К

GY
$

Nis

aa 5 “™ as =  = =
wa 7 Pg = —— RR TTT el ie АЕ as OE Pr ore
SS A Lae :
ee Oe Ke

Великий. предшественнин
русской социал-демонратии

Освободительное движение в России прошло три главные этапа,
соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим
свою печать на движение: 1) период. дворянский, примерно с 1825, по
1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизи-
тельно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время.

..Предшественником ‘полного вытеснения дворян разночинцами
в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве
В. Г. Белинский. Его знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее итог
литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произве-
дений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное,
живое значение и по сию пору. в. И. ЛЕНИН.

*

..Роль передового борца может выполнить только партия, руководи-
мая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно пред-
ставить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких пред-
шественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чер-

нышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть по-
думает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская

литература... В. И. ЛЕНИН.
7”

`...Люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных имеют
наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеха-
нова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и. Толстого,
Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина

и Сурикова, Суворова и Кутузова! И. В. СТАЛИН.
3. 3 ;

Вряд ли еще кто-либо в истории русской литературы и публицистики
так властвовал над умами людей и столь действенно поднимал их граж-
данское самосознание, толкая на борьбу с самодержавием, за демократи-
ческую революцию, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов. `Да
и личная жизнь их, целиком посвященная развитию русской демократии,
была окружена в глазах прогрессивного общества ореолом. высокой мо-

i М. И. КАЛИНИН.
* ;

Белинский «воплотил в себе весь протест против окружающей
«гнусной действительности» и все величие своего гения устремил к
отысканию истины». С. М. КИРОВ

В области литературы наша партия устами Ленина и. Сталина
неоднократно признавала огромное значение великих русских рево-
люционно-демократических писателей и критиков—Белинского, Добро-
любова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Плеханова. Начиная с
Белинского, все лучшие представители революционно:демократической
русской интеллигенции не признавали так называемого «чистого искус-
ства», «искусства для искусства» и были глашатаями искусства для на-
рода, его высокой идейности и общественного значения. Баны

А.А. ЖДАНОВ.

`° „Лучшая традиция советской литературы является продолжением. Л
* м ¥ рун : р собой подлинный

лучших традиций русской литературы ХПХ ‘века, традиций. созданных
нашими великими революционными демократами — Белинским. Добролю-
бовым, Чернышевским. Салтыковым-Щедриным, продолженных Плеха-
новым и научно разработанных и обоснованных Лениным в’ Сталиным.

А. А. ЖДАНОВ.
р №
. Белинский «первый -критик и первейший знаток литературы. того
времени своим взглядом на нее, как на дело огромной национальной
важности, удивил, ошеломил” писателей 40 годов, — никто из них не
смотрел на свое дело так. серьезно, никто неё отдавал себе отчета в силе
и значении слова и образа». “Максим ГОРЬКИЙ.

СЛАВА БЕЛИНСКОГО
НЕ ПОМЕРЕНЕТ В ВЕКАХ!

Что бы ни. случилось с русской литературой, как бы пышно ни раз-
вилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украше-
нием! До сих пор его влияние явно чувствуется на всем; что только
появляется у нас прекрасного и благородного... .

Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазмом к этому
геннальному человеку. и, конечно, это лучшие люди России!

Н. А, ДОБРОЛЮБОВ.
*

Критика Белинского все более ‘и более проникалась живыми интере-
сами нашей жизни, все решительнее и решительнее стремилась к тому,
чтобы об’яснить публике значение литературы для жизни, а литературе
те отношения, в которых она должна стоять к жизни, как одна из глав-

. ных сил, управляющих ее развитием. НЕ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.
*”

Белинский, будучи значительнейшим из всех наших критиков, был и
одним из замечательнейших наших ученых. Сомневаться в этом значит
обнаруживать или недостаток научного образования в себе, или свое не-
знакомство с сочинениями Белинского. -Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,

*

Твой ум кипел—и новые стези
Прокладывал, работая упорно.

Белинский был. особенно любим...
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

„.Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе.
Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

В те дни, как все коснело Ha Руси,
Н. А. НЕКРАСОВ.

Дремля и раболепствуя позорно,

ддодддд———ы—ыыы—ыщ————=——ыы——ы—ы—ы—»—=—»“»<»<_<_—__—_—_——__——__—

запиеки», который

КРАСНЫЙ ВОИ

100 -летию co nna смерти: В. Г. Белинского

Веки РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМО-
> КРАТ Виссарион Григорьевич Бе-
линский формировался как теоретик и как
общественный и литературный деятель в
тридцатых годах прошлого столетия. Белин-
ский выражал интересы закрепощенного и
пробуждавшегося крестьянства. Лучше
других своих современников он видел за-
коны исторического развития общества, по-
чувствовал Новые, неслыханные раньше,
вониальные и’ политические потребноети
mace и выразил их в своих гениальных
статьях. ds. A BOTs
Славная его деятельность ‘знаменовала
переворот в. развитии
русской общественной жизни, общественной
мысли. Враг самодержавия и крепостниче-
ства. он положил начало новой  публици-
стике, он вместе с Герпеном” поднял на
невиданную раньше зысоту философекую
мыель в России, он повернул развитие ли-
тературы в русло критического реализма.

В деятельности Белинского, уже в самом
ее начале, сказывались настроения проте-
ста, борьбы за освобождение угнетенных.

Еще будучи студентом, он написал тра-
гедию «Дмитрий Калинин». Эта трагедия,
обличавшая крепоетное право, не могла
увидеть света, ‘а автор ве был исключен
из университета.

С того времени Белинский всецело от-
дается литературной деятельности. On co-
трудничает оначала в москозеких журналах
«Телескоп», «Молва», «Московекий наблю-
датель». Осенью 1839 года Белинский
переезжает из Москвы в (Петербург. где
становится постоянным критиком и глав-
ным сотрудником журнала «Отечественные
он сделал лучшим
журналом эпохи. Сотрудничество Белинеко-
то в «Отечественных записках» продолжа-
лось до 1846 года. когла эн перешел в
основанный еше Пушкиным «Современ-
ник», ставший собственностью Некрасова
и Панаева. Только преждевременная смерть,
вызванная тяжелой болезнью и нуждой,
прервала журнальную деятельность Бе-
линекого. Он умер на посту; как боец, как
вожатый передового общественном движе-
ния в России, как илейный вождь могуще-
ственно развивавшейся русской  классиче-
ской литературы.

Белинский был, прежде всето, гениаль-
ным теоретиком, все время стремивтимея к
правильной революционной теории. Вопросы
философии волновали ето, как вопровы
жизни. Он искал в философии обоснования
программы коренного политического и ©0-
цизльного преобразования своей угнетен-
ной родины. Растюстраненные тогда <©9-
циалистические воззрения Сен-Симона,

Be

Фурье и Оуэна носили ярко выраженный

утопический характер. Белинский же искал
в философии метода реалистического обос-
нования идеала, метода, ведущего к рево-
люционной практике. Уже в первой своей
большой статье «Литературные мечтания»

Издательство «Искусство» выпускает альбом художника Б. Лебедева о В. Г. Белинском. На снимках: репродукции из этого альбома.  . Вст
к Гоголю». (Париж, 1847 г.) 3. И. А. Гончаров читает «Обыкновенную историю» Белинскому. 4. Последние’ дни жизни Белинского. ЖА

в Петропавловскую крепость.

Н

%

*

‘ениальный сын наш

Белинский писал: «Гордиеь, гордись, чело-
век своим высоким назначением, но не 3a-
бывай, чт0... жизнь есть действование, &
лействование есть борьба... без борьбы нет
заслуги, без заслуги нет награды, а 6¢3
действия нет жизни!». Могучая и пламен-

‘ная луша Бединекого не’ могла уловлетво-

риться аботракцдиями. «Главнейший  пред-
ует его умственной работы, —тисал Плеха-

‚нов о Релинском, — есть отрицание аб-
странтного, утопичёского идеала, стремле-

ние развить идею отрицания, опираясь на
закономерное развитие: самой- общественной

Жизни»,

Позлинный демократизм, революционная
страсть, наролность вылвинули Белинского
в авангард философокой критики его вре-
мени. Страстные поиеки идеала обществен-
BOLO преобразования об’яеняют его отноше-
ние к немецкой идеалистической философии.

Наибольшее внимание Белинский уделил
Гегелю, в диалектике которого он увидел

‘своеобразно выраженное учение о развитии.

Отнако Белинекий быстро убедалея, ‘что
извращенная идеалистическая форма диа-
лектики Гегеля приходит в противоречие с
освободительной революционной ролью
истинной диалектики, 916  идеалистиче-
ская ‘система Гегеля в целом ведет к застою
й реакдии. Гегель утверждал «законность»
монархии, религии, господствующих клас-
сов. Гетель учил, что наука, доступная
только одиночкам, есть высшая ступень
блаженства. Белинский страстно отвергал
это блаженство. Он требовал отчета о по-
ложении своих «братий по крови», то-ееть
народных масс. Трибун молодой Росени,
как говорил о Нем Герцен, он требовал
счастья не для избранных одиночек, а для
веего народа.

_ В русской действительноети следование
Гегелю вело неизбежно к примирению ©
самодержавием и крепостным правом. Вы-
вод этот отрезвил Белинекого. Он стал
беспощадным критиком Гегеля и его сиете-
мы. «Благоларю покорно, Егор Федорыя
(так Белинский именовал Гегеля) — кла-
няюсь вашему философскому колпаку; по
CO всем подобающим вашему философекому
филистерству уважением честь имею доне-
сти вам, что если бы мне и удалось
влезть на верхнюю ступень лестницы раз-
BUTHA, — я и там попросил бы вас от-
дать мне отчет во всех жертвах условий
жизни и истории. во всех жертвах случай-
ностей, суеверия, инквизиции Филиппа И
и пр. и 1... Я не хочу счастия и даром,
если не буду смокоен на счет каждого из
моих братий по крови, — костей от костей
моих и плоти от плоти моея»,

В отношении к Гегелю © огромной и
убедительной силой обнаружилаеь само-
стоятельность Белинского как мыслителя,
‚нролагателя новых путей в будущее. Бе-
линекий стал материалиетом, атеистом,
революционером, бесстрашным протюведни-
ком социализма. ;

х

ства и мракобесия выступал
Виссарион». Он гневно разоблачал звериное.

ES Е ТАИТИ РАКНРЗИНУН

Не только против русского врепостниче-
«неистовый

существо капитализма, “он верил в гряху-
щую и близкую победу народа над торже-

ствовавшей на Западе буржуазией. Презре-.

нием и ненавистью дышат его строки о бур-
жуазии, у которой даже «нет чувства на“
циональной чести, национальной  гордо-
сти». Белинский писал: «Торгаш есть су-
шество по натуре своей пошлое, дрянное,
низкое‘ и презренное... Для него деньги не
средство, а цель, и люди-—тТоже цель; у
него нет к ним любви ‘и сострадания, он
свирепее зверя, ‘неумолимее смерти, он
пользуется всеми средствами: детей заста-
вляет гибнуть в работе на себя, прижимает
пролетария страхом голодной смерти... сни-
мает за долг рубаще с нищего, пользуется
развратом, служит ему и богатеет от бед-
Яков».

Эти строки написаны в декабре 1847
Doda.

За истекшее столетие буржуазия в каж-

дой стране стала еще более бесчеловечным
врагом своего народа, врагом культуры #8
цивилизации, носителем ` опустошительных
войн. e

Трудным, извилистым путем пришел
В. Г. Белинский в последние годы: евоей
кратковременной жизни к утверждению
передовой идеологии, характеризующейся
полным слиянием  демократизма и социа-
лизма, преодолением гегельянства, верой в
революционное действие. Великий сын рус-
ското народа шел тем же идеологическим
путем, что и молодые Маркс и Энгельс. Но
в условиях крепостного ‘строя он, естест-
венно, не смог подняться до ‘идей научного
гоциализма: Его материализм не’ был
ни диалектическим, ни историческим, он
не осознал еще, что классовая борьба —
основа общественного развития.

Белинекий не только обличал. Он верил
в силу народа. В письмах о Франции Бе-
линский писал, что народ «один хранит. в
себе огонь национальной жизни и свежий
энтузиазм убеждения... У народа есть бу-
дущее...». По словам Белинского, этого бу-
дущего уже нет у торжествующей, правя-
щей буржуазии. г

Сопиализм Белинского был еще, .конеч-
HO, утопическим социализмом, но в нем. бы-
ли такие черты, которые значительно по-
дымали его над уровнем утопического с9-
циализма Западной Европы, отвергавшего
революционную практику. Зрелые убежде-
ния Белинского очень ярко отравились В

‚знаменитом его письме в Гоголю, написан-

ном в связи с выходом книги последнего
«Выбранные места из переписки © друзья-
МИ». Письмо Белинекого лышит яростным

гневом против самодержавия, крепостного’

права. политики кнута, оно направлено
против ‘невежества, мракобесия, религии,
Письмо звучит, как гимя свободе, равен-
ству а братству. И

Как теоретик литературы и искусства
Белинский глубоко и ярко разработал
принципы последовательного реализма.  бе-

линский требовал от литературы прежде
всего’ правды. Стремление в действительно-

сти, к жизни. дает силу искусству, про-
буждает истинное вдохновение в художни-
ке, — локазывал Белинскяй. Полемизируя
с ветхим идеалистическим представлением
06 искусстве как «украшенной природе»,
Белинекий выдвигал другое представление
0б искусстве, как о «воспроизведении дей-
CTBUTCIBHOCTH BO всей ве истине».

В первые годы евоей деятельности  Бе-
линокий отдал дань господствовавятим тео-
рилм искусетва ради искусства. Но затем
он воевал с теорней чистого искуеётва как
с реакционной утопией: «Мысль о каком-
То чистом, отрешенном искусстве, живущем
в своей собственной сфере, не имеющем
ничего общего е другими сторонами жизни,
есть мыель отвлеченная, мечтательная. Та-
кого искусства никогда и нигде не‘ бы-
вало».

Белинский подробно разработал и защи-
THI положение 906 общественном назначе-
нии искусства и художнике, как двигате-
ле общественного преобразования, слуге
народа. Он писал: «отнимать у искусетва
право служить общественным интересам,
значит не возвышать, а унижать его, по-
тому, что это значит — лишать его самой
живой силы, т. е. мысли, делать его пред-
метом какого-то сибаритското наслаждения,
игрушкою праздных ленивцев. Это значит
даже убивать его...».

Взгляды Белинского на природу некус-
ства и на назначение художника имеют до
сих пор самую непосредственную актуаль-
ность. Они противостоят мутной волне де-
кадентекого, формалистического, антинарод-
ного «искусства», характерного для разла-
гающейся и умирающей буржуазной куль-
туры.

Соединение теоретической глубины, хуло-
жественного. чутья и передовой. общеетвен-
ной пели сделало Белинского величайшим
критиком не только в русской, но ив ми-
ровой литературе. Не было ни одного ли-
тературного явления, на какое он бы не от-
кликнулея. Белинский явилея первым, по-

его нар

6 июня 1948 года, № 133 (7419),

па

настоящему ‘авторитетным историком новой
русской литературы. Его оценки творчее.
ва Пушкина, Лермонтова и Гоголя, каки
многих других писателей, являются до сйх
‘пор решающими. Пушкин, писал  Безин-
ский, «навсегда останется великим, образ.
повым мастером поэзии, учителем искусот-
ва. К обобенным свойствам 6% поэзии
принадлежит ее способность развивать в
людях чувство изящного и чузетво rynag-
ности, разумея под этим словом бесконеч-
ное уважение к достоинству человека, ках
человека... Будет время, когда он будет в
России поэтом классическим, по творениях
которого будут образовывать и развивать
не только эстетическое, но и нравственно»
чувство».

Белинский первым установил гениальы
ность дарования Гоголя. Он определил глу-

a

бину и силу сатиры Гоголя, в которой, ш

его словам, сквозь видимый миру емех
звучат невидимые миру слёзы.
Белинский не только умел ° угадывать,

оценивать писателя, он умел направлять

его развитие, ето творчество в сторону нл-

родности. Белинский направил молодом
Некрасова и помог ему развиться в пт»
«тнева и печали». Некрасов называл Be-
линокого своим учителем. Он благмвез
перед великим критиком именно как пере
учителем.

Перу  Некрасова принадлежит широко
известная и необыкновенно верная поэти-
чеёкая характеристика Белинского:

Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,

Пламенный патриот Белинский предвидел
0собую передовую роль, которую предсля-
ло сыграть русской культуре. Он понимал,
что Россия «земля юная и мощная, Runs
щая умами и талантами». Он верил в свет.
лое будущее революционного русского m-
рода, в великое назначение Россий. «Рух:
сия есть страна будущего, — писал ия
в статье «Сочинения Державина», — Рос-
счя.. носит в душе своей  непобедиию
предчувствие великости своего назначения,
великости своего будущего...». Жаром г-
рячего сердиа были продиктованы его сло:
ва: «Чем больше живу и думаю, тем боль.
ше, кровнее люблю Русь».

Бесконечно преданный отчизне Белин-
ский понимал, что истинное понимание
национального состоит в сочетании ero ¢
общечеловеческим. «Кто не принадлежит
своему отечеству — замечал он — тт №
принадлежит и человечеству».

Убеждение Белинского в великом пред:
назначении России опиралось на уверен“
ность в победе русской революции, демо-
кратической и социалистической. Орлиный
взор Белинского проникал за завесу гряду-
щего, Он понимал, что освобожденный рус-
ский народ явится перед миром как пролз-
гатель новых путей, по которым деннумя
‚и другие народы: «Завидуем внукам и 1ра-
  внукам нашим, — писал он в 1840 гду—
которым суждено видеть Россию в 1940-м
году—<тмящую во главе образованного. ми-
pa, дающею законы и науке и искусетву,
‚и принимающего благоговейную дань уваже-
ния от всего просвещенного человечества;
второй век русской литературы — сердие
наше говорит нам-—будет веком славным,
блистательным: его приготовило. окончив-
шееся столетие, поставив литературу №
истинный путь, обратив русское чувство в
народности и направив ум к созерцанию
Тото света, который разливали в последнее
  время мировые гении, старитие сыны в се-
мействе рода человеческого. Движение, дан-
ное один раз, не остановится, и 1800
только будет ускорять его полетом своим»,

Движение трудовых масе русского наро-
да к свету, к ©30боде, к социализму и в
самом деле ничто не могло остановить. Воз-
главленное партией рабочего класса, 010
привело к Октябрьской революции, к тор
жеству социализма, к невиданному раныйе
культурному расцвету. Победа над‘ фашиз-
`мом и послевоенная борьба против сил ми-
ровой реакции воочию показали честным
людям всего земного шара, что  советекий
социалистический строй явился мощным
оплотом культуры, надежным щитом циви-
лизации. Влохновенное предсказание Белин-
ского исполнилось. Советекая Росоня при
нимает благоговейную дань’ уважения oT
всего истинно просвешенного человечества.

Утверждению мировой роли русской 0б-
щественной мыели, русской культуры спо-
сооствовал своей жизнью и деятельностью
  гениальный сын нарола Виссарион Гри
порьевич Белинский. Ленин назвал Белик“
ского предшественником Российской ре8о-
люционнюй социал-демократии. В. И. Лени
видел в зрелых статьях Белинекого поды-
мавишийся революционный протест креть-
яноких масс против самодержавия и крепо-
етничества.

Советские люди чтут и любят Белинско-
№0 как одного из величайших и славней-
щих деятелей нашего народа.

В. КИРПОТИН,
доктор филологических наук.

реча Белинского, Некрасова, Панаева и Гончарова с Гоголем. 2. В. Г. Бели
, , ‚2. В. Г. нский
ндарм принес ему вызов в Ш отделение, Невзирая на тяжелую болезнь великого пе ри Герцену свое «Письмо

оитика, полиция хотела заточить ега