ВОСПОМИНАНИЯ КОММУНАРА
	Я вернулся из ссылки в 1682 году. Пред-
стоял день 18 марта, и я искал такое
место, где этот день праздновалея.

В Америке этот день был уже посвящен
революционной годовщине, в Нариже же
не было ничего или почти ничего. Нарол
	забывал о своей собственной славе. Lak
было уже в течение многих’ лет. Я вепо-
минаю митинг, организованный комитетом
бланкиетов, во время которого Вайян про-
изнес речь, почти не упомянув о Коммуне.

И сейчас этот памятный исторический
день празднуется далеко не так, как сле-
довало бы.

Впервые Советская республика, показала,
истинное значение этого дня, дала, ему. пра-
вильное освещение, указала на его роль
в истории человечества и на мужество
борцов Коммуны.

Чтобы понять это безразличие моих со-
отечественников к воспоминаниям о Ком-
муне, нужно вспомнить о том, что буржуа-
зия всегда вспоминает 0б этом дне, как
	По знаку режиссера, люди приготовляются
палетически умирать. Ассистент кричит
в рупор: р

— С‘емка!

Оператор в резиновых сапогах, в плаще,
свистит и кричит:

— Свет! Дождь!

Вновь необычный гул: дождь забил о де-
peso пола. Последняя с‘емка картины
	ленинградекой фабрики Совкино „Новый
	Вавилон“ заканчивается.
Присутствовавший на, с‘емках и ‚давший

ряд ценных указаний Густав Инар вырз-

зил евои впечатления от с‘емок и виден-
	ных кусков фильмы в письме к дирекции.
	фабрики:
„Я еще нахожусь под впечатлением гро-
мадной и сложной работы, предпринятой
ленинградеким Совкинофильм. Последняя
сцена расстрела, у стены Пер-Лалеза, очень
трудная для передачи, все же была, пере-
дана, удивительно хорошо.
_ „Я не был на Пер-Лалиез (в последний
день Коммуны я сражался в другой’ части
Парижа), но потрясающая манера, с кото-
Йй эта сцена, была, фиксирована, в „Новом
эвилоне“, может представлять ‘только
трагическую развязку борьбы, поддержан-
ной народом, который защищал свои права,
и свою свободу.
	о дне ужасов. Буржуазия останется верной
себе. Никогда она, не была так близка, к
гибели, как в день 18 марта 1871 года.

Целый ряд разнородных причин поме-
шал победе Коммуны. Среди этих при-
чин было невежество масс, вышедших
из-под гнета неограниченной власти Па-
полеона, Ш.

Кромо того—неожиданность, неподгото-
вленность этого движения, присутствие
	немецких войск, населявших северную чаеть
	Нарижа, малодушие не только членов Цен-
трального комитета, но и членов Коммуны.

Но каково бы ни было полное славы по-
ражение среди потоков крови и огненных
пожарищ, Коммуна, заставила, человечество
сделать огромный шаг вперед.

Восторженные слова, обращенные к Ком-
муне, являются только слабым и чисто
внешним выражением той благодарности,
которую она заслуживает.

Впервые Карл Маркс и Энгельс, а затем
такие люди, как Ленин, Зиновьев и др..
	„Совкинофильм дал мне возможность уви-
деть гигантскую работу, которой я был
	захвачен и Живо заинтересован. ЛЯ профан.
	в кино; замурованный в прошлое, несмотря
на все усилия, которые я делал для того,
чтобы избавиться от его уз, я не отдал
должного этому новому искусству, — но
сегодня я убежден и обращен.

Режиссеры хорошо справились со своей
задачей. Кадры живые и слегка напоми-
нают картину художника Пиччно, учает-
ника Парижской Коммуны, которая, веро-
ятно, уничтожена. Не принятая на вы-
	ставку Изящных Искусств опа перешла,
	в собетвенность некоего Даумас, муници-
пального советника Парижа, одного из
организаторов 1 мая 1890. года.

Даумас жил в роскошной квартире и`емог
поместить ; себя это громадное полотно.

Превратности судьбы заставили Да-
умаса уехать в Буэнос - Айрес. Картина
была продана с аукциона и переходила от
одного торговца, к другому.

Буржуа не хотели ее покупать, & ком-
мунары не имели ни средств, ни помеще.
ния для нее.

Повторяю, что общее впечатление 01
картины’ „Стена“ прекрасное; в особен-
ности волнуют картины массовых насту-
плений и атак.
	правильно обсветили значение. Парижекой
Коммуны. Они показали нам ее ошибки,
заблуждения, а, также её значение.

Ленин, лучше всех изучив это освобо-
дительное движение, ясно показал, какие
уроки мы должны извлечь из него. ^

Не мне, участнику Парижекой Коммуны
и одному из последних оставшихся в жи-
вых коммунаров, воесхвалять ее.

Для нас, последних участников этих со-
бытий, память. о Коммуне всегда будет
полна печали, так как мы помним все
ошибки, колебания и предательетва, жер-
вою которых пала Коммуна.

Большинство участников событий 18 мар-
та остались верными той, эпохе, живут
еще лозунгами тех дней. Другие же, среди
которых нахожусь и я, етремятся не, отета-
вать от развития революционного движе-
ния в его современных формах и далеко
отошли от тех желаний, которые волно-

вали нас 18 марта 1871 года.
з Г. Ипнар
	Единственно, чего недостает картине— это
типаж. На картине Пиччио основной сю-
жет — человек, настоящий тип городекого
пролетария, который пишет на стене: „Да
здравотвует человечество!“

„Стена“—это настоящий успех, и я лично
от души поздравляю тех, кто создал эту
картину. Г. Инор.

рисутетвовавший на с‘емках той же
картины в Одесее другой ветеран Комму-
ны-— Ашилль Леруа— пишет:

„На одном из холмов Одессы, напоми-
нающем до того, что можно ошибиться,
MOHMapTpcKHe холмы Парижа, где были
расположены в 1871 г. знаменитые пушки,
автор этих строк и Антуан Гэ, два редких
пережитка этой драматической страницы,
присутствовали на с‘емках гигантской
фильмы „Новый Вавилон“: Сцена взятия
холма солдатами Тьера и отбития пушек
национальными гвардейцами, героическая
залцита, баррикад, нечеловеческая битва
среди пожара, эти сцены разворачиваются
перед нами с неподражаемым мастерством,
и мы голосом страдающим, но искренним,
воздаем должное Совкинфильму, создавше-
му „Новый Вавилон“, грандиозное произве-
дение, призванное, думаем мы, для блиета-
тельного и повсеместного успеха».

A. Fropos