‚ 12 февраля 1948 года, № 35 (7351).

В своей речи на

.   : Красной
  ноября 1941 года товарищ Сталин 06-

площади

ратижя к красноармейцам и краснофлот-
пам, команиирам и политработникам, пар-
тизанам и партизанкам с0 следующими
словами: «Война, которую вы велете, есть
РОоЙНа, освободительная, война справедли-
вая, Пусть влохновляет вас в ‘этой BOLE
мужественный образ паших великих нрел-
ков — Александра — Невского, Димитрия
Цонокого, Кузьмы Минина, Димитрия По-
„жарокого, Александра Суворова, Михаила
Кутузова! Пусть осенит pac победоноеное
знамя великого Ленина!».

В этих влохновенных словах вождь на-
рода, воздав должное героическому прош-
лому русской нации, призвал  советеких
воинов к Новым подвигам во имя дела
Ленина, чье великое знамя является симво-.
лам Советского ‘государства и его армии,
выражающим ее благородные освободитель-
ные задачи.

Своими историческими корнями  трахи-
цин воинекой доблести уходят в селую даль
нотории русеком и других народов нашей
страны. Но эти черты воинов носили преж-
де ограниченный и часто неосознанный ха-
рактер, обусловленный классовой прирбхой
господетвовавшего тогда общественного и
Государственного строя,

Великая Октябрьская
революция и грандиозные  сопиально-эко-
номические преобразования, совершенные
под руководством партии, создали новый
тип человека — труженика социалиети-
ческого общеетва. Советский солдат, вос
питанный большевистской партией; воеваз-
ий под водительетвом Сталина, в такой
же степени отличаетея от русекого солдата
былых времен, в какой мере наша новая
социалистическая страна — Советокий
Союз— отличается от царской России.

Советекая Армия—детище Великой 0к-
тябрьекой социалистической революции.
Пашу армию создали великие вожди народ-
ных масс и большевиетекой партий —
Ленин и Сталин. Рожденная в огне и буре
величайшей революдии, Советская Армия по
самой своей природе коренным образом от-.
личается OT армии прошлого и от армий
современных капиталиетических стран. На-
ши солдаты яено  сознают цели и задачи
военной службы и свой высокий солдат-
ский долг перел Родиной. Они знают, что
их подвиги и победы идут па благо свобод-
ного народа, на благо государства, хозяи-
ном которого они вами являются.

Чувство советской национальной  гордо-
сти, горячего советекого патриотизма яв-
лясетоя характерной’ чертой морального 95-
лика бойца’ и офицера нашей армий, пи-
когла не забывающих, что они не просто
военные. & именно советские ‘военные
поди.

Советекая национальная гордость озна-
чает, прежле всего, гордость наттего нароха
за все то, что завоевано нами за тридца-

социалистическая

-ТСКОЙ

Оталинграда, в битве на Вурской дуге, в
гигантоких наступательных боях,  завер-
шенных взятием Берлина, — традиции

ветской Армии прошли жестокую  про-
ворку железом и кровью, они были много-

Братно умножены и закреплены в славных

делах миллионов солдат и офицеров.

Летопись героических поступков и дед,
совершенных за четырехлетие Отечествен-
ной воины, поистине  неисчерпаема. Она
началаеь © подвига бойцов пограничных
застав, первыми принявнтих на себя удар
вероломного врага, была продолжена Ни-
колаем Гастелло, бессмертными солдатекими
подвигами 28 панфиловцев и Александра
Матросова, смелыми рейдами генерала До-
ватора, боевыми действиями сталивеких
соколов, бесстрашиным десантом и героиче-
ской битвой черноморцев на, «малой Земле»
близ Новороссийска, фореированием Днепра
и других водных преграл, вплоть xo Одера
И Шпрее, легендарными рейдами  соелине-
НИЙ Говиака и других носителей немерк-
нулцей партизанокой славы.

Лишь советский человек с его высокой
ндейностью, забывающий свое личное «я»
во имя счастья всего народа, мог ‘репкитьея
на подобные подвиги. Лишь  советекие
люди, чуветвующие себя неотделимой ча-
стицей целого, великого советского наролно-
го коллектива, могли сверить такие дела!

Олним из ярчайших примеров верности
присяге была солдатская жизнь и мучени-
ческая смерть Героя Совелокого Союза
комсомольца  твардии рядового Юрия
Смирнова, совершивиего один из величай-
ших подвигов воинекой доблести.

Наиболее концентрированным  выраже-
нием героических традиций Советекой Ap-
мии была оборона городов-героев. Огромную
роль здееь сыграли традиции, идущие от
дней гражданской войны. Метрограх 1917
года и Ленинтрал 1942—1944 голов, Ца-
рицынч 1918 года и Сталинтрах 1949, гола
——это звенья одной и то же стальной
пеши славных традиций Советекой Армии,
великая перекличка героических дел двух
поколений Советской страны.

Боевые традиции защитников Стадингра-
ла сыграли огромную воспитательную роль.
на последующих этапах Великой  Отечест-
венной войны. В момент наибольших трул-
ностей, в рептительный чае сражения, ког-
да бой требовал от солдата высшего на-
пряжения его сил, одно имя «Сталин»,
одно слово «Сталинград» воодушевляло вои-
нов на новые подвиги.

Традиционным в Советекой Армии яв-
ляется чувство воинского братства. Идея
воинского братства пропагандировалась в
русской армии еще Петром Ги Суворовым.
Но подлинное воинское братство развилось
по-настоящему только в Советской Армии,
в условиях морально-политического  елин-
ства советекого общества, когда сопиаль-
ные перегородюи не отделяют солдат от
офицеров. Советская армия представляет

тилегний период истории Советёкого госу-   с0б0й единый по своей социальной приро-
даротва. Гле бы ни находилиев солдаты и  де и политической направленности коллек-

офицеры нашей армии, — в окопах ‘ Фрон-
108 или на охране завоеванното мира, на
Родине или на чужбине, — они никогда не,
теряют чувства напиональной гордости и
своего высокого достоинства.

Ветупая в ряды Советской Армии, каж-
дый боец лает присягу верности евоей ©о-
циалистической Родине, клянется «защи-
шать ее мужественно, умело, © достоинет-
вом ий честью, но щаля своей крови и <а-
мой жизпи для достижения полной победы
нал врагами...». —

В сражениях тражданокой войны coper-
ские бойцы испытывали тяжкие лишения
из-за недостатка продовольетвия, обмунди-
рования, боеприпасов. ‚Но, воюя © хорошо
экипированиыми и вооруженными. полчи-
щами интервентов и белогвардейцев, бой-
цы, командиры, политработники Красной
Армии на тысячах примеров доказали свою
ничем непоколебимую верность“ присяге и
воинскому долгу, они шли на все жертвы
во имя побелы над вратами социалистиче-
ской Отчизны.

Также и в периол Великой Отечествен-
пой войны миллионы совелеких воинов по-
казали свою беззаветную верность CBA-
щенной клятве ;— присяге, свято соблюдая
ве в любых условиях, в любой обстановке.

Тралиции Советской Армии влохновляют-
ся и укрепляются большевистокой партиеи,
чьи сыны всегла показывают пример Ca-
мого честного и ревностного служения Ро-
дине. В традициях нашей армии преломля-
ются великие идеи марксизма-ленинизма,
итеология советекого общества. Боевые
традиции Советской Армии неразрывно свя-
заны в именем  Генералиссимуса Сталина,
чей военный гений принес Советской. Ар-
мии великие побелы. Это поистине сталин-
ские, большевистские военные традиции,
породившие такое замечательное, невилан-
ное прежде явление, как массовый героизм
советских войнов на поле боя.

В Великой Отечественной войне — в
битве под Москвой, в обороне Одессы и Се-
вастололя, в героической эпонее обороны
Ленинграда, в величайшем сражений у стев

—

тив, является подлинно народной, демокра-
тической армией, органом  социалнетиче-
ского государства. Чуветво воинекого брат
ства солдат и офицеров Советской Армии

отражает нерутимую дружбу народов мно-

гонационального Советекого Союза.

Воевая жизнь Советекой Армии полна

фактами взаимной выручки солдат и офи-
церов в минуты смертельной опасности.
Взаимная выручка в 600 всячески  поощ-
ряется командованием нашей армии и co-
ветским правительством. Многим солдатам
и офицерам за подвиги, связанные © вы-
ручкой товарища, co спасением жизни
командира. присвоено звание Героя Совет-
ского Союза.
° Социальная природа Советской Армии,
где солдат и офицер являются в равной
мере выходнами из народных труловых
масе, определяет и особый характер их от-
ношений, не мыслимых в армиях капитали-
отических государств, где солдаты и офи-
церы — выходцы из разных враждебных
друг другу классов. oe

Отношения межлу рядовыми и офицера
ми в нашей армий характеризуются пол-
ным взаимным доверием и пониманием
того, что они решают одну и ту же задачу
защиты интересов’ социалистической Po-
лины. Вместе с тем офицер — не только
старший по званию и служебному положе-
нию боевой товариш солдата, но, прежде
всего, начальник, требование и приказ ко-
‘торого веть закон для подчиненных. Гуман-
ное, заботливое отношение и товарищеский
подход офицера к. советскому солдату не
только ие исключают, но неизбежно пред-
полагают строгую разумную  требователь-

ность и безотказцое выполнение каждым
военнослужащим всех обязанностей mo
службе. i -

Традиции боевого братетва находят свое

яркое воплошение в широко развитом в (0-

ветской Армии чувстве любви к своему
полку и своей роте. Солдат и офицер, бу-
дучи связаны долгими сроками службы
или фронтовыми испытаниями со своими.
частями, проникаются законным чувством

KPACH.

В тридиатилетило

привязанности к ним, гордости их дости-
жениями и победами. :

Во время Великой Отечественной войны
отмечалась, как массовое явление, тяга, ра-
неных солдат и офицеров по излечении
возвратиться в свою прежнюю дивизию, в
свой полк и батальон. Это стремление
представляло с0б0й серьезную моральную
силу. Ирисвоение лучигим ливизиям звания
гвардейских и наимейования «Оталинград-
ских», «Вантемировских», «Клевеких» и
так далее поднимало славу отдельных coe-
динений и в еще большей мере способство-
вало развитию благородной гордости воина
за свою часть, свое соединение. В делах
своей части ховелокий солдат и офинер
видит как бы воплощение боевых и м0-
ральных качеств всей Советской Армии.
Обычно складываются и свои ливизионные,
полковые традиции, в той или иной форме
выражающие традиции общеармейские В
любви воина к своей части выражаетея
его преданность армии, Советекому rocy-
дарству, Родине, партии Ленина-—— Сталина.
Символом того, что ето часть есть неот’ем-
лемый элемент Родины, является воинское
Знамя. Верность Знамени части, тотов-
ность защищать и беречь его всеми силами
В самых трудных условиях стало незыбле-
мой традицией в Советской Армии.

Отличное владение военным — делом,
стремление к постоянному соверттенствова-
нию своих военных знаний и навыков, дух
новаторства и творчества в военном искую-
стве — эти черты облика советских воинов
стали столь же традиционными, как и их
массовый Тероизм.

—А_А—_—_—_ыиы Ц

непрестанному совершенетвованию
специальных и политических знаний по-
стоянно призывает совелеких BOHHOB

товарищ Сталин. Это требование является
прочной тралицией, законом строительства
ий развития наших Вооруженных Сил. Вы-
сокое боевое мастеретво Советской Армии,
ве отличные качества невозможно  воспи-
тать без железной воинекой дисциплины.
«Войско без дисциплины превращается в
сброд», — сказал товарищ Сталин. С пер-
вых же дней зарождения Советекой Армии
Ленин и Сталин придавали первостепенное
значение всемерному насаждению и Укреп-
лению в ней воинекой дисциплины, — кав
основы укренления ее боеспособности.
Традиции сознательной и козпкой воин-
сной дисциплины пронизывают. все стороны
армейской жизни. Они прочно вошли в. ©03-
нание каждого воина, как внутренний нен-
реложный закон ето повседневного  поведе-
ния и в боевой обстановке, и в мирное вре-
мя — в учебе и службе. :
В насаждении и развитии. замечательных
традиций Советской Армии исключительно
велика роль армейских партийных органи-
заций. Коммунисты, как правило, идут в
первых рядах воинов. От них шло к солдату
слово воодушевления и поддержки в труд-
ный момент-ратной жизни, они вхохновляют
воинов на успехи и достижения в учебе
в мирное время. ^ ce
Выражением великого чувства преданно-
сти Родине, партии является сложившийся
на фронте замечательный обычай итти в бой
в именем любимого вождя и полководца
товарища Сталина: б этим великим именем
одержаны величайшие победы советского
оружия. С именем вождя советекие воины

самоотверженно выполняют свои задачи в

послевоенный период.
i a
*

Героические традиции Советской Армил

— Это ев идейное богатство, ее грозное ору-
жие в борьбе с врагами Родины. Поэтому
надо всячески изучать, укреплять, пропа-
гандировать традиции, воспитывать на них
молодое поколение воинов. ^

Надо, говорил М. И. Калинин, «что-
бы каждый новобранец, придя в
знал не только-его номер, но всю ето боевую
историю, всех его героев и боевые награды,
Bee его победы на соревнованиях и манев-
рах, чтобы он гордилея своим полком и по-
всюду отстаивал его чееть. В связи с этим
не мешало бы полкам иметь в библиотеках
свою писанную историю. :

Знамя полка должно быть овеяно боевым
революционным  романтизмом, чтобы каж-
дый красноармеец свято ето чтил, зная по-
лробно о всех похолах и боевых эпизодах, в
которых участвовал полк под этим знаме-
нем. Далее, я считал бы целесообразным п6=
местить портреты 06060 отличивигихея геро-
‘ев полка не только в клубе и в красных
уголках, но и в зале, где хранятся знамена,
чтобы каждый, вхоля тула, подтягивался ий
чуветвовал себя, как на ответетвенном па-
Вале.

Таким путем молодой %б0ец органически
сольется с боевым организмом полка». —

Святая обязанность всех солдат, сержан-
тов, офицеров — нерушимо хранить и Ум-
ножать боевые традиции, неотступно следо-
вать им во всей своей службе по охране 38-
воеванного мира и созидательного труда 69-
ветского- народа.

Подполковник Я. ЛИНКОВ,
кандидат исторических наук.

В помощь руководителю политзанятий
чм.

План темы „Боевые традиции Советской Армии и Военно-Морского Флота“

(Для

Время — 4 часа. Из них: eon aes
сказ руководителя и 2 часа — .

I:
ОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
oer Pp — детище

CCC

1. Вооруженные Силы ¢

Великой Октябрьской сопиалистической. i
é Советской Ap-

: ИЦИИ
волюции. Боевые трад ны
мии и Военно-Морского Флота сложил

if WHET,
борьбе е врагами социалистической Pox

if ии

2. Воевые традиции О ее

Военно-Морского Флота Е hk

волюпиенных традийий Зы ав

тероичееких традиций п .
Е. Советекие Вооруженные Си

“ учшее
впитали в себя все лу а и дру-
военного пропелого“ русского народ,

гих народов СССР. ae а
3 зние боевых традиций Сов
о ‚кой войны. Разви-

Армии в Годы гражданско ue

THe и умножение боевых тва,

fi ‚чоственной ВОЙНЫ.
Великой Отечественной в а ВИ
4. Традиции советских В

.

и ценное из

сержантов и старшин срочной служ
С

дельная преданность и любовь советоких
воинов к COBETCKOMY народу, советской
Родине, советскому правительетву, делу
Ленина-—Сталина, к великому вождю совет-

ского народа товарищу Сталину. Патриотизм

й беззаветное служение Родине. Высокая
сознательность, идейность, вера в правоту
своего хела, уверенность в победе. Доблест-
ное выполнение воинского долга и военной
присяги, массовый героизм. Прославление
героев, почитание пайяти павших в боях 3a
<вободу. честь и независимость Отчизны.
Войсковое товарищество и взаимная вы-
ручка в бою. Любовь к своей части. Почи-
тание и самоотверженная защита Знамени
части. Защита командира в бою. Высокая
воинская дисциплина. Высокое воинское
мастеретво и неоутомимое стремление к

дальнейшему  совершенствованию боевой
выучки, искусство воевать не числом, &
уменьем.

f

бы)

5. Боевые традиции соединения, части,
подразделения. Долг каждого copercroro
воина-——евято хранить и развивать елав-
ные традиции Вооруженных Сил Сотоза ССР,

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

1. В. И. Ленин-—Сочинения, изд. 3,
том XXIV, erp. 258—259.

2. В И. Ленин—Сочинения, изд. 3,
том ХХУ, стр. 96.

3. И. В. Сталин—«О Великой  Oreuecr-

венной войне Советского Союза».
_4. Организация Красной. Армии—Сборник
документов и материалов. Госполитиздат,
1943 год, стр. 24—25.
5. Подполковник Я. Линков--О боевых
традициях Советской Армии. Журнал Глав-!
ного политического управления Вооружен-
ных Сил СССР «Пропагандист и агитатор»
№ 18 за 1947 год. р
6. «Блокнот агитатора Вооруженных Сил
СССР» № 3 за 1948 год.
Отдел пропаганды и агитации
Политуправления
Московского военного округа,

ый воин

cheer ene ии ht hn Yt pe rn ee ae a ta a ce ce a a

полк,

‚ Советской Apa:

ПОБЕДА

Пройдут десятилетия и века, но никогда
не изгладится в памяти нашего народа, в
сознании честных людей всего мира Сталин-
градская эпопея, вечно будет сиять слава
героических зашитников города, который
носит имя великом вождя народов

твердыни, советские воины надломили хре-
бет фаптистекому зверю, здесь наша герои-
ческая Советская Армия, выхватив у врата
инициативу наступательных действий, не
выпускала ее ло полного разгрома’ немецко-
фашистских захватчиков.

Советский поэт, загляхывая в будущее,
писал в те дни © славных защитниках
Сталинграда:
Просто солдат, лейтенант, генерал,
Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой,

Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград,

Время придет, и рассеется дым,
Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем: :

-— OTo железный русский солдат,
Он защищал Сталинград!

ка

:
‘Зимой 1941 — 1942 тода amucrerne
захватчики потерпели жестокое поражение
пол Москвой. Однако гитлеровское командо-
Balle He оставляло своих бредовых планов
овладения столицей нашей Родины. Поль-
зуясь отсутствием второго. фронта в Европе,
гитлеровцы летом 1942. года переброенти
вее-свон резервы. на советеко-германский
фронт и сосрелоточили огромное количество
войск на ‘юто-зацалном направлении. В ию-
ле 1942, гола они начали пастунление на
(Сталинград. Их замысел сволилея в TOMY,
Чтобы овладеть городом с хода, разорвать

вдоль Волги на еевер, в обход Москвы. Од-
новременно немцы настойчиво рвались к
Грозному и Баку.

Великий Сталин разтадал  авантюристи-
ческий план немцев: A

По приказу Верховного Главнокоманхова-
‘ния советекие войска. создали на подступах.
к Волге мощную оборону. Перед защитника-
ми Сталинграда была поставлена залача—
в0 что бы то ни стало отстоять горох. 090-
рона волжекой твердыни стала главной за-
дачей, от решения которой зависел исход
вражений на всем фронте.

Выполняя указания товарища Сталина,

советские воины преградили путь врагу.
Немцам, обладавшим ‘превосходством в
силах, ценою огромных потерь удалось в
13 сентября выйти к окраинам Сталингра-
да. Завязалиеь упорные, жестокие бои 38
кажлую улицу, за каждый дом. Советские
воины героически отстаивали каждый кло-
ок родной земли. Они с честью выполняли
свою клятву, данную товарищу Сталину.
«Перед нашими боевыми знаменами, перед
всей советской страной, — заявляли 3a-
щитники Сталинграда в своем письме к
‘вождю народов; — мы клянемся, что
не посрамим елавы русского оружия, булем
биться 10 последней возможности. Под Ва-
шим руководством отныхнати победили в
Парицынской битве, пол Вашим руководст-
вом победим мы и теперь, в великой битве
пох Сталинградом!».
‚ Тысячи самолетов бросали гитлеровцы на
позиции нацтих войск, пушки и минометы
безостановочно били по ним, сотни танков

Группа московских Художников рабо-_
тает над созданием памятника городам-
героям: ^ Сталинграду, Севастополю,
Ленинграду, Одессе и столице нашей
Родины Москве. В’ статье лауреата
Сталинской премии художника П. Соко-
лова-Скаля, которую мы публикуем се-
годня, говорится о том, как будет вы-
глядеть этот памятник.

*

В наших проектах памятник городам-ге-
рюям рисуется ввиде пятистенного павильонз
C0 стеклянным куполом, увенчанным скуль-
пгурной группой «Победа». Внешнее оформ-
ление павильона должно говорить о мощи
Советской Армии, стоящей на страже сво00-
хы и мира. На наружных стенах здания,
офориленных монументальными скульштура-
ми, размещаются мозаичные панно, изобра-
жающие этапы последнем года Великой
Отечественной войны советского народа про-
тив фашизма. Зритель увидит эпизоды Не-
забываемых встреч советских воинов в 06в0-
божденных славянских городах, занятие ря-
да городов Германии, побелу над японскими
захватчиками. Вход в этот исторический па-
мятник обрамляет панно, изображающее
падение Берлина.

Что касается внутреннего содержания пая
мятника, то ото воссозлает картину герой-
ческой битвы за нашу родную землю. 0т-

товарища Сталина. Здесь, у стен BODIECKOT

советский Фронт и продолжаль продвижение   дем

ПОД СТА

воины выстояли. Они черпали силы в
пестрехельной преданности своей советской
Родине, в сознании той величайшей ответ-
ственности, которая была возлежена на них
партией, страной, мудрым вожлем товарищем
Сталиным. Они чуветвовали могучую под-
держку всего советского народа, всей
страны. ae

В беспримерной в истории Сталинград-
ской битве советские воины проявили
исключительные героизм и отвагу, непоко-

лебимую стойкость и высокое воинекое

умение.

На позицию, занимаемую 33 воинами,
немцы после артиллерийской подготовки
бросили в атаку 70 танков и пехоту. Но не
дрогнули советекие богатыри. Они мужест-
венно вступили в неравный бой и вышли
из него победителями. Герои сожгли 27
  танков и истребили 150 гитлеровцев. Атака

пемцев была отбита. _

На ‘участок, который оборонял взвод
младитего лейтенанта Калашникова, насту-
пали две роты немцев, поддерживаемые ми-
нометным огнем. Офицер приказал бойцам
подпустить немцев как можно ближе, а по-
TOM отнем автоматов уничтожить их. Отнэр
был настолько мощным, что немпы не вы-
держали и отступили. Утром следующего
дня противник повторил. атаку. Теперь нем-
цев было уже человек 509. Наступали сни
густыми цепями, ведя сильный огонь. Ox
за другим выбывали из строя защитники
окопа. Их ‘осталось полько 11, но они про-
должали героически отетаивать 68010 пози-
цию. В трудные минуты Валаиников под-
‘бадривал товарищей: о

— Помните, мы сражаемся на улицах
Сталинграда. Мы — сталингралцы! :
Атака врага вновь была отбита.

Тогда
цы, чтобы сломить сопротивление горст-
‘ки людей, обрушили на участок Валанни-
кова артиллерийский огонь. Но и это He
помогло. Немцы бросили против  одиннад-
цати храбрецов сорок бомбардировщиков.
Позиция была буквально перепахана бомба-
ми. Вазалось, ничего не могло остаться на
этой мертвой земле. И ‘все же, когла немцы
снова бросилиеь в атаку, они были ветрече-
ны автоматным огнем. Стреляли’ раненые,
‚все, у кого еще хватало сил держать opy-

дельные диорамы, посвященные городам-ге-
роям, оформлены бронзовыми екульптурами
которые композиционно связаны е  изобра-

%

жением на картине. Было бы правильно
сказать, что кажлая. диорама представляет
с0б0й как бы архитектурный портик, близ-
кий к стилю города-героя. Сталинград, на-
пример, характеризуют детали корпусов
тракторного завода, Севастополь — арка
Графской пристани, Ленинград — фасад
Конногвардейскотю манежа, Москву — сте-
пы Времлл, Одессу —= здание оперного. теат-
ра. Эти известные всем контуры любимых
городов как бы вводят зрителя в события,
запечатленные ‘на диорамах. Благодаря све-
ту, проникающему сквозь купол павиль-
опа-памятника, каждой отдельной диораме

ЛИНГРАЛОМ

в разных концов ползли на город. Казалось,
устоять в море отня, буптевавшего над го-
родом, в грохоте артиллерийской канона-
хы выше человеческих сил. Но советские

жие в руках. Улица перед окопом была
усеяна трупами немецких солдат и офице-
ров.

° Памятником немеркнущей славы защит
  вов Сталинтрада стал дом, названный
именем тварлии сержанта Павлова, ныне
депутата Верховного Совета РСФСР. В упор-
ных боях группа гвардейцев во главе в
Павловым в течение тридцати суток защиз
щала этот лом и отстояла его от врата.

В жестоких оборонительных боях coper-
ские воины изматывали и обескровливали
врата. В дни, когда славная 62 армия вела
бои в городе, советское командование co-
‘средоточило мощные резервы для наступ-
ления на флангах немецкой груипировки.
19 ноября 1942 года советские войска,
осуществляя гениальный стратегический
план товариша Сталина, расечитанный на
полное окружение и разгром огромной
сталинградекой группировки немцев, mepe-
шли в наступление. Сталинекий план `был
блестяще выполнен. Попытки немцев епа-
сти попавшие в «котел» армии потерпели
крах: 2 февраля 1943 гота была закончена
полная ликвидация окруженной под Ста-
лингралом немецкой группировки. Злесь
титлеровцы потеряли 22 дивизии ` общей

зкество боевой техники. Развивая наетупле-
ние, советские войска начали мабсовее
изгнание немецких захватчиков из Совет-
ской страны. -

Сталинтралекая битва имела решающее
значение для всего последующего x07
войны. «Сталинград, —указывал  товаюит
Сталин,—был закатом. неменко-фаптистской
армии: После сталинградекого побоища, кае
известно, немцы не могли ужеонравиться»,

Сталинградская победа  продемонотриро-
вала перед всем миром несокрушитиое могу-
щество напего сопиалистического строя,
превосходство сталинского военного пекуо-
ства, безграничную преданность советских
воинов своей Ролине, их несгибаемую стой-
кость и высокое воинское мастерство.

Влохновителем и организатором Сталине
градской победы был великий Сталин. «Это
была самая вылающаяея победа в истории
великих войн. Битва. за Сталинграл-—венет
военного искусства: она явила новый при-
мер совершенства передовой советской
военной науки. Олержанная здесь истори-
  ческая победа-—яркое торжество  сталин-
ской стратегии и тактики, торжество
тениального плана и мудрого прелвиления
  великого полководца, проницательно раз
  крыватего замыслы врага и использовавите-
  со слабости его авантюристической страте-
гии». = (Из Ераткой „биотрафии
И. В. Сталина).

Победа под Сталинградом вдохновляла

советских воинов на окончательный раз-
гром врага. Подвиги оталинградцев являют
вя великим примером беззаветного служе-
‚ния Родине, верности воинскому долгу,
  примером,  вдохновляющим Hac. Wa
  неустанное <овертенствование своего воин-
екого мастерства и повышение  политиче-
ских знаний, на дальнейшее укрепление
могущества любимой Родины, .

На снимках вверху: репродукции ©
картин художников К, Финогенова «Ар-
тиллерийский бой у элеватора» и В. Ефа-
нова «Сталинград» (советские вонны»

_ победители велут пленных).

На рисунке слева: плакат художников
Дени и Долгорукова, выпущенный в
1942 году. (

рвутся вперед. Bee more cpamennm залито
золотым светом севастопольского утра. Жи-
вониеное полотно этой диорамы, которую
мы назвали «Севастополь 8 мая 1944 то-
да», экспонируется на Всесоюзной хуложе-
ственной выставке. Оно является лишь од-
НИМ из тех изобразительных 00 eRTOB, KOTO~
рые будут служить оформлению павильонов,
Вот еще одна диорама, она воскрешает в па-
MATH героические дни обороны Ленинграда.
Хмурое небо морозных сумерек тускло оеве-
щЩает город и людей, зажатых в кольце бло
кады, но не сдающихея врагу.

..В дыму и пламени горянтих цехов. на-
смерть дерутся с врагом сталинградцы.

...Вее эти полотна венчает пятая диорама
«Москва 24 июня 1945 года», которая pac-

создается соответствующее ee характеру
освещение.

Зритель увидит последние минуты герои-
ческой Одессы... Черноморские моряки, по-
кидая ее, спускаются по лестнице к морю,
лица их освещены светом молний штормово-
го неба.

Перехоля от диорамы к диораме, зритель
как бы попадает в самую гущу событий.
Диорамы так размещены, что зритель этап
за этапом переживает одну из величайних
эпопей истории человечества.

— Май 1944 гола. Солдаты и матросы
штурмуют твердыно Малахова кургана:

положена несколько иначе. Зритель прохо-
дит сквозь нее и точно сам идет по Красной
площади между рялами войск, построенных
для парада. На земле—груда знамен титле-
ровских дивизий, разбитых тероическими
советскими воинами. На трибуне мавзолея
— безгранично дорогой советскому народу
товарищ Сталин, организатор и вдохнови-
тель геронческих побед советекого оружия,
Наш коллектив художников с увлечением
и страстью работает над монументом, кото-
рый явится нужным и ценным памятником
героическим дням нашей эпохи.

СОтонет земля от разрывов. Ооветекие воины

Лауреат Сталинской премии
Nl, СОКОЛОВ-СКАЛЯ.

численностью в 300 тысяч человек и мно-.