ye

Ч

44}

VE

р

14 августа 1948 года; 1 192 (7508),

Ii ec arn raaoimceame ner Ter cue an pean aR SoeeE RC Ri aeRO RNaRaeenes
В грушие` капитана’ Реунова

HeT отстающих  :

‚ — Тема нашего  поайтзанятия. — 06 -
явил руководитель, группы капитан Реунов,
— «Почему Советский Союз победил в Ве-
THRO Отечественной войнё».

Как веегла, занятия были обеспечены
пагляхными пособиями, облегчающими ус-
ъвоение изучаемого материала. На стенах
вывешены схемы битв 101 Москвой,
Сталипградом, Курском. схема Берлинского
сражения. Рядом со схемами — портреты
сталинских полководцев Советской Армии,
Фотовитрина героев Великой Отечественной
ойны, диаграммы выпуска военной про-

укции в 1913 ив 1944 тодах, плакаты,
арты. >

Приступив в изложению материала, ру-
ководитель группы последовательно рас-
крывает перед слушателями содержанио
темы, говорит о гениальном полководческом
искусстве товарища Сталина, вооружив-
шего нашу армию самой передовой военной
Hay Koil,

Капитан Peynos глубоко осветил вопро
9 преимуществах советского общественного
и государственного строя перед капитали-
стическим строем.

Интересный рассказ руководителя был
праслушан © большим вниманием.

Готовясь к занятиям, офицер Реунов пс-
речитал большое голичество литературы:
книгу товарища Сталина «0 Великой Оте-
чественной войне  Советекого Союза»,
ховлады товарищей Молотова и Булганина,
УБнигу лауреата Сталинской премии ажз-
Чуемика Н, А. Вознесенского «Военная эко-
номика СССР в период Отечественной вой-
пы» и другие.

Чтобы занятие было более действенным,
руководитель в процессе расбказа пользо-
вался наглядными пособиями, порой зада-!
Bit вопросы, убеждлаясь, насколько внима-
тельно вонны слуднают его и как усвачва-
ют то, 9 чем он говорит.

Рассказывая @ деслти сокрушительных
уларах Советской Армии по врагу в 1944
году, тов. Реунов особенно тщательно <ле-
дил за последовательностью своего изложе:
ния, показывал на схеме каждый удар. 0с-
ветив вопрос, офицер вызвал отличника по-
литической подготозки и предложил ему
повторить этот раздел рассказа. `Ведед_за
этим он вызвал ©елабо успевающего елу-

‘на них. Его интересует не только то, как

робно раз’яснил ему, почему не допустимо

пателя. Гаврикова я тоже предложил эму
рассказать о десяти сталинских ударах,
показав каждый из них ‘на <хеме,

Капитан Реунов хорошо знает слушате-
лей своей группы и умеет воздействовать

воины усваивают материал на политзаня-
тиях, не н какони усневают по другии
диспиилинам. Олин из ‘слушателей —
Комарьков— получил взыскание за наруше-
ние Устава гарнизонной службы. Тов. Реу-
HOB побеседовал с тов. Комарьковым, под-

малейшее отступление от ‘требований уста-
ва. Затем на политзанятиях он убедительно
показал, какое значение в жизни  амии
ихеют уставы.

Слушатель группы тов. Новиков не 1ро-
являл лолжней воинской вежливости. Офи-
цер Реунов несколько раз беседовал © ним.
На политзанятиях руководитель рассказал
0 воинской вежливости и упомянул 9 Но-
викове. Теперь он заметно изменился.

Капитан Резунов встречается co своими
слушателями неё только в дни политзаня-
тий. Его часто можно видеть в кругу вол-
дат. Он беседует с ними; дает. консультации
по пройденным темам или занимается с
отстающими товарищами. В непринужден-
ной обстановке он узнает причину 07т-
ставания отлельных слушателей, учит их
работать над книгой, правильно вести за-
писи. Вместе со своим помощником. руко-
водитель занимается с отстающими до тех
пор. пока не добьется успеха.

Слушатель группы тов: Саркисян  от-
ставал в учебе по той причине, что ‘слабо
владел русским языком, Канитан Реунов,
Кроме того, что уделял ему большое вни-
мание на’ уроках, стал заниматься с ‘ним
дополнительное в свободные от учебы часы.
Он помог тов. Саркисяну овладеть рубским
языком, лучше убвоить материал, изучае-
мый на политзанятиях. И если слутатель
стал сейчас получать хоропие оценки вме-
CT) прежних плохих и посредотвенных, 19
в этом большая заслуга руководителя по-
литзанятий.

Труппа, руководимая капитаном  Реуно-
вым, имеет по политической подготовке
высокие показатели; в ней нет отетаующих.

Капитан В. АШУРКОВ.

Нак мы руководим ‘агитаторами

Агитаторы являются надежныхг помощ-
никами командира и парторгавизации в
деле воспитания воинов стойкими патрио-
тами Родины. готовыми в любых условиях
и любой ценой отстаивать. интересы Совет-
ского
агитаторы в повышении боеспособности
подразделения, в укреплении дисциплины.
Слово и пример агитатора мобилизуют
воинов Ha отличную учебу, на беззаветное
выполнение своего воинокого долга.

Свои ‘почетные задачи агитаторы могу?
выполнить ‘Только B_ том случае, если’
командир и парторгайизация будут умело
руководить ими, направлять и_ контролиро-
вать их работу. Наша партийная организа-
ция уделяет этому вопросу большое. внима-
ние. ; ui ры к

`Каждую педелю у нас бывают совеща-
ния агитаторов. Здесь мы обсуждаем, кто
какую работи провел. кзкие достигнуты

результаты, разбираем. недостатки — отдель-

ных ‘товарищей. ^

Перед боевыми стрельбами, тактически-
ми занятиями или перед другими какими-
либо важными событиями в жизни. батареи
каждому згитатору дается задание, указы-

=

вается, какую ‚он. должен провести работу.
Например, перед одним из тактических за-
натий агитатору младшему сержанту! Ло-
бачеву было поручено раз’яенить экипажу
‘требования наставления по уходу 3, маши-

государства. Важную роль играют   ной з полевых условиях, изучить в подчи-
ненными, как должен действовать экипаж   врагом. Указом Президиума Верховного (о-
  вета СССР им посмертно присвоено: звание
Проведенная работа не пропала _ даром.   Героя Советского Союза.

в бою.

Экипаж тов. Любачева отлично действовал
на тактических занятиях, за Что генерал
об’явил личному составу благодарность.

Большое значение нмест правильный
подбор агитаторов. Каждый из них. должен
IGEN примером в учебе и дисциплине
оститывать .евоих,, оварищей. Агитатор-

домеомолещ старакий сержалт Олейник —

отличник боевой и политической подтотов-
ки. 3& образцовое несение службы ему лва
раза был предоставлен краткосрочный - от-
-пуек. Высоких результатов добились и
остальные наи агитаторы. Именно поэто-
му они пользуются большим авторитетом.
среди солдат и сержантов, -

Старший техник-лейтенант
К. ОЛЕЙНИК.

:

Во  взводе лейтенанта Фролова служат
русекие, ‘украинцы, молдаване, армяне и
прелставители других. национальностей.

Воины гордятся высоким званием защит-
ника Родины и добиваются ‘отличных пока-
зателей в боевой и политической подготов-
ке, готовятся стать классными” ‘телеграфи-
CcTaMH. ~~ р

Блжлый из нае высоко ценит войсковое
товарищество и дорожит им. Курсант Ва-
зиян, молдаванин по национальности, плохо

_/ Крепим войсковое товарищество

владел русским языком, ему трудно было
учиться. Вазияну оказали помошь  това-
риши; Теперь он регулярно ‘читает газеты.
и посещает библиотеку. Вазиян ^ активно.
участвует Ha политзанятиях, правильно
излагает свои мысли.

Войсковое товарищество ‘помосает нам
лучие овладевать политическими и воен-

ными знаниями.

Курсанты М. ЛАПШИН,

работы. Образ” героических

КРАСНЫЙ ВОИН

Славные

Важлый соллат и
жант нашей частн знает
этих двух отважных  девун
щек, славных дочерей вели-
кого советского народа, вои-
нов - одного из наших под
разхелений, Обззаветно 0г-
давших свою жизнь в 6010
за свободу и независимость
социалистической ^ Рехины.
Йх портреты ‘есть у нае в.
клубе и в каждой комнате
политико - пресветительной

сер:

советеких патриоток. всегда`
напоминает солдатам о’ том,
ках надо свято выполнять
свой долг перед Родиной.

Две ‘простые советские
девутки-москвички  попити >
добровольно” на фронт. Это
быле в дни, когла немцы’
угрожали ` столице—бердцу
нашей Родины.

„Наташа Ковшова и Мала

оливанова стойко перенэ-.
CHIH BCe трудности и ли-
шения фронтовой жизни.
Они настойчиво изучали во-
енное дело, учились стре-
лять из винтовки и пуле-
мета. Уже в ноябре 1941
года Наташа писала хомой
в письме, что умеет ‘етре-
лять не только из винтовкл,
но также из ручного пуле-
мета, из «максима», научи-
лась метать боевые гранаты.

Девушки-комсомолки в
совершенстве овладели ору-
жием и стали снайперами.
Ими руководило великое чувство нвнавиети
к врагу и священная любовь к, советской Ро-
дине.

Боевые подруги были неразлучны. Они

вместе ходили на снайперскую «охоту»,
вуесте отдыхали, пели замечательные со-
ветские песни.
‚ Случилось так, что их ранило в одном
б0ю. И в госпитале они были неразлучны,
‚Выдечались, снова вернулись в свою часть,
‘опять заняли снайперские места в боевых
порядках нашей славной пехоты.

Наташа Ковиювз и Маша Поливанова ге-
роически сражались с немецко-фашиет-
скими оккупантами. На ечету каждой из
них было № 100 истребленных фашистов.

Ветераны части рассказывают, как еме-
лые советские девушки выносили ¢ поля
бол раненых воинов, как олнажлы Наташа

в ремающую минуту боя заменила выбыв-.

шего из строя командира.

14 звгуста 1942 года комсомолки Ната-
ша Ковшова и Маша Поливанова. пали
смертью храбрых в’жестокой схватке с

_ Письмо от друга, из

Ефрейтор Богомолов получил письмо от
друга из Донбасса. Весточка была радост-
ной, волнующей. Ефрейтор сейчае же mpo-
читал ее. вслух товарищам 1! #

«Дорогие друзья !— писал шахтер. Иваз
Подоляка. — Передаю вам горячий  при-
BOT от всей нашей. бригады. cee

Вас интересует наша жизнь. Скажу KO-
ролко: живется радостно и бчастливо. На-
ша шахта идет вперели. План полугодия

нами выполнен на 175 проивнтов. Сегодня
мы выдали на-гора две нормы, завтра при-.

ступаем к штурму нового штрека,
Я сейчас работаю врубмашинистом и дал
обязательство выполнить пятилетний план

По инициативе комсомольцев

‘Около месяца назад на одном из завела-
вий бюро» ВЛКСМ был поставлен Bompoe 06
организации художественной ‹амодеятель-
ности в подразделении. Бюро поручило это
дело сержанту Виноградову. Он горячо при-
нялея 38а работу. Вскоре были подобраны
исполнилели — музыканты, чтецы, акроба-
ты. Начались регулярные репетиции.

На-днях состоялся первый концерт. Про-

А. ГИГЕЛЬБОЙМ.  грамма его была интересна и разнообразна,

Рель русских ученых.
в развитии электротехники

Русский парод — народ-творец, народ-
созилатель,  народ-новатор—внес великий
вклад в мировую науку и технику. Пр-
следим это на примерах из истории разви-
тия’ электротехники.

История русской электротехники, как
части техники, ведет свое начало ‘еще €
ХУШ века. В области изучения электро-
технических явлений вилоть до ХУП века
во всем мире почти ничего не было добав-
лено ® тому; что было известно еще в ез-
Mom начале. нашей эры. Прошли  тысяче-’
летия, а природа электричества оставалась
<веливою тьмою закрыта», т
  Рассеять эту тьму удалось внервые на-
ему великому русскому ученому и
патриоту, обновоположнику русской науки
Михаилу Васильевичу - Ломоносову. On
впервые в истории человечества четко и
ясно ответил на поставленный им же во-
рос” том, что «электрическая сила есть
действие, „.юно состоит в силах отталки-
Вательных и: притятательных, °& также
в произведении ‘свота и огня», решительно
отвергая тем самым пропюведывавшуюся в то
время американским ученым Франклиным
ципотезу об «электрической жидкости».

Ломоносов создал теорию атмосферного
электричества, оставив далеко ‚позади
зарубежных ученых,

В своем труде «0 электрической. виле»,
написанном в 1760 г.. Лемоносов впервые
выеказал мысль 0 возможности передавать
мри” ‘Помощи ‹ изолированной проволоки
«электрическую силу на великое расстоя-
ние до тысячи сажени далее». Таким обра-
зом, Томоносов, а не кто-либо друтой, пред-
видел то, что удалось осуществить через
сто с лишаим лет.

МТомоносов был замечательным  патрио-
том нашей Родины. В удушающей “arwoc-
фере парокого самодержавия, когда пра-
вящие круги, не веря в творческие силы

русского народа, холуйски , преклонялись

перед иностранцами, Ломоносов высоко
держал знамя передовой русской науки,
отстаивал честь и достоинство своей Ро-
ДИНЫ.

Дело изучения электричества, начатое в
нашей стране Ломоносовым, блестяще про-
должил думой выдающийся русский уче-
вый—Василий Владимирович Петров. Ето
заслуги в области электротехники настоль-
ко велики, что он по праву может назы-
валъея зачинателем мировой  электротех-

НИКИ.

В 1801 году Петров: впервые при по-
мощи электрического тока разложил- воду
на ее составные части, Так было положено
начало  электролизу — основе . электро-
техники. А в 1802 году Петров открыл
электрическую дугу, незаконно названную
ВолЬтовой дутой, после того, как его откры-
тие повторил в 1810 roxy ‘английский
ученый Дэви. Петров не просто ‘открыл
электрическую дугу, а показал, как надо
применять ее для практических целей,
подчеркивая, что от нее «темный покой
освещен быть может». 24h

Из открытия Петрова впоследотвии 19-
дилея первый электрический свет, и роди-
ной его была Россия, ;

Заменяя угольные электолы  металли-
ческими И изучая, что происходит в пла-
мени дуги, Петров установил,” что от пл8-
мени «сии металлы иногда мгновенно
расплавляются». Так впервые была дока-
зана возможность плавки металлов при 1по-
мощи электрической дуги. Применяя элек-
трическую дугу, русские ученые: Славянов
и Бернардое изобрели электрическую
сварку. Росеия стала родиной электриче-
ской сварки.

Изучая действия электрической дуги,
Петров указал на возможноеть восстанов-
ления уеталлов из окислов, `Следователь-
HO, Петров являетея родоначальником элек,
трометаллургии, иметотщей телерь огромное
народно-хозяйственное и оборонное значе-

ние. Россия-— родина олектрометаллургии,

Наконец; электрическая дуга была од-
ним из первых ередств, использованных для
нужд  радиотелефонирования. ° Применяя
электрическую дугу, как источник электро-
магнитных колебаний, великий  русекий
ученый Попов впоследствии изобрел радио.
‚ Bee свои. открытия Петров— «природный
россиянин» (как он себя назвал) — совер-
Mal, He пользуясь ‹изустным учением
иностранных профессоров физики». Он
совершил важнейшие открытия 6e3 по-
мощи иностранцев.

Нашим русским ученым принадлежит
заслуга применения электричества в воен-
ном деле. В 1812 году русский ученый
Павел Львович Шиллинг впервые в исто-
рин проводил взрывание подводных Мин

при помощи’ электрического ‘тока. Шиллинг:

в 1832 году изобрел первый в мире влек-
трический телеграф и ‘построил первую
действующую телеграфную линию. On же
создал первую в мире действующую линию
подводного телеграфа, применив впервые
кабель © каучуковой изоляцией. Амери-
Raney Морзь создал свой телеграфный
аппарат лишь в 1837 году, т. е. спустя
пять лет после изобретения Шиллиига,
когла труды Шиллинга получили широкуто
известность.

После смерти Шиллинга особенно много
по развитию электрического телеграфа еде-
Jad другой русский ученый—Борис Семе-
нович Якоби. В 1850 году он изобрел пер-
вый буквопечатающий телеграфный апиа-
рат, опередив на пять лет американца Юза.

Судьба электрического телеграфа очень
сходна с судьбой беспроволочного телегра-
фа, созданного также в нашей стране зна-
менитым ученым и патриотом Александром
Степановичем Поповым. Он яваляетея изо-
бретателем замечательного средетва связи
— радио, а Россия — родиной радио.

Итальянен Маркони показал копию ап-
парата Попова лишь Через два года `носле
того, как его изобрел ‘русский  уменый,
Царское правительство’ в лице продажных
высокопоставленных чидовников всячески
мешало Полову, отказыйало ему в мини:
мальных средствах на изготовление отече-
ственных радиостанций, передавая заказы

дочери Родины

те

Имена Наташи Ковнюзой и Маши: Поли-
вановой сияют в одном ряду с именами та-
ких народных героев, как Алекеандр Мат-
рюсов, Юрий Смирнов, Зоя Космодемьян-
ская. Их воспитали большевистская  пар-
тия, советская власть.

Свято чтут память героев нанеи гвардей-
цы. Они помнят слова Наташи: «Никогда
не сверну © дороти перед, лицом опасноети и
буду бить гадов в упор, буду посылать у-
лю за пулей в их скверные головы, начи-
ненные безумными мыслями 0 захвате на-
шей рохной Москвы, © господстве над нами
— CBOOOTHBIM, гордым и смелым народом».

Отличной учебой умножают. гварлейцы
славные боевые традиции части. Гвардии
сержант Борисенко, гвардии ‘ефрейтор
Стальмахов и многие. другие воины ©
честью несух службу, неустанно совершен-
ствуют свои военные и политические зна-
ния, Молодых воинов об’ единяет с героями
одно чувство — беззаветная любовь к ео-
ветежой Родине. с

Гвардии капитан М. ЛУСКАТОВ.

——

Ha ‘снимке: Герои’ Советского ‘Союза
Н, В. Ковшова и М. С. Поливанова,

Донбасса

в три года. Забойщикя комеомольцы’ Быков
и Моисеев последовали моему примеру и
взяли такое же обязательство. \
By ‘Heat ‘maxrepa ABI perpelden новыми про-
изводетвежиьеии -уснехами, образцовой  0}-
ганизацией труда. Late Но

С: приветом! =   DES

CAE Hsan Togorsna

Tr. Bopommaoprpay>. Sid

Прочитав письмо, воины долго говорили о
доблестном труде шахтеров, о героизме ©9-
ветеких людей, досрочно выполняющих и9-
слевоенную сталинскую пятилетку. —
a Младший сержант И. НИКИТИН.

——__
 Baror:

Ha Bepaltye KOHTOpAL TOAMOCKOBHOLO coRXO” y

TOXBIX! JepeBbeB, вывешена ‚доска: \ На. ней
каждый день отмечается зыпотнение госу-
дарствениего плана сдачи готовой  продук-
ции бригадами. 34

В списке бригадиров значится фамилия,
против которой етояг цифры, обращающие
на себя внимание: 240 процентов выполне-
ния семимеесячного плана, Это показатели
бригазы Героя Совелекого Союза Цетра Фе-
зоревича Харьковского. Ему веето 25 лет,
Ox пришел в совхоз ижени Горького менее
тода назад. Летом 1947 геда после 3-годич-
ной учебы Петр Федорович успешно закон-
uit Коломенский  сельскохозяйственный
техникум, получив спепиальность агронома
по закрытому грунту.

Старий агроном совхоза тов. Филатов,
человек большого опыта и знавий, с перво-
г9 знакометва почувствовал в Харьковеком
торячую страсть к труду, недюжинные спо-
собности. От. Филатова. и от других рукову-
дителей совхоза, требовалось направить си-
лы и способности молодого специалиета по
правильному руслу, помочь ему быстрее
ванять почетное место в рядах советской
сельскохозяйственной интеллигенции.

Директор совхоза тов. Буткин, старший
агроном тов. Филатов, заведующий парни-
ковым хозяйством тов. Родаев, о Которых
тов. Харьковский отзывается с теплотой и
благодарностью, чутко отнеслись к нему,
терпеливо люмотали, передавали свой опыт.
учили работать, прививая высокое чувет-
во ответственности за порученное дело.

Харьковский отлично понимал, что эта
высокая требовательность руководителей
совхоза диктуется государственными. ичте-
ресами, которые и для нете самого состав-
ляют закон жизни. Эти. интересы  веетда
определяли норму его поведения в бою, в
учебе, в труде, в быту.

Во имя Ролины Петр Харьковский совер-
шил в годы Отечественной войны свой. ге-
ройский подвиг, в котором раскрылиеь вее
лучшие качества советского патриота. Тем-
ной осенней ночью он один, вебруженный
автоматом и переносной радиостанцией, на
утлой рыбацкой лодке переправился через
Днепр. Три дня м три ночи, не емыкая глаз,
преодолевая неимоверную, усталость, млад-
ший лейтенант провел в тыму врага. Он
разведал важнейшие вражеские цели, екоп-
ления танков, артиллерийские и миномет-
ные батареи, командные пункты, —все, что
стояло на пути наших войек, готовившихся
форсировать Днепр. Bee stu сведения Петр
Харьковский передал но радио, а потом кор-
ректировал огонь нашей артиллерии и авиз-
ции, прикрывавиих переправу  советеких.
войск, через реку. Вместе < первыми под-
разделениями, ступавшими на правобе-
режную Украину, командир взвода развед-
ви Харьковский принял активное учаетие
в отражении бешеных коятратак, немцев, в
завоевании плапхарма. Здесь он был тяже-
ло ранен. Спустя три дня в госпиталь при-
ехал командующий френтом и ноздравил
Харьковского с высоким званием Героя (о-
ветекого Союза. aa is

В середине 1944 года Петра Федорови-
ча вызвали в Москву. В Кремле поеле.вру-
чения наград Михаил  Ивановач Калинин
обратил внимание на ‘молодого, застенчиво-

фи амотно  ‘прихрамывающето’” офицера.  “

Военным издательством Министерства
Вооруженных Сил СОСР выпущены новые
НИГИ: * И
‚ Я. Ушеренко. «0 боевых, тралициях Co-
ветской Армии». 44 стр. Цена 60 коп.

В брошюре. показано, вах зародилиеь в

тгоды гражданской войны славные - боевые

традиции Севетекой Армии, как  развива-
лись и укреплялиеь. они, в годы ‚ Великой

Сержант Тихонов спел русские народные   Отечественной войны. _

песни, струнный оркестр сыграл несколько
произведений сфветеких композиторов, ху-
дожник-моменталиет рядовой Прибымюв вы-
полнил несколько острых сатирических ка-
рикатур на международные темы.

Сейчас участники нашего коллектива
художественной самодеятельности готовят
новую программу. Е

Старший сержант А. ТЕКТОВ.

инострапным фирмам.
мотле помешать русскому ученому творить,
дерзать, оставаясь истинным патриотом
нашей Родины. Попов с негодованием от-
верг предложения американцев, пытав-
шихея за большие деньги переманить его
к себе на работу. «Я— русский человек, —
говорил Попов, — и все свой знания,
весь свой труд, все; свои достижения имею
право отдать только моей родине. Пусть
меня не понимают, пусть глумятея надо
Мной, все же я горд тем, что родилея рус-
ским, русеким и умру. И если не совре-
менники, то может быть потомки наши
поймут, сколь великая моя преданность на-
шей родине и как счастлив я, что не. за
рубежом, а в России открыто новое сред-
ство связи».

Во: второй половине прошуюто» столетия
электричество стало птироко внедряться в
промышленность и использоваться для
промышленных нужд. В использовании
электричества JIA ‘промыпленных нужд
особенно много’ сделали талантливые рус-’
ские ученые и новаторы: Ленц,
Лодыгин, Яблочков, Пироцкий, ‘Лачинов,
Доливо-Добровольский и друтие.

Особенно большой ‘вклад’ в мировую
науку’ по ‘теоретическим основам -элекяро-
техники и ее практическому  использова-
нию внес всемирно известный русский
ученый Ленц. Ой впервые : сформулировал
закон, устанавливающий направление ин-
дуктированного тока. Ему же принадлежит
открытие, определяющее количество тепло-
ты, выделяемое током при прохождении по
проводннку.

Ворие Семенович Якоби создал первый
электродвигатель для практических целей.
Цервый в мире катер-электроход, оборуду-
ванный электродвигателем, начал плавать
3.1838 году по Неве. Якоби создал пер-
вый в мире. аккумулятор.

Великие русские электротехники Тоды-
гин и Яблочков сделали Россию родиной
электрического освещения. Алеквандр Ни-
колаевич. Лодыгин” изобрел электрическую
лампочку накаливания  в`1873 году, за
шесть ‘лет до того, как ее изобрел (пред-
варительно ознакомивитиеь © образцом 10-
дыгина) змериканец Эдисон,

И все же это нё!

Якоби,

Бронпора призывает советских: воинов

бережно хранить; развивать и множить
славные традиции Советской Армии и
Флота.

А. Макаров и В.: Балатонов. «Массовые
Ероссы». 48 стр. Цена 50 коп.

Брошюра предназначена в качестве посо-
бия для командиров взводов и инструкторов
физподготовки. В ней содержатся инетрук-

Другой изобретатель электрического оё-
вещения ‘великий русский олектротехник
Павел Николаевич Яблючков пошел по ино-
му пути. OH считал электрическую. дугу,
открытуло Петровым, наиболее  совершен-
ным источником евета и очень многое еде-
лал для ес совершенствования. В 1876. го-
ду он изобрел  значеникумю   ксвёчу». От
свечи Яблочкова берет начало светотехни-
ка. Он изобрел и впервые ‘применил тране-
форматор, создал ряд новых генераторов.

Одним из первых. в мире застрельщиков
передачи электрической энергии по прово-
дам от гидроэлектрических станций был
русский ученый Федор  Аполлонович Пи-
роцкий. Теоретические основы электриче-
ской передачи впервые были разработаны
также в России русским ученым Дмитрием
Александровичем Мачиновым. Свою теорию
передачи энергии постоянным током Лачи-
нов опубликовал в 1880 году, ша rox
раньше французского ученого Детре, ‘кому

приписывается открытие передачи  элек-
трической энергии на расстояние.
С 1891 года началась новая эпоха в

истории электротехники. На выставке в
Германии демонетрировалась первая во ми-
ре мощная по тому времени электропере-
дача переменного тока. Творцом этой пере-
дачи был руссекий ученый, эмигрировав-
ий за границу, — Михаил Осипович До-
ливо-Добревольский. Работая за: границей,
Доливо-ДоброБольский юставалея патриотом
и.с негодованием отвергал предложения
принять иностранное подданство, неизменно
отвечая: «Я русский человек. Моя: родина
— Россия, я русский подданный».

Доливо-Добровольский по праву’ читает
ся. отдом.. применяемой и поныне системы
трехфазного тока. ;

Немалый вклад в электротехнику внес-
лн русские ученые Лебедев и Столетов.

В 1895 оду Лебедев создал алпаратуру и
впервые в мире получил самые короткив
электромагнитные волны длиной в 6 мил-
диметров и провел ряд гениальных опы-
тов, доказавших  правильноеть электро-
матнитной теории света, изложенной пока
что на бумаге Маковеллом в виле формул.

знаменитый английский физик _Томеон
сказал после этого нашему русскому уче-

1312 стр. Цена 9 р.

Кизи.

Михаил Иванович попитересовалея его пла

‚Гза имени Горького, утонающей в тени’ мо-\ нами; ‘поефветевал ему’ применить свои ви“

лы в сельском: хозяйстве. Харьковский на
вею жизнь запомнил эту счастанвую ветре-
чу и день,. когда он чюобещал товарищу
Калинину стать агронемом.

И вот теперь мы видим молодого агроно-
ма, заботливо склонивиегося у парниковых
рам и внимательно раесматривающего бур-
но созревающие плоды моркови, капусты,
помилор, огурцов м других овощей, которым
ми с0вх0з снабжает трудящихея столицы.

Больнюе хозяйство на участке тов. Xapb-
ковското — 5000 парниковых рам. Коллек-
тив, который бн возглавляет, уже слал т0-
сударству около 60 тонн овощей.

`В’ начале года, вступая в сбциалиетиче-
ское соревнование, рабочие учаетка взяли
обязательство дать стотице первые овощи в
апреле. Это’ обязательстве было выполне-
mo. В апреле москвичи получили зеленый
лук, салат, а чуть позднее и редие. Ранние
овощи по плану надо было сдать по 5 ки-
лограммов е каждой парниковой рамы, а
сослали по 8 килограммов, И сейчае бригала
по слаче овощей государству перевыпол-
няет свои социалистические обязательства,

В ‘бригаде работают замечательные
стахановюи овощеводетва — Акулина Пи
пыпгкова и Евдокия Игнатова. Они уста-
новили  совхозный рекорд, енимая в сред-
нем но 19 — 20 xrp. овощей с каждой
рамы.

Раньше, как правило, после цветения
томатов вызревали лишь наиболее силь-
ные завязи плодов. Часть завязей погибала:
Научно-исследовательекий институт овощез
водства предложил применить ростовое: вез
щество, способствующее сохранению  завяз
зей томатов, выращиваемых зв теплицах.
Петр Харьковский, поддерживающий связь
в институтом, решил применить это ветце=
стве для опрыскивания томатов в парни-
ках. Его поддержало руководство совхоза, и
опыт был проведен. Кусты томатов, зрею-
щие в 1800 рамах, тнутся пол тяжестью
множествх наливающихся соком тугих но-
мидоров.

Мы ходили с Харьковеким по хозяйству
и вместе ¢ ним радоватись зреющему
обильному урожаю.

— Нам’ по плану нало дать по 8 кило
граммов помилоров с каждой рамы, — го
ворит тов. Харьковский. — Но мы ° дадим
по 15 килограммов.

В парниках участка зреют огурцы, евек-
та, морковь, капуста, помидоры. Все эти
овощи выглядят весомо, внушительно и
вызывают чувство законного уважения К
тем, кто © любовью выхаживая каждый
RYCTHE. ;

Ежедневно co двора тлавной усадьбы
совхоза имени Горького отправляются в Мо-
скву грузовики, наполненные душиетыми
первосортными овощами. Провожая грузо-
вики в столицу, бригадир < волнением лу-
мает о радости созидательного труда. Мысль
6 том, что труд его служит интересам го-
сударства, народа, наполняет его сердце 33=
конной гордостью.

Молодой специалист Герой Советекога
Союза Петр Федорович Харьковский твердо
придерживается своете закона жизни —
телать все`то, что идет на пользу любимо-
му Отечеству. °^ нь

Я. ДАВЫДОВ, >

тивно-метохические советы” 0: пюрялке подз
готовки к бегу по ‘пересеченной местности ‘
И 06 организации и проведении ‘масеовых
кроссов. —

Н. А. Девяткин. — «Электротехника».
’ЗВ книге изложены основные понятия и
законы электротехники, ‘а также принцины
устройства различных  электротехнических
машин и приборов, - ‘устанавливаемых ‘на
автомобилях, тракторах и в танках. Кроме
того, в книге даются краткие сведения о
переменном токе и некоторых машинах ни
приборах переменного тока.

Книга предназначается в качестве учеб-
вика для военных школ и училищ ав-
томобильных, бронетанковых и механизи-
рованных войск и артиллерии. Она реко-
мендуется также как учебное пособие для
офицеров. _

ному К. А. Тимирязеву: «Вы может знаете,
что я.вею жизнь воевал с Максвеллом, не
признавая его теории, а вот ваш Лебедев
заставил меня сдаться перед его опытами».

Столетов открыл закон’ намагничивания
железа, разработал способ измерения маг-
нитной проницаемости. ставигий основой,
на Которой теперь покоится проевтирова-
ние’ всох электрических машин и прибо-
ров. Опубликованные Столетовым в 1889
году «Актиноэлектричеекие исследования»,
т, е. иселелования фотоэлектрических яв-
лений, евязанных со свойством света по-
рождать электрический ток, составляют
ценнейший вклад в науку. Виднейшие уче-
ные мира, открывшие впоследствии явле-
ния распада веществ, непосредственно ие-
ходили из  фотозлектричееких = явле-
ний, впервые исслеюванных Столетовым,
Он стоит у истока пути, по которому
пришли к открытию и использованию
атомной энёргии. На оенове научного на-
следия Столетова вырос новый научный
раздел электротехники — ‘электроника,
ставшая основой всей современной связи,
автоматики и телемеханики, телевидения и
радиолокации.

Мы перелистали бтлельные страницы и
только одной отрасли техники-—электротех-
ники. И в каждой главе этой летописи
героической борьбы человеческого  ‘тения
за’ овладение могущественной силой элек-
тричества и покорение ее — самые. луч-
ие, самые замечательные страницы впи-
саны ‘трудами наших соотечественников,
русских электротехников. Ney

Великий русский народ, названный
товарищем Сталиным руководящей силой
Советского Союза, среди всех народов на-
шей страны сделал для развития электро-
техники больше, чем любой пз народов
мира;

Советские ученые, получившие небыва-
лые возможности для своето технического
и научного творчества, продолжают слав-

ные традиции русской науки и техники,
выполняя свой долг ‚советских патриотов
и добиваясь все новых и новых успехов,

направленных на
вокекой Ролины,

Инженер-полковник .А. МАРКИН,

процветание ‘нашей co-