Воспоминания С. Буденноло
	селе Прямая Балка группу противника,
в количестве 2 полков пехоты и до 5
полков конницы, а поэтому и повел пе-
реговоры по телеграфу © командующим
армией, чтобы он подчинил мне находя-
щуюся рядом с моим расположением в ху-
торе НПещанка Доно-Ставропольскую кава-
лерийскую бригаду и два автоброневика,
находившиеся, по моим сведениям, в исправ-
ном виде в Сталинграде.

Ha мое предложение командующийы-—
правда, с трудом--согласилея. Несколько
слов о самой Доно-Ставропольской бригаде:
ее личный состав, как боевой материал,
был вне всякой похвалы, но они потеряли
	С. М. Буденный
	пулеметы, орудия и укомплектовать Доно-
Ставропольскую бригаду.

Ровно в 3 часа, согласно приказа, обе
бригады выступили, а на, пути движения
к ним. присоединились -и автоброневики.
Равнинная степь, хотя покров снега и был
велик, позволяла, свободно двигалься даже
по дороге. Еще до рассвета, мы достигли
лощины, которая находилась между коло-
нией Тишанкой и Прямой Балкой, а про-
тивник занимал оба указанные пункта и
с рассветом начал высылать раз‘езды в
сторону Дубовки, где ни одного красно-
армейца не было, а также из Тишанки в
Прямую Балку и наоборот. Но эти раз‘езды,
спускаясь в лощину, попадали к нам в
руки, и обстановка, от полученных у плен-
‘ных сведений, стала, еще болёе ясной. Не
теряя ни одной минуты, я выставил не-
большой заслон в сторону колонии Ти-
шанки, а главными силами обрушился на
Прямую Балку. Противник в этом пункте
был захвачен врасплох, наши автоброне-
вики выскочили прямо на улицы деревни
и начали расстреливать находящуюся там
пехоту во дворах и па улицах; их конница
также начала выскакивать из деревни;
наши кавалеристы, рубя направо и налево,
набросились на пехоту и на конницу, не-
смотря на то, что пехота сажала наших
коней на штыки. Этот жестокий бой про-
должался около сорока, мннут, и мы взяли
в плен 2.300 человек пехоты и гнали белую
конницу во все лопатки, через села, Давы-
довку, Малую Ивановку, до Большой Ива-
новки включительно. Это был путь 50-ки-
лометрового бегства воров, которые по
дороге бросали награбленные у рабочих и^
крестьян пушки, пулеметы, винтовки, шаш-
КИ, Пики.

Носле боя нам достались трофеи: 13 ору-
дий, 30 пулеметов, обозы с припасами всех
семи полков, 3.100 человек пленных и до
4.000 лошадей с седлами.

С нашей стороны было несколько чело-
век раненых и ни одного убитого. В этом
бою ия был два раза рапен в упор из
винтовки, а на другой день получили
третье ранение, но отделался легко.

Когда, разгром йад противником закон-
чился, я, на, основании директивы коман-
дующего армией двинулся в тыл противни-
ка. Эту операцию приходилось проводить в
тяжелых условиях: надо было и воевать,
и формировать свои части. Выполняя за-
дание, наша теперь уже дивизия, —правда,
никем не оформленная, — имела 4 кавале-
рийских полка, и один. резервный эскадрон,
всего до 5.000 сабель, 70 пулеметов и
12 орудий. Во время начавшегося рейда,
мне, по об‘ективным причинам, пришлось
потерять всякую связь © командующим
армией ровно на 11 суток, а за этот срок
дивизией было разгромлено на голову
23 полка противника, из них пленено
10 полков пехоты; 13 полков конницы пе-
рестали существовать; трофеями нам до-
стались 15.000 человек пленных, 72 орудия,
300 пулеметов и 4.000 подвод обоза, с огне-
припасами, винтовками и снаряжением.
В результате этой же операции противник
был снят с фронта на 150 км., начиная от
села, Усть-Погожье до Ляничева.

С нашей стороны потери были незначи-
тельны. В числе раненых снова был и я:
пуля попала в левую часть живота, возле
бедра. и, как обнаружилось только теперь,
застряла, под ребром. Пе слезая с коня, я,
как многие бойцы, емззал рану иодом, не
делая перевязки.

Так мы начали разгром краеновщины, &
	наша непобедимая Рабоче - крестьянская
Красная конница продолжала крепнуть
и расти.
	C. Буденный
	В декабре 1918 г. Сталинград был окон-
чалельно зажал красновскими полчищами
в подкову, внутри которой очутилась 10-я
Красная армия, раскинувшаяся вокруг
города и примкнувшая обоими флангами
к правому берегу Волги.

Такая обстановка, конечно, вызывала
серьезную тревогу не только со стороны
командования 10-й армии, но и центра:
10-я армия являлаеь крупной силой по
своей боеспособности и впоследетвии стала
могильщицей красновщины. Но в то время
белое командование, во главе с донским
атаманом ген. Краеновым, служило благо-
дарственные молебны о победе ‘над супо-
статом, над „красной нечистью“.

На левом фланге 10-й армии действовала,
только что образованная из-отдельно дей-
_ствующих полков 1-я Донская кавалерий-
ская дивизия двухбригадного состава, по
два полка в каждой бригаде; полк имел
800—850 сабель (ныне эта дивизия име-
пуется 4-й Ленинградекой краснознаменной
кавалерийской дивизией).

В начале января 1919 года противник
стал с остервенением атаковывать нашу
полуосажденную армию, направляя свой
удар, главным образом, на наш правый
фланг, стремясь перейти на левый берег
Волги и отрезать последний путь снабже-
ния продовольствием и огнеприпасами, что
привело бы 10-ю армию к полной гибели.

Командование армией, правильно учтя
эту обстановку и, намерение противника,
решило для усиления правого фланга армии
перебросить одну бригаду 1-Й Донекой-кава-
лерийекой дивизии, но эту переброску со-
вершило довольно неудачно, а именно: от
места расположения бригады. до нового
места, ее сосредоточения было около 30 км.
расстояния и командование решило пере-
бросить бригаду по железной дороге, кото-
рая находилась под артиллерийским огнем
батарей противника.

При создавшейся обстановке я считал
недопустимой переброску по железной до-
роте и просил, чтобы мне разрешили это
раестояние перейти походным порядком,
так как нормальный суточный переход кон-
ницы —40—50 км., и ночью,—-чтобы скрыть
свое передвижение, гарантируя бригаду от
впезапных столкновений © противником,
но мне в этом было решительно отказано,
и я приступил к погрузке, так как меня
назначили двигаться с бригадой на новый
участок. Погрузка и выгрузка прошла,
сравнительно. благополучно, правда, все де-
лалось примитивно — без платформы исход-
пней для лошадей, но получилась сплошная
колбаса эшелонов от станции выгрузки до
станции погрузки; распоряжения приходи-
лось отдавать голосом, так как передавали
из эшелона в эшелон, и эта, связь работала,
скорее, чем телефон или телеграф. Кани-
тель этой выгрузки продолжалась две ночи
и один день. Этот эпизод я привожу для
примера, как не надо отдавать распоряже-
ний, не продумав их хорошо. Поеле вы-
грузки и сосредоточения кавалерийская
бригада была направлена, в район местечка
Дубовки, но по дороге’ она, ввязалась в бой
с конницей белых, которая тоже двигалась
в окружности Дубовки, и в районе хутора
Пещанка произошел встречный бой. Не-
смотря на превосходство противника, ко-
торый имел 5 кавалерийских полков под
командой ген. Кравченко против наших
двух кавалерийских полков, —молниеносной
атакой нашей бригады противник был
опрокинут и приведен в бегство. Нами же
были захвачены трофеи: 300 лошадей с
седлами, 2 орудия и 12 пулеметов, а сам
Кравченко был зарублен.

Я решил на следующий же. день, т.-е.
14 япваря, уничтожить расположенную в
	в боях весь конский состав; несмотря на

это, люди рвались в бой, стремясь за, счет

противника снабдить себя лошадьми.
‘Получив разрешение командующего о
	подчинении этой бригады, я сейчас же
	ночью поехал в ее расположение, собрал
начеостав и сообщил о том, что ови мне
подчинены, а также и о своем плане дей-
ствий, который начсостав, сверх моего
ожидания, одобрил и вынес мне благодар-
ность 32 TO, ITO я занялся собиранием
конницы в одно целое, ибо-они видели по-
беду над противником только в массиро-
вании конницы, так как в большинетве
приходилось иметь дело с конным против-
ником, который благодаря своей подвижно-
сти и маневренности бил наши слабые
места и мог по частям уничтожить всю
нашу армию. Вторая часть моего плана
действия заключалась в следующем: высту-
пить в 3 часа утра со стороны колонии
Тишанки, обрушиться с тыла на, располо-
жение противника, ночующего в Прямой
Балке, уничтожить его, забрать лошадей,