«Встреча с женшиной в парандже»

¢ +

В № 32 «Литературной газеты» от 19 ап-
реля с. г. была опубликована статья узбек-
‚ ской поэтессы Зульфии «Встреча с жен-
щиной в парандже», в которой говорилось
© фактах проявления феодально-байских
пережитков в Узбекистане, Статья была
перепечатана г ряде газет Узбекистана
и вызвала значительные отклики. Часть
из этих откликов, а также решения, вы-
несенные в связи со статьей республикан-
ским Союзом советских писателей, Мини-
стерством просвещения им Советом про-

фессиональных союзов, ниже  публи-
куются.
e e
Долг
писателя

С глубоким волнением мы прочли ста-
лью поэтессы Зульфии на страницах «Ли-
тературной газеты».

Считаем эту статью правильной.

С чувством горечи мы должны признать,
что на улицах некоторых тородов Узбеки-
стана, особенно в Маргелане и Намангане,
еще мелькает черный чачван.— позорный
пережиток тьмы и суеверия, унижающий
_ национальную горлость узбекского народа.

Партия доверила советским пиесзтелям
больнюе дело — воспитание нового челове-
ка, его коммунистического сознания, разо-
.блачение пережитков прошлого.

Мы считаем нашу работу в этой обла-
сти лалеко не достаточной.

Выступление поэтессы Зульфии — при-
мер активной борьбы писателя за Н0в08 В
‘жизни, против старого, отживающег. Мы
‘обязуемся всей своей работой поддержать
борьбу с этим отживающим, не имеющим
‘права на существование в нашей стране.

УЙГУН, Н. САФАРОВ, С. АБДУЛ-
ЛА, МИРМУХСИН, Тураб ТУЛА,

Рамз БАБАДЖАНОВ, Хамид ГУ-
ЛЯМ, М. БАБАЕВ, М. АЙБЕК.

Паранджа и ичкари—
враги женщины
Статья поэтессы Зульфии «Ветреча ©

зкенщиной в парандже»  взволновала ме-
ня — тут было кое-что и 060 мне.

Мне всего 23 года. Вместе сосвоей ма-

терью я работала на швейной фабрике
«Ерасная заря». Я вела общественную ра-
‘боту. участвовала в кружках художеет-
венной самодеятельности, в ансамбле пес-
пи и пляеки и особенно увлекалась физ-
‘хультурой. Вак лучшую Ффизкультурницу
и производственнииу меня направили в Мо-
скву па всесоюзный парад. тле я видела
товарища Сталина. Поездка в Москву про-
_извела на меня неизгладимое впечатление.
Сколько сил прибавилось, сколько энер-
ran!

_ Но вдруг эта кипучая жизнь оборвалась.
Я вышла замуж 3a работника искусство
Мухутлинова.

Мой муж запретил мне работать и, не-
смотря на мои протесты, посадил меня с
маленьким ребенком в ичкари — в закры-
‘тов помещение для женщин в узбекском
Доме.

Никакие жалобы и просьбы отпустить
меня обратно на фабрику не помогали.
Большие препятетвия пришлось преодолеть

мне, чтобы отстоять достойный советской!
женшины образ жизни и вернуться на
фабрику.

_ Статья Зульфия напомнила мне о тех
девушках, которых может постигнуть та
же сульба. Поэтому я вместе с моими по-
другамя обязуюсь разъяенять девушкам и
женщинам не только у себя на производ-
стве. а везле и всюду, где бы я ни была,
вредность паранджи.
Мархамат ЗАХУРХОД ЖАЕВА

Слава дочерям Узбекистана!

Узбекистан — одна из переловых совет-
‘ских республик. Ето промышленность и
сельское хозяйство, его культура и ис-
кусство составляют гордость нашей Роди-
ны. Й поэтому мы так взволнованы фак-
тами. приведенными в справедливой и
своевременной статье поэтессы  Зульфии.
Мы не хотим терпеть случаев, хотя бы
елиничных, выдачи замуж несовершенно-
летних девушек, многоженства. случаев,
котла женщины носят паранджу. С прех-
ней силой должны вестись «худжум» *
против паранджи. борьба против религиоз-
ных предрассудков, против феодально-бай-
ских пережитков.

Дела и подвиги не только сыновей. но
и дочерей узбекского народа украсили
историю человечества.  Женщины-узбеч-
ки — государетвенные деятели, литерато-
ры, ученые, героини — оставили глубо-
кий след в жизни нашего народа.
Паранлжа. завезенная в Узбекистан вместе
¢ иеламом. всегла была чужла узбекской,
женшике. Неисчиелимы горе. и страдания,

причиненные узбекским женщинам шариа-.

том, муллами и фанатиками-шейхами,
Дочери Узбекистана всегда были в пер-
вых рядах боров за свободу, против Уг-
нетения и угнетателей.
Мы храним свято ‘память © талантли-
вых лочерях нашего народа — Туреунай и

* ‹«Худжум>» — наступление против паранд-
жи. объявленное в Средней Азии вскоре
после Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции.

Нурхан, зверски убитых в борьбе за pac-
крепощение женщин узбечек.
За три десятилетия со лня Великой Ок-

тябрьской социалистической революции
узбекские женщины овладели передовой
культурой.

Разве можно  предетавить  хлопПковод-
ство — славу нашей страны — без герои-
ческого, неоценимого труда женщины?

Можно ли предетавить хотя бы на ми-
нуту в парандже Михринису Убайдуллае-
ву. Лолу Ирбутаеву. Назиру Юлдашеву и

других женщин — Героев  Сопиалистиче-
кого Труда?
Можно ли представить в паранлже

знатных стахановок нашей промышленно-
сти — ткачиху Хабибу Исраилову, масте-
рипу шелка Ибодат Акрамову. первего в
нашей стране машиниста тепловоза—жен-
шину Башарат Мирбабзеву, десятки тысяч
студенток, заполняющих аудитории Уни-
верситетов и институтов, десятки аспиран-
ток. кандидатов наук, докторанток?

Можно ли, наконен, представить себе
наше искусство, нашу литературу 6e3
Сары Ишантураевой, Халимы Насыровой,
Замиры Хилоятовой. Айдын Сабировой и
самой Зульфии Исраиловой—автора взвол-
новавшей нас статьи?

Поэтому. если сегодня еше кое-где в
Узбекистане существует паранджа, ели
сегодня бывают еще случаи. что несовер-
шеннолетних выдают замуж, то это 06-

корбляет достоинство натих освобожден-

ных женщин.
Гафур ГУЛЯМ

В ССП УЗБЕКИСТАНА

В связи © обсуждением статьи поэтессы

Зульфии Исраиловой. «Встреча с женщиной
в парандже» президиум Союза советских
писателей Узбекистана отметил, что в CBO-
ем творчестве многие узбекские писатели
проходили мимо остатков феодального
прошлого, тормозящих движение узбекско-
го народа к коммунизму, не создавали зна-
чительных произведений,  разоблачающих
все еще сохранившееся кое-где, как пере-
житок, байско-феодальное отношение
женщине.

Для исправления этих серьезных улуще-,

ний президиум СОП Узбекистана решил:
Силами членов Союза писателей прове-

сти Литературные вечера для населения
Ташкента, посвященные борьбе с пережит-
ками прошлого. Для проведения таких же
вечеров направить в города Коканд. и Мар-
гелан бригаду писателей.

Регулярно выступать в республиканской
печати и по радио со статьями, посвящен-
ными борьбе с феодальными пережитками
в быту и сознании людей.

Создать книгу художественных произве-
дений, посвяшенных этому вопросу, пору-
чив редактирование этой книги писателям
Айдын Сабировой, Зульфии Исраиловой и
Назиру Сафарову.

В МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕШЕНИЯ УзССР

Министр просвещения Узбекистана тов.,
Муратходжаев сообщил редакции, что фак-
ты, изложенные в статье поэтессы Зульфии
«Встреча ¢ женщиной в парандже», пол-
ностью подтвердились.

За отсутствие воспитательной работы в
школе, допущенный отсев девочек-уэбечек
и попустительство в выдаче замуж несо-
вершеннолетних учениц Гусинов, директор
семилетней школы, от работы освобожден.
Дано указание заведующему Китабским

районо Кудрякову усилить в школах рай-
она учебно-воспитательную работу, развер-
нуть политико-массовую работу среди ро-
дителей учащихся.

Статья Зульфии «Встреча с женщиной в
парандже» обсуждена на заседании колле-
гии Министерства просвещения УзССР ©
участием заведующих районными отделами
народного образования и работников Таш-
кентского облоно.

В СОВЕТЕ ПРОФСОЮЗОВ УЗБЕКИСТАНА

Совет профсоюзов Узбекистана’ признал
правильной статью «Встреча с женщиной
в парандже», призывающую к борьбе с по-
зорным проявлением  байско-феодальных
нравов.

Статью Зульфии горячо обсуждали ра-
бочие и работницы завода Ташкентсель-
маш, текстильного комбината, завода Ne
Узшвейтреста и других предприятий. Со-
брания рабочих  и работниц заклеймили по-
зором не только тех, кто пытается закре-
постить отдельных женщин, HO И MOJ-
чальников, ‘которые спокойно взирают на
проявление пережитков феодализма.

Совет профессиональных союзов Узбеки-
стана предложил профсоюзным организа-
циям улучшить политико-массовую и куль-
турно-просветительную работу.

Совет профессиональных союзов обязал
и

гоженства,

республиканские, — фабрично-заводские

местные комитеты профсоюзов: .
во всех Дворцах культуры и общежити-

ях систематически проводить беседы для

Юхан ШМУУЛ

НАСТОЯ!

Сеголняшний день эстонской деревни—
это налиа колхозная весна, счастливая,
полная энтузиазма. богатая  всходами и
солнцем. А завтрашний — в планах и про-
ектах наших переловых колхозов: в но-
вых салах. которые уже через несколько
лет начнут приносить плоды; он живет
как нечто конкретное в мыслях каждого
колхозника,

..Я родился и вырос в рыбацкой семье
на острове Муху и очень хорошо знаю
бедные деревни старой буржуазной Э<то-
НИИ.

В то время были у нае пикатели. ко-
торые любили в своих книгах изображать
«красоту бедности». — «облатораживающее
влияние белности». Олин бригадир из ры-
бацкого колхоза на моем родном острове
прочел. такую книгу и сказал:

— Дурак писатель! Какая жо у бе-
ности может быть красота?

Да. лино бедности уролливо и печаль“
но. Теперешние колхозники. бывшие ху-
торяне. знают это очень хорошо. Сколько
пота выпивало поле и как мало оно ла-
вало! Машин было достаточно лишь у
кулаков. в деревнях сеяли вручную. ред-
ко можно было увидеть на наших полях
трактор. За американскую жнейку Дерин-
га надо было отдать сорок вак (около двух
тони) пшеницы. Хутор. на котором един-
ственными сельскохозяйственными орудия-
мп были плуг ла коса. приковывал рабо-
чую силу всей семьи. а приносил очнь
мало. № тому же хутора были отятощены
непомерным грузом высоких долговых про-
пентов и часто шли © молотка.

На Муху было пятьлесят деревень,
большинство жителей занималось полевы-
ми работами, но до установления  совет-
ской власти на всем острове было лишь
четыре жнейки. Хлеб родился плохо,
10 пентнеров.© тектара считалось хоро-
шим урожаем. (В 1949 г. рыбацкий кол-
хоз «Сын бури» даже на малоплодородной
земле <обрал 17 центнеров с  тектарл).
Бедную землю надо было  удобрять. Но
откула крестьянин мог взять леньги Н%

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 42

——

ЦИЙ ХАРАКТЕР

удобрения? Урожаи. из гола в год умень-
шались. И мы. дети рыбаков и крестьян,
очень хорошо видели всю «красоту бед-
ности» буржуазного времени.

Буржуазные напионалисты любили и
любят говорить о «национальном  эстон-
ском характере», Этот харавлер якобы
состоит из трудолюбия. «финно-угорской»
замкнутости. неловерчивости и индивидуа-
лизма. Может быть. эт& характеристика и
была Частично верна IM отношению к
эетонекому крестьянину буржуазного вре-
мени. Но ведь именно буржуазный строй.
бедность и жестокость порожденной uM
жизни воспитывали черты этой «финно-
угорекой» замкнутости. недоверчивости и
индивидуализма.  Межи ограничивали не
только. поле крестьянина. межи ограничи-
вали. сужали и его мировоззрение.

говорю это. вспоминая свою юность.

Бедной и темной была тогда наша жизнь.
У наших родителей не было достаточно
денег. чтобы дать образование хотя бы
самым оларенным детям. В школах учи-
лись. в основном. дети кулаков. Пробле-
ма нашей юности — это проблема нищеты
И проблема закрытых дорог.

Теперь о нынением:

Старая леревня Алавере — теперь. кол-
хоз им. Жданова в Харьюмаа. Колхоз

“BO Многих

на полъеме. Председатель, товариш Вуус-

кла. показывает нам. где будет центу
нового колхоза и большой фруктовый
cal, Потом он ведет нас в поле. До са-
мого горизонта раскинулся зеленый ковер
молодой озими, Посевная площаль в кол-
х039 расширяется.

Ни одного гектара не засевают сейчас
вручную. Ilo сравнению © прежним ход
сева ускорился в четыре раза.

Много в колхозе им. Жланова хорошего
ий нового. По-новому сеют. Поля объедине-
ны в большие массивы, и это позволяет
осенью использовать при уборке урожая
комбайн. Хороши полторы сотни молодых
яблонь. Хорошо то, что колхозники полу-
чили в прошлом году на  трулодень по
4 килограмма зерна. по 5 килограммов
картофеля и по 5 рублей 40 копеек день-
гами. Они заработали больше, чем когда
бы то ни было. Xopomo то, что. оплата
труда в нынешнем году еще повысится;

женщин, тематические вечера на научные
и политические темы;

оказывать практическую помощь работни-

‘‹ цам в совершенствовании технических и об-

щеобразовательных знаний, широко привле-

Садоводы
Горной Шории

В горах Кузнецкого Алатау живет не-
большой народ —- шорцы, которых издрев”
ле называют тебир-узы, Что значит —
кузнецы. потому что они © давних вре-
мен умеют варить и ковать железо.

Шорцев называют ещо сказочник
И песня и легенда зву

ами и
чат

песенниками.
там повсюду. ‘На севере страны живут
сказочники, на юте— песенники.

И еше славится Горная Шория красотой
своей природы. Горные цепи, покрытые
хвойной тайгой, разрезаны синими реками.

Студент пелатогического института
А. Гончаренко прочитал  княги 0 Торной
Пории, ‹борник  шорского фольклора.
Богатая, красивая страна увлекла его.
Кончив институт, он взял путевку, рас-
прощалея с родным Вавказом и поехал в
далекий край.

Книги не обманули Молодого учителя.
Увидев Шорию собственными глазами, он
еше больше увлекся ею. Он стал препо-
давать биологию в Усть-Вабырзе.

Горная Шория имеет, пожалуй, самую
богатую в Сибири растительность. Й толь-
ко плодовые деревья не росли в Шории.
В других районах Сибири ‹озданы уже
огромные фруктовые сады. В Челя-
бинской области сады занимают тысячу
двести гектаров. В Алтайском крае — T0-
ко свыше тысячи тектаров. В_ Минусин-

ской котловине — две тысячи. А в Гор-.

ной Шории нет ни одного сада.

В юности А. Гончаренко занимался У
себя на Кавказе посадкой деревьев, в ИН-
ституте он хорошо изучил ` мичуринскую
биологическую науку. Й мололой учитель
взялся за создание горного участка пло-
ловых деревьев. Он увлек своей идеей
школьников, сельский совет, колхозников,
заинтересовал районный комитет партии,
райсельхозотдел. В Усть-Вабырзе возникло
общество садоводов-любителей.

Под первый сад отвели землю на левом
берегу реки Мрас-Су. Ма участок вышли
ученики школы. За весну 1949 года они
посадили под руководством своего учителя
24 яблони. 162 вишни, 84 куста кры-
жовника. 108— малины, 42—смородины.

Мало! Ведь нужно создать не проето
фруктовый cag. Haro создать опытный
участок и на его базе вырастить сады во
всех долинах Горной Шории.

Тончаренко написал письма ученым и
практикам-мичуринцам в Москву, в Са-
ратов. в Мичуринск, в Ставрополь...

В Горную Шорию пошли посылки ©
черенками, деревцами, саженцами, семена-
ми. Академик П. Н. Яковлев прислал из
Мичуринска абрикосы мичуринекие, мин-
даль «Посредник», вишню, рябину черно-
плодную, сморолину «Память Мичурина».
Велед за первой посылкой пришла вторая,
тоже из Мичуринска, от научного сотруд-
никз А. Я. Кузьмина. Из Саратова науч-
ные учреждения прислали семена белой
акации. кизила, шелковицы, из Москвы—
семена озимой. яровой п ветвистой пшени-
цы, семена ячменя «Паллидум», семена
огородных культур. Фильковская школа
Сталинградской области направила в да-
лекую Усть-Кабырзу сорго, арахис, чумн-
зу, кок-сагыз.

Песылки < черенками, саженцами, © се-
менами продолжают поступать © юга, из
центральных областей страны, © сибир-
ских опытных. станций. Сейчас тов. Гон-
чаренко имеет уже 155 наименований

кать женскую молодежь в спортивные об-   различных растений. Это целый ботаниче-

щества;

систематически проверять бытовые усло-
вия многодетных работниц,
чек. семей погибших воинов Советской Ар-
мии и оказывать им необходимую  мате-
риальную помощь в воспитании детей;

широко вовлекать ` женщин-работниц в
многообразную жизнь профсоюзной органи-
зации;

тшательно расследовать все факты мно-
принуждения женщин к. ноше-
нию паранджи, выдачи замуж несовершен-
нолетних девушек, отсева девочек-узбечек
из школ, обсуждать эти факты на рабочих
собраниях, привлекая виновных к строгой
ответственности. Е

хорошо то, что свиноферма может в этом
тоду продать’ государству 57 поросят; хо-
тюшо, что есть план электрификации, К0-
торый будет осуществлен в ближайшее
время: хорошо усердие, < которым прово-
дитея сев.

Но самое лучшее в этом колхозе, да и
других — новые люди, их
творческое беспокойство, любовь в труду,
вера в будущее.

Когда эстонские крестьяне начали всту-
пать в колхозы. кулаки шицели; «Что у
вае выйдет из колхозов? Эстонцы не при-
выкли работать вместе.  «Нажиональный
характер» ведь показывает, что эстонский
крестьянин в своей основе единоличник;
он может видеть и думать лишь в преде-
лах своего хутора». ]

Но именно Колхозный строй показал,
каков настоящий напиональный характер
эстонского крестьянина. В колхозе «Ания-
Элази» я знаю замечательного  столяра
Виллема Туулик. Его специальностью яв-
ляется изготовление ‘тележных колес.
течение своей долгой трудовой жизни оч
внес в эту работу много новшеетв. Сей-
часе это семидесятилетний человек. ©едо-
волосый. с молодыми глазами и прямой
спиной. Котда я прошлой осенью и зимой
жил у пего. он читал, просиживая ночи,
«Краткий курс истории ВКП(б)» и «Во-
просы ленинизма». Он брал у меня книги
русских писателей. Однажды я дал ему
«Звезду» 9. Вазакевича. Он прочел и пе-
речел книгу несколько раз и сказал По
поволу лейтенанта Травкина:

—. Я был в окопах три года в первую,
мировую войну. (Я видел много солдат.
Начальство разное видел. Но такого не
было. Травкина мог вырастить лишь C0-
ветекий строй...

Вак-то он стал мне читать. в полном
смысле этого слова, лекцию о TOM, как
делают тележные колеса. Он читал ев с
точноетью и основательностью  пастояще-
то специалиста. Я слушал его четыре
вечера и на пятый спросил:

— Зачем ты, Туулик, мно 00 этом рас-
сказываешь? Я не собираюсь начать де-
лать колеса.

— Я старый человек, — ответил  сто-
ляр. — скоро могу умереть. Я хочу на-
учить многих. передать им тайны моего

ремесла. Я не хочу. чтобы моей опыт поте-
рялея бы вместе со мной. Ты писатель.
Поэтому я и говорю тебе. Слушай меня и
напиши книгу — «Как изготоваять тележ-
пые колеса». Чертежи сделаю сам...

матерей-одино-

ский вал!

Когла-то В. В. Маяковский писал про
Кузнецкий завод: «Я знаю —— город будет,
я знаю — саду цвесть. когда такие люди
в стране в советской есть!».

Завод и город в Вузнецке давно ©озда-
ны. Й вот уже создаются сады: они цве-
тут у подножья Кузнецкого Алатау ий ско-
ро возникнут в долинах Горной Шюрии.

Савва КОЖЕВНИКОВ,
специальный корреспондент
«Литературной газеты»

НОВОСИБИРСК

При буржуазном строе Виллем Туулик
держал втайне свои знания, рационализи-
овал для самого себя. Й забота © TOM,
как передать свой опыт другим, могла,
возникнуть у него лишь теперь, в усло-
виях советской жизни. ©

В моем родном колхозе «Сын бури», на
острове Муху. заведующей  <винофермой
работает Линда Шмуул. Я знаю ее с дет
ства — мы росли под одной крышей, да
и потом я часто ветречалея с нею во вре-
мя моих поездок на острова: В буржуаз-
ное время в нашей деревне было много
сектантов. Олной из черт философии сек-
тантства является фатализм. Линда
Шмиуул, попав под влияние сектантов,
как раз и стала такой фаталисткой, да-
лекой от жизни, ко всему равнодушной и
безразличной. А ноемотрите на нее те-
перь, — приятно и радостно видеть, как
она отноеитея к своему труду. Прошлой
осенью y Hee Ha ферме заболели шесть
новорожденных поросят. Я видел, как
Линда Шмуул ночами сидела над больны-
ми поросятами, поила их сладким чаем

своему колхозу.
бы я достал для нее библию. А вот
последнее письмо ко мне:

«Курессааре, март 1950 г.

Слушай!

Меня послали на куры  фельдшериц.
Учиться приходится много, но очень ин-
тересно.
они там 6ез меня справляются.
мн три книги, без которых больше не мо-
гу обойтись:

1. «Клиническая диагностика внутрен-
них болезней домашних животных».

2. «Зимние работы на свиноферме».

Поищи книгу о составлении кормовых
рационов. Поищи книгу потолше, там 06-
новательнее».

Вот так!

У воех колхозников — новое чувство
хозяина. верный дух борьбы. Новое — это
гордость за свой колхозный быт, горечь,
если в колхозе что-нибудь не так полу-
чаетея. Люди стали внутренне богаче и
красивее.

Это и есть настоящий эстонский харак-
тер!

ТАЛЛИН

и спасла всех шестерых. Всю ее работу   водственники,
характеризует большое чувство ответствен-   дискуссии, единодушно пришли к выводу,
ности. любовь к порученному ей делу, к   что

Забочусь о своей ферме — как   авторитет которых
Пришаи   письмах тт. Костоусбов и Рыжков.

По следам
И

А. КОСТОУСОВ,

министр станкостроения СССР

выступлений «Литератирной газеты»

Некоторые

замечания по существу

в
‘теля Д. А. Рыжкова по вопросу © норма“
  тивах. посланному в редакцию «Литера-
  турной газеты», в связи со статьей проф.
ТИаумяна «На коленях перед Тейлором»,
опубликованной 8 октября 1949 года,
  стальей.
1 февраля с. г, считаю необход
общить следующее:

1. «Литературная газета»

правильно еще раз привлекла, внимание   ная ВРИТИ

` наших ученых и производственников Е
  ведению систематической борьбы < HH3K0-
поклонетвом перед буржуазными теориями
и, в частности, перед устаровшими выз0-
дами Тейлора.

Факты раболепия некоторых наших уче-
ных перед устаревшими выводами Тейло-
ра, некритического отношения в материа-
лам, публикуемым в технической литера-
\туро за рубежом, действительно еще име-
‘jor место, в частности, они присущи и
автору статьи проф. Шаумяну.

В своей книге «Основы теории проек-
тирования  станков-автоматов» (Машгиз,

дополнение к письму моего замести-   ности,

и   нормативов был разослан

помещенной в № 10 газеты от   THKY
имым / ©9-   машиностроительным

совершенно специалистам по

в состоянии представить себе про
цесс созлания нормативов Kaw работу с
логарифмической линейкой по обечету Be-
личин по формулам Тейлора.

Проект разработанных министерством

на отзыв и кри-
48 организациям, 20 крупнейшим
заводам, 11 мини-
10 институтам я 7 виднейшим
резанию металлов. Цен-
ка и замечания были нами учте-
окончательном редактировании

стерствам,

пы При
нормативов.
 шательная проверка Фактических рез
жимов нА машиностроительных  Заводах
показала, что вновь разработанные норма-
тивы на 20—30 пооц. выше средних фак-
тически. достигнутых в машиностроении.
В течение одного-полутора лет они будут
бесспорно способствовать повышению про“
изводительности труда и лучшему исполь»
зованию парка металлорежущих  станвов
нь преобладающем большинстве предприя-
тий машиностроения. Нормативы для 1950
года в настоящее время утверждены.

1946 г.) на стр. 28 автор называет
Тейлора основоположником современной
теории резания. На стр. 9 изобретение
супорта к токарному станку приписы-
ваелся англичанину Маделею в 1790 го-
ду. хотя всем известно, что русский ме-
ханик Нартов изготовил ‹упорт еще в
1712 году. Среди перечня литературы по
станкам-автоматам и их использованию,
приводимого автором, из 209 наименова-
ний проф. Шаумян приводит 178 наиме-
нований иностранных авторов, большая
часть которых не представляет никакой
ценности, и 17 своих сталей. В разделе
литературы по резанию металлов и ис-
пользованию станков он приводит первой
книгу Тейлора «Искусство резать метал-
лы» и не приводит ни одного источника
русских авторов за 1936—1946 годы.

стижений передовиков

Нормативы по режимам резания (как и
веякио другие нормативы) не могут быть
неизменными и должны систематически
пересматриваться. Они должны отражать
роет кульгурно-технического уровня ра00-
чих и инженерно-технических работников,
все возрастающий уровень техники и д9-
социалистическото
труда. \

Не считая разработанные Министерством
стапкостроения нормативы абсолютно 6ез-
упречными, мы утверждаем, что машино“
строительная промышленность имеет все
основания в настоящее время пользовать-
ея ими.

После появления статьи проф. ПШаумя-
на в «Литературной газете» Министерство
станкостроения еще раз тщательно прове-

_ Приведенными выню примерами не ис-
черпываются ошибки автора. В
фактов совершенно непонятно OTCYTCT
самокритики в. статье проф. Шаумяна.

2. Наука о резании металлов в нашей
стране. базирующаяся на трудах русских
ученых: Тиме, Зворыкина и других, ©де-
лавшая колоссальные успехи в годы со-
ветской власти. далеко опередила работу
зарубежных ученых.

Следует похчеркнуть, ‘Что советскими
учеными решен ряд серьезных теоретиче-
ских положений в области разработки ра-
циональной геометрии режущего инетру-
мента для различных видоз обработки,
скоростного резания металлов твердыми
сплавами,. исследования обрабатываемости
различных материалов, смазки и охлажде-
ния в процессе резания. разработки проб-
`лемы износа режущего инструмента ит. д.

Нельзя согласиться с огульным охаи-
ванием проф. Шаумяном работы Комиссии

изведена болыцая  научно-исследователь-
ская и экспериментальная работа. На oc-
ново окспериментальных работ и обобще-
ния широкого опыта стахановцев комисси-
ей были впервые разработаны, нормативы
по режимам резания для всех основных
вилов механической обработки.

3. Прюф. Шаумян правильно ставит во-
прое о том, что нормативы по режимам
резавия не должны базироваться на вы-
  водах Тейлора. В ‹амом деле, Тейлор про-
водил свои эмпирические опыты только
резцом, с геометрией, не применяющейся
и давно забытой в практике работы нашей
малиностроительной промышленности.

Достаточно сказать, что только за по-
следние 10—15 лет скорости резания уве-
личились от 10 до 25 раз.

Нормативы, разработанные — Министер-
ством станкостроения, базируются не
тейлоровских формулах,

на
a на широких
экспериментальных таботах и обобщении
передового опыта стахановцев. Только лю-

свете этих   СТВФН г
вле  Н6 видит причин для их пересмотра, TOM

по резанию металлов. Этой комиссией про- ‘вать

рило выпущенные нормативы в производ
ных условиях и в настоящее время

более, что ни в статье проф. Шаумяна, ни
в других опубликованных в Газете MATE
риалах не содержится никаких практиче-
ских предложений по их улучшению.

4. В статье проф. Шаумяна допущено
пренебрежение к вопросам советекой эко-
номики. 3 также неправильно противопо-
ставляется рентабельность работы промыш-
ленности темпам производства.

Эти ненравильные положения приняты
автором в связи ¢ его желанием при нз-
значении режимов резания принять в кд
честве основы опубликованный им так наз
зываемый «Закон производительности Ma
шин»,

Мы считаем, что данная концепция
проф. Шаумяна является абсолютно He

правильной, механической, антимарксиет-
ской. Режимы резания должны обеспечи“
махеимальную  производительность

труда и рентабельность производства и не
могут исходить только из максималь-
но возможной производитель“
ности машины — станка.
5. Необходимо сказать, что наши учез
ные еще не сделали исчерпывающих 0606+
щений накопленного стахановцами  бога-
того опыта ‹коростного резания. Созрела
безусловная необходимость координации в
дальнейшей разработке теоретических BO
просов по резанию металлов. Долг теоре-
THKOB техников и экономистов оказать по-
мощь работникам промышленности в раз
работке этих вопросов.

Задачи, стоящие перед промышленно
стью, требуют тесного содружества нау-
ки © производством. Это необходимо для
решения вопросов дальнейшего повышения
преизводительности трула и рентабельно-
сти производства, широкого развития дви-
жения скоростников, внедрения прогрес-
сивных нормативов и дальнейшего разви+
тия передовой советской науки о резании

ди, абсолютно оторванные от промышлен-

металлов.

От редакции

Публикуя письмо министра

станко-

строения` СССР тов. А. Костоуссва, редак-

ция вынуждена отметить. что в этом
письме обходится существо принципиаль-
ных вопросов, поднятых  научно-техниче-
ской общественностью.

Статья проф. Г. Шаумяна «На коленях
перед Тейлором» вызвала широкие откли-
ки. Она обсуждалась учеными ‘советами
восемнадцати высших технических учеб-
ных заведений, в том чиеле такими, как,
МВТУ имени Баумана, Станкоинструмен-
тальный институт имени HW. В. Сталина,
Ленинградский политехнический институт
им. М; И. Калинина, отделениями Всесо-
юзного научного инженерно-технического
общества машиностроителей. коллективами
инженеров и техников предприятий.

Виднейшие представители науки и прак-
тики резания металлов. ученые и произ-
принимавшие участие в

стойкости
во всех

TO формула экономической
Тейлора, которая  приводилась

В 1945 г. она не раз писала мне, что-   официальных справочниках, как основной
ес   руководящий

критерий к составлению
нормативов резания, не только неправиль-
на, но и вредна. В числе ученых, резко
критиковавших существующие принципы
составления нормативов, были, между про-
чим, и те виднейшие специалисты, 1a
опираются в своих

Жоллективы таких предприятий, как
SHC, Государетвенный — подшипниковый
завод имени (1. М. Кагановича,  раз-

работавшие свои нормативы резания на
основе CTAXAMOBCKITO опыта,  повееднев-
Но доказывают, что социалистическое. хо-
зяйство не может равняться на нормати-
вы, отражающие капиталистические OTHO-
шения, и создает нормативы, соотзететвую-
щие характеру нашей экономики.

Последователи Тейлора, орудуя его фор-
мулами, стараются доказать, что работать
с высокой производительностью якобы...
нерентабельно. Они орлентируют производ-
ствентьи ков на неполное использование
основных средетв производства — станоч-
ного парка. Казалось бы, что Министезетво

станкостроения должно ставить своей за-

ского движения. Однако тов. Костоусов

не занял четкой, последовательной линии

в этом вопросе. Спор идет но только о «фак-
тах раболепия некоторых наших ученых», —
как пишет министр, — & о порочной ли
нии в разработке нормативов резания, что
может привести к неполному использова
нию резервов станочного парка.

Министерство станкостроения COCP. pas-
рабатывает нормативы резания для всего
советского машиностроения. — Естественно
было ждать, что министерство учтет pe-
зультаты дискуссии и приступит к разра
ботке новых основ составления нормативов
высокой производительноети.

Однако тов. Костоусов, умаляя государ
ственисо значение поднятых вопросов, по“
свящает значительную часть своего отвеч
та дискредитации проф. Г. Шаумяна.

Жнига лауреата Сталинской премий
проф. Г. Шаумяна «Основы теории проек
тирования  станкоз-автоматов и автоматиз
чесжих линий», как и всякая другая кни-
га. может подвергаться критике, но товоря
прежде всего © недостатках этой книги и
раздувая их и в то же время умалчивая
0 HOBATOPCKOM значении критики  тейлоч
ризма, тов. Костоусов отводит внимание
оощественности от существа обсуждаемых
вопросов, не способствует развертыванию
критики и самокритики и, следовалельно;
правильному решению принципиальных
вопросов.

Тов. Костоусов признает
критику тейлоровских формул,
были начинены справочники ‘министерет<
ва, но практические выводы из 57100
признания почему-то не делаются. Нам
известно, что после опубликования статьи
проф. Г. Шаумяна министерство вычерк-
нуло из всех печатавигихея справочников
формулы Тейлора—Дилла. Но разве не яс-
на, что, отбросив таким образом порочную
методическую основу, министерство должно
заботиться © замене ее новой, подлинно
научной, чтобы справочники неё остались
MeDTBLIM сводом таблиц.

Пора министерству отказаться от узко-
ведомственной точки зрения и вместе 5
всей передовой научно-технической обще
ственностью приступить к разработке но“
вой метолики составления нормативов и

правильной
которыми

дачей поддержку ‘прогрессивного, новатор- на ев основе новых нормативов резания