Tl НА ба ма С А м

. На штурм Джигита. Впереди Л. Кенарский, сзади М. Березин; Tyne:

тиром показан путь восходителей
	а вершине пика Джигит (5000 м). Слева направо: М. Березин и
	A fewer were re

‘Очерк и Фото В. Рацека
		палатку, как стало темно. Некоторое время ждал,
затем с тревогой начал спускаться вниз, навстречу
своим спутникам. На крик долго никто не отзы-
вался. Снова поднялся вверх к морене и там
неожиданно встретился с караваном. Оказывается,
чтобы сократить путь, мои товарищи шли по дру-
гому рукаву ледника.

Ночь выдалась холодная. Мы накрыли лошадей
кошмами, а сами улеглись в спальные мешки.

На рассвете проводник с лошадьми повернул
обратно. Распрощавшись с ним, стали готовиться
к восхождению.

Слева верщина казалась неприступной — гра-
нитная вертикальная скала. Тогда двумя груп-
пами мы пощли на разведку. Березин и Байгази-
нов взялись осмотреть западный контрофорс пика,
в надежде найти. там путь к седловине. Я и Ке-
нарский направились к ущелью, которое, как
нам казалось, могло привести к вершине.

К полудню мы достигли перевала. Дорогу
преградили почти отвесные покрытые снегом ска-
листые склоны. Навстречу падали лавины, сы-
пались камни, Но мы благополучно миновали
все препятствия и вышли на мощный ледник с се-
веро-восточного склона пика Джигит. С этой сто-
роны пик имел форму. огромной трехглавой
стены.

Перед ледником —- ледопад, изрезанный ог-
ромными трещинами, предательски замаскирован»
ными снегом. Путь по нему труден и рискован,
Но все же мы решили брать Джигит именно в этом
направлении: лучше ледопад, чем вертикальная
стенка,
`° Наконец, после долгих поисков’ все собрались
в лагере. Байгазинову и Березину He повезло:
пути к седловине они не нашли. Пришлось оста-
новиться на нашем предложении — штурмовать
Джигит по северо-восточному склону.

Утром, захватив с собой на четверо суток про-
дуктов, теплую одежду и высокогорные палатки,
вышли в путь. В тот же день прошли опасный
ледопад. Большие и глубокие трещины доставили
нам особенно много хлопот. Переправляться
через них приходилось ‘ползком, применяя охра-
нение и перетаскивая на веревке рюкзаки,

По леднику шли весь день. Вечером выбрали
ровную ледяную площадку, уложили на ней кам-
ни и установили на этой своеобразной подстилке
две палатки.

Не успели задремать, как грохот лавины заста-
вил нас покинуть ненадежное убежище. Всю ночь
вокруг шумели лавины и камнепады.

После тревожной ночи начали штурм пика Джи-
гит. Нам предстояло в очень трудных условиях
совершить траверс трех его вершин. Выход на сед-
ловину был настолько труден, что мы решили оста-
вить палатки и итти налегке. Мы знали, что впе-
реди предстоит ночевка под открытым небом,
при сильном’ морозе, в условиях разреженного
воздуха, но в прежних походах и восхождениях
нам не раз приходилось сталкиваться лицом
к лицу с опасностями и лишениями,

Связавшись веревкой, мы двинулись вверх
ло крутому склону. Подталкивала мысль во. что бы
то ни стало взять Джигит. Повернуть назад —
значит признать себя побежденными в борьбе
со стихиями. Вперед и выше! Только вперед!

Я заметил, что Байгазинов стал прихрамывать,
с трудом поспевая за нами,
	--- Что с тобой, Касим?
	Вспомнили стихи киргизского народного поэта
Джоомарм Боконбаева о прекрасной горе Ала-
Тоо, о людях, покоряющих ее твердыни:
	Мир твой сказачно чуден _
У небес, Ала-Тоо.

Но прекраснее люди
Всех чудес Ала-Тоо.

И растет в наше время
Средь камней Ала-Тоо
Богатырское племя
Сыновей Ала-Тоо...

Ты стоишь величаво
Средь камней, Ала-Тоо,
Как высокая слава
Наших дней, Ала-Тоо.
	Я читал эти стихи, они звучали над мертвым
безмолвием гор, под фиолетовым небом, и стано-
вилось теплее от сознания, что где-то внизу цветут
	‚сады и посевы и, может быть, о нас, групике аль-
	пинистов, затерянных среди скал и льдов, думают
наши друзья,

Несмотря на усталость, мы устроили’ в честь
нашей победы маленький пир. Раскрыли коробки
с консервами и виноградным компотом, достали
из рюкзаков свежие яблоки. Поужинав, стали го-
товиться к ночлегу. При помощи ледорубов и кон-
сервных банок вырыли в снегу яму. В стенке
ямы соорудили пещеру. Работали до изнеможе-
ния. Каждое движение достигалось ценой му-
чительных усилий. Легким нехватало воздуха,
руки коченели от холода, .

Надев насебя теплые вещи, мы забрались в снеж-
ную пещеру, где могли поместиться только сидя,
тесно прижавшись друг к другу. Чтобы не от-
морозить ног, мы сняли ботинки и спрятали
	ноги в рюкзаки. Ботинки мы грели у себя на гру»
	ди, чтобы они к утру не промерзли, Я поделился
с товарищами своим опытом предохранения ног
от обмораживания, Я никогда не смазываю ноги
перед восхождением жиром—так, как это делают
другие, а мою их ледяной водой или растираю
снегом. От этого они никогда не потеют и не мер-
знут; Три пары теплых шерстяных носков хорошо
предохраняют пальцы от холода. Ботинки должны
быть свободными, Чтобы пальцы не были сжаты
и могли двигаться, В походах и горных восхож-
дениях надо всегда обращать внимание на такие
«мелочи». От этого часто зависит успех восхож-
дения, а иногда даже и жизнь альпиниста.
Сидя в пещере, мы все свое внимание направля-
ли к тому, чтобы не заснуть. Заснуть — значит
замерзнуть.
Рано утром поделили последнюю банку компота
и начали быстро спускаться вниз. В 12 час. были
в лагере, где нас ожидал Байгазинов,
Прежним путем возвращаться нельзя. Солнце
разрушило снежные мостики, и путь вниз был
отрезан. Решили двигаться по другому ма шруту,
по крутому ледяному склону в ущельи Культер.
В пути застала пурга, двигаться приходилось
ощупью, соблюдая величайшую осторожность.
Только поздно вечером достигли базового лагеря.
Там нас ожидал проводник с лошадьми.
	Так был впервые покорен Джигит — вершина
	5-Й категории трудности, В этом сложном и, ин-
тересном восхождении мы еще раз проверили
свои силы в борьбе с горными великанами. `
	о время восхождения на Каракольский пик

наше внимание привлекла остроконечная гра-
нитная пирамида, возвышающаяся над остальными
вершинами Терскей-Ала-Тоо. Мы долго смотрели
с ледника на круто взбегающую вверх величест-
венную громаду, увенчанную белой шапкой сне-
гов, и Кто-то с восхищением воскликнул:

— Джигит! Настоящий джигит!

Этим именем мы назвали незнакомую вершину,
куда еще ни разу не ступала нога человека.

С тех пор прошло два года, и каждый раз,
уходя в горы, мы мечтали покорить эту. вершину.
Но к такому трудному восхождению надо долго
и тщательно готовиться, И мы, четверо альпини-
стов Киргизии, Березин, Кенарский, Байгазинов
и я, тщательно продумали все детали экспедиции.

4 августа 1939 г. мы выехали в Пржевальск.
Там совершали тренировочные восхождения На
ряд вершин. Наняли лошадей, еще раз проверили
снаряжение и пополнили запасы продовольствия
для трудного походя.

15 августа караван двинулся в путь. Некоторое
время шли по живописному ущелью Уюнтер,
заросшему громадными тянь-шаньскими елями,
образующими над головой густой темносиний
свод. Повсюду на пути обилие лесных ягод —
смородины, малины, много грибов.

о дну ущелья бурлит и пенится горная речка
Караколка. Стремительными каскадами падает
она по каменным ступеням, далеко разбрасывая
ледяные брызги. Под столетними елями на не-
большой полянке разбили базовый лагерь. Раз-
вьючив лощадей, расположились на отдых. В этом
месте ущелье, заросшее непроходимым лесом, по
степенно сужается. Внизу — лето; все цветет
и благоухает, а здесь кое-где в тени еще сохрани-
лись белые пятна снега. Да это и не удивительно:
мы на высоте 3000 м,

На следующий день с утра снова двинулись
в путь. Миновали водопад, стремительно падаю-
щий с 16-метровой высоты. Потянулись альпий-
ские луга. Нас поразило множество эдельвейсов, —
махровыми звездочками они усеяли весь путь.

Внезанно перед глазами открылась изумитель-
ная картина, Расступились зеленые и пестрые
от цветов луга и во всем своем великолепии пред-
стала ослепительно белая вершина Каракольского
пика, Среди морены и скал сверкают озера, отра-
жая своей поверхностью белизну вечных снегов.

Река течет по обширной зеленой долине. Ти-
шину нарушает пение птиц. Здесь, словно стре-
мясь все напоить своей влагой, Караколка разде-
лилась на несколько рукавов; широкими прозрач-

ными потоками торопится она вниз.
17 августа караван достиг ледника. Мы долго
искали удобной дороги для лошадей. Путь пре-
граждали хаотические нагромождения камней,
глубокие трещины. Приходилось руками раски-
дывать камни и осторожно, шаг за шагом, перево-
дить лошадей. Наконец, ступили на гладкий лед.
Два часа идем по леднику. Встречаются стреми-
тельные ручьи, лошади испуганно пятятся, Ни-
какими силами нельзя заставить животных итти
в воду; пришлось завязать им глаза, и тогда
благополучно перевели караван через потоки.
Поздно вечером я отделился от группы, чтобы
заранее на морене найти место для палатки. В го-
рах ночь наступает быстро. Не успел установить
	— Ничего, пройдет,,. — отвечал Байгазинов.

Он долго не хотел сознаться, что сильно натер
Ногу и ему трудно итти дальше. Только по моему
настоянию он прекратил восхождение. Мы по-
дождали, пока Касим не достиг лагеря, и только
тогда продолжали восхождение.

На пути вырос скалистый заснеженный гребень.
Он вел прямо к седловине. По одну сторону —
отвесный склон в пропасть, по другую — ледя-
ная стена. Здесь рождаются лавины; сейчас они
зловеще шумят внизу. На мгновенье сердце сте-
снило чувство, похожее на страх, .

Быстро созрело рещение. Осторожно срубая
ледорубами скользкий гребень, мы ‘продвигались
по нему все выше и выше, 40 м опасного пути оста-
лось позади, Но самые большие трудности ожи-
дали нас дальше, у ледяного сброба. 10-метровой
стеной он преградил нам путь. Все свои знания,
весь опыт прежних восхождений и всю тёхнику
альпинизма пришлось применить на этом участке.
Мы вбивали ледовые крючья и при помощи ве-
Гэевки и ледорубов двигались вперед. Каждую
	  ри снежная лавина могла нас сбросить в про-
  ПАСТЬ.
	Еще хуже было итти по глубокому зыбкому
у‘негу, когда не знаешь, что у тебя под ногой:
то ли прочная’ скала, то ли зияющая трещина,
прикрытая сиегом. Наконец, это препятствие оста-
	лось позади. Каждый из нас вздохнул с облегче-
нием. г
	Но опасность еще не миновала. Надо было пре-
одолеть гребень в 300—400 м длины. Он был по-
хож на тот гребень, который мы прошли раньше,
но значительно опаснее. Узкое ребро шло кар-
низами, обрываясь в пропасть то с правой, то
с левой стороны. Мы продвигались крайне мед-
	ленно, сидя на гребне верхом. Малейшая неосто-
	рожность одного могла увлечь в пропасть всю
связку, В одном особенно опасном месте пришлось
соорудить нечто вроде перил из веревок и ледо-
рубов. Веревка, протянутая над пропастью вдоль
Узкого гребешка, служила скорее моральной,
нежели действительной поддержкой от падения.
	Впереди видна заветная вершина Джигита.
Чтобы взять ее, нужно проявить все свое хлад-
нокровие, все мужество. Два часа продолжался
наш путь по опасному гребню. Время это показа-
лось нам вечностью.
	Наконец, мы достигли первой вершины Джи-
гита. Вокруг — море серых гранитных скал,
поблескивающих, как сталь, ледяных глыб и
сыпучего горного снега. Вот и остальные две
верщины. Мы взошли и на них. Высота 5200 м.
Над нами небо странного фиолетового цвета,
Впереди, как родной брат пика Джигит, — кра-
савец Каракольский пик; на востоке гигантским
клыком устремился к нему пик Каштамбек-Тер-
баши; внизу множество мелких вершин. Они
кажутся с высоты маленькими снежными пирами-
ами.
	Усталость сковала все тело. Хотелось лечь
в снег. и отдыхать, В первые минуты победа не при-
несла нам той радости, какой мы ожидали, Пред-
стояло снова испытать все пережитые опасности,
спускаясь вниз. Но сейчас не хотелось думать
06 этом.

На седловине перед восхождением, Слева
		арский, М, Байгазинов и
м, Березин
		Еловый лес в Каракольском ущельи (Терскей-.
Ne ан (Tep