над собственной косностью, распущен-
ностью, мелкобуржуазным эгоизмом,
над этими привычками, которые про-
клятый капитализм оставил в наследст-
во рабочему и крестьянину“. Именно к
субботникам относятся часто вспомина-
емые нами ленинские слова о необхо-
димости самого внимательного ‘изучения
и поддержки всех и всяческих ростков
нового. Это отношение Ленина было
оправдано первыми же коммунистиче-
скими субботниками, которые показали
неизмеримо более высокую производи-
тельность труда по отношению к обыч-
ному наемному труду, хотя в них уча-
	ствовали часто гораздо менее привыч-*
	ные люди.

Давиденко не случайно наткнулся на
эту тему, а был приведен к ней законо-
мерным ходом своего творческого раз-
вития. Мы можем уже сейчас говорить
об определенном этапе, пройденном
пролетарским музыкальным творчест-
вом, который связан в первую очередь
с массовыми песнями Давиденко. Боль-
шинство этих песен, достаточно извест-
ных и неоднократно подвергавшихся
разбору (лучшей оценкой для них яв-
ляется их действительное распростра-
нение в рабочем классе), отражает темы
эпохи военного коммунизма. Преобла-
дание этой тематики вообще в `творче-
стве пролетарских композиторов дан-
ного периода несомненно имеет опре-
деленные причины.

Ленин неоднократно подчеркивал, что
для всяких решительных революцион-
ных действий, для осуществления како-
го бы то ни было переворота необходи-
мы не только - правильные лозунги, но
кроме того практический политический
опыт масс, необходимо, чтобы массы в
повседневной жизни почувствовали, что
жить попрежнему нельзя. Такой имен-
но политический опыт масс, который
привел их к выводу о невозможности
дальнейшего существования. в условиях
капитализма, был ими приобретен в
1917 г. Встала диллема: либо погибать
‚ при капитализме, либо решительно, до
конца бороться за советскую власть. и
диктатуру рабочего класса. Октябрь-
ский переворот 1917 года и последую-
	щий период гражданской войны явились.
	решающими
определили
	в том смысле, что OHH
коренное изменение COOT-
	ношения сил во всей революционной
борьбе. Ни одна из прежних револю-
ций не приводила в движение такие
широкие и многочисленные массы,
как борьба этих лет. События дан-
ного периода с наибольшей остротой и
рельефностью поставили перед всей
массой трудящихся основные политиче-
ские вопросы, сделав их непосредствен-
но ощутимой житейской действитель-
ностью.

Вот почему произведения Давиденко,
отразившие необычайно мощное массо-
вое движение эпохи военного комму-
низма, которое, несмотря на все труд-
ности борьбы, ужасающие . разруху и
разорение в стране, все-таки сломило
сопротивление эксплоататоров, — полу-
чили ведущую роль в творчестве и мас-
совой музыкальной работе.` Значение
массовых песен Давиденко заключается
именно в том, что он дает в них не аб-
страктное, рассудочное отображение
движущих сил эпохи, а воплощение
подлинного характера борьбы со всеми
ее противоречиями и реальными препят-
ствиями. Это делает их близкими и по-
нятными чрезвычайно большому коли-
честву людей.

Но эпоха военного коммунизма это не
только борьба за сохранение власти в
руках рабочего класса, за подавление
попыток реставрации со стороны экс-
плоататоров, а в то же время и начало
организации социалистического строи-
тельства, и этот второй момент Ленин
всегда особенно настойчиво выдвигал
и подчеркивал. „Естественно и неизбеж-
но, — писал он в своей статье о суббот-
никах, — что первое время после про-
летарской революции нас занимает бо-
лее всего главная и основная ‘задача:
преодоление сопротивления буржуазии,
победа над эксплоататорами, подавле-
ние их заговора... Но рядом с этим
столь же неизбежно выдвигается — и
чем дальше, тем больше — более суще-
ственная задача положительного ком-
мунистического строительства, творче-
ства новых экономических отношений,
нового общества“. В массовых песнях
Давиденко получила отражение главным
образом первая из указываемых Лени-
ным сторон данной эпохи. Это было
понятно и естественно для определен-
ного периода. Но дальнейший творче-