*
» ЧЕМ БОЛЬШЕ ЖИВУ И

f

‚ Царства, и мамаевское побоище,
тарского ига,

6 ионя 1948 roga, Ne 199 7 $ .
июня года, Ni 133 (7449), КРАСНЫЙ ВОИН
EES a SERIE EERE RCN SEER BESS

ТЕМ БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ РУСЬ

(Мысли. В. Г. Белинского о Родине)

Нам, русским, нечего сомневаться в намем. по-
литическом и государственном значении: из всех
славянских племен только мы сложились в крепкое
и могучее государство, и как до Петра Великого
так и после него, до настоящей минуты, выдержали
с честью не один суровый экзамен судьбы, не раз
были на краю гибели, и всегда успевали спасаться
от нее и потом являться в новой и большей силе
и крепости. В народе, чуждом внутреннего развития
не может быть этой крепости, этой силы. Да, в нас
есть национальная жизнь, мы призваны сказать
миру свое слово, свою мысль, но какое это слово
какая мысль-—0б этом пока еще рано нам хлопотать,
Наши внуки или правнуки узнают это без всяких
усилий напряженного разгадывания, потому что
это слово, эта мысль будет сказана ими.

«Русская литература в 1846 г.».

*

Разумеется, что нам так же не к лицу идет быть
немцами, как и французами, потому что у нас есть
своя национальная жизнь-—глубокая, могучая, ори-
тинальная; но назначение России есль-—принять в
себя все элементы не только европейской, но и ми-
ровой жизни, на что достаточно указывает ее истори-
ческое развитие, географическое положение и са-
мая многосложность племен, вошедших в ее состав
и теперь перекаляющихся в горниле великорусской
жизни, которой Москва есть средоточие и серлце,
и приобщающихся к ее сущности... Мы, русские—
наследники целого мира, не только  евронейской
жизни, но и наследники по праву. ..Мы возьмем
как свое все, что составляет исключитель-
ную сторону жизни каждого европейского наро-
да, и возьмем ее не как исключительную сторону,
а как элемент для пополнения нашей жизни. исклю-
чительная сторона которой ‘должна быть—много-
сторонность, не отвлеченная, а живая, конкретная,
имеющая свою собственную народную физиогно-
мию и народный характер.

NL «О критике 1838 г.».
м

Дух народный всегда был велик и могущ,—это
доказывает и быстрая централизация Московского
и свержение та-
и завоевание темного ‘Казанского
царства, и возрождение России, подобно фениксу,
из собственного пепла в годину междуцарствия...
В минуты‘ испытания, когда малые духом народы
падают, он просыпается, как лев, окруженный лов-
цами, грозно сотрясает. свою гриву, и ужасным ры-
канием оледеняет сердца своих врагов.

cue 1940-8;

«Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью
в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого _ месяца. °
Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать,
получены ли «Отечественные записки»; тяжелый нумер
рвали из рук в руки. «Есть Белинского статья?»—«Есть»,
в она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со сме-
хом, со спорами...», (А. Герцен. «Былое и думы»).

«Есть статья Белинского» — назвал этот рисунок
художник Б. Лебедев.

OP PAPAL

Неистовый

г

зиссарион

-вич Белинский отдал

se oo

великий демократ Виссарион Григорье-
Отечеству; борьбе на-
рюда за свое ечастье.

Любовь к Родине, мысль о благе ee
рождали в Белинеком кипучую энергию и,

как молния, сверкающее слово.

В «Очерках тоголевского
Н. Г. Чернышевский говорил © том, что
историческое значение каждого русского
великого человека измеряется его заслуга-
ми перед Родиной, а его человеческое д9-
стоинетво—<илою его патриотизма.

Заслуги Белинского перед Родиной. ог-
ромны.

Белинский был человеком
исканий истинных путей
счастья:

В. И. Ленин в бессмертных работах «Что
делать?», «Детекая болезнь «левизны» в
коммунизме» отметил идейные искания Ве-
линского, поставив их в один ряд с иска-
ниями Герцена, Чернышевского и револю-
пионеров 70-х годов.

Й. В. Сталин 6 ноября 1941 rola в
своем доклале о 24-Й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции,
когда неменкя-фапистские полчища ^нахо-
цились на подступах к Москве, назвал имя
Белинского в ряде других самых дорогих
для нашего народа имен.

С. М. Киров в своей ‘замечательной
статье, песвященной столетию со дня рож-
дения Белинского, назвал его великим
искателем истины.

Основой, на которой вырос и окреп пат-
риотизм Белинского, была многовековая
борьба русского народа за свою независи-
мость й своболу, великое дарование русско-
го народа, его богатырекая сила.

Патриотизм Белинекого выражалея пре-
жде веего в беспредельной любви к Расеии,
& русскому варолу: «Чем больше живу н
думаю, — rosopna Белинский, —тем боль-
ше, кровнее люблю Русь».

Являясь по ввоей прироле глубоко рево-
люционным, патоиотизм Белинского, в от-
личие от «патриотизма» славянофилов,
стремившихея примирить крестьян с поме-
щиками, был связан с освободительным
пвижением Россий и отражал настроение
миллионных масс угнетенного креетьянст-
ва, их протест против крепостничества и
самодержавия.

Белинский прекрасно понимал, что без
уничтожения крепостного права и абсолю-
тизма, без освобожления всех угнетенных
народов парской России от тирании само-
державия нельзя ждать благоденствия на-
рода, расцвета его творческих сил.

Врепостной строй Белинский называл
злокачественным нарывом” на теле страны:
Он говорил, что этот нарыв должен «на-
род сам грубо проткнуть».

Мечты о преобразовании общества на
сопиалистических началах неизбежно свя-
зывались у Белинекого © наеильетвенным
переворотом. Недаром он говорил, что для
него теперь понятна «кровавая любовь»
Марата в свободе. Однако социализм Бе-
линекого был утопическим по всей своей
сути. Белинский в силу исторических ye-
ловий не знал, что осуществить  сопиали-
стическую революцию может только рабо-
чий класс, руководимый рабочей партией.

Но утопический социализм Белинекого в
отличие от утопического социализма Занада
был пропитан революционным демовратиз-
мом. Белинский писал о социализме: «Смен-
HO думать, чм 910 может сделаться
само собою, временем, без насильственных
переворотов, без крови». Не случайно Бе-
линский так восторженно, опенил француз-
скую революцию 1789 гола и, уже лежа на
смертном одре, всем сердцем революционно-
о демократа приветствовал разразивииеся
в 1848 году революции на Западе. Белин-

периода»

неутомимых
Человеческого

К 100-летию со дня смерти В. Г.

RR

ПЛАМЕННЫЙ ПАТС

Редкие качества своего ума и характера

ский ясно понимал, что большинство на-
рода только тома будет счастливо, когда
насильственных путем будег  свергнуто
экоплоататорское меньшинство. ‘

На литературу Белинекий смотрел не как
на «чистое искусство», призванное уелаж-
дать сердца избранных, а как на средство
борьбы < угнетателями народа, с невеже-
ством и произволом.

Гоголь после таких бессмертных и глу-.

бою реалистических произведений, как
«Ревизор» и «Мертвые души», выпустил
реакционную княгу — «Выбранные места
из перениски с друзьями», призывавшую
русекий народ к проповедям и молитвам п
оправдывавшую самодержавие и крепостное
право. Считая литературу живым источни-
ком нравственных идей, Беланский требо-
вал OT писателей беззаветного служения
народу. Этими требованиями и было опре-
делено знаменитое письмо Белинского к Го-
Олю. - ;

В этом письме, которое В. И. Ленин на-
звал одвим из лучших бесцензурных про-
изведений демократической печати, патрио-
тизм Белинского раскрылея с особой силой.

«Раесия видит свое спасение... —писал
Белинский, — в успехах цивилизации,
просвещения, гуманности, Ей нужны не

проповеди (довольно она слышала их!), не
молитвы (довольно твердила их!), а про-
буждение в народе чувства ‘человеческого
достоинетва, столько веков потерянного в
грязи и навозе. празз и законы сообразно

не с учением церкви, а с здравым смыслом

и справедливостью и строгое по возможно-
сти их выполнение».

Белинского

немногие творения, в которых личность
поэта отразилась бы с такой  полнотою,
светло и ясно, как отразилась в «Онеги-
не» личность Пушкина. Здесь вся жизнь,
вся душа, вся любовь его, здесь его чув-
ства, понятия, идеалы». Белинский назвал
Тургенева писателем, носяшим в своей гру-
Ди все скорби и вопросы, волновавиие
тотда Россию. А этими вопросами были:
русское революционное движение, стремае-
ние русского народа к свободе, рабекое по-
ложение крестьян при крепостном праве,
протест против самодержавия, раскрепоще-
ние человеческой личности, требование
просвещения и справедливости.
Белинский всей лушой любил Некрасова,
поэта-революционера, призывавшего народ
к насильственному свержению парекого ва-
молержавия. Белинский явилея идейным
учителем поэта и помог ему етать вдохно-
венным певцом русского крестьянетва.

Патриотические идеи Белинского находи-
ли в сердцах русских писателей горячий
отклик. На идеях Белинского воспитывался
великий русский сатирик Салтыков-Щед-
рин. Лев Толетой называл «чудом» статьи
Белинского о Пушкине. В 1857 году он
записал в дневнике; «Я только тенерь по-
asa Пушкина».

Патриотизм Белинеком заключался в
страстном желании видеть свою Родину
великой. просвещенной, свободной в нено-
колебимой вере в светлое будущее Роееии.
Цвижимый патряотическими чувствами, Бе-
линский всей своей многогранной деятель-
ностью способствовал прогрессу Роеени ип,
показывая пример беззаветного служения

Перу Велинского принадлежат  замеча- Народу, звал к полвигам во имя свободы и

тельные статьи о сущности поэзии, о роли
литературной кратики. 0б общественном
значении искусства, о театре, об истории
нашей литературы, о Крылове, - Пушкине,
Гоголе, Лермонтове, Кольцове, Жуковском и
других русских писателях и поэтах. В каж-
дой из этих статей Белинский выступает
как пламенный патриот, верный до конца
жизни железной своей заповеди: «Любить
свою Родину — значит пламенно желать
видеть в чей осуществление идеала чело-
вечества и по мере сил своих споспешест-
вовать этому».

Русская художественная литература из-
вестна всему миру, как литература, защи-
щавшая интересы народа, идеи свободы,
справедливости, уважения к человеческой
личности. Наши писатели, «вожди народа»,
как их называл Белинокий, ‘отразили в
своих романах, повестях и поэмах неудер-
жимое стремление парола к революциенно-.
му преобразованию общества, к свободе а
справедливоети. Сила и красота русской
литературы-—в ее прогрессивных идеях, в
ее кровной связи с народом. Что руеская
литература стал» именно такой, в этом ог-
ромная заслуга Белинского, великого руе-
ского критика. ;

Русская литература, ее высокая идей-
ность и общественное значение вызывали
в Белинеком патриотическую гордость и
еще больше укрепляли в нем мыель о вели-
ком историческом назначении русского на-
рода. Белинский гордилея великим русским
поэтом Пушкиным, родоначальником нашей
литературы, ибо его стихи и поэмы звали
к ©в0боле, просвещению и гуманизму. Да-
вая оценку роману Пушкина «Евгений
Онегин», Белинекий видел одно из самых
замечательных достоинств этого произве-
дения в том, что оно пронизано мыслями
о Родине, что оно является  «энциклопе-
дией русской жизнч». «Онегин», — писал
Белинский, — есть еамое задушевное про-
изведение Пушкина, самое любимое дитя
его фантазии, и можно указать слишком на

телей и мыслителей,

счастья.

Благородные качества русского народа
позволяли Белинскому смело утвержлать,
что великая русская нация скажет миру
свое слово, свою мыель, внесет неоценимый
вклад в общечеловеческую культуру.

«Мы будем, — писал Белинский, — и
юристами и римлянами в юриспруденций,
но будем и поэтами а философами, нарюлом
артистичееким, народом ученым, народом
воинственным, — народом промышленным,
торговым, общественным».

Какие же качества вилел Белинский в

русском народе? Прежде веего трудолюбие”

й неутомимасть, изобретательность в труде,
бодроеть и находчивость, высокую духов-
ную одаренность’ в области создания всех
форм искусства, ненависть в своим врагам,
любовь к науке и прогрессу, ненависть к
миетицизму во веех его проявлениях.

История русекого народа блестяще подт-
вердила, как прав ‘был Белинекий в отно-
шений исторической миссии русского нарю=
ла. Русский народ. порюлил великих ученых
й изобретателей, художников и композито-
ров, поэтов и писателей, политических дея-
внесших огромный
вклал в сокровищницу иирмвой культуры.

Русский народ под руководетвом вели-
Чайтах гениев человечества Ленина й
Сталина осуществил  Октябрьекую еоция-
листическую революцию, <озлал советский
общественный строй, основанный на друж-
бе и братстве народов, и превратил свое
государство в самое передовое, в самое мо-
гущественное государство в мире.

Пеутомимо строя под руководством боль-
шевистокой партий коммунистическое 00-
щество, мы, советские люди, с гордостью
произносим имя Белинского — пламенного
патриота, великого критика мыслителя,
отдавшего всю свою жизнь борьбе за сча-
стье народа. Белинский говорил 9 себе: «Я в
мире боец». Светлый образ «неистового
Виссариона» вечно булет
людей примером беззаветного служения на-
роду, беспрелельной любви к Родине и
непримиримого отношения к ее врагам.

А. ЖУЧКОВ.

для советских.

ны в. Мире; он провел лета

ae
_ МЫ, РУССКИЕ НАСЛЕДНИКИ
о ЦЕЛОГО МИРА

(Мысли В. Г. Белинского о русском народе)

..Изо всех российских городов „Москва есть
истинный русский город, сохранивший свою: нацио-
нальную физиогномию, богатый историческими вос-
поминаниями, ознаменованный печатью священной
древности, и за то нигде сердце русского не бъется
так сильно, так радостно, как в Москве. Ничто не
может быть справедливее этих слов, сказанных ве-
ликим нашим поэтом:

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!

‚Какие сильные, живые, благородные впечатления
возбуждает один Кремль! Над его священными
стенами, над его высокими башнями пролетело
несколько веков. Я не могу истолковать себе тех
чувств, которые возбуждаются во мне пои взгляде

на Кремль. -^- г.
Из письма к А. П. и Е. П. Ивановым, конец

*

Возьмем поэта, русского: он родился в стране, где
небо серо, снега глубоки, морозы трескучи, вьюги
страшны, лето знойно, земля обильна и плодородна:
разве все это не должно положить на него особенного
характеристического клейма? Он в младенчестве
слышал сказки о могучих богатырях, о храбрых ви-
тязях, о прекрасных царевнах и княжнах, о злых
колдунах, о страшных домовых; он с малолетства
приучил свой слух к жалобному, протяжному пе-
нию родных песен; он читал историю своей родины,
которая непохожа на историю никакой другой стра-
своей юности. среди
общества, которое непохоже ни на какое .. другое
общество; он принадлежит к народу, который еще
не живет полной жизнью, но у которого настоящее
уже интересно, как шаг, как переход к прекрасному
будущему, у которого это будущее еще в заролыше,
еще в зерне, но уже так богато надеждами!.. По-
том, если он поэт, поэт истинный, то он должен
сочувствовать своему отечеству, разделять его на-
дежды, болеть его болезнями, радоваться его ра-
достями?..

1829 г.

«Русская литература в 1835 г.>.

*

Придет время, просвещение разольется в России

es
широким потоком, умственная физиогномия народа

выяснится, и тогда наши художники и писателн
будут на все свои произведения налагать печать

русского духа.
3 «Литературные мечтания» 1834 г.

e

Однажды в доме Бакуниных зашел разговор о фран-
цузской революции, о казни Людовика ХУ!. Хозяин дома
спросил присутствовавшего при этом Белинского, что он
думает об этих событиях. По рассказам современников,
«Белинский встал и, задыхаясь от страстй и ярости, тор-
жественно вскричал: «Я бы на. месте их (то-есть вождей

‚ революции) трижды казнил Людовика!».

На рисунке художника Б. Лебедева

изображен
В. Г. Белинский, произносящий эти’ слова. ее

ратует за просвещение народных acc.
Здоровые черты мировоззрения молодого
Белинского — реализм,
устремления, гуманизм,
обеспечили успех и другой

прюсветительекие
трезвость ума —
его ранней

Творчество Пушкина, Лермонтова и Го-
мля знаменовало собою
этап развития русского реализма, так на-
зываемой натуральной школы.

вЮвый высший

Отеюла понятна

Под нату-

Великой целью искусства ‘Белинский
считал служение общественным интересам.
борьба
теорией «чистого искусства». Он
«Еще и теперь многие лобрые люди,

Комендант Петропавловекой крепости
Скобелев говорил с усмешкой Белинскому
при встречах на Невеком проспекте: «Ког-
да же к нам? У меня совсем готов теплень-
кий каземат, так для вас и’ берегу»,

Белинского ©
писал:
по-

Тениальный русский мыслитель и фило-
в0ф, блестящий критик и публицист, вы-
дающийея теоретик искусетва, Виссарион
Григорьевич Белинский в своих статьях по
вонросам лятературы выразил великие 06-
вободительные идеи, которые позднее про-
лолжала развивать когорта революционных
демикратов шестидесятых годов.

Значение Белинского очень скоро вышло
за пределы литературной критики. Своими
работами он внее огромный вклал в разви-
THe эстртической мыели. Он сумел преодо-
леть илеалистическую философию в стать
Ha позиции материализма и революдионно-
Го. емократизма.

Царствование Николая 1, когда жил Бе-
линский, было периодом мрачной реакции.
За каждое смело сказаяное слово люди плё-
тизиеь тюрьмой. каторгой a ссылкой. Бе-
линекий рвался на простор общественно-
политической деятельности, но условия
жизни сковывали его порыв. Не имея в0з-
можности открыто выражать свои пелити-
ческие убежления, он умело’ использовал
рая этого свой статьи по литературным
вопросам.

Вею свою жизнь Белинский боролся за
раетыетранение проовешения и освобожде-
Hue злкабаленного креетьянетва,

Белинский родился в 1811 году. Дет-
во и юность он провел в Пензенской гу-
бернии, на ролине отца. Тяжелые впечат-
Ления от ужасов крепостничества — OT
картин избиения крепостных, от MposBae~
ний  палачества и жестокостей местных
помещиков — Давыдловых, Мосоловых, Ву-
гушевых — глубоко залегли в душе вое-
чатаительного мальчика. С детеках лег в
нем крепли уважение и любовь. к родному
нарозу. Все эта дало в булущем богатые
Вехолы; веутомимей стала его деятель-
ность, направленная на борьбу с гнетом
й произволом  самодержавно-помещичьего
строя.

С 1829 года Белинский в Москве: он,
студент университета, сближается с круга-

„

ми передовой молодежи и образует в 1830
ду литературный кружок.

1829—1832 оды — время пребывания
Белинского в университете, перйол форми-
рования его взглядов — совпали с про-
буждением среди молодежи вольнолюбивых
настроений. Эта лучшая часть студенчест-
ва, по свилетельству А. Й. Герцена, на

‚сходках декламировала запрещенные стихи

Рылеева и Пушкина; в 10 же время она
питала «привязанность к астинно нарюд-
ным традициям» и верила, что «из атой
зудитории выйдет та фаланга, которая пой-
дет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что
мы булем в ней». й

В кругу студентов Белинский п. прочел
свою юношескую драму «Дмитрий Бали-
нин», герой которой в беспримерной смело-
стью восстает против крепостников и опро-
вергает самое право олних людей владеть
другими. Он произносил такой приговор нал
крепостниками: «Ёто дал гибельное право
одним людям порабощать своей властью
воля других, подобных им существ, отни-
мать у них священное сокровище — сво-
болу!.. Милесердный боже! Отен  челове-
ков! Ответствуй мне: твоя ли премудрая
рука произвела на свет этих змиев, этих
крокодилов, этих тигров, питающихся ко-
сетями и мясом своих ближних и пьющих,
как воду, их кровь B слезы?».

Реакпионное начальство ‘университета
было напугано драмой студента Белинеко-
0, когда он представил ее в цензурный
комитет. При благопраятном случае от Бе-
линекого поспешили отделаться, уволив его
из университета по «ограниченности спо-
собностей».

`Велинский решил стать не чиновником,
а литератором, журналистом.

Уже его первая большая критическая
статья «Литературные мечтания». написан-
ная в 1834 голу, принесла еху широкую
известность.

[о своим общественным взглядам Белин-
ский в этот период был просветителем. Он

статьи о первых повестях Гоголя (1835 г.).
Белинский увилел в Гоголе большой талант
писателя-реалиста.

В тот период Белинский еще не мог дать
конкретното ответа на вопрое 0 том, что
такое лобрь и что такое зло, как надо бо-
роться за просвещение, от успехов кото-
рюго улучшитея жизнь народа. Идеалы
критика еще были оторваны от жизни.
Протяворечия, свойственные ега воззрениям
этото периода, сказались на оценке им OT-
дельных явлений русской литературы. 0д-
нако эта печальная полоса была кратко-
временной.

В сороковые годы воззрения Белинекого
представляют резкий переход к идеям ма-
териализма, социализма и революционного
демократизма. ;

В стране ширилось крестьянское движе-
ние. внушавшее лучшим люлям Россий ре-
волюпионные мысли и чаяния во имя ин-
тересов угнетенных масс.

Литературна-критическая деятельность
Белинского с намбольшей полнотой раз-
вернулась в сороковые годы. Лучшие ero
статьи — 0 Пушкине, Лермонтове, Гоголе,
Врылове, общирные годовые обзоры лите-
ратуры были напечатаны в «Отечествен-
ных записках» и «Современнике». Белин-
ский приобрел авторитет у широких кругов
читателей, стал. «властителем дум» моло-
лого поколения и всех передовых людей
своего времени.

В статьях последних лет Белиновий
раз`яснял читателям значение великих рус-
ских писателей, показывал величие и кра-
соту реалистического изображения жизни.
«Поэзия Пушкина, — писал Белинский, —
удивительно верна действительности, ‘изоб-
ражает ли она русскую приролу или рус-
ские характеры; на этом осповании общий
голос нарек его русским  напиональным,
народным поэтом». Вместе с тем он увидел
в Пушкине поэта мирового значения.

ральной школой Белинский понимал pea-
лизм, как искусстве, насышенное высоки-
ми алеями широкой социальной тематики,
искусство, посвященное критике крепост-
нической деятельности. Он принял горячее
участие в формировании и развитии этого
направления в литературе. Теорию нового
реализма он развил в своих замечательных
статьях: «Взгляд на русскую литературу
1846 года», «Ответ «Москвитянину» и
«Взгляд на русскую литературу 1847 го-
да».

Революционный демократизм и материз-
изм, освободительные идеи, беспощадная
критика порядков крепостной России, гума-
низм, разоблачение бесправия крепостной
массы, суровый реализм а осуждение ми-
стицизма, идеализма, теории «чистого ис-
кусства» — таковы оеновы мировоззрения
Белинского, развитые ии в стальях с0-
роковых годов.

Высоко ценя отечественную литературу,
критик глубоко верил в ее самобытноеть.
«Олин из величайших умственных успехов
нашего времени в том и состоит, — писал
он, — что мы, наконец, поняли, чо у
России была своя история, нисколько не
похожая на историю ни одного европей-
ского государства, и что ее должно изучать
й о ней должно судить на основании ее
же самой, а не нз основании историй, ни-
чего не. имеющих с нею общего, европей-
свих народов». ;

Говоря 0 своеобразии руеской культуры,
критик поддерживал в ней прогрессивные
демократические элементы. реалистическое
искусетво, насышенное пламенным гневом
против феблально-крепостнического гнета.
Белинский верил, что Эта передовое, про-
грессивное должно победить как в искус
стве; так и в самой жизни. «Россия есть
страна будущего... Россия, в лице образо-
ванных людей своего общества, носит в
душе своей нелобелиуое прелчуветвие ве-
ликости своего назначения,  великости
своего будущего».

вторяя чужие зады, пренаивно уверяют, что
искусство само по себе, а жизнь сама по
cede, что между тем и другою нет ничего
общего и что искусство унизилось бы,
снизойдя до современных интересов... Мы
теперь уже знаем, что ‘искусство как вы-
ражение сознания того или другого народа
й целого человечества в известную эпоху,
всть как бы биение пульса его жизни, &
пютому и развитие и ° история искусства
тесно связаны © развитием и историей на-
рода или человечества». Писатель должен
быть  общемвенно чутким человеком,
«прежде веего, сыном своей страны, граж-
данином своего отечества, горячо принима-
ющим к сердцу его интересы».

А. А. Жданов отметил, что, «начиная ©
Белинского, все лучшие представители ре-
волюционно-демократической  русекой ин-
теллигенции не признавали так называе-
MOTO «чистого искусства», «искусства для
искусства» и были глашатаями искусства
для народа, его высокой идейности и 0б-
щественного значения».

Вера в творческие и жизненные еилы
народа влохноваяла Белинского и внушала
ему чувство восхищения своим народом.
«Ла, в нае веть национальная жизнь, мы
призваны сказать миру свое слово, свою
MBICIb, HO какое это слово, какая мыель, —

`0б этом пока еще ‘рано вам хлопотать. На-

ши внуки или правнуки узнают это 6:3
‘всяких усилий напряженного  разгадыва-
НИЯ, потому что это слово, эта мыель бу-
дет сказана ими».

В последние годы своей жизни великий
демократ-революционер подвергался жесто-
RAM преследованиям царского  правитель-
ства. Оно намерено было арестовать Белин-
ского и навеки замуровать ето в каземате
Петропавловской крепости. Особенно уси-
лилиеь гонения на Белинского после рево-
люционных событий на Запале в 1848 го-
ду, когда раскаты грома этих событий до-
летели ло Петербурга.

`Советекие люди возлают лолжное

Министр просвещения граф Уваров был
«ужасно вооружен против «Отечественных
запиеок», главным сотрудником которых
был Белинекий, за их «лурное ` направле-
ние — социализм, коммунизм».

В докладе царю шеф жандармов граф
Орлов писал. что Белинский и его поеледо-
ватели «в молодом поколении... могут по-
велить мысли о политических вопросах 3а-
пада и коммунизме». ‚о

Смерть Белинского спасла его от аре-
ста, от каземата, в котором хотел его
етноить начальник Ш отделения Дубельт.

#*
в

Белинокий оказывал Ha современников
H на потомков огромное революнионтие
и творческое воздействие. Известно. что
революционные демократы шестидесятых
годов — Черныптевекий, Добролюбов. Нек-
pacoB — признавали его своим учителем.
Если Белинский не мог в своих статьях
прямо говорить о революции. то оп внушал
активное, действенное отношение к жизнн.
Он булил мыель, критическое  вогприятие
явлений. Он звал вперед к осуществлению
высоких идеалюв. «Благо тому, кто, не до-
BOABCTBYACh HacTOMMel действительностью,
носил в душе своей идеал лучшего сущеет-
вования, жил ий дышал одною  мыелью —
споспешествовать, по мере данных ему
природою ©редств, осуществлению на зем-
ле идеала, —рано по-утру выхолил на. 05-
шую работу и < мечом, и с словом. и с за-
стуном, и с метлою, емотря по тому, что

‚было ему по силам. и кто являлся к своим

братьям не. на одни пиры веселия, но и
на плач а сетования».
‚ Мечты великого Белинского стали ЯВЬЮ,
ПАМЯТИ
свето великого предка, посвятивииега Bee
свои силы борьбе за счастливое булушее
народа.
Н. БЕЛЬЧИКОВ,
заслуженный деятель вауки РСФСР,
‚ доктор филологических наук.