‚  ПМонер

5 марта 1948 года, № 55 (7374).

Седьмой се

Тридцать лет тому назад. 6
тола, собралея УП с”езд нашей коммунисти-
ческой партии. Это был первый с’езх пос-
ле победы Великой Октябрьской conan
стической революции, в результате которой
бельшевистская партия из гонимой и npe-
следуемои помещичье-буржуазной властью
превратилась в партию правящую. Паша
ивртия пришла в своему УП с’езду как
руковолящая и направляющая сила еозлан-
ного ею Советского Фоциалистического го-
суларства.

Т.

‘ VII ¢’eax происходил в один из ответет-
веннейших периодов жизни партии и стра-
amma, naa no

i, а первые Wary no
пути создания нового, сопиалистического
общества. Промежуток от ноября 1917 no
февраль 1918 года явилея периодом «крас-
ногвардейской атаки» на капитал.  Совет-
свая ваасть успела распространиться за
Эти четыре месаца тю веей нашей необ’ат-
ной странв.

Советекая власть ‚отменила  помещичью
в9бствениость из землю,  напионализиро-
вала е6’и перелала в пользование крестья-
нам, отоорала у капиталистов фабрики и
заводы. Советская власть разрушила ста-
рый буржуазно-помещичий  государежвен-
ный алиарат и начала  создарать новый
аппарат — аппарат Советского  государ-
ora.

Мероприятия советской власти, прове-
донные под руководетвом партии Ленина—
тадина, укрепили диктатуру рабочего
класса. Но нельзя было ечитать подоже-
ние советской власти вполне упроченным,
пока Россия находилась в состоянии вой-
ны с Германией и Австрией. Партия с
первых же дней победы Октябрьской рево-
люции развернула борьбу за мир. Еще
Н с’езд Советов ночью 26 октября 1917
гола принял декрет о мире. Но правитель-
ства Англии в Франции,  подотрекаемые
американекими  миллиардерами, отвергли
советское предложение о мире и продол-
жали грабительскую войну,

Борьба советского народа за справедли-
вый демократический мир была борьбой
против империалиетических хищников. за
спасение республики Советов. От успеха
этой борьбы зависела судьба завоеваний
Октября, сульба нашей Родины. Для окон-
чательного решения вопроса о выходе рес-
публики Советов из империалистичеекой
войны был срочно созван УП с’езд партии.

Ilo главным вопросам на с’езле высту-
пил Ленин. Он сделал политический отчет

` о работе И и довлал о войне и мире. 0ба
эти вопроез Ленин елил в один,

Ленин дал научный анализ всего преды-
дущего хода развития русской революции.
После того, как в первые месяцы револю-
ция проделала триумфальное шествие, онз
стала перед залачами гитантекой  трудно-
сти, задачами внутреннего и внешнего по-
DARA, с

Внутренние задачи заключались в Уп-
рочении советского строя, в создании но-
вого государотвенного ’апцарата, в подав-
лении отчаянного сопротивления  свергну-
тых революцией экеплоататоревих классов,

Внешняя задача состояла в том, чтобы

-‘беснечить незавиеимость и самостоятель-

“Hoe развитие советекой страны. Необходи=

” № было получить мирную передышку, ис-
пользовать ве для создания 060р0носпособ-
ности страны, организации новой армии,
способной отразить натиск всех и всяких
иностранных хищников. :

Создавшейся трудной обстановкой хотели
воспользоваться в своих коварных целях
иностранные империалисты и внутренняя
контрреволюция. В интересах злейших вра-
гов нашей Родины орудовали  презренные
наймиты иностранной буржуазии — Трод-
кий, Бухарин, Радек. Пятаков, возглавляв-
шие антипартийную фракционную группи-
ровку, _ у -

Вогда советское правительство, выпол-

’няя волю трудящихся, решило. после от-
каза Англии и Франции от переговоров о
мире, приступить в непоередетвенным” пе-
реговорам < Германией и Австрией, враги
партий открыли похол против мира. Для
маскировки Своих гнуеных намерений, для
обмана масс оппозиционеры именовали еебя
тогда «левыми коммунистами». А на самом
деле это были от’явленные предатели Hae
рола, Они вели бешеную подрывную работу
внутри партии, оказывая прямое  содейет-
вие германскому империализму. Троцкий,

марта 1918

воторый быд уполномочен подписать в страны Советов.

вооиной элеитротохиини —
H CBOTOTOXNNKY

50 лет назал, 6 марта 1898 гола, умер
выдающийся русский элеклротехнив
димир Николаевич Чиколев. Если мы обра-
тимся в многочисленным внигам и статьям
Чиколева, то перед его фамилией встретим
упоминание о скромном звании, которое он
имел: электротехник Главного-артиллерий-
ского управления. Формально — это пра-
вильное наименование той  офипиальной
должности, которую занимал  Чиволев. Ho
мы знаем ето как замечательного русского
ученого по вопросам теорий, практики и
истории электротехники, своими трудами
раетирившего применение электричества
B военном деле, как талантливого изобре-
тателя, выдающегося  деателя русской
Нзучно-технической мысли.

Деятельность В. Н. Чиколева  нзчалась
тогда, когда электротехника сильных
TOROB из стадии опытов еще ие вышла на
широкое поле практики. В год же его
суерти человечество уже имело в ©806м
распоряжении технику трехфазного ТОвЗ,
передачу ‚электроэнергии #8 . раветояние,
Злектрический привод машин, электросвар-
ky, олоктрометаллуриию, электрическую
тягу, хорошю разработанные — системы
злектричесеого освещения,
трохимическую — технологию ‘и первые
Успешные шаги радиотехники, Тавим
образом, на глазах Чиколева росло и разви-
валось то дело, которому он посвятил свою
ЖИЗНЬ; :

Две черты особенно отличают Чиколева:
прогреосивность” его › технических замыслов
и глубокий патриотизи, Чиволев вею свою
жизнь работал настойчиво и неутомимо ид
новыми электротехническими проблемами,
идя своими оригинальными путями, подлер-
живая тесную связь с наукой, действуя на
ee прочных основах. Шоэтому в деятель-
ности Чиколега изобоетательство в тесном

Вла-

развитую элек-

зд партии 6
К м
©0 ДНЯ ОТКРЫТИЯ

СЕЗДА_

Брест-Литовске мноный договор, злостно
нарушил данные ему указания, заявил 06
отказе советекой делегации подписать мир.
В то же время иуда-Тропкий сообщил
германским предетавителям о том, что 00-
ветская республика продолжает демобили-
зацию армин и вести войну не будет. Это
была прямое предательство интересов ©0-
ветокого народа. Немецкие _
окончательно раслюясались и Новели на-
ступление ¢ целью порабощения нашей
Родины. 23 февраля 1918 года они полу-
чили сокрушительный отпор ©6 стороны
частей молодой Красной Армии. Поражение
немецких войск под Нарвой и Псковом за-
ставило германское правительство пойти на,
заключение мира. Но предательство Троц-
кого, Бухарина ин их. приспешников дорого
обошлось нашему народу. Германские им-
периалисты прел‘явили теперь более тяже-
лые условия мира, чем первоначальные.

После того, как ПК партии принял ве-
шение о подписании мира, тропкистско-бу-
харинскне реставраторы капитализма про-
должали борьбу против генеральной линии
партии. «Иевые коммунисты»  дотовори-
лись до того, что ради международной 1е-
‚волюции нало отказаться от советской вла-
оти в России: Ленин. назвал это заявление
«левых коммунистов», их о выетуп-
ление против решения ЦК партии о заклю-
чении мира странным а чудовищным.

Добиваясь перехьшики, писал Ленин, мы
служили «интересам рабочего класса Рос-
сни и других стран, мы усиливали пролё-
тариат и ослабляли буржуазию cero
MUDAer 2.

Ленин с полным основанием подчеркивал
величайшую прогрессивную роль нашего
народа — велакого борца 38 свободу и
независимость ‘народов всего’ мира: «Рабо-
чие всего мира, в какой бы стране они ни
жили, привететвуют нас, сочувствуют нам,
рукоплещут нам за то, что мы порвали же-
лезные кольца  империалистеких связей,
империалиетских трязных договоров, имне-
риалистских цепей,—за то, что мы выр-
вались на свободу, пойдя на самые тяже-
лые жертвы ради этого, — за то, что мы,
‘вавк сопиалистическая республика, хотя бы
и истерзанная, ограбленная империалиета-
ми, остались ‘вне империалистокой войны и.
перед всем миром подняли знамя мира,
знамя социализма».

Как стало известно впоследствии, буха-
ринцы и тропкисты уже тогда состояли в
тайном заговоре против советской власти,
ставили себе” пелью сорвать Брестский мир-
ный договор, убить вождей партии боль-
шевиков и руководителей советской: влаети
Ленина, Сталина, Свердлова п сформиро-

вать свое, антинародное,. контрреволюцион-.
‚106 правительство: Но: партия сотлотилась в   В

этот тяжелый момент вокруг Ленина и

Сталина, полдержала- Центральный Комитет

В вопросе 0 мире так же, как и во всех
других вопросах. Жалкая групика «левых.
коммуниотов» оказалась изолированной и
разбитой, о

Vil ©езл партии принял предложенную
Лениным резолюцию о Брестеком мире. На
другой лень поеле принятия этого решения
Ленин` писал в статье «Несчастный мир»:
  «Невыносимо тяжелы условия мира. A
все же история возьмет свое... = =

За работу организации, организации и
организации. Будущее, несмотря ни Ha
какие иснытания-—3а нами».

Ход истории полностью подтвердило ге-
низльное предсказание Ленина. В связи ©
поражением Гермапии в империалистиче-
ской войне, которую она вела с Англией и
Францией, после ноябрьекой революции в
Германии трабительский Брестский мирный
договор был уничтожен: он был отменен
Всероссийским Центральным исполнитель-
ным комитетом 13 ноября 1918 года.

И.

Добиваясь завоевания мирной передьшу-
ви, Ленин и Сталин настойчиво создавали и
укрепляли обороноспособноеть нашей стрз-
ны. Великие вожди ясно предвидели даль-
нейшее развитие революции и неизбеж-
ноеть военных выступлений империалиети-
ческих государслв, в том числе м герман-
ского разбойничьего империализма, против

смысле этого слова занимало второетенен-.

их на практике,
Чиколев всегда сторонилея от эвоплоата-
пий своих изобретений зз границей. Po-
дина—вот поле его деятельности. Ноло его
усовершенствованиях и изобретениях 38
границей узнавали, и его изобретения зача-
етую появлялиеь под чужими фирменными
пазваниями. Такова судьба лифференциаль-
ной дуговой лампы, изобретенной Чико-
левым, на которую в Германии получил.
патент Шуккерт, такова, сульба  разрабо-
танного им оптического метода дробления
света, бесстылно присвоенного американ-
цами Моллером и Себрианом.
` Техническое наследство Чиколева очень
значительно. Все больше a больше
потомство оценивает его труды. Во всем
мире Чиколев признан теперь основополож-
ником теории прожектора и пионером
практической электротехники. —
Владимир Николаевич Чиколев  родилея
3 августа: 1845 тода в небогатой дво-
рянской семье, в селе Пески, Смоленской
губерния. Pano осиротевший, он был
отдан для получения среднего образования
в Александровский сиротекий кадетский
‘корпус, из которого был выпущен в марте
1363 года. Любовь к прикладным. знаниям,
в частности интерес к вопросам электри-
чества, была причиной того, что Чиколев
поетупил лля продолжения образования в
Московский универеятет, отказавшись OT
военной карьеры. :
Крайний недостаток  средетв заставил
Чиколева проходить Университетский куре
вольнослушателем, зарабатывая себе сред-
ства на жизнь разными работами. Значи-
тельно пополнив свои знания на физико-
математическом факультете универептета,

захватчики

тировку парни в ответетвеннейтий период

ное место. Главное место занимали изуче-  .
‘ние электрических явлений и применение

КРАСНЫЙ ВОШИН

ольшевивов

‚ - В резолюции о войне и мире, написан-
ной Лениным и принятой УИ с’ездом, было
сказано, что первейшей и основной зада-
чей партия и советской власти является
принятие самых решительных” и энергич-
ных мер`для повышения дисциплины и са-
молисциалины трудящихся, для раз яонения
неизбежности исторического приближения
России к освободительной, Отечественной
войне, для ортанизаиии Красной Армии, для
всестороннего. систематического военного
обучения взрослого населения, для подго-
товки народа к самоотверженной защите
социалиетического Отечества,

Забота и внимание партии, направлен»
‘ные на решение этой задачи, дали свои
результаты. Под руководетвом партии боль-
шевиков и ее вождей Ленина и Сталина
была организована армия нового типа —
Красная Армия, которая разгромила полчи-
ща 14 иностранных держав в период граж-
данокой войны, закалилаеь и выросла в
самую сильную и передовую армию мира,
в первоклаесную армию, которая совруши-
ла фашиетекую Германию и империалисти-
зескую Японию в период Великой Отечест-

венной войны 1941—1945 годов.

р

НЕ

УП -c’ear партии обсухил также вопрос о
пересмотре программы и изменении наяме-
нования партии, -

Ленин еще накануне Октябрьской рево-
Люций в своих знаменитых  «Апрельеких
тезисах» предлагал отказаться ог названия
воциал-демократической и именовать пар-
тию коммунистической,

Шенин и Сталин рассматривали старое
название партии как временное, приемле-.
мое для того периода, когда ближайшими
задачами партии были свержение царизма,
ликвидация остатков крепостничества, 3за-
ваевание демократических свобод дла на-
рода» Но поскольку конечной пелью марк-
сиетекой партии является построение ком-
мунистического общества, ей соответствует
название коммунистической;

Вроме того, еоциал-демократами продол-
али называть еебя и меньшевики. и все
партии И Интернационала, перешедшие на
влужбу буржуазни. Ноэтому имя «социал-
демократ» стале позорным для революцио-
Hepa. ey
Большевистская партия — партия ново-
to типа. «Мы должны назваться Коммуни-
‚стической партией, — как называли себя
Марее и Энгельс», — писал Ленин. «Пора
сбросить грязпую рубаху, пора надеть чи-
втое белье», —указывал он, требуя отказа
от старого названия. -

Эти положения Ленин развил в своем
докладе на УП с’езле.

Предложение Ленина было принято. На-
HES партия, именовавиаяся прежде
РСДРИ(б), с УП с’езда приняла название
PRII(6). Ha XIV сезде, состоявтемея на
третий год после образовавия Союза ОСР,
наша партия приняла название ВАШ) —
Зеесоюзная Коммунистическая  Шартия
(большевиков). Cae

В своем докладе Ленин обосновал также
необходимость составления новой програм-
умы партии. Программа, принятая ua II
в’езде. РОДРИ в 1903 году, cocromia из
двух. . частей. — . нрограммы-минимум,

зультате февральской революции 1917 го-
да, и программы-мажеимум, которая была
осуществлена в основном
победы Октябрьской революции. Партии
нужна была новая программа — программа
строитёльства социализма. УП <’езл избрал
комиссию ве главе е Лениным и Сталиным
дли составления новой программы, которая
была принята год спумя УП с’ездом
РЕПб). И эту программу партия больше-
виков в основном претворила в жизнь. Шо-
этому ХУПЕ <’езд ВЕПСб), состоявшийся в
марте 1939 roma, избрал комиссию пол
предеедательством товарища Сталина для
подготовви новой программы.
1 зе we

Решения УП с’езда дали четкую ориен-

жизни молодого Советокого государства.

Избранный УП с’ездом партии Централь-
ный Комитет РАШ(б) во главе с Лениным и
Сталиным сплотил ряды авангарда рабочего
класса, организовал многомиллионные
массы трудящихся намтей страны на реше-
ние великих задач обороны Советского г9-
сударства и строительства социализма.

Д, БАХШИЕВ.

В. Н. Чиколев,

молохой ученый начинает вести работы в
качестве лаборанта физической лаборатории
Петгровско-Разумовекой  сельскохозяйствен-
Ной академии, а затем в лаборатории про-
фессора А. 0. Владимирского в Московском
Высшем техническом училище, На этой
работе Чиколев. ознакомился ©  употреб-
‚лявшейся тогда’ электроизмерительной апт
паратурой, о основными приборами и ап-
паратами лля получения и использования
электрического тока.

Олнако первые его работы относились
5 области пиротехники; на основе этих
работ он написал руководство вк приготов-

Eme 8 1869 roxy Чиколеву припаось
непосредетвенно CTOARHYTHCA © примене-
нием электрических луговых ламп. В то
время наиболее распространенными конст-.
РуЕЦИЯМИ были лампы ©  вегуляторамя

которая была выполнена в основном в р6-

в результате

лению и сжиганию фейерверков (1867 г.).

sects Wears eer SSB <=
i :

Г, Шутову.

Нельзя сказать, что раньше комеомолец
рядовой Николай Руденко проявлял себя
Как недисциплинированеый или ототалтщий
солдат, Вогда заходила о нем речь, можно.
было услышать: «Что о нем говорить? Ни-
чего солдат, неотстающий».

Зато в настоящее время о рядовом Ни-
колае Руденко многое можно рассказать, ибо
теперь он стал одним из лучших солдат
в подразделении, стал отличником боевой и
политической полготовви.

Это произошло не сразу. Рядовому Ру-
денко бюро ВЛЕСМ поручило доставлять
солдатам газеты и письма. Это поручение.

принетоеь комеомольцу пе душе. С огонь-
ком он взялея за работу. Потом ему пору
работу.

чили проводить  агитационную.
Ежедневно после занятий его можно было
видеть среди своих товарищей в газетой
в руках,

Олнажхлы он получил два письма ©
родной Украины и сразу же прочитал их
солдатам.

— Вот здорово, —сказал Руденко обсту-
пивитим его товарищам, — совсем недавно го-
род весь был разрушен врагом, а сейчас уже
почти вновь отетроен... Построено хризико-
лы, работает электростанция, отремонтиро-
вам городской клуб. Город выглядит совсем
новым, и следы войны постепенно исчезают.
Пять лет я не бывал в родных краях и
думал, что там все в развалинах, а оказы-
ваетея, город стал лучше, чем до войны,
Волед за Руденко прочитали. полученные
письма и другие солдаты. Особенно инте-
ресное письмо получил рядовой Карпухин

3 Беседу о достоинстве советского есл-
ката провел в нашем подразделении офицер
Шивринский. Беседа вызвала у слушателей
большой интерес. Выступившие ватем вф-
рейтор Морячков, ряховые Ветров, Харченко.
и другие. говорили о высокой чести быть

воином Советской Армии, о своем долге

учиться отлично. . } :
Старший сержант Б. ВАСИЛЬЕВ.

3 30 очков из 30 возможных выбивает
из карабина курант Шукин. Он имеет
оценку «отлично» по всем видам учебы.
За усердную службу и отличную учебу
командование части об’явило ему благолар-
ность и предоставило краткосрочный от»

пуск.
и. Гвардии сержант А. КОТОВ.

* Кинофестиваль, посвященный
А. М. Горькому, с большим успехом прошел
в нашем клубе. Bata показаны Фильмы
«Детство Горького», «В людях», «Мои
университеты». В заключение мы просмот-

ром хоропо отражена дружба гениального
вождя революции © великим пролетарским
писателем.

стью, и это ограничивало пользование
электрическим током для освещения. Чико-
‘лев произвел смелое изменение конетрук-
нии регуляторов для дуговых ламп. Йзо-
бретение дало блестящие результаты, и
Чиколев занялся конструированием еще
более совершенной лампы.

В 1877 тоду ему удалось полностью
разрешить поставленную перед собой зада-
чу: лемонстрированная им новая дуговая
лампа, названная  «дифференпиальной»,
обладала со всех точек зрения преимуще-
ствами перед вееми ранее существовавши-
ми конструкциями. >

Благодаря успеху дифференциальной
лампы военное ведометво обратило BHAMA-
ние, на талантливого конструктора электро-
технической аппаратуры. В том же году
Чиколев занял должность’ электротехника,
Главного артиллерийского управления и
начал изучение проблем военной электро-
техники и практического применения.
электричества в минном, артиллерийском и
полрывном деле.

Занимаясь военными применениями про-
жеклоров, Чиколев обстоятельно исследовал
важный вопрос © видимости пели при про-
жекторном освещении и способы освещения
целей для улучшения их видимости.

Богатый экспериментальный материал,
‘обранный В. Н. Чиколевым ‘и его. помощ-
никами в результате многочисленных и
разносторонних испытаний прожекторов и
прожекторных установок, дал ему возмож-
ность написать классическое исследование
—«Осветительная способность прожекторов.
электрического света», имевшее ‘огромное
лаучное и военное значение,

Из работ Чиколева по пиименению элек-
тричества в военном холе следует также
отметить построение им безопасного элек-
тричеекого фонаря для пороховых ногребов
W снаряжательных заводов, конструнрова-
ние легкой под’емной вышки для прожек-
тора, составление схемы применения акву-
муляторов в полевых осветительных при-.
борах, открытие 060600  «фотоэлектриче-

Рост на пранти
работе

[в НЕСКОЛЬКО СТРОК

рели фильм «Ленин»в 1918 году», в кото-  .

‚Старший сержант В. ЗАХАРОВ.

Фуко. и с регуляторами Серрена. 006 ского» способа, измерения скорости снаря-

Бонструации отличалуе» большой сложно-   за, исоледование электрических, взрывате-

— ххх
чесной _

‚с Урала от бывшего ефрейтора Ивана Cye-
лова. Тот писал своему’ друту © том, кажих
успехов в работе лобились демобилизован-
ные воины Николай Стрелков, Алексей На-
умов-—бывиние солдзты нашей части. Во-
круг этого писыма» возникла оживленная
беседа. Солдаты вепоминали былые похо-
ды, подвиги однополчан. Они рассказывали
молодым ооллатам © бывалых воинах. Беее-
AS получилась содержательная, живая и

интересная,

Так изо лня в день комеомолен Руденко
проявлял евои незаурялные способности
агитатора, Его все больше и больше тянуло
BR чтению. Хотелось вее знать, ответить Ha
все возникавшие у солдат вопросы.

— Мало я читал художественной лите-
ратуры, — призналея он как-то группкоме-
Opry гвардии младшему сержанту Бочину.

Тот посоветовал ему прочитать ряд луч-
ших произведений советских нибателей.

Руденко стал часто посещать библиотеку.

День ото дня в читательской карточке: роб-

ло число книг, прочитанных им, Тут занпи-
‘саны произведения: А. Фадеева «Молодая
гвардия», В. Симонова «Лни я ночи»,
В. Катаева «Cem полка», В. Пановой
«Спутники» и многие другие.

Чтение художественной литератфры, arH-
тационная работа спосабетвовали повыше-
нию илейного и политичеекото уровня
комсомольца Руденко, вывели его в число
передовых. 5

Так на практической работе Burpoc, стал
передовым воином рядовой. Руденко.

Старший сержант В. БОРИСОВ.

SSS Se

`\® Встреча отличников учебы со ста-
`хановцами саетоялась в нашем подразделе-
‘нии. Стахановцы т.т. Тегатин, Краскин п
Всеволожский рассказали воинам о своей
борьбе за  жоброчное выполнение плача
1948 годз. он
Старший сержант А. КУЗЬМИН.

3№ Агитатер ряховой Пиибалист часто по
вечерам организует громкие читки матери-
алов из газет. Недавно он читал товарищам
статью И. Эренбурга «Наша слава, нана
любовь», посвященную Советской Армии.
‚За высокие показатели учебы и активное
Участие в агитационной работе тов. Цич-
балист получил благодарность от командира

части, :
Ефрейтор Ю. ВАСИЛЬЕВ.

№ В часы отдыха курсанты Кириллов и
Соколов показали воинам инеценировку рас-
каза А. И. Чехова «Хирургия». Зрители
остались очень довольны этим веселым, ин-
тересным представлением.

Курсант И. ПТАШКИН.

К Хорошо работает nam почтальон
тварлии рядовой Варамьниев, Он аювуратно,
без задержки доставляет воинам письма.
Гвардии старший сержант
К. РОМАШОВ.

лей, построение аккумуляторов из. сурика
на свинце е прокладками из пергамента,
устройство лампы” накаливания с шестью
нитями, каждую из которых можно было
включить после перегорания предыдущей,
‘в многие другие. Так как многие из работ
Чиколева получили непосредственное при-
менение для вооружения русской армии и
флота, то далеко не вее, сделанное им, стя-
новилось достоянием печати. Так, напри-
мер, когда в заграничных журналах в
1895 году появились «ведения о некото-
рых лодках с электродвигателем, Чиколев
публикует в журнале «длевтричество»
заметку в том, что уже с 1891 тода ва
Охтенских пороховых заводах действует
электрическая шлюпка. Эта лодка была
сконструирована Чиколевым и получила
название «электроход».

В. Н. Чиколевым был написан рад инте-
ресных статей по истории электротехники,
не потерявших своего значения ло настоя-
щего_ времени.

Общественная деятельность Чиколева
‘была обширна и разнообразна. Он был
одним из инициаторов организации УТ от-
дела Русского Технического Общества,
создателем журнала «Электричество», его
бессменным сотрудником и первым редак-
тором. Шо предложению Чиколева В
1890 г. была организована в Петербурге
первая в мире выставка по применению
электричества. ^

В последние тоды жизни  Чиколев
написал книгу под названием «Не быль,
но и не выдумка», в которой он популярно
излагал основы электричества и электро-
техники, Много нового, — остроумного
и меткого, ожилавитего своего осуществле-
ния, высказал Чиколев в этой своей пре-
красной книге, проникнутой глубоко благо-
родными стремлениями ее автора, Только
при советокой власти многие из этих меЗ-
таний пионера военной электротехники и
снетотехники стали достоянием широких
Mace трулящихея,

Заслуженный деятель науки,
доктор технических наук,
профессор Л. БЕЛЬКИНД.

a
i “Be ee SS tna ити Е еее eat

В библиотеке Н-ской части, Начальник библиотеки выдает книги рядовым В. Торопову, Н. Грошеву и младшему сержанту

Фото сержанта И. Акимова.

Своевременно
выдавать
награды

В нашей стране ратные похвиги воинов
на фронтах Отечественной войны, их 063у-
пречная служба в рядах Вооруженных бил
пе достоинетву оцениваютея советским.

церы награждаются орденами и медалями.

№то из воинов не помнит радостного ие=
`реживания, когда ему вручали нравитель-
отвенную награду!

на новые подвиги в 0010, на уецехи в тву-
де, в учебе.

Нет надобности говорить о том, что на
трады должны выдаваться ве-время.

Но, как видно из поступающих писем в
‚релакцию, не во всех еще частях и учи-
лищах округа уделяется лолжное внимание
‚этому делу. . Е
Курсант Баев на фронте был пулеметни»
`ком. Он самоотверженно еражалея е врага-
ми Родины. В одном из боев Алексанар
Баев, отражая вражескую атаку. уничто-
жил из пулемета олинвадиать фрицев. (0-
 ветекий воин не дал врагу занять рубеж
обороны евоего нодразлеления. В этом не-
равном бою Баева ранило. Его отправили в
медсанбат. 6 ноября 1944 года пулеметчик
`Баев за совершенный полвиг был награж-
ден орденом Красной Звезды. lpomao
более трех, лет, но ло сих пор он еше не
получил заслуженной‘ награды.

«Много раз обращалея курзант Баев 3a
номошью к своим командирам, атобы нолу-
  чить орден, — пишет в редакцию сержант
`Пакулов, — но результата не добилея».

Четыре месяца пролежали в столе ¥
команлира роты капитана ТГетманен  хок-
ладная сержанта Баева и временное его
орденское удостовевение за № 229. Быть
может, эти документы лежали бы и до сих
пор, еели бы капитан Гезманен: перел от
езлом в команлировку не обнаружил ях
среди своих бумат.

—- Верните курсанту Баеву ero ловлах-
НУЮ; вое равно в штабе, кажется, нет ор-
денских знаков, пусть похождет—хладно-
кровно сказал он перед от’ездом капитану
Внногралову,

Так по-чиновнически могут относнтьея к

запросам подчиненных только люли $ ч6р>.

ствым сердцем, грубо попирающие права
советского гражданина, нарушающие Лае-
циплинарный устав Вооруженных Сил Сою-
за ССР, в котором яено сказано:

«Начальник обязан рассмотреть полу-
ченную жалобу пли заявление и, еели жа-
10бз или заявление будут признаны пра
вильными, немедленно принять меры к
удовлетворению просьбы подавшего жалобу
или заявление»,

Много наших воинов побывало за ру-
бежом своей Родины. В боях за огвобожле-
ние городов н населенных пунктов, при
взятии Берлина воины  проливали свою
кровь. Советское правительство спепиаль-
HEIM Указом учредило ° мелали за оборону,
освобождение и взятие торолов, как знак
доблести И славы советеких воинов.

В одной из частей округа несколько сол-
дат и сержантов ло еих пор не палучяля
положенные им медали «За освобожление
Варшавы» и «За взятие Берлина». A per
ве дня окончания Великой Отечественной
войны прошло почти три rosa, Hea
бы командир части проявил больше наетой-
чивости, заботы о своих подчиненных,
волдаты и сержанты давно получили бы
положенные ‘им медали,

Вот еще один факт, товорящий о воло-
ките в выдаче награды. Капитан  Шуль-
женко за долголетнюю и безупрезную елу:-
бу в рялах Советской Армии еше в июне
1947 гола Указом Президиума Верховного
Совета СОСР был награжден медалью «За
боевые заслуги», но получить ee не м0-
жет, так вак управление кадров MBO “16
их пор не высылает выпиеву из Указа в
награждении.

К сожалению, такие факты не единич-
ны. В отдельных частях и училищах окру-
га люди, ведающие наградными делами,
безответетвенно относятся к своим обязян.
ностям. И это получилось потому, что He-.
которые — командиры и политработники
не контролируют работу этих людей. Ме ме-
Hee повинно в несвоевременном вручении
воинам наград и управление кадров MBO.

Пора положить конец бездушному. чя-
новничьему отношению некоторых должно
отных лиц к столь ответотвенному делу.

С Капитан Г. НИКИТИН,

Po

- : и -
зЗАПЕВАЛА
Всем солдатам истина известна’
Шаг под песню — легок и широк,
Потому что боевая песня

Вхвое сокращает даль дорог.

Se

Запевала знает соль успеха:

Как затянет-серлиу хоронтой ===
«Вею-то я вселенную проехал,

Но милей Россини не нашел»... р

cu
Еели запевала дельный, если
В пеене строевой припев xopour,
Я ручаюсь, чта © такою песней
Шар земной nemxom mys пройленть.
Гвардии старший лейтенант
  _В. АЛЕКСАНДРОВ.

ния И

нравительством. Солдаты, сержанты и офи-_

Награда окрыляет человека, зовет его’