]

A

у

\

К
\

43 июля 1948 года, Ne 164 (7480).

_Нагляяные пособия
на политзанятиях.

: Сре етолов, улучшающих качество лифицированных калров для  промышлен-
бануанятин, Немаловажное значение   ности, С. Бабаевского «Кавалер Золотой
виеет широкое привлечение наглядных   Звезды», повествующая о восстановления
пособвй. Общензвестно, что зрительное вос-   разрушенной войной холхозной  ереван
приятне помогает слушателям закрепить в Ценную инициативу проявил Начальник
озмяти и лучше усвоить изучаемый мате-   клуба гварлии лейтенант Ocranos Он при-
рнал. Географические карты, дизграммы,   обрел для влуба несколько алоскопов и
схемы, выдержки из уставов у многих ру- большой набор диапозитивных фильмов.
кополителен стали ооязательными нагляд- В подразделениях систематически демонет-
пыми пособвями во время полатзанятий.   рируются для солдат, сержантов и старшин
Для изготовления наглядных пособий   Дизпозитивные фильмы, подобранные к те-
некоторые руководители часто привлекают   мам политзанятий. Диапозитивные фильмы
соллат и сержантов из числа своих слуша-   «Великий план», «Огни пятилетки», «Мор-
телей. Так, например. в одном похразделе-   кие и сухопутные границы СССР» и дру-
Hig к занятиях по теме «Союз Советских   гие оказали существенную‘ помощь солда-
Социалистических республик» при помощи   Там, сержантам и старшинам з их учебе.
рукаволителя капитана Чикуленко слушз- Одним из самых действенных наглядных
тели сами нанесли на географическую кар-   средств являются кинофильмы. Советские
ту размещение природных богатств нашей   художественные и документальные филь-
Ренны и Новостройки послевоенной  мы и кивожурналы-— мощное средство аги-
сталинской озтилетки. Эта карта способет-  тации и пропаганлы. Они должны занять
вовада хорошему усвоению солдатами изу-   важное место в системе полятзанятий, Так;
Чаемойн TOMBE. например, е некоторых подразделениях при
Руководитель политзанятий лейтенант   изучении. темы © Вооруженных Силах
Нечволозов умело использовал на многих   Ветского- Союза, были продемонстрированы
занятиях одакаты о пятилетнем плане, о кинофильмы «Берлин», «Разгром Японии».
социзанстическом соревновании. =, Бинофильм «Клятва» послужил хорошей
Главное Политическое Управление Во-   налюстрацией к теме о военной  присяте.
оруженных Сил обязывает  политорганы   Такие фильмы, как «Высокая награда»,
пироко использовать Дома офицеров и клу-   «Подвиг разведчика», пропаганхарующие
бы в помощь  политзанятиям. Организуя   Необходимость высокой бдительности совет-
книжные витрины с рекомендованной лите-   бких людей, были пролемонстрированы пра
ратурой и выставки, они могут оказать   изучении чтемы.ю бдительности и строгом
большую помошь руководителям и солда-   храшении государственной и военной тай-
там, сержантам и старшинам. Многие клу- ны. Дяя иллюстрации темы‘о моральном
бы проявляют в этом направлении хорошую   облике советского воина’ были использова-
инициативу. Вот как выглядела одна из] ны фильмы: «Валерий Чкалов», «Два бой-

выставок в клубе Н-ского
ввященвая послевоенному
плану.

гарнизона. по-  14», «Как закалялась сталь».
пятилетнему  .

Некоторые
вичиваютея только подбором

политработники не огра-
@ демон-

В центре лозунг: «Изучайте сталинский   страцией фильмов к темам политзанятий, а

пятилетний план». Шо
реты Ленина и Сталина.

бокам — порт-   организуют перед киноседнсами чтение

Здесь словз   кратких лекций, об`ясняющих содержание
И. В, Сталина. «Реальность нашей про-  картин. Так, например.
трахмы — это живые люли. это мы «  пией солдатам

перед демонстра-

фильма <«Каатва» вы-

вами, паша воля № труду, наша готовность! ступил ружоволитель семинара нолитзаня-

работать по-новому. наша решимость ВЫ- тий офицер Симоненко, Он расежазал вои-.
дизграммами   нам о теме фильма, ввел зрителей в оббта-

полнить план». Цифрамв в

наглялно показано, что ласт новый  пяТи-  новку действия картины и умело  свазал

летний план Родине в 1950 году. Здесь же  свое выступление с темой

яркие иллюстраций

рассказывают ©’ ходе! ‹ Военная

политзанятий:

приезга—клятва советского

досрочного выполнения пятилетнего плана.   воина на верность  Родине». .

Библиотекарь пополнил выставку реко-

Умелое и широкое использование разно-

мендательным списком литературы и вит-  образных паглядных средетв в помощь

риной © книгами по теме выставки. Среди   политическим занятиям
них—кииги Н. Михайлова «ал картой Ро-   венную роль в повышении

сыграет сущест-
политической

‚дины», В. Курочкина «Бригада  смышае-   подготовки солдат и сержантов.

ных», рассказывающая O подготовке ква-

Капитан М. ТОВАРНОВ.

О ДРУЖБЕ И ТОВАРИЩЕСТВЕ

0 лружбе и товариществе провел беседу
старший лейтенант Уманекий.
ярко показал великое.
В. И. Ленинз и И. В. Сталина, рассказал

© том, как вожди нашей партии об’едянила

трудящихся на борьбу ¢ самолержавием,
приведи их к побелоносной Октябрьской
революции, создали Советское государство.
С ватересом, выслушали солдаты рассказ о

твойековом товариществе в’ период Beant

Отечественной войны.

ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЯ

В работе руководителя  политзанятий
лейтенанта Клипина укоренилась вредная
практика. Он разбрасывается, рассеивает
свое внимание, избегает конкретности, как
говорят здесь: «держит речи в междуна-
родном масштабе». ‚

И чтобы чувствовалась связь руководи-
теля
вызывает слушателей. .

— Товарищ Гусаров, поднимитесь. —

Гусаров поднимается и, минуту поетояв,
салится.

Тридцать минут дорогого времени ушло
на скольжение по давно известным  исти-
нам международной жизни.

Слушая руководителя, сержанты сладЕо
зевают.

Велиний пмесний механик

Офицер
содружество

с зулиторией, он время от времени

Офицер умело использовал в беседе

фак-
ты из жизни подразделения. +

— У нае был такой случай, — сказал!

тов. Уманский. — Олин из военнослужз-

щих совершил диспиплинарный проступок.

0 проступке знал сержант. Калинин, но че

сообщил командиру. Это пример. аожной:

дружбы. -

Беседа 0’ дружбе п: вайсковои товарища:

стве произвела’ на воинов больное в
жевие. 8 ei оо
Младший сержант А, МОСКВИН.

_ 0 чем только ни говорил Ramnan, но
главному— изучаемой теме «Пути завер-
шения строительства.  социалистического
общества и постепенного перехола’° от с0-
циализиз в коммунизму в СОСР»—так в
не уделил должного внимания. = =
Вот почему из беседе ни младший  сер-
want Ахламченко, ни младший сержавт
Нужный He смогли рассказать, каковы %9
пути завермения строительства сопизли-
стического общества и постепенного  пере-
хода от социализма в коммунизму, хотя
эта тема формально значится изученной.
- Капитан А. РУСАНОВ. _

}

(К 130-летию со дня смерти И. П. Кулибина)

_ В один из лекабрьеких дней 1776 года

зо дворе Петербургской Академии изук

царило необычайное оживление. Здесь
можно было увидеть и Энаменитого мате-
_матика Эйлера, и зкадемиков Румовского,
Котельникова, и многих других русских
ученых. Посредине двора возвышалась
большая 14-саженная арка. Сделана она
„была из множества деревянных брусков,
образовывавших ее решетчатые фермы. Это
была молель моста через Неву. Один из
‘ученых сказал, посмеиваясь: «Мы уже из -
ездили два моста, станем доезжать третий».
Вель две модели моста, представленные
Акалемии иностранными механиками, рух-
нули пря испытании. Сегодня ученая ко-
миссия пришла ироверить работу русекого
мехавика Ивана Петровича Кулибина.
Испытания начались. Рабочие ‘уклады-
вали на середину модели одну за другой
кованые железные полосы. Модель стояла
‘нерушимю. Серьезнее становились лица
членов академической комиссии, которые
еще недавно с иронической улыбкой ждали
начала испытания. И наконец, на мохе-
ли — 3300 пудов-столько она должна
была выдержать по условиям испытания.
Модель уже выдержала трудный экза-
мен, но изобретатель распорядился, и рабо-
чие стали укладывать на модель кирпич,
оказавшийся поблизости. На. 6570 пудов

возросла нагрузка. Модель попрежнему
Re шелохнулась. Больше класть было
нечего,

Изобретатель пригласил. членов KOMHC-
сии. в они все взошли на этот маленький,

30 такой прочный мост. Торжество русского :

изобретателя было полным. Самый уважае-
мый член комисени — Эйлер,  навлонив-
шись © моста, протянул Кулибину руку,
торяче позлравляя его с чобедой, © <03л8-
нием моста невиланно смелой конструкции,
небывалого в те временз. ;

..Юю времени работы над проектом за
плечами Швана Петровича Кулибина был
Толгий тернистый путь, 16 которому при-
холнлось в те времена идти каждому про-

стому русскому человек, тянувшемуюя ®
знанию, к культуре. Озмодержавие было
ярым противником народного. просвещения,
правящие круги стремились держать наш
богатый талантами народ в темноте и
невежестве.

Кулибину пришлось перенести Te же
трудности, которые стояли нз тути к Зна-
HW перед его современниками— гигантом
мировой науки М. В. Ломоносовым и. перед
великим изобретателем паровой машины
Йваном = Ползуновым, передо Родионом
Глинковым, создателем первой в мире
механической прялки, десятками си де-
сятками других талантливых простых рус-
ских людей.

_ Родившийся в. Нижнем  Мовгороде в
1735 году; в семье простого человека,
Кулибин не смог попасть в. школу. Грамоту
пришлось постигать самому. Талант меха-
ника, любовь к изобретательству  сказа-
лись рано. Мальчиком Кулибин, вопреки
воле ролных, прочивших его в приказчики,
увлекается постройкой маленьких мельниц,
крупорушек, иылюзов, корабликов.

° Стремясь полнее постигнуть тайны меха-
ники, мальчик отыскивает и читает Ениги
5 маптинах и механизмах. В те же годы по-
знокомился он с сочинениями своего вели-
кого соотечественника Ломоносова; Особый
интерес вызывали ‘у него часы. Он стано-
вится часовщиком. Слава о нем, как 0
чудесном, искусвом мастере, быстро обле-
тела Нижний и окрестные города.

Занимаясь починкой и изготовлением
часов, Кулибин мепрерывно учится — он
самостоятельно изучает математику, физи-
ку, Его влечет новое. И он задумывает
часы, хитроумнейшие. невиданные.

Три года он трудился Haq выпол
нением своего замысла. 1767 году
часы были тотовы. Это было поистине

чудо: механики. В маленьких часах, чуть
больше утиного яйца, изобретатель разме-
стил 437 разных устройств.

Пелое феерическое представление. в ко-
тором действует множество миниатюрных

1 красуетея парк. Построены тир, .
  танцовальная ‘площадка. Художник. Воно-

КРАСНЫЙ ВОиНн т

_ Письмо
земляка

Я написал письмо ©воему земляку в
колхоз «Память Ленина», Одесского рано-
на, Омской области,  демобилизованиему
венну Николаю Опанасенко. Поделилел <
ним. убпехачи в боевой и политической
подготовке и всвою очередь попросил рас-
сказать о своей работе. Вот что ответил
на мое письмо зеуляк:

«Лерогой друг! Возвратившись домой из
рядов Советской Армии, я сразу взялся за
любимое дело, Сейчас руковожу животно-
водством в колхозе. Наше хозяйство ежеме-
сячно растет и крепнет. В этом году пере-
довые доярки колхоза сохранили целиком
весь приплод в количестве 100 голов, a
лучшие свинарки Надя Бойко и Anja
Кропак получили or каждой свиноматки
по 6—8 поросят. Я упорно работаю над
развитием животноводетва в нашем колхо-
36, сам слежу 33
водопоем лошадей, за их упитавностью.
Конюх-стахановец Антон Романюк, недавно
вернувшийся из армии, вырастил для вас
пару орловских рысаков, за что получил
премию. Большое внимание уделяет наше
правление колхоза увеличению поголовья
овец; коз, птицы, Уже созданы птицефер-
ма и овцеферма. План развития животно-
водства за 1947 год колхоз перевышюлнил,
‘сдал государству сверх плана 33 тонны
мяса и 150 тысяч литров молока. Как и
весь советский народ, мы выполняем
послевоенную пятилетку, не жалея сил.

Чувство законной гордости за 6800
страну, за свой народ, за свою доблестную
Советскую Армию живет в каждом из нас.
Я призываю воинов служить Родине чест+
HO, зорко охранять нате мирный бозида-
тельный труд».

Пасьмо земляка глубоко взволновало. ме-

ня. Оно прибавило мне сил и энергии в
учебе и службе.
Рядовой Н. СЕМЕНОВ.

Старшина Стекольщиков
—хороший художник

-Всеобщее уважение войнов завоевал
хуложник старшина Стекольщиков. Он
добросовестно  трудитея над созданием
высокоилейно0ой и выразительной  на-
глядпой агитании. Ею’ украшены стены
клуба, территория лагеря и ротные ком-
наты политнроеветработы. ay

Тов. Стекольшиков отлично ‘оформил
стенды, посвященные пропаганде Гимна
Советского Союза и военной присяги. Им
же создан красочный монтаж «Сталинский
пятилетний план восстановления и разви-
тия народного хозяйства СССР». -

Сейчас художник готовит серию картин,
посвященных истории ‘нашего  подразде-
ления.

За свою честную работу старшина Сте-
кольщиков имеет несколько поотрений.

Сержант Л. ЧУРИН. .

‚ПАРК ДОМА ОФИЦЕРОВ

`В зданию нашего Дома’ офицеров ‘приле-
тала наредкость захламленная местность.

На партийном собрании было решено obo-

руловать на этой территории евоими <ила-
ии Все сотрудники Дома офоперов
190. ржали это решение.“

Весной были посажены десятки тополей,

‘сирени, зкации.

`°_ Теперь па месте заброшенной территории
эстрада,

патов написал портрет Маршала Советского
‘Союза’ Бултанина. в

-В будущем году мы закончим оборудовз-
ние нашего парка и сделаем его уютным и
культурным местом отдыха. т
Лейтенант В. СМИРНОВ,

_ Когда заговорит радио?

^ ‘У mac во’ врема бури‘ была ‘повреждена
радиосеть. С тех пор. прошло немало време-
ни; а радио: попрежнему молчит. Молчит и
начальник радиоузла тов. Шупейко. Мы
его спрашиваем:

— Когда же заговорит радио?
`Младший сержант М. САЛИМОВ.

фигурок,
часно разыгрывалось внутри этого чудее-
ного механизма.

Ho не только удивительными Часами
обогатил Кулибин технику в течение этих
трех лет. Он построил два телескопа, мик-
роскоп; электрическую машину. Работа
нах изготовлением этих приборов должна
быть расценена как изобретательский под-
виг, Рецепты изготовления стекла, слосо-
бы шлифовки линз, металлических зеркал,
определение их оптических  свойств— все
это было в те времена тайной. Мастера
ревниво хранили сокреты своего ремесла.
Силой своего тения Кулибин разгалал эти
секреты и построил приборы, ничуть
не уступающие прославленным  антлий-
CREM.

Слава создателя удивительных 4acop
дошла до Петербурга. И вот Кулибина вы-
зывают в столицу, в Академию наук, заве-
дывать академическими мастерскими.

Окрыленный надеждами утолить жажду
изобретательства, мечтающий отдать свои
силы й талант наз пользу родине, едет Ку-
либив в Петербург. Это было в начале
1769 года.

Искуюный механик приводит в порядок   фейерверки. Великие же и полезные изоб-

мастерские Академии, пришедшие в упадок
после смерти Фомоносова. Под его руковод-

уходом, кормлением и

Старшина В. Бедарев — лучший физкультурник подразделения. Ero любимое ‘за-

’ нятие = гимнастика. Ежедневно тренируясь, он достиг хороших результатов и`от-
лично выполняет труднейшие упражнения.  На снимке: ‘комсомолец старшина В. Бе-
дарев показывает воинам свое гимнастическое ‘мастерство:

_ ЛУЧШАЯ В УЧИ
ПОЛИТПРОС

На берегу “Волги, среди зеленых елей и
сосен, раскинулись палатки, ° Это лагерь
Ярославского дважды — Краснознаменного
Военно-Политичеекого ‘училища имени
В. И. Ленина.

0с0бое внимание привлекают художест-
венно оформленные  лагерные комнаты
политико-просветительной работы. Здесь в
свободное от занятий врёмя, в часы мас-
совой работы курсанты самостоятельно по-
вышают свои военные и политические
знания, читают книги, журналы, газеты,
OTABIX AIT. ;

Комната политиросветработы подразделе-
ния, где секретарем партийной ортаниза-
ции курсант Друцкий, — лучшая в учи-
лише. Прежде всего бросается в глаза
отличное внешнее оформление этой комна-
ты. Перед входом укреплен портрет
товарища Сталина. Специальные щиты
посвящены = военной присяге и. Гим-
ну Советского Союза. На большом крас-
ном полотнище расположены ‚портреты
членов и кандидатов в члены Политбюро
ЦЕ ВЕПЕб).

Территория, прилегающая . в комнате
политпросветработы, обнесена аккуратным
заборчиком. Посреди-этой полянки—боль-
шой. стол, скамейки. По углам расположе-
ны столики с шахматными досками.

Комната — политпросветработы — богата
разнообразной. идейной, ‘целеустремленной
наглядной агитацией. Большой лозунг при-
зывает учиться’ сегодня лучше, чем вчера,
8. завтра лучше, чем ‹егодня. На’ спе-
циально. смонтированном стенде приведен
текст приказа № 18 Министра Вооружен-
ных Сил Союза ССР. Ниже расположены
хорошо подобранные выдержки из уставов.

Привлекают внимание  фото-витрины,
посвященные передовикам- физической пол-
готовки, Сверху. ` лозунг — «В Советской
Армии физкультура является составной
частью боевой -выучки о войск». На фото-
снимках показаны ‘лучние ‘спортемены:
офицер Журов. курсант Деревнин; сержант
Пантюхин и многие `друтие.

На щите слева. собраны. фотографии от-
личников учебы — куюсантов Вавилова,
Зольникова, сержанта Тарасова и других.

`На лоске «Наши, успехи» показаны три
грамоты, выданные начальником  учи-
лиша командам курсантов подразделения;

a

На-лнях ло инициативе офицеров Туре-
ева и Евебева у нае был организован по-
каз учебното кинофильма «Форсирование
рек»; В нем воины наглядно увидели, как
проводится разведка реки, подготовка пере-
‘правы, форсирование водного рубежа в

ством. мастерокие начинают не только про-

профессорами он черпает все’ новые и но-   вано на Неве. Оно прошло мимо
физике,   дворца, из которого на это «новое увесв-

вые сведения. по математике,
механике. ‘

силу, он ищет дела большого,
достойного. В 1771 тоду у него созревает

а

°_ На. экране—учебный фильм

Фото А. Мурахина.

ЛИЩЕ КОМНАТА
ВЕТРАБОТЫ

завоевавшим первое и ‘Второе места Ha
ЛЫЖНОМ кроссе и по стрельбе из винтовки.

В комнате политиросветработы имеется
передвижная библиотека. В ней собрано
немало политической, военной и художе-
ственной литературы. На’ столиках раепю-
ложены книги и материалы к изучению
биотрафий В. И. Ленина и И. В. Сталина,
статьи по вопросам идволотической работы
партии. : .

На стенах вывешены боевые листки,
стенная газета «За Родину».

Работа комнаты. ‚ политпросветработы
строится по плану; охватывающему основ-
ные мероприятия, проводимые в подразде-
лении: собеседования с курсантами по во-
иросам текущей политики, , совещание
партактива роты, подведение итогов учебы
за’ неделю, беседы о дисциплине м распо-
фядке дня в лагерях, беседы о ‚спортивно-
массовой работе. i :

‚Секретарь партийной’ организации ‚ тов.
Друцкий ‘опирается. в своей работе Ha
актив, состоящий из хулжников,  агита-
торов, редакторов боевых листков, затей-
ников, плясунов, запевал и музыкантов.

Каждый из активистов имеет’ конкретный’

‘участок работы: курсант Феногенов отве-
чает за художественное, оформление. вомна-
] ты, сержант Виноградов’ руководит музы-
кальным кружком ит. п, и,
За последнее время в комнате

проеветработы проведено несколько. бесед
‘на различные темы. Офицер Зеленый про-
Ber беседу на тему: «Илеологическая pa-
бота нашей партии», коммунисты: Борисюк
и Щукин организовали занятия по изуче-
нию» биографий В. И. Ленина и
Й; В. Сталина. Снайпер. сержант Росляков
поделился своим опытом. Юроме ‘того прово-
дятся консультации ‘по основам марксизма-
ленинизма, политэкономии, военной тото-
графии. с:

Bee stm мероприятия спобоббтвуют Heye-

JOHHOMY .pocTy, . популярности
комнаты политиросветработы,

лагерной

Подполковник П. ЛИНОВИЦКИЙ.

условиях боевой. обстановки, как отгани-

зуются паромная и десантная переправы, .

форсирование вброд и вплавь, нереправа с
Pinte подручных и табельных ередств:
Гвардии майор С. ШЕСТАК,

полит-

Из. редакционной
почты
*:

СОЛДАТ НАШЕЛ _
СВОЮ ОШИБКУ _

Взвол возвращалея го стрельбища. На
строение у всех было приподнятое—стреля-
ли хорошо. Только солдат Холодный шел в
опущенной головой.

— В чем дело? —спрашивали. его товаз
ищи. °

А дело было в том, что старшина еще
утром наложил дисциплинарное взые-
кание на рядового Холодного за нерадивое
отношение к винтовке. .

Солдат. Холодный Комсомолец, и вече-
ром его вызвали на заседание бюро ВЛКСМ.
Здесь, перед лицом своей организации, он
еще больше почувствовал свою вину.

— С винтовкой, которая вам вручена,
ЕЕ Холодный, наши отцы завоевыва-

ли’ советекую власть,—-говорил- секретарь
комсомольской организации старшина Па-
нов.-—С этим оружием наши старшие
товарищи отстаивали завоевания Октября
в тоды Великой Отечественной. войны, Вак
же после этого можно не любить наше
прославленное отечественное оружие!
‘Рядовой Холодный дал слово Никогда
большие не допускать халатноте отношения
к винтовке. И он © честью держит свое
слово. Трехлинейная. винтовка У солдата
Холодного теперь всегда отлично вычищенз.

Гвардий сержант A. РУМЯНЦЕВ.

ИНИЦИАТИВА
ВОИНОВ \

_ Автомаяцина требовала серьезного ремон-
та. Ее`нало было пустить в ход. побыстрее:
Ho rie взять запасные части? На складе
их не оказалось.

Коммунист старшина боловьев ‘и комео-
молец младший сержант Дробат вызвалиев
изтотовить нужные части в ©в0ей MacTep-
ской. Ивициативу воинов ° поддержал
командир. ’Завипела дружная работа.
Тл. Соловьев и Дробат < помощью других
воинов-ремонтников сдержали свое 1080.

Старший лейтенант
И. ЛИТВИНЕНКО:

В. БИБЛИОТЕКЕ

Большой светлый зал. На полках акку-
ратио расставлены книги. На столах лежат
‚подиивки газет. На стенах яркие стенды,
рзесказывающие о жизни и деятельности
В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. Горького
и В. Белинского. Здесь же выставка про-
изведений;, ‘отображающих Великую 0те-
чественную войву. ,

В свободное время сюда приходят
курсанты и офицеры получить внити, по-
читать журналы и газеты.

На-лнях тю инициативе библиотекарши
тов. Шуплико и лейтенанта Потемкина у
нас состоялась читательская конференция
‘по книге лауреата Сталинской премии
Б. Полевого «Повесть о настоящем челове-

ке».
Курсант А, КАМСКИХ.

те

ПЕРВЫЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ.
ПОЛЕТЫ
В эекадрилье капитана Козуева настали

долгожданные дни. Молодые авиаторы

впервые самостоятельно пилотируют само-

лет.
 1 Вурсант Коноплев получает разрешение

‚  на вылет” Дежурный указывает белым

флажком направление взлета, и самолет;
пробежав пю земле, плавно уходит, набирая
высоту...

‚Куреанта ’Коноплева поздравляют $
успехом товарищи, поздравляет летчик-
инструктор старший лейтенант Холодков.

‚ В этот же день самостоятельно летали
курсанты  Васильев, Шмыков, Мажеев.

Старшина Г. КРАПИВА.

Борисоглебское авиационное училище
= ‚ _ Имени Чкалова;

3 В 1782 году Кулибин сконструировал   считать все силы, которые возникнут в
`изводить ремонт, но и изтотовлять самые   замечательное «водоходное» судно, могущее
‘сложные приборы. А сам Булибин совер-   двигаться против течения реки, используя
шенствует свои знания. Из книг, бесед < силу самого течения. Судно было опробо-.

Зимнего

балках, опорах и узлах будущего сооруже-
  ния. Тениально тост был этот ©10с0б,
Подвешивая к натянутой веревке тирьки,
Кулибин создел силовое подобие своего
моста. Этот метод в несколько измененном

:   ление» смотрела Екатерина П. Изобретение   виде, под именем «метода, веревочного мно-
Но работа в мастерских не может уто- было одобрено, но на этом дело и кончи-

] лить его творческой жажды. Чувствуя свою   лось, Никто и не думал использовать его
крупного,   всерьез.

Не дали хода и. «самокатке» Кулибина—

сопровождаемое музыкой, еже-

идея построить постоянный мост через экипажу,  приводившемуюя в движение.
Неву, _ : мускульной силой человека, предку вело-
Изобретатель смело’ решает перешатнуть   сипеда и хрезины. Булибин спроектировал
трехсотиетровую ширь реки одной аркой,   первый в мире железный мост—пафские
— построить постоянный моет, ве мешаю-  чиновники загубили и этот проект.
щий судоходству. ) Остались. без серьезного. применения и
С жаром отдается он решению этой   «кулибинокий фонарь» — первый в мире
труднейшей задачи. Пять лет напряженно-   прожектор, и «оптический телеграф» —
то, влохновенного труда. Наконец, готовы   одно из крупнейших изобретений TOTO Bpe-
чертежи, расчеты, построена и_ успешно   мени, предшественник телеграфа  электри-
испытана модель. Реальность проекта л9-  ческого. А много позднее царское ‘ прави-
казана полностью. Изобретатель счастлив.   тельство купило у француза Шато за
Ему кажется близок час исполнения жела-  120 тысяч рублей и крупную пожизнен-
ний. Но его ждало горькое разочарование.   ную пенсию «секрет» «оптического ‚ теле-
Трудно было в царской России получить графа», системы, менее совершенной, чем
знания. А еще труднее было русским нова-   кулибинский.
торам, людям, жившим: в. экономически от-  В эм позорном факте, как в капле
сталой, задавленной  феодально-крепостни-  воды, отразилось раболепие, низкопюклон-
цеским гнетом стране, воплотить в жизнь   ство: ‘перед“ всем заграничным, - столь. ха-
свои творения, Не поддержку, не помощь   рактерное для правящих кругов тогдашней
ветречал изобретатель, а одни лишь. препо-   России. Они тотовы: быти тпригреть и  обла-
ны, стены молчания, пренебрежение. Кули-  скать любого проходимца, лишь бы он был
бинский мост —— высочайшее постижение   из-за границы. :
инжнерной мысли того’ ‘времени’ -—— разде-  Немецкая‘ академическая ‹ партия, Ha.
лил судьбу. многих. замечательных. русских   борьбу с засильем которой ‘немало сил
изобретений, сделанных в прошлом, — он  потратиз Ломоносов, всячески стремилась
никогда He был построен. Модель же, по-  третировать и‘великого русского механика.
стояв во дворе Академии, потой служила  Будучи не в силах отрицать явные успехи
«забавным мостиком» через канаву в Тав-  Кулибина и не имея возможности обойтись
вическом саду. без его помощи; эти недруги: русской науки
Тратедия Кулибина только начиналась.   презрительно › называли: его. «самоучкой»,
Тажая же печальная судьба постигла м все   пытались создать легенду о‘нем, как о
другие его изобретения. Парский двор,   невежественном человеке; творящем благо-
снисходительно покровительствуя великому   даря лишь какому-то чудесному инстинкту,
механику, лишь преступно растрачивал его   Это была клевета. SETHE
драгоценный дар на выдумывание увеселе-  Великому русскому механику в высшей
ний для балов и празднеств. Его заставля-   степени были присущи те’ качества, кото-
ли строить забавные игрушки-автоматы, рые’ мы вкладываем в современное понятие
устраивать фантастические иллюминации,   инженера.
Работая, например, над проектом своего
ретения Кулибина оставлялись без внима-  моста, Кулибин обогатил теорию механики,
НИЯ, создал способ, позволивший заранее рас-

тоугольника» прочно
строительного дела.
Не довольствуясь одними расчетами,
Вулибин построил специальную  испыта-
телыную машину, © помощью которой про-
верил конструкпию своего моста. Выхохое
инженерное искусство изобретателя ярко
проявилось и в том, как он отобразил

вошел в теорию

гигантокий мост в десятикратво уменьшен-

ной модели. Он дал тенизльноее решение
вопроса о том, как в модели воспроизвести
точное механическое, 2 не только внеш»
Hee, геометрическое. подобие крупного’ со-
оружения. Он создал один из важнейших
методов инженерного дела— «метод  подо-
бия», И ныне, основываясь: на этом методе,
перед постройкой ответственных ‹00руже-
ний, как правило, испытывают их малень=
кие подобия-— модели. :

“Тажим Кулибин был во всех своих дез
лах. дн стоял на вершине современной ему
механики. Передовые люди России всегль
видели в  Кулибине человека ^ тениального,
человека. высокой технической культуры.
Знаменитый математик Эйлер с глубочай-
шим уважением относился к Кулибину.
Прославленный поэт Державин воспел Вуз
либина в стихах. Он ерзвнивал его с Архи-
медом—великим ученым древности.

Последние годы жизни Кулибин провел
в родном городе. Он умер 12 июля 1918
года в полной нищете. Семье не на что
было его похоронить. Так окончилась
славная, но трагическая жизнь великого
механика.

Мы, советские люди, © горлостью вею-
минаем имя Ивана Петровича Кулибина;
который в далекие мрачные времена
царизма отдал свою жизнь и свой гений
благородному делу развития отечественной
техники. Мы чтим в нем творца и зачи-
цателя многого из того, из чего выросла
великолепная техника напвих дней.

ea _В. БОЛХОВИТИНОВ,

Г. ОСТРОУМОВ.