(И

_— В конце января Государственный Депар-
тамент Соединенных Штатов Америки в со-
трудничестве с английским и французеким
Министерствами Иностранных Дел опубли-
ковал сборник донесений и различных запи-
гей из дневников гитлеровеких дипломати-
ческих
таинственным затлавием «Нациетеко-совет-
ские отношения 1939—1941 г.г.».

Жак видно из предисловия к этому сбер-
нику, Правительства США, Великобритании
и Франции еще летом 1946 года договори-
лись между собой 00 опубликовании заува-
ченных в Германии американскими и анг-
лийскими военными властями архивных ма-
ториалов. германского министерства  иноет-
ранных дел за 1918—1945 г.г. Обращает на
себя внимание при Этом то обстоятельство,
что в опубликованный .- еборник оказались
включенными лишь материалы, отнасящие-
сяк 1939—1941 г.г., материалы же, отно-
еящиеея к предшествующим годам и, в 9а-
етности, к мюнхенскому периоду, в сборник
Товударетвенным Департаментом не вклю-
чены и, таким образом, скрыты от мирового
общественного мнения. Это, RoHeugIO, не
случайно и прееледует цели, ие имеющие ни-
чего общего с об ективным и добросовестным
отношением к исторической правде.

Чтобы как-нибуль оправдать в глазах 0б-
щественного мнения одностороннее опубли-,
ковапие этого сборника, непроверенных и
произвольно надерганлых занисей гитлеров-
ских чиновчиков. англо-американекая 1п6-
чать пузтпла в х0л вылуманиое об`яенение,
будто «русские отвергли предложение Зана-

< 13 совместно опубликовать полный отчет 0
валистекой дипломатин».

}

чидовников, снабдив этот сборник

ини

манией пакта о ненападении, якобы на-
правленного против западных держав.

Таким образом, подлинная цель опубли-
  кования в США сборника об отношениях
  между СССР и Германией в 1939—1941
гг. Не вызывает никаких сомнений. Эта
цель заключается це B том, чтобы дать
об’ективное изложение. исторических собы-
тий, а В том, чтобы исказить действитель-
  ную картину событий, оболгать Советский
(0103, окловетать ого и ослабить  между-
народное влияние Советского Союза, как
подлинно демократического и стойкого бор-
ца против агрессивных и антидемократиче-
CRUX СИЛ.

Такая вероломная позиция соответствует
взглядах на характер  межеоюзнических
отношений, типичным для правящих. кру-
гов англо-американских стран и -заключа-
ющимея в том, что, вместо честных и ис-
кренних отношений между союзниками, их
взаимного доверия и поддержки, проводит-
CH политика использования  веяких воз-
‘можностей вплоть до клеветы-—для ослаб-
ления своего союзника, для использовалия
его в своих узких интересах и укрепления
CBOCTO положения за его счет.

Нельзя также упускать из виду стрем:`^
ление празаяших кругов США своей гле-
ветнической кампанией против СССР поло-
рвать влияние прогрессивных элементов в
евпей стране. стоящих за улучшение отно-
шений с СССР. Удар по прогрессивным
элементам в США имеет, иесомненно, при
этом своей целью ослабить их влиявие,
ввиду предетоящих осенью 1948г. вы5о-
ров новото Нрезидента США:

(Сборник насышен документами, <остря-

Это заявйение англо-американских кругов
не соответствует лействительности.

В действительности дело обстояло так.
Советское Правительство, в связи с появив-
шимиея летом 1945 года в иностранной пе-
чати сообщениями о начавшейся в Англии
голготовке к опубликованию трофейных до-
пументов, захваченных в Германии, обра-!
тилось к Правительству Великобритании,
настаизая на том, чтобы советекие экспер-
ты участвовали в совуестной разработке не-
менких материалов, захваченных англо-аме-
`иканекими войсками. Советское Правитель-
стро считало недопустимым издание таких
документов без общего согласования и, вме-
сте с тем, не могло взять на себя ответет-.
венноеть за опубликование локументов без
тщательной и об`ективной проверки, тах как
опубликование указанных материалов 6e3
этих элементарных условий могло бы толь-
ко привести к ухудшению отношений межлу
тосударетвами — членами антигитлеровекой
коалиции. Олнако, английское Министеретво
Иностранных Дел отклониле советсноз пред-
ложение, сослазшись на то, что постановка
Советским Правительетвом вопроса 06 обме-
не копиями захваченных гитлеровских ло-
кументов является преждевременной.

Известно также, что 6 сентября 1945 г.
американская делегапия в Политической
Директорате Контрольного Совета в Герма-

нии нредставила овой проект директив 00):

обращении с германскими архивами и до:!
вументами. Этот проект  прелусматривал
установление елиного для всей Германии
порядка сбора и хранения архивов, а так-.
же права доступа к ним предетавителей
тесуларетв,  вхолящих в Организацию
05’единенных Наций. Предусматривалась
также возможность снятия копий с доку-
ментоз и их издание Это предложение
рассматривалось на четырех заседаниях
Политического Дирэктората, но но просьбе
аптличан и американцев было отложено
нех предлогом отеутетвия у них Указаний,
а затеи после заявления американскогя
представителя, что Правительство США го-!
тозит новое предложение и просит предетав-
ленный проект считать недействительным,
вопрос с повестки дня Политического Ди-
ректората был снят.

Таким образом, заявление, что, якобы.
Советское Правительство отказалось от
участия в подготовке публикации герман-
ских архивных = материалов, является
ложным.

Отновременно с опубликованием упомя-
HyTOr0 выше сборника в Соединенных
Штатах п зависимых от них странах. как
м0 мановению волшебной палочки  полня-
лась новая волна травли и разнузланной
клеветнической кампании но поводу за-
казоченного в 1939 г. между СССР и Гер-!

панвыми гитлеровскими дипломатическими
чиновниками в дебрях немецких диплома-
тических канцелярий. Уже олио это обетоя-
тельство должно было бы предостеречь от
отностороннего иснользования и опублико-
вания документов, отличающихся  одно-
CTOPOHHOCTLIO и тенденциозностью, ‘ изла-
гающих события с позиций гитлеровекого
правительства и преследующих пель дать)
этим событиям благоприятное для  гитле-
ровцев освещение. Именно поэтому Совет-
exoe Правительство было в свое время
против одностороннего опубликования тро-
фейных германских документов без предва-
рительной и тщательной совместной их’
проверки. Даже Французское  правитель-
ственное агонлетво Фрай пресс вынуждено
признать, что порядок публикации  мате-
риалов, преданных. гласности тремя  пра-
вительствами без ведома Советского Союза,
«не совсем соответствует нормальной ди-,
дломатической процедуре».

Тем не менее, английское правительство
це согласилось © этим. Американское, ант-
лийское и французекое. правительства по-
шли Ha ‘одностороннее опубликование не-
мецких документов, не останавливаясь перел
фальсификацией истории, пытаясь оклева-
тать Советекий Союз, вынесний на своих
плечах основную тяжесть борьбы против
гитлеровекой агрессии. :

Тем вамым эти правительства Baa на
ceon BCIO ответственность за  послелетвия
такого одностороннего: акта = >

Ввиду такого обстоятельств»  Советекде
Правительство считает себя вправе, в свою
очередь, опубликовать те секретные доку-
менты 00 отношениях между гитлерозекой
Германией и правительствами Англии,
Франции и США, которые понали’ в-руки
Советского Правительства и которые скры-
ли эти правительства от общественного
мнения. Они скрыли эти документы; не
хотят их публиковать. Но мы считаем, что
эти документы, после всего случившегося,
должны быть повланы гласности, чтобы.
можно было восстановить `историчеекую
правду.

Советское ` Правительство располагает
важной документацией, захваченной совег-
скими войсками при разгроме гитлеровекой
Германии, опубликование которой поможет
правильно осветить действительный _ход
подготовки и развития гитлеровской агрес-
сии и второй мировой войны.

Этой же задаче служит и публикуемая
ныне Советским Информационных Бюро
при Совете Министров СССР историческая

справка «Фальсификаторы истории».

Относящиеся к этому. вопросу секретные
дакументы будут опубликованы в ближай-
шее время.

Г.
Как началась подготовка немецкой агреесии

Американские фальсификаторы и их
англо-французекие пособники пытаются
создать впечатление, будто подготовка _гер-
манской згрессии, вылившаяся во вторую
мировую войну, началась с осени 1939 го-
да. Но кто в наши дни. кроме совеем наив-
ных людей, готовых поверить в любую
дугую сенсацию, может попасться на эту
удочку? Вто не знает, что Германия начала
подготовку войны сразу же после прихода
Гитлера к власти’ Кто не знает далее, что
тгитлеровский режим был воздан  гермач-
скими монополиетичеекими кругами © нол-
ного одобрения правящего лагеря Англии,
Франиии и Соединенных Штатов?

Для того, чтобы подготовиться к войне и
обеспечить себя новейшими вооружением,
Термания должна была восстановить и раз-
вить свою тяжелую индустрию и, прежде
веего, металлуогию и военную промышален-
ность в Руре. После поражения в пер-
вой иуперналистической войне  Герма-
ния, находившаяся под гнетом Версальского
договора, не могла этого сделать в короткий
срок своими силами. Германский империа-
изм получил в этом мощную поддержку со
стороны Соединенных Штатов Америки.

для Германии, при помощи которого США и
Англия рассчитывали поставить германскую
промьпиленноеть в зависимость от амери-
канеких и британских монополий. План
Дауэса расчистил путь для усиленного при-

тока и внедрения в германскую ‘промыш-
ленпость иностранного, преимущественно

змериканского, капитала. В результате уже
с 1925 года началея пох`ем германского хо-
зяйства, обусловленный интенсивным про-
цессом перевооружения  производетвенного
аппарата. Вместе с тем резко возрастал гер-
мапекий экспорт, достигший к 1927 году
уровня 1913 года, а в отношении готовых
изделий даже превысивший этот уровень на
12 проц. (в ценах 1913 года). За 6 лет <
1924 года по 1929 год прилив иностраино-
го капитала в Германию составил свыше
10—15 млрд. марок долгосрочных вложе-
ний и свыше 6 млрд. марок краткосрочных
вложений. Шо некоторым источникам, 0б`ем
капиталовложений был значительно боль-
ше. Это привело к гигантекому усилению
экономического и, в частности, военного по-
тенциала Германии. В этом деле ведущее
значение принадлежало американским ка-
питаловложениям, составлявшим не менее

Кто не знает, что американские банки и  70 проц. суммы всех долгосрочных займов.

тресты, действуя в полном согласии с пра-
вительетвом, в послеверсальский период

Хорошю известна роль, которую сыграли
в финансировании германской тяжелей ин-

вложили в германскую экономику и прехд-   лустрии, в создании и расширении тесней-

ставили Германии кредиты, исчисляемые
миллиардами долларов, которые пошли на
восстановление и развитие военно-промыш-
ленного потенниала Германии.

Известно, что послеверсальский  периох
ознаменовалея для Германии целой системой
мероприятий, направленных на восотанов-
ление германской тяжелой индустрии, в ча-
стмости, германекого вовппо-промышленното
потенциала. Громадную роль в этом деле сы-
град так наз. ренарационный план Длуэса

СОВЕТСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО.

WAX связей между американекой  промыш-
ленностью и германской промышленноетью
американекие монополии во главе © семья-
ми Дюлюнов, Морганов, Рокфеллеров, Ла-
монтов и других индустриальных магнатов
США. Ведущие американские монополии
оказались теснейцим образом связанными
с германекой тяжелой индустрией,  воен-
ными концернами и банками.

(Продолжение следует)

#

: СТОВ Гитлеру. Па нем обозначены веего лишь

Экскурсия

Велие интерес советекого народа к исто-
рии своей родной армии. За истекииие годы
музей Советокой” Армии посетило более дез
сяти миллионов Человек. Сейчас, в связи с
приближение ХХХ годовшины Вооружен-
ных Сил, поток посетителей с каждым ney
увеличивается. Сюда приходя’ рабочие,
служащие, интеллигенты, воины, учащиеся.
Они знакомятся с многочисленными экено-
натами, свидетельствующими о величии,
могуществе и славе Советского государства.
Каждый такой экспонат глубоко волнует,
будит воспоминания о недавнем прошлом.

х*_
*

— В огне боев рождалась наша славная
Советская Армия. День 23 февраля 1918
гола, когда отряды молодой Красной Армии
наголову разбили нод Пековом и Нарвой
зонека немецких захватчиков, был об`явлен
днем рождения Красной Армии.

Так экскурсовод музея тов. Яновская
начала, свой рассказ.

° Нашу армию вышестовали енин и
Сталин. С именами вождей связаны истори-
ческие. победы Красной Армни. Под ее на-
дежной защитой Родина осуществила вели

кие социалистические преобразования, Kpac~
мая Армия сорвала попытки империалистов

помешать победоносному шествию социализ-
ма в нашей стране.

Когда вепыхнула Великая Отечественная
война и над Родиной нависла смертельная

ний вверил свою судьбу. Красной Армии. В
бей, к победе повел советекие войска взаи-
кий Сталин. Экскуреанты лолго стоят у
экспонатов и документов, рассказывающих
0 начале Великой Отечественной войны.
..Суровы лица москвичей, собравшихся у
репродукторов. Советские люди слушают
выступление В. М. Молотова. Мазсовые ми-
тинги проходят на фабриках и заводах erpa-
ны. Народ полон решимости отлоять свое
Отечество, разбить

пые лля тех лней сцены. Толпы доброволь-
цев — У военкоматов. Домашние хозяйки

зывать первую помощь пострадавшим. Мар-

движутся на фронт эшелоны ©. вооруженлем,
бо°припавами и продовольетвием.

На защиту Родины поднялся весь совет-
ский народ. Под стеклом одной витрины ле-
жат письма. Лаконичный адрес: «Москва,
Кремль. Иосифу Виесарионовичу Сталину».
Советские патриоты обращаются к великому
вождю с просьбой о добровольном зачиеле-
нии их в армию...

Тысячи людей строят оборонительные с9-.
оруження на окраинах Москвы. Бойцы ПВО
дежурят на крышах домов столицы. А Вот
портреты первых Героев войны — отваж-.
ных сталинских соколов — Н. Гастелло п!
В. Талалихина.

рвались в просторы нашей Родины. Нацие-.
ты: уверены в исходе войны, В. музее хра-
нится глобус — подарок иебамеких Фашиг-

три страны: Германия, Испания и Италия—
географический бред о мировом господстве.

Титлеровцы привезли е собой резиновые
дубинки, нагайки, скрученлые. из. нроволо-
ки. плети, наручники, кандалы всех фасо-
нов и размеров, крюки, топоры... Фотогра-
фии зафиксировали кровавую работу фаши-
стеких палачей-садиетов па временло ок-
купированной ими территории нашей Ро-
ДИНЫ. i

Мы — в зале, показывающем первое
крупное поражение гитлеровской оэмии,.
понесенное ею под Москвой в 1941 году.
Большое место в этом зале отведено панфя-*
ловцам. Под стеклом хранятея дорогие серл-
цу каждого советского человека реликвии—
шинель Героя Советского Союза гвардии ге-
нерал-майора Панфилова, репродукция ©
двух первых листков его партийного билетл,

опасность, наш народ твердо и без колебл-

фашистских захватчи-
ков. На фотографиях запечатлены характер-

учатся тушить зажигательные бомбы и ока-

шируют ополченцы. Нескончаемым потакам

Бронированные полчища гитлеровцев во-!

КРАСНЫЙ ВбИ

ра. СВеди экспонатов этого зала —— пропуск
для беспрепятетвенного проезда автоматтин

MBIM «комендантом»

‚буюенлея к проводу. На в этот миг раздался

Н

В Центральном музее Советской Армии у

ская рассказывает воинам подразделения младшего лейтенанта А. Батушкова, посе-
тившим музей, историю Энамени. Слева направо—рядовой Т. Рамазанов, младший
сержант М. Пономарев, рядовой Ф. Данилюк и старший сержант Я. Губинский.

Фото гвардии младшего сержанта Н., Боброва.
к хх or
денная на месте боя 28 тварлейцев, фото:   боец, теряя сознание, пополз к месту по-

тенерал Панфилов ставит боевую задачу
офицерам своего штаба. Эдесь же хранитея
грамота Президиума Верховного Совета
СССР о присвоении. генералу Панфилову
звания Героя Советского Союза. Рядом —
письмо М. И. Палинина жене генерала.

Подолгу задерживаются воины у этой.
витрины. Каждый вематривается, стараясь
запечатлеть в своей памяти мужественные
лица героев.

...Оважденный Ленинград. Пустые, 3a-
енеженные улицы. Умирающие от истоще-
ния люди. Но город не сдаетея врагу! Ле-
вингралны куют победу: одни стоят у <тан-
вов. другие в сорокаградусные морозы под!
артиллерийским обстрелом рубят лее, иро-
кладывают трассу по льду Ладожекого 03в-

по Ленинтралу, подписанный так называе-
Лепинграда гитлеров-,
ским генералом Внут. Летом 1944 года ator}
«комендант» в чиеле лругих пленных гене-
ралов «беспрепятственно», правда, не про-
ехал, а прошел по Садовому кольцу в Мо-
CRBS,

Вэгляд останавливается на телефонной
катушке е проводом. Ее истерия такоза:
защитнику Сталинграла Матвею Путилову
было приказано восстановить связь между
штабом дивизии и штабом полка. В этот!
лень немцы усиленно из сотен. озудий 09-
стреливали город. Однако взвывы мин нН
спарялов не испугали Путилова. Он настой-
чиво продвигался вперед, нашет порыв ла
линии И ликвидировал его. Возвращаясь 0б-
ратно, связист заметил новый порыв. Оз

оглушительный взрыв. Войн был тяжело pa-!
пен. Первой мыслью его было. что это ко-

противотанковая граната «РШ-41», най-

`Уже рассказана история орудия, за шщи-
том которого сменили друг друга несколь-
по наследству от одного героя к другому.
счет немецким танкам, подбитых пушка-
рями.

Уже обнародованы биографии снайпер-
ских винтовок, завоевавших боевую репу-
тацию вместе со своими зоркнуи хозяева-
ми. Уже написано о заслуженных пулеме-
тах, о самолетах с победными созвездиями
на фюзеляже, о прославленных знаменах.

Но еще не рассказана история катушки
© телефонным проводом, простой катушки,
которая была вечной ношей связиста на
войне. Эта катушка била ‘его по спине или
по групи, когда он под огнем бежал BLOT

линии связи в поисках порыва. Эта. ка-
тушка ло крови налирала лямкой натру-
женное плечо.

Катушка, которую мне показали Иван

Бондаренко и Андрей Кичигин. неказиста
на вил. Весь станок в царапинах и вмяти-
нах, а сам провод сращен из кусков и ку-
COUKOB, :

Мы решили втроем перемотать эту ка-
тушку и пересчитать число узлов и срост-
ков провода — их оказалось 95.

Это телефонный  провод-ветеран, про-
живший вместе с полком четыре военных
года, иссеченный _ осколками и пулями,
многократно разорванный взрывпой волной
или камнями, комьями мерзлой земли и
кусками льда, когорым близкий разрыв
внезаино придал силу осколков.

Почти каждый из 95 сростков провода
скрывает за собой какой-нибудь боевой
эпизод. С помощью Бондаренко и Аичигина
я пытаюсь восстановить некоторые из них.

Теперь, после фронтовой страды, mpe-
старелая катушка живет спокойной жизнью
на складе роты связи. Проволоку давно не
согревало тепло человеческого голоса, &
быле время, когла она кажлый лень елы-
  шала сотни

‘слова командирской  блатодарноети,

отлохшие ог артиллерийского
запкающиеея ноеле недавней

грохота,
контузии,

ко героев. Слава такой пушки переходила’

Белые кружочки на орудийном щите вели.

приказов, боевых донесений,
по-
злравления с уснехом или елова строгого’
внушения. Мо телефону говорили и люди,
И

КАТУШКА С

тальонами или вел к левому соседу.

смертью храбрых боец Ильин. Оружие пере-

линекой школы — генерал армии
`ловский. Войска

цец; что связь восстановить не удастся. Ilo

ПРОВОДОМ

умирающие и здоровые, с толосами зычны-
мии охрипигими от надсадного крика.

_. Все годы войны этог провод, ставший
теперь инвалидом, тянулея по переднему
краю. Он соединял командный и наблюла-
тельный пункты командира полка е ba-

Множество позывных еменили полк и
батальон за годы фронтовей стралы. Солн-
це. Сирень, Дон, Блеск, Paxora, Терек,
Линза, Днепр, Гандымг — это только ма-
лечькая часть сменявлиих друг друта по-
зывных первого. батальона.

Катушка. < проводом начала воевать в
декабре 1942 мда в предгорьях Кавказа.
Потом этот провод служил верой и правдой
в боях за Нальчик, Черкесек, пол Краено-
даром, в кубанских плавнях, на Тамани.

В бою за хутор Горичный, левее высоты
114.0, отличился Павел Савинский. Семь
аз оп на виду у противника сумел про-
браться вдоль провода от командного пунк
та батальона до контрольной станции. Его
несколько раз засышало землей, верх \-
разкки ето был пробит пулей, но при каж
дом новом порыве на линии Савинекий от-
правлялея в дорогу.

Немцы вели отонь из минометов, а ми-
ны — злейший враг ©вязи. Снарял уларит
—порвет линию в олном месте, а мина м-
жет превратить линию в клочья. ^Савии-
ский полз с запасным мотком провода, но
й его нехватало. Приходилось вотавлять в
линию куски колючей ‘проволоки, а однаж-
ABI, ROMA  нехватило полуметра провода,
Савинский полвязал к проводу шомпол и
таким образом вышел из-трудного положе-
ВИЯ. :

Tloq Rppruckol, B ror moment, woria Bow-
даренко сраптивал оборванный провел, он
был ранен; Но перед тем, ках  поползти
назад, он сам полключилея к оживщей
линии и доложил, что связь работает.

Ненаетной осенней ночью связисты
гвардейского полка, rie Иван Бондаренко
был начальником направления связи. а.
Андрей Кичигин команловал линейным
воводом, погрузились 60 своим пмущест-
BOM на дряхлый и немощный катер «Ta-
таирог». На ивм связисты должны.-были

кричит в-трубку, надрывая голос ло хрипо-.

форсировать Керченский пролив.

’`90 февраля 1948 гда, № 33 (7349),

Знамени Победы. Экскурсовод А. Янов-.

врежления. Зубами он соединил концы теле-
фонного провода.

Документы, экспонаты рассказывают 0
грандиозной битве под Сталинградом, о
дбевсмертных подвигах советеких воинов.

Вот снайперская винтовка се оптических
прибором. Ее номер — 425087. Joma pac-
шеёплена осколком снаряда. Первый облада-
тель винтовки — боец Хусейн  Андрухаев.
Более 400 гитлеровцев уничтожил он. из
вверенного ему оружия. Аплрухаев погиб в
бою. Винтовка была перелана лучшему
снайперу Николаю Ильину. Свято чтил
Ильин память ногибшего товарища.

Векоре на боевом счету этой винтовки
было более 600 убитых Фрицев. Пал

шло в руки красноармейца Горженко. И
снова винтовка А25087 посылала’ ‘смерть
врагу. В концу войны Ha ee счету было
свыше тысячи уничтоженных немецких за-
хватчиков. a;

.. Серая бекеша с геперальскими погона-
ми. В этой бекеше погиб на, боевом посту
однн. из талантливейнгих полковолщев ста-
Черня-
Черняховского первыми
ворвались. в пределы Восточной Пруссии,
эти брали Кенигеберг — оплот прусского
милитаризма. Имя Черняховского евято чтит
советскнй народ, оно известно трудящимея
уногих стран. Неподалеку от личных вещей
тенерала — бронзовый дарельеф, подарок
рабочих Рима. На нем надпись: «Герою Чер-
няховскому, павшему за свобоху мира».

Важдый экспонат музея убедительно 1п9-
казывает силу и могущество Советской Ар-
мии, силу ее боевого луха. уверенность вее-
го советского парола в победе.

Советский тыл беспрерывно спабжал &0-
мию всем необходимым: «Вез для фронта,

На рассвете 3 ноября 1943 тола они
выгрузилиеь пол смертельным огнем немцев
на неприветливом берегу. Ватер ue мог
пристать к крутому каменном» берегу, и
десантники спрыгивали прямо в Bory.
Кроме катушки © проводом, Бондаренко та-
щил три телефона. В тот же день провод и
аппараты уже потрудились в 690 за прн-
брежные высотки.

Потом после жестоких боев за рыбачий
поселок Юраков-Вут, после полугодовой
войны нь «Малунькой земле» гвардейцы

двинулись в наступление. Полк дрался под!

Сапун-горой, и здесь был убит Павел” Са-
винекий в тот момент, когда командир вру-
чал еуу орден. И тут же в воеьмой раз был
ранен  телефониет Асланян. Три раза ло
того Асланян возвращалея из госпиталей в

свой полк, к своим телефонам и катупкам. ,

В день, когда полк штурмовал  Севасто-
поль. связисты в чееть моряков  еменили
позывные. Штаб полка именовался  Си-

реной, первый батальон — Парусом, второй
— Крмой, третий — Шлюпкой.

В лии фронтового затишья, когда полк
стоял в обороне в Белоруссии и в Литве,
на реке Дубиеса, линии связи висели пэ-
долгу и были полвешены па шестах.
нейный налемотрщик срашщивал провод по
всем правилам, узлом——<«восьмеркой»—то-
ропитьея некуда! Иное дело, когда ‘евязи-
сту приходится выхохить наслинию 25—30
раз в сутки и под огнем делать ло 100
сроетков в день. Поневоле приходится рабо-
тать на скорую руку, пе изолируя еростков..
не считаялеь с возможной утечкой тока.

Бывало, Бондаренко устранит все повре-
жления, ползет вдоль линии обратно и по
дороге подключится к линии, чтобы прове
рить, все ли в порядке. Оказывается, связи
опять нет! эначит, где-то опять натворила
беды мина, и пужно полэти обратно, On
знает, что от целости провода зависит
жизнь десятков людей.

Пусть комбат иди наблюдатель батареи.

ты, а `телефониет полка велушиваетея. ло!
боли прижимая наушники” к ушам: он!
но услышит ничего, вели Боитаронка не!
найдет места пового обрыва. В такне ми!
нузы Бондаренко” не может думать ни о
чем, кроме молчащих телефонов, и, кажетея,
вея линия поведения, вел линия его agg:

у

a

воинов в Центральный музей Советской Армии

все для победы!» — этот боевой клич, как
набат, гремел по стране. Многие экспонаты
показывают колоссальную мощь техники,
которой вооружала Родина своих славных
CBIHOB.

ли советекие партизаны. В тылу saXxBarun-
ков была поднята всенародная партизанская
война. 0 многих партизанах, об их славных
делах рассказывают документы.

Экскурванты — у портрета Зои Космо-
демьянской — партизанки, которая своих
мужоством удивила мир. Интересна история
этого портрета. Легендарный подвиг Зо
Космодемьянской вдохновил сотни портов,
писателей и художников всех стран. В да-
леком Шанхае художница Т. Жаспар на-
писала картину «Утро 29 ноября 1941 го-
да» и прислала ое Центральному музею Co-
ветской Армии 0 следующими словами:
«Мне хотелось изобразить 300, как я пед
ставляла ee себе по поэме Маргариты Ализ
тер... Мне хотелось показать ее, как decer-
ашного орленка, плененного жестокихи
гитлеровскими захватчиками. На моей кар
тине Зоя пе побеждена, несмотря на
занные руки и ужасные мучения минувшей
ночи. Она глубоко верит в победу  cBoero
народа; в его счастливое будущее».

Экскурсанты в центральном Знаменном
зале музея, Здесь огромное панно «Москва в
день обеды». В центре зала на высоком по-
стаменте гордо возвышается Энамя oder
— красное полотнище с пятиконечной звез-
дон и серебряными сером и молотом в верх»
нем углу. дто Знамя принадлежало 150 Из.
ринкой стрелковой дивизии, входившей в
состав 79 стрелкового корпуса 3 ударной
армии Г Белорусского фронта. Именно 91
Знамя 30 апреля 1945 гола было водружено
вал рейхстагом бойцами Егоровым и Ванта-
рия. Экскуреанты узнают т.т, Егорова и
Кантария по фотографиям. Оба тероя сфото-
трафированы нод развернутым Знаменем во
  время посещения музея.

40 боевых знамен частей Советекой Ар-
MMH, на которых поблескивают ордена и
гвардейские знаки, окружают Знамя Побе-

поверженные десятки фашистских знамен и
огромный орел— государственный герб Гер-
мании, сбитый советекой. артиллерией с фа
сала здания гитлеровской рейхеканцелярии.
После войны перед Советской Арлтией по-
ставлена важная и почетная задача — близ
тельно охранять завоеванный мир и возила
тельный трут советского народа. Партия,
правительство и лично товарищ Сталин за-
ботятея о том, чтобы наша армия в отноше
нии новейших видов вооружения не усту-
пала никакой другой армии в мире, чтобы
боевое обучение советских войск улучша-
лось 6 каждым” днем.
Летом 1947 года товариш Сталин побы-
вал в гостях у моряков Черноморского фло-
та. Он интересовалея их бобвой и техниче-
кой учебой, расспрашивал, как живут мат
росы, чем они занимаются в свободные
часы. Обращаясь к сопровожлавшему ‘во
Заместителю  Предеетателя Совета Миниет-
pos Corsa CCP тов. А. Н. Восыгину, Иосиф
Виссарионович сказал:

— Познакомьтесь поближе © жизнью,
питанием, обуупдированием и бытовыми
условиями моряков, Они достойны, чтобы о
них хорошо заботились.

Советские воины © величайшей благода»-
ностью воспринимают отеческую заботу 2
них товарища Сталина.

*

В музее воины-экекурсанты пробыли. нэ
сколько часов, С огромным интересом они,
как и тысячи других посетителей, изуча-
ли экспонаты, говорившие об. истерии рол
пой армин. Воины уходили отеюда с мыелью
неустанно осваивать богатейший опыт Ве-
дикой Отечественной войны, изучать новую
вознную технику, повышать изо дня в день
  боевую и политическую подготовку, крецить
мошь родной Советской Армии.

Ф. ВОЗНЕСЕНСКИЙ,
В. АНДРИАНОВ.

POPLAR LA AL AL LIORL AL LOL ALL AL лич

Невольно проникасшься еще больших
  уважением к этому проводу, когда узнаешь,
что он был протянут и через границу Во-
сточной Нруссиин. Здесь уже провол не ви-
  сел лениво и спокойно на шестах, как в
месяцы обороны. Бои или упорные, полк
ветречал сильное сопротнвление немцев,
маневрировал. Батальоны кочевали с ме-
ста на меето, и провот прихолилось то ема-
  тызать, то разматывать иногда по шесть
раз в день.

На подмогу старым пришли трофейные
катушки с синим, пунцовым, белым, зеле-
пым, коричневым проводом, и заслуженная
катушка < 95 сростками-шрамами покину-
ла передний край, подобно  израненному
оывалому солдату,  переведенному из раз-
ведчиков в еловые... }
При обратной намотке переертый  про-
BOL B одном месте обрывается. Бондаренко
достает из кармана кусачки, с которыми

!

прошел вею Восточную Прусеню. Он берет
  оба копца в левуио руку, слирает кусачка-
ми оллетку провода, резиновую изоляцию,

так, что обнажаются в6е. семь жил —- че-
тыре. стальных и три медных, — и сращи-
вает провол по всем правилам.

Я смотрю на руки связиста: все пальцы
ето в отметинах, рубцах. Кота темной
Ночью ползель и велешь рукой по проводу,
Чтовы не потерять его, то и дело накалы-
ваешь руку 06 острые сростки, и стальные
игты раздирают пальцы до крови.
Бондаренко и Китигин много рассказы-
вали о катушке и 00 этих 700  хотрах
провоха. Но если бы сам поозод мог пове-
дать историю каждого CpocrKa, — какая
это была бы волнующая и правдивая по-
весть о войне!

Провод помнит голоса Савинекого, те-
лефонистки Лены Букатовой, Пяпина, Ав-
DAMCHKO и друших  погибщих связистов.
Провод помнит голоса героев, которые при-
несли гвардейскую славу полку.

Рядом с0 знаменами. знатными  пушка-
ми, рядом с партизанскими  вамотельными
минами в музее Великой Отечественной
вонны найдется место и для старой ка-
тушки © проводом, носящим следы  много-
кратной и бережной починкл.
Будущие / посетители музея

а т опупают
этот заслуженный провоз о

уважением,

Ни полностью совпадает с линией связи.

«КАБ старое, но грозное оружие»,
Евгений ВОРОБЬЕВ.

Большую помощь Красной Армии оказа:

CBA”

ды. А внизу, у подножья постамента, лежат.