ТО ТАКОЕ СТАРОСТЬ
	животные клетки голые и не имеют 060-
лочки. Оболочки есть и но виду оболочки
животных ‘клеток ничем не отличаются от
	оболочек растительных клеток.
	Заведующая гистологической лабораторией

т. 0. Б. Лепешинская за работой с микроманипуля-

тором — аппаратом для операций над отдельными
клетками
	Оболочки клеток у животных образуются
из поверхностного слоя протоплазмы (белка)
клетки. Она покрывает тело клетки со всех
сторон. Иногда оболочка, совершенно отде-
ляется от тела клетки, образуя мешочек,
внутри которого находятся протоплазма и
ядро, и так при этом изменяется, что имеет
другие качества, чем та протоплазма, из
которой она, образовалась.

Иногда же оболочки так набухают, что
совершенно сливаются с телом клетки или
с окружающей ее средой и перестают быть
самостоятельными единицами с особыми
качествами.

Белки, составляющие оболочку живот-
ных клеток, находятся в коллоидном со-
стоянии, т.-е.в таком состоянии, при кото-
ром плотные частицы белка, рассеяны в
жидкости. Плотные частицы то соединяются
в более крупные, то делаются еще мельче
и равномерно рассеиваются в жидкости.
ЭЖидкость же то находится вне белковых
частиц, окружая их, то входит внутрь их,
отчего частицы набухают, становятся менее
плотными и увеличиваются в размере;
тогда между частицами белка жидкости
остается меньше, отчего подвижность их
уменьшается, оболочка становится более
плотной, напоминающей собою густой ки-
сель или студень; когда жидкости между
частицами еще много, оболочка, похожа на,
жидкий кисель, но она иногда бывает по-
хожа и на, кисель, который долго простоял
и выделил из себя воду. Оболочки постоянно
изменяются, они чрезвычайно чуветвитель-
ны ко всякого рода изменениям в окру-

‘жающей их среде.

То или иное состояние оболочек нахо-
дится в тесной зависимости от питания,
от температурных колебаний и от возраста
организма. Во время болезни оболочки 00-
всем уж не те, какие были в здоровом
организме. Всякие физико-химические раз-
дражения изменяют оболочку.

Веякого рода изменения в оболочках
легко можно наблюдать под микроскопом
то мы видим их прозрачными, однородными
	“Жизненная роль оболочек животных клеток, Очерк 0. Лепешинской
	кие вредные химические и физические
воздействия на человека, будут исключены,
что он будет дышать идеально чистым
воздухом, будет иметь достаточно хорошей
пищи, поборет бактерии, сделает так, что
не будет простужалься, ни обжигалться, ни
отравляться, ни попадать под машины и
т. д^ Но удастся ли устранить эти вну-
ит причины смерти (от етарости.—

. Л.)—это вопрос, на который мы пока
ответа дать не можем уже по одному тому,
что мы их пока не знаем.

Что же такое староеть и какими явле-
ниями она сопровождается?

Независимо от возраста етарым челове-
ком является тот, у которого во всех
органах успела развиться. соединительная
ткань, следствием чего является артерио-
склероз и атрофия органов, © понижением
их работоспособности.

Давно уже известно, что соединительная
ткань образуется из поверхностного слоя
клеток (т.-е. из оболочек), и что клетка, при
образовании волокон воединительной ткани
сама, уменьшается и даже сходит на-нет.

Одно уже это обетоятельство, ‘кажется,
должно было бы заставить ученых, инте-
ресующихся причинами етарости, перенести
центр тяжести в этом случае с половых
желез на оболочки клеток и здесь искать
	3a перекладкой яиц в инкубаторе—аппарат для
искусственного выведения цыилят
	об‘яснение причин развития соединительной
ткани, & следовательно и причин старости.

Много ученых, вооружившись микроско-
пом, изучали клетку живого организма,
рассматривали ее со всех сторон, изучали
различные части клетки и ядра, а оболочку
совсем отрицали или умалчивали о ней.

Й только несколько лет тому назад (в
1923 г.) гистологу, пишущему эти строки,
удалось найти методы для обнаружения
до этого неуловимой для человеческого
глаза, оболочки и сделать ее видимой под
микроскопом и вполне доступной для даль-
нейшего ее изучения.

Работы над изучением оболочек живот-
ных клеток ведутся в. Государственном
Тимирязевском научно - исследовательском
институте в Москве в специально для
этой цели оборудованной гистологической
лаборатории.

С тех пор уже в этом направлении сде-
лано много, все больше и глубже выясняется
строение оболочки, ее роль и значение для
организма.

Новые данные по вопросу об оболочках
животных клеток, прежде всего, опровер-
тают мнение проф. Петерсена, что, якобы,
		Вопрос об омоложении организма— один
из существенных вопросов, разрешающих
задачу о продлении жизни и сохранении
трудоспособности —привлекает к себе осо-
бое внимание ученых всего мира, и весь
читающий мир зорко еледит за, всем новым
в этой области.

Впервые о возможноети омоложения 38-
говорил парижский профессор Броун-Секар,
но его водная вытяжка, из семенных желез,
якобы повышающая жизнедеятельность
организма, скоро сошла со сцены и была
забыта.

Такая же участь должна постигнуть и
другие вытяжки, получаемые из мужских
и женских половых желез. Вее они дают
временную бодрость, улучшают самочув-
ствие, но совершенно не разрешают во-
проса, омоложения.

Пересадки половых желез также еще не
дали бесспорных и окончательно разре-
шающих эту проблему результалов.

Внимание всех ученых, работающих в
этом направлении, сосредоточено на поло-
вых железах. как источнике жизненной
	энергии.
Такой подход к изучению вопрова, о при-

чинах старости, надо думать, слишком
односторонен.
	Трудно предположить, что в организме
животного, состоящего из громадного ко-
личества, клеток, только ничтожная груп-
почка, их’ будто бы является жизненным
центром, дающим силу и энергию всему
организму. Есть эта, группочка, клеток (по-
ловые железы) —человек молод, весел, здо-
ров и энергичен, нет их—и все пропало.

`А сами-то эти железы, разве они не
стареют, не ‘изменяются?

Разве нам не известны случаи, когда
старик, убеленный сединой, имея за, спиной
60—70 лет, женится и имеет детей. Его
половые железы функционируют, & между
тем признаки старости налицо, или случаи,
когда у женщины удалены оба яичника,
а, она, остается молодой, и никаких при-
знаков старости у нее нет.

Очевидно, все-таки основная причина
старости лежит не в половых клетках, а
есть какие-то общие причины, которые до
сих пор были совсем неизвестны ученому
миру, и интересующиеся этим вопросом
ученые не знали даже, как подойти к ним,
где искать их,
	Работа с центрофугой—отделение красных кровя-
ных шариков от жидкости (плазмы), в которой они
плавают
	Вот что пишет по этому поводу проф.
Немилов: „возможно себе представить, что
когда-нибудь создадутся или могут осуще-
ствитьея на, земле Такие условия, что. вся: