ПОЛЯРНЫЙ ПОРТ
	Немо из Мурманска Гатьяны Тебе
	Согретый победоносной теплотой Гольф-
штрома, Мурманек, этот незамерзающий
порт Дедовитого океана, лежит у север-
ных земель, туго связанный с протянутой
к нему Мурманской железной дорогой. Так
же, как дорога, как и сам город, порт был
рожден мировой войной. До войны порто-
вым центром этого побережья была, Ека-
терининская гавань города, Александровска,
лежалцего на несколько градусов северней
Мурманека. Мурманск опустошил гавань,
Торговые и военные: суда перешли из ти-
хих заливов Александровска в новый мо-
лодой порт. Выгодное географическое по-
ложение дало возможность порту ускорить
свое развитие. Большой Северный путь,
идущий от Москвы до полярного края,
был продолжен в океан.
	цирные воды гавани нолощутся у бере-
гов. Огромные иностранные пафоходы
	стоят в порту. Гяжелый коричневый гол-
	ландец „нагтзит“ привез нам хлопок и
стружает его на пристань. Пушистые тюки
высоко подымаютея лебедкой, несколько
секунд висят в воздухе-и по конвейеру по-
падают прямо в товарные вагоны. Под“
ездные пути подходят внлотную к прича-
лам, транспортный путь не прерывается,
связывая сушу с океаном. Мохнатый лег-
кий хлопок пахнет чужими ветрами. Гео-
` метрические линии движения раздвигают
- влажный прохладный воздух. А рядом с

голландцем стройный и поджарый англий-
ский пароход грузит наш лес. Рыжие бле-
етящие бревна, отрываясь от земли, иече-
зают в темных недрах океалмекого. судна.
Порт жонглирует товарами, отдавая: одни,
подхватывая конвейерами другие. Движе-
	ние это растет, грузооборот’ подымается. -
Для прихода большого количеетва, судов
	углубляют и О Про га;
вань.

В порту строят большую лесную гавань,
окончили постройку каменного здания су-
доремонтных ‘мастерских и снабжают их
оборудованием. Ведутся разработки про-
ектов по механизации порта. Строятся
механические портальные краны для лесо-
экопорта. Готовится большая конвейерная
система, погрузки апатита, нового ыы
ного груза.

Апатит, это — минерал, содержащий B
себе. фосфорную кислоту, необходимую в
сельском хозяйстве как минеральное удоб-
рение. В Хибиноком торном массиве,
расположенном недалеко от Мурманска,
открыты огромные залежи апатита. Ряд
научных экспедиций уходил в горы для
определения качеств минерала, и мест его
залежей. За десятки километров от жилья,
по обрывам и скатам оледенелых гор, в
арктическую зиму, покинутую солнцем, на,
	трех-четырех оленьих запряжках пробира-.
	лись к массиву люди. Минерал был обна-
ружен, ‘исследован. В срочном порядке к
месту будущих работ свезли на, оленях
стройтельный материал для рабочих бара-
ков. Начались работы по постройке грун-
товой дороги и базы у раз‘езда.
	И Мурманский порт тотовится к приему
	нового ценного’ экепортного товара.
	В молодой порт .стягиваетея промыш-
ленность всего края. Из Архангельска
сюда перевели траловую базу. В водах
гавани стали крепкие траулеры, — суда,
несущие на смену кустарям механизацию
лова. Огромные тралы спускалотся © суден
на, морекое дно; они волочатся по темным
глубинам, захватывая на своем пути вею
живую добычу. Траулеры уходят далеко
°в океан, они срезают начисто идущие ко-
сяки рыбы. Мурманские кустари на, своих
парусных ботах не могут угнаться за, ме:
ханическим уловом, не бояшимея глубин.
	‚ Погрузка хлопка в Муруманском порту
	Kak оказал один из рыбаков: „Для совре-
менной. трески налиа посуда не годится,
современная треска стала, хитрая“. И вот
для улова этой „хитрой“ современной
трески оудет строиться „новая  посуда“.

порту налаживается работа судостро-
ительной верфи по постройке усовершен-
	°ствованных” суден. С течением времени
	верфь рассчитывает включить в постройку
	И суда большого тоннажа, в чаетностиы—
	зверобойные.
Властительница северных вод--треска—
	идет. в порт лавиной. С траулеров она
	нонадает в огромные склады. Длинные 0е-
тонные здания принимают рыбу: Она, мок-
нет в: свирепом раесоле глубоких баков.
Пересыпанная крупной солью, сложенная
чудовищными ‘штабелями, она’ сушится,
прессуется.

Прошедшую все процедуры рыбу скла-
дывают в железные бочки, поверх них оде-
	вают деревянную одежду вторых бочек. .
	трохая по доскам пристани, катится B
бочках к пароходам готовая треска, — цен-
ный и обильный экспортный товар.

Треска вообще рыба богатых возмож-
ностей. Из тресковой печени делают ме-
дицинский рыбий жир. На территории
Мурманекого порта достроен и пущен в
ход фильтровочный завод по очистке рыбье-
го жира. Техническое оборудование этого
завода доведено до той трани, где техника,
уже оближается с чудом. Большой завод в
	° Три этажа обелуживается в одну смену
	двумя рабочими. Весь штат завода состоит
из семи человек, включая сюда и админи-
страцию. Е

Мы были на этом заводе в вечернюю
смену. Сотрудник местного ГПУ любезно
сопровождал нас, знакомя 0’ строитель-
ством города. Под фуражкой дежурного
милиционера круглилось свежее женское
лицо-цвета малины со сливками. „В Мур-
манске шесть женщин милиционеров“, —
сказал нам наш спутник.

Фильтровочный завод работал. B copep-
шенно пустых, абсолютной чистоты отде-
лениях работали манны. Легонько по-
фыркивая и позванивая, они двигались
совершенно самостоятельно, не заинтере-
сованные в человеческих руках. Мы шли
из отделения в отделение, — там работали
прессы, шевелились фильтры, по металли-
ческим каналам перегонялся жир.
	Мы шли по отделениям завода. Мы
видели баки, куда поступает жир, со-
бранный с©` отстоявшейся и подогретой
печени. В баках жир вновь отстаивается
дважды, давая осадок, из которого .де-
лаются химические жиры. После второй
отетойки жир поступает по трубам в. 060-
бое отделение, температура которого долж-
на быть не менее одного традуса ‘ниже
нуля: Вемчужная корка инея оседает на,
трубах, компрессоры работают, охлаждая
воздух. Низкая температура нужна для
выделения стеарина; здесь жир филь-
труется сквозь особую систему. полотняных
фильтров. Стеарин остается на, полотне, и
по узким открытым каналам стекает гу-
стой жир, янтарный. абсолютно прозрач-
ный, утерявший пресловутый запах.
`Первого рабочего ‘мы увидели в отделе-
нии, где под прессом выжимался стеарин.
	Рабочий клал стеариновую массу в чистые
	вухие полотняные салфетки, заворачивал
и укладывал в вагонетки, ‘движущиеся
нод пресвом. Стеарин отжималея, осадок
шел также на изготовление химического
жира.

Второго рабочего мы так и нехувидели.
Но видели, как в пустой комнале мерно и
спокойно работает гидро-пресе, подымая и
опуская свое стальное тело, влажное, бле-
стящее, как тюлень. Мы видели, как сиол-
зают из фильтров. золотые струйки жира,
как бегут они по стокам, отливая блеском
алитанского, чистые и приятные на, вкус.
Мы видели силу механизмов, блеск техни-
ки, барьер, взятый прогресеом. Мы елы-
шали четкий пулье творческой мысли,
превратившей машины в живую, осмы-
сленную силу. Мы очень многое увидели и
поняли на трех этажах новенького ква-
дратного здания Мурманекого фильтровоч-
ного завода».

Готовый рыбий жир вновь поступает в
порт. Порт н Мурмачекая железная дорога
несут на себе работу по оправданию всей
промышленности края, ‘передвигая ее по
земле. Город Мурманск, по глиниетым от:
косам сбегающий к порту кудлалой суетой
домишек, растет за, счет порта, его жизнью,
его силой. Порт—это“голое края, которым
он говорит с миром. Он включает безлюд-
ные земли в движение мира.
	Toamesnta Тэес