Искусство, современная жизнь и КИНЕМАТОГРАФИЯ.

Современное искусство находится в безнадежном тупике.

Оно кустарно и является продуктом крайняго диллетантства. Попробуйте пойти на выставку современных картин, послушайте и почитайте современных поэтов и литераторов, посмо
трите театр и вы без труда обнаружите торжество диллетантизма и кустарщины в современном искусстве. Ибо только любители могут не изучив своего мастерства, плохо зная способы владения материалом, не имея совершенных инструментов, исключительно на развязности строить хороший то
вар - хорошее искусство. Только кустари могут работать над изготовлением товара без научного ме
тода изучения всех законов своего производства. Поскольку художнику приходится иметь дело с материалом и с методом преодоления этого материа
ла, постольку ему необходимо точно изучить его качества и особенности и все способы овладевания им.
Современное искусство не имеет никакой органической связи с современной жизнью.
Старое искусство эту связь безусловно имело. (Во всяком случае в значительно большей степени чем искусство теперешнее).
Попытка установить связь современного искусства с жизнью посредством всякого рода заседаний, коллегий и комиссий просто нелепа. Комиссии могут установить только то, что подобную работу производить не надо.
И, действительно, представьте себе, что современные художественные произведения были бы недурны по качеству, и что через две-тысячи лет какой то человек занимается изучением нашего искусства. Если этот человек захочет что-нибудь уз
нать о нашей жизни, о нашей психологии, о на
шей сущности, о нашем человеке, то он ничего не узнает. Он должен будет обратиться к нашей технике, к нашей инженерии, что бы узнать о нас.
Современный человек всегда неудовлетворен ни театром, ни живописью, ни литературой, ни поэзией.
Это потому, что современное искусство нашей жизни не нужно и наша жизнь ему не нужна. Люди, изучающие старые музеи, производят совершенно закон
ную работу. Люди, любящие старое искусство в своей собственной жизни, жалеющие о существова
нии телефона и мечтающие о быте античном или XVIII века - люди ненормальные. Современный же нормальный человек удовлетворяется современным искус
ством только тогда, когда он предъявляет к нему только вкусовые требования, только тогда, когда он культивирует в себе, тот или иной «эстетизм», как теперь модно говорить. Но мы знаем какое невероятное разнообразие, какой невероятный ха
ос во вкусах наших современников. Вкусы разны. Разные вкусы требуют разного товара.
Так искусство из тупика выведено быть не может.
ТУПИК НЕИЗБЕЖЕН.
Современное искусство в том виде в каком оно существует, должно или исчезнуть совершенно, или вылиться в новые формы. Что с ним будет - я не определяю.
Но, безусловно, вся энергия, все средства, все знания законов времени и пространства, предназна
ченные для применения к искусству, должны быть направлены по руслу, которое наиболее органически связано с жизнью нашего времени. План работы:
1. Точность во времени.
2. Точность в пространстве. 3. Реальность материала.
4. Точность организации.
(Спайка элементов между собой и распределение их). Что это? Это - КИНЕМАТОГРАФИЯ.
Кинематография не халтурно психологическая, кинематография, не фиксирующая театральное дей
ствие, а кинематография закономерная, законнораспределенная во времени и пространстве. Кинематография, фиксирующая организованный челове
ческий и натурный материал и организующая при проэкции путем монтажа внимание зрителя. Вот важнейшая в настоящее время работа. Знания ученых, энтузиазм и бодрость художников должны быть направлены на кинематографию.
Долой русскую психологическую картину. Пока приветствуйте американские детективы и трюки. Жди
те картины, снятой по закономерному сценарию с предметами, закономерно сконструированными во времени и пространстве и с действием необходимых
людей - натурщиков. День, в который будет показана такая картина, будет славным днем для многих лю
дей, ибо они в нем обретут, то, что навсегда потеряли в искусстве.
Л. В. Кулешов.