УМЕР А А БАХРУШИН
	А между тем как раз театральное ис-
кусство является беглым; оно оставляет
после себя только свою оболочку, не так,
как литералура, живопись, музыка ит. п.
Может быть, с упрочением“ фоно-кино
техники этому наступит конен, но пока
удержание `в памяти грядущих поколений
театральных сокровищ не так-то легко, и
этому делу посвятил себя А. А. Бахрушин
с ранних лет. Он отдал значительную
	‚часть своего состояния. свой любовный.
	тщательный, исключительный труд созда-
нию интереснейшего и богатейшего те-
зтрального музея, который ‘имеет значение
не только для Москвы, нашего Союза, но
и для всего культурного мира.

Незадолго до смерти, уезжая в послед-
нее свое путешествие, Бахрушин подвел,
как верный нриказчик, все счета, ‘вею от-
	четность по музею до 1-гоиюля. С обыч-
_ ной своей скрупулезностью, уже в бреду
он пользовался моментами прояснения
мысли, чтобы давать распоряжения, каса-.
	ющиеся блага, музея. т
Революция отняла у А. А. Бахрушина
его немалое состояние, но он отнесся к
этому с мужественным равнодушием. Его
интересовало больше любимое дело, при
	котором он хотел остаться, и которое он
	хотел продолжать.

При тогдашнем ТЕО возник вопрос;
можно ли оставить за музеем с переходом
его к советской власти имя Бахрушина,
конечно, очень симпатичного человека, и
создателя этого музея, но тем не менее
бывшего капиталиста? С этим вопросом я
обралился к Владимиру Ильичу. Ленин
спросил меня, выслушав внимательно мой
рассказ о Бахрушине и его, музее: „А как
вы думаете, в один прекрасный день он от
нас не убежит и не затешется в какую-
нибудь контрреволюционную компанию?“
	Я ответил на это: „Бахрушин никогда, не
уйдет от своего детища и никогда не ока-
жется нелояльным по отношению к совет-
	ской власти“. „Тогда,—сказал Ленин —
	ТЕАТР НА СЕЛЕ
	Фот. ©. Фридлянда —
	назначайте его пожизненным директором
музея и оставьте за, музеем его имя“. Это
было сделано.

Bee хороше. знают, что А. А. Бахрушин
не только берег, ноеще и приумножил свой
музей. Он с величайшей радостью, я даже
скажу—с каким то детским энтузиазмом
восхищался послереволюционной жизнью
театра. Каким именинником выглядел он,
когда, показывал свой музей, расцвеченный
превосходной коллекцией макетов, харак-
теризовавших наше театрально-декоратив-
ное искусство за десять лет! Своим глухо-
ватым басом он. говорил мне, и глаза, его
добродушно блестели из-за очков: „Вы
знаете, Анатолий Васильевич, нет десяти-
летия в истории налмего театра.—а я ведь
эту историю немного знаю,—которое бы
так богато было разнообразной изобрета-
тельностью по части театрально-декоратив-
ного мастерства“. р

А. А. Бахрушин великолепно послужил
бессмертию театра. Театр обязан ему бла-
годарностью и обязан хранить о нем доро-
гую память.

Музей имени Бахрушина, должен суще-
ствовать и развивалься. Он будет чрезвы-
чайно важной опорой в дальнейшем росте
наптего театра.

Судьба А. А. Бахрушина, так просто пе-
решедшего от своего прежнего существо:
ванияк существованию верного приказчика,
советской власти и трудовых масе при до-
рогом ему музее, должна служить доказа-
тельством того, что послереволюционная
общественность умеет ценить людей, хотя
бы вышедших из рядов враждебного класса,
но сумевших сжечь за, собою все корабли
и мосты и отдать свой полезный труд но-
вому строительству. Не даром среди лиц,
выносивших гроб Бахрушина и говоривших
о нем надгробные речи, было не мало ста-
	рых большевиков, занимающих выдаю-
щиеся государетвенные посты.
	А. Луначарскии
	Вместе с Алексеем “Александровичем
Бахрушиным исчезает из культурного ми-
ра Москвы, в особенности. из театрально-
культурного мира, одна, из симпаличней-

ших фигуф. .

Не было такого театрального события, в

котором не принимал бы участия Алексей
Александрович. Мы

видели его в лицом
радостным на, тор-
жественных  юби-
леях отдельных
театров, на, торже-
ствах по случаю
‘получения высоко-
го звания тем или
другим  артиетом,
на, премьерах ит. д.
И если хотелось: по:
здравить тех, KOTO.

› непосредетвенно
эти торжества ка-
сались, то хотелось.

вместе с тем поздравить и „театрального
дедушку“ А. А. Бахрушина. Это веегда, был
его праздник. Он был как бы некоторым.
воплощением театра, в который он так
крепко влюбился, которому был так свято
верен и которому так прекрасно по-
служил. 2

И в печальные дни похорон того или
другого выдающегося деятеля театра, ви-
дали мы эту высокую ‘фигуру старика с
добрым и значительным лицом, и мне ка-
залось тогда, что он к чему-то вниматель-
но прислушивается. Это внятен был ему
тихий шелест страницы, которую перево-
рачивала, история.

А. А. Бахрушин не ‘бывал в таких слу-
чаях онечален, как этого можно было бы
ожидать. В нем была какая-то примирен-

— Ность летописца, и это потому, что он
стоял на страже увековечения театраль-
ных ценностей и, будучи работником
этого дела, понимал, что никто, с блеском
послуживший театру, не умирает целиком.

А. А. Бахрушин
	Актеры Поленовского дома вошли в деревню
	Издавна люди ищут для искусства подвижных и портативных
форм, но результаты получаются обратные. Фургон старика
Урсуса тащит пара лошадей, а, столетие спустя, шекспиров-
ский театр имеет стационарное помещение. Бродячие цирки,
обрастая постепенно, оседают сначала в больших палатках,
потом в каменных зданиях. Комедия дел‘арте уходит с площа-
дей Мадрида в стены Гранд*Опера. Германский „передвижной“
цирк Шапито передвигается целым поездным составом.
	Вее помнят агитвагоны 1919. г., в которых перебрасывались
передвижные агит-труппы, Два’ года ездит по России самый
подвижной, самый порталивный театр Поленовского дома, но
и он на семи-восьми подводах. Теперь Поленовский дом пошел
дальше — им отправляются четыре передвижных инструктив-
ных театра, каждый по пяти человек, во все крупнейшие райо-
ны Союза. По одной передвижке в Сибирь, Центральную черно-
земную область, Урал, Поволжье. Везя с собой солидный репер-
‚туар, весь мосвященный борьбе за, урожай, они все декоративное
й вещественное оформление будут доставлять в вещевых мешках,
неся их за плечами. Ни одной лошади, ни одной подводы. Пеш-
ком от села к селу,. от колхоза, к совхозу пойдет каждая из
передвижек, не только „представляя“, но и показывая, как пред-
ставлять, как сделать спектакль, чем оформить декоративно.
Собирая художественный актив, инструктируя его, проводя
районные конференции, организуя опорные, по художественной
работе пункты, собирая местный фольклор и, главным образом,
агитируя за урожай, агитируя за культурность, неся в массы
малые и новые формы, передвижки положат начало новому
деревенскому искусству. Весь драматический и концертный
репертуар. построен на „урожайном“ материале.
	Все работники передвижек-—комеомольцы, год назад, пришли
из деревни учиться в Поленовекий дом. До того они были
сельским художественным активом. Подучились, подковались
и понесли полученное назад — в тайгу, в Уральские горы,
в поволжекие степи.