протянутую руку. Они пошли рядом к
	скамеечке около металлической сетки, ого-
раживавшей теннисный корт. Оживленно
разговаривая, посидели здесь, потом пере-
	шли в дом, пить чай, Ленин не расставался
	со Сталиным ни на минуту,
	После чая оба гуляли в парке по главной.
	аллее, начинавшеися от заднего крыльца,
Сталин был немного выше Ленина. Они
прогуливались по аллее взад и вперед, все
время разговаривали, смеялись...

б августа 1922 г. в газетах появилось
информационное сообщение, в котором
тов. Ленин приветствует ХИ Всероссийскую
конференцию партии. Вот оно:

«Тов. Сталин в начале вечернего. за-
седания сообщил, что он сегодня был
вызван к тов. Ленину, который уполно-
мочил его в ответ на приветствие конфе-
ренции благодарить конференцию и выразил
надежду, что недалек день, когда он вер-
нется к работе»,

«Во время болезни Владимира Ильича
его работа по руководству партией выпол-
няется Сталиным, генеральным секретарем
ЦК. Сталин часто посещает Ленина в Гор-
ках, делает ему доклады о положении дел,
обсуждает с ним очередные вопросы, полу-
чает указания Ленина для ЦН». (П. Кер-
женцев, УЖизнь-Ленина, стр. 264).
	В октябре Владимир Ильич вернулся
	коме, участвовал в заседании ЦК ВКП(б),
выступал с речью на сессии ВЦИК. Им
был сделан доклад на ТУ конгрессе Комин-

терна о пятилетии российской революции.
Его последнее выступление было на пле-
нуме Моссовета.
	В конце 1922 г. болезнь резко ухудши-_
	лась, Ильич слег в постель. В начале 1923г,
наблюдалось некоторое улучшение’ здоро-
вья. Между приступами болезни, используя
каждую минуту, Ленин `диктовал свои по-
следние статьи: «Страничка из дневника»,
«О кооперации», «О нашей революции»,
«Как нам реорганизовать Рабкрин», «Луч-
ше меньше, да лучше» (январь и половина
а 1923 r.).

середине мая 1923 г, Владимира
Ильича перевезли в Горки, где он и оста-
вался все последующее время своей бо-
лезни. Марья Ильинична и Надежда Kon-
стантиновна непрерывно находились около
больного. К концу лета здоровье Ильича
начало улучшаться, он мог самостоятельно
ходить, речь восстанавливалась.
	* a”

Однажды Ленин почувствовал себя здо-
ровее и крепче, чем обычно. Он надел кепку,
взял свою трость, спустился в парк и пошел
по дорожке, вдыхая живительный аромат
осеннего леса. Погуляв в парке, Ленин
вернулся к дому, обогнул стеклянную тер-
расу и направился к маленькой зеленой
калиточке в кирпичной стене, отгоражи-
вавшей служебные постройки от парка.
У калитки на часах стоял красноармеец
с винтовкой. Ленин поздоровался с ним
и сказал, что хочет выйти во двор. Инструк-
ции у часового были точные — никого без
пропуска через калитку не пускать. О том,
как быть, если пойдет Ленин, часовому никто
ничего не говорил в виду болезни Ильича.
После некоторого колебания часовой отка-
зался пропустить Ленина. Ильич, посме-
явшись, вызвал начальника охраны.

Выйдя во двор, Ленин посмотрел на окна
квартиры шоферов над гаражем и помахал
р Давно Ильич не появлялся здесь.

оферы высыпали во двор, окружили Ле-
нина. Он сел в машину и попросил одного
из шоферов подвезти его к заднему крыльцу
здания, объехав парк. Через Несколько ми-
нут машина была у дома. Ильич, не выле-
зая из машины, попросил сходить за Марьей
Ильиничной и Надеждой Константиновной.

Когда они пришли, Ильич, прищурив-
шись, посмотрел’ на них и сказал: Е

— Собирайтесь, едем в Москву.

— Как в Москву? — и женщины приня-
лись уговаривать Владимира: Ильича по-
дождать, пока он поправится.

Новая школа имени В. И. Ленина в Горках
	— Сейчас, сию минуту, — перебил Ле-
нин. Ильича снова стали уговаривать
не ездить. .

— Вы с0 мной не согласны? — спросил.
Ленин, весело прищуриваясь.. -

— Нет! — хором ответили женщины.

— Ну ладно, — спокойно сказал Ильич,
снимая кепку и помахивая ею, —до свиданья!

Здесь уж нечего было делать. Вызвали
вторую машину, захватили кресло’Ильича
	и теплые вещи, — Ильич надел осеннее _
		Фото Л. Сухова

бескрайных лугов теперь. раскинулись кол-
хозные пашни и огороды. Стальные мачты
магистралей высокого напряжения шагали
‘по полю, рядом с железной дорогой, по ко-
торой › двадцать лет назад молоденькая
девушка, гонимая нуждой, уехала из дома.
Провода магистрали высокого напряже-
ния проходят сейчас мимо Горок. Их видно
из беседки, стоящей в парке на склоне ов-
рага, в которой любил работать и отдыхать
Ленин. Гениальный ленинский план элек-
трификации. страны осуществляется теперь
в невиданно широких масштабах под наблю-
дением и руководством продолжателя дела
Ленина — великого Сталина.
Недаром в своей речи на И Всесоюзном
	Съезде Советов 26 января 1924 г. тов. Сталин
говорил; у
	...«Уходя от нас, товарищ Лёнин за-
вещал нам хранить единство нашей партии,
как зеницу ока. Клянемся тебе, товарищ
Ленин, что мы с честью выполним и эту
твою заповедь!»:

«Уходя ‘от нас, товарищ Ленин завещал
нам укреплять и расширять Союз Респуб-
лик. Клянемся тебе, товарищ ‘ Ленин, что
мы выполним с честью и эту твою заповедь!»
	Сталин, партия, народ, несмотря на все
происки врагов, неуклонно выполняют ве-
ликую клятву, данную у гроба Ленина.
		Беседка в парке, в которой любил отдыхать
`В. И. Ленин. Фото ‘Л. Сухова
	Машина поехала прямо в Кремль. Ле-:
нин пришел в свой кабинет, с удовольствием
	осмотрелся — все оставалось нетронутым
с тех пор, как он работал здесь в последний
день.

После Кремля Ильич заехал на строив-
шуюся по его инициативе сельскохозяйствен-
ную выставку и затем вернулся в Горки.

Это была последняя поездка Ленина
в Москву.

Вскоре все трудящееся человечество
было потрясено сообщением о неожиданной
смерти величайшего человека, когда-либо
жившего ‘на нашей планете, гениального
вождя пролетарской революции — Владими-
ра Ильича Ленина, последовавшей в Горках
21 января в 6 часов 50 минут.

* a”
В маленьком деревянном домике в саду
	_ одной из дач совхоза в Горках живет Анна
	Ивановна Воронина со. своим мужем, рабо-
тающим в конторе совхоза, и.с тринадцати-
летним сыном Генрихом, Вй сейчас 36 лет.
Семья живет счастливо, с достатком.

Недавно Генрих сообщил матери, что
собирается стать летчиком. Он учится в ше-
_ стой группе прекрасной горкинской школы,
построенной здесь в память Ленина. Маль-
чик часто просит мать рассказать об Ильиче,
Анна Ивановна Воронина, рассказывая
Генриху © великом человеке, с которым ей
пришлось встречаться, вспоминаег горячие
слова Ильича о будущей счастливой и ра-
достной жизни, которые Анна Ивановна
не раз слышала от него.

Слова Ильича. сбылись,

Двенадцатого декабря рабочие  сов-
хоза, среди которых была и Анна Ивановна
с мужем, и колхозники деревни Горки,
которым несколько лет назад Ленин делал
доклад о международном положении и о
политике советской власти, голосовали за
	депутатов в Верховный Совет, вернейших:
	сынов народа тт.’Реденса и Хохлова,
Как-то Анна Ивановна побывала у себя
на родине под Каширой. На месте некогда