Р. С. Ф. С. Р.

кино.

Возможности кино - огромны.
В Англии, по данным Франса Бруклиса, кино круглый год пропускали (в 1915 году) от 2 до 3 мил
лионов человек в сутки. В С. Америке посещаемость кино еще выше. В 1917 году их функционировало там 21.000, при чем один только кино - «Странд
пропустил за год 13 миллионов пятьсот семьдесят пять человек, что составляет 12.500 человек ежед
невно. В течение целого года, продемонстрировано 16 милл. 988 тысяч метров картин, что равняется 15.588 верстам. В 1920 году все кино Сев. Аме
рики, по данным, опубликов. «Изв. ВЦИК» в янв. 1921 года пропустили 350 миллиардов 400 миллионов человек.
Рядом с этими цифрами наши отечественные данные смехотворно малы. Ибо что значат наши 1498 кино для 1916 года, при 160-миллионном населе
нии России? Что значат пропущенные ими полмиллиарда человек за год? Конечно, ничего, или почти ничего. У нас посещают кино только го
рожане, ибо в деревне кино мы почти не имеем. А меж тем, - ничто так легко не может быть брошено в деревню, как кино-аппарат-передвижка. Нич
то не может так оживить деревню, как кино-лента. И ни один вид агитации не сможет сравняться с ки
но, если использовать его правильно в захолустьях России...
В самом деле. Взять хотя бы выпускаемый ВФКО еженедельник на экране «Кино-Правду». Какое огромное значение имело бы для деревни ее демонстрация! И открытие Каширской электрич. станции, и новые виды земледелия, и полеты пасса
жирских аэропланов, и красоты востока, и процесс с.-p., и вожди революции, - все это прошло-бы пред глазами жителей наших медвежьих углов, сея
в душах их нужное нам отношение к Советской Власти и к ком-партии.
Не знаю почему, но мы за 4 года революции как-то не осознали этого и кино не использовали в должной мере. Редко-редко на столбцах нашей печати появлялись скромные, заметки о кино. Один только тов. Ленин время от времени, за
прашивает ВФКО: а что сделано Кино-отделом для широких масс?
Что сделано Кино отделом?...-Ничего, или почти ничего. Ибо все годы революции Кино-от
дел ИКП. только готовился к работе, только раскачивался, проделывая «бег на месте».
До войны мы имели с пол-десятка «кино-фабрик». С начала войны под влиянием сокращения
ввоза кино-картин, число ,,фабрик“ достигло двух десятков. Выпускали они преимущественно бесвкусные, бездарные, халтурные кино-драмы, проникнутые буржуазной моралью; «психологическую
дребедень, с начала войны сильно сдобренную духом национализма и шовинизма. И только из
редка на фоне бесвкусицы и халтуры выплывали
вещи художественные, но для наших задач они просто не нужны..
Октябрь приостановил выпуск всего этого хлама. Затем наметился новый курс.
9 ноября 17 года был учрежден Кино-Комитет НКП, но вплоть до 1918 г. он мало чем проявил себя.
26 июня 1918 года он приступил к цензуре картин.
9 августа 18 г. - приостановил продажу кинокартин и пленки.
5 ноября 18 г. воспретил открытие новых прокатных контор. Этим работа его по 1919 год ограничилась.
27 августа 19 года декретом СНК все фотокино-дело перешло в ведение НКП, предоставив последнему и право национализации, и право рек
визиции как части, так и всего кино-фото-дела в
Р.С.Ф.С.Р. В связи с этим 18 сентября 1919 года НКП учреждает ВФКО, с передачей ему всех прав, декретом предусмотренных...
К осуществлению прав своих ВФКО приступил немедленно. Прежде всего он взял на учет специалистов, а 11 ноября 19 года, по согла
шению с В.С.Н.Х. объявил собственностью государства 20 наиболее крупных фото - кино предприятий в стране, и оказался собственником всего фото-кино-дела...
С тех пор прошло почти три года.
В течение этих трех лет Советская и партийная печать сделала огромную работу. .
А кино?... Оно продолжает все тот же бег на месте.
В самом деле. За три года не удосужились выяснить, что мы имеем. Учет имущества не сде
лан. Описей его до сих пор нет. Многое расхищено, в процессе «перебросок» с одного предприя
тия на другое... Много негативов исчезло. У иных исчезли монтажные листы, что невольно обезценивает негативы...
Так шло вплоть до НЭП а. С наступлением НЭП’а стало еще хуже. Если до «НЭП а» было возможно выжидать, ничего ни делая, то при НЭП’е это стало немыслимо. Фото-кино-дело было слишком лакомым блюдом и вокруг него быстро началась «игра свободных интересов», попросту, урыванье наиболее лакомых кусков. И «урывание
это дало свои результаты. К апрелю текущего года в руках ВФКО оказалось только одно ателье, да и то не из лучших. Все другие, - в том числе и лучшее - б. Ханжонковское, - очутились в частных руках, на началах, далеко не выгодных для НКП, но зато очень выгодных для част
ного предпринимателя: получив бесплатно имущество огромной ценности, они попутно полу