Экскурсанты на главной перемычке плотины
	ГОСТИ Л
	НЕПРОСТРОЯ
		Очерк Юрия Волина
	Ведь это плановые экскурсии. Плановые!
Вы понимаете?

Общество „Советский турист“ и Укра-
инское экскурсионное о0-во. со всеми их
базами, уполномоченными и агентами
приспособлены для обслуживания плано-
вых экскурсий. А наш стихийно развива-
ющийся туризм, с трудом привыкает и
применяется к плановости. Экскурсии ор-
ганизуются сотнями и тысячами, но далеко
не все проходят через туристекие обще-
ства. Просто собираются и пускаются в
путь, и потом сваливаются, как снег нз
голову. на затуренных и без того завбазов.

Самотек нельзя учесть, нельзя предви-
деть. Может ли завбаз гарантировать
всем приезжающим` экскурсантам ночлег,
стол, обслуживание руководами? На wep-
вом месте у него, конечно, плановые
экскурсии, о которых его извещают зара-
нее. И бывает так, что бедняге-заву при-
ходитея прибегать к решительным мерам,
чтобы обеспечить ночлег для „планови-
ков“. Так было и в ту первую ночь.
Группа, экскурсантов из Кривого Рога—
самотечная группа — принуждена была
ночевать под открытым небом, 0евобо-
див евои койки для другой группы; для
npuBusAerHpOBAAHOH трунпы, для „плавови-
ков“!

Да, co .евоей точки зрения завбаз почти
прав, негодуя-против самотека. Он был бы
вполне прав, если бы нлановые экскурсии
действительно соответствовали своему
названию. Но увы, по нлану рассылаются
только решительные телеграммы: „приго-
товить“, „встречать“, „обеспечить“. Теле-
граммы обязательны для зава, но совсем
не обязательны для экскурсий. Они ипри-
бывают, когда им вздумается. Я видел
зава, который в`три часа ночи с заранее
заготовленными автобусами дежурил на
вокзале, выполняя директиву срочной те-
леграммы. А экскурсия, которую он ветре-
чал.—самая что ни на, есть плановая экс-
‘курсия! — изволила прибыть на третьи
сутки!
	. Раньше всего надо. было обеспечить
себе ночлег. В двух ломах для приезжих
не было свободного угла. На завтра,
впрочем, обещали устроить. Не то чтобы
наверняка, но все же надежды подавали.
А сегодня...

— Попытайтесь в экскурсионной базе, —
может, там вас устроят.

В „базе“ меня приняли, отвели одну из
60 кроватей, в три ряда растянувшихся в
просторной, казарменного тина комнате.
Но при этом нопрекнули: :

— Беда с вами! Вы нарушаете вею
нашу работу!

Мое преступление, как оказалось, состо-
яло в том, что я „оамотек“.

Работники экскурсионного дела делят
все человечество, во всяком случае все
население Союза, ва две категории:
плановиков и самотеков. К первым они
относятся © уважением, вторых прези-
рают, возмущаются ими, иногда, ненави-
AST WX.

Со своей точки зрения они почти прз-
вы. Заведующий базой па, Днепрострое—
молодой человек, с воспаленными глазами
от бессонных ночей, вбчной беготни, не-
прерывной напряженной хлопотни— потом
не раз говорил с0 мной на эту тему. Узнав,
что я журналист, он счел своим долгом
раньше всего снять с меня обвинение в
принадлежности к нпрезренному сословию
„самотека“:

— Вы — 060бь еталья. Вы даже не экс-
курсант. Вы приехали но делу. Какой же
вы самотек!

После этого он счел себя вправе излить
всю свою злость на „самотеков“.

— Помилуйте, вот час тому назад вва-
лилась компания, 25 человек. Какой-то
сельхозтехникум. Могу я их не принять?
Конечно, принял. Но ведь это безобразие!
Ведь я же не был предупрежден о том,
что ‘они прибудут! А тут у меня теле-
грамма: „Ветречайте илановую 60 желдо-
рожники Донбасса“. А к вечеру, может,
еще будет телеграмма. Куда я их дену?
	Итак, я устроился на базе. В качестве
„особь статьи“— не плановик и не самотек.
Кровать моя помещалась против громко-
говорителя и возле стола, за которым
приезжие в свободные часы играли в
шалики. Для работы или для спокойного
раздумья после многочасовых прогулок, по
огромной территории строительства, после
дневных встреч, разговоров, виечалтле-
ний — на все 100% новых, волнующих,
поражающих и потрясающих — место
совсем не подходящее. Все же я осталея
здесь, отвергши возможности устроить-
ся лучше.

Я встретился здесь, в базе, еще с одной
стороной жизни на великой стройке. —
с гостями Лнепростроя. :
	Их много, гораздо больше, чем можно
было ожидать.

Не сотнями, а тысячами ведется счет
экскурсантам, со всех концов советекой
страны стекающимся ва Днепрострой. В
течение майских дней база оболужила
15.000 экскурсантов. За те семь обыкно-
венных ‘трудовых июньских дней, которые
я прожил на, Днепрострое, здесь побывало
не менее 5.000 экскурсантов.
	Кто едет на, Днепрострой’ Я перечислю
экскурсии, прошедшие через базу в тече-
ние одного дня:

Члены ЦЕ германской, югославской и
аветрийской компартий.

Отромная (800 чел.) экскурсия рабочих
и служащих из Крыма.

Группа, учителей и учительниц из Кри-
ворожья.

Группа батраков из Полтавщины.

Групна техников-строителей из Москвы.

Железнодорожники из Донбасса.

Еврейские колонисты из Гулайвольского
района.

Сельхозтехникум из Харьковщины.

Трудовая школа, из Запорожья.

Медработники из Днепропетровска.