УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ СОЛНЦЕ
	эволнца в комна-
те.“ Но как быть
все-таки © ослепи-
тельной яркостью
двухсот свечей, не-
стерпимой на ма-
леньких простран-
ствах нашей город-
ской жилплощади?
Шаровые абажуры
из’ вбе того же
уфиолевого, но
очень густо окра-
шенного специаль-
ными красителями
стекла — поглотят
ненужную яркость,
оставив в то же
время неприкосвен-
	ным живительный
	Очерк В. В. Львова
	мые безнадежные и ослабленные легочни-
ки. Не ищите тогда, целительной волновой
фаланги на, русской равнине. 289—304 мм.
не доходят до нее. На, налту долю остается
жалкий спектральный кусочек: 305 — 312
мм. А впрочем, 2/3 его энергии успевают
застрять в вышележащих воздушных слоях,
но и от этого остатка, 9/5 поглощают бен-
зиновые испарения пн угольная пыль, но-
сищиеся пад скверами и улинами Ленин-
града, Москвы, Харькова, оставшаяся же
1/5 задерживается стеклами, выстилающи-
ми окна квартир.

Какой же памятник должно поставить
человечество тому, кому пришло в голову
и Удалось снять стеклянную грушу со
старой маленькой эдивоновой лампы, вклю-
чить ток, наставить спектроскоп на, луча-
шуюся вольфрамову ниточку и удовлетво-
ренно занести в книжечку: „край снектра
вольфрамовой нити — около 287 — 289 мм.“
(Лавое)? И взять кусочек металла, кадмия,
тонким электрометром измерить: сколько
электронов в секунду срывает ультрафио-
летовый свет вольфрамовой крошечной
ниточки 6 поверхности кадмия. Затем
вынести тот же кадмий под июльское по-
луденное солнце, опять измерить число
электронов, срываемых настоящим солн-
цем с поверхности кадмия—и найти цифры
	‚одинакового порядка с цифрами интенсив-
	HOCTH ультрафиолетового излучения эдисо-

новой лампы.
Это — факты, добытые человеком, кото-

рому не поставлен еще памятник: немцем
Францем Окзупи. Осталось найти такое
	стекло. которое не обрывало бы как всегда,
	спектр на 390—400 мм., но стало бы про-
пускаль его до’ 289 мм., выдуть из него
ламповые колбы, построить и внести изме-
нение (так и оказалось) в деталях обыкно-
венной лампы. СССР должен знать имена
тех людей и названия тех научных това-
риществ, которым он обязан этой работой:

Химик В. В. Варгин и лаборатория Гос.
керамического института в. Ленинграде;
инженер С. А. Векшинский и лаборатория
завода, „Оветлана“ в Ленинграде; профес-
сор. Китайгородский и лаборатория завода,
имени Уханова под Москвой. .

Триста штук окончательно выверенных
долгожданных „солнц“ — лежат маленьким
штабельком на лабораторном столе „Свет-
ланы“. И вот первая техническая заметка,
в результате кропотливых работ: оказалось
удобным строить ультрафиолетовые солн-
ца, мощностью начиная лишь от 200
валт, не меньше. 200 ватт—это, в перево-
де на яркость, около 200 свечей.
	пк ЗН СИА > А

Голоса, скептиков раздадутея погромче: _
	„Нам ли освещать наши конурки 200-
свечными ‘солнцами“, „куда их девать—
тали. яркие и жрущие, к тому же, уйму
энергии лампы!“

Подождите—подечитаем.

200-ваттная лампа, по. ленинградекому
18-копеечному тарифу, расходует около
3 /5 копеек в час. 2 часа в день горения
нового солнца, как показывает подсчет,
оказывается вполне достаточным для того,
чтобы в общем годовом итоге получить в
комнате столько ультрафиолетовой (в пре-
делах длины волн 289 — 310 мм.) энергии,
СКОЛЬКО дает 3a год солнце Давоса.
7Ж30-0 р. 10 коп. в месяц. Но окончатель-
но баланс еще не подведен! Та, же ультра-
фиолетовая лампочка за два часа своего
торения дает ведь и обыкновенное осве-
щение, которое обошлось бы, если бы в
те же часы была ввинчена в патрон
50 — 60 - ваттная слабосильная лампочка,
около 50—60 к. в мезяц.

Итого, не больше 1. 50 коп.,таков
добавочный- месячный расход на добавоч-
ные блага, получаемые от советского

„Лампочка жизни“, домаланий ультра-
фиолетовый светильник, комнатное новое
солнце, — оно уже горит на моем столе,
освещая лист бумаги, на, котором пишутся
эти строки. Совет-
ское солнце! Сколь-
ко багряной краски
прольет оно на, бле-
дные щечки наших
городских детей,
сколько искривлен-
ных и нетвердых
детоких ножек
укрепит и распря-
мит оно...

Нас интересуют
не те лучи, что
исходят с поверх-
ности солнца, & то
их количество и та
Создатель советского хи- их форма, в кото-
а. т. В. В. рой они дозодят, по

земной поверхно-
сти. Все дело в том, что атмосфера—воз-
душная оболочка, земйи поглощает сверх-
львиную долю ультрафиолетовой радиации
солнца, И если бы она ее не поглощала,
человечество и вся жизнь на земле были
бы испепелены жгучим лучистым потопом.
Но в воздухе не только застревает коли-
чественная гигантекая доля энергии ультра-
фиолетового потока солнца, — здесь идет

жесточайший отбор и „чистка“ ультрафи-.
	олетовых лучей по качеству: по длине вол-
ны. Будем знать, что солнце испускает
ультрафиолетовые лучи всевозможных сор-
тов до той кратчайшей длины волны, кото-
-рая в условных единицах и значках физи-
ков обозначается 210 мм. Но ультрафиоле-
	товые волны длиною от 24) ло 210 мм...
	это — страшные волны. При доетаточно
долгом действии, они раз‘едают, сжигают,
убивают живые клетки: обритая мышь после
двух часов выходит из. камеры с незажива-
ющими ожогами на коже и злокачествен-
ным малокровием, от которого погибает
через немного времени. Красные шарики
крови тают, как воск, и погибают первыми
под их смертоносным дыханием. Но все
эти волны 210—270 мм. целиком застре-
вают в верхних слоях атмосферы: на, вы-
соте 4 километров над уровнем моря уже
с трудом обнаруживаются ультрафиолето-
вые волны длиною 273 —275 мм. На той
.же высоте 4 км. остается непоглощен-
ной лишь 0,0000015% всей приходящейся
на долю земли ультрафиолетовой энергии
солнца. 99,999999% застревают целиком в
вышележащих слоях воздуха!

Что же происходит дальше, при спуске
вниз к поверхности моря? Со спектро-
скопом в руках и © физиологической по-
ходно-горной лабораторией сделал, Шарль
Дорно свое изумительное открытие. В узень-
кой группке ультрафиолетовых волн 289—
310 мм. — оказалась сосредоточенной вся
жизнедеятельная сила света. Эти именно
лучи не раз‘едают уже, а созидают кра-
`сящее вещество — гэмотлобин крови, чье
назначение—связываль кислород, поступа-
ющий в легкие. Они же? отлагают извест-
ку в костях ребенка. Итак, вот почему
так бледны щечки наших, запертых целую
зиму в каменных колодцах домов, ребяти-
шек, вот почему так долго не зарастают
„роднички“ на их темени, и мякнут, кри-
зятся коленки... Рахит — как результат
ультрафиолетового голодания городов!
Это—внаменитое открытие Хульдчинского.

Но крайняя граница—289 мм.— блатоде-
тельных лучей начинает застревать в воз-
.‚ духе уже на высотах ниже 1500 м. над
уровнем моря. На этой именно высоте и
стоит Давос и лучшие клималические ку-
рорты мира, где крепнут иногда даже са-
	ультрафиолетовый.
Horox. ПО ых Новое солнце“ — ультра-
ры эти прорабаты-. ”_ фиолетоваь ламиа
ваются еще в лабо- Е
ралории тов. В. В. Варгина, можно 0б0й-
тись и домашними средствами. В отличие
от всех сортов бумаги и материи, кусок
обыкновенной чертежной кальки, в гри-
венник ценою, свернутый в трехслойный
колначок и надетый на уфиолевую лампу,
представит прекрасный проницаемый для
уфиолевых лучей (как открыл американек
Юнг) абажур. Три слоя кальки умеряют
200-свечный свет, мягко рассеивая его и
позволяя — не боясь за глаза, — смотреть
на лампу. 8 слоев кальки дают уже полу-
мрак, удобный, например, при облучении
постельки спящего ребенка. Кальку нужно
налянуть на проволочный каркасик так,
чтобы он не прилегал ближе, чем на 2 см.,
к стеклу лампочки. Иначе, от сильного
жара лампы. калька скоро назнет обу-
гливалься.

Второе и не менее важное указание: ре-
гулируйте расстояние от комнатного солн-
ца до того Места, где сидит облучаемый.
Мы знаем уже, как сильно поглощает
воздух ультрафиолетовые лучи. Если за-
гналь лампу под самый потолок, то едва
ли можно расечитываль получить и 1/1
часть „лучистого климата Давоса“. Наи-
вытгоднейшее для 200 -ваттной лампы рас-
стояние—3/, метра от облучаемого об‘екта.
Таким образом, если вы занимаетесь пись-
менным трудом на дому, то смело ввин-
чивайте 200-валтное солнце (снабдив его
самодельным кальковым колпачком) в па-
трон вастольной лампы: нормальное рас-

стояние этой последней HO лица пишущего
	как раз около */, MeTpa.

Если же вы читаете, готовитесь к заче-_
там и т. д. за етолом под висячей, с под-
вижным шнуром, лампой, то не полени-
тесь смерить сантиметром расстояние до
своей головы от патрона и раз навсегда
отрегулируйте длину шнура, лампы.

Если вы хотите, ваконец, принимать
полные „солнечные ванны“ и круглый год
ходить заторелым, густо - коричневым ©
толовы до пят,—то, реализуя эту изуми-
тельную возможность (как реализует ее
уже автор этих строк), помните: во-пер-
вых, здесь обязателен, как и в случае
ванн природных, совет врача. Во-вторых,
можно принималь зимние ультрафиолето-
вые ванны лишь при достаточной темпе-
ратуре комнатного воздухе. Удобнее всего
облучаться новым солнцем вблизи т0-
пящейся печи. После нескольких получа-
совых сеансов тело начинает постепенно
покрываться загаром. ‘

Через немного месяцев новое солнце за-
сияет в советской квартире.
	В. KE, Львов