ПЛАКАТЫ И КРЕТИ
	Очерк Д.: Заелавеколю
	«соединенные Штаты стоят Ha первом
месте но высоте техники, по художествен-
ному совершенству, но также и но умению
скрывать классовые: разделения в обществе.
Американский плакат „общенационален“.
Он избегает веяких указаний на, производ-
ство. Герой плаката. не рабочий, а, обыва-
тель. Плакал ставит своей задачей разви-
вать не профессиональные, а, общие навыки
внимания и осторожности. Центр тяжести
плаката, в графике, а не в словесной мо-
рали. Рисунок скуп и выразителен. Что
чрезвычайно интересно и характерно для
американской культуры, — плакат не запу-
тивает странными изображениями. Он сме-
шит. Пострадавший— всегда, неудачник, ро-
	тозей, простофиля. Американский капитал
	не допускает трагедии ни на заводе, ни
в жизни. -

Избегает драматических моментов и вы-
соко художественный английский плакал.
От американского его: отличает литера-
турность. Плакат заполнен изречениями,
народными пословицами. Он цитирует даже
Шекспира. Как и в Америке, плакат избе-
гает чисто производственных мотивов. Ka-
питалист не желает изображать завод и
фабрику, как вместилище опасных ма-
ШИН.
	Чешский плакат: „Электрические провода под вы-
соким пиприжением опасны для жизни. Не прика-
сайся к ним!’
	Иного типа термаинский плакат. В нем
значительно сильнее отражен классовый и
производственный момент. Его герой—рабо-
чий. Окружение—крупного завода. На, пла-
калах: кровь страдания, смерть. Герман-
ский плакал ставит своей задачей устра-
шение рабочего. Он показывает рабочего
на капиталистическом ‘предприятии. Эта,
разница в мотивах илакалта ие случайна.
В Соединенных Шталах и Англии изда-
нием и распространением плаката по без-
опасности труда заняты каниталистические
общества. В Гермапии сказалось влийние
профеесиопального рабочего движения.

Советский плакат еще пе выработал
своего собственного лица. Он учится пре-
	имущественно по гермаиским образцам,
проникнут производственяыми мотивами.
	Художественная сторона. слабовата, Совет-
ский плакат. однако, быстро растет. У него
вое дминие для того, чтобы догнать и ие-
регнать иностранные, более старые образ-
цы. Уже на промлогодней выставке в
Дрездене советский плакат выделилея и
обратил на себя внимание,
	НЫ
	Среди всяких стран (Япония, Чехо-Сло-
вакия, Норвегия и др.) представлена, на,
выставке и Швейцария. Она прислала к
нам плакаты и кретинов. Плакаты не нред-
составляют ничего выдающегося, довольно
заурядны. Кретины’ зато замечательные:
неподражаемые образцы научного буржуаз-
ного кретинизма.

Организаторы выставки обратились ко
всем иностранным учреждениям, ведающим
делом охраны труда, с просьбой прислать
плакаты. Культурные задачи выставки го-
ворили за себя. Откликнулись, как мы ви-
дели, американские, английские капитали-
стические общества, у которых, полагаем,
нет оснований питать особые чувства, сим-
патии к Советскому Союзу. Институт
обратилея и в Цюрих, к страховой кассе
и к Гигиеническому институту. Страховал
касса, выставила свои плакалы, институт вы-
ставил двух кретинов: директора, фон Гон-
ценбаха и его помощника, доктора, Аклина.
Письмо этих господ вполне заменяет плакат
безопасности при обращении к некоторым
швейцарским ученым. Доктор Аклин пишет
от имени директора, фон Гонценбаха:

„Профессор фон Гонценбах не являет-
ся другом большевистекой России и
поэтому совершенно не интересуется
вашими сообщениями. Он не предпола-
тает отвечаль на, ваши письма. Со своей
стороны, я должен поставить вас в
известность, что не может быть и речи
о посылке: вам материалов из нашей
коллекции... С совершенным почтением
Аклин“.

Беды большой в этом нет. Швейцария—
страна с неважной промышленностью. Она,
славится больше своими отелями и много-
численным лавейским племенем, поставляю-
щим выдрессированных хамов во все бар-
ские передние Европы и Америки, и еще
славится кретинами. Этих несчастных вы
встречаете повсюду в Швейцарии. Онн
свободно ходят по улицам, уродливые ко-
ротышки © безобразными зобами, они зани-
мают общественные посты, они даже ру-
ководят научными учреждениями” в том
городе Швейцарии, который для русской
социальной гигиены был прочно связан
с именем профессора Эрисмана. Этот уро-
женец Цюриха был одним из отцов научной
охраны труда. Царское правительство вы-
слало его из России, и он продолжал свою
научную деятельность в Цюрихе.— быть
	может, в том же Гигиеническом институте,
во главе которого стоит теперь ученый
кретин, профессор фон Гонценбах.

: Д. Заславский
	Залрачиваются огромные деньги, рабо-
тают тысячи людей и специальные учрежде-
ния, привлекаются последние достижения
научной мысли,—все для того только, что-
бы на одну секунду, не больше, задержать
внимание обыкновенного ереднего прохо-
жего на, улице большого американского и
европейского города. В бешеной сутолоке
этого города, в сумасшедшем мелькании
поездов, моторов, экинажей, людей, выве-
весок, огней — человек тупеет, делается
ре: ко всему окружающему.

Г вот надо, чтобы on на одну секунду,
не больше, задержался глазами, улыбнулся,
заинтересовался. Это — дело плакала, и
давно прошло время, когда плакат был пред-
метом вольного искусетва, художественного
вдохновения. Есть наука, плаката, плакато-
логия. Это, собственно, часть науки о чело-
веческом внимании, снециалытый и важный
отдел исихотехники.

Дорогу к илакатологии проложила ком-
мерция. Купец был пионером. Торговый
плакал до сих пор не превзойден в силе и
выразительности. Но велед за ним идут
и плакаты другого рода, и в первую оче-
редь нлакаты ‘безонаености. На большой
картине изображен станок; злобно ла-
ющая собака и рабочий с окровавлен-
ными пальцами. Подцись говорит: „Чужая
машина, злее чужой собаки“. В современ-
ном городе машины сменили злых собак.
Машина-—друг человека, но только своего
и внимательного человека. Для рассеянного
провинциала машиныр—ато стая собак, го-
товых`вцениться в него при первом удоб-
ном случае. Надо и на улицах, а в особен-
ности на, заводах, задержать впимание ра-
бочего. то делает илакат но безопаено-
сти, И для того, чтобы он достигал своей
цели, возипикла, совсем молодая наука
плакала. Она, изучает все особенности про-
фессии именно с этой, пеихотехнической
точки зрения. Она имеет свою лито-
ратуру, своих ‘собственных ‘увлеченных
н предалиых работников и даже собетвен-
ных кретинов. >

Техника, нлакатов но безонасности ‘труда,
делает свои первые, но вполне успениняе
	шаги и у нас, в. СССР, и выетавка совет-
	ских и иностранных плакатов, оргапизо-
ванная Государственным научным институ-
том совместно © Музеем охраны труда н
открывшаяся в-Цеитральном музее охрамты
труда и социального страхования, заслу-
живает самого лиирокого внимания. Это
очень ийтересиая выставка. Она, дает боль-
ше того, что обещает ее афиша. В лаз
калах различных стран отражается быт,
У этих илакатов есть свое классовое лицо.