и Чехов никаких паспортов-не брал,
да, с него и не требовали. Стоило
только показать следующий бланк:
	Редакция газеты
„Новое Время“
С.-Петербург, М.
Итальянская 18.

®

Предъивитель cero
А.П. Чехов отправляет-
ся корреспондентом
„Нового Времени“ в
разные места России
и за границу.

Издатель А. Суворив
Редактср Федоров
= 1890 г. 15 апреля.
	Стоило только пред‘явить этот
бланк, для большей убедительности
напечатанный по - французски, — и
все нужные двери послушно от-
крывались перед путешествующим
по Сибири Чеховым. Но его путь
лежал — после. Сахалина—на Цей-
лон. Для заграничных вод коррес-
пондентский билет, хотя бы и под-
писанный самим Сувориным, пожа-
луй, не сгодился бы. Во Валадиво-
стоке пришлось выбраль загранич-
ный паспорт. На нем обозначено:
	Пред‘явитель врач Антон Павлович Че-
_хов отправляется морским путем за гра-
Hay.

Дан в г. Владивостоке октября 17-го
1890 г.

Леньги внесены. ‘ .
	заграничный паспорт был необ-
ходим для путешествия по Вели-
кому и Индийскому океанам, — в
Москве он обратилея в клочок бу-
мажки. Впрочем, в Москве можно
было проживать по старому упи-
верситетскому свидетельству. Для
Москвы нужно было подыскаль бо-
лее солидные бумажные подкрепле-
ния: Чехов собирался 3a границу,
а выехать ему, в смысле докумен-
тов, было не с чем. Тогда-то и был
придуман братом Антона, Павлови-
ча, Александром Чеховым, удиви-
тельный фортель. Чехов якобы по-
ступил на, государственную службу:
сверхштатным младшим медицин-
ским чиновником при медицинском
департаменте министерства вну-
тренних дел. Достаточно было на
этой службе пробыть хотя бы ме-
сяц, чтобы получить „аттестал“, за-
меняющий паспорт. По таким алте-
статам жили в России миллионы
отставных чиновников. В этом ат-
	тестате значится, что лекарь Антон
Павлович Чехов, приказом по ми-
нистерству внутренних дел от
мая 1893 года за № 8 определен
	шататным младшим ` медицинским .чинов-
	ником. Из этого: же аттестата, мы узнаем,
	что новый „сверхштатный младший меди-
	цинский чиновник“, начавши свою службу
в департаменте 10-го мая 1893 г., „в похо-
дах против неприятеля и в сражениях не
участвовал: наказаниям и взысканиям не
подвергался, в отпусках он и в отставке
не был, холост“. что приказом по ми-
нистерству внутренних дел от 12-го ноября
1893 года, за № 30 „уволен от службы по
прошению“. Так, прослужив с 10-го марта
1898 г. по 12-е ноября 1893 г., т.-е. ровно
девять месяцев, и за все эти девять ме-
сяцев ни разу ни явившись в свой меди-
цинекий департамент, Чехов стал отетав-
ным, уволенным но прошению, чиновником.
И в епиеок чеховских документов, дающих
права на жительство и утверждавших
право на самую жизнь, попадает еще
один: бывший сын третьей гильдии купца,
таганрогский мещанин, уездный лекарь,
врач Чехов стал отставным сверхшталтным
медицинским чиновником. Пока все эти
звания внолне демократические. Но вот
через три года после пребывания в сонме
отетавных российских чиновников, Чехов—
мелиховский помещик — „мироед“, как он
себя называет, получает следующий „вы-
сочайший укэз“:
	А. П. Чехов и М. Горькай. Снимок 3900-х годов
	„0собые труды“ и о каком „отличном
усердии“ идет здесь речь? Для того,, чтобы
ответить на это, нужно прежде всего `обра-
тить внимание на именование адресата,
на которого было излито высочайшее
благоволение: „попечилнелю талежсколо
сельскою училища Cepnyxosexoro уезда
Антону Чехову“. Предводитель дворянства
Рюмин, которого пришлось Чехову заме-
щать в качестве наблюдающего за, народ-
ным’ образованием в Серпуховском уезде,
представил „попечителя талежского учи-
лища“ к „высочайшей“ награде. Это пред-
оставление было по заслугам; Чехов вы-
строил в уезде три школы, затратив на
их постройку не мало времени.

Новое звание пришло к нему вместе
с орденом: по статуту орденов российской
империи, „Станислав“ 3-й степени давал
права на Потомственное — дворянство.
Чехов, считавший всякую фирму предрас-
судком, и на потометвенное дворянство,
как и на всякий иной титул, смотрел с
мудрой усмешкой. Это было ему не нужно.
Даже когда он получил звание „почетного
академика“, он и тогда, выдавая жене
своей отдельный паспорт, сохранил для
нее звание жены ` врача. „Так будет,
пожалуй, лучше, чем быть женой акаде-
Muka“, — писал он. В этом сказался весь
Чехов.

Юр. Соболев
	24 - го
сверх-
	.Божьею милостью
Мы Николай И

„Нашему потомственному дворявину

Попечителю Талежского сельского училища
Серпуховского уезда Антону Чехову

Пе засвидетельствованию Министерства Народ-
ного Просвещения 0б отличном усердии и особых
трудах Ваших Всемилостивейше пожаловали Мы
Вас указом в 6-й день декабря 1899 г. Капитулу
данным Кавалером Императорского и Царского
ордена нашего Святого Станислава 8-й степени.

Дано в Санкт- Петербурге 28-й день декабря
1899 года.

Впук крепостного и сын мелкого лавоч-
ника, — мещанин, уездный врач, отставной
младший чиновник. — стал цотомественным
дворянином, кавалером ордена, Станислава,
3-й степени. Вот факт, кажется, ни одному
из чеховеких биографов неизвестный.- Да
и как им было о нем дознаться, когда, Че-
хов ни разу—ни в одном письме—0об этом
высочайшем указе не вспоминает и не
рассказывает о нем ни одному из своих
друзей! Вот то, что он получил „медаль
для ношений на шее“ за труды во время

всероссийской переписи, об этом мы зна-
	ли. 06 этом и сам Чехов в одном из’ дру-
	ъеских своих писем упоминает, говоря,
	что никаких иных наград и отличий, кро-
ме вот этой медали, не имеет. Но почему
же, все-таки, он жалован потометвенным
дворянином? Высочайший указ отвечает
на это; за „отличное усердие“ и „особые
труды“, засвидетельствованные министер-
ством народного просвещения. Какие