A. MAPbAMOB

В мире условных образов

Нисательнийа Е. Леваковская, вступая
в литературу, принесла свою, хорошо изу-

Пятый том собрания
сочинений М. Горького

ЖИЗНЬ ИСКУССТВИ

качества русских рысаков, и, в первую

очерель, главное из’ них — резвость.
Прошло детство с его сладкой морковью

и возможностью оглянуться на мать, кото-

}

сказку Пушкина, учат урок, слушают дет-
скую радиопередачу. Вы смотрите на них
и чувствуете, что это наши дети, что они
живут в прочно устроенном. добром, радо-

«В деревню, для успокоения возбужден-
ных умов, явился алминистратор. Не вы-
холя из  коляски, он, окруженный казаками,
обратился к мужикам с успокоительной
речью. Говорил милостиво и грозно, уко-

Маленькие зрители
в больших театрах

заводокую многотиражку, работа Киры в
военном госпитале — все это не живые

чени 4 A 3 - 5 стном мифе. Вот ва мальчика влечевы !, I

esau en ert А ия au. 10 ЛИШЬ ИСКУССТВенные   pyanegno mu отечески, говорил долго. В Москве — около трилпати театров, и   игрой cig a Sit hk a aha id eee ЕН ее Е
aa, 2 : TYUBRH есплотных фигур, механически Вдруг из толпы, прерывая речь, раздался   только пять из них -три драматических рой, р. с его веселыми табунами, и вот для сыно
московских журналах, затем в повести   приводимых в действие авторским замыс-   вопрос: Удо MVKNREEN TOGA ADT CAOME DARTH OT en, te ИТ ter и ое Их
«Кочуй счастливо!» она интересно. расска-   лом. — А on? юлым зрителям. Понятно. что заты: дезских   ЭНЕРВИ 8 решеноети, в мальчитеских ли-   Оунут подвергать Чстьтаниям На; реза
зала о том, как ветер нового пришел в Про героев повести не скажешь, что они Что?— спросил администраторг театров заполнены доотказа, и множество   Пах так убедительна и точна, что вы ви-  Жеребята впервые увилели беговую качал-
монгольскую степь. красивые, сильные, умные. Автор только A «aK on? школьников и дошкольников не может по-   дите в мальчиках ‘будущих героев. Вот  ку. Более покладистый Бравый сразу’ под-

После Великой Отечественной войны в
журналах появились новые  расеказы
Е. Леваковской, и в них сказался  боль-
noi опыт, приобретенный. писательницей
на фронте, Она не наблюдала войну со
стороны; она сама воевала много и труд-
но, шла солдатской дорогой, слушала сол-
датские думы и в рассказе «Хозяин вой-
ны» («Знамя», 1946 г., № 1) сумела
показать чистое, скромное в непреоборимое
мужество советского воина.

Теперь в журнале «Новый мир» появч-
лась новая повесть Е. Леваковской.

Открываешь эту повесть ¢ живым и
дружелюбным интересом, а, дочитав, ‘ошу-

о щаешь досаду: автор вел нас в Москву,
какою быль она в героическую сень
1941 года, а вместо этого привел в
тесный круг неживых, тускло раскратшен-
ных декораций, в которых движутся ма-
ленькие фигурки, подобия ‘людей, совер-
шающие подобия дел.

«Странно заметны теперь стали мело-
чи», — роняет Евгения Феваковская на
одной из страниц своей «Московской по-
вести». И в самом деле. из странных. на-
рочитых мелочей складывает она мозаику
всего повествования.

Вот первое знакомство © героем.

Военный приемшик Григорий Сванилзе
ведет по Москве машину. Он едет на за-
вод. Там, в парткоме, назначено совеша-
ние. Предстоит спор о внедрепии рациона-
лизатерекого предложения Сванидзе. Авто-
мобиль остановился у светофора.
` «Поспокойней, друг! — откинувитиеь на
мягкую спинку, сказал себе Григорий,
детства у него сохранилась привычка
думать ‘вслух, — Поспокойней, ‹ дружище!
Irak ты до боя патроны израсходуешь».

Это — начало повести. уже с этого
места появляется беспокойное ошущение
недостоверности, — надуманности — ошуше-
ние, которое но только не ослабляется по
меро чтения, но, напротив, усиливается все
больше и больше. ;

— Нет, недостоверна эта «сохранившая-
ся с детства привычку думать вслух».
Нет, нельзя представить себе человека, ко-
торый, остановив машину перед красным
огнем светофора, обращался бы Ев самочу
себе, произнося вслух такие слова...

Неточен портрет, нарочита речь героя;
он словно.с первого шага своего приподвял-
ся на ходули и... сразу невозвратимо уте-
рял симпатию читателя.

Сванидзе проходит в кабинет главного
технолога:

` «Через окна маленького кабинета Воро-
мин видел все свое хозяйство. Цех позто-
рялея перед ним на голубом листе милли-
метровки с бумажными  модельками, стан-
ков».

Миллиметровксй с бумажными моделька-
MH начичает вскоре казаться вся повесть.

Названы имена людей, ‘их професгии:
Сванидзе, Воронин, его. жена — сотрудник
заводского отлелз кадров Ольга Воронина:
архивариус хреваехранилита Максим Лав-
рентьевич Стародумов, ero дочь Вира —
секретарь института истории и его пряем-
ный сын Алеша Маркин — студент ляте-
ратурного института... Вступают новые и
новые липа. Нм приписаны черты характе-
ра. поступки, мысли. Григорий Сваниазе
изобрел новый е1060б сухой сборки шори-
кополнипников. Он выдерживает схватку
с консерваторами. Но так ровно повествует-
ся об этой схватке, «етранно заметные ме-
лочи» так заслоняют существо спора, что
преграхы на пути Сванилзе кажутся кар-
тонными, преодоление их
труда, не составляет подвига.

Любовь Сванидзе и Киры. их разлука и

называет отдельные качества,
казывает, не раскрывает их в деятельно-

ляя верховным нзчалом искусства воспроиз-

но He по-

сти своих героев.

Среди населения повести есть и условцо
отрицательная фигурка: доктор Агеев, у
Которого нарисованы «светлые изглые гла-
за на лице с козлиной бородкой». Он скуп,
похотлив и труелив.

Но и пороки Агеева нужны автору лишь
длЯ того,. чтобы нарочито подчеркнуть,
оттенить достоинства прочих героев.

Н. Г. Чернышевский писал в одной из
своих статей:

«..напрасно думают, будто бы, поетав-

ведение действительности, мы заставим его
«делать грубые п пошлые копий и изго-
няем из искусства пдеализанию»,

И велел за этим он добавлял, разъясняя:

«..единственная необходимая идеализа-
ция должна состоять в исключений из поэ-
тического произведения венужных для
пелноты картины подробностей, каковы
бы ня были эти подробности; что есла
понимать под илеализациею безусловное
«облагороженне» изображаемых ‘предметов
н характеров, то она будет равняться чо-
порности. надутости, фальшивому драмз-
тизированью».

Ошибка Е. Леваковской в том и состо-
ит, что онз посвятила CBOIO повесть не
воспроизведению благородного характера
действительных советских людей, но все
Усилия свои направила на мнимое «облаго-
рожение» надуманных картонных фигур.
Вместо реальной Москвы 1941 года она соз-
дала условный мирок, заполненный «етраз-
но заметными мелочами». инимыми подраб-
HOCTAMH, Такими же мнимыми мыслями
и страстями. «модельками» станков п лю-
ден. поступков и чувств.

В том же номере «Нового мира» (№ 4,
апрель, 1950 г.) напечатаны отрывки «Из
писем ученого». Это выдержки из тех пи-
сем, которые посылал своим друзьям в
Москву профессор МГУ Г. С. Кара-Мурза,
ушедший в 1941 году лобровольцем в ря-
ды Красной Армпи и погибмий в 1945 ro-
лу при исполнении служебных  обязан-
ностей; во время воздушной катастрофы.

«Blech есть один юноша, — расеказы-
вает в одном из писем Г. С. Бара-Мур-
за.— Он аскет, спит Ha досках, отказы-
вается OT элементарных ° жизненных
улобетв. и ему кажется, что в этом и скз-
зываетея подлинный большевистский ха-
рактер. Ан нет. Это все от индивидуализ-
ма. крайнего индивидуализма. Тут что-то
показное: «Вот-де, мол. я какой, вы все
на. матрапах спите. а я на лосках». Боль-
шевики проще, земнее, тверже, суровее>.

Герон «Московской повести» все снят
на лосках. Показной, мнимой красивостью
их души подменяется подлинный больше-
вистекий характер. Нарочитым «облагоро-
жением» подменяется истинное благорохст-
во. Вместо простоты — опрошение. Вместо
суровости — умиленность.

Поллинный жизненный документ, напе-
чатанный велел за повестью, опровергает
ее с наибольшею полнотой и силой.

С хорошо и уверенно начатого пути
писательнина свернула на бесплолный пу-
стырь литературных ухишрений, неживых,
налуманных образов, мнимо красивых 6103.

‚ Что тому причиной?

Быть может, недоверие к собственному
жизненному опыту?

Но живые образы. проходившие по стра-

МиР   ницам прежних произведений ЕВ. Деваков-
He требует ской, говорят о том, что это недоверие на-

прасно. у
Только ‹ возвващение к. материалу дей-

ожидание, приход Алеши из. института В ствительности ‘поможет. Е.’ Леваковской

Е. Леваковская. «Московская повесть». «но-
вый мир», 1950, № 4

ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО СМ. НА 2 CTP.

распрямляет спину крестьянки, испокон
веков горбившейся на полевых работах.
Тракторист-мичуринец! He успокаивай-
ся. не ститай. что ты сделал все, перело-
жив на плечи машины этот тяжелый труд.
Прими в сердце свое всю Ty безмерную
любовь к нашим зеленым  друзьям-расте-
ниям, к каждому свекловичному вусту. к
каждому рялку подсолнечника,  люцерны,
кукурузы — любовь, которая всегда да-
вала чудесную силу золотым рукам наших
пятисотниц, наших матерей. .

ВЕСКИЕ
АРГУМЕНТЫ

‚ Вечером на центральной усадьбе семе-
новодческого совхоза имени 25 лет Октября
холго беседуем о том, что лает 6085037
‘освоение травопольных севооборютев.

На утро приходит старший бухгалтер
совхоза — один из его старейших  работ-
ников — Николай Александрович Дужак:

— Не хотите ли взглянуть на траво-
польную систему через аргументы бухгал-
терии, глазами экономиста? ;

О Лужаке нам расеказали. что эн
успевает заметить, что называется, кажлое
пятнышко на листочках люперны, вникает
в любую мелочь на фермах, бывает сам

° веюду, где создаются материальные цен-
ности, и много работает над тем. чтобы
оперативно. повседневно выносить на сух
уасс показатели экономики 608х034.

Совхоз. пмени 25 лет Октября сразу
после войны восстановил севооборот и не
отступает от принятого чередования Куль-
тур, звепо за звеном осваивает комплекс
Докучаева — Костычева — Вильямса. Ry-
лисные пары, перекрестный сев становят-
ся здесь таким же правилом. как в 6806
время зябь и пахота с предплужником.
Гще не все. что можно взять, берут здесь.
от’ травосеяния,— в частности, мало ‘зл+-
ковых трав, еше ‘не полросди, конечна,
лесополосы, еше идет процесс освоввая
системы в целом. [lo бухгалтерские кри-
вые произведенной в совхозе продукция
настойчиво поползли вверх.

— Вы знаете, в чем для меня красота
систвиы? — спрашивает Дужак. и 07182-
чает. — Вее хозяйство при  травопольной

а Е Е р еее ВЕ

вновь выйти на верную дорогу. утерянную
вю в работе нал «Московской повестью».

системе растет, как на дрожжах. Ш какую
отрасль ни возьмите, развивать ее те-
перь выгоднее, и легче!

Четыре-пять лет назал. когда начина-
ли освоение  травопольного  севооборота,
вовхоз давал 10—12 тысяч центнеров 3ep-
новой продукции. Теперь он производит
около 25 тысяч пентнеров отличного сор-
тового зерна, главным образом пшеницы,
Земли не прибавилоеь, но теперь, благо-
даря тому, что нарялу © полевым  сево-
оборотом введен кормовой, благодаря при-
менению зеленого конвейера, одновоемеано
с товарным зерном 608503 Производит
много разнообразных кормов для животло-
волетва. Еще в 1947 году зеленых кормов
в совхозе было собрано лишь 1.200 цент-
неров, & в прошлом голу — 14.358 цент-
неров. В семь раз выросло  нроизволстве
бахчевых кормовых RYABTYD. За гол на
тысячу центнеров увеличилась продукиая
кормовых корнеплолов. В результате, за пэ-
слелние три года влвое выросли удой Иа
кажлую фуражную корову. & сдзча мяса
увеличилась почти: вдвое. Пак не поблаго-
дарить товариша Дужака за это сообщение.

21 апреля 1950 года Совет Миннстров
СССР я НК ВЕП(5) опубликовали постаноз-
ление «0 ходе выполнения Постановленяя
Совета Министров” СССР и ЦЕ ВАП(б) от
20} октября 1948 г. «О плане полезашит-
ных лееонасажлений, внедрения травополь-
ных севооборотов. строительства прулов и
волуемов лля обеспечения высоких и устай-
чивых урожаев в степных и лесостепных
районах европейской части СССР». Есть в
этом документе, лающем лучший образе

большевистской проверки исполнения, та-\

Кое положение. полное глубокого научного
емысла и практического значения:

«При освоении травопольных сев00бо-
ротов должны быть обеспечены чепрерыв-
ный рост. производетва зерна и Другой
сельскохозяйственной продукции в Колхо-
зах п вовхозах и всемерное повышение
урожаев сена многолетних трав».

Уже при освоении, a he только по-
сле освоения! Рост. п непрерывный
рост произволства зерна и другой продук-
una! Тут — никакой лазейки  левивым,
«не поспешающим» умам! Только творче-
ское восприятие и применение . травополь-
лой спетемы может обеспечить решение
этой великой задачи...

То есть кто — OH? ‘

Ну, знаешь...

Дурак! Что такое — он?
Конешно.. А все-таки — как же он?

— Да что такое? О. чем ты спраши-
ваешь?

— Насчет его...

— Hy?

— Он останется?

— Пороть!-= приказал администратор.

Мужика схватили. Разложили... Выпо-
роли: ‘ :

Он встал и, застегивая штаны, сказал:

— Ну, вот... Я так и думал; что, поку-
да он останется,— будут. нас пороть...»

Эта сцена о царе, который «остался»,
была написава Алексеем  Максимовичем
Горьким в 1905 голу и опубликована под
названием «С натуры» в первом и елин-
ственном номере сатирического журнала
«Жало». В этом же номере журнала был
напечатав # очерк «О Сером». Оба произ-
ведения не редактировались больше Горь-
ким, не включались в последующие сбор-
ннки и в собрания сочинений писателя.
Впервые ¢ тех пор ови увидят свет те-
перь — в пятом томе собрания сочинений
М, Горького. выходящем в конце июня.

Из 25 произведений этого тома (1900—
1906) только некоторые широко известны
читателям («Трое», «Песня о Буревестнике»,
«Злодеи», «Человек», «Тюрьма», «Рассказ
Филиппа Васильевича», «Девочка», «A. П.
Чехов»,  «Букоемов. Kapn Иванович»).
Остальные же, опубликованные в газетах,
журналах, сборниках и нелегальных изда-
ниях девятисотых годов, в собрание сочи-
нений включаются впервые. В числе этих
произвелений — запрешенвый царской цен-
зурой рассказ «Весенние мелодии», с под-
заголовком «Фантазия», В  аллегорической
форме писатель’ выводит в нем различных
представителей. буржуазного общества того
времени. и показывает зарождение револю-
пионного самосознания народа. Рассказ
прелназначалея для апрельского номера
журнала «Жизнь» за 1901 год, но цензура
разрешила опубликовать только конец
его — «Песню о Буревестнике». Освовной
же текст появлялся в велегальных изда-
ниях. Только после Великой Октябрьской
социалистической революции Горький сно-
ва . отрелактировал. это произвеление. В
гектографировазный экзэмпляр 1901 года
он внес, по просьбе Нижневолжского крае-
вого архива, значительные исправления и,
возррашая текст, писал: «Рукопись sepe-
писана небрежко, текст ее — плохо помню,
а насколько мог вспомнить—кое что испра-
вил».

О своем разрешении напечатать конец
«Фантазии»—«Песню о Буревестнике» нар-
ские сатрапы вскоре пожалели. Олин из
пензоров сокрушался в своем донесении:
«Означенное стихотворение произвело силь-
ное впечатление в литературных кружках
известного направления, причем самого
Горького стали называть не только «бур-
вестником», но и «‹буреглашатаем»:
так как он. не ‘только возвещает о
грядущей буре, но зовег бурю. за

собою».
р

—-
—
—

По следам выступлений

«Литературной газеты»

«МАСТЕРА ЩЕТКИ»

Пол этим заголовком в № 94 «Лите-
ратурной газеты» от 22 марта был опуб-
ликовачн фельетон писателя И. Егорова о
том. что оформление помешений многих
наших вокзалов и других широко посе-
щаемых народом учреждений выполняет-
ся антихудожественно и ‘людьми, не имею-
шими никакого отношения к искусству.

Заместитель министра путей сообщения
СССР тов. Л. Малькевич сообщил редак-
ции, что факты, изложенные в фельетоне,
касающиеся учреждений Министерства пу-
тей сообщения, подтвердились.

Министерством дано указание  началь-
никам пассажирских служб дорог запре-
THTb приобретение различных картин,
скульптур и других художественных ук-
рашений для вокзалов без предваритель-
ного просмотра специальными комиссиями,

Мичурин высказал в одной из своих ра-
бот очень пенную мыель о том, что агро-
номы, механизаторы и экономисты
должны иметь общий язык. «Это бы-
стрей, — писал Мичурин, — приведет нас
KR победе и позволит еше шире развернуть
горизонты сопиалистического земледелия».

Как выиграло бы дело, если бы сейчас
тысячи экономистов. работающих в сель-
ском хозяйстве, подобно Николаю Алек-
санаровичу Дужаку, вышли на переловые
позиции борьбы за полную победу траво-
польной сиетемы земледелия...

ДИРЕКТОР
‚УЧИТСЯ

Директором в совхозе имени 25 лет Ок-
тября — Яков Иванович Мельник. Ему —
47 лет. 0 нем говорят в совхозе. —мололля
луша. Это узнаешь в самом внешнем обли-
ке хозяйства — зелено. красиво и уютно
на центральной усальбе, пветет больной
сал. закладываетел виноградник; строится
‘средняя ‘школа, обсаживаются дороги, в0з-
водятся жилые дома: Когда в связи © 34-
сухой 1946 года на Одесшине живо 0беу-
жлались вопросы ведения сельского хозяй-
ства. Мельник говорил:

— Не кивайте на погоду, це здесь ищи-
те причин плохого урожая. Пе человек для
природы. а природа для человека. В друж-
бе е наукой нало вести хозяйетво. ©

Слова у Мельника не расходятся с де-
лом. За высокие урожаи пшенины Ha
больших плещалях. ставшие примером для
веей Олоеской области. Мельник улостен
звания Героя Сопиалистичеекого Tpy ia.

Цыненняя посевная прошла в 608х036
без Мельника. Директор — в Харькове, на
голичных курсах переподготовки. Во, всю
внутреннюю, пепоказную жизнь совхоза
вошло что-то новое, свежее, связанное с
тем. что «лиректор учится».

— Вы знаете. человек он. умутренный
опытом. в летах. заслуги имеет, — гово-
рил нам о Мельнике  совхозный шофер,
старый. активный член местной партий-
ной организации, Семен Филиппович По-
кушайло. — Другой бы решил: ну. куда

еше ° обобэнно стремиться? У нашего
Мельрика уже лети вузы покончали, &
как прелетавилась возможность, и сам

се жадностью набросился на учебу. Чело-

смотреть хорошие, интересные спектакли.

В последние голы некоторые московские
театры «для взрослых» вспомнили о детях:
на афише появились названия пьес для де-
тей, чаще устраиваются детские утренники.
«Двенадцать месяцев»—в Художественном
театре, «Доктор Айболит»—в тватре имени
Станиславского и’ Немировича-Данченко.
«Хижина дяди Тома»— в  Шентральном
театре транспорта, «Снежная королева»—в
театре Доамы и Комедии, «Клуб знамени-
тых капитанов» — в театре имени Ермоло-
вой — вот спектакли, которые ‹ посмотрели
многие тысячи юных зрителей,

Прочно вошли детские спектакли в ре-
пертуар Центрального театра транспортя.
Еше в годы войны юные москвичи увидели
патриотическую «Сказку об Иване-Цареви-
че, о земле родимой, о матушке любимой»,
которая прошла уже около 350 раз; сейчас
в афише театра значатся также «Хижина
дяди Тома» А. Бруштейн и недавно. по-
ставленный спектакль  «Иван-да-Марья»
В. Гольдфельда.

Хороший подарок детям спелал театр!
Те, кому довелось видеть «Иван-да-Марью»,
никогда не забудут, как горячо реагируют
юные зрители на происходящие на сцене
события, как активно сочувствуют они сме-
лому сокольничему Ивану в его борьбе с
носителем зла и несправедливости — Ило-
лищем Заморским, с угнетателем простого
народа — князем.

Со все возрастающим интересом смотрят

зрители —и дети и взрослые — сказку на

сцене, и увлекательность спектакля—боль-
moe его достоинство. Но не только увлека-
тельность. Спектакль воспитывает детей. он
прививает им замечательные черты челове-
ка социалистического общества — любовь к
Родине и народу, правлизость, душевную
чистоту.

Театр отнесся с большой  ответствен-
ностью к спектаклю для детей. Постановка
Б. Зеленской радует серьезностью и изо-
бретательностью. Хорошо, что театр арн-
влек к работе талантливого композитора,
отлично знающего наролную  музыку,—
Н. Будашкина и поручил оформление. спек-
такля коллективу народных художников
Мстеры — И. Фомичеву. В. Овчинникову,
И. Серебрякову, П. Кощееву и Ф Шилову:
музыка и декорации близки по стилю рус-
ской наролной сказке, выразительны, поэ-
тичны: Дорого и то. что в этом детском
спектакле участвуют лучшие актерские си-
лы театра. и играют актеры серьезно, нн-
сколько не пытаясь подлелаться под зри-
телей. На спектакле вспоминается замеча-
тельная мысль Станиславского: для летей
надо играть так же хоропю, как для взрос-
лых, только лучше.

Инициатива Центрального театра трачс-
порта и других театров, поставивших дэт-
ские спектакли, заслуживает всяческой по-
хвалы; следует всем вашим театральным
коллективам обогатить свой репертуар. спек-
таклями для летей Это полезно и зрителям
и самим тзатрам. При этом нельзя ограни-
читься постановками сказок или пьес о
далеком прошлом. Наши юные зрители
больше всего любят, когла на сцене появ-
ляются их современники — и сверстлики
и взрослые, когла спектакль рассказывает
о нашей советской жизни.

А. АНАСТАСЬЕВ

О наших
_ детях

Тема детства,
олна из важнейших, благородных тем со-
ветской литературы и искусства. Выставка
вовых рисунков  Н: Жукова так и назч-
баюшиеся и сонные, и озабочен-
ные своими делами,

веселые

Beka, конечно, понять можно. В сельском
хозяйстве уже три плана действуют. Один
общий. пятилетний. другой — `преобразо-
вания приролы, третий — ускоренный
животноводческий. А что дальше будет?
Тут кажлому хозяйству бо-о-льшая  го-
лова пужна! Держим ли связь с директо-
ром? А как же! Вот приезжал на Первое
мая.— мы. можно сказать, всей партия-
ной организацией его конспекты проверя-
ли. Скучает по совхозу, а учебой очень
доволен, Правда. говорит, химия немного
мучает, но ничего. и химию  одолею. А
как вернусь в совхоз, многое будем. де-
лать иначе. Всех специалистов заставлю
кажлую неделю лекции 0 достижениях
науки читать. Новые опыты заложим. Я
тут во многом разобрался, — ничего 0осо-
бенного мы в с0вх0зе еше не достигли.
Главное-то. — впереди!

— Письиа or него? Илут, конечно.
Кое-какие указания лает. Насчет механи-
gan коровника. Новую аллею  распоря-
дился на главной усальбе разбить. Черте-
жик набросал. В одном письме — целый
счет зоотехникам. Вильямс, говорит, вон
как зеленые Корма ценил, от них всю
продуктивность выводил, а мы все на
концентраты нажимали. П насчет воспита-
ния телят на хололе,— почему COBXO3 OT-
стал от этого лостижения?

— Пу, и мы, конечно, ему отписываем.
Как же так. спрашиваем. Яков Иванович,
мы 40 сих пор люцерне жениха не подо-
брали? Житняк капризничает, что же
нельзя другого, путного, выбрать? Ты там
потормоши науку. Вот. был заезлом у нас
олин агроном, советовал в нашей местно-
сти в травосмесь многолетнюю рожь вве-
ети. Расспроси там. у кого какой опыт,
какое мнение? Еше интересный вопрос.
Та люперна, что справа от дороги, когла
на второе отлеление ехать, очень хоро-
0 выглядит. Во травостою. по погоде ее
сейчас самый раз скосить на сено, а co
второго укоса брать семена. Шо на этот
счет у начальства. еще мнения нет. Как
бы время не упустить!

Днректор учится,—и еще пытливее ра-
ботает, смелее дерзает. глубже вхолит в
науку весь дружный коллектив совхоза. В
этом — тоже характерная деталь нынеш-
пей травопольной весны.

рост нового человека —

вается «Дети». Вот они перед вами — улы-

они играют, слушают

маленькая девочка, она полна изумления и
радости — она сама сложила из кубиков
первое слово. Это слово — Сталин.

Отличительные черты наших детей —
жизнерадоствость, смелость, желание быть
полезным Родине-—хорошо переданы в ри-
сунках «На субботнике», «Вася (партизан}»,
«Слушает». Иногда удивляешься, как ху-
дожник уловил и сумел запечатлеть то или
нное мгновенное выражение лица самого
маленького ребёнка, подметил жест, ня-
клон головы («Проснулась», «Опять каша»,
«Любопытная»).

«Дети» Н. Жукова подкупают своей
поэтичноестью, а главное, тем, что они прав-
дивы, взяты из жизни. Но художник сам
ограничивает свою тему. Он дает, главным
образом, узкий, комнатный мирок ребенка
(«За папиным столом», «Письмо бабушке»,
«Жарок», «Жарок прошел». «Вторая ко-
сичка», «Мамина сказка»). Трудно предста-
вить себе наших детей вне детского кол-
лектива. Ребята в пионерском лагере, в
детском саду, встречи детей с героями,
праздник детской книги, елка в Доме
пионеров, ребята на пришкольном участке
— все эти моменты неотделимы от жизни
советских ребят. Хотелось, чтобы худож-
ник дал их в этой типичной для них об-
становке, создал вокруг них атмосферу
большого советского мира.

Открытие выставки совпало с Междуна-
родным днем защиты ‘детей. Большой
волнующей теме борьбы народов за мир
во имя счастья детей отвечают работы
«Джим и Том», «Один язык». Глубо-
кое впечатление производит «Джим» —
негр, ученик нахимовского училища, иг-
рающий в шахматы. Правлдивый, ясный ри-
сунок без слов рассказывает о мальчике,
нашелшем счастье. Но таких социально
острых рисунков еще мало. И, наоборот,
слишком много еще мелких тем, не позво-
ляющих хуложнику полностью  осущест-
вить свой замысел — паказать жизнь = CO-
ветских ребят.

Нет сомнения в том, что талантливый
художник в дальнейшем oGoraTHT свои
рисунки широкими наблюдениями, полнее
покажет сегодняшний, многообразный, пол-
нокровный мир советских детей.

А. БАРТО
«Соперники»
В афише фильм «Соперники» назван

научно-популярным, во когла его смотришь,
то переживаешь чувства. обычно вызывае-
мые художественным фильмом: следиить за
развитием действия, смеешься, грустишь, ©
волнением ожилаешь развязки. А это все-
го лишь подлинная история жизни двух
русских (орловских) рысаков.

В начале фильма мы видим двух жере-
бят в том ‘возрасте, когла они еще He MO-
гут стоять на своих разъезжающихся во
все стороны ногах. Диктор сообщает, что
эти два жеребенка родились от знаменито-
го орловиа Баяна. В них нет еще ни на-
мека ва грацию, на силу.

Но подождите! Сейчас вы увидите луг,
на котором резвится уже подрастающее по-
коление. Два жеребенка особенно привле-
кут ваше внимание своей исключительной
грациозностью.

Появилась грация! Вскоре появится и си-
ла Вот перед вами кадры. в Которых
жеребят учат бегать по кругу на корде.
Посмотрите, как играет их мускулатура,
как олин’ из них внезапным рывком чуть

другой конец корлы,

Появилась сила!

Фильм рассказывает именно о том, как,
благодаря упорному труду опытных трене-
ров, развиваются замечательные природные

ЦИФРА,
КАК ПЕСНЯ

Балка называется Холодной, склоны ее
довольно круты. земли здесь долго счита-
лись неудобными. $

Несколько лет назал в балку пришел
со своими опытами огороднивк Блажевский.

Живет Блажевский бобылем, ему под
семьдесят...

Богла-то давно вместе уходили в солда-
ты олногодки-одноеельчане Евгений Бла-
жевекий и Савва Залорожный. Только 31-
дорожный пошел в кавалерию, & Блажев-
CRA стал артиллериетом.

У Залорожного и сейчас молодцеватая
выправка, чернявые усы. Он в. Любомирке
председателем сельсовета. — Задорожный
лхавно в партии, сельские коммунисты
доверили ему быть секретарем партийной
организации.

Залорожный говорит: у нае с Блажезв-
ским нерушимый блок коммунистов и бес-
партийных. Мы его заслушивали на своих
собраниях. Вель не лля 6ебя старается
человек, большое общественное дело  де-
лает. Главное лля него — практическя
доказать, нь что какая культура cur
собна. С научным институтом в Одессе
тесно связан. Ученые подсказали, — те-
перь Блажевский сам свои гибридные сор-
Ta вырашивает и по подсолнечнику и
по кукурузе. Слово нынче дал — 200
центнеров кукурузы с гектара взять. На
пего другие равняются. Да у Блажевского
ие одна кукуруза.. Побывайте у него в
балке — увилите столько чудес!

...Приехали в балку, с нами секретарь
райкома. Все правильно рассказал 8a19-
рожный. Нужно добавить только 0б одном
разговоре. услышанном зхесь.

Стоим нал кукурузой. веходы сильные,
рялы безупречные, на поле ни соринки.
Блажевский рассказывает, что пол каждое
гнезле вносит гранулированные удобрения.
У него были запаеные растения — под-
саживал, заменял, если не надеялся Ha
какое-нибуль из высеянных прежле.
Сколько же растений оставляете на
гектаре?

— Сорок тысяч,

— Исколько может дать такой тектар?

— Четыреста пентнеров. — Если не в
этом году, так в следующем.

не валит с ног тренера, в руках которого

b

чиняется уговорам saesnHnka. He то произ
зсшло со стронтивым Баловнем. При попыт- ›
ке его запречь он опрокинул кечалку вмг-  ’
сте с наездником и, разорвав путы упряжи,  .
умчался в степь. Эта сцена великолепна!
Полный гнева взглял лошади, ее гордо
вэметнувшаяся голова, затем ее лет по сте-
пи, когда за ней гонятся два всалника, за-
тем момент, когда беглен устал и остано-
вился на кургане. Эти кадры’ делают честь
режиссеру и оператору — Я. Задорожному
и А. Сухомлинову. i

Все же человек заставил строптивого
коня покориться. И вот уже рука наезл-
ника, которая ‘только что была железной,
нежно поглажявает шею Баловня; OKOH-
чившего очередную пробежку.

И снова терпеливый, упорный труд че-
ловека, добивающегося от лошади наилуч-
ших результатов.

Испытания на резвость показали, что Ба
ловень представляет собой рысака высокого
класса. Его решено отправить в Москву Е
для состязаний на столичном ипподроме. р

У Бравого рядовая резвость. его отправ-
ляют в колхоз на конеферму. Перед зри-_
телем проходят две сцены, в которых по-
казано, как встречали жеребят. Баловнява
Московском ипподроме встретила © поло-
бающей торжественностью, но все же с хо-
лолком официальности,—тут видали вилы!
А вот Бравого встречают радостно, € BO-
сторгом. Еше бы! На конеферму пожаловал  .
орловец таких кровей!

Кажется, на этом фильм и оковчится.
Как будто все? :

Нет. История двух русских рысакоз
не окончена. Продолжение наполнено та-
ким неожиданным и блестунцим содержаз
нием, какого нельзя придумать, какое мо-  !
жет создать лишь наша советская действи-
тельность.

Дело в том, что в нашей стране, где
коневодство поставлено в государственном
масштабе, имеются также и колхозные
инподромы. И вот Бравый, оказавшийся на
конеферме колхоза «Победа», попадает в
руки колхозного наездника. Проходят ме-
сяцы. Ежедневно работает наездник с ло-
шалью. Он ведет борьбу за секунды. Он.
открывает в Бравом незамеченные  равь-
ше способности. На районных состязаниях
орловец приходит первым. Вновь продол-
жается упорная работа, и Бравый уже ло-
пускается к состязаниям на’ ипподромах
болыних городов. Он оказывается победи-
телем и злесь.

И вот перел нами Московский ипподром:
Множество зрителей, оживление. Идет за-
бег, в котором два рысака, далеко отор-
вавшись от остальной группы, состязаются
межлу собой. Мы узнаем одного. Это Ба-
ловень! Кто же другой, похожий на него?
Да ведь это Бравый! Лошади идут голова
в голову Захватывающая борьба. Лошадн i
четко выполняют каждое OPAKASAaHbe Ha- i
езлников. Человек и лошадь составляют
единое стремительное целое. Вот Korda
проверяются годы умной работы людей,
любящих и знающих лошадь. Первым нри-
ходит Баловень, но только на десятую Ce
кунды Бравый отстает от него. Почетное
поражение, сулящее новые достижения и
победы.

Хороший фильм! Он’ знакомит Hac,
во-первых, с работой Хреновского завода,
положившего около двухсот лет тому на-
зал начало русскому коневодству и ныне
ставшего крупнейшим конным заводом ми-
ра: во-вторых, в этом фильме много ре-
жиссерского и операторского мастерства, а
  в-третьих, что наиболее важно, это то,
что научно-популярный фильм является,
произведением настоящего искусства; он.
несет в себе глубокую идею о том, что
человеческий трул составляет первооснову,
богатства, красоты, счастья нашей жизни.

Юрий ОЛЕША

a ton ee TA

Секретарь райкома ползалоривает:

— Ну, это ты, брат, перехватил.

— Нет, я правильно говорю.

— Пу. года через. три можно и такую
задачу ставить. Е

—- Зачем через три года? Три года я.
могу и не прожить. Мне теперь надо че-
  тыреета. Силы-то какие нам даны!’ Сила
растения, сила сорта — это раз. Сала
земли. спла почвы. переделанной челове-
ком,— это два. Сила машин — это три.

Скромный, тихий Блажевекий,— каким,
оказывается. он может быть упорным!
Спорит, не соглашается, отстаивает свою
цифру. Сначала напоминает весь комплекс
примененной агротехники. А потом 90е-
жлает неотразимой логикой фактов. E

— Вы помните мою прошлогоднюю ку-
курузу? Небольшой участок. где были
высеяны гибридные семена? Мы же взве-
сили все полученные початки. Початок
плавал. четыреста. пятьсот, а то и семьсот
граммов зерна. На каждом растении было
два таких початка. С этих початков мы
брали на семена самые лучшие зерна,
только от середины. Если сорок тысяч ра-.
стений, нь кажлом два початка. а в.
початке,—булем брать среднее, — пятьсот
граммов зерна, значит, © каждого расте-
ния — килограмм. Вот вам и четыресть
центнеров с гектара. А уж мы каждому
растению все. что надо, дадим и спросим
с каждого растеняя по совести!

Четыреста... Я вспоминаю,
Озерный, Терезия Габовда,
все мировые рекорлы урожайности куку-
рузы, еше не дошли до ypomag 240
центнеров с гектара. Но как реально Бла-
жевский уже представляет себе, практиче-
ски борется за завтрашнюю пифру—4001

..Jlopora круто пошла вверх. Далеко
позади осталась Холодная балка. Где-то
прогремел гром. Но в ушах звучат, за-
глушая все. волнует, как лучшая песня,
как гимн изобилию, пифра, подечитанная
упорным и скромным Блажевеким. i

— Надо четыреста. Будет четы-
pecral

ОДЕССКАЯ — ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ

области

что Марко
опрокинувигие

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 47 3