a

K

Речь главы советской делегации na Дунайской
конференции А. Я. ВЫШИНСЕОГО г
б августа 1948 года

1. Основные вопросы конференции

Прения по советокому проекту конвен-
пии закончились, Можно подвести некото
рые итоги,

Как теперь витно, глазные вопросы, на
ROTOPHX сосредотачивается внимание кон-
ференции, заключаются вслелующем. Самое
основное — это проблема свободы судохол-
ства на Дунае, организация такого режима
Дунайского сухоходства, такой системы ме-
роприятий, которые урегулировали бы Ду-
найское судохолство, чтобы они опирались
на принципи свободы судоходства ив
этом смыеле соответствовали бы тем поло-
жениям, которые были согласованы в 0806
время между четырьмя великими держава-
ми в Совете министров иностранных yea
B 1946 roxy.

Второй вопрос — это вопрос 0б органи
зации самого: управления, вопрос о Дунай-
ской комиссии и о сиепиальных речных
комиссиях, © одной стороны, и вопрос
о’ компетенции Дунайской комисии —
в другой стороны. Это разумеется и вопрос
0’ самом составе Дунайской ‘Бозисени, \

Наколец, третий вепрое, который пред-
CTABAMETCA очень “важным и в Зависимости
от решения которого должны быть .ретены
только. что названные мнею два вопроса. —
Это вопросе 00 00`еме и характере Прав’
прибрежных государств. вопр 0 том, бу-
дуг ли прибрежные государства иметь тот
oO eM прав, который в полной мере еоответ-
ствует принципу‘ их суверенности и суве-
ренного равенства, или же в основу будет
положен какой-либо другой принцип, как
69 этом здесь также достаточно ясно гово-

2. Позиция США в

Я остановлюсь на выступлении г-на Вен-
пона. Кеннон, во-первых, говорит о том,
что основная задача конвенции заключает-
ея в том, чтобы обеспечить евободное суло-
холетво на Дунае. Это верно, но этому, 8
полной мере удовлетворяет. статья 1 совет-
ского проекта, та самая ‘статья, которую
американекая делегация помешает в каче-
стве олного из параграфов презмбулы ¢Bo-
его проекта. Следовательно, здесь у нае
споров нет. Все мы согласны на формуле,
согласованной 2 гола тому назад четырьмя
лержавами — ОША, Великобританией, Со-
зетеких (Союзом и Францией в декабре
1946 года, которая - вошла в качестве
©<0бых статей — соответственно 34, 36,
38 — в мирные договоры е Болтарией, Ру-
мынией, Венгрией и является теперь. глав-
ным принципом, юложенным в основу про-
екта конвенции СООР. Это есть руководя?
ая илея, программа, на основе которей
должна быть построена вся конвенция.
Уювлетворяет ли этому требованию совет-
ский проект? Я думаю, что п эму  в9-
проеу двух мнений быть не может. Конеч-
но, уловаетворяет, и доказательством этому
служит то. что американекий проект‘ поме-
пает эту же формулу в преамбуле: своего
проекта. Разница. олнако, заключнемя в
том, что, повторив ary формулировку в
преамбуле своего проекта, американская ле-
легация в то же время в статье   AaeTsTa-
кую формулировку свободы судоходетва: ко
торая илет но друмюуу направлению.‘ чем
то, которое ранее было согласовано четырв-
мя державами и 21 державой при заключе-
нии мирных договоров < Румынией. Венг-
фией, Болгарией, которое. вошло’ в <0тла60-
ванный проект будущего статута Дуная а
которое мы: воспроизвали в статье 1. евоеге
проекта. Разница в ТМ; что мы `в0следо-
вательно действуем, т.е. мы мворйм в
статье 1 9 свободе сулохолетва в’ той фор-
мулировке, которая была госласована и He
поллежит никакому, по моему мневию, и3-
менению ‘осла, как американская  делега-

ция считает возможным в преамбуле  ска-

Зать так, как это было. согласовано между

четырьмя державами, а в статье 1 сказать  .

иначе, далеко отойти в сторону от того, что
было между нама согласовано.
Американский проект, повтозив соглаед-
ванную формулу, определяющую принципы
сулоходетва, а также об’еу и характер сво-
боды судоходства, о которых мы договори-
лись еще 1ва года тому назят, в статье 1
своего проекта дает другую формулу, отра-
жающую не согласованную между четырь-
мя державами точку зрения, а свою, амери-
ханекую точку зрения. Разумеется, ны Не
можем согласиться с таким предложением.

рят два документа — проект, ‹ предетав-
ленный ‘американской делегацией в проти-
вовес проекту советской ‘делегации, и до-
кумент 00 основных принципах будущей
конвенции, который предетавила -англий-
ская делегация. По этим трем основным
вопросам — 0 проблеме судоходства на
Дунае, о связанных с этим организацион“
ных вопросах режима судоходства и Уи:
равления Дунаем, 0 об’еме прав’ как
Дунайской комиссии, так, и прибрежных
государств, о самом составе Дунайской ко-
МИССИИ и ‘0 самом” факте существования
или не существования двух специальных
речных комиссий — мы имеем 3 докумен-
та: проект конвенции, внесенный советской
делегацией, проект конвенции, внесенный
‘американской делегацией и основные прин-
ципы будущей конвеннии, изложенные ‘ан!
лийсной делегацией. Кроме того, в. резуль-
тате прений поставлен еще вопрос в Меж-
дународном суде для ‘разрешения спора 0
том, должна ли Конвенция 1921 года ечи-
талься действующей и какие государетва
являются сторонами в этой конвенции, ко-
торые якобы связывают конвенцию своим
согласием и в зависимость от согласия `ко-
торых ставится также вопрос о правомер-
ности будущей конвенции о Дунае, кото-
рую призвана разработать и утвердить ны“
нешняя конференция 10 держав, собразв-
шаяся по инициативе  четызех держав,
сотласно их решению, принятому в Нью-
Йорке в 1946 году. .
Позвольте мне кратко остановиться’ на
вопросах, которые в этой связи были по-
ставлены некоторыми делегациями,

дунайском вопросе

В американском проскте конвенции
имеется ряд’и других статей, совершенно
не приемлемых, Не приемлема, например,
статья 10 проекта, которая предлагает ©0-
вершенио хругой состав Дунайской комис-
сии, чем советский проект, и при том. нё-
правильно предлагает другой состав: В
Нью-Йорке в 1946 году было достигнуто
соглашение © том, что Австрия присоели-
нитея к конвенции и войдет в ‘комиееню
после того, как будет урегулирован вопрос
о договоре с Австрией. Между тем, амери-
канский проект предлагает сейчас в Дунай-
скую комисеию включить и предетавителя

Австрии. Это расхолится с предварительной

тоговоренностью, достигнутой ранее между
США, Англией, СССР`и Францией. Это вы-
ражено в письменном текете решения, при-
нятого представителем США г-ном Бирнеом,
предстанителем Великобритании г-ном Бе-
вином, представителем Франции г-ном Hyp
де Мюрвилль и представителем Советского
Союза — Министр Иностранных Дел
В. М. Молотовым. Кроме того; ‘американ-
ский проект включает в Дунайскую комис-
tH представителей ведунайских госу
ларетв. что’ противоречит изложенному вы-
ше принципу относительно прав придунай-
ких госуларетв. Это делает статью. 10 не-
пряемлемюй, Не приемлема также ‘и статья
17 проекта, которая функции Дунайекой ко-
миссии изображает таким образом. что хо-
зяевами’ на Дунае являются не прибрежные
посуларства;, а Дунайская комиссия, что Ду-
чайская комиссия будет главным `полем
деятельности всех прибрежных гоеуларетв,
YM она будет главным  сульей, . арбитром.
потому что она будет расематривать’ жало-
бы, заниматься толкованием конвенции п
т/д. Дунайской комиссии, ‘таким ‘образом,
передаются по пункту 17 американского
проекта такие полномочия. которые совер-
шенно ‘отолвигают на задний план. при-
брежные государства, что прямо расходится

с основным принцилом, о котором я только.

что говорил, (— уважения суверенитета
прибрежных государств в их ее
равенства.

Я не могу неё остановиться и на неко-
торых других статьях американского про-

экта, потому GTO они имеют существенное.

значение, но чакже оказываются  Неудов-
летворительными, и не только с точки зре-
ния авторов проекта СССР, во,
могли убедиться, и с точки зрения других
шести придунайских государств, предета-
вители которых здесь выступали по. этому
вопросу.

Г-н Кеннон говорил, что он не согласен
считаю-

с мнением советской делегации,
щей якобы нашу RORDE DORIAN политиче-

‚как техническую было

kan МЫ

ской. Он утверждал, что и конференция и
конвенция неё имеют политического значе-
ния. Я должен сказать что советская де-
легация не заявляла того, что ей‘ приписы-

‘вает. г-н, Кеннон, ‘что наша конференция и

конвенция не ‘имеют’, экономического зна
чения. Мы говорили, что Дунайская кон-
ференция должна заниматься не только
экономическими и техническими вопроса»
мин что изображать инзщу конференцию
бы ошибочным,
было бы грубой ошибкой, потому что здесь
‘решаются вопросы не только экономическо-
0 характера, но и вопробы политические,
причем политическим. вопросам нельзя не
придавать серьезного значения. А ‘разве
американская делегация не придает такого
значения политическим вопросам? Конечно,
придает, о чем можно судить по речи г-на
Кеннона. когда он товорил 0 том, какое
значение имест Дунай и конвенция по
Дунаю для США, когда он говорил 06 этой
«струе миллиарлов американских долларов,
мапин, промыниленных ‘товаров по програм-
ме американского восстановления Европы»,
когда он здесь популяризировал «план.

Маршалла», рекомендуя. его в’ качестве ру-1

ководящего начала для всей ‘деятельноети
на Дунае. И ‘разве это лишено политиче-
ского смысла, не носит политического ха-

‘рактера? Известно, что ‹000й  представ-

ляет ° «план Маршалла», который в
действительности носит глубоко по-
литический характер. Я думаю, что на

этом можно было бы детально не останав-
ливаться и’что должно быть яено; что по-
литические вопросы  здесь, на этой конфе-
‘ренции, как и в будущей конвенции не мо-
гут не играть серьезной роли. Американ-
ская делегация отрицает политическое зна-
чение Дунайской проблемы, напирая Ha
важность для США Дуная < экономической
стороны. Интересно хействительно проана-

‚лизировать, Какое экономическое значение

играл Лунай для американского хозяйства,
для ОША в целом в прошлом? Вели обра-
титьея в данпым о Сулинеком канале за
25 лет (‹ 1912 по 1938 г.г.), то можно
увилеть, что в судообороте по выходу из
Сулинекого канала на долю придунайских
стран падало в 1912 году 24 процента еу-
дооборота, в 1930 лу — 10.6 upon, 8
1938 году — 31,4 проц, а на долю не-
прилунайских стран падало в. 1912 году
73 шюд. судооборота, в 1930 голу — 84,4
процента ив 1938 году — 67,9 процента.
Придунайские стравы имели сулооборот по
‘всему Дунаю меньше. Это об’яеняется сла-
OLIM развитием в то время экономики при-
дунайских гобуларетв. За эти 10 лет кар-
тина репительно меняется.

Какое распределение ереди: неприлунай:

‚ских флотов имеетея по национальным фла-

там? Английский флот имел’ 30,7 процен-
та в 1912 году и 10 процентов в 1938 19-
ду; Французокий флот имел 1.9 пропента в
2 голу, 0,8 процента в. 1938 году.
французский” флот, правда, amen 3,4 apo-
цента в 1930 тоду; На присутетвие на Ду-
нае американекого флота статистика не де-
лнет никаких даже намеков... ^

Если взять любую таблицу именно о ake
‘fame Дунайекого торгового флота в 1914,
в 1923, в 1930 и 1938 голах; ‘то здебь
получается ‚такая картина:  придунайские.
посударства в 1914 году uvean 77,5 mpo-
цента по всей мощности Флота си 67,2
процента по всему тоннажу, а. недунайские
государства соответственно 22.5‘ процеч-
та и 32,8 процента. Ни на долю Франции,
ни на лолю Англии не приходится ви олной
десятой процента; которую могла бы отме-
тить статистика’ Дунайского ‹ судоходетва,.
То’ же надо сказать но США; В 1923 голу
соответственно ‘на долю придунайских
‘страв падает 88 пропентов к мощности
веего флота н’85,1 процента — к тоннажу
всего флота. Ha долю недунайеких ro-
сударетв приходитея соответственно 12
процентов и 14,9 хтроцента. Франция имеет)
4,6 процента по’ отношению ко веей мон
ности, а относительно Англии нет никаких
статистических показателей. По‘ отношению
к тоннажу она имела 0,3 процента. Ure
касается США, то кораблей. под. флагом
США статистика на Дунае ни в 1914
году, ни в 1923 голу He отмечает. в. 1930.
году в отношений США положение такое
же, В. 1938 году положение в отношении
СПА такое же. Англия в 1938 году имела
0,5 процента, всей мощности флота, Фран-
Пия — 2,2 процента.

(Продолжение в следующем номера).

*

_ Газета „Универсул  06 американском. wnnoHaNe B Европе

БУХАРЕСТ, 6 августа. (ТАСС). В сталье
«Новые методы американского шпионажа
в Европе» газета «Универсул» пишет, что
«в середине вюня во Франкфурте-на- Майне
состоялось секретное совещание, организо-
ваннов службой американского шпиоважа,
на которое были вызваны американекие во-
енные атташе ряда стран Европы и Влижне-
то и Среднего Востока. Глава отдела штеит-
нажа американской армии генерал Клей
присутствовал на этом совещании вместе
с генералом Чемберлином и другими амери-
канскими офицерами. Характерно, что на
некоторых заседаниях совешания приеут-
ствовали бывший немецкий генерал Гуде-
рнан п бывший начальник генерального
штаба германской армии генерал Гальдер.

Генерал Гальдер выстунил с докладом На
тему «Опыт. второй мировой войны», что
не было главным 0б’ектом совещания. Глав-
ной пелью совещания являлось изучение
ряда инструкций о шпионаже, которые
должны быть применены в специальных
условиях Европы. Референтом 10 910й
основной проблеме являлся генерал Чембер-
лин.

Внимание американского генерала был49
сосредоточено прежде всего на так называ-
емых задачах американекого пизионажа В
странах Восточной и Юго-Восточной Евро-
пы. Американский эмиссар настаивал на
необходимости мажеимального ° использова»
ния в рамках шинонекой службы бежен-
цев, или так называемых эмитрантов WS.
стран новой демократии, а также бывших
офицеров немецкой шпионской службы,
действовавших в этих ‘странах во время
ВОЙНЫ».

ene ee
Москва. 34, улица Кропоткина, Всеволожский переулок, дом 2. Телефоны: для с
жизни — К 5-49-91; отдела культуры — К 3-44-33; отдела информации -—

eee pine Ы—————ыы——————ы=—=ю»—=е—=—е—е—-

Адрес редакции:

Г 625025.

Генерал Чемберлин, по словам газеты.
‘подчеркнул значение, прилаваемое амери-
KRaHCREM BOCHA DIM шомонажен сушествен-

ному. распвирению пиионажа, направленно-

га против демократических стран. Он pa3-

делил o0 eKT ‘интеревов американекого шли-  .

онажа на две категории: 1) военный штио-

наж, в цели воторото входит установление,

(«изучение»). ‘военного - потенциала стран
Квропы. и особенно стран народной демо-
кратии, а также мобилизационной готовно-
«ти этого потенциала и 2) политический
пигионаж, главным образом в Восточной. и
Юго-Восточной. Европе.

Излагая этот второй разлел, докладчик
подчеркнул, что при деятельности в пюли-
тической области следует‘ учитывать ряд
трудностей, возникших в результате того,
что «легальная оппозиция» в этих странах
разложилась и изолирована, что значитель-
но затрудняет” вербавку элементов ДлЯ
елужбы шпионажа. Ввиду’ этого необходи-
мы «осторожные» и «ловкие» действия.

Выло подчеркнуто также, что` главной
опорой для американской шииовской служ-
бы может быть лишь серия организаций,
нелегально борющихся против вушествую-
щих режимов, если подобные оргавизапии
существуют. В противном случае такие
‘организации будут созданы после этого ©0-
‘вещания.

Представители американской  пиион-
ской службы рекомендуют также приету-
пить к тщательному изучению бывших
офицеров и чиновников, скомпрометире-
ванных на службе гитлеризму, среди кото-
рых можно завербовать «самые полезные
элементы». Рекомендуется также  проник-

‚сообщений в связи ‹ недавним совещанием

лельность американцев ничем He

навение в государственный аппарат и ap-
мию, используя родственные связи или
знакомства, сохраненные этими элемента-
ми в государственно» аппарате и хадрах
apm’ _

‘Bee эти указания, ирюдолжаето тазета,
составляют. первую чаеть- мер, прелуемат-
риваемых американским ипионажем для
‘усиления своей деятельности. Вю второй ча-
сти инетрукции речь илет о мероприятиях
по засылке в страны Восточной п Юго-
Восточной Европы «определенного числа
лиц © задачей создать «лвижущий центр
шииенекой деятельности», который уста-
НОВИТ свЯЗь-6© нелегальными ‹ офганизация-
уи или примет меры в их созданию и 6у-
дет организовывать также диверсионные и
террористические акты». Предусмотрены
меры по переходу в Кадры американской
шпионской службы бывших агентов Hemel
кого шинонажа,.

«Лишь перечисления‘ этих Нескольких

американских пизионов во Франкфурте-на-
Майне, — заявляет ‘газета в. заключе-
Hue, — достаточно, чтобы понять харак-
тер политических действий,
емых американским империализмом в на-
стоящее время в Европе, против европей-
ских стран’ и, в огобенноети, ‚против стран
Юго-Восточной Европы,” Бели об’единить
эти действия с планом  «уетранения»: пу-
тем преступных убийств руководителей ра-
бочего движения веего мира, то становится
еще яснее, что `империалистическая ‘дея-
отли-
чаетея от деятельности гитаерювекого им-
периализма»,

и a

предпринима-

РАСНЫЙ ВОИН

ОБМЕН РАТИФИКАЦИОННЫМИ
ГРАМОТАМИ СОВЕТСНО-
БОЛГАРСКОГО ДОГОВОРА

‹0 ТОРГОВЛЕ И МОРЕПЛАВАНИИ

СОФИЯ, 7 августа. (ТАСС). Сегодня в
Софии временный поверенный в делах Сою-
за. ССР в Народной Республике Болгарии
Е. Д. Левычкин и заместитель министра
иностранных дел Народной Республики
Болгарии С. Гановский обменялись ратифи-
кационными грамотами договора о торговле
и мореплавании между (Союзом Советских
Социзлистических Республик и Народной
Республикой Болгарии, подписанного в М-
скве 1 апреля 1948 года и parudumupo-
ванного сторонами.

За последнее время в иноетраннюй пеаз-
ти распространяются слухи о снабжении
Советским (Союзом армии  тосударства

8 августа 1948 года, Ne 187 (7503),

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТАСС

Представители некоторых еврейских
организаций  цесфициально обращались к
Советскому Союзу в просьбой о поставках

Израихь вооружением и боеприпасами. Та вооружения для армии государства Израиль,

газета «Нью-Йорк Геральд’ Трибюн» на“
днях сообщала, что «Россия открыла бввои
военные. оклады для государства Израиль».
Аналогичные сообщения  фаспространялись
также другими газетами и агентствами.

ТАСС уполномочен опровергнуть эти
сообщения, как не EnOnBerc TR yRIILES дей-
ствительности,

во Совотекий Союз, занявший в Совете
ВБезопаености широко известную позицию,
направленную на прекращение военных
действий и поддержание мира в Палестине,
счел невозможным оказать в настоящее
время какую-либо помощь одной из 8в010-
ющих сторон.

БЕЛГРАД, 7 августа, (Спецкорр. ТАСС).
Ha сегодняшнем заседании  председатель-
ствовал глава украинской — делегации
А. М. Бараневекий.

Хатя общие прения по советскому про-
акту конвенции были закончены еще вче-
‘ра, сегодня делегат США Е. Кеннон высту-
пил с новым развернутым заявлением, в
  котором он заново поднял все те вопросы,
которые обсуждались в ходе общей диекус-
сии:

Глава советожой делегации А; Я. Выпин-
ский, взяв слово для справки, раз’яенил,
Что он отнюдь не ставил вопрос 0б амери-
канеких предложениях в такой катеторичю-
ской форме, как это пыталея изобразить
делегат США. Советская делегация имена
в виду лишь статьи 1. 10, 17 американ-
CKOTO контрироекта и некоторые другие, по
которым она оставляет за собей право. вы-
сказаться в редакционном комитете. Ка-
саясь остальных вопросов, поднятых аме-
риканеким делегатом, Вышинский  напом-
HHI, что обсуждение их на пленарном за-
‘седании уже закончено и что к ним можно
`булег вернуться в комитете, который dy-
Дет создан для детальном  рассмотрекия
проекта конвенции.

“але конфбренция перешла « расемот-
рению внееенного югославской лелегапией
‚ предложения © том, чтобы советский mpo-
ект конвенции о режиме  судохолетва на
Дучае был положен в основу всей дальней-
mem работы конференции. Это’ предложение
была подлержано всеми делегациями, кро-
ме французской. Делегат Франции А. Тьери
категорически ‘стал настаивать Ha том,
чтобы: конференция сначала...
американский  контрирект и «взяла на
вебя надлежащую ответственность» за при`
`нятие или отклонение его.

Французский делегат был явно смущен,
вогда зиредставитель США отклонил ere
поддержку и согласился принять за ‘основу
советскяй проект конвенции. Американ-
ский делегат заявил, что ой  прелетавит
предложения США в качестве поправок в
советскому проекту. осле этого А. Тьери
уже не настаивал на своем требовании, и

советский проект конвенции о режиме су-.

Доходства на Дунае был иринят . 3a основу
лальнейшей работы голосами СССР, США,

Великобритании, Украины, Чехословакии.

Югославии, Румынии, Венгрии, Болгарии;
французская лелегация  воздержаласв: от
участия в голосовании,

Далее конференция приняла презложение
югославской делегации 06 образований
генерального комитета, целью которого яв-
ляется детальное рассмотрение
проекта кенвенции. В состав этого хомите-
‘та входят делегации всех государств, уча-
СТВУЮЩИХ Ha конференции.

`В холе обсуждения этого предложения
предетавители западных  лержав. подняли
вапрос © том, чтобы здесь же на пленуме
конференции был решен вопрес о том, сле-
дует ли допускать на заседания генераль-
ного комитета представителей mpecchl 4H
публику. Делегаты Франции, США, Вели-
кобритании выступили в роли поборников
широкой гласности. Роль эта была им
явно не к лицу, —всем известно, что имен-
но предетавители запалных держав и на
Парижской мирной конференции и нз cec-
сиях Генеральной Ассамблеи неоднократно
выступали против допуска представителей
печати на совещания и заседания, где рас-
сматривались важнейшие вопросы. Делега-
ция СССР предложила передать этот вопрос

На решение самого генерального комитета.

Делегация Югославии предложила, чтобы

заседания генерального комитета были, за-

врытыми. или отёрытыми по решению ca-
мого генерального комитета и чтобы деле-
гациям было предоставлено полное право
оповещать представителей прессы в работе
генерального комитета по своему усмотре-
нию, Однако представители Фоанции, США
и Англии продолжали настаивать на том,
‘чтобы этот. вопрос был разрешен мемедлен-
Но. При этом они пытались предетавить
дело таким образом. будто бы делегации
CCCP и Югославии выступают против
гласности,
Отпор подобным кривотолкованиям дал
Вышинекий, напомнивший, что советекие
представители на всех конференциях всег-
да высказывались за самую широкую
гласность, за открытое обсуждение самых
‘широких вопросов. Вышинекий указал, что
советская делегация исходит из практиче-
ских боображений.   ‘
— Вопросы более важного, принципи:
альното характера, —еказал Вышинекий,—
в генеральном комитете следовало бы 0б-

СТОКГОЛЬМ, 7 августа. (ТАСС). Сегодня

‚на международном шахматном турнире с0-

состоялось доигрывание отложенных партий
Лилиенталь точно реализовал свое преиму-
щество против Пахмана и выиграл @пар-
тию. Бронштейн хороню провел эндиикиль
против Рагозина и принудил его к, сдаче.
Партии ‘Бондаревский — Яновекий и
Глигорич —. №отов окончиливь вничью.
Сабо выиграл обе отложенные партан
У Лилиенталя и Найдорфа. Найдорф сдался

Типография газеты «Брасный войн»

раесмотрела.

COBETOROTO

ский — 7,
— 6, Штольц — 5%, Пахман п Шуейнер
no — 412, Лундин — 2/2 очка.

A A A
вок и телефонограмм — К 3-66-99; отдела боевой подготовки — К 3-52-31;
3-44-33; отдела писем — К 5-46-00; издательства — К 1-85-85; отлела подписки и распространения печати — K 3-47-71,
—==—=—=:::=Э«:«‹,:—,————————/—=Ч:С/:СС—ы——. ЧЕ

сов, носящих узко торидический или тех- подчеркнула, что в данном случае

нический характер, то было бы правильнее
рассматривать их в более узком кругу.
не думаю, чтобы обсуждение любого вопро-
са в присутствяи нескольких сот человек
облегчало работу. Иной раз это и затрул:
няет работу, способствуя многословию. Но
BO всяком случае, мы не можем решать
вопрос о регламенте генерального комитета
здесь, на пленарном заседании. Генераль-
ный комитет должен сам установить поря-
док свеей работы.

В дальнейшем ходе обсуждения делега-
ция СОСР выразила готовность принять
ютославскую формулу, поскольку по суще-
ству она совпадает с советским предложе-
нием. Конференция приняла предложение
югославской делегации большинством 7 го-
лосов против голосов США, Великобрита-
нии и Франции.

После этого конференция перешла K pac-
смотрению внесенного делегацией Велико-
британии на прошоуом заседании предложе-
ния о том, чтобы конференция обратилась
к Междунаротному суду или в специально
созданному «беспристраетному трибуналу»
6 вопросом, «какие международные вогла-
шения, относящиеся к судоходству на Ду-
нае, являются с юридической точки зрения
действительными в настоящее время и ка-
кие государства являются сторонами, уча-
ствующими в этих соглашениях». Эт
презложение было явно расечитано на TO,
чтобы затормозить работу конференции и
поставить под сомнение ее право вырабо- .
тать новую конвенцию о режиме судоход-
ства на. Дунае.

Как и следовало ожидать, с ropaied под.
держкой этого предложения выетупил фран-
цузекий делегат, упорно пытающийся до-
казать, будто бы освятившая неравнопвав-
ный режим судоходства на Дунае Вонвен-
ция 1921 года до сих ‘пор остается в силе.
Ё нему присоединился ‘гредетавитель CIITA,
заявивший, что правительство Соединенных
Штатов радо использовать каждую возмож-

ность, чтобы привлечь в решению межлу-.

народных вопросов органы организации
Об’единенных наций, к которым’ принад-
лежит и Международный суд. Выступление
американекого делегата прозвучало
фальшиво, поскольку веем известно. что
США отнюдь не считаются © оргапами ООН
при решении важнейних ‘вонросов. в ча-
отноети, при ренении вопроса о так пазы-
ваемой «исмощи экономичеекомеу ” ` восета-
новлению  Еврепы». (С друтой стороны,
Beem извеетно, что США не являются
участниками Конвенции ЧТ а

Представители. прилунайеких стран дали
реплительный отпор попыткам затормозить
работу конференции. Венгерская делегация
внесла проект резолюции, в которож  ука-
зывается, что решение (Совета министров
иностранных дел о созыве’ этой конферен-
ции и статьи мирных договоров © Румы-
нией, Венгрией и Болгарией, касающиеся
судоходства на Дунае, определили задачи
настоящей конференции и её состав. №он-
ференций поручено выработать новую коп-
веннию, ибо старой не существует. «Вели-
кие державы — участники Конвенции
1921 года, — говорится в венгерском про-
екте резолюции, — сами ее ликвидировали
рядом существенных изменений, проведен-
ных ими до второй и во время второй ми-

ровой войны. Мы тюэтому и собралиеьв здеев

и призваны сюда; мы можем и должны ре-
шить вопрос о новой’ конвенции, обсудить. и
принять ве, не передавая этот вопрос HH
куда, ни в какие другие организации, ибо
это было бы откладыванием выработки й
принятия новой конвенции». т

Выетуная в защиту своего проекта, вен-
терский делегат Санто выразил удивление.
по поводу того, что делегация Великобри-
таний настаивает на передаче вопроса в
органы организации 0б’елиненных наций, п
TO время как сама Великобритания вместе
€ лругими западными державами лобилаеь
отклонения ходатайств Венгрии и других
придунайских стран о помеме в ООН.

Представитель Чехословакии В. Влемен-
тие, ноддерживая венгерское предложение,
указал, что сам созыв нынешней конферен-
ции не имел бы смысла, если бы её участ-
ники встали на точку зрения британской
делегации. Смысл английского предложе-
ния сводится к тому, чтобы сорвать эту.
конференцию.

Делегат Румынии м Паукер с0 своей
стороны поддержала венгерское  предложе-
ние. Отвечая на выступление предетавите-
ля США, она напомнила, что Соединенные
Штаты, решая вопросы, в которых они 33-
интересованы, обычно не прибегают к коч-

суждать открыто. Что же касается вопро- сультации органов ООН. В то же время она

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР

на 51 ходу Пирцу и выиграл партию 6
Глиторичем, Трифунович выиграл у Рагози-
на, но проиграл Беку. Яновский выиграл у
Лундина. Таким образом после 15. туров

(460 имеет 11 очков, Бронштейн —` 10%,

Болеславекий и Лилиенталь но — 9%/2, Ito-

тов — 9, Флор, Штальберг и Найторб 110

—8\/, Бондаревский и Трифунович 0 —

ЯВНО.

НА ДУНАЙСЕОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
‹Нонференция приняла за основу советский проент
конвенции о режиме судоходства на Дунае

речь
идет о вопросе, в котором в первую 9че-

Я   редь заинтересованы. не представители за-

падных держав, а народы  придун
стран. «Речь идет не о вашем Дунае, ска-
зала она, & © нашей реке, о наших внут-
ренних экономических делах».

Касаясь выебкомерного замечания прел-
ставителя Франции Тьери о том, что. «когда
страны, представленные в Совете минист-
ров пожелают отклонить решение Совета,
они вряд ли обратятся за помощью к Вен-
грии», и прямых его угроз, что Франция,
не признает решение конференции mpaBo- A.
мочным, если будет отклонено английское @
предложение, Паукер сказала:

«Мы — представители малых, но’ неза-
висимых государств. Мы не позволим гово-
рить е нами, жак е колониями. Тьери при-
вык разговаривать с малыми странами на
языке диктата. Вогда в 1939 году прави-
тельство Румынии просило дать ему в03-
можность быть хозлином на своем участке
Дуная, Тьери от имени своего правительст-
ва заявил: «Мы не можем этого допустить.
Дело французокого правительства — быть
арбитром между дунайскими странами». Но
в наше время нельзя больше разговаривать
на таком языке с придунайскими странами,
0 нем пора забыть»,

Представитель Болгарии Е. Кзменов так-
же поддержал венгерское предложение. On
выразил ухивление по поводу позиции, з8-
„  нятой американской делегацией, котораз
‘настаивает на сохранении отмериюего сотла-
шения 1921 года, согласно которому США
не могут участвовать в Дунайской конвен-
ции.

С поллержкой позиции, занятой делега-
циями Вентрии, Чехословакии, Румынии и
Болгарии, выступил глава советской делега-
ции 4. Я. Вышинекий. В своем выстунле-
нии он показал, во-первых, что предложе-
ние британекой делегации тишено практи-
ческого смысла, поскольку оно поднимает
вопрос, не имеющий прямого отношения к
залаче данной конференции, имеющей точ-
но сформулированное поручение Совета
министров иностранных лел -— поручение
выработать новую конвенцию. Во-вторых,
OH подверг развернутому анализу юриди-
ческую сторону поднятого вопроса и пока-
зал, что нет никаких остований апеллиро-
вать к Международному суду, поскольку
данная конференция вполне правомочна
выработать эту конвенцию.

`Вышинекий напомнил, что на Парижекой

мирной конференции 1946 года ив Сове-
те министров иностранных дел никто не
поднимал вопроса о том, чтобы восстанав-
ливать Конвенцию 1921 года,

На Парижекой конференции  представи-
тели Греции и Бельгии не настаивали Ha
включении их в состав нынешней конфе-
ренции, хотя они были Участниками Кон-
венции 1921 года. В Совете министров
иностранных дел представители США и Ве-
ликобритании настаивали на том, чтобы
рентения Дунайской конференции были 0бя-

зательными для всех ее участников.

‚ Напомнив о том, что сегодня советский
проект конвенции был принят 33 оенову 9
голосами пря одном воздержавшемея, еовет-
ский делегат выразил належду, что англий-
веко» предложение, полдержанное предетави-
телями ОША и Франции, останется стран-
ным и печальным эпизодом, который не
помешает успешному завершению ‘работы
конференции.

Не будучи в силах возражать по сущеет-
ву аргументов представителей придунай-
ских стран, делегаты Великобритании,
США и Франции попытались зацециться 33
формальный повод, чтобы отклонить пред-.
поженную венгерской делегацией  резолю-.
цию, разоблачающую подлинную сущность
английского предложения. Они ссылались
На 10, что «не имели времени изучеть»
‚венгерский проект резолюции, распростра-
ненный среди делегаций сегодня. утром.
Представители западных держав навязали
конференции затянувшуюся на целый час
процедурную дискуссию.

IRS

у

Чтобы не затягивать работу конферен-
р у   4

ции, венгерский делегат снял свой проект
резолюции и на, голосование было поставле-
но аиглинокое предложение о передаче р»
шения о правомочности конференция Меж.
дунаролному суду. За него голосовали лишь
делегаты США, Великобритании и ФэаЕ-

ЦИИ. Против голосовали представителя всех

8, Глигорич, Бек и Ширщ по — Туз, Янов-

Тартаковер — 6 ?, Рагозин

отдела пропаганды - К 5-49-91;

придунайских государств. Таким образом,
предложение было отклонено. Попытка за-
тормозить роту. ты шутера
крах.

ПОПРАВКА

В ‘речи главы советской делегации
на Дунайской конференции в Белграде
А. Я. Вышинского от 3 августа, опублико-
ванной 5 августа, при пбредаче по теёлефо-
ну допущена ошибка. Подзаголовок к
третьему разделу речи следует читагь:
«Некоторые юридические вопросы».
SS 2 TE NT aS

Зам, ответственного редактора

Ф. И. ЦАРЕВ.

отдела партийной и комсомольской

Заказ № 127 9-в.

i