№ 6559
НОВО СТИ ДНЯ.
10
II.
Ну, да въ чемъ нибудь должно же везти и сапожнику! Пошель Сень двънадцатый годъ, пора мальчика чему нибудь и учить! Прежде-то, Кузьмичъ, пустилъ бы его по сапожной части, да и къ сторонь, потому человъкъ былъ скромный и если совалъ куда носъ, такъ сапожный -- въ ботики, а не свой. Ну, а какъ нахвалили всъ пар- нишку, онъ и возмечталъ. -Анисья! Чего? - А знаешь, я удумалъ отдать Сень- ку въ шляпники. - Изъ родительскаго-то дъла, что ты, Кузьмичъ! - Да коли родительское дъло не подъ стать этакому парню. Заведеніе у Оомича сурьезное, съ медалями на вывъскъ, пу- щай его въ люди выходитъ! Наступило воскресенье, пошель Кузь- мичъ въ церковь и, встрътивъ тамъ Өо- мича, зазвалъ его посль объдни въ трак- тиръ, обсудить это дъло толкомъ. - Такъ и такъ, началъ Кузьмичъ, под- росъ у меня сынишка, паренекъ глядъть складный такой и не хочется мнъ -- бра- тецъ, пускать его по сапожному дълу, по- тому самъ знаешь! --- нынче ноги, завтра ноги, боюсь опостылять очень. - Чего же тебъ хочется? - Да чего нибудь повыше, а главный резонъпочище!
А почемъ это ты, хозяинъ, знаешь? спросить подмастерье.отвкледа Эва-а!… Какія ноги, такая и голо- ва!… все едино, что каковъ попъ, таковъ и приходъ!
четныя званія прислали ему также многія иностранныя ученыя общества и акаде- міи туринская, римская и американская; французская же академія наградила его однимъ изъ самыхъ почетныхъ для уче- наго званій-своимъ ,членомъ корреспон- Строительная комиссія Виндавской жел. дороги. (Съ фотографіи П. С. Логинова).
посъщать лекціи бъ Cорбоннъ и Collège de France, гдъ своими выдающимися даро- ваніями обратилъ на себя вниманіе зна- менитыхъ математиковъ Лапласа, Фурье, Ампера и др. Вскоръ Остроградскій пред- ставилъ въ парижскій институтъ мемуаръ
Учится Сеня… Присматривается къ го- ловамъ и видитъ, что все разныя: которая въ родъ ръпы, чисто кто по темени-то ла- донью ударилъ, да и приплюснуль, иныя круглыя и складныя, а то совеъмъ словно сахарная, вострая и глаза какъ у рака, того гляди выпрыгнуть. Разъ какъ-то Кузь- мичъ и спрашиваетъ: - Какимъ это манеромъ, Сеня, шапки пригоняются? - Очень просто! надъланы для всякаго чина-званія болванчики и съ образчикомъ, какъ и изъ чего какая шапка шьется, ну и смекаешь… Самыя дешевыя и поклади- стыя шапки-мужичьи, всъ на одинъ фа- сонъ, только однъ потьснъе, а другія по- просторнъе, глядя, значитъ, по карману. Во-
- Ой, Кузьмичъ! не полагается ваше- му брату, сапожнику, выше кольнъ лъзть. -Да въдь говорятъ вонъ Мордатовцы, что времена тепереча пошли другія… Дъйствительно, что другія, прежде господа-то сапоги носили, а теперь норо- вятъ башмачки по щиколку, а то и вовсе однъ подошвы съ ремешками, вотъ и при- кинь! - Это, Өомичъ, называются сандаліи. - То-то вотъ и есть, Кузьмичъ! ужъ если господа стали насандаливать, такъ тебъ и подавно пузыриться незачьмъ. А какъ же въ газетахъ пропечаты- ваютъ: «продается вороной жеребецъ съ аттестатомъ», значитъ, какъ никакъ, а и отъ него таперича требуютъ! - Да въдь это, братъ, товаръ люби- тельскій, ну ему безъ эстаго аттестата и невозможно, а какъ ежели насчетъ сохи, такъ тамъ чтобы больше шея была тол- стая, ну и чтобы способность имълъ къ соломенной ръзкъ, а съ аттестатомъ то только овесъ жретъ. - Ну, а будемъ такъ говорить,-не уни- мался Кузьмичъ, ежели я его да въ шляп- ники! всетаки, нынче голова, завтра-го- лова, глядишь чего-нибудь и наберется.нътъ, - Ладно, взять парнишку я возьму,- только послсмотри ужъ самъ! Для задатка, Кузьмичъ спросилъ къ чаю водочки съ закуской, и пошла у нихъ ръчь развязнъе, толковали, да выпивали и дого- ворились до того, что у шляпника голова кругомъ пошла, а у сапожника ноги за- ковыляли. Но сколько не сиди, а домой
Г. Черняковъ, проъхавшій на велосипедъ изъ Иркутска въ Москву.
енныя - подороже и покапризнъе будутъ, потому все разныя, отдълки пропасть, ну сразу и не потрафишь, а строгость боль- шая, чтобы это насчетъ фантазіи-не моги, шей, что показано. Студентческія хоть и всъ одинаковыя, за то по размъру безнокойныя, чуть гд ъ малую толику нажимаетъ или по- кажется, что на затылокъ лъзетъ, такъ и шваркнетъ. Иной разъ только бы бумажку подлежить и будетъ какъ вылитая, такъ ку-уда тамъ! шей новую шабашъ! Ну, съ сапогами будетъ дъло попро- ще,-отвъчалъ Кузьмичъ,-тутъ окромя мо- золи никакого соображенія не требуется, да и та ноетъ либо отъ погоды, либо кто наступитъ, а мое дъло сторона. - Тоже не говори, тятенька, отъ ва- шего брата не мало страдаютъ. - Это, Сеня, не отъ насъ, а отъ то-
О распространеніи волнъ въ цилиндриче- дентомъ , а александровскій универси- скомъ бассейнъ , на который тамошніе ученые начали дълать ссылки, а на долю тетъ - званіемъ почетнаго доктора. Выс- шія спеціальныя учебныя заведенія напе- рерывъ начали приглашать Остроград-
Въ одной только головь Кузьмичъ всю жизнь ошибался, но это потому, что го- лова-то была городская, въ выборахъ же
скаго занять въ нихъ мъсто профессора. онъ не участвовалъ и гласнымъ не состо- ялъ. Глядитъ, глядитъ бывало на ноги-то, думаетъ, думаетъ, да только руками раз- ведетъ, а сказать ничего не можетъ. Впрочемъ, никто его мнънія и не спрашивалъ, ибо каждому Мордатовцу хо- рою было взвъстно что голова и ноги, концы совершенно противоположные, а главное,что ноги и между собой-то при каждомъ движеніи расходятся, такъ гдъ ужъ тутъ!… вонъ руки, другое дъло, онъ даже моютъ другъ-дружку… Семья у Кузьмича была большая, жена, да шесть человъкъ дътей, изъ нихъ чет- веро сыновей, да дв ъ дочери. СтаршійСеня, уродился хорошенькимъ Среди нихъ оказались офицерскіе классы морского корнуса, институтъ путей сооб- щенія, главный педагогическій институтъ, инженерное и артиллерійское училище и проч. Любимымъ предметомъ Остроградскаго считодась аналитическая механика, по кредмету которой онъ далъ масоу пре- красныхъ работъ. Не менъе того замъча- тельны его работы по математической фи- зикъ, баллистикъ, алгебръ и теоріи числъ и проч., списокъ которыхъ, по ихъ мно- гочисленности, потребовалъ бы слишкомъ много мъста. Будучи кръпкой комплекціи, Остро- градскій почти никогда не хворалъ. Но образовавшійся на спинъ его нарывъ, со- провождавшійся гнилой горячкой, быстро свелъ въ могилу этого одного изъ самыхъ выдающихся ученыхъ нашихъ, почти 40 л. тому назадъ, 20 декабря 1861 г. C. Алексъевъ.
САПОЖНИкъ. I. Въ одномъ уъздномъ городъ, именно Мордатовъ, жилъ сапожникъ Кузьмичъ. Очеь хорошій сапожникъ, даже, можно сказать, разсудительный, несмотря на то, что всю свою жизнь имблъ дъло только съ ногами, отъ которыхъ, какъ извъстно, кромъ терпънья научиться нечему. Но въ жизни и это что нибудь да стоитъ! Заведеніе Кузьмича находилось на Раз- ночинской улиць и помъщалось въ полу- нодвальномъ этажъ большого деревяннаго дома. Лътъ двадцать пять назадъ покой- ный отецъ его началъ здъсь свое сапож- ное дъло, и Кузьмичъ, ставши его преем- никомъ, упорно продолжаъ сидъть на томъ же мъсть, подъ правымъ окномъ, не поддаваясь ни на какіе соблазны -- пре- вратить заведеніе въ магазинъ. Что ты, Кузьмичъ, привязался къ этому погребу!-примется кто - нибудь уговари- вать,-въдь съ твоими деньгами можно и на Дворянской нанять, да еще и на верху. - Незачьмъ, отв ъчалъ онъ по обык- новенію, - всякъ сверчокъ знай свой ше- стокъ!… Сапожникъ я простой, не нъмец- кій, давалецъ у меня средственный, ему легче спускаться, чъмъ подниматься, а то съ нуждой, да въ третій этажъ лъзть, да у него, бъднаго, и вовсе ноги подломятся! Сидя за работой и поглядывая снизу вверхъ на улицу, Кузьмичъ такъ присмо- трълся къ обывательскимъ ногамъ, сно- вавшимъ мимо его, что какъ взглянетъ, такъ сейчасъ же и отгадаетъ, какая та- кая нога прошла: рабочая или плясовая, господская или мужицкая, военная или штатская. - Ишь опять штучка какаяпрошмыгну- ла! улыбнувшись, скажетъ бывало вслухъ, каблучекъ французскій, подошва аглицкая, на ранту… жаль! пъхтурой ужъ валяетъ, должно, на посльднія, сердечная.
Евгеній Петровичъ Гославсній, авторъ пьесы ,Разрывъ-Трава , постав- ленной 10 сентября с.г. въ Новомъ театръ. самого автора выпала ръдкая для ино- странцевъ честь состоять профессоромъ въ коллегіумъ Генриха IV. Исполняя же-
Знаменитый русскій математикъ Михаилъ Васильевичъ Остроградскій. (Къ 100 - лътію дня его рожденія). ланіе отца, Остроградскій возвратился на родину, въ Петербургъ, гдъ быстро во- шелъ въ славу, благодаря своимъ блестя- щимъ способностямъ, обширному знаком- ству съ литературою математическихъ наукъ, равно и цълому ряду научныхъ трудовъ. Академія наукъ избрала его сво- имъ адъюнктомъ, а затъмъ и ординарнымъ академикомъ. Различные дипломы на по- Дозволено цензурою. Москва, 13 сентября 1901 г.
Открытіе движенія по Виндавской жел. дор., II-го сентября 1901 г. (Съ фотографіи П. С. Логинова). надо! Вотъ шляпникъ посадилъ къ себъ са- пожника на загорбокъ, да такъ и отпра- вились. У двоихъ-то какъ ни какъ, а вы- шло-одна трезвая голова, да пара кръп- кихъ ногъ, люди они были простые, городъ невзыскательный, хватило съ нихъ и этого.
вару, возьми, вонъ заграничный, Ганбурскій или Мериканскій, такъ онъ по ногъ-то, что твой чулокъ нитяный, ну, а нашъ бу- детъ почерствъй, вотъ онъ мозоль-то и зоветъ. (Окончаніе слъдуетъ.)
мальчиковъ и такимъ шустрымъ, что квар- тальный, ужъ на что былъ человъкъ стро- гій и со вкусомъ, а и то, какъ зайдетъ за даровыми подметками, непремънно, ска- жетъ: Эхъ, Кузьмичъ! завидный у тебя па- ренекъ растетъ.
A. Брилліантовъ.
Редакторъ-издатель А. Я. ЛИПСКЕРОБъ.
типографін А. И. Мамонтова. Леонтьевскій пер., № 5.
Товарищество