АПАЛНИЧЕСТВО
	Очерк 4. Луначарскоо
технике и естествознанию, один из крун-
	нейших в мире представителей электро-
	технической мысли — приехал поделиться
своими идеями по использованию водной
энергии и по распределению электро-энер-
THE.

Шарлоттенбургский электрохимик Франц
Фишер дал сведения о таком важном н
специальном предмете, кэх сухая перегон-
ка при низких температурах, — предмет,
которым он специально занималея в по-
следнее время.

Нечего и говорить о том иеключитель-
ном интересе, с которым наши специали-
CTH должны были отнестись °к лекции
профессора, Берлинской сельскохозяйствен-
ной школы доктора Рисса по механиза-
ЦИИ Kp {THEI сельскохозяйственных пред-
приятий,

К области механизации сельского хо-
зяйства, относились и сообщения инженера,
	НАШЕ.
	этому Ффундаменту применяться к после-
дующим изменениям техники, и рядом с
этим—техников в собственном смысле, т.-е,
кадры специалистов средней квалифиции—
эта точка зрения была полностью поддер-
жана немецкими учеными. Конечно, `это.
не значит, что мы отказались от мыели и
у нас, в РСФСР, попыталься создать в не-
которых областях тип так называемого
узкого инженера, подготовка, которого за-
нимает столько места на Украине. Но мы
должны все же твердо держаться за, то,
чтобы не снижать широкой научной под-
готовки основного налиего инженерного
кадра, а с другой стороны — ни в каком
случае не делать попытки к искусственному
приближению техника к инженеру. Дело
тут совсем не в каком-нибудь каето-
вом духе, не в каком нибудь аристокра-
тизме; дело в ясном и четком разграниче-
нин между высшим и средним командным
персоналом про-
мы шленности, ко-
торое вытекает из
самой сущности
дела. Было бы не-
лепо в настоящее
время терять силы;
если бы мы давали
широкую научную
базу всему нашему
среднему техниче-
скому персоналу,
это означало бы
выбрасываль бол5-
шие деньги на ве-
тер. Но было бы не
менее тяжелым удё-
ром для всего на-
шего будущего,
если бы мы велел-

ствие этого свизили
подготовку инже-
неров в собственном и строгом смысле
слова до уровня практика, хорошо вы-
полняющего ту или другую специальную
функцию.

Позволю себе еще одно замечание. В Мо-_
скве еще и сейчас идет фильма, „Саламан-
дра“, к выработке сценария которой я имел
кекоторое отношение. В германской прес-
се раздались голоса, что я. направил этот
кино-памфлет против германской науки и ,
что она может чувствовать себя задетой в
этом отношении. С величайшим негодова-
нием отвергаю такую облыжно - навязан-
ную мне мысль. Конечно, ни одно худо-
жественное произведение не может быть
таким трактатом, который охватывает все-
стороны той или другой проблемы; но я
имел в виду вовсе не борьбу с наукой,
немецкой или какой-нибудь другой, а борь-
бу с темными силами, которые в послед-
нее время все чаще и чаще хватают жи-
вую науку своими цепкими пальцами.
Разве мы не видели, какие размеры при-
няло антидарвинистское движение в Аме-
рике? Разве мы не видим в Европе ряда
процессов, в которых явно сказывается
влияние остатков ередневековщины, в03-
рождающейся вследствие нынешней клас-
совой кон‘юнктуры и мстительно обруши-
вающейся на, свободных ученых и художни-
ков, сбрасывающих с себя и с человечества
те или другие путы предрассудков. Немец-
кие фамилии и кое-какие внешние намеки
на немецкую среду в „Саламандре“ явля-
ются чисто случайным одеянием. Можно
перенести действье в любую другую евро-
пейскую страну, и даже с болыпим правом.
Немецкий костюм оказался здесь совер-
шенно случайным. Считаю необходимым
подчеркнуть это, чтобы не плодить недо-
разумений между мною и представителями
германской науки, о трудах которых и 8
прошлом, и в настоящем я сотни раз вы-
сказывалея © великим уважением и во-
сторгом.

Фот. С. Шемнот
	А. Луначарский
	Не только’ мы, коммуниеты, еще в те
времена, когда назывались сопиал - демо-
кратами, но даже такие предшественники,
как Чернышевский и его единомышленни-
ки, всегда были западниками.

Мы, конечно, резко противопоставляем
себя современному Заладу в смысле со-
ниального строя. У нас совеем другой
государственный порядок, совсем другие
основы налиего хозяйства, совсем другие
цели. Но надо помнить, что и в этом отно-
шенин наш коммунизм является отпрыском
Запада, что наш пролетариат, совершив-
ший такую героическую революцию, есть
неот“емлемая часть всемирного пролета-
риата, что ленинизм есть могучая ветвь
марксистекого древа.

Во Франции некоторые торопливые мо-
лодые люди, стремившиеси перебросить
моет от своих моднейших воззрений к ком-
мунизму, старались уверить нае и других,
будто: коммунизм
выражает какую-то
особенную, чисто
руескую сущность,
связанную глубоки-
ми корнями с Азией.
Вею эту ерунду мы
должны опровер-
гнуть с самой же-
стокой решитель-
ностью. В нашем
социалистическом
строительстве мы
опираемея на до-
стижения челове-
ческого разума, к
которому питаем
неограниченное
уважение. Ham диз-
лектический мате-
риализм есть даль:
нейшее продолжег
ние роста этого самого разума. Еели за-
падно - европейская буржуазия и ее наука
не в состоянии итти на, вершины этих но-
вых достижений человеческого разума, то
это означает только, что интересы буржуз-
зии окончательно вступили в противоречие
с самым ростом науки. _ oo

Однако непринятие диалектического ма-
териализма, как основы научной работы,
вовсе не приостанавливает ее целиком.
Наш диалектический: материализм дает нам
возможность вносить существеннейшие по-
правки в науку Запада, в особенности —
в области философии и общественных наук, -
‘Ho область точного.знавия и, в особенности,
технического применения его, по своему су-
ществу не могущая оторваться от доста
точно реального материалистического фун-
дамента, продолжает развертываться в Ев-

ропе и Америке в огромной интенсивностью
’и приносит все новые.и новые плоды, ко-
торыми там пользуется буржуазия, а, у.нас
должен воспользоваться пролетариат. ``

Очень многим ученым Германии, больше
всего именно естествоиспытателям и тех-
никам, присуще внутреннее сознание, что
они являются внеклассовой величиной. По
их представлению, древо науки дает свои
плоды по внутренним евоим законам, очень
мало интересулеь тем, кто, какая нация или
какой класс этими плолами пользуется.

С настроенными таким образом учеными
нам очень по пути.

Когда нае Общество культуры и тех-
ники сделало предложение могучему ¢o-
юзу германских инженеров о посещении
Советского Союза выдающимися предета-
вителями технической науки Германии и
о прочтении ими ряда лекций, оно встретило
там чрезвычайно радушный прием, и из
этого соглашения выросла „неделя гер-
мамекой техники“, прошедшая с величай-
шим успехом и при напряженном обществен-
ном внимании. .

Профессор Оскар фон Миллер—знамени-
тый организатор Мюнхенского музея по

Германские ученые (с
	Германские ученые (справа налево): Цандер, Матчос и Гесс
	Цандера и приват-доцента, Ганса, Цернера.
Знаменитый вождь германской архитектур-
ной мыели Бруно Таут, бывший уже
гостем в Москве, прочел общую лекцию о
современной архитектуре, и специально
	0 применении у нас железо -бетонного
	строительства читал инженер - строитель,
профессор Пробет.

‚ Должна, бытьиздана и широкораспростра-
нена, общая лекция профессора Малчоса,
по. истории развития техники. Америка
	придавала огромное значение уставовке
	известной закономерности самой’ эволю-
	ции техники, т.-е. орудий труда.
	Германские ученые посетили целый
	° ряд научных учреждений и наших заво-
	дов. и вынесли из этих посещений весьма,
благоприятное впечатление, Они признали,
	что нала. промышленность развивается
	быстрым темпом. Они указали, что ив
	‚нашей науке, близко. примыкающей к про-
	мышленности, и в самом применении ее
	°_ выводов на практике имеются вещи, ко-
‘торые могут заинтересовать и немецких
	ученых, и немецких техников. Решено
было продлить столь благотворное обще-
	ние — создать общий технический журнал,
	установить обмен профессурой и обмен
техническими работами. Заключен крепкий
и прочный союз.

Не могу не отметить, что в многочислен-
ных беседах, которые шли между пред-
ставителями советской технической мысли
и представителями мысли немецкой, про-
тянуто было множество нитей. Затраги-
вались важнейшие вопросы, — между про-
чим, и вопрос о типе инженера, который
надо вырабатывать в связи с тем периодом
мутаций, с той постоянно происходящей
рационализацией птомышленности, кото-
рые мы отмечаем сейчас во всем мире. Не
могу не отметить с удовлетворением, что
точка зрения, которой держалась вся колле-
гия Наркомпроса, и я лично, что нам надо
вырабатывать инженера с широкой на-
учной подготовкой, епособного благодаря