_ РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ +- ЗОЙКИНА КВАРТИРА
	‘смешном и комическом виде. Мне прихо-
	дилоеь сталкиваться по роду своей преж-
ней работы с Есениным и Анатолием Ма-
риенгофом в обстановке, при которой ни у
Есенина, ни у Мариенгофа не было оео-
бенно емешного настроения. Наоборот,
настроение и самочувствие их было’ до-
вольно скверное, да оно и не могло быть
иным, если иметь в виду, что им вре-
менно пришловь переселиться из квар-
тиры Зойки Шатовой во внутреннюю
тюрьму ВЧК. _ .

„Зойкина, квартира“ существовала в дей-
ствительности. Есенин, Анатолий Мариен-
гоф и другие герои „Романа, без вранья“
знали это. У Никитских ворот, в большом
красного кирпича, доме, на, седьмом этаже
они посещали квартиру небезызвестной
по тому времени содержалельницы популяр-
ного среди преступного мира, литератур-
ной богемы, спекулянтов, растратчиков-и
контрреволюционеров специального „са-
ие для „интимных“ встреч—Зои Шато-
вой.

Reaprupy Шатовой мог навестить не
всякий. Она не для всех была открыта и
доступна, & только для избранных. „Свои“
попадали в Зойкину квартиру конспира-
тивно: по рекомендации, по паролям и по
условным звонкам. В „валон“ Зои Шато-
	вой пиеалель А. Мариенгоф ходил вдох- -
	новляться; некий „Левка-инженер“ с дру-
гим проходимцем „Почем Соль“ привозили
из Туркестана кишмиш, муку и урюк и
	распивали здесь „старое бургундекое и _
	черный английский ром“.

Но однажды на Зойкиной ‘квартире
как из-под земли появился „человек при
нагане“ с требованием: „Предявите ваши
документы!“

ВЧК были посланы „люди. при наганах“
в квартиру Шатовой вовсе не из-за, киш-
мишного „инженера Левки“ и ему подоб-
ной: мути. Тут-были: причины. посерьезнее.
	толовку“, „старое бургундекое и черный
энглийский ром“, а в это время здесь же,
в Зойкиной квартире, темные силы контр-
революции творили более существенные
дела. Враждебные советской власти эле:
менты собирались сюда, как в свою штаб-
квартиру, в свое информационное бюро,
на свою черную биржу. Здесь производи-
лись спекулянтекие сделки; купля и прода.
жа золота, и высокоценных и редких изде-
лий;, под предлогом скупки золота и дра-
гоценных вещей и отправки их за, границу,
в Зойкиной_ квартире бывали и шнионы
некоторых соседних C HAMM государств.
Распивая © Есениным, Мариенгофом и
другими посетителями Зойкиной квартиры
„старое бургундекое и черный английский
ром“ и покупая ценности, шпионы сосед-
них держав вместе. с тем черпали для
себя нужную им информацию о наших
делах. Мало этого. В этой слякоти ино-
странные шпионы вербовали себе „нуж-
ных“ людей, устанавливали необходимые в
шипионском деле связи, нащупывали наши
слабые ‘места и делали свое темное дело.
Надо было прекратить это гнуеное дело.
Для ликвидации этой волчьей берлоги
в Зойкину квартиру у Никитских ворот.
и явились представители: ВЧК. Была по-
ставлена, засада. В нее и попали Мариен-
гоф, Есенин и их собутыльники.
Отправляясь для ликвидации этого вред-_
ного притона, мы, конечно, были оеведо-
млены о том, что туда незаметно можно
было: попасть только по условным звонкам.
В квартиру мы пришли вечером, незаметно. .
Дали условный звонок. Нас впустила, сам;
хозяйка квартиры— Зоя Шалова. Посети-
телей, невзирая на ранний еще час, было
много. Когда мы вошли и тихонько сказали
Шатовой, кто мы такие, у нее едва не
отнялся язык. По всему было видно, что.
тревоге ее не было границ. `Как птица,
	Мемуарная ‘литература, во. множестве
выходящая в свет в наши дни, может
считаться полезной только при условии ее:
правдивости. -

К сожалению, этим достоинством очень
мнотие ‚рассказы современников не отли-
чаются. Не мало умолчаний имеется, на-
пример, в книге А. Мариенгофа, продолжа-
ющей выходить повторными изданиями под
претенциозным названием „Роман Ges
вранья“. .

B ,Pomane без вранья“ чуветвуетея
„правдивость. и искренность“, — уверяет .
издательство „Прибой“. Верно ли это? Для
того,чтобы обелить быт. литературной бо-
темы, Анатолий. Мариенгоф мастереки за-
.вуалировал скользкие места приключений
героев. Ряд весьма ярких и существенных
событий из жизни и приключений литера-
турной богемы, ` которые’ действительно
воочию вскрыли бы перед пролетареким
читателем и советской общественностью
подлинную идеологическую и классовую
сущность ботемы, Анатолий Мариенгоф
екрыл. .

По сути дела, „Роман без вранья“ мог бе
быть назван мемуарами русской литера-
турной богемы;:“но для. этого его автору
надо было бы быть вполне правдивым.

ирокие трудящиеся массы, взяв:на, себя
переустройство жизни на, новый социали-
стический лад, теперь вплотную подошли
к переустройству своей бытовой жизни.
В: борьбе `за, новый быт трудящиеся нашей
страны ждут от литературы широкой куль-
‚ турной помощи. Нам нужна бодрая, здо-
ровая и трезвая литература, вызывающая
и творческие силы масс.

Книга Анатолия Мариенгофа „Роман

без вранья“ не только не споеобна вызвать
	творческих чувств, но от начала до конца, ©
	является антиобщественным: . произведе-
нием, идеализирующим социально вредные
наклонноети. богемы. . В этом. ее антипро-
	летарекая и антисоветекая сущность. Книга
	Анатолия Мариенгофа, если отбросить ее
литературные достоинства, способна нор
дить в молодом читателе лишь эанархиче-
ские и дезорганизаторекие склонности;
Мы не’ знаем, какое идеологическое вли-
яние имел „Роман без вранья“ Анатолия
Мариенгофа на недавно вудившихея в
Москве членов общества „Кабуки“ из
Московекого губотдела, строителей, но что
это практика, созвучная Мариенгофекой
идеологии, — не- подлежит никакому . со-
мнению. . -

Если дебоши’ и пьянки обыкновенных
людей, переходящие человеческие границы,
осуждаются и преследуютея обществом, то
такие же действия людей, имеющих литера-
турные дарования, рассматриваются очень
часто как „шалости“, как избыток талант-
ливоети и творческих способностей. Тз-
лантливому человеку, будто бы, „все
можно“. „Роман без вранья“ Анатолия Ма-
риенгофа полон этих безнаказанных „ша-
лостей“. Он добродушно описывает их. Как
бы ни были те или иные герои талантли-
_ вы, но антисоциальные, антиобщественные

поступки не могут не повлечь за собой
общественного осуждения и преследования.

Ведь были же у нас. и такие таланты,

которые, не желая считаться с фактом cy-
ществования советской власти и ее зако-
пами, вынуждены были покинуть нашу
страну. Ни Есенин, ни Мариенгоф, разу-
меется, не имели за собою таких „подви-
гов“, чтобы оказаться невольными загра-
ничными жителями, украшающими собой
парижскую или берлинскую литературную
ботему. Однако, °и за ними. числились
иногда такие неприятные и скользкие
„проделки и шалости“, из-за которых им
приходилось знакомиться с нашими ЧК и
‚другими органами, охраняющими внутрен-
ний порядок нашей трудовой« страны.

А Мариенгоф нарочито затушевывает и

скрывает от читателя сущность описыва-
емых им событий, выставляя положение в
	HOW MYTH. вут оыли причины. посерьеевее. . стреляная, она пыталаеь, отвечая нам. по-
Анатолий Мариенгоф их знает; но’в_„Ро- вышенным голосом. дать понять`Своим по-
	мане без вранья“ он’ 06 этом товорит
скромно: „Ну и везет нам последнее время
на приятные встречи“.

Надо признаться, что встреча, для лите-
ратурной богемы была, не совсем приятной.
Что правда, то правда! Несмотря на труд-
ности, с какими было сопряжено посеще-
ние „салона“ Шатовой, круг посетителей
его; однако: был не малый, что признает
в своем повествовании и сам Анатолий
Мариенгоф. Для пьяных оргий, недвуемые-
ленных и преступных: встреч Зойкина,
квартира у Никитеких ворот была удобна.
Она была расположена очень. удачно
для ее завсегдатаев и посетителей. Кварти-
ра Шаловой была расположена, на, самом
верхнем этаже большого дома, на шумной
улице, на, отдельной леетничной площадке.
	Тремя стенами она выходила во’ двор, так
	что шум был неслышен соседям.

Большой дом, в котором находилась KBap-
тира Шатовой, по своей многолюдноести
легко маскировал шум и там, происходив-
ший в квартире наверху. На мутный ого-
нек квартиры Зойки Шатовой  слеталаеь
вся тогдашняя московская слякоть: Здесь
она вершила свои дела. Ходили туда, не
только Есенин © Анатолием Мариенгофом...
но и весь „цвет“ тогдашней литературной
богемы.

Трудящиеся красной столицы Москвы
	строили новую жизнь на заводах, на, ра-
	боте, в  клубах, театрах, красных уголках
и дома, в быту, а на 7-м этаже в`большом
краеном доме на Никитском бульваре в
Зойкиной квартире весело пировала, кучка,
враждебных и чуждых рабочему классу
людей, ’ выступавших наперекор револю-
ционной буре-и в отместку ей, частью не
понимая, а чаеть сознательно.

Анатолий Mapuenrod недаром восхищает-
ся тем, что у Зби Павловны Шаловой все
можно было найти. Московекая литератур-
ная ботема—Мариенгоф и все его друзья—
весело распивали „николаевскую белую
	вышенным толосом, дать понять`6евоим по-
сетителям, что в квартиру вошли „непро-’
шенные гости“. Но после предупреждения
она, тяжело вздохнула, махнула рукой,
осеклась, замолкла, и смиренно присела, на,
стул.

ззакрытых комнат раздавались звонкие
и веселые голоса, стук бокалов и пьяное
мычание оголтелых людей. „Гости“ Зойки
не заметили налиего прихода. Мы стали
вызываль ноодиночке „гостей“ в отдель-
ную комнату. Здесь ‘им предлагали пред<
явить свои документы. и отдаль переписку,
имеющуюся при них. Некоторые безропотно
и торопливо спешили выполнить. наши
требования. Другие, более „храбрые“, же-
лали of focronepurecs, имеем ли мы мандаты
от ВЧК на право обыска и задержания:
мы удовлетворили их любопытство.
- Среди посетителей Шаловой оказались и
„представители соседних держав“. Они по
пред‘явлении документов немедленно были
отпущены нами. _

Когда в квартиру вошли Есенин и Ана-
толий Мариенгоф, то „гости“ Шаловой—
описывает „Роман без вранья“ лишились
„аппетита, и разговорчивости“. Это вполне
понятно. Ведь среди приятелей Есенина,
Мариенгофа, и героев его „Романа“ были
и такие: посетители, которые в`тот момент
Не ТОЛЬКО „аппетита и разговорчивости“
готовы были лишиться, но, пожалуй, и
жизни. Правда, были и более. „спокойные“,
Т.е. такие, которые пытались. незаметно
выбрасывать. из карманов’ под стулья и
диваны кольца и браслеты, дабы не быть
уличенными в скупке и вывозке за, границу
ценностей. Так поступали ‚более стойкие.

Когда, Есенин, „Почем Соль“-и Анатолий
Мариенгоф пришли к Шаловой, обыск уже
заканчивалоя. Настроение ux далеко не
было таким занятным, забавным и’ потеш-
ным, как это изображает Мариенгоф в своем
„Романе без вранья“. Оно и понятно. Кому
охота, встретиться в квартире Зойки Шаз-
товой с представителями ВЧК! Поняв в чем