ФАБРИКА ЗНАНИЙ

т рабфаков. Статья А. Луначарскою
	Двумя путями можно было итти к этой
цели. Путь первый, нормальный — лосте-
пенная пролетаризация и обеднячение на-
	М. Н. Покровский — инициатор. организации
рабфаков
	шей школы. Путь этот обязателен, но долог.
Другим путем было введение в экстренном

порядке наилучшей. pasore - крестьянской
молодежи прямо в ВУЗы.
	Рабфаковцы во время перерыва между лекцинии
	Десять лет прошло с тех пор, как были
организованы первые рабфаки. Подлинны-
ми юбилярами являются сейчас —рабфак
им. Артема, обслуживающий Институт им. *
Плеханова, московскую Горную академию,
и рабфак им. Покровского, обслуживающий
1-й МГУ.

Чем была, вызвана, эта, экстраординарная
мера?Революция выдвинула сразу, с первых
же дней, не только вонросы политики и хо-
зайства, но и \вопросы культуры. Как же.
могло быть иначе? Олной из важнейших
сторон культуры является как раз подго-
товка знающих и умелых людей, без которых
немыслимо ни строительство госуларства,
ни экономическое развитие страны. Разу-
меется, революция. имела в своем распоря-
жении некоторое количество таких знающих.
и умелых людей. Это были ‘отчасти члены
нашей партии, затем многочисленные вы-
движенцы из рабочего класса и„ наконец,
специалисты, узаследованные нами от про-
шлого. Однако, нала, рабочая нартия, обла-
дая большим количеством опытнейших по-
литиков, располагала, лишь слабыми кадрами
специалистов по всем многочисленным от-
раслям стоявшей перед революцией рабо-
ты. Равным образом и выдлвиженцы из
пролетариата, часто люди исключительной
воли и болыпих дарований, не имели ене-
циальной подготовки для всех задач, ста-
вившихея жизнью. Наконец, унаследован-
ные нами снециалисты несколько поредели
в своих рядах, поскольку часть их оказа-
лась враждебной революции и схлынула
за границу, а остальные часто и не очень
хотели, в особенности вначале, работать
с нами -и нелегко приспособлялись к но-
вым целям и новым формам работы. Все
это ставило перед революцией колос-
сальную задачу создания новых кадров, _
которые были`бы как можно больше про-
питаны коммуниетическими идеями, были
бы в возможно большем учтроценте выход-
цами из рабоче - крестьянской бедняцкой
среды и в то же время обладали бы доста-
точными специальными знаниями.
	Вонечно, без известной подготовки в
ВУЗ‘ы нельзя было принять даже наиболее
даровитых представителей рабочей и кре-
етьянской молодежи. Отеюда— идея рабочих.
факультетов при самих ВУЗ‘ах. Позднее
рабочие факультеты стали открываться и
независимо от ВУЗ‘ов. -

Рабочие факультеты прожили долгую и
довольно разнообразную жизнь. Вначале
это были совеем краткосрочные школы,
носившие, так сказать, военно-коммунисти-
ческий характер, потом программы их были
уточнены и курс продлен до 3 лет. Нако-
нец, недавно рабфак был развернут в 4-лет-
нюю подготовительную школу, и качество
рабфаковца поднято на достаточную вы-
соту. Е

Одно время предполаталось назвать раб-
факи— рабкрестфаками, потому что количе-
ство крестьян на, наших рабфаках весьма,
значительное: в`настоящее время пропор-
ния отрехелена приблизительно в 50%.
Однако, конечно, название „рабфак“ более
приличествует этому учебному заведению;
оно и осталоеь за, ним.

Рабфаковцы и рабфаковки — это значи-
тельный элемент социалистического строи-
тельства ‘и надежд всей нашей страны.

Мы от души поздравляем юбиляров с их
десятилетием и желаем им дальнейших
успехов в деле ‘обеспечения за, выдвижен-
цами рабочего клаез, и крестьянства, вы-
дающейся роли в нашем строительстве.
Около 11.000 рабфаковцев каждый тод
входят в наши ВУЗ‘ы и представляют со-
бой самую здоровую часть нашего студен-
чества. .

Да здравствуют наши рабфаки, и пусть
НИКТО не посягает на их существование и
не противопобтавляет им других, так на-
зываемых нормальных путей пополнения
состава ВУЗов, ибо, конечно, еще не один
десяток лет рабфаки будут оставаться’ са-
мой прямой дорогой от <танка и плуга
к высшему образованию и высшим спе:
циальным знаниям. .

А. Луначарский