РР близ конюшни. Он на откупу у мо-
шенников... Они кладут в карманы те жал-
киетгроши, которые перепадают безработным.

Лесоруб Пекка Вейелайне достал из кар-
мана аккуратно сложенный кусок бумаги.

— Я получил из Капады письмо, хотите
я прочту его вам?

«В Канаде хлеб кончился и работа кон-
чилаеь, — медлевно читает ПШекка. — У кого
есть сбережения, тот проедаст их. Вто гол
и ниш, тот становится в очередь за, супом.
Больше нет ни хлеба, пи одежды, ни крова.
Как сгралита экизнь!

Вы счастливы, — вам больше пе грозит
пищета. Вы не просыпаетесь от рева безра-
ботной толпы, которая. тесным кольцом
стоит вокруг ваших баражов в надежде,
что кто-нибудь из вас выбыл из строя».

— Вы знаете, кто ото пишет? — спраши-
вает Пекка Вейелайне, складывая письмо. —
Это пишет старый социал-демократ, еже-
днерно споривший с коммунистами. И, после
STOO OM смеют говорить о «свободном
труде»!

— Почему вы решили ехать сюда, в ие-
ведомую вам страну? — спралинваюя.

Инлрикеон отвечает за всех;

— Только здесь мы узнали, ато значит
свободный труд. Злееь — отечество всех
трудящихся.

Петрозаводек. Мы дружески раепроща-
лись с канадекими товарищами. Отеюда —
па лыжах в Тивдию.

Красиво раскипувиийся она береговых
террасах город остался гозади. Дорога идет
среди мелкого лиственного леса. Попадаются
озера и озерки, дающие начало бесчиелен-
иому множеству ‘рек и речонок, то плавно
катящих свою чиегую, как хрусталь, воду,
го ниспадающих бешеными каекадами.

Показавииеся вошла говорили нам о бли-
зости села Шуя. Колхоз преобразовал села.
Новые общественные постройки белели на
мрачном фоне природы.

становились в школе. Полученные свь-
дения говорили о чевнимательном отношении
общественных организаций к работе по
ликвидации пеграмотноети среди взрослых,
особоцио среди жешщии-карелок. Работу по
выявлению педочртов, тормозящих учебу,
мы проводили по заданию Н..К. Крупской.

Поздно вечером пришли а Кондострой.
С болышим трудбм, устроииеь в гостинице
Бумтребта.

Вместо положенного дия для осмотра
Кондостроя прииглоеь } урвать из плана еще
один день. Несмотря на обилие воды, Каре-
	и треннровёа в ходьбе на лыжах. (Под-
робно о снаряжении лыж и т. п. смотри при
описании казвдого маршрута).
	МАРШРУТ No 7
	Очерк Н. Макарова
	Мы работали в Америке по одиннадцати
и четырпадцали часов в сутки. На место
каждого из нае просилиеь дасятки других
работников. Хозяева, зная это, залержи-
вали плату, Вы понимаете: когда вокруг
ходят десятки нищих, пойдешь чь любые
условия.
	— Шо ведь нельзя было терпеть до дбес-
конечности, — замечает Пекка Вейвайне. —
Иногда прорвет... И вот тогда тебя хвалают
за шипорот.

В разговор вступает Индриксон.

— Не только коммунистов, просто рово-
люционно настроенных рабочих в первую
очередь выбрасывают ца улицу.

Я спрынивало:

— Но ведь есть пособия цо безработице?

Тогда в купе все начинают говорить сразу.
Лесорубы срываются с мест, машут руками,
кричат. Я теряюсь в прибое голосов. Ua
помощь приходит переводчик,

— Они говорят, что для безработных
есть суп. И это вее. Суп похуже воды из того
	Келательна была бы оргажизация специхль-
ных турбригад на наиболее отвотбтвенных
лесозаготовительных участках (но догово-
ренноети в Кареллесом).

Маршруты в большинетве строятся с уче-
том 14-дневного отпуска; некоторые раеечи-
таныг на месячтыяй отпуск.

Вее самодеятельные маршруты требуют
тщательной подготовки, Кроме теоретической
подготовки (выбор и изучение маршрута,
изучение литературы по краю ит. п.), тре-
буется и хорошая практическая подготовка
	осмотря на докабрьскую стужу, на, за-

воде жарко. В горячем еморе Сини-

цын потирает потный лоб. ра
постигло своего апогея. =
	Бееть O непрерывлых отпусках взбуло-
	ражила рабочих. Бепомипая короткие зим-
ние дни, никто ие хотел думать о возмо’кно-
сти отлыха.

— Ито хочет, пускай идет морозиться,
А мне что-то не’ охота. Мы лета полозкдем.
Тогда потенлей будет.

-- Что, в самом деле, зимой делать? —
вторил Аверичев.

Директор © унылым лицом выслушивал
мнения рабочих. Он уже думал о провале
вопроса. По тут выручили туристы. Быстро
вобравниеь и обсудив вопрос, ребять релили
едолать лыжпый поход по Карелии. Фами-
лии пяти смольчаков, наниозлитые на клочке
бумажки, ласточкой полетели в президиум.

Вопрос был рощен.

ях

Длительная подготовка к путешествию ча,
лыжах по Карелии закончена. Позади оста-
лись провожающие. Запорошенный инеем
поезд шол в Мурмалчек.

В дороге знакомотва завязываются быстро.
Я сижу в купе. Рядом со мной певысокий,
кряжистый мужчина. Юго лоб пересечен мор-
шинами. В зубах торчит маленькая трубка.

—Й вам ие зкалко было растазаться с ва-
шей второй родиной? —спрашиваю я.—Ведь
вы прожили в Канаде целых двадцать лет?

Альбин Куко— так звать соседа, —- потом-
ствепный лесоруб. Юго отец tome был лесо-
рубом. Лет двадцать назад, отчаявлиеь
получить работу, Альбин эмигрировал из
Фииляндии в Америку.

-- Вы спросияе Юхо Маттисона, — отве-
чает Альбин. — Он больше меня ких в Аме-
рике. Расскажи, Юхо!

Альбии улыбнулся хорощей стариковекой
улыбкой. Ирислушиваяеь к разговору, нас
окружила толпа.

Юхо Малтиеоп ие заставил себя упративать.

— В штате Онтарио, где я работал лесо-
рубом, полодец был вырыт рядом © конюш-
иной. В колодец просачивалась лошадиная
мочи --- оп был стоком для печистот. Хозяии
уверян, что это по стрынно, что земля де-
стиллирует вес. Но мы поголовно болели.
Тогда приехал врач и прописал нам касторо-
206 масло. Масло не помогло, и хозяин стал
выбрасывать нас из барака. «Гот, кто не вы-
рабалыпвает норму, тому ие место в бараке»,
говорил хозяин. Но попробуйте работаль,
‚когда вле порчит судорогай
			Зимний (лыжный) сезоп в Варелии обычно
начинается с середины декабря, па Мур-
мано же несколько раньше, нногда уже с на-
чала ноября. Короткий день соредины зимы
несколько монтает проведению больших лыж-
иных переходов, поэтому лучшее время дия.
‚ лыжных походов — конец февраля и март
в Карелии и март-апрель — на Кольском
полуострове. Несколько залрудняет прове-
дение лыжных маршрутов недостаточное ко-
личество зимних баз по кароло-мурманскому
маршруту, поэтому желательна организация
небольших групп, от 8 до 10 участников.
Маршруты, охватывая наиболее характер-
ные индустриальные центры (Петрозаводек,
Кондопога, Хиб апы), в то зе время дают бо
тый краеведческий материал. Некоторые
	маршруты захватывают целиком колхозные
	ee PAHOULD MUTCUGHBULIX 2CCOILTOTOBOR.
проведении рада маршрутов cymecrnen-
пую роль игрзмот вопросы природоведения
(мадмирут Хибины — Лаплалдекий заповед-
пик), Обществено-полезная работа может
бызь проведена туристами на ввех маршру-
тах, причем особо следует обратить внима-
иис на помощь туристов лосозатотовкам,
	Ленинград — Петрозаводок, по ж. д,
(409 км) Петрозаводек — Копдонога по
wk. д. (58 км); Кондопога — Кивач и обратно
па лыжах: Кондопога — ег. Надвойцы по
ж. д. (234 км); Надвойцы — порог Шавань —
ст, Параплово на лыжах; Паравдово — Руро-
	Онежский завол