МАЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРКА _
	Воспоминания 2.149. Бонч-Бруевича
	кого общения © книгоиздстельским делом,
будь это издания партийные или советские.

Когда наш центральный книжный склад
„Вперед“ был разгромлен жандармами и
охранным отделением, т. 3. И. Лилиной
удалось избежать ареста. Некоторое время
ей пришлось жить полулегально, а, в 1906 r.,

gp
	в цачале лета, я уже знал, что она рабо-
	тает на Путиловеком заводе в качестве
пропахандистки. Обстоятельства, жизни в то
время были чрезвычайно тягостны: провал
шел за, провалом, провокаторство и шпион-
ство развились до невероятных размеров,
и наши организации постоянно терпели
огромный урон. Наконец, к 1908 г. атмо-
	3. И. лилина
	Наконец мы дождались радостного мо-
мента, Октябрьской революции. Здесь Злата,
Ионовна, широко развертывает свой несо-
мненный педагогический талант, пишет
ряд книг для детей, редактирует многие
рукописи,  поступавшие в издалельство

етроградекого Совета, & потом Ленгиз‘а
и переезжает из Ленинграда в Москву,
где с такой же етрастностью отдаетея. ра-
боте в Наркомпросе.

Присоединивигись было к оппозиции, она,
не пошла, по этому ложному пути так да-
леко, как, к сожалению, ушли многие от-
ветственные наши партийные товарищи,
и здесь осталась верна заветам ленинизма,
совершенно подчинившись реше-
ниям ©‘езда, партии.

В 1928 г., почти год тому назад,
ona тяжко заболела. Опытные хи-
рурги нашли у нее опухольв ниж-
них долях легкого. Она яено со-
знавала всю ту опасность, которая
вдруг нагрянула на нее. Повторяя
слова известного хирурга Влади-.
мира Николаевича Розанова, от-
крывшего у нее эту роковую 60-
лезнь, она, говорила: „Что ж, я баба,
сильная, может быть, и рассосется
под действием рентгеновских лу-
чей...“ Когда я видел ее совсем
недавно в Суук-Су в Крыму и когда
мне пришлось сидеть у ее постели,
в которую ее уложило неожиданное
воспаление легких, полученное там,
в Крыму, она, с розовевшими ще-
ками- от постоянно повышенной
температуры, говорила мне;

— Знаю, что мне очень трудно
выкарабкаться из лап смерти, но
все-таки сдавалься не хочу. Буду
бороться, поскольку хвалит. сил.
К, сожалению, вот здесь, в Крыму,
не улучшилось мое положение, &
резко. ухудшилось: плеврит 060-
стрился, холодная нетопленная ком-
ната, подогрела его и вот, видите,
воспаление легких. Это плохо!

Через несколько дней ей стало
лучше, но она вдруг заторопилась
уехаль из Крыма, и стала, говорить,
что незачем ей здесь долго жить,
так как на солнце ей выходить
нельзя — запрещено, к морю выхо-
дить тоже нельзя, в тени боится
простудиться, а в комнате душно.

— Ноеду лучше к себе на, север,
в Ленинград.

И она, решила уехаль 17 мая. До
самых последних дней не сдавалась
эта, кипучая и деятельная натура. 8. И. все
время говорила, о новых планах, о своей
работе, о новых книгах, читала газеты,
страстно обсуждала злободневные кричащие
вопросыуи ничто с внешней стороны не пред-
вещало такого близкого рокового конца. Ее

_ постоянная ввимательность.; с которой она,
	всегда, относилась к людям, не покидала ее.

Я глубоко убежден, что огромная масса
товарищей ‘будет вспоминать ее самым те-
плым и самым товарищеским. образом, не
толькозаее полезную революционно-партий-
ную деятельность, но и как человека, кото-
рый всегда, умели в других найти человека.

Как-то не верится, что всего одиннадцать
дней прошло с тех пор, как она сама, твер-
oh походкой пошла к автомобилю, распо-
ложилась в нем и, приветливо ` прощаясь
© провожавшими ее товарищами, уехала,
в Севастополь. Ни она, ни провожающие
ее товарищи; конечно, не думали в то вре-
мя, что через одиннадцать дней после ее
	от’езда, ее не будет в живых...
	ве не стало среди нас... СемьЯ старых
	Влад. Бонч-Бруевич
	большевиков вновь осиротела.
	НБУКРОТИ
	Вскоре после того как совершился раскол _
	партии после 2-го в`езда, и когда мы Уви-
дели, что более нет возможноети совместно
работать с меньшевиками, —мы стали орга-
низовываль в Женеве собственное больше-
вистское издалельство, собирать средства,
и силы для общепартийной большевистской
работы. Людей было очень мало. & боль-
шевикам шли с опаской, еще не разбираясь
в тех тонкостях ` разногласий, которые
должны были в будущем выявить совер-
шенно. новые пути партийной деятельности.

Мы стали тотчас же по городам органи-
зовываль группы содействия большевист-
ской центральной организации. Одной из
таких групи содействия и, может
быть, наиболее сильной труппой
являлась бернская группа в Швей-
царии. Мне, по возложенным на
меня партийным обязанностям,
пришлось постоянно еноситься и
с этой грунпой, и наконец насту-
пило время, когда жизнь потребо-
вала об‘’ездов веех налних загра-
ничных организаций, для ознаком-
ления с их работой. Мы в то же
время знакомили группы © теми
партийными документами, которые
мы не считали нужным распростра-
нять в печатном виде, но которые,
однако, должны были быть довери-
тельно сообщаемы тем товарищам,
которых мы привлекали все ближе
и ближе к нашей центральной орга-
низации, и работой которых удо-
влетворялиеь. . SS

В Берне в то время во’ главе.
групны стоял Г. Е. Зиновьев, его
жена, ныне только что умершая
Злата Ионовна Лилина, Казаков
(Свиягин) и некоторые другие то-
варищи. Злата Ионовна, в то время
заведывала технической частью
этой rpy artes и она, по приезде
моем в Берн, захлебываясь, с вос-
торгом расеказывала, мнео том, как
удалось им выпустить в свет бюл-
летень о японской войне, как этот
бюллетень очень хорошю распро-
страняется и читается в колонии,
и что касса группы все увеличи-
вается, а стало быть и касса боль-
шевистокой центральной органи-
зации тоже будет пополняться по’
силе и возможности из этого ис-
точника. Она была полна планов
всо новых и ‘новых начинаний,
изданий, прекрасно организовала,
дело распространения нашей неле-
тальной литературы среди студенческой
колонии Берн» и употребляла все меры,
чтобы возможно больше собирать средетв
для нашей организации, пропагандируя
B TO же время большевистские идеи, кото-
рые в то время были не только для боль-
шинства неизвестны, но часто встречались
враждебно.

И вот с этого первого знакометва; с Зла-
той Ионовной у меня установились как
с ней, так и с ее мужем, Григорием Евеее-
„вичем Зиновьевым, самые лучшие товари-
°щеские отношения, которые дали мне воз-
можность наблюдать не однажды ту само-
отверженную и прекрасную работу, которую
Злата Ионовна проводила всегда по стро-
гим директивам партии, несмотря на, вое-
возможные затруднения.

Когда грянула первая Октябрьская рево-
люция 1905 г..—она уехала в Россию ия,
вотретившись с нею в Петербурге, сейчас
же пригласил ее работать в центральном
книжном складе „Вперед“, организованном
мною по поручению ЦК нашей партии.
И вот с этих самых пор Злата Ионовна
более никогла не покидала самого широ-

сфера настолько накалилась, что 3. И. Ли-
линой пришлось экстренно эмигрировать
	3a, границу, так как она должна была бы _
	быть привлечена по процессу военной
организажии. —

За границей она деятельно работала, в
нашей организации, помогая всеми мерами
редакции центрального. налиего органа, „Со-
циал-демократ“ и вместе с тем много зани-
маясь партийной работой в местных швей-
царских организациях, атакже подготовляя
малериалы для печали в нелегальной и ле-
тальной прессе. :

Долгое время я-не видел ее, так. же как
и многих других моих товарищей, живших
в то время за, границей, и встретился с ней
вновь лишь в 1917 г., когда мне пришлось
принимать участие в радостной встрече
петербургским пролетариатом  Владими-
Pa льича Ленина и других товари-
щей.

Злата Ионовна была так же оживлена,
как и всегда, так же была полна, планов.
И действительно, лишь только немножечко
устроившись, — тотчае же. принялась 3a
	большую партийную работу.