памятью о великом братстве всех ходоков
по морям, всех моряков. Штурман
осмотрел гурий и крест, и на кресте он

разобрал надпись, почти стертую временем
и непогодами. На кресте было написано:

„Пришед на берег, перетерпели глад и
холод Иван Болотин; Егор Говорунов. Да
упокоятся души их на, Норде“. :

Штурман достал записную книжку и
списал короткую надпись на могиле пер-
вых людей, пришедших сюда, может быть,
далеких поморов — русских мореходов из
народа. Потом штурман взял бинокль и
стал оглядывалть остров. И на северо-зала-
де, на самом мысу, он увидел следы
постройки. Уже не думая об обратном
пути, он дальше стал подниматьел по мо-
рене, чтобы выйти на мыс и достигнуть
постройки. Далекие моряки, сородичи ‘и
предки, пришли сюда десятилетия назад,
	_тонимые ветрами искалельства и 0еепо-
	койства, чтобы оетавить свой след «для
других моряков, ибо единый путь не зара-
стает травой и забвением — морской путь.
Каждое судно, зашедшее в неведомую
бухту, начертит след своего пути на кар-
тах, и на морских картах— все пути и все
искания поколений мореходов. Штурман
долго шел по морене, снова, стал проби-
раться через трещины и базальтовые 06-
ломки и увидел наконец то, к чему он шел.
В глубине, как бы в долине, свободной от
осколков, стоял домик, сколоченный не-_
когда, человеческой рукой. Дом был разва-
	лен наполовину, 0ез окон, в ветхости и
	полярном одиночестве, служивитий когда-то
убежищем человеку и теперь открытый
всем ветрам и непогодам. Окна и двери
в нем были повыломаны, повидимому, мед-
ведями; снег, нанесенный метелями, лежал
в нем, черная прогоревшая печь сейчас
же распалась, едва штурман дотронулся.
до -нее. Наполовину вмерзшие в землю,
лежали перед домом. ящики из-под консер-
вов, куски мехов и ржавые части разло-
манных ружей. Люди жили здесь. Штурман
нагнулея и пролез в дверь. В могильной
	’ сыроети и мраке увидел он нары, сложен-
	ные банки консервов, ящики с сухарями,
патроны и остатки угля; спальный мешок
был на одной из нар, а на нижней наре
стояла, большая четырехугольная жестянка
из-под бензина. Штурман взял жестянку,
вынес ее на свет и увидел, что жестянка,
вскрыта по трем сторонам консервным но
	жом. Он стал отгибать лист крышки и в
жестянке увидел два, пакета —один на дру-
гом. Нижний пакет был-завернут в обры-
	Рассказ Вл. Лидина . Рисунки В. Козлинекою
	Экспедиционное судно, залитое водой,
6 обморозившейея ошалевшей командой,
зашло в бухту укрыться от шторма. Впер-
вые за восемь дней и ночей судно не било
и не швыряло волной, и люди повалились
в сон, в забвение. Утром вахтенный уви-
	дел, что бухта забита льдом, лед пригнало.
	за ночь, необозримое ледяное поле в чер-
ных прогалинах проетиралось на мили, и
дальним краем чернела свободная вода.
Вахтенный бросился вниз, стал будить ко-
манду, и все увидели, что вудно затерто
льдами и что идет зима. В черных прога-
линах еще плавали молодые птицы, не
успевшие отраетить крыльев; скоро должны
былиу лететь и они. Шесть дней люди на
судне в отчаянии и надежде ждали, что
льды разойдутся, и судно сможет выйти из
бухты в море. Шесть дней. судно лезло
напролом, крошило льды, стараясь про-
биться. Опускалась зима, смыкались льды,
улетали птицы; и тогда, люди поняли, что
в бухте им зимовать. На судне были ма-
тросы, научные работники, ушедшие с
экспедицией, кок, два, ученика, лоцманекого
училища, врач, капитан и штурманы—его
помощники. Всего было. на, судне двадцать
три человека. Теперь приходилось зимо-
вать, и люди стали готовиться к зимовке.
Нужно было осмотреть берег в поисках
топлива, определить, где поставить гурии—
приметные точки для с‘емки земли, обсле-.
довать полуостров.

Утром трое — штурман Небольсин, врач
Табричевский и геолог Ванько—пошли по
смерзшемуся льду на берег. Пустынно и
угрюмо лежали горы, ледники, безрадост-
ные обрывы берегов с белыми известковы-
ми пятнами птичьих базаров. Здесь было
начало земли, колыбель ледников. Чем
дальше отделялись люди от судна, тем
-безрадостнее возникал берег и осужденнее
оставался во льдах корабль. Люди шли по
льду упорно и молча. Впервые, вероятно,
ступала нога человека на полуостров.
Не было ни следа зверя, ни жизни, —
только ныряли маленькие нырочки, от-
ставшие от улетевших стай и обреченные
здесь на гибель. Далекий знакомый мир
отрезан был льдами. Здесь можно было
погибнуть без памяти, без следа, без на-

дежды, что когда-нибудь придет сюда че-
ловек, чтобы прочесть повесть отчаяния и
одиночества. Врач и геолог остались на
берегу для еемки плана, а штурман Не-
больсин пошел бродить с ружьем по по-
	луострову и искать складов плавника. Он
поднялся по склону горы, заваленному
базальтовыми обломками, К подножию
ледника и пошел по камням, прыгая через
трещины. Надо было дойти до замерзшей
речки на северо-западе, где мог быть
плавник. Вве шире и просторнее откры-
валея затгроможденный овал бухты с ко-
	_ раблем, чернеющим своими ‘бесполезными
мачтами. Теснее возникали лелники и мо-
	‘рены. Штурман прыгал через трещины и
	поднимался мореной, чтобы оглядеть от-
туда, руело реки. Внезапно за, базальтовым
обломком увидел он каменный столб. Ка-
залоеБ, странной формы стоял на самом
берегу базальтовый обломок. Штурман на-
правился к камню и увидел, что это—гу-
рий, сложенный человеческой рукой. Зна-
чит, прежде, до него, были люди на, остро-
ве! Он подошел’ к гурию и увидел еще
старинный крест, поставленный неизвестно
на чьей могиле. Может быть, десятилетия
	назад пришли сюда мореходы, открыватели
новых земель, и след неумирающего му-
жества человека остался над бухтой