ut

Si,

MU августа. 1943 Рода, 1 133 175047,
ое азриинецинанинвенонирииии рии вапопиевннириониниаиианн 2 Бабай

Офицеры т.т. Мудров ни Усольцев много работают над. повышением идейно-полити-
ческого уровня. На снимке (слева направо): офицеры В. Мудров и С. Усольцев, в
комнате политпросветработы - за изучением 9-й главы

ВКП(б)».

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Пропаганда дружбы _

ок

(Окончание; Началов «Красном воине»
`_ № 187).

Bor, в сущности говоря, как об’ектия-
ными пифрами характеризуются  экономи-
ческие интересы. Франции, Англии, США
на Дунае в процоюм. Нельзя сказать,
чтобы это’ были очень серьезные экономи”
ческие интересы. Тогда какие же интере-
сы здесь преобладали?” Я ‘отвечаю: преоб-
ладали политические интересы. Это безус-
ловно так, и это не только мое мнение. Я

позволю . себе процитировать статью из
«Манчестер тардиан», опубликованную 28
июля сего тода, то-есть накануие нашей
конференции, В этой статье товорится, что
8 1921 ‘roxy Франция пыталась использо-

вать. Европейскую `Дунайскую Комиссию
для того, чтобы ‚оказывать. пелитичесное
влияние из Будацешта. Это подтверждается
цифрами, характеризующими  нобольтую
экономическую ‘Заинтервеованность Фран-
ции, Англии. и США на Дунае. Статья из
«Манчестер гардиан» содержит и. ответ
тоспедину Кеннону. Я не хочу. предотав-
лять вещи в преувеличенном виде. Бонеч-
но, не бывает политики без экономики. По-
‘литика всегда имеет B своей основе эконо-
мические интересы. Это’ бесспорная истина,
Но бывает и так; что иногха интересы, о-
  литические превалируют, являясь CARER,
инструментом в руках их обладателей для
том, чтобы осуществлять и экономические
цели. :

«Краткого курса: истории
Фото А. Прохорова.

этой пелью в конвенции должно быть пре-

КРАСНЫЙ ЗОН

зано в статьях’ 1, 20; 37 и 38: Разве этого
недостаточно? Разве’ это He тарантирует
свободу судоходства, которую защищает (о-
ветский (С0ю3, оставаясь на почве того со-
гласованного два года тому назад’ между
четырьмя великими державами решения,
которое выражено’ в постановлении, приня-
том тогха Советом: министров: ‘иностранных
тел и включенном тенерь в советский про-
ект конвенции! _

Г-н Кеннон делает ссылку ва Организа”
цию 06’единенных Наций в той части, ко-
торая касается разрешения” всякого’ рода
споров, Г-н Пик, который прелетавил свои
асновные‘ причцицы. Дунайскойс вонвен-
ции по организации  дунайского  судохол-
ства, пошел дальше, с точки зрения раз’-
яснения позиции ‘своей делегаций. On
имеет в виду, что Организация: 0б’единен-
ных Наций должна быть контролером над
тем, как будет конвенция применяться на
Дунае. Шо крайней мере, в основных по-
ложениях английской делегации в разде-
Ле 4 в: параграфе «Ф» говорится, чо в
конвенции должны быть предусмотрены
достаточные тарантии для о)еспечения то-
го, чтобы комиссия могла осуществлять
свои полномочия по контролю, чтобы Ду-
найское судоходство было действительно
свободным, и международному характеру
реки: не наносилось бы ущерба и что ©

дусмотрено положение, чтобы Дунайская
комиссия‘ вступила в связь е Организаци-

народов СССР

Товарищ Сталин сказал, что налиа армия
Являетел армией братства между народами
нашей страны,

Охна из многотиражных Taser Ha CBOUX
страницах показывает, как это нерушимое
братегво еще более крепнет сегодня в Ha-
шей ‘армии. Приводя конкретные примеры
из жизни части, она рассказывает о друж-
бе воинов различных национальностей, ©
источниках и результатах.

«Когда рядовой узбек Расульджан Хал-
матов уезжал в армию, — пишет газета, —
провожать его вышел весь кишлак. Девуш-
хи надели лучшие платья. Отец, старый
Жасим, в присутствии всех собравшихся дал
сыну: наказ:

— Мы, сынок, посылаем тебя защищать
нашу землю, наши очаги, наш  трул.

Оправлай же наше доверие, не опозорь мо-

их седин. Честно селужи советскому госу?
Зарству, давшему нам счастье»,
И Расульджан Халматов чесяно несет во-
инскую службу. Сначала он был етрелком,
потом стал помощником наводчик станко-
вого пулемета, & позднее изучил и обязая-
ности наводчика. На последних стрельбах
он успешно выполнил упражнение, За уе-
пехи в боевой и политической учебе, за
высокую дисциплину командир предостави.
ему краткосрочный отпуск. Е
Родные и знакомые воина были обрадо-

ваны ето постижениями. Обрадовалея и Ра-

сульджан, видя вдохновенный труд евоих
олнобельчан, их счастливую жизнь.  Вер-
нувшиеь из отпуска, он сказал: :

‚Я видел, как трудится узбекский на-
род на благо. всей стравы.

и умелым воином, Я не хочу отставать от
своих земляков. Я хочу быть достойным
защитником народного. счастья.

До советской власти мой отец был Не-
грамотным, гнул спину на баев, как раб.
Теперь он живет зажиточне, трудится для
себя и на благо народа; а ‘я успел уже
овончить один Буре техникума.

У илалнгего сержанта Йонаса Дерея брат
погиб: на’ фронте, освобождая свою родную

землю’ от’ немецко-фалпистеких захватчиков,

Ионас решил быть достойным своего брата-
Родине —

героя, верно служить великой
Союзу Советских’ Социалистических Рес-
публик.

— Мне отец наказал, — говорит он,—
быть хорошим солдатом, видеть евое сча-
стье в народной дружбе, быть достойным
почетного звания защитника страны Сове-
тов. ae

Газета указывает, что. младший сержавт
Дерси твердо выполняет наказ отца. Рабо-
тая военным шофером, он получил ряд бла-
годарностей, ‘денежное
краткосрочный отпуск. Его машина пропила
без ремонта 26 тысяч километров и Нахо-
пися в отличном состоянии.

Газета часто рассказывает, как
всех национальностей нашей страны, сла-
янные нерушимой дружбой, выполняют
свой священный долг перед Родиной, как
борются за передовое место. в боевой и поли-
тической подготовке. В своих. материалах
она всегда подчеркивает, что любить Porn

(HY и крепить дружбу народов —— это зна-

м

’руковолящая и направляющая

чит для воина честно служить В арижи,

У меня появи-:
лось еще большее желание. сталь ; храбрым

вознаграждение,

‘BOHHEI

‚корреспонденций, данных ‘нод
«Передовые воины — представители
союзных республик», газета

украинце, грузинё, кареле,
ззербайлжанине, узбеке, казахе, литовце  и
армянине. heen

Младший сержант Николай Кузнецов

‘награды. Воин сфотографирован при
вернутом. Знамени части.

Молдаванин рядовой Иван Будеску, зная,
что несение караульной службы в-мирное
время есть выполнение боевой задачи, OT-
лично выпозыяет обязанности ‚часового. За
образцовое несение караульной: службы ов
заслужил три поотпрения. eae:

`Азербайджанен етарпнтй сержант Велиев
— достойный член дружной армейской
семьи. Он лучший строевик, отличный физ-
‘культурник, меткий стрелок, хороший по-
мощник руководителя политзанятий, Явля-
ясь помощником командира взвода, Велиев
‘учит и воспитывает подчиненных личным
‚ примером.   С

° Рядовой Владимир Фаркаш родился и
жил в солнечной Грузии в городе Гори,
Фаркате стремится быть достойным пред-

раз-

став
ром жил Великий Сталин. Он в совершенст-
ве знает свою специальность артиллериета,
‘образцово выполняет свой лолг перед Роди-
ной. За хорошую службу воин-грузин п0-

отпуск. аа

`. Казах сержант Хадир Хаиргалиев являет-
ся примерных коммунистом, мастером мет-
кого огня, За последнее времяон заслужил
‘три поопрения от командиров.

Армянин ефрейтор Артеж Гаспарян —
лучший наводчик минометного расчета, В
лагерный апернол командир об`явил ему в9*
семь ‘благодарностей. а

Показывая ‘отличные успехи: воинов’ раз-
‘ных национальностей, газета He забывает
писать и 6 том, как они крепят войсковое
товарищество. es г

Тазета нередко пишет о взаимной
мощи в учебе воинов. Карел рядовой Вем-
дяков помог солдату Антипову лучше
учиться, Благодаря помощи ефрейтора Гае-
паряна рядовой Островерх в совершенстве
овладел специальностью наводчика.

Киевлянин солдат Завертанный стал за-
душевных другом солдату Титвинцу из 5
падной Украины. Он передает ему свои
‘знания, помогает познать артиллерийское
‚дело.

Газета

родов-нашей страны в годы войны и на
фронте мирного созидательного труда.
В газете можно встретить Заметки о 6е-
седах воинов-агитаторов, ]
товарищам о достижениях своих республик
в борьбе за выполнение сталинского пяти-
летнего плана, ; -

Такие материалы, опубликованные в га-  руки, обеслечил себе безраздельный конт-   ниями. Теперь, озвакомивниюь с OCHOB-
зете, вдохновляют солдат на отличную уЧ6-   роль и т.д. В
бу, укрепляют войсковое  товариество,   кото заявления, во всяком случае это
Советских   вершенно необоснованное

, HOBBIMIA OT боевую готовность

изо дня в день оплачивать CO PAAb, кре воинов.

Занятие прошло.

занятии

На очередном политическом
предстояла беседа. Урок должен был на-
чаться по расписанию в 10.20, во уже

10.30, а взвод еще только строится Ha 60°

ковой линейке. Но вот наконец MOMKOM-

взвода старшина Быстров подает команду:

>

— Шагом марши

Взвод двинулся к мосту занятий — Ha
полянку между кустами. Вее разлеглись на
зеуле. 5 минут было потрачено на ходьюу
и 15 минут учебного времени пошло из
«отдых». Но, несмотря нз.это, руководитель
политзавятий лейтенант Журавлев отвел
еще 5 минут. на общий перекур. fa

Слушатели покурили, поговорили о том,
о сем, Наконеп руководитель раскрыл жур-
нал, но переклички слушателей не сделал,
Оз сразу пристушил в делу.

— Рядовой Сухарев, — назвал он Фами-
лию одного из солдат, — Ga арошлом ‚34*
нятий мы изучали тему: «Веесоюзная Жом-
мунистическая Партия (большевиков) —
сила Совет-
ского государства». Что вы можете сказать
по этой теме?

Соллат Сухарев хотел подняться, HO” DY-
коволитель остановил ©го:

— Ничего, ничего, отвечайте © места.

Сухарев сел на корточки и молчал.

— Ну, чо же вы молчите? Отвечайте!

— Я не внаю, с чего чачать, — при-
зналея солдат;

— Расскажите то, что знаете,

неорганизованно

Только через несколько минут солдат
путанно, общими словами рассказал о пар-
тии. в период социалистической феволюции
‘и гражданской войны. Но, несмотря на эт0,
руководитель сказал:

— Хорошо. Товариш Рыльский, вы что
можете добавить?

Рыльский даже не соизволил поднять я
и лежа произне: `

— Я не знаю

ничего, я ва прошлых
занятиях не был. г

ить ее мощь, отлично учиться. В серви  советско-румынеких, советеко-венгереких и   Транспортной комиссия доклады ‘© дейст-
рУбриЕОЙ   советеко-югославеких парохолных обществ  вии конвенции, Что это означает, кок He
всех   на Дунае; Господин
показывает ‘Советеком- Союзе; © ТОМ, ЧТО 34. ЭТИ ГОДЫ   по советскому проекту будут осуществлять
воинов-отличников всех национальностей. Советский Союз все забрал на’ Дунае 3 эту конвенцию, ставятся по проекту США
За небольшой пернод она дала уже MaATe- cBon руки, обеспечил ‘себе привилегиро- и Великобритании под
риалы о передовиках учебы — русеюэм,   ванное: положение и контроль; так чт он! Организацииь 0б’единенных Наций. Амери-
молдаванине,   доминирует,

за  могут некоторые делегаты
честную службу и отличную учебу удосто-   новая конвенция освобождает дунайскйе к Дунаю; являлся
WICH 14 поотрений, в том числе денежной страны от того контроля И от того давле- и нес главную ответственность за Дунай-

ителем своего народа и города; в. кото-.

лучия OT командования краткосрочный,

показывает великие заслуги На.

рассказывающих

Попутно должен сказать несколько слов   ей 0б`единенных Наций и представляла
по поводу допущенных, голодном Венио-   Экономическому ’и Социальному совету,
ном извращений относительно смешанных, Экономической комиссии для Ввропы м

Кеннон  товорил 010, что прибрежные государства, которые

контроль органов

как выразилея Бенни, из   канская делегация желает, чтобы Эконо-
Дунае. Тосподин. Бенонн заявил, что он   мический и Социальный совет, состоящий
не понимает, как при таком положении   из 18 государетв, в. котором подавляющее
говорить, ЧТо   большинство не имеет никакого отношения
главным = контролером

ния, которые осуществлялись равее На! ское судоходство для. осуществления тех
‘основе Конвенций 1856, 1878 и принцииов, которые будут выражены в
годов. Господин Кеннон разяснил, что ОН   конвенции, за то, чтобы было обеспечено
иуеет в виду советеко-румынекое, совет- Ha Дунае свободное торговое
ско-венгерское и  советеко-югославекое с0Г- на основе’ равенства в отношении
лаш

а. mopTa-
CHUA. о. смешанных пароходных 09ще-   вых и навигационных сборов и торгового

ся сотими договорами, чтобы убедиться,   той формой того давления, которое ° зара-
что все сказанное по этому вопросу #49 нее предлагаетея обеспечить 3a государет-
риканским делегатом TUMEHO BEARING 06Н0-/ вами, не имеющими никакого отношения к
вания, Рассматривая эти дотоворы, нель-  Дунаю, во исяком случае имеющими
зЯя упускать из виду, что, во-первых, в6е   разде меньше отношения, чем № Суэцкому

Peus главы советской делегации иа’Дунайской конференции
‚А.Я. ВЫШИНСКОГО 6 августа 1948 года

для судохолетва по той реке. Для сего бу-  рические прецёденты, как это делает про*

дут Ими назначены особые Комиссары; они
должны Фобраться не позднее как через
несть месяцев по окончании Конгресев и
принять за основание Устава, который им
будет поручено сочинить, нижеозначенные
правила».   :

Вот что тласит статья 1-я приложения:
к тлавному акту Венского конгресса
1815 тода. На кого в 1815 году возлата-
лоеь установление правил для судоходст-
ва по Дунаю?  Толькю на прибрежные
государства. Здесь так и сказано: Держа-
вы, через владения KOWX протекает или
коим служит границею одна и т& же ©у-

‘доходная река, обязываются постановить ©

общего еотласия подробные для
судохолетва по той реке,

Второй исторический пример дает” Кон-
венция 1856 тода, о которой здесь также
говорилось. Когда была учреждена Евро-
пейская Дунайская Комиссия. для приво-
дения в действие постановлений 1856 10-
да, не обошлоеь без того, чтобы в егутьз
17 этой конвенции не сказать:

«Будет также учреждена комиссия яз
членов со стороны Австрии, Баварии, Бли-
стательной Порты и Вюртемберга (по ©д-
ному от каждой из сих держав); к ним
будут присоединены и Комиссары трех
придунайских княжеств, назначенные с
утверждения Порты. Сия комиссия, кото-
рая должна быть постоянною, имеет» и
Т. Д. не.
Как видите, еше в то время, когда су-
щоствовала тах называемая тогла, Блиста-
тельная Шорта, была учреждена  повтоян”
ная Дунайская комиссия из одних только
придунайзких государств, и это было впол-
не законно. Вот как обстояло дело. истори-
чески. Теперь же, всуе ссылаясь на исто-

правила

Такую попытку неожиданно сделала’
английская делегация, решившая, повиди-
мому, поспешить на помощь Ффранцузекой
делегации в вв безуспешном отстаивании
«приобретенных» 27 лет. тому назад
«прав».
‘вых правах» — по Конвенции 1921 года,
— вн Тьери обещал с документами з фу-

судоходство   ах уничтожить юридическую аргумента“   работу конференции

цию советской делегации относительно
того, что Конвенция 1921 геда потеряла

чувствовал такого эффекта. Самый силь-
ный аргумент, который использовал Г-н
Тьери, заключалея в том, что в 1940 году

предшествов

ORT американской конвенции,

Настаивая на этих «приобретен”

забывают,
ч10 именно является наиболее важным,
кто именно является хозяевами Дуная,
Даже тогда, когла великие державы не х9*
тели ‘допустить прибрежные государства к
управлению Дунаем, они вынуждены были
все-таки считаться с историческими фак»
тами, да и нельзя было © этим но счи-
татьея, это было совершенно неизбежно.
Мы знаем, что Синайское соглашение
1938 года, в силу которого Европейская
Дунайская Комиссия утеряла важную
часть своих полномочий, является в кон-
пе конпов компромиссом между, с одной
стороны, Антлией и Францией и, © дру
гой стороны, Румынией, которая не жела-
ла считаться с Европейской Дунайской
Комисеней и требовала пересмотра полно
мочий этой комиссии, :

Таким образом, мы исходим из TOTO, ©
что все доводы с точки зрения суверенно-
сти экономических интересов придунай-
ских государств диктуютея необходимостью
поставить Дунай пох управление самих
придунайских государств. 910 — основное
положение, которым мы руководствуемся во
  вашем советском проекте конвенции,
этом мы расходимея с английской и аме-
риканекой делегациями. Мы за такую
конвенцию, которая ‘закрепила бы 3a
придунайскими странами все права <уве-
ренных государств в отношении Дунайско-
го судоходства. Делегация США и Вели-
кобритании против этото. Они хотят вер-
нуться. к тём порядкам, которые все права
на Дунае отдавали не хунайским держа“
вам. Поэтому они и доказывают, что Кон-
венция 1921 года, действует. Поэтому они
и хотят, чтобы новая конвенция походила
на старую, как две капли воды.

4. Попытка использовать Международный суд

министрев иностранных лел в 1946 roy
ставился вопрос о приглашении Греции, но
он был снят. = ; aes
Итак, у нас есть уже согласованное
решение относительно состава настоящей
  конференции, а нам теперь ‘ презлагаот
‚шахматным ходом относительно Междуна-
POIHOTO суда и трибунала приостановить
-и Но двигаться 6
места, пока все те, которые могут быть
эвентуатьно признаны сторонами в быв-

ствах. Но стоит внимательно ознакомить-  судоходства. Разве это не является откры- силу. Но после его выступления я не. п0-   шей Конвенции 1921 тода, не согласятся

принять участие в новой конвенции. Нам
предлагают фактически распустить ety
конференцию `и созвать новую, в другом

то-  было опубликовано коммюнике (а ЭТОМУ   составе. Вот почему я товорю, что самая
ало соглашение), в которож  постановка. - вопроса © том, действует ли

эти смешанные’  пароходные общества Не! каналу, Панамекому каналу или к сую-  Советский Союз заявил 0’ том, что ликви”   Конвенция 1921 года в настоящее время

частные, а государственные общества. Re-   ходству на реке Святого Лаврентия?! Разве
вторых, они организованы на паритетных   это ‘не означает польку обеспечить кон-
‘началах при одинаковом участим в управ-  троль за Лунайским судоходством. со сто-
лении данного › общества / представителей   роны этих, совершенно викакого отноше-
той и другой стороны при обязательном   ния не имеющих к Дунаю,  тгосударетв;
председательствовании в управлении Вен»   экономические интересы. которых ни в Ka-
TEPCRUX, румынеких, югославских предста-   кой мере не связаны © залачами организа-
вителей и ви’ в коем случае — совет   ции  дунайского судоходства? Это неприем:
ских представителей. Кажио права ЭТИХ  лемо. Мы исходим из другого ‘принципа;
обществ? В договорах имеется статья, Ко-  из того принципа, что все вопросы дунай-

такого общества овуществяялется В’ 6001-  тевции придунайских государев и ° что

ветотвии < законами и. положениями лан Дунайская  ROMECCHA  LOURHA быть He
ного государства и что ‘общества пользу»   главным ‘вершителем судеб на Дунае) 3
ются всеми правами, Kak всякое другое   лолжна быть  координирующим центром,

национальное общество, Наконец, нужно   чтобы не было разнобоя, чтобы ве быю
обратиться к вопросу © цели  учрелие-   противоречия‘ между правилами судоходет-
вия этого общества. Эта цель определяет-   ва, полицейского надзора, таможенного й
CA, как экеплоатация речного транспорта   санитарного надзора, которые будут уста-
на Дунае в интересах 0боих государств.   новлены прибрежными государетвами, что-
Никаких преимуществ для Советского Co- бы устравить этот. разнобой и обеспечить
103а-в этих договорах мы не находим. Дей-   необходимое единство в этой области:

ствительно, в договорах” имеются ‘статьи, В своем выступлении ‘г-н ` Кеннон на-
  соглаено которым соответствующее нрави-  помнил с предложении послать на эту
тельство освобождает от обложения нало- конференцию наблюдателей Организации
гами те первоначальные взносы, которые   06’единенных Наций. Он выразил затем

по-   СССР вноеит в качестве своего пая в 006-  сожаление, что Советский Союз не согла-
щий акционерный капитал. В соглашении   силея < этим предложением. Однако он ме

с Румынией эта статья сформулирована   сказал ничего о тех мотивах, по которым
следующим ‹образом;. правительство. Румы»/ это предложение действительно советским
нии не будет взимать налогов, относящих-   правительством было отклонено. Посколь
ся к учреждению общества. Аналогичная   ку г-н Кеннон затронул этот. вопрос, я
статья имеется и в соглашении © Венгри-  должен ответить на него. В самом  хеле,
ей`и < ПЮгославией. В соглашении © Юго-   чеи было вызвано’ предложение прави-

“славией указывается, что правительство   тельетва Великобритании -и Организации

Югославии не будет взимать палогов, от-  ()б’единенных Наций послать’ на эту Кон-
ноеящихся к увеличению акционерного   ференцию наблюдателей ООН? Почему на
капитала общества, и не будет облагать   этой конференции понадобилось иметь
таможенными пошлинами оборулование й  наблюдателей от Организации 0б’единен-
материалы, ввозимые В Югославию в 10- ных Наций, тогда как. Ha других Koude-
крытие взноса советекой стороны, ренциях ни в Европе, ни в Америке та-

Но это совсем не то, о чем товорил ких наблюдателей не было? Естественно,
г-н Кеннон, несправедливо критикуя упо-  СССР He счел о возможным согласиться
мянутые договоры. В свете такого родз  на такое предложение, которое носило
фактов какую цель имеет замечание о том,   столь исключительный характер и не вы-
что Советский Союз все захватил в свои   зывалось никакими деловыми. еоображе-
акие бы ни были мотивы тд-   ными положениями новой конвенции по Ду-
©0-   наю, предложенныхи антлийевой  делега-
заявление. Это   цией, в которых особенно подчеркивает-
противоречит тем документам, которые я ся необходимость поставить Дунайскуй
сейчас огласил и которые при вняматель-   комиссию под контроль Организации OG e-
ном отношении к ним He дают возможно-   диненных Наций, становятся ясными и те
сти говорить TO, что сказал” представитель   мотивы, которыми, очевидно, руководство
американской делегаций.  . О ‚вался генеральный секретариат Организа-

Г-н Кеннон говорил, ‘что конвенция ции 0б’елиненных Наций и правительство
должна быть построена так, чтобы пе бы-   Великобритании, ‘выдвивувшее свое прел-
лю затруднений для работы в отношении   ложение о посылке на эту конферен-
навигации, В нашем проекте это совершен.   цию наблюдателей ООН. 910 лишний
но отчетливо сказано. в нескольких местах. раз подтверждает правильность позиции,
Г-н Кеннон говорил о недопустимости ника-   занятой в этом вопросе советской делега-

кой дискримнивции —= У 846 тоже это ока-   цией,

3. Историческая справка

Советский проект конвенции исходит из   затем 7-я Пзавамериканская конференция в
того, что в Дунайской ‘комиссии ° долж   1933 году, которые специально останав-

торая говорит о том, что вся деятельность   ского судоходства должныг бъиь в’ компе-

И,

дируютея Международная Дунайская  Ко-
миссия и Еврочейская Дунайская Комис-
сия. Тьери рассуждал так: если в. 1940
году потребовалось такое сообщение, зна-
чнт Советский Союз до 1940 года  приз-
навал, что Конвенция 1921 года сохра-
няет евою силу: Но я должен сказать совео-
шение обратное. Именно потому, что Кон-
венция 1921 rola уже не’ действовала,
утеряла свою силу, и явилась” необходи-
мость ‘ликвитировать те комиесии, которые
потеряли всякое основание для <воего ву-

легальную почву. Как могли дальше дей-
ствовать Международная Дунайская Комис-
сия и Европейская Дунайская Комиссия,
когда не действовала сама конвенция, нь
основании которой эти комиссии были. @р-
ганизованы? Можно только пожалеть, что
лишь в 1940`году была’ оформлена  лик-
видация этих комиссий. Но по существу
они были ликвидированы уже в 1938 го-
ду, после Синайского соглашения. Ведь
известно, что Синайское соглашение вы-
нулю из Европейской Дунайской Комиссии
ве душу, ее. полномочия по управлению
Дунаем, которые были дупюй этой гомис-
сии. Без соответствующих. полномочий
комиссия — э10 не орган, а Футляр, Ta-
ким футляром и оставались еще комиссии,
созданные Конвенцией 1921 года. Вместо
Европейской Дунайской Комиссии дейст-
вовало Автономное Румынекое Управление
на Нижнем Дунае, к которому  перепети
полномочия Европейской Дунайской №-
миссия еще.в 1938 году. Ветати, сле-
дует обратить внимание ча то, что в ком-
июнике 1940 года не было сказано о лик-
видации Конвенции 1921 года, а было
сказано ‹ ликвидации Международной Ду-
найской Комибсии и Пвропейской Дунай
ской Комиссии. Это ведь не одно и то же!
Ночему же в коммюнике 1940 года не
было сказано 0 ликвидации Конвенции
1921 года? Да просто потому, что смеш-
но говерить ® покойнике, что он мертв,
когда это и так каждому ясно. Я думаю,
что ссылка на коммюнике 1940 года это
самое сильное ‘оружие, которое извлек ‘из
евоего юридическоге арсенала французский
делегат. Но этот аргумент, как бумеранг,
имеет свойство бить назал. Мы ‘теперь
видим, что наш аргумент остался непоко-
лебленным. `В этой связи я должен’ обра-
титьея к английской делегации, которая
выступила со странным предложением пе-
редать` вопрое о Конвенции 1921 года в
Международный суд. Английская  делега-

Что совершенно не нужно затруднять Меж-
дународный суд задачей решить вопрос,
который ‘ясен для веей конференции, кро-
ме наших коллег гл. Пика, Веннона и
Твери. Для всех остальных
столько ясен, что не нуждается ни в ва-

ществования, потеряли под свеими ногами:

ция изображает дело так, что вопрос якобы   МУЛироВУ
сложен. и нужно его передать на pacemor-   ВеННОСТЬ,
рение Международного суда. Что на это   80808 не в том, подписало ли французское
мы можем ответить? Мы можем ответить,   Правительство. договоры, в которых эта фор-

‚и какие государства являются ее участ”
никами, He имеет отношения к работе
данной. конференции, потому что данная
конферэнция. призвава в Том <оставе, ко-
торый был согласован 2 года тому назад
между четырьмя великими державами,
подготовить Новую конвенцию о режиме
‘судоходства на Дунае, вне зависимости oT
пестановлений каких-либо ранее действо-
вавших международных актов о режиме
Дуная, < we eli tee
 . Исли предполагается wpocto получить
консультатявное заклютение от Междуна-
родного суда, как можно было бы понять
Предложение ‘английской делегации, 10
oT We соответствует уставу Организация
  06’единенных Наций, потому что статья
96 ‘этого устава определяет порядок полу”
чения консультативных заключений, т. е.
они могут даваться по запросу  Генераль-
ной Ассамблеи, Совета Безопасности и
иных  управомоченных Ha TO органов
Организации 0б’единенных Наций, вроде’
Эконолического и Социального совета и
‘специализированных учреждений. Но ни в
первому, ни во второму, ни к третьему
разрялу нельзя отнести нашу  конферен-
цию, рях членов которой к тому же пока
даже не является членами ООН. Поэтому
нужно, на мой взглял, отклонить  10елг.
ложение английской делегации, так как
нет никаких оснований принимать это
преяложение. =
Я хочу еще остановиться на замечаний
г-на Тьери о том, что французокое прави`
тельство не подписывало мионых договоров
с Болгарией, Румынией и Венгрией и’-9о
в силу этого оно не отвечает за статьи 34,
36, 38 мирных договоров 1947 года © эти-
мй странами, которые” говорят о сулоход-
стве Ha Дунае и которые воспроизводятся в
статье 1 советокого проекта конвенции о
Дунае, — В:
Верно. что французекое правительство
не поднисывало этих договоров, потому что
оно не находилось в состоянии войны 6 эти
ми государствами. Но дело совсем не в этом,
а в том, что французское правительство в
лице г-на Куз де Мюрвилля участвовало в
ноябре-декабре 1946 годх в Совете
министров иностранных дел, где был согла”
сован тевст, который у нас воспроизводитея
в качестве статьи 1 советекой конвенции.
Таким образом, наше формулировка есть в
то же время и французская формулировка
в такой же мере, в какой: она являетея анг
лийской и американской. За нее, эту фор-
‚ мы все четверо несем ответет-
ибо мы согласились © ней; и дело

мулировка значится под статьями 34, 36,
38, а важно, что текст этих статей был е0-
гласован полностью в Нью-Йорке при 05-
суждении Дунайского вопроса. Таким обра-

вопрос Ha-  90M, yi французского представителя нет 96°

нований отказываться от той ответственно-

етворился этим отве-   ВЫ ‘представители  при-

oe ee ae В, Тот про-   брежных государств. Для этого имеются
изнее два-три слова и замок, На, этом бе- основания и ` с точки зрения международ-
села по теме и кончилась. Руководитель   ОГО права. Я мог бы в данном случае ‹0-
стал сам отвечать на вопросы... слаться Ha юристов, принадлежащих в
Конечно. солдатам такое политзанятие англо-американокой ветви’ права. Наири:
нечно, солд мер, если обратиться к известной работе
дало мало пользы. Katina по межаунаролнону праву’ (1947
Отсутотвие дисциплины’ на политзаня-  год), то можно увидеть, что, по его мнению,

тиях в этой группе вошло уже в привыч-   решение вопроса © характере. режима, Ko

ву. Некоторые солдаты плохо слу* торый должен применяться к водным пу-
шают руководителя и отвечают на. его воп-  тям, проходящим ‘по’ территории соответст-
росы; лежа на траве. На занятиях они не вующих государств, должно быть ‘предо-
снимают головных уборов, кое-кто’ прячет-   ставлено самим этим прибрежным государ”
ся за кустами, занихается посторонними   ствам; или, как он говорил, «самим при-
делами. А руководитель подитзанятий лей-   брежным суверенам». А как дело обстоит в
тенант ‘Журавлев’ дедает вид, что всето   американской практике? Известно, чо На
этого He замечает, как будто так 806 `и  американских международных реках таких
должно быть. международных комиссий, как бывшая
Учество задать вопрос: будут ли у <04-  Европейская Дунайская ‘Комиссия, или
дат в результате таких занятий прочные, Международная Дунайская Комиссия, Her
твердые знания? вообще. Известно также, что первая Пан-
Л. ЧУРИН.  змериканская конференция в 1889 году в

быть только ливались на этом вопросе, признали, что
регулированием судоходства, и использова-
ния вод. в этих реках должны заниматься
сами прибрежные государства, что эт0 —
дело прибрежных государств. Ну, а если
подойти ближе к Дунаю, как дело обстояло
в этом отношении в прошлом? В американ-
ском нрбекте, между прочим; имеется такое
место: —

«Принимая во внимание, что регулиро-
вание судоходства на Дунаю осуществля-
лось исторически на основе международных
соглашений в интересах свободного судо“
ходства и расширения торговли...» ит. д.

Интересно, в действительноети,  посмот-
реть, как исторически обстояло дело в этом
отношении. Тогда придется обратиться к
Венскому акту 1815 года, в котором мож-
но прочесть, например, следующее:

«Державы, через владения коих проте-
кает или коим служит границею одна и Та
же судоходная река, обязываются постано-
  вить © общего согласия подробные правила

ких судебных или арбитражных pas acHe-  CTH, кеторую он ‘несет за эту’ формулиров-.
ниях. По мнению большинства конферен- КУ, Или возражать против нее. Я, вирочем,
ции, Конвенция 1921 года уже лет 10  не утверждаю, что он возражает против
как не‘действует, а тем самым устранены   Статьи 1 в нашей редакции, хотя ero i
й все прежние конвенции, завершением можно было тах понять. Если, однако, эта
которых она являлась, и все соглашения,   №@ так, то это имеет большое значение,
связанные с ев осуществлением, ваклю-  ПеТому что статья 1 проекта конвенции —
ченные перед войной. Кроме того, предло-  Ведущая статья, и принятие этой статьи
жение г-на Шика запросить Международ-   определит успех сотрудничества всех при-
ный сут, лейествует ли Конвенция 1921   СУтетвующих здесь 10 делегаций по одному
тода и кто является ее участником в На- Из самых основных и важных вопросов.
стоящее время, пе может не отразиться на   ВаКие стоят перед конференцией. :

работе. нашей конференции. Мы должны  Я не буду останавливаться на ряде дру-
будем остановить фаботу для того, чтобы   гих вопросов, отчасти потому, чте они име-

` запросить сначала суд, затем те государ“   ют второстепенное значение, отчасти пото-

ства, которые, предположим, по’ мнению   му, что не могу злоупотреблять временем, в
Международного суда, будут признаны уча-   чем я и так, кажется, грешен. Я позволю
стниками этих старых конвенций, напри-  себе Bee остальные замечания, ‘котерые
мер, запросить Бельгию, Грецию, Италию,   здесь были сделаны, расемотреть во время
Но мы уже в 1946 году договорились с0з-   работы Генерального комитета, в который
вать конференцию без участия этих! и будут переданы вее относящиеся в этому
стран, Не надо забывать, что в Conere   вопросу материалы. `