контроля и что консулу надо переговорить —
	либо с ним, либо по прямому воду
с ВЧК. Консул решил зайти ко une Tipe.
нял я его очень любезно, но наотрез отка-
залея освободить дилкурьера, по тем моти-
вам, что дипкурьер связан с белогвардей-
ской контрреволюционной организацией, и
заявил ему, что до той поры, пока следствие
над задержанными белогвардейцами не бу-
дет совершенно закончено, ‘дипкурьера,
освободить мы никак не сможем. Консул
пробовал настаивать и нажимать на, меня,
подчеркивая, что он единственный здесь
представитель иностранных держав и что
мы 6 этим должны считаться, если не хотим
окончательно порвать связь с западно-
европейскими державами.

— Мы здесь не политики, а, люди воен-
ные,—ответил я консулу, чтобы отвязаться
от него.— Здесь действующая пролетарская
армия, и каждый, выступающий против
диктатуры пролетариата, без различия его
подданства будет беспощадно уничтожен
нами, & вы, если хотите заступиться за
своего дипкурьера, можете обратиться по
этому вопросу либо в Наркоминдел, либо
в Совнарком, и притом поскорее, а, то кто.
его знает, какой оборот дела может при-
нять следотвие над вашим дипкурьером.

Видя полную неудачу своего визита, ко
‚мне, консул поднялся, распрощавшиеь со
мною, надвинул шляпу на глаза и, бровая
на, меня свирепые взгляды, быстро: скрылся
за, дверью. Обращался ли он в ВЧК, НКИД
или в Совнарком — не знаю, но больше о
дипкурБере речи у нас с ним не было.

Прошло несколько недель. Дела, налии на,
фронте резко изменились к худшему. Пре-
восходящие силы белой армии Колчака,
завладев Нижним Тагилом и почти всей:
горнозаводекой ж. д., грозной тучей напи-
рали на, наши ослабевшие войска, выбив их
из широкого железнодорожного плацдарма
и загнав в. пермекую пробку. Привыкшие
к железнодорожному способу веденпя вой-
ны, наши части, не доходя Перми, были
высажены из вагонов и развернуты от-
дельными отрядами в походном порядке.
И 6ез того плохо налаженное снабжение
нашей армии из-за, нарушения транспорт-
ных условий еще больше ухудшилось. Поль-
зуясь этим, контрреволюционные органи-
зации в городе и тылу, повели открытое
выступление против нас. Надо было при-
нять решительные меры к подавлению ку-.
лащких восстаний. Одновременно приходи-
лось производить эвакуацию города, и в том
числе эвакуировать арестованных контр-
революционеров, следствие по делам кото-
рых еще не было закончено. Резкие не-
успехи наши на фронте предрешили едачу
Перми Колчаку. 4

ральским Областным Ревкомом совмест-
но с Реввоенсоветом3-й армии была со-
здана ревтройка в составе тт. Самсонова,
Харитонова и Малкова. Этой тройке в
трехдневный срок поручено было пере-
смотреть все приговоры трибуналови орга-
нов ЧК над всеми заключенными в тюрьме,
эвакуировать и вывести тех из них, кото-
рые в случае перехода, к противнику пред-
ставляли для нас реальную угрозу.

Мы лихорадочно взялись за, работу-Трое
	Военные трофеи. Пулеметы отбитые 3-ей армией восточного фронта у англичан
	ботала, вместе с мужем по заданиям англий-_ положительных результатов, кроме той не-
	приятности, что назальник артиллерии—
нервный человек—во время дознания © от-
чаяния серьезно ставил вопрос о том, что.
ему надо покончить с собой и броситься
в Каму. Я отговорил его от этого беспо-
лезного поступка. Теперь это дело стало
для нас ясным. Ловкие белотвардейские и
английские контрразведчики, технически
более крепкие, чем мы, пользуясь неопыт-
ностью и слабостью некоторых наших
штабников, делали в нашем тылу свое
грязное и страшное контрреволюционное
дело.

В связи с показанием Хребтовой мне в
3 часа ночи пришлось пригласить в тюрь-
му начальника артиллерийской базы. Столь
необычайный вызов в тюрьму к ревтройке
не мог, конечно, не повлиять на, него. Если
Хребтова, явившись к нам на допросе в
тюремную контору, знала, зачем ее зовут,
то начальник артиллерийской базы, конеч-
но, этого не знал. Когда я ему кратко
сообщил о показаниях Хребтовой и задал
вопрос о том, что. он за это заслуживает,
ответом его было: „Раестрела“.

— Товарищи, — обратился он к нам, —
окажите мне последнюю услугу, и я думаю,
что за, свою боевую революционную работу
я того заслуживаю: дайте мне наган, я
сам приведу приговор в исполнение, изба-
вив вас от этого.

— Твоя жизнь, — ответили мы ему, —
принадлежит не тебе и расправляться сам
с с0б0ю ты не можешь. Свою вину перед
трудящимися ты должен искупить не здесь,
з, на, фронте. По помертвевшему было лицу
начальника, артиллерийской базы пробежал
радостный луч надежды.

— Яв боях © врагами искуплю свою
вину перед своими братьями, — векричал
	несчастный артиллерист.
	Речь начальника артиллерийской базы
вдруг была прервана громким в тюремных
сводах телефонным звонком. Я подошел
к телефону.

„Алло! Алло!Вы слушаете?! Ревтройка?“—
раздался голос дежурного коменданта, Рев-
военеовета: „По поручению Ревкома с00б-
щаю, что положение в городе тревожно.
Заканчивайте работу и эвакуируйте заклю-
ченных“. .

— Товарищи, в городе тревожно,—пере-
дал я Харитонову и Малкову,—по сообще-
нию из Ревкома надо закончить работу.

Решили работу закончить, дав предпи-
сание начальнику охраны тюрьмы: „Аре-
стованных, отобранных ревтройкой, неме-
дленно под усиленной охраной отправить
по Оханской дороге в глубокий тыл“.
	Самсонов
	ской контрразведки. Начальник английской
„контрразведки в Архангельске нас вместе
с мужем отправил в Пермь для организа-
ции здесь контрразведывательной базы
союзников. Нашим заданием было войти в
штаб красных в Перми, собирать нужные
сведения о боевых планах большевиков и
через налаженную связь (датский дипкурьер
и др.) сообщать добытые нами сведения
в Ленинградское отделение союзнической
контрразведки. Оттуда налти сведения пе-
ресылаются в Архангельск и другие районы
противобольшевистекого фронта. Кроме
того, нам было поручено установить связь
с контрразведкой колчаковекой армии и
снабжаль ее получаемыми нами здесь све-
дениями о красных. На нае также была
возложена организащия в тылу Красной
армии восстаний, взрывов. поджотов и т. п.
Я выполняла, роль главной разведчицы при
штабе. С этой целью я сделалась женой
военкома, а, затем начальника, артиллерий-
ской базы. Мне, как знающей военную
среду, попасть в круг штабных работников.
было легко. Расширать круг знакомых в
одиночку было трудно. Надо было и за-
маскировать себя, как разведчицу, и одно-
временно получаль болыше сведений о
красных, о ваших боевых операциях, при-
готовлениях и т. д. С этой целью я, по
совету мужа, вовлекла, в круг своей рабо-
ты местных девиц, которые, сами того не
зная, служили для меня ширмой и этим
облегчали мою работу. Моей работой ру-
ководил муж. С контфразведкой он.свя-
зан давно. Мы работали\в пользу англи-“
чан еще © начала империалистической
войны. Здесь, в Перми, в нами работали
два, инженера, и еще несколько более мел-
ких разведчиков. Для икженеров я, по
поручению мужа, выкрадывала, у началь-
ника артиллерийской базы на ночь раз-
личные артиллерийские чертежи. Утром
	чертежи налаженной связью мне. возвра-
	щались. Мне, жене начальника, артиллерий-
ской базы, доставаль чертежи у него из

суток, почти без сна, налиа, тройка пере». ской базы, доставаль чертежи у него из
сматривала дела заключенных. На третью ‘нортфеля не составляло большой трудности,
	сматривала, дела, заключенных. На третью
ночь дошли до рассмотра, дела, Хребтовых.

Пересмотр дел шел в конторе губернской
тюрьмы. Когда, Хребтову ввели в тюремную
контору, где шел эазбор` дел, она была,
чрезвычайно взволнована, и бледна. Глаза
ее лихорадочно блестели и нельзя было
решить, собирается ли она защищаться
и отстаивать свою жизнь, либо наоборот—
бесповоротно сдаться и сознаться во всем.
Случилось последнее. Когда, ей было пре-
доставлено слово, Хребтова рассказала,
следующее:

— Я вижу, что погибла, и поэтому рас-
скажу вам все. Я контрразведчица, и ра-
	тем более, что я ведь была, и его секретар-
шей: Бумаги проходили все через меня, и
его портфель всегда был в моем распоря-
жении. Что делали разведчйки-инженеры
с чертежами — я не знаю! . —

Нам многое стало ясно. В один из
летних артиллерийских боев наших частей
против чехов и колчаковцев в районе.
ст. Шумково, в Кунгуреком направлении,
у нашей артиллерии произошла замин-
ка с размером снарядов под б-дюймо-
вые орудия. Реввоенсоветом тогда же. мне
было поручено произвести следствие по
этому вопросу. Следствие не дало, однако,