трещин, загораживавших нам дорогу
наверх, и высоту каменных стен, сжи-
мавииих ледник с запада и постокя. Вдруг
мое внимание привлекла узкая, покры-
тая редкими кустиками травы осыпь, спу-
скавшаяся слева от нас с грейня хребта
между двумя его скалистыми выступами,
врезавшимися в лед. Осыпь эту раиьще
снизу, от подножия ледонада, мы видеть
це могли -— ее загораживали скалы.
Осыль была крутая и полиималась от
края ледника вверх метров на сто, как
раз к тому месту, где сходил па-нет ска-
листый гребень; отграничивающий лединх
¢ запада.

-- Аитен, а ну, ногляди-ка сюда.

. Загрустивший было Цак понял меня
без слов. Наметаиным глазом опытного
альинниста‘окняул он осынь, сообразил,
какое расстояние отделяет нае от ее,
куда можио с осыпи выбраться, и сразу
повеселел.

Ключ к нерховьям лединка Беляева
finn найден!

Добраться до осыпи особого трула не
составило. Хотя к ней нам и приниюсь
немного спуститься, но неерке в основном
‘нам карабкаться принытось уже не поне-
рек трешин, а вдоль их. Вию немного —
и мы оказались наверху скал, на равной
травянистой. илоиадке.
` Площадка эта поднималась над лед-
никем. точно балкон углового дома над
двумя улицами. © площадки открывался
замечательный вид во все стороны. Под
ногами у нас лежала ледяная громада
ледника.

Беляеву представлялось, что цирк
этого ледника имеет четыре небольших
боковых ледниковых ущелья. Ма деле
оказалобь не так. Перед нами лежала
целая система горных ущелий, сплон»
заполненных льдом. Не четыре, а добрый
десяток ледников насчитали мы с Анто-
ном © высоты гребия, на который мы под-
нялись. Белое патио, расвифровать ко-
торое ставили своей задачей экспедиции
Рикмер-Рикмереа и Беляела, предста-
вляло. собой лишенную органической
жизни ледниковую пустыню, замкнутую
хо всех сторон скалистыми хребтами.
Над этими хребтами на огромную высоту
поднимались отдельные зёржины, напо-
минавшие. формой то пирамиды, тю ку-
пола мусульманских мечетей, то красно-
армейские богатырки, то развалины ба-
шек средненекового замка.

Мы долго сидели молча, не отводя глаз
от сомкнувшегося вокруг нас ледяного
кольца. Площадка, ла которую мы вый!
нм, находилась как раз над второй раз-
вилкой ледника Беляева. Западный его
ноток складывался из трех мощных само-
стоятельных ледников долниного тила,
которые нам были вилны до самых их
истоков. Северный же, повидимому OC-
новной иоток ледника вскоре же за раз-
вилкой круто заворачивал за выступ ска-
листой горы, поднимавмейся, над ним
© востока. Выстун этох мешал нам раз-
глядеть, что собой представляет пирс
ледника,

Чтобы заглянуть за этот выстуи, мы
использовали остаток дня на восхожде-
ние на одну из вершин гребня, полходив-
шего к воротам нашего ледника © юго-
запада (это был гребень хребта ОПТЭ,
открытого экснедицией 1931 г.). Но н
отсюда, © высоты в 5 с лишним тысяч
метров, мы не могли установить, куда
уходит и чем заканчивается северный
‘рукав ледника,

Надо было продолжать нашу разведку
по леднику.

День угасал. Спустившись с вершины,
мы отдыхали. у пхода в палатку, нетороя-
	ливо потягивая горячий чай, глядели И.
	не могли наглядеться на чудесную кар-
тину заката. Солнце уже скатилось за
гребень Дарпаза, а снежные вершины,
увенчивающие массив Гармо, еще долго
розовели в солнечных прощальных лу-
чах. А потом холод загнал пас п слаль-
ные мешки,

Следующий день принес нам победу.
яйня белови ‘ ими. была  рлекрыта.
	Проф. Щербаков на ледфке Capea (фото А. Поляксиа:
	Как же однако быть с подступами к иле
чам пика Евгении Корженевской? Мо
жет быть, веверный склон хребта Петра
Великого. такол, что’ восхождение пб
нему к эхим плечам не прелетявлиет труд
ностей?

Ответить на этот вопрос, сидя на фирие

дедника Беляева, мы очевидно не моёли.

Тем ие менее лам не хотелось возвра-
щаться, не сделав даже попыткя: найти
ответ, раснияфронать ‘белое пятно до Kou-
ца, И мы © Антоном решили взобраться
на одну из вершин, поднимающихся мах
фирновым полем ледника, и с цее попро-
бовать заглянуть на гребень хребта
Петра Великого,

Почти лее веринны кругом уходили
} высь па 6 000-65 500 метров. Крутизна
их склонов, сплопиь исчерченных лави-
нами, снеговые карпизы, бордюром. иа-
виешие сперху и грозившие обвалами, —
все ото гасило мысль о восхождениях
в самом пачале. Только одна зершива,
порядка до 6 000 м, казалась нам более
или менее доступной -- ве местоположе-
ние было весьма выгодное — у центре
цирка — н у нас были все основания
прединолагать, что с ее верхуники мы узи-
дим уже не только карнизы, тависние на
гребне хребта, замыкажмиего цирк лей-
ника, а самый гребень и даже, может
быть, сумесм заглянуть через него на
другую сторону, определить точно место-
положение пика Евгении Корженёяской.

Наша палатка стояла на высоте прн-
мерно 5 100-5 200 м. Здесь ужее не было
никяких признаков расти: Чьностя. He
было и живых существ, Лед и снег таяли
только в самую жаркую пору дня, и о
если солнце ие было закрытое облаками.
Ночь была страшно холодная; вероятно
температура спускалась до Н)-12` гра-
дусов мороза. К счастью для нас, ночью
совсем не было ветра, а то спать вероятно
было бы холодновато. Котелок с водой,
который мы имели неосторожность оста-
вить снаружи палатки, промерз сверху
и до самого дна. Однако ночь провели мы
превосходно и хороню отдохнули

Весь следующий день с утра и до вечера
мы убили на восхождение. Облюбован-
ная нами верлиниа оказалась гораздо бо-
лее крутой и чотому более трудной, чем
мы думали, но, к сожалению, не такой
высокой, как нам хотелось бы. _

Мы карабкались наверх несколько ча-
сов под ряд —- то по крайне ненадекным
скалам, сложенным из ломкого шифера,
слои которого падали нам навстречу, то
по фирну, то по ледяным скатам, прору-
	пая для пог ступеньки. Связавияеь Be-
	ревкой, мы упорно ползли в высоту, прео-
долевая ‘склоны, достигавшие зачастую
уклона в 60 градусов. Здесь, на высоте,
пушевал ветер. Ош налетал порывами,

Уньнчинн Се Ц т ив
	Ледники и фирны, составляющие вер-
ховья ледника Беляева, и окружающие
HX вершины и гребни горных хребтов
легли каравдашной схемой на странички
моей записной киижки.

Дальнейший путь по леднику уже не
представлял трудностей. С нашей лужай-
ки оказалось совсем просто спуститься
на другую сторону хребта и выйти снова
па ледник, но уже там, гле тремин было
совсем мало. А дальше — порога перед
нами была открыта.

Достигнув поворота ледника за скры-
павитую от нас его верховья скалу, мы
снова наткнулись на ледопалд. Но нам
удалось легко обогнуть его, не переходя
на. берег, м выбраться уже неносред-
ственно па фириояое поле ледника. Здесь.
на ровной, свободной от снега площадке,
на берегу замерзшего морениого одерка,
мы поставили свою палатку. Первая по-
NOBHHA задания начальника экспедиции
была выполнена: мы поднялись к фир-
нам лединка Беляева.

A crananoce вынолиить вторую HOO}
нину. Однако разведка инерх по фирно-
вому полю показала, что эту половину
залания мы выполнить пе в состояний.
Мы с Цаком прошли фирновое поле до
концаи уперлись в совершенно отвесную
каменную стену. С ледника не было вы
хола наверх. Ровное, как скатерть, фир-
новое поле было окружено со всех сто-
pow бссснежными черными сланцевыми
скалами, полнимавиимися пад фирном
на высоту в тысячу-полторы тысячи ме-
тров. Сверху OTH скалы были прикрыты
огромными массами снега. Это н были ио-
видимому те самые спежные поля, кото-
рые в 1931 г. лт. Крыленко н Бархаи
видели издали. Снега сползали вниз и
лависали пад ледииком чудовищными
карнизами в тысячи тоин весом, Время
от времени куски этих карнизов отвали-
вались и с гулом, пнапоминавшим рас-
каты грома, катились вняз, образуя сме-
тающую все на своем пути лавину и под-
нимая целые тучи снежной пыли.

Мы находились у подножия главного
гребня-хрейта Петра Великого, как раз в
том месте, где он смыкается с хребтом
Академии. Над хребтом здесь подаима-
лось несколько высочайших вершин. Ко-
торая из них была пиком Евгении Корже-
невской-—мы не знали, Возможно, “то мы
стояли у ве подножия, во возможно, ито
она поднималась на северной стороне
хребта и мы ее не могли видеть.

Долго, прислушиваясь к грохоту ла-
вин, мы обсуждали с Антоном вопрос ©
возможностях подняться на гребень хреб-
та Петра Великого, В конце концов при-
или к заключению: из каменного мешка,
в котором мы находились, был только
один выхой -— вниз по леднику, туда.
	иску да мы принце.