в: C¢

Н. ИГНАТЬЕВА

Нетрудно понять волнение; с которым
сталинградцы встретили’ на сцене своего
тозтра постановку новой пьесы драматур-

‚ га Юлия Ченурина «Близкое». Герои пер-
вых драматических произведений Ю. Че-
пурина «Оталингралны» и «Последние
рубежи» — советские воины, прошедшие
славный путь от стен Сталинграда к бе-
регам Эльбы, — надолго запомнились ста-
лииградекому зрителю. И вот он снова
увидел их, но только в другой, мирной
обстановке, увидел рядом с собой — се-
тодня, в цехах Оталинградекого трактор-
Horo...

me

›Спектаклю «Близкое» «Сталинградская
правда» посвятила статью А. Филиппова,
де обстоятельно  раесказала 0 пьесе
Ю. Чепурина, требовательно отнеслась к
работе театра.

Раскрывая идейный замысел драматур-
га — коммунистическое отношение совет-
ских людей к труду— критик стремится
проследить, насколько совершенна форма
произведения, каковы его художественные
особенности.

Достоинства пьесы «Близкое» не поме-
тали А. Филиппову увидеть  недостат-
ки п серьезно разобраться в них. Притиз
ческие замечания автора рецензии в ад-
рее спектакля — дельные, точные; советы,
которые он дает театру, действительно
могут помочь исправить недостатки спек-
такля. Статья справедливо требует от
творческого коллектива довести спектакль
«до такого уровня, чтобы о нем можно
было говорить, как о крупном событии в
творческом развитии театра».

Примеры внимательного, критического
анализа спектаклей можно найти и в
других газетах. В рецензии на постановку
«Два лагеря» А. Якобсона (газета «Co-
ветская Сибирь») Ц. Ларионов рассматри-
вает пьесу в связи со всем творческим
путем писателя, подробно характеризует
основных героев спектакля. Л. Петровекая
в «Красной Татарии» справедливо критн-
кует инеценировку романа В. Шишкова
«Угрюм-река» в постановке Вазанского
драматического театра за ее бесстрастный
объективизм. Содержательна статья до-
цента Львовского университета М. Пархо-
менко о спектакле «Калиновый Гай»
А. Корнейчука («Львовская правда»), в
которой автор не только говорит о досто-
инствах пьесы и актерских удачах, но
указывает на элементы ненужной  «теа-
тральности» в постановке, на стремление
к внешней «краенвости» в оформлении
спектакля.

Однако такие хорошие рецензии, к со-
жалению, не часто появляются в област-
ных газетах. Сплошь да рядом под. рубри-
кой «Театр» печатаются поверхностные,
° трафаретные, удивительно похожие друг
на друга статьи.

В марте этого гола русский драматичо-
ский театр города Дзауджикау поставил
пьесу «Тайная война» В. Михайлова и
Л. Самойлова. 5 апреля газета «Социали-
стическая Осетия» напечатала о спектак-

` ле статью А. Тотрова. Эта рецензия вряд

ли привлекла внимание зрителей и кол-
локтива театра, хотя в ней и. отмечалось,
что театр «успешно слравилея со своей
задачей». Сколько бы ни пытались чита-
тели на основании статьи составить пред-
ставление о пъесе, ‘установить, как играет

тот или иной акте, — вое их попытки
были бы тщетны. Если наиболее про-
странная характеристика игры артиста

Речного ограничивается указанием, что он
«поработал глубоко и вдумчиво», «хоро-
що и правильно ведет свою роль © нача-
па до конца», то остальные исполнители
зишены и подобных аттестаций; фамилии
их просто заключены в скобки велед за
именами соответствующих героев. В статье

нот пи тени критики, ни одного 3з8-
мечания в адрес драматургов и театра.
Рецензия А. Тотрова -—— это  рецензия-

отписка. Она не  заинтересовывает чита-

Письмо в редакцию

В «Литературной газете» от 20 мая
1950 г. я прочел заметку Вл. Павлова
«Погда У критика коротка память...» В ней
творилось 06 изъянах в памяти критика
Сергея Иванова, Который в статье, опу-
бликовачной ^в журнале «Октябрь», оеу-
лил в романе В. Ильенкова «Большая до-
рога» те же самые страницы, которые он
сам расхвалил в газете «Вечерняя Москва».

>

О театральных рецензиях.
в областных газетах

ys

теля, не способствует развитию его хуло-
жественного вкуса, не приносит реальной
пользы театру.

ногие газеты; оценивая театральные
постановки, «угощают» читателей приев-
шимися рецензентскими штампами. Разве
можно, скажем, дочитать до конца статью
В молотовекой «Звезде» о спектакле «Чу-
десный клад» П. Маляревского, тде бук-
вально подряд идут следующие определе-
НИЯ: «тепло и ярко рисует», «она нашла
яркие краски и с исключительной тепло-
той... создала образ», «сочными краска-
МИ...»,  «воздали.. яркий спектакль»
ит. дит. п.

В спектакле «Тайная война» в Тамбо-
ве, Калуге и Ульяновске роль Светловой
играли разные артистки, и, конечно же,
по-разному. Однако в трех рецензиях да-
ны лишь вариации одной и той же «xa-
рактеристики». В Тамбове Светлова «B
изображении артистки Васильевой согрета
душевной теплотой и искренностью»,
ульяновская исполнительница этой роли
«с сердечной теплотой... ривует образ», &
артистка Калужского театра «искренне и
тепло передает больное внутреннее содер-
жание простой русской женщины».

Очень трудно в таких театральных ре-
цензиях обнаружить попытку критика
остановиться на художественной стороне
произведения, поговорить 0 композиции и
языке. В большинстве случаев разговор
сводится к сухому пересказу содержания
с кратким резюме о «важности и значи-
тельности» поставленной драматургом те-
мы. Прочитаепь такой «пересказ», и да-
же хорошая пьеса покажется неинтерес-
ной.

Иногда «пересказ» по сути дела и со-
ставляет всю «рецензию». На мало-маль-
сви подробный анализ работы  театраль-
ного коллектива у автора просто не oc-
тается места, и он ограничивается изложе-
нием программы спектакля, скороговоркой
перечисляя состав действующих лиц и
исполнителей. Так, в статье о посчановке
«Эти звезды наши» («Комсомолен Узбе-
кистана») рецензент умудрился 104 стро-
ки из ста пятидесяти отвести пере-
сказу содержания пьесы и лишь 36 ад-
ресовал театру. Несколько щедрее — на
16 строк! — оказалея автор рецензии в
«Бугской заре» об «Особняке в переулке».

Но дело, конечно, ие только в том ко-
личестве строк, которое отводитея разбору
слектакля. Важно качество самото разбо-
ра, его целенаправленность. Своей статьей
0 том или ином спектакле рецензент при-
зван помочь театру критически подойти к
итогам своей работы, закрепить уже до-

стигнутые успехи и устранить недостатки.
Однако очень часто критик забывает,
что он пишет и для зрителя и для
театра.
Что могут дать артистке Семеновой

рассуждения Б. Страхова в  пензенской
газете «Сталинское знамя» 0 том, что в
роли Днаны «актриса нашла себя», а в
«Степях Украины» ‹«не.натила себя». Ре-
цензент «Красной Мордовии», очевидно,
только удивил артиста 0. Аркашкина,
тромогласно объявив, что «его Вальтер
Видд осязаем». А тот же ВБ. Страхов в
своих похвалах постановщику спектакля
«Собака на сене» А. Випману дотоворился
до Того, что приписал молодому режиссеру
все заслуги Лопе де Вега: «В его трав-
товке комедия... насыщена остротой дра-
матургических приемов, комедийными си-
туациями».

Большгинетво театральных рецензий —
лишь отклик на тот или иной спектакль.
Газеты, как правило, не рассматривают
новую постановку в связи с работой театра
в целом, с его речертуарной политикой,

ИННИНИАИННИННАНАЕЕУ АНИ A

Мне же привелось убедиться‘ в том, что
у С. Иванова совсем не такая уж корот-
кая память. Так, например, он не только
слово в слово запомнил все то. что пи-
сали о романе Н. А. Некрасова «Три стра-
ны света» в комментариях к полному со-
бранию сочинений поэт (том УП, 1948,
стр. 838—839), но и включил это поч-
ти без изменения в свою статью «Фанта-

омощь или отписка?

не следят за творческим роетом актеров и
режиссеров. Между тем гораздо большую
пользу театру принесет статья, которая
будет говорить о его творческих тенденци-
ях, 0б определенной линии развития его
искусства,

Невнимание газеты к своему театру,
привычка печатать однообразные рецензии
приводят порой к тому. что газета не от-
ражает его действительной жизни, не з8-
мечает серьезных недостатков в его ра-
боте, не подает первой сигналов тревоги.

Не так давно Комитет по делам ис-
кусетв издал приказ, где осудил порочную
практику режиссеров Крымского  облает-
ного драматического театра им. Горького—
М. Рахманова и Л. Эльстон, которые пря
постановке советских нес  вычеркивали
важные и наиболее’ яркие политические

высказывания действующих лиц, 06бед-
няя и искажзя тем самым идейный
смысл произведений. Так было, Ha-

пример, со спектаклями «На той стороне» и
«Заговор обреченных». Заметила ли это
тазета «Красный Крым» и выступила ли
своевременно по этому поводу? Нет. На-
оборот, в статье о постановке «На той
стороне» под названием «Яркий  спек-
такль» говорилось, что тезтр создал «ин-
тересный и запоминающийся спектакль»,
& в рецензии на «Заговор обреченных»
критик, хотя н заметил, походя, что «кое-
где. из-за текстовых сокращений» образ
Восты Варра «упрощен», но никак не
оценил этого возмутительно вольного обра-
щения с текстом пьесы;

Подбирать в качестве авторов театраль-
ных рецензий людей, любящих театр,
знающих его специфику, воспитывать та-
ких людей — прямая обязанность редак-
ций. Между тем и поныне еще репензиро-
вание спектаклей подчас поручается не
только’ равнодушным и неумелым «крити-
кам», по иногда и просто болтунам. Вот,
к примеру, вышедшая из-под пера Н. Тем-
ногрудова «рецензия» на постановку «По-
здней любви» в Пензе. Чего тут только
нет! «За окнами холод, ненастье, осень, —
увлеченно’ рассказывает Н. Темногрудов.—
на этом фоне (?) особенно хороша была
артистка Новикова...» Артистка Ангарская
«не била на эффект»; артист Седов «хо-
рошо передал страх за свою нетрудовую
конейку..,»

Статьи пггампованные, отписочные —   Дамочке манто довоенного

свидетельство формального, равнодунтного
отношения газет к работе своих театров.
Публикуя подобные рецензии, работники
редакций, очевидно, не думают о тех вы-
соких и ответственных задачах, которые
столт перед театральной критикой. Они
забывают, что статья, напечатанная в 0б-

Илья ЭРЕНБУРГ fy i
Нд

Берлин. Вы знаете; что осталось от это-
го города, и все же вазе потрясает нагро-
мождение развалин. Нривыкнув несколько
К развалинам, вы замечаете, что кварталы
расчищают, сносят камни; то и дело вы
видите леса: строят. По мостовой идут де-
вушки в синих блузах: это свободная мо-
лодежь Германии: На только что выстроен-
ном доме большой портрет Тельмана. Ва-
менные скелеты  расшепленных ’ зданий
прикрыты яркими флагами. Завод, еще 3a-
вод, снова завод. Здесь не только разва-
лины, здесь идет работа. Магазины, в них

свромные ‘товары. Her реклам. Театр,
премьера: пьеса поэта Брехта. Другой
театр: трагедия Шиллера. Вино: новый

немецкий фильм «Совет богов». Книжный
магазин, много новинок. Объявление: «Ло-
клад и диспут на тему — нужно ли нам
искусство?» Много диспутов, докладов, за-
седаний. Молодые слушалот, спорят, запи-
сывают. Много молодых, они знают, что
должны учиться, работать, отетроить то-
род, отстроить етрану.

Вы переходите Потбдамерплац. Вы 3a-
думались, идете дальше, не обращая вни-
мания ни на полицейских, ни на вывески,
ни на прохожих. Те же развалины, только
HURTO HX не разбирает; ие вихно лесов —
здесь не’ строят. Вдруг вы спрашиваете
себя: куда делись девушки в синих блу-
зах? Почему вместо них солдаты в касках,
броневики? Вы отлядываетесь -— здесь все
другое. Много маленьких магазинов, 0б0с-
новавшихея в нижних этажах разрушен-
ных и невосстановленных домов. Витрина—
флакон парижских духов, модное платье,
дюжина пестрых платочков. Внижных па-
вок, нет, зато имеется галстук е изображе-
нием Гете. В киосках яркие обложки жур-
налов: голливудские красавицы на пляже.
Вокруг развалин ТГедехнискирхе шумное
сборище: здесь меняют «восточные» марки
на «западные» и «западные» на «восточ-
ные». Много спекулянтов. На утлах
тусклые горемыки громким шШопотом по-
вторяют «ами, ами, зми»—продают из-под
полы американские сигареты. На разру-
шенном Вурфюрстендаме рестораны, кафе;
на террасах отставные гитлеровекие санов-
ники, мародеры, дамочки с такеами. Один
спекулянт говорит другому: «Даю безити-
доллары, беру  грунд-доллары»... Пригля-
девшись, вы замечаете, что сверхмодные
туалеты не вполне выдержаны: на одной
покроя, у 01-
ставного сзановника стоптанные ботинки.
Чакеи, однако, великолепны, и глупым да-
мочкам кажется, что это — Елисейские
поля. Объявление: «Данеинг. Все танцуют
самбу». Ничего не поделаешь, «буги-вуги»
устарел, теперь танцуют «самбу» — ярост-
но топчутся на месте, и кавалер трясет

ластной газете, — эм общественная! даму, как будто дама — Европа, & он-—не

оценка работы творческого коллектива, п
в ней не должно быть места поверхноет-
ным и произвольным  вуждениям. Автор
статьи 0 театральной постановке обязан
правильно ее оценить, вскрыть ее идей-
ную сущность, дать компетентный
и интересный разбор спектакля:

0 произведении искусства нужно писать
увлекательно, живым, образным языком.
Вель читателя никогда не взволнует ка-
зенное сообщение, что театр «справился
со своей трудной и благородной задачей»,
а каждый из исполнителей «создал запо-
минающийся образ». Он хочет узнать из
статьи не только, что. играли актеры, но
и Как они играли. Он ждет, чтобы вме-
сто стандартных слов: «скупыми еред-
ствами артист рисует», автор статьи су-
мел бы выразительно и точно определить;
что же это за средства и как при их по-
мощи актер достигает удачи в творческом
процессе.

Писать театральные рецензии -—— дело
трудное, ответственное, относиться к нему
надо взыскательно. Хотелось бы, чтобы
редакции областных газет уделили самое
серьезное внимание статьям, которые при-
званы оказывать театрам действенную
помощь. г.

ЕЩЕ РАЗ О КОРОТКОЙ ПАМЯТИ КРИТИКА

стика и действительность»  («Октябрь»
№ Т. 1950 г. сто. 159).

Вирочем, память все-таки изменила
критику: он забыл сообщить, что вее на-
нисанное им по поводу романа Некрасова
(почти печатная страница!) принадлежит
не ему, а авторам комментарчя -—— В. Ев-

геньеву-Максимову и А. Лурье.
i Доцент А. ПУЛИНЕЦ,

м том тоы

рения возродились и в прежней краее, но
прежниии недостатками.

С этим сейчас уже нельзя было мирить-
ca. M. Jl. Зернов с товарищами стали пла-
нировать новое село: красивые каменные
здания, широкие прямые улицы, обеажен-
ные ровными рядами лип, в Центре села
парк, возле него театр, здание правления

волхоза, магазины, почта.
А овраги засадить плодовыми  деревья-
vg... Пет, это не бееплодная мечта! Все

это будет под силу такому богатому кол-
х03у, как «Парижская Воммуна».

Это уже оказалось под силу колхозу
menn KAM, Жуковского района, во главе
Которого стоит волевой организатор  Ви-
рилл Афанасьевич Малкин.

№тла Кирилл Малвин вместе с другими
Киховцами вернулся из’ леса, он долго хо-
шл по пепелишу. А потом собрал колхоз-
ников и с горечью сказал им:

— Ла неужто опять будем строиться по-
crapomy? Изба к избе спиною, словно пос-
рившиесл соседи?

— А как же ты мыслишь, Бирилл Афа-
насъевич?” — спросили товарищи.

— Надо по плану строиться...

Й он вскоре действительно привез из
города архитектурные планы нового села.

Я быт в этом прекраеном новом поселке,
лава о котором уже гремит по веей Брян-
щине. Здесь пе увидишь ни одной поделе-
поватой избы, ни одной крыши под соло-
мой. На прямой зеленой улице один к од-
ному стоят просторные, красивые дома.

4.

ить лучше, богаче, краше, чем жили
40 ВОЙНЫ!

Уже це о восстановлении, а о расипгре-
нии производства толкуют на Дубровской
ипагатной фабрике. Ha Каетнянеком
заводе стандартного домостроения начина-
WT делать и паркет. В Рогнедине хлопочут
6 новом  льнозаводе. Строятся поселки,
Школы, мосты, клубы, колхозные чайные,
дома для приезжих, плотины на реках...

Да, многое переменилось тут за эти
годы! Иной стала жизнь, иными стали ре-
чи. Й почта депутата стала иной. Иные
жалобы, иные просьбы, иные наказы...
Люди просят помочь им электрифицировать
поселок, благоустроить районный центр,
получить книги; требуют машины, Еино-
установки...  Жалуются на ° Сельэлектро,
которое берет за проекты слишком дорого,
& делает проекты слишком медленно...

Ла, нужд еще много, но и опи, так ска-
зать, уже иные — иного качества, иного
уровня. Это запросы и требования строите-
лей. И им от всей души хочется помочь.

Но, кстати, помогать надо не так, как

«помогло» Брянское областное управление
сельского хозяйства колхозу «Маяк» Рог-
нединского района. Однажды, расщедри-
вшись, оно прислало колхозу... огромный
инкубатор. g

Колхозники немедленно прозвали его
«железной Евочкой». Этот инкубатор co-
всем «Маяку» не нужен, — всех колхоз-
ных кур нехватило бы, чтобы обеспечить
ето яйцами. В тому же инкубатор оказался
безнадежно неисправным. А облуправление
требует от колхоза денег за свой «пода-
рок», и не малых.

А в колхозах отлично научилиеь считать
копейку. Выгоды и невыгоды прикидывают
не только руководители, а и рядовые кол-
хозники.

Й самая животрепептущая тема—укруп-
нение колхозов. Передовым колхозникам
очевидны все выгоды слияния двух-трех
мелких колхозов в один мощный, крепкий.
Сама жизнь властно требует этото. Я ви-
дел это воочию. Вот два колхоза рядом: у
одного земли вдоволь, да рабочих рук не-
хватка, а у другого рабочие руки нзидут-
ся, да земли мало. Ну, что же не объеди-
ниться? Или вот два хругих соседа. раз-
делены они только мелкой речушкой; у
одного —= хорошие луга, да земли под
приусадебные участки нехватает. ау с5-
сёдз за речушкой приусадебных земель из-
быток, да лугов нет, хоть плачь!,. Ну что
ж, в самом-то деле, не объединиться?

В сожалению, говорят и спорят о слия-
нии много, а делается пока все еще недо-
статочно. Что мешает? Да все та же инер-
ция, привычка, & кое у кого и оглядка на
то, как до войны жили. Многив районные
партийные и советские организации еще
не возглавили это жизненное движение. -

Много разговоров было в эту весну о
льне—самой выгодной по здешним местам
культуре. Лен тут сеют охотно, хоть и тру-
доемка. эта культура. Четыре района, вхо-
дящие в Фуковский избирательный овруг,
сеют уже сейчас больтие трети всего брян-
ского льна. Между тем, в округе нет ни
одного льнозавода, нет даже хороших льно-
мяльных пунктов. :

Министерству легкой промышленности
CCCP необходимо в самое ближайшее вре-
мя построить льнозавод в Рогнелине.

Избиратели Жуковского района просят
правительство Российской Федерапии но-
мочь.им довести хо конца электрификапию
поселка, Электроэнергия здесь есть, ве в
избытке даст завод. Нужны трансформатор,
провода, ередства.

Нужен Жуковке и хороший кинотеатр.
Существующий уже мал для растущего
поселка. А Дубровской шпататной фабрике
нужна стационарная киноустановка,
рабочий клуб тут уже есть. Эти вопросы
необходимо ремить Министерству кинема-
тографии СССР. 1

Молодежь Рогнелина и в спра-
ведливо жалуется на то, что в их посел-
ках пет стадионов, физкультурная работа
запущена. И они требуют, чтобы стадио-
пы были построены! Й чтобы в Дубровке
была воздвигнута плотина и восетановле-
но озеро — отрада пловцов и рыболовов.
А в ЁКлетне надо построить зимний клуб, —
летней площадкой уже не обойденться...

— Аить еще лучше, elle радостней,

еще веселей! -—— вот о чем шумит сейчае и газеты там ежедневно сообщают о «кур-

Брянский лес.
Вот чем живут люди во вчерашней «30-
He пустыни»...
Бор. ГОРБАТОВ,

депутат Верховного Совета РСФСР

то Юпитер, не то шериф из штата Колора-
до. Вы поворачиваете назад и доходите до
«границы». Возле указательной дощечки
стоят отставные гитлеровекие сановники,
они смотрят на другую сторону улацы:
там девушки в синих блузах; и хотя эти
девушки весело смеются, отставным сапов-
HHEAM He по себе.

В дни слета молодежи западные кварта-
лы Берлина приняли военный облик; даже
французы выставили напоказ вее свое
воинство. Американцы два месяца подряд
Евричали, что они «отразят - нападение»,
хотя никто на них нападать не собирался.
Газеты Западного Берлина пугали жителей.
«красной троицей». Некоторые чересчур
нервные дамы е таксами или без таке ри-
нулись на запад Германии. Обитатели За-
падного Берлина смеялись над этой пани=
кой; рассказывали. как гжа Мюллер
умоляет своего поклонника Шмилта: «У
Bac восхитительное бомбоубежище. Если
вы меня пригласите на троицу, я приду»;
но г. Шмидт неумолим; «Вы опоздали, ко
мне напросились уже тридцать дам»...

Тойя пережил стралные наполеоновские
войны, он знал, что такое разорение, ни-
tera, смерть. Он многое видел ‘и многое
предвидел —— у него была богатая фанта-
зия. Однако современного Берлина не мог
предвидеть даже он. Пожалуй, это самая
фантастическая картина из всех; которые
я наблюдал. Никого не удивит, что в
Брюсселе на каждом шагу банк и таблица
с биржевыми курсами, а в Праге на каж-
дом шагу книжная лавка. Никого не уди-
BUT, что московские газеты заняты вопро-

4. ГЕРМАНИЯ

Штутгарте, выгоднее купить в Берлине:
цены в западных кварталах Берлина на
двадцать-двадиать пять процентов ниже,
чем в Западной Германии. Такова политика
американцев: западный Берлин для них не
город, а выставка.

Жизнь Западного Берлина иллюзорна п
похожа на дурной сон. Никто ничего не
строит. Люди ие хотят думать о том, что
будет завтра. Их тошат воспоминания. Они
радуются, что маленькие магазины среди
развалин своими вывесками напоминают
09 прошлом: «Сигары Бенике», «Ресторан
Вемпинского», «Мапие». Вот заведение
«Ашингера», в нем люди едят сосиски и
пьют пиво. Сосиски не тё, и пиво не то,
но люди в упоснии повторяют: «Я у
«Ашингера». Ведь все оказалось тленным,
уцелела только вывеска ° пивнушки.
«Атингер» был при, кайзере, он пережил
веймарскую республику и Гитлера; и, гло-
тая сосиски, бюргер мечтает: может быть,
время повернет назад, может быть, снова
настанут дни благоденствия?...

Как известно, на троицу в респубтикан-
ский Берлин съехались юноши и девушки
из всей Германии. Проезд из Запалной Гер-
мании. был затруднен — американцы И
англичане закрыли «границу». Молодежь
пробиралаев тайком, персходила границу
ночью, разбившись на мелкие труппы.
Bee me в Берлин из Западной Германии
пробрались молодые рабочие; студенты,
школьники. Приехали также иностранные
гости, здесь были и наши комсомольцы, и
пражекие студенты, и польские дети, и
болгарские крестьяне, и герои Народного
Китая, и представители французской мо-
подежи, и писатели, и ученые, лю-
ди разных стран, разных профессий,
беззаветно отдающие свои силы защите
мира. одной из’ газет Западното сек-
тора я прочитал нижеследующее: «Пер-
вые почтенные гости уже пожаловали
на троицу в нам. Среди них отметим дона
Падильо; крупного коммерсанта из Мехн-
ко-сити, мистера Эльстрома из Нью-Йорка,
доктора Пефгена, представителя консорциу-
ма «Вольф» в Дюссельдорфе, мистера Ре-
нота, представителя «Дженерал моторс»,
мистера ЧГумана из Нью-Йорка, предета-
вителя экенортной фирмы «Нэш», мистера
Робертсона из Нью-Йорка, сеньора Майя-
Узритаса, журналиста из Мадрида». По
гостям можно судить о хозяевах. К паро-
дийным хозяевам пародийното Курфюретен-
дама пожаловали несколько американских
рвачей и корреспондент франкистской га-
зеты, который, наверно, в свое время опи-
сывал похождения «голубой дивизии».

Мне удалось повидать людей из Запад-
ной Германии — одни прорвались на слет
молодежи, другие приехали в Берлин по
своим делам. Они мне многое рассказали,
я как бы пересек вотчины различных ок-
вупантов, которых боннские шутники пы-
таются вылать за самостоятельное государ-
ство. Что больше всего поражает в жизни
Западной Германии? Духовный  паралач,
прострация, отсутствие планов, надежд,
ЖИЗНЬ, ИЗ Которой изъято понятие буду-
шего. Люди дорожат веем, что им напоми-
нает прошлое. Но если можно есть сосиски
«Ашингера», то трудно ими вдохновиться
на труд, на борьбу, на подвиг.

Есть, конечно, в Западной Германии и
другие люди; есть рабочие, которые в не-
селыханно трудных условиях пытаются от-
стоять 6в0е право на жизнь: есть комму-
нисты, которые не сдавались в годы
гитлеровских побед, которые сидели
по тюрьмам и концлатерям, узнали горечь
изгнания; есть молодые, вошедшие в жизнь
уже после войны и увидавигие, что в
жизни для них нет места, не отступивитие
H He отчаявршиеся, готовые к тяжелой
борьбе. Этих людей как бы олицетворяет
Макс Рейман, человек, е аскетическим ли-
‘OM и вдохновенными глазами. Я видел,
какой любовью он окружен. Когда мимо
него проходили демонстранты, будь то
юноши республики или другие, приехавшие
из Гамбурга, из Любека, из Франкфурта,
они останавливалиеь и в восторге повто-
ряли: «Рей-ман! Рей-ман!».

Имеются в Западной Германия и фапа-
тики прошлого: нацисты, генералы, кадро-

сами языковедения, а чикагские газеты
запяты проделками гантетеров. Мы знаем,
что существуют различные социальные
системы, различные пласты истории, раз-
личные государства, а между ними грани-
цы, таможенники, часовые. Но трудно
понять, как два не только’ различных —
противоположных мира могут помещаться
по 0бе стороны одной улицы, в тому же
разрушенной. Ведь если дома выдают ха-
рактер, вкусы, социальное положение их
обитателей, то все развалины похожи одна
на другую. Здесь особенно ясно видишь
безумье американцев, которые  раскололи
не только Германию, но и Берлин, превра-
тили несколько кварталов разрушенной
столицы в плапдарм для изобретенной ими
«холодной войны», в выставку  пародий-
ного капитализма.

В обыкновенном капиталистическом 0б-
ществе есть трутни и пчелы. В западных
кварталах Берлина пчел нет — все жители
превращены в трутней, только богатые
трутни живут припеваючи, & бедные нро-
зябают. Работы нет, и люди, которые ищут
заработка, неминуемо направляютея в во-
сточный сектор. Зарплату они получают,
разумеется, в марках республики. Они при-
носят нолучку домой, в запалный сектор, и
там им меняют деньги: за семь «восточ-
ных» марок дают одну «западную». Это
подается, как финансовая операция, Ha
самом деле это—тривиальное воровство.

‘Capone трехсот тысяч безработных за-
падного Берлина получают пособие—сто
марок в месяц. Эти деньги они меняют на
«восточные», и у них оказывается семь-
сот марок. Их можно встретить в магази-
нах и па базарах лемократического секто-
ра. Постричьея стоит одну марку на всех
широтах и долготах Берлина. Немец, про-
живаюший в западном квартале, когда ему
нужно постричься, изправляется в OJMH M3
восточных кварталов, независимо от того,
какие политические убеждения скрываются
под его нестриженными волосами. On Tha
тит марку и возвращается домой уловлет-
воренный: он постригся и заработал НОСТЬ
марок... Все. это узаконено: в западных
кдарталах имеются «меняльные конторы»,

ес восточной марки».

Товары, которые можно увидеть. в мага-
зинах запалного Берлияа, поступают ‘из
Западной Германии; но вещи, изготовлен-
ные в Аугсбурге, в Дюссельдорфе или в

вые офицеры. Они стали куда поклалистей.
Тенерал Мантейфель согласен воевать под
американским командованием, лишь бы
воевать против Советского Союза. Общест-
ва взаимопомощи офицеров рейхевера—это
политические организации, подготовляющие
новую войну. Вчерашние нацисты рассуж-
дают так: «Конечно, американцы плохие
солдаты, но у них хорошая техника. Сое-
динив наш военный тений и технику
Америки, можно добиться‘ победы». ^ Не-
которые про себя добавляют: «Сначала
побьем русских, потом американцев»...

В британской зоне существует нациет-
ская партия Ремера; в американской зоне
несколько фашистских партий. Депутат
Теллер публично заявил, что Гитлер посту-
пил вполне правильно, уничтожив евреев;
приличия ради его предали суду и, ра-
зумеется, оправдали. Видные нацисты за-
нимают видные места. Журнал «Рундшау»,
издающийся во Франкфурте-на-Майне, от-
мечает, что все липа, участвовавшие после
капитуляции Германии в судебных  про-
цессах против нацистов, теперь смещены
co своих постов. Противники гитлеровеко-
го режима удалены из мнотих министерств
и Частных предприятий. В Гессене среди
мелких чиновников 32% бывиих наци-
стов, среди занимающих средние посты
34%, среди крупных  сановников-—51%.

В Западной Германии около лвух милли-.

онов безработных; это позволяет предпри-
нимателям удерживать на низком уровне
заработную плату. Различные страны Ив-
роны, Америки, Африки наводнены теперь
дешевыми товарами, изготовленными в 3а-
падной Германии. Предприниматели не мо-
тут пожаловаться: их прибыли растут, Не-
квалифицированный рабочий получает в
месяц полтораста марок. Он мог бы пожа-
ловаться, но некому...

В особенно тяжелом положении находят-
ся немцы; приехавтиие из Польши и Чехо-
словакий, а таковых миллионы. Они. хоте-
ли устроиться, начать жизнь на новом
месте. Но это было не наруку американ-
пам. Судетских, силезеких, о померансках
жителей лержат на бивуачном положении;
у них пет ни дома, ни постоянной работы;
им ежелневно говорят, что вне войны для
них нет выхода: «Нужно взять реванш и
отобрать потерянные территории». Амери-
канцы хотят сделать из переселенцев стой-
ких солдат для будущей войны, HO люди,
потерявшие свой дом и не получившие но-

bh CTPA!

вого, измучены, деморализованы: опи меч-
тают не о походе, а о коыше,

Оккупантов много, и устроились они на-
долго. В Гейдельберге семьдесят тысяч нем-
цев и десять тысяч американцев. Амери-
канцы заняты, главным образом, подготов-
кой к войне; причем, если они любезни-
чают с панистскими  сановниками, 106
обыкновенными немпами они не перемо-
нятея. В Штутгарте сохранился городской
театр; амерчванцы взяли его себе и мило-
стиво разрешают немцам давать представ-
ление днем. Во Франкфурте-на-Майне театр
до сих пор не отстроен.

Студенчество живет печально: мало ети-
пендий, мало перелоктив — ереди интелли-

тентеких профессий свирепствует  безра- `
‘ботица. Юноши стараютея ме гадать о бу-

хущем и не’ задумываться над уроками
прошлого. Профессор лейппитского универ-
ситета Гане’ Майер ло недавнего ‘времени
читал лекции в университете Франкфурта-
на-Майне; он рассказал мне, что там нель-
зя говорить 0б ответственности Термании
за нападение на Советский Союз. Стоит
студенту высказать симпатии к Демокра-
тической республике,

«черный  списек»: если он и не будет

исключен под каким-либо предлогом, то его

все равно провалят на экзаменах,

В Западной Терманни мало писателей с
именем: Деблин, Цестлер, Юнгер (этот по-
еледний стал известным в фашистекое
время). Вниги не продаютея; тираж рома-
на, пользующегося успехом, — три-четыре
тысячи; последняя книга Деблина разо-
шлась. в трехстах экземпляров.

В Демократической республике книга
доступна всем; многие романы разошлись
в сорока-пятидесяти тысячах экземпляров.
Берлин, столица республики, — подлинный
центр культурной жизни страны; здесь ра-
ботают старые известные писатели — Вел-
лерман, Арнольд Цвейг, Брехт,  Зетере.
Здесь новые хорошие поэты-—Хермлин, Ву-
ба. Ученые, архитекторы, музыканты пе-
ребиралотся из Западной Гериании в pec-
публику.

Почему это проиеходит? Ведь пять лет
тому’ назад обитатели Германии находились
в состоянии равного духовного запустения,
рожденного тодами фашизма, и если в оли-

чании были свои оттенки, то никто тогда ©

не вздумал бы сказать, что ‘области востока
более сохранили культурные навыки, не-
жели запад. Теперь все переменилось. 0би-
татель Франкфурта-на-Майне редко  рас-
крывает книгу, он довольствуется пошлы-

ми иллюстрированными журналами, анек-_

дотами, сплетнями, слухами. Он поглошен
короткими мыелями о коротком дне — за-
работком, барышами, расходами. А’ во
Франкфурте-на-Одере люди читают Томаса
Манна и Горького, Анну Зегерс и Шолохо-
ва. Они думают о новом поголении, о бу-
дущем Германии. Американцы расечитыва-
ли подкупить немцев долларами, консерва-
ми, сигаретами. Подкунить можно сто че-
ловек, даже сто тысяч, но, нельзя подку-
пить народ-—кроме хлеба насущного, лю-
дям нужны идеалы, вера в будущее, кото-
рая одна позволяет терпеть лишения и
преодолевать трудности. Разгадка притяга-
тельной силы республики в том, что она
напоминает каждому немцу о ето ответет-
венности перед детьми и перед Германией.

Советский Союз много сделал для —м0-
рального возрождения этой страны. Рука;
протянутая во-время, помогла немпам при-
подняться. Вто мог бы подумать в 1944
году, что шесть лет спустя немецкая м-
лодежь пронесет по улицам Берлина порт-
реты Ленина и Сталина, что там, где зве-
нели сапоги прусских завоевателей, за-
звучит «Интернационал»?

Окруженные лаской, осыпанные цвета-
ми, шли по Унтер ден Линлен польские
дети; десятки полотнищ клятвенно под-
тверждали незыблемость границ, креность
пружбы. Если в Западной Германии вос-
питывают молодых немцев для войны, то
республика внушает своим юношам иден
братства. Когда оркестр заиграл «Map-
сельезу», я увидел радостное волнение на
лицах французов. «План Шумана» — это
брак по расчету, вернее, по приказу опс-
куна, между двумя ненавидящими друг
друга партнерами; этот «план» создан для
войны, ‘и он несет в себе войну. «Мар-

сельеза» на улицах Берлина — это залог
дружбы двух народов, чья вражда непре-
станно опустотала Европу.

Я знаю, что все это только начало; пе-
рерождение — медленный процессе; порой
видишь черты темного прошлого или че-
ресчур легкое и чересчур поверхностное
усвоение нового. Но каждый, кто был этой
весной в Берлине, знает, что новая Гез-
мания родилась; она будет жить и расти.

В. республике идет ожесточенная работа;

строят ясли н школы, больницы и заводы:.

выращивают новую рабочую интеллигеч-
цию; пишут книги, создают дисциплину,
основанную на моральной ответственности
человека; приподымают народ. В поелед-
ней новелле прекрасной писательницы
Анны Зегерс «Пятая зона» немец, воеваз-
ший против Советского Сотоза, возвращает-
ся из плена домой; это человек старой за-
краски, он не хочет «новшеств»; он едет
туда, где все на месте,—и генерал Ман-
тейфель, H закусочные Ашингера, — на
запад. Там он видит, что он ошибея; его
детям нечего будет делать, незачем жить.
Он возвращаетея в республику.

Будущее увилят те, кто сейчае еще мо-
XOX, юноши и девушки в синих рубашках
или блузах. Неудивительно, что первой за-
явкой заново рожденной Германии был
слет ее молодежи. Нельзя открыть новую
историю съездом ветеранов... Бывает лег-
кая молодость, когда дорога проложена
предшествующими поколениями, когда стар-
ними построены дома и посажены сады.
Молодежи теперешней Германии достались
в наследство развалины — городов, rocy-
даретва, морали. Нужно все начинать
сызнова, строить дома, составлять учебни-
ки, устапавлаявать нормы поведения. Это
трудное, но благородное дело. Не случайно
взоры всего мира этой весной были обра-
шены в Берлину. Люди в разных странах
внимательно следили за тем, что происхо=
дит в немецкой столице — не потому, что
они поверили американским журналистам,
которые уверяли, будто «красные» попы-
таютея взять штурмом рестораны Вурфюр-
стендама, а потому, что молодежь страны,
еще недавно несшей Европе ужасные бед-
ствия, отрекаясь от недавнего прошлого;
показала свою привязанность к миру ик
ЖИЗНН.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 54

о 3

как его заносят в.