Пролетарии всех стран, соединяцтесы
	№ 21 (321). 51! мая 1929 г.
	НЕФТЬ НА УРАЛЕ
	На Урале, в районе Верх-Чусовских Городков при разведочных работах, ве-
дущихся в целях нахождения калия, обнаружено новое месторождение нефд-
	ти. По имеющимся первоначальным сведениям, вероятные запасы нового
месторождения определяются в 300 миллионов тонн нефти. По качеству чусов-
ская нефть не уступает лучшей в СССР. Верх-Чусовские Городки, отрезанные
от промышленных центров, должны стать новой базой развития социалисти-
ческого хозяйства. На снимках: сверху вниз—буровая вышка в Верх-
Чусовских Городках, затопленная полой водой; посередине — бурение;
внизу — проф. П. И. Преображенский, руководитель работ по изысканиям
и бурению, и прораб Поздняков с’колонкой породы на месте бурения
	ПИСЬМО ФОРЕЛЯ
	Имя нрофеесора Августа Фореля пользуется широчайшей из-
вестностью и большим уважением.
	Я познакомился с ним в Цюрихе, в мои студенческие годы. —
	насколько помню, в 1895 году. я прослушал тогда у него два-
дцатилетним студентом великолепный курсе гипнотизма, сопрово-
ждавшийся блестящими экспериментальными иллюстрациями.
Форель был-уже тогда сед. Но он даже немного кокетничал
этой ранней сединой, серебристой головой своей при красивом
молодом лице. Он`был блестящ, воинствен, любил студентов. ;
Он был и тогда убежденным материалистом, филантропом, де-
- мократом. Позднее он
приобрел мировую
известность своим из-
вестным трудом, по-
священным вопросам
нола. В сложных фи-

зйологических, ГигиИ-.
	енических, социаль-
ных, - юридических и
моральных проблемах
этой области он за-
нял решительные и
наиболее прогрессив-
‚ные позиции.
=. Далее пришло бла-
Август Форель городное увлечение
‘ борьбой против’алко-
голя, и Форель вскоре становится чем-то вроде папы нехристиан-
ского, свободомыслящего союза антиалкоголиков.

Постарев, но не ослабев духом, Форель отдается исследованию
муравьев. Их психо-физиология и, если можно так выразиться,
социология являются ареной, на которой Форель занимает миро-
вое положение, становясь в то же время величайшим системати-
ком разновидностей и пород муравьев. Он делает также блестя-
щие экскурсии-в область общего вопроса, об инстинктах насеко-
мых, повсюду научно разгоняя всякую мистику.

`Ко времени войны Август Форель, 65-летний старик, стал ак-
тивным социалиетом.

Во время войны он занимает позиции левее Циммервальда и
приветствует заявление Ленина в Кинтале. , .

В это время я познакомился с ним вновь. “Я жил около Веве,
он в Иверни,—всего час расстояния.

С наслаждением и уважением вспоминаю я прекрасные часы,
даже дни, которые проводил с ним в его даче „Муравейник“
(„Га fourmiliére*) 2a разговорами о войне и революции, о чуде-
сах муравьиной цивилизации, о борьбе за, выдержанный матери-
ализм, об изгнании ханжества и лицемерия, & также гнили и
проституции из сексуальной жизни, о методах. воспитания детей
и молодежи, о светлом будущем человечества.

Русскую революцию Форель со свойственной ему искренностью
и смелостью восторженно и публично приветствовал.

Но потом слухи и клеветы напугали его.

Великий гуманист не смог понять красного террора, как вы-
нужденной обороны. Он печально замолчал, разочарованный.

Однако, в прошлом году он прислал мне свою строго научно
написанную, можно сказать физиологическую, материалистиче-
скую автобиографию.

Я принял это за знак пересмотра Форелем его отношения к
	СССР, —и не ошибся.

Передо мною его письмо от 18ЛУ этого года.

Привожу его в выдержках: .

ат товарищ! Нозвольте мне обратиться именно к вам с
этим письмом, как показателем того, что теперь— и уже давно—
я целиком с Советской Россией. Политика, ЧК, меня огорчала. Но
это в прошлом. Я преклоняюсь перед Литвиновым -и от всего
сердца, желаю вам победы. Y меня есть еще один упрек по ад-
ресу Советской власти: это за, возобновление продажи водки. Но
я с удовлетворением ‘констатирую, что’ готовятся меры к TOMY,
чтобы постепенно сокращаль это зло“.

К этому письму восьмидесятилетний старец приложил несколь-
ко своих последних популярных произведений.

Славная старость. Хороший друг наш живет и работает в
своем „Муравейнике“ под Иверни.

Мне жаль, что обстоятельства не позволили мне принять его
приглашение и отправиться к нему, чтобы пожать честную руку
большого ученого, гражданина и человека.
	А. Луначарский