Очерк 4. В. Луначарскою
	размышлений, он не интересуется низем,
по крайней мере лично его касающим-
ся, потому что общественные интересы у
него довольно живы. Он питается трудом
рук своих, питается скудно. Он ве столько
убежденный вегетарианец, сколько веге-
тарианец по нужде. Рубли, которые оста-
ются веледствие этого крайне ‘аскетиче-
ского образа жизни от его хозяйства, он
тотчас же превращает в новые книги,
большей частью прочитывает их или, по
крайней мере, знакомится © содержанием
и тщательно укладывает в свою коллекцию.

Сидельников—пожилой крестьянин, ху-
дой, седоватый. Хотя родители его приехали
из Пензенской, кажется, губернии, во вся-
ком случае из центра, в наружности его
сказываются яркие черты кавказца. Глаза
у него грустные, но полные ума. Речь не-
торопливая и чрезвычайно грамотная.
Некоторые слова Сидельников произносит
с неправильным ударением, но нельзя не
поразиться богатству его терминологии.

н обрадовался моему посещению и. по
моей просьбе показал мне часть своей
библиотеки—библиотеку философскую.

Беря в руку книги, брошюры, вырезки
одну за другой, Сидельников задумчиво и
иногда, с ласковой иронической усмешкой
вспоминал, какую роль она сыграла, в’ по-
степенном росте его’ миросозерцания. „Вот
видите, тут разрешается вопрос о смысле
жизни“ — говорит он улыбаясь. — „А BOT
тут—и любовь, и смерть, и что вы хотите.
А эта вот с разными религиозными фан-
тазиями. А вот эта, книжка впервые на-
толкнула меня на более научный, более
твердый путь“. Память у него превосход-
ная: он великолепно знает, что к чему.

Я не знаю, напишет ли он когда-нибудь
свой труд. Я уверен, что в этом труде
будет много от самоучки, но будет, ко-
нечно, и много интересного. Совершенно
самостоятельно, только © помощью своих
книг Сидельников добился, насколько я
‚мог судить по нашей беседе, четкого по-
нимания основ. марксизма как миросозер-
цания. Все это у него обросло животре-
пещущими переживаниями крестьянина—
„искателя правды“. В одном письме ко
мне он так и пишет: „Эту библиотеку я
		создал в течение. 52 лет жизни кровью и
потом, я от всего отказался и всего ли-
шился в мире, кроме искания правды“.
Окрестные ‘крестьяне относятся к Си-
дельникову несколько двусмысленно. Одни
считают 6го рехнувшимея, иронизируют,
другие чувствуют к нему невольное ува-
жение, смешанное с недоумением. Даже
местная власть, в общем ласково относя-
щаяся к Сидельникову, не звает хоро-
шенько, можно ли его целиком причислить
к положительным явлениям; очень уж
крепко влюблен он в книгу, очень уж
представляется он монахом этого дела. А,
между тем, хотелось бы, чтобы Сидельни-
ков имел побольше влияния на окружа-
ющих. Его крепкая, продуманная, выстра-
данная антирелигиозность, его основатель-
ный многосторонний материализм могли бы,
конечно, сослужить хорошую службу в
деле просвещения еще очень темного тер-

ского казачества, и крестьянотва,.

Но ео всякого можно взять только то,
что он может дать. Сидельников не ‘агита-
тор словом, но бурный общественный тем-
перамент этого крестьянина - книжника —
прекрасный показатель того, что за вели-
колепная вещь любовь к книге, как дале-
ко она, может повести человека, даже ли-
шенпого непосредственной поддержки жи-
вых людей передовой мысли.

Этот оригинал является ведь великим
показателем возможностей, таящихся в
крестьянской бедноте. Сидельников с по-
мощью книги из горячо преданного пра-
вославию человека самостоятельно сде-
лался марксистом. Этот путь, столь далекий
и смелый, ярко обнадеживает нас OTHO-
сительно новых и новых Сидельниковых.

Они, растущие в новых социальных
условиях, избегнут многих блужданий и
ошибок` Сидельникова, им будет чужд
его аскетизм. Они не будут одиночками,
получающими знания не только без под-
держки окружающей среды, но в бесире-
станной борьбе против нее. Но эти
крестьяне, молодые, полные сил, полные
энергии, так же, как он, полюбят книгу,
просвещение и этим ключем. смогут от-

крыть себе и другим двери к истине.
А. В. Луначарский
	ПОБЗДОМ
	Внижник, о котором я хочу говорить вам,
совсем не из тех, которых имеет в виду
евангельское выражение— „горе вам книж-
ники и фарисеи!“ Книжник, о котором я
хочу товорить вам, это — живущий под
городом Кисловодском, в маленькой дере-
вушке, крестьянин-бедняк Сидельников.

35 лет тому назад этот выходец из. чер-
ноземной полосы влюбился в книгу. Гони-
мый страстной жаждой ответить на корен-
ные философские вопросы о сущности
бытия, о смысле жизни и т. д., Сидель-
ников начинает не только читать книги,
но и приобреталь их: большие книги и
маленькие брошюры. Он тщательно выре-
зывает все, что его интересует, из журна-
лов и газет и сразу же начинает класси-
фицировать свой материал, охватывая
философекие проблемы со всех сторон и
очень широко. Ему нужно вее знать. Он
B3acoc читает HO естествознанию, по
общественным наукам, по литературе, по
теории искусства, по психологии, нено-
средственно по философии. Его библиотека,
растет.

Факт, что крестьянин - бедняк, еле пита-
ющий себя самого, покупает книги, и что
библиотека его начинает выражаться в
четырехзначных цифрах, возбуждает вни-
мание полиции. Сидельникова зовут, до-

пивают, бьют, сажают, но прямых
пребтупных фактов нет: приходится в конце
концов отпустить его.

Книги он собирает © любовью, плотно
укладывает в свои ящики, внимательно
обсуждает, что куда положить, чтобы была
система. Начинает поэтому остро интере-
соваться системаликой наук. Правда, би-
блиотека, перерастает его читательское
время, у него накопляется значительное
количество книг, которые он не успевает
прочесть, но тем не менее миросозерцание
его растет и вширь и вглубь. Начинает он
с того, что покидает наивные обманы
церкви, перебирает разные секты, все
более и ‘более освобождаетея и от их
учений, приходит к пессимизму более или
менее шопенгауэровекого толка, делается
постепенно материалистом, доходит. нако-
нец до довольно ясного представления о
дизлектическом малериализме и’философ-
ски, & вместе с тем политически и практи-
чески примыкает к коммунистам.

Сидельников и сейчас остается таким же
‘беднейшим бедняком. Он не имеет даже
земельного надела, он не имеет никакого
скота, он ‘живет, главным образом, кар-
тошкой, в деле культуры которой достиг
известной сноровки. Но он обладатель
интереснейлтей, своеобразной, богатой би-
блиотеки, над`которой работает непрерыв-
но, которую все время пополняет и к
которой относится как к фундаменту
своего будущего энциклопедического трак-
тала под заглавием „Натурфилософия“,
как он мне об этом говорил и писал. Це-
лый ящик материалов и различных совре-
менных документов, в виде вырезок из
курналов, газет, коллекций, листовок и
т. д. он передал в один из музеев Москвы.
Коллекцию антирелигиозной литературы
он подарил обществу „Атеист“. Он дал
тороду Пятигорску большую литературу
ко дню 25-летия революции 1905 года, на
Кавказе, он сделал выставку своих книг
в городе Кисловодске в день десятилетия
Оклябрьской революции.

Узнав обо всем этом, я решил побывать
у него.

Сидельников живет в малюсенькой хатке
в две комнаты. Ящики, туго набитые кни-
тами, составляют буквально всю мебель
Сидельникова. Он на, них спит, на, них сидит,
на них пишет и ест. У него нет семьи.
Кроме своих книг и своих философских
	Партия породистых гиссарских баранов, присланная правительством Таджикской союзной республики
в подарок правительству СССР и прибывшая в Москву с первым поездом по вновь отстроённой Тур-
	Фот. А. Шайхета
	кестано-Сибирской железной дороге из Дюшамбе