ОМЕЩИК
	ГАЗЕТНЫЙ П
	Очерк ФГ. И. Геронскоо ‹
	затраничном сбыте магнатов рейнекой про-
мышленности прекратить поддержку мелких
рекламных контор, заведенных ими за, гра-
ницей. С помощью Стиннеса, Кирдорфа и
других крупнейших промышленников он
учреждает „Общество заграничных об‘явле-
ний“, являющееся зародышем нынешней
мировой об‘явленческой фирмы „Ала-Ан-
цейген“. Одновременно один из друзей—
Шверин--приступил к организации атент-
ства „Телеграфен-Юнион“, которое могло
бы восполнить вольфовекие пробелы в
политической. и экономической хронике.

Учитывая как эту тягу к „людским моз-
там“, так и „добро-германскую“ идеологию
Тугенберга,. правительство обратилось к
	`энему в разгар войны © почтительной, се-
	кретной и крайне для себя существенной
	Альфред Гугенберг
	и -
„Все налти планы останутся бесплодными,

пока мы не овладеем разветвленными ка-
налами к людеким мозгам“. Эту заповедь
сформулировал еще в 1904 году выдаю-
щийся немецкий финансист Лео Вегенер,
идеолог той „могучей кучки“ связанных
с помещичьим классом чиновников, которая
так сейчас ликует вокруг своего кумира—
избранного вождем германских национали-
стов Альфреда Гугенберга.

Эту кучку сначала составляли семь че-
ловек, семь выкормленных помещичьих
сынков, делавших карьеру в одном из наи-
более мрачных, очиновненных и угнетен-
ных углов вильгельмовской Пруссии. Шесть
практичных чиновников и один профессор
встретились четверть века назад в городе
	Познани, откуда крупные немецкие поме-
	щики набрасывали узду на поль-
ских крестьян и где этих же земель-
ных лежебок начинал оттеснять по-
мещичий капитал, недурно уетроив-
шийся на, здешних силезеких копях.
И пока тяжеловесные прусские
бюрократы блуждали в этом непри-
вычном экономическом лабиринте,
их юркие помощники, децерненты —
Шверин, Гугенберг, Ваншаффе, Ганзе,
Мейденбауэр. кооператор Ветенер и
професвор Бернгард, служа, в раз-
личных министерствах, обсуждали
спорные” дела в своем кружке, и
затем сами, часто за, спиной началь-
ства, регулировали жизнь края.

Им стали доступны выдающиеся
посты. Ваншаффе стал в дни войны
германским вице-канцлером; дирек-
тору земельного кооперативного
банка, Вегенеру была, создана сказоч-
ная реклама; Мейденбауэр, — что
06060 показательно,—взял на себя
роль проповедника, планового хозяй-
ства; а тайный советник Гугенберг
сменил уже в 1909 г. тесную кан-
целярию на домны, верфи и пушки
крупповекого концерна, где он был
избран председателем правления.
Напомним, что императорская Гер-
мания готовилась к войне, и что
немалая доля военного „счастья“ за-
висела, от управления крупповскими
заводами.

Немецкое дворянство и военщина
не раз мобилизовали этот дружеский
коллектив для решения важнейших вопро-
сов, не связанных как будто с прямой дея-
тельноетью ‘друзей. Так, в. 1917 г., готовясь
победоносно. окончить войну, генерал Лю-

дендорф поручил. Бернгарду, Гугенбергу,
	Вегенеру и остальным —составить важней-
	ший план наделения землей возвращающих--
ся с войны солдат. Повинуясь классовому.
инстинкту, друзья привлекли к этому делу.
	остзейских баронов и выработали емелый
	но казавшийся германскому империализму.
вполне осуществимым проект расселения.
германских солдат на, пустовавших барон-
ских землях в Прибалтике. Планк финанси-
рованию коего Гугенберг привлек и промыш-
ленный капитал, был доложен Вильгельму’
`и в июне 1918 года утвержден фельдмар-
шалом Гинденбургом. Но уже в июле, когда,
немецкий генеральный штаб вынес зажлю--
	чение о проигрыше войны, понял и Гуген-
	берг, что ему не возродить в Прибалтике ко-
лонизаторского. блеска тевтонеких орденов!
		няли мелко-буржуазные массы от дунове-
ний даже меньшевистекой революции; з&
границей же многочисленные экспортные
издания концерна призывали верить, что
революция не повлияла на качество не-
мецких товаров. .
° Газетные предприятия е‘их часто обо-°
рачивающимися капиталами мало страдали
от поелевоенной инфляции. И свободные
средства, Гутгенберг вкладывал снова в
издательства, снова, в пропаганду. Восполь-
зовавшись затруднениями блестящего жур-
налиста, Даммерта, организовавшего в инте-
ресах промышленной группы Отто Вольфа
свое телеграфное атентетво, Гугенберг
присоединяет Даммерта и весь его аппа-
рал, в том числе заграничный, к своему
„ТГелеграфен - Юнион“: ныне он питает
разжеванными и комментирован-
ными, — не такими сухими, как
вольфовские, — телеграммами 1.600.
германских газет. И так как про-
винциальные немецкие газеты, в
отличиеот французских, достаточно
многотиражны и нуждаются, помимо
телеграмм, и в столичных фельето-
нах, сплетнях, рассказах, —Гугенберг
централизовал и это дело; они здесь
сам ничего не выдумал, но исполь-
зовал. остроумное изобретение жур-
налиста Антона, Левина, посылавше-
го нескольким газеталм.развлекатель-
ный материал уже в матрицирован-
ном, почти готовом к печати виде;
дело Левина, было куплено и развито
до „гугенберговских“ масптгабов!
Иеще много подобных предприятий
позволили гугенберговекому концер-
ну перегнать такие солидные и до-
статочно разветвленные издатель-
ские организации, как Ульштейн и
Моссе. Гугенбергу принадлежит и
„Акц. 0-во Вар“, поставляющее про-
винциальным тазетам малиины, мате-
риалы, вместе с финансовыми кон-
сультащиями, в его же руках и га-
зетный банк „Мутуум“, здесь и
самостоятельный мирового значения
кино-концерн „УФА“, тоже куплен-
ный при готовой репутации, нала-
женном производетве и плохих фи-
нансах; здесь и несколько земель-.
ных банков (главный из них „Во-
сточный Частный Банк“), как бы
связывающих этот гигантский идейный
рупор со всей той же неизменившейся
классовой, помещичьей базой Гутенберга.
Очень характерно, что прибыли всего
об‘единения не делятся между. учредителя-
ми, а могут итти только на, цели, ради кото-
рых учреждено об‘единение, т.-е. опять-таки
на отвоевание „духовных каналов“ из-под
влияния всех партий, кроме националистов.
Не преувеличением будет сказать, что
со времен Бисмарка, германские помещики
не имели подобного организатора, умею-
щего так использовать и чужие изобрете-
ния, и чужие капиталы. И, что самое
важное, элемент наживы, который заста-
вляет торговый и финансовый капитал Гер-
мании искать соглашения © рабочим клас-
сом, не заслонит в холодных глазах Гуген-
берга, основную цель его класва— реставра-
цию империи. Он не даром ‘все время
противопоставляет скачкам движимого ка-
питала реакционные тенденции недвижи-
мого имущества, свой концерн—демократи-
ческим издательствам Моссе и Ульштейна.
Появление во главе германских реакционе-
ров. этой, по выражению его друзей, „ете-
ны“, этого молчаливого. твердолобого, чьи
организационные таланты во много сотен_
раз превосходят болтливую  посредетвен-
ность английских твердолобых — только
обострит классовую борьбу, мобилизует

силы рабочего класса, который Гугенберг
	тоже стремится реставрировать, т.е. вер-
нуть на четверть века, назад.
Г. Геронекий
	просьбой. Торговый дом „Авгует `Шерль“,
издатель старых многотиражных газет
	„Локаль-Анцейгер“ и „Монтаг“, издатель
	великого обывательского журнала „Ди
Boxe‘, послушный рупор германского
империализма, во всем мире, стоит перед
‘банкротством! Гугенберг,—только он и его
	‘содружество могут удержать эту добро-не-
	мецкую газету от перехода в руки демо-
кратов и еврейских банкиров! И хотя в тот
момент (март 19167 г.) приобретение шер-
левских предприятий потребовало от гуген-
берговской группы вложения в семь мил-
	лионов марок, а, от самого сверхчатриота—
- и ухода из крупповекого правления, Гутен-
’берг недолго колебался. Ведь в активе
	издательства, рядом с упомянутыми семью
миллионами, был записан еще один миллион.
	пожертвованный на спасение исто-немец-_
кого дела „неизвестным“, за которым легко
	угадывалась высочайшая длинноусая особа!
° Серьезному чиновнику. Гугенбергу не
нравилось направление шерлевских изда--
ний, в большинстве своем—сенсационных,
поверхностных, желтых; но редакторы, ко-
торым он это ставил на вид, неизменно
отвечали: „Мы должны выпускать много
глупых газет, чтобы издательство смогло
покрыть дефецит: от издания одной умной“.
И Гугенбергу пришлось только. улучшать
	эту типично - американскую организацию
прессы; в его руках она, получила, два, чет-
	ких устремления. внутри страны миллионы
обывалельеких страниц твердили об искон-
ных немецких добродетелях, и предохра-
	Еще до войны начал Гугенберг влиять
Ha печаль. Начал он из крупповекого да-
лека: затраничный престиж пушек подры-
	вали сенсационные сообщения о несчаетьях
	и взрывах на заводах вруппа, раепростра-
нявшиеся французскими агентствами; и так
как официальное немецкое телеграфное
агентство Вольфа было сковано догово-
рами с Гавасом и Рейтером и не могло
самостоятельно ^ выступать за границей,
Гугенберг убеждает заинтересованных в