетвах. Брали номер ra-
зеты и разыскивали на карте города и 00-
пасти, упоминаемые в заметках. В резуль-
тате таких занятий Огнерубов стал уверен-
ное отвечать на вопросы.

Опыт работы с подчиненными подсказал
мне, что мало узнать недостатки солдата, —
надо выяснить их причины, & затем найти
пути к устранению недостатков. Солдат
Лотинов был недисциплинированным: оназ-
цывал в строй, ухолил без разретения в
столовую. Ем нередко наказывал мой

Тогинов не исправлялся.

Я решил тлубже поимтересоваться нело-
стойным поведением подчиненного, вокрыть
причины его нелиециплинированноети,

Наша беседа приняла непринужиенный,
задущевный характер. Я старалея пробу-
дить. у воина чуветво любви к диспиилине,
раз’яенил ее значение в достижении успе-
хов, напомнил о. воинеком долге.

После этой беседы я стал пристальнее
наблюдать за подчиненным. Бывало, что
называл Логинова в числе лучших, но
еще не поотрял блатодарноетью, ибо благо-

та. Олнако надеюсь. что тварлии рятовой
Лотинов удостоитея поошрения и будет
примерным воином. i

_ Гвардии сержант В. ЯКОВЛЕВ.

человека постоянной, кропотливой учебы.
Старший сержант Самохвалов хорошо по-
нимает это, систематически читает книги и
тазеты. Он учится в партийной пколе. Шо
пройденным темам имеет отличные и х0ро-
ие оценки, Сейчас изучает четвертую гла-
ву «Враткого курса истории ВКП(б)». Что-
бы лучше разобраться в философских во-
просах, он получил в библиотеке дополни-
тельную литературу, популярные брошюры
и статьи, посвященные диалектическому и
историческому материализму.
Армейская жизнь убедила агитатора, что
без личного примера и самое горячее слове
теряет силу. Как-то раз Сауохвалов, кото-
рого привыкли считать отличником учебы,
по одному из специальных предметов полу-
Чил только удовлетворительную оценку.
когда он на следующий день заговорил с
отетающими 0б их учебе, — они слушали
вто уже не с той охотой и вниманием, как
прежде. Авторитет Самохвалова явно по-
колебался, aes
Старший сержант не находил себе места.
Был момент, когда он хотел даже отказать-
CH OT почетной обязанности агитатора..
— Нет, это было бы грубой ошибкой, —
сказал ему секретарь партийной организа-
ции, — Сласовать перед трудностями, —
значит потерять уважение товарищей,
Чтобы снова завоевать такой авторитет,
какой Самохвалов имеет сейчас, понадоби-
лось несколько месяцев безупречной. служ-
бы и учебы.

В одной из своих речей М, И. Калинин
говорил: «Агитатор веетда должен быть во-
жаком масс, вести их за с0б0й».

Именно так понимает свой партийный

долг старший сержант. Василий Оамохвалов,
Старший лейтенант И, СЕЛИЩЕВ,

харность-——это немалая натрада пля солда-

ее необ’ятных .

предшественник, так поступал и я, однако —

fi

{