в 1921 г. в Горки было проведено электри-
чество. Инициатор величайшего плана
электрификации страны, здесь, на отдыхе,
не забыл помочь крестьянам небольшой
деревушки обзавестись электрическим
освещением.

В километре от дома протекала глубо-
кая извилистая река Пахра. Парк в этом
месте оканчивался крутым глинистым об-
рывом. Здесь на реке стояла единственная
в Горках лодка, привязанная к дереву.
Никто не трогал никем. не охраняемую
лодку. Крестьяне из окружающих деревень
знали, что это лодка тов. Ленина.

В жаркие дни Ленин очень любил ку-
паться. Перекинув. полотенце через плечо,
он быстрыми мелкими шагами шел по до-
рожке, переправлялся в лодке. на противо-
положный берег и причаливал к болышой
песчаной отмели, расположенной немного
ниже по течению у заливного луга. Ильич
раздевался в лодке и принимался с на-
слаждением плавать в реке. Плавал он хоро-
шо, различными способами.

Зимой, приезжая в выходной день в
Горки, Ленин часто обращался к рабочим
совхоза с просьбой дать лыжи покататься.
На лыжах Ильич катался по парку и сильно
любил этот вид эдорового отдыха,

В. И. Ленин и И, В, Сталин в Горках (1922 г.)
	рать белье. Заплатки на стареньких ру-
башках и фуфайках Ленина растрогали ее
до слез. Ее подруга Саша пригласила на
кухню пить чай. Дверь в комнаты была
открыта. Внезапно в кухню вошел Ленин
в зеленом френче со своей обычной улыбкой
в глазах.

— Товарищи, а если я у вас чайку возь-
му, не обижу? - ]

`Обе женщины вскочили.

— Товарищ Ленин, да мы вам принесем!

— А разве я сам не могу? Я такой же.
работник, как и все, ` р
		Летом 1922 г. у Ленина появились пер-
вые. признаки болезни. По настоянию пар-
	_ тии и врачей Ильич на время прервал свою
	напряженную работу и летом лечился
	и отдыхал в Горках.

Огромным напряжением воли Ленин
заставил себя на некоторое время оторвать-
ся от государственных дел и немного от-
дохнуть.

Как-ло Марья Ильинична попросила
Нюру — принесите Владимиру — Ильичу
котят. В горкинском санатории жила серая
кошка, Она недавно окотилась, котята
у нее уже прозрели. Нюра принесла не-
сколько котят прямо в комнату к Ленину,
на второй этаж. Высыпала их на блестящий
паркет. .

— Нет, нет, там им холодно, — запро-
тестовал Ленин, — давайте, их на постель.

Котят на постели Ильич укутал одеялом
и долго возился с ними. Марья Ильинична,
наконец, ‘попросила Нюру:

— Возьмите у Владимира Ильича ко-
тят, а то он © ними весь день провозится,
ведь они голодные.

Нюра побежала наверх.

— Товарищ Ленин, котят надо” кошке
отнести.

— Нет, нет, им и тут хорошо.

— Им надо сосать, они есть хотят,

— Да, как же я не подумал об этом?
Ну; если сосать, то берите, берите скорее.

В бюллетене о здоровье вождя проле-
тарской революции в июне 1922 г. между
прочим сообщалось:

4... Больной покинул `постель; чувствует
себя хорошо, но тяготится . предписанным
ему врачами бездействием».

— «Мне нельзя читать газеты, — ирони-
чески замечает товарищ Ленин, — мне
нельзя говорить о политике, я старательно
обхожу каждый клочок бумаги, валяющийся
на столе, боясь, как бы он не оказался га-
зетой и как бы не вышло из этого наруше-
ния дисциплины», — так рассказывал то-
варищ Сталин об Ильиче после одной из
своих поездок в Горки \*,
		С картины Л. Михайлова

своему, по-особенному улыбаясь, смотрел
в сторону распахнувшейся двери. И снова,
как и при первой встрече в аллее, девушке
показалось, что Ленин смотрит на встре-
чаемого человека так, словно ждет от него
чего-то необычного, интересного; Нюра
поздоровалась и поставила самовар на стол.
_ — Здравствуйте, здравствуйте, това-
рищ Нюра! — приветливо сказал Ленин.
И тотчас, как только девушка услышала
голос Ленина, всякий страх у неё исчез,

Каждое утро Нюре приходилось убирать
комнату Ленина,

В девятнадцатом году, когда большой
дом стоял безлюдный и холодный, с испор-
ченным отоплением, Ленин наезжал изредка
отдыхать в маленький флигелек, располо-
женный в парке. Позже в болышом доме
починили отопление, и Ленин выбрал себе
там маленькую комнатку на втором этаже.
В нее нужно было подниматься по крутой
полутемной лестничке.

го была неболыпая узкая комната
в четыре окна в левом крыле здания. Обста-
новка в комнате была самая необходимая.
Работал здесь Ленин за небольшим квад-
ратным столом, сидя в’ мягком кресле.
Рядом стоял маленький стулик, на котором
обычно устраивалась Надежда Констан-
тиновна Крупская, когда нужно было что-
нибудь записать под диктовку Ленина.
В углу комнаты за ширмой помещалась
кровать, покрытая малиновым ватным одея-
лом. Когда утром Нюра заходила в комнату,
кровать была всегда уже застелена самим

ениным.

Рядом с кроватью у изголовья стояло
зеркало в белой оправе с мраморным под-
зеркальником на тонких белых ножках.
На подзёркальнике — маленькая электри-
	ческая лампочка с матерчатым абажуром,
	со стеклянной узорчатой ножкой и желтым
лоснившимся от времени шнуром. Ленин
предпочитал не зажигать! люстры на по-
толке, пользуясь настольной лампой;
Большой дом стоял на горе в парке,
спускавшемся по склону оврага. Три окна
комнаты Ленина по переднему фасаду зда-
ния выходили в сторону оврага. Из
окон видны были макушки деревьев,
росших внизу у ручья. Прямо . против
дома подымался противоположный склон
оврага с чернеющими домиками деревни
Горки. В этой деревне зимой 1921 г. по прось-
бе местных крестьян Ленин делал доклад
о международном положении и о политике
советской власти. Было это, когда еще Ле-
нин жил в маленьком флигельке, По
просьбе крестьян и по ходатайству Ленина
	Вскоре Нюра. попала из прачечной сов-
хоза в ленинский дом помогать на кухне:

В первый же день Саша сказала де-
вушке, чтобы та отнесла в столовую вски-
певший самовар.

— Дакак же я пойду к ним? — расте-
рялась Нюра, — они меня не знают...
боюсь я...

Саша засмеялась.

— Чудная ты девушка! Они. люди про-
стые, никогда никого не обидят,

Нюра взяла самовар и с бьющимся серд-
цем пошла в столовую. Отворив дверь,
девушка увидела всю семью за столом,
Прямо против двери сидел Ленин и по-

Скамейка в парке, на которой любил отды
хать и работать В, И. Ленин, Фото Л. Сухов:
	Однажды в парк въехал автомобиль,
обогнул флигелек и остановился у заднего
крыльца, Из машины ‘вышел человек сред-
него ростав полувоенной одежде. Он под-
нялся на крыльцо и, пройдя мимо колонн,
по две с каждой стороны крыльца,’ открыл
дверь за ручку из голубого стекла.

Ленин в защитном грубом френче с рас-
стегнутым воротом, щурясь и вглядываясь
в знакомое дорогое лицо Сталина, потряс
	* Из статьи И, Сталина ,,Заметки‘“‘, помещен-
HOW BM иллюстрированном приложении к’,, Правде“