is

ваний, проведенных в нашей стране

3 декабря 1948 года, № 286 (7602$,

КРАСНЫЙ ВОИН

: Атитаторы раз‘яеняют _  Друг и советчик.
Сталинскую. Бонетитуцию

Велики завоевания советского ‘нароха
записанные в. Сталинской Бонституции.
огромны богатства нашей социалистической
Отчизны. И чем лучше солдаты будут
знать свою Родину, тем больше они будут
любить ее. Сдедуя этой истине, младший
сержант Клименко, ефрейтор Казин п дру-
ше агитаторы подразделения изо дня в
лень знакомят своих слушатедей с дости-
жениями нашей страны, рассказывают
© том, как выросла наша Родина за время
советской власти,

В нашей аруии служит много моло-
лежи. Она не испытала на себе гнет
капитализма, который пришлось испытать
рабочим и крестьянам до Октябрьской рево-
люции. Поэтому весьма важно изо ДНЯ В
день знакомить ее с жизнью советского
народа, показывать все величие преобразо-
по
руководством партии Ленина— Сталина.

В настоящее время агитаторы Клименко
п Казин выступают е беседами на темы:
«Чем была наша’ страна при царизме и чем
тала в настоящее время», «Жизнь моло-
дежи до 1917 года и теперь». В этих беее-
дах агитаторы приводят цифры и факты,
характеризующие отсталость страны и тя-

? желое положение трудящихея в прошлом, и

бурный расцвет ее, и счастливую, радост-
ную жизнь народа при советекой  влаоти.

Агитаторы называют такие предприятия,
как Магнитогорский и Кузнеикий заводы,
Днепрогас, автозаводы, которые построены
в годы сталинских пятилеток. Они говорят,
470 раньше у нас не было тракторов, авто-
мобилей, комбайнов, самолетов и многих
других машин, з теперь выпускаются ты-
сячами, é

В свой беседы агитаторы умело вовлека-
ют всех слушателей.

Так, например, на одной из бесед стар-
ший сержант Малыхин из Алтайского края
рассказал:

‚ — Наше село находится далеко в Си-
бири. До революции в нем процветало бес-
вультурье, Кроме кабака и церкви, ничего
ne было. Теперь же. не найдешь неграмот-
ного человека. В селе есть клуб, кино, `кол-
хозники выписывают сотни газет и журна-

лов, читают произведения ` Ленина и
Сталина.
Сам агитатор Казин на примере своей

семьи показал материальный и духовный
рост советского человека.

— Мой отец до 1917 года был простым
рабочим, — сказал on,—a теперь-—пред-
седатель горсовета в Валининградской обла-
сти. В старой армии он служил еолхатом,
а в Советской— подполковником, Брат мой
окончил высшее учебное заведение, стал
янженером. Отец мне говорил, что раньше
наша семья не могла даже мечтать об. этом.
Простому человеку были закрыты все
дороги.

Чтобы нагляднее показать достиженая
нашей Родины, младший сержант Влименко
подготовил специальную карту. На ней он
обозначил заводы, фабрики, крупные элек-
тростанции, шахты и города, построенные
8a оды еталинских пятилеток, нанес ме-
ста; где добываются ‘нефть, руда,” ‘утоль,-
цветные ‘металлы. бы

Агитаторы ознакомили солдат с книгой
Н. Михайлова «Над картой Родины». Они
организовали коллективную читку ее. 3а-
мечательная княга Н. Михайлова расши-
рила представление солдат о богатствах и
тотижениях налей, Родины, 0 преобразо-

ae
ПОЧТАЛЬОН

Почтальон пришел в подразделение. Он

вручил воину-комсомольцу Комиссарову

письмо. Тот, посмотрев на конверт, сказал:
— Это пишут мой друзья — рабочие
мебельного комбината, ‘где я работал до
призыва в армию.
Вот что сообщали воину земляки:
«Шлем тебе стахановский привет и же-
даем отличных успехов в дальнейшей
службе и учебе. Мы с честью выполняем

сталинский пятилетний план. Отоляр-ме*

‘

Есть музыкальные произведения, в кото-
DHX, как солнце в капле воды, отражена
1уша народа..Таковы великие создания рус-
ского гения—«Иван Сусанин» М. И. Глин-
ки, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского,
«Пиковая дама» П. И. Чайковского.

В этих бессмертных творениях проявил-
ся характер народа. Великие создатели
соткали их из народных мелодий, наполни-
ли глубоко патриотическим содержанием,
пронизали высокими, передовыми идеями.

Такое же выдающееся явление в чет
ком искусстве — комическая опера Бедр-
жиха Ометаны «Проданная пе. ы Jt
прекрасном произведении © исклю -
ной Ви неа песенный гений чепт-
ского народа, необычайно талантливого и
музыкального ‘народа, 0 котором сам
автор «Проланной невесты» говорил: «Мы
— поющая нация».

Музыка «Мроданной невесты» — яркое
подтверждение этого высказывания велико-
го композитора. Певучая и мелодичная,
брызжущая искрометным народным юмором,
на принадлежит к лучшим страницам ми-
ровой оперной классики. Слушая «Продан-
ную невесту», переносишься в страну чехов
и словаков, видишь славный трудолюбивый
народ — сильный, душевный, остроумный.

В пленительной по своей красоте музы-
ge crate. возникают правдивые картины
народной жизни,

on «Проданной невесты» был вели-
ким сыном своего народа. Он органически
связал свою судьбу с судьбами родины,
Творчество Бедржиха Сметаны спос9бетво-
вало развитию национально-освободитель-
ного движения чешекого народа во второ
половине ХГХ века; Творения великого вом-
позитора жизненны, демократичны, по-на-
стоящему народны.

Сюжет оперы интересен. Он изобилует
неожиданными, полными комизма положа’
нилии. Батрак Еник и врестьянская деву-
ка Маженка любят друг друга. Однако мо-
ые люди наталкизаются на преграды.
Главная из них — родители Маженки х0*
тят выдать евою дочь 3a богатея. aa
прииучивый сват Кепал находит для 14
женки жениха — дурачка и недоросля Ва-
шека, сына зажиточного Михи,

„ПР ОДА!

вательной` силе `социалистического строя,
еще выше подняла чувство ‹советекой на-
циональной гордости,
Нерушимая дружба советских народов,
превращение отсталых и угнетенных до ре-
волюции народов национальных окраин в

цветущие советские. республики являетея.

крупнейшей победой советского строя. Аги-
таторы постоянно рассказывают об этом.

Младший сержант Клименко недавно по-
бывал в Узбекистане, Вернувшись в род-
ную роту, он много раз беседовал с това-
рищами 0б этой республике.

— Расцвет Узбекской ССР — ярчай-
Wad пюбеда ленинеко-сталинской  нацио-
нальной политики, — заявил он, — Рань-
ше там рабочие и крестьяне жили очень
бедно, угнетались баями и помещиками, а
теперь они сами строят свое  очастье,
управляют страной. В Узбекистане теперь
построено много фабрик и заводов, которые
резко меняют экономическое. лицо респуб-
лики,

В развертывании этой беседы т. Елимен-
ко помог солдат-казах Мусульманов. On
сказал;

— Живя в дружной многонациональной
семье, я не чувствую никакой  стесненно-
сти. Наоборот, я замечаю, как русские и
украинские товарищи заботливо относятея
ко мне, стараются всеми средствами
мочь мне. Это возможно только в советской
стране.

В подразделениях, где работают Климен-
ко и Казин, по инициативе агитаторов
установилась хорошая традиция. Каждый
воин, получивший из дома патриотическое
письмо, знакомит с ним своих товарищей.
Наиболее интересные письма публикуются
в стенной газете,

Бак-то младший сержант Кершуков. по-
лучил письмо от товарища из Владимира.
В нем сообщалось о трудовых победах ра-
бочих тракторного завода. Солдаты © боль-
шим интересом слушали письмо, так как
мало знали 0б этом предприятии.

— Теперь у нае много тракторных з3-
волов, — сказал агитатор Вазин, — А до
революции наши отцы ‘не видели ни одного
трактора. :

В своих беседах агиталоры показывают
й достижения советских ученых,  писате-
лей, ^ художников, работников искусств.

Нередко агитаторы являютея  инициатора-  .

ми коллективных посещений выставок,
спектаклей, кинотеатров. На-днях солдаты
познакомились с выставкой живописи со-
ветских художников, побывали на выстав-
ке радиолокации и телевидения.

К беселе о достижениях советской био-
логической ‘науки-и- сельского хозяйства
агитатор Казин привлек рядового Истомина,
жившего до. призыва в армию в Мичурин-
еком районе. Рядовой рассказал © новых
сортах яблок, груш, вишен, слив, выведен-
ных его земляком — ученым и преобразо-
вателем. природы И. Мичуриным.

Так каждая беседа раскрывает перед
воинами что-либо новое, прекрасное из

жизни советских людей. И все больше рас-
тет чувство любви в Родине. . Под солнцем.

Сталинской Конституции, самой демократи-
ческой Конституции в мире все краше рас-
пветает жизнь советского народа. Сознание
этого вызывает у воинов стремление еще
лучше; еще старательнее выполнять свой
свяшенный долг, лучше овладевать боевым
мастерством. 9 ‘
Подполковник Н. КУЗЬМИН.

ПРИШЕЛ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

бельцик Галанин‘ выполняет задание на
200—250 процентов. Отлично трудятся
наши комсомольцы т. т. Андреев, Батарев
и другие, которые ежедневно дают по
подторы-две нормы»...

Письмо земляков взволновало Комисса-
рова. Он написал друзьям ответ, в котором
поделился своими достижениями в еовер-
шенствовании боевого мастерства.

Гвардии сержант М. МАКЕЕВ. .

Однако Маженка непреклонна. Она любит
только Еника и отдаст свою руку лишь
ему. Тогда хитроумный сват предлагает
Енику, чтобы тот «продал» свою невесту.

-Ометливый Еник оказывается хитрее свата.

Он заключает с ним купчую, по которой
отступается от Маженки за 300  дукатов,
но при одном непременном условии: девут-
ка должна выйти замуж только 3a сына
Михи.

В заключение выяеняется, что Еник и
асть старший сын Михи. Гонимый злой ма-
чехой, он ушел из отцовского дома «в лю-
ди». Не знающий этого сват остается в ду-
равах. Молодые люди побеждают. Любящие
сердца Еника и Маженки соединяются.

Творческий коллектив Большого театра,
работавший над постановкой «Проданной
невесты», создал жизнеутверждающий,
оптимистичный епектакль — радостный и
лиричный, бодрый и красочный. Легко и
непринужденно, с веселым огоньком зрите-
лю поведана история о том; как крепкий
ум простого человека из народа побеждает
Ce препятствия, о том, Kak большое и
искреннее чувство оказывается сильно
власти богатства и денег,

Хорошее знание быта, тавтичное подчер-
кивание национального колорита сообщает
постановке черты жизненности и правды.

Спектакль радует ровностью и слажен-
ностью. Каждый исполнитель’ He только
поет свою партию (как это, в сожалению,
подчас встречается в оперных театрах), ис
и уверенно лепит свой сценический образ,
сообразуясь с художественным целым, с
идеей, стремясь как можно выразительнее
ВЫЯВИТЬ 66,

Олно из самых крупных абтерских л9-
стижений спектакля — исполнение Н. Ще-
тольковым роли свата Кецала. Продувнэй
плут, зачный до наживы, шумливый и 6у-
матошный — таким предстает перед’ зри-
телями Кепал,

Н. Щегольков мастерски использует ши-
рокие возможности своего гибкого, богатого
разнообразными оттенками голоса.

Роль Маженки исполняет молодая актри-
са Леокадия Масленникова. Она создает
обаятельный, полный непосредетвенности и
юности образ крестьянской девушки. Ма-

по-.

ВОИНОВ

Гвардии сержант Иванцов-— один из луч
ших агитаторов части. Эн хорошо’ прово=
дит беседы, настойчиво учится, показывает
пример в дисцинлине. Зная‘ хорошо жизнь
подразделения, агитатор всегда умело про-
водит беседы. ;

Когда воины тотовились к проверке. по
политподготовке, ° тов. Иванцов оказывал
помощь отетающим в учебе, например,
младшему сержанту Фоменко. На проверке
тов ^ Фоменко. получил хорошую оденку.

Вак-то вечером командир вызвал к себе
агитатора и сказал:

— На той неделе стрелять бухем.

Бомандир об`яенил, как будут проводить-
вя стрельбы, oi]

На другой день агитатор собрал солдат,

ознакомил их в условиями стрельбы. Мет-
кие стрелки рядовые Албанов, Васильев и
Новиков поделились своим опытом.
_ „На стрельбище тов. Иванцов вывесил
два плаката, призывавигих воинов отлично
выполнить . упражнения. После стрельбы
он выпустил боевой листок. «Отреляйте
Tak, как младший сержант Пастухов, ряло-
вые Васильев и Албанов», — говорилось в
нем.

Сам агитатор также стрелял отлично.

Тов. Иванцов пользуется среди воинов
большим уважением и авторитетом, он’ их
друг и советчик.

Майор М. КУСМАРЦЕВ.

ВСТРЕЧА
CO СТАХАНОВЦАМИ

С большим интересом прошла в нашей
части вотреча воинов CO знатными людьми
города-—стахановцами. Старший лейтенант
Цицулин раесказал о нерушимой дружбе
воинов и тружеников советекой Итчизны.
Ярким, запоминающимея было выступление
стахановки комеомолки Гуляевой.

— Помню, как я пришла из деревни в
ремесленное училище, —говорила Гуляева,
— Вее было для меня так непривычно,
Но меня окружили заботой и вниманием,
Я начала учиться и хоропю овладела спе-
циальностью. Теперь работаю на 6 стан-
ках. Пятилетнюю норму я уже выполнила
м сейчас тружусь в счет следующей пяти-
летки. :

° Выетупили и другие стахановцы;

Затем взял елово отличник боевой и T10-
литической подготовки младший’ ‘сержант
Гусев. Он рассказал гостям о своей учебе,
заверил их, что воины е честью выполнят
приказ № 85 Министра Вооруженных Сил,

Младший сержант В. ПУЗЫРЕВ.

*

Старшина А. Цуканов’ получает со скла-
да лыжи для своего подразделения.
Фото А. Прохорова.

НАЯ ПЕВЕСТА“

женка нежна ‘и ласкова со своим `люби-
мым, настойчива и упряма с родителями,
желающими выдать ее за немилого, евое-
нравна и крута © надоедливым  еватом.
Цельность и поэтичность натуры девушки
из народа, ее моральная чистота ярко во-
площены актрисой.

В партии Маженки много песенного ма-
териала. В исполнении Леокадии Macaen-
никовой преобладают столь свойственные
чешекой народной песне напевность: и мяг-
кая лиричность. Этому способствует чи-
стый и ровный голос молодой одаренной
певицы.

Отлично поет Еника . артист Г. Нэлепи.
Обладатель сильного, красивого драматиче-
ского тенора, он умело пользуется своим
толосом, создавая впечатляющий музыкаль-
ный образ героя оперы. Правда, в сцени-
ческом отношении актеру не всегда хва-
тает нужных живых ‘красок.

Зато очень ярким и убедительным вы-
глялит Вашек в исполнении А. Орфенова.
Артист блеснул в этой роли подлинным
комедийным дарованием. Острыми сатири-
ческими штрихами рисует он образ дере-
венского дурачка,кулацкого _ сынка-недо-
росля, неудачливого искателя руки Ма-
женки,

На высоте

я

ий остальные участники

(И. Окобцов-—отец Маженки, М. Кузнецова

— мать, В. Фирсова-——актриса странствую-
шего цирка и другие). Они помогают обще-
му успеху спектакля.

Следует также отметить новый перевод
либретто оперы, сделанный С. Михалковым,

Поэт творчески решил поставленную перед

ним задачу, написав остроумный, живой
текст.

Больной театр на сцене своего филизла
создал яркий комедийный спектакль, кото-
рый будет пользоваться любовью советского
зрителя.

Постановка «Проданной невесты» сыг-
рает большую роль в дальнейшем культур-
ном сближении © дружественным Hay
чешским народом. В этом — несомненное
общественное значение нового спектакля

Большого театра.
Б. КРЕМНЕВ.

щий принции единогласия

‘ДИМО Также помнить,

‚ Речь А; Я. ВЫШИНСКОГО в специальном

Политическом комитете 30 ноября .

1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ США И АНГЛИИ
ВОЗГЛАВЛЯЮТ ПОХОД
{ПРОТИВ ПРИНЦИПА ЕДИНОГЛАСИЯ

Перед нами яновь стоит вопрос о прави-
ле единогласия в Совете Безопаеноети, или,
как его еще иначе ‘называют, o праве
«вето». Вокруг этого‘вопрова — еще x0
того, как он был решен, до’ того, как он
выл заниеан в Уставе нашей организации,
можно сказать, у самой колыбели его —
уже шла борьба за и против его права на
жизнь. Эта борьба не прекращается и сей-
час, и на сессиях Тенеральной. Ассамблея,
и в ее комитетах, и в периоды ‘между сес-
сиями, приковывая к себе всеобщее вни-
мание. j

Можно сказать, что молодая Организация
0б’единенных Наций но выходит из непре-
кращающихея кампаний, которые ведутся
под знаком борьбы с «вето». Дело доходит
до того, что некоторые из членов Органи-
зации 0б’единенных Наций ставят себе в
большую заслугу борьбу против «sero»,
против принципа единоглаеия великих лер-
жав, записанного в налием Уставе и явля-
ющегося одними из основных принципов
ООН. Эти некоторые члены ООН не ere-
сняются открыто выступать в Совете Be-
зопасности и в других местах, идя в похох
против принципа единогласия, вдохновляе-
мые и сподстрекаемые представителями
США и Англии.

Можно напомнить, как, например, на
прошлогодней сессии Генеральной Ассам-
блеи нашлись люди, об’явившие принцип
единогласия проклятым «вето», как эт0
сделала делегация Вубы, или невыносимым
«вето», Kak это сделала делегация Арген-
тины, или  назвавшие ero «безумием
человечества», как это сделала  делетация
Hosoi Зеландии, которая сегодня добавила
К своим прежним эпитетам новый энитет—
«наступательное оружие».

Й на этой сессии мы были уже свилете-
лями, и не раз, откровенных и грубых вы-
падов против принципа елиногласия. Вче-
ра, например, мы слышали, как представи-
тель Уругвая восхвалял представителя Ap-
гентины, называя его чемпионом борьбы
против «вето». Можно подумать, что борь-
ба против принципа единогласия, дейстзи-
тельно; какая-то заслуга перед ООН, что
тут есть чем похвалиться. Это заявление
уругвайского представителя поддержал
представитель Витая. В таком же духе
непримиримой борьбы против «вето» вы-
ступил и канадский представитель, назвав-
«привилегиро-
ванной процедурой» и выдвинувший, хотя
 и голословно, обвинение в том, что право
‘«вето», как он сказал, намеренно приме-
няется в целях препятствования функцио-
нированию Совета Безопасности.

Представители малых стран в этом по-
ходе против «вето» были поддержаны пред-
ставителями государств, являющихся ини-
циаторами этого правила единогласия, это-
то «вето», — представителями США и
Великобритании, — хотя и тот, и другой
действовали не с такой грубой
ностью, как те, кого они поддерживали. Но
8 определенноети и ясности их позиции,
направленной против принципа  единогла-

сия, им отказать нельзя. Вчера, нанример,

представитель Соединенных Штатов Амери-
ви г-н Воэн заявил, что вое четыре посто-
янных члена Совета Безопасности, являю-
щиеся авторами представленного. Специаль-
ному комитету проекта резолюции, заявили
0 своей готовности воздержаться от ис-
пользования своего привилегированного го-
лосования в отношении приема новых чло-
нов. Коэн заявил также, что якобы приме-
нение «вето» в этой области причинило

откровен-:

серьезную несправедливость по отношению
к целому ряду государств, вполне подходя-
щих для того, чтобы они были приняты. в
члены нашей организации. Это, конечно,
воверитенно откровенное осуждение принци-
па единогласия, — осуждение, построгнное
на отрицании этого. принципа, как мегола
сотрудничества в Организации 0б’единен-
ных Наций.

- Дело теперь дошло до того, что предета-
витель США Коэн заявил, что Создинен-
ные Штаты готовы принять формулировку
межювссионного комитета, в которой содер-
житея призыв достичь соглашения 0 том,
чтобы все решения непроцедурного харак-
Tepa, перечисленные во втором — заключе-
нии межеессионного комитета, принимались
голосами любых семи членов. Между тем,
Устав требует, чтобы в числе этих семи
голосов были ‘и совпадающие голоса пяти
постоянных членов.

Такая позиция, конечно, совершенно
противоречит Уставу ООН, является тру-
бым нарушением Устава, призывом’ пол-
стрекательством к грубому нарушению Ус-
тава, который предусматривает  возмож-
ность принятия решения семью  толосами
членов Совета Безопасности лишь ‘тогта,
когда дело идет о процедурных вопросах.
Г-н Noon, конечно, хорошо знает вое это.
Тем не менее, он здесь говорит, что «вето»
делает невозможной деятельность Совета
Безопасности и создает необходимость для
членов Совета Безопасности искать других
путей в рамках. Устава для поддержания
мира и безопасности. Но г; Коэну хорошо
известно также и то, что «в рамках Уста-
ва» таких «других путей» найти нельзя,
что другие пути могут быть найдены лишь
вне Устава и в противовес Уставу Органи-
зации 0б’единенных Наций. Американский
представитель добавил, что «вопросе 06
эффективном функционировании Совета Бе-
зопасности, вопрос о неспособности Совета
Безопасности в действию являются чрез-
вычайно важными вопросами, влияющими
на дело поддержания мира и безопас-
ности»..,

Таким образом, вопросе о так называемом
«вето» представитель США связывает © во-
просом о «неспособности Совета Безопасно-
‘сти к действию». У г. Воэна получаются,
что Совет Безопаеноети не может действо-
вать, потому что в Совете Безопасности
действует «вето». Из этого делается, ко-
нечно, совершенно определенный вывод 0
том, что «вето», то-есть принции  едино-
гласия, надо уничтожить, и к этому етре-
мятея и представители США; и предета-
вители Англии, и некоторые другие, под-
держивающие их в этом стремлении. Они,
правда, считают, что время для этого еще
не пришло, что нужно выждать, когда
прилет это время, и тогда нанести этому
принципу единогласия смертельный удар.
Они считают, что сейчае нужно ограни-
читься тем, чтобы провести необходимую
подготовительную для этого работу.

Таков емыел всех этих выступлений,

Тавов омыел всего того, что мы слышали

здесь как из уст представителей Урутвая,
Новой Зеландии и лр., так и от делегатов
Соединенных Штатов Америки и Англии.
И мы имеем поэтому право сказать, что
все эти выступления являются He чем
иным, как отерытым нападением на прин-
цип единотласия, являются подготовкой к
отмене принципа  единогласия, принципа
«вето», того принципа, 03 которого не
может действовать и даже существовать
Организация 0б’единенных Цаций,.

_2, ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О ПРИНЦИПЕ ЕДИНОГЛАСИЯ

Чем было, в действительности, продивто-
вано принятие этого принципа, из чего ис-
ходили инициаторы и защитники  предло-
жения ввести при голосовании в Совете
Безопасности правило единогласия пяти ве-
ликих держав?

Прежде, чем ответить на этот вопрос,
мне кажется, было бы нелишним обратить
внимание на. тот, факт, что правило едино-
гласия постоянных членов Совета Безопас-
ности при голосовании непроцедурных во-
просов или так называемое право «вето»
вовсе не представляет с0б0й какое-то ноз-
шество. Надо напомнить, что предложение
включить в Устав правило единогласия при
тлосовании в Совете Безопасности по нз-
процедурным вотросам («вето») было вне-
сено по инициативе тотдатинего президенту
США Франклина Делано Рузвельта. В этом
уожно убелиться из послания Ф. Рузвельта
на имя Генералиссимуса И. В. Сталина от
14 декабря 1944 г., те было впервые
‹формулировано это правило. Это предло-
жение не создавало для постоянных членов
Совета Безопасности никакого нового пра-
ва, ибо этим правом всетха обладали 10-
стоянные члены Совета Лиги Наций, з их
было 5 представителей так называемых.
тлавных держав — США, Францич, Анг-
лии, Японии, Италии, и 4 непостоянных
члена, избираемые собранием Лиги Наций.

В этой евязи также небезынтересно на-
помнить о декларации четырех держав от
7 июня 1945 года на конференции в Сан-
Франциско, о которой здесь была уже речь.

В этом заявлении говорилось: «Необхо-
что по Ялтинской
формуле (a ялтинекая формула — это
формула статьи 27 нашего Устава) ‘пять
великих держав не могли бы действовать
самостоятельно, поекольку даже при усло-
вии их единогласия принятие любого ре-
шения Совета должно включить совпалаю-
щие голоса, по крайней мере, двух  непо-
стоянных членов». Просил бы обратить
внимание ‘на этот весьма важный момент

особенно тех, кто здесь выступает с та-
вой невоздержанной Хулой на  принции
елиногласия.

Декларация четырех от 1945 года, та-
ким образом, констатирует, что в правиле
вдиногласия, которое должно применяться
при голосовании непроцедурных вопросов

‚в Совете Безопасности, имеются, в сутно-

два важнейших элемента:
голос ув. всех

ети говоря,
1. Требование совнадающих

постоянных членов. 2, Требование совпа-
дающих голосов двух непостоянных членов.

Ведь для принятия решения нужно иметь
семь голосов, причем недостаточно Пяти
голосов всех постоянных членов, что, дей-
ствительно, создавало бы привилегирован-
ное положение для великих держав, a
нужно, чтобы были еще два голоса непо-
отоянных членов. Это значит, что несколь-
ко непостоянных членов Совета Безо-
пасности, отказавшиюь присоединиться к
единодутному решению пяти великих дер-
жав по тому или другому непроцедурному
вопросу, фактически ‘могли бы наложить
«вето» на это вотласованное решение пяти
держав. :

Значит, мы имеем два вида «вето». Это
должны помнить и знать те, кто, искажая
историческую правду, позволяет себе гово-
рить 0 том, что принцип единогласия яко-
бы дает привилегию пяти, которые могут
как угодно командовать вееми делами в
Совете Безопасности. Это, господа, неверно
и неправильно, потому что не пятью голо-
сами постоянных членов, хотя бы  совпа-
дающих, решаются все вопросы в Совете
Безопасноети, а пятью голосами плюс два
совпадающих голоса непостоянных членов.
Это и отмечается в Сан-Францискокой дех-
ларации четырех держав.

Как же можно при таком положении ве-
щей товорить 0 TOM, что «вето» означает
какую-то диктатуру пяти или даже одного
из пяти, который может наложить свое
«вето»? Но это можно сказать про любого
из двух непостолнных членов, иначе гово-
ря, про любого из членов Совета, потому
что стоит только соответетвенному количе-
ству членов Совета Безопасности  воздер-
жтаться, как не получится семи голобов, и
решение будет заблокировано. Этим, между
прочим, и’ об’ясняется тот, например, слу-
чай, когда три постоянных члена Совета
Безопасности по берлинекому вопросу пред
почли рассматривать этот. вопрос‘ соглаено
7 главе Устава; а нв шестой главе, чтобы
обеспечить‘ себе семь необходимых голосов
для принятия решения по этому. вопросу.

Таким образом, декларация, принятая в
Сан-Франциско, дает нам возможность пра-
Вильнев судить о том, как осуществляется
голосование в Совете Безопасности, и
исключает, таким образом, веякое основа-
ние лемагогически восклицать 0 том, что
«вето» — это привилегия великих держав.
Это совершенно неправильно,

стати о привилегии. Право «вето», коз
нечно, не привилегия, а обязанность, долг,
который вытекает из той сугубой и особой
ответственности, которую несут пять вели=
ких держав за мир и безопаеность народов.
Позвольте вновь сослаться на послание
Фр. Рузвельта от 14 декабря 1944 года. В
этом послании Рузвельт говорил о постоян-
ных членах Совета Безопаености, как ©
«главных хранителях мира», которые дол-
жны взять на себя моральное руководство
и должны действовать единогласно во всех
решениях Совета, не подвергая опасности
свои жизненные интересы. В этом посла-
нии президент Рузвельт писал; «Это-еде=
лало бы гораздо более приемлемым для
всех наций общий проект, который обяза-
тельно должен предоставить великим дер-
жавам специальную роль в деле сохранез
ния мира при помощи силы».

«Точные положения относительно проз
педуры голосования по вопросам этого хач
рактера, — говорится далее в этом посла=
ний, — He содержались ни в советском;
ни в американском мемюрантумах, пред-
ставленных в Думбартон-Окее».

«Наши представители там, конечно, не
имели возможности притти к онределенно-
му соглашению по этому вопросу».

«Вы, — писал ° президент Рузвельт
Генералисеимусу И. В. Сталину, —ия
должны теперь найти путь в завертению
дела, столь успешно пролвинутото ими 2
нашего имени».

В этм письме все обращает на себя
внимание, — и 10, что пять великих дер-
map об’являются главными хранителями
мира, и что без здиногласия среди них He-
возможно этот мир сохранить и укрепить,
и ч10 в леле сохранения мира пять вели-
ких держав играют специальную роль, 0е9-
бенно котла им придется применять, для
сохранения‘ мира, силу. Не случайно же
статья 47 Устава Организации 0б’единен-
ных Наций, говорямая о военно-пггабном
комитете Совета Безопасности, устанавли-
вает, что военно-штабной комитет состоит из
начальников штабов постоянных членов
Совета Безопаеноети или их предетавите-
лей. Это и раз’яеняет смысл формулы,
употребленной президентом Рузвельтом в
цитированном выше письме, когда он гово-
рил о спёциальной роли великих держав
для сохранения мира при помоши ©илы.

Достойно внимания И то, что президент
Рузвельт обращался в этом письме ¢ при-
зывом найти путь к завершению дела, на-
чатого в Думбартон-Оксе, и этот путь в.
завершению такого дела был найлен в ре-
шений, принятом на конференции в Сан-
Франциско, вошелшем в наш Устав в ка-
честве статьи 27, установившей принцип
единотласия при решении в Совете Безо-
пасноети непроцедурных вопросов.

В этом письме говорилось далее о том,
Что, в силу основной ответственности по-
стоянных членов, от них нельзя ожидать
при ‘настоящих условиях, существующих
в мире, принятия на себя обязательств
действовать в таких серьезных делах, как
поддержание международного мира и 0езо-
пасноети, в соответствии с решением, ¢
которым они не были бы согласны. По-
этому для того, чтобы принятие решений
Советом Безопасности большинетвом голо-
сов было возможным, единственным прак-
тическим методом будет предусмотреть, в
отношении непроцелурных решений,  еди-
ногласие постоянных членов плюс совпа=
дающие голоса, по крайней мере, лвух непо-
стоянных членов. По всем этим причинам,
указывалось в писъуе президента Рузвельта,
четыре приглашающих правительства сог-
ласны с формулировкой и представляют ее
конференции, как необхолимую для того,
чтобы была создана международная орга-
низация, Через которую все миролюбивые
нации могут наиболее эффективно нести
их общую ответственность для подлержа-
ния мира и безопасности. Таким образом, -
принцин единогласия  признавалея в ка-
честве основного условия создания самой
международной организации, получившей
впоследствии свое нынешнее название
Организации 0б’влиненных Наций.

В этом заявлении покойного президента
Соединенных Штатов Америки были очер-
чены основные политические тенденции,
цели, задачи принципа единогласия. Но
олее развернутую картину дазт, однако,
другой документ, о котором сейчас тоже
следует напомнить, ибо о нем нек)-
торые основательно, кажется, стали забы-
вать или уже забыли. Я имею в виду з3-
явление американской делегации на Ял-
тинской конференции 6 февраля 1945 то-
да, сделанное тогдашним министром иност-
ранных дел США Стеттиниусом. В заявле-
нии американской делегации содержится
анализ упомянутого выше предложения
президента Рузвельта. В этом анализе ука-
зывалось, что данное предложение  нахо-
дитея в полном соответствии го спепизль-
ной ответетвенностью великих держав за
сохранение всеобщего мира, и ч0 эт
предложение «требует безусловного едино-
гласия постоянных членов Совета по веем
важнейшими решениям, относящимся к
сохранению мира, включая все экономи-
ческие и.военные принудительные меры».

В заявлении американской делегации
указывалось, что это предложение призна-
ет. желательноеть откровенного заявлёния
постоянных членов Совета о том, что мир-
ное урегулирование любого могущего в03-
никнуть спора есть дело, имеющее между=
народное значение, — дело, о которм вуз
веренные гоеударетва-члены ‘имеют пра-
во изложить. свою точку зрения bes
произвольного запрещения. . В заявлении
американской делегации указывалось на тэ,
что предложение, представленное лелегайи-
ей. США, излагает текст положений и спе-
циальный перечень. тех. решений Совета,
которые, согласно этому предложению, по-
требуют безусловного единогласия, и от-
дельно перечень. тех вопросов в области
споров и мирного урегулирования, при к9-
тором любая сторона в споре должна воз
держаться от голосования.

Нельзя не ‘отметить также и того об-
CTOATCABCTBA, что-в этом американеком з4-
явлении, подчеркивалиеь два’ важных мо-
мента в вопросе о процедуре голосования,
о «вето»,

(Продолжение на’ 4 стр.).