РСЯ

EME AG

евушк

Многие из воевавших на Тамани и в
рыму помнят о.славных” действиях наших
легких ночных бомбардировщиков. Когда,
неторопливо тарахтя, самолеты пересекали
в темноте линию ‘фронта, стрелки в ‘окопах,
моряки-десантники у Эльтигена или Камыш-
Буруна безошибочно, по звуку, определяли,
что это летят «свои», и знали, что они ‘бу-
дут летать всю ночь и до рассвета не оста-
вят врага в покое.
Но мало кто знал тогда, что многими ноч-
ными машинами управляют девушки.

...В октябре 1941 года, когда немцы -по-  . сельских зданий. Спускаясь в темноте как
дошли в Москве, славная советская летчи-   можно

па — Марина Раскова собрала у себя на
квартире ‘подруг, знавших и любивших
авнацию. Решено было создать - женские
воздушные эскадрильи ‘бомбардировщиков.
Раскова приступала к набору личного со-
става будущих эскадрилий. ©
Наопризыв летчицы откликнулось много
советских патриоток. Это были совсем юные
Девушки, только недавно окончившие‘ сред-
нюю школу, студентки вузов.

- Много месяцев о них ничего не было
слышно; а затем в сводках Совинформбюро
стали появляться их имена, в журналах и
тазетах были напечатаны их фотографии.
Так’ многие узнали, что где-то на фронтах
Великой Отечественной войны действует
первый в мире женский легкобомбардировоч-
ный полк.

Свой боевой путь полк начал на Таман-
ском полуострове и закончил его под‘ Бер-
лином. se

Раньше ‘чем вступить в бой, девушю
прошли серьезную школу боевого мастерства
под руководством наших лучших военных
летчиков. Обучаясь в глубоком тылу, они
овладевали умением водить самолет в труд-
ных условиях, по приборам, ночью и в непо-
тоду. Там узнали они, как надо маневриро-
вать при зенитном огне и для выхода из лу-
чей прожекторов. Они изучали тактику воз-
душного боя, овладевали мастерством точно-
To бомбометания.

- Командиром полка была назизчена ву-
банская казачка Евдокия Бершанекая. _

Летчицы вступили в бои в 1942 году. На
своих машинах девушки летали по-двое—
летчик и штурман. Так как полк раепола-
тался в непосредственной близости к линии
фронта, они успевали совершать по шесть—
восемь вылетов. ;

Славные дочери советского народа были
бесстрашны в бою. Озарив цель осветитель-
ной ракетой, невзирая на огонь врага, само-
леты скользили как можно ‘ниже к земле,
‘чтобы ударить наверняка: сбразывали фу-

= УЕ

таски, зажигательные бомбы или прыгаю-
щие мелкие. бомбы, заключенные в кассеты
и предназначенные для истребления живой
силы противника. ое

По мере того Kak полк ‘приобретал боевой
опыт, задания, которые ставило перед ним
командование, становились все более и 60-
лее сложными: Летчицы ‘наносили удары по
артиллерийским батареям противника, унич-
тежали склады с боеприпасами, сбрасывали
бомбы на немецкие штабы и казармы, умело
отыскивая их среди многих городских и

ближе к земле, они  забрасывали
бомбами немецкие окопы.

В Крыму и на Северном Кавказе немцы
сосредоточили большое количество авиации.
 Целый день стаи немецких «Мессершмит-
тов» рыскали в воздухе. А девушкам при-
ходилось летать не только ночью, но и днем..
Их посылали в море с боевыми приказами
‚десантным судам, идушим к вражескому
берегу под прикрытием тумана. Они летали
к отрядам, сражавшимея в окружении, и
сбрасывали им продовольствие, боеприпасы.
На своих маленьких сухопутных машинах
они улетали в открытое море, чтобы сбро-
сить бомбы на вражеские транспорты.

В один из дней летчица Евдокия Носаль
со штурманом Глафирой Каптириной ‘ветре-
тились в воздухе © «Мессершииттом». Де-
вушки отетреливались из ручного пулемета.
Но что могли сделать они против хорошо
вооруженного воздушного хищника! Немец
Убил летчицу. Тогда управление взяла на
себя Глафира Каширина. Она применила из-
любленный маневр летчиков: ° еколь-
знув до земли, перейти в бреющий полет и
двигаться, маскируясь в. складках местно-
сти; И девушка привела подбитый самолет
на свой аэродром. а

Глафире Кашириной было в те дни 19
лёт. Однотодками с ней были и многие ее
подруги. ea

Около трех лет воевал полк. Многие из
девушек к Концу войны имели по 600 и
800 боевых вылетов. Звания Героя Совет-
crore Союза удостоились летчицы полка
Екатерина Рябова, Евдокия Пасько, Ната-
лия Меклин, Полина Гельман, Руфина Гаше-
ва, Антонина Зубкова, Нина Ульяненко и
другие. Многие летчицы и штурманы были
награждены и имели в концу войны по
пяти — восьми орденов.

Начав’ евой путь на Тамани, полк уча-
ствовал в боях за освобождение Могилева,
Минска, Гродно, Варшавы. Свои бомбовые
удары он наносил по врагу на Висле, Оде-
ре, Эльбе. Он бомбил скопления немецких

КРАСНЫ

в кожаных шлемах

судов в порту Данциг и участвовал в штур-
ме Берлина, S37 6734
Бесстрашные советские патриотки впи-
сали много ‘замечательных страниц в ле»
топиеь своего полка. I
В Берлине закончил он свой славный бое-
вой путь. Оставив свои кожаные летные
шлемы, девушки раз’езжались п домам,
возврашались к учебе, к мирным профес-
CHAM.
Как же сложилась после войны судьба
воинов этого женского авиационного полка?
...В Варело-Финской ССР в далекой лес-

ной деревне Каркола начальником аэромаг-  .

нитной разведки работает бывшая летчица
Рая Юшина, награжденная семью орденами.
Юшщина, выполняя свою работу, облетела
всю Карелию.

‚Большая. группа бывших летчиц учится
в Московеком государственном университе-

те имени Ломоносова. Екатерина Рябова и .

Антонина Зубкова, студентки механико-

математического факультета, и Наталья’

Меклин, студентка филологического’ факуль-
тета, в настоящее время заканчивают ди-

пломные работы. На 4-м курсе механико-

математического факультета учится Евдокия
`Пасько. Бывший начальник штаба полка—
Ирина Ракобольская — студентка физиче-
ского факультета...

` Раз’езжаясь из полка по домам, девушки
дали друг другу слово, что каждого 2 мая
и 8 ноября в 12 часов дня те из них, кто
будет в Москве, обязательно придут к ко-
лоннам Большого театра. Вот уже 2 года,
как происходят эти послевоенные встречи
боевых подруг. В’ назначенное время они
собираются в сквере у Большого театра с
мужьями, детьми. В. дружной и радостной

рассказывают о своей жизни, о своих пла-
нах. # ;

Обтирны и смелы эти планы. Нынче за-
канчивается университетская ‘учеба не-
скольких героинь-летчиц. Вскоре они нач-
нут работать в цехах заводов, в конструк-
торских бюро, лабораториях, станут творца-
ми новых машин, застрельщиками новей-
ших методов производства. Лида Гогина,
бывший оружейный техник полка, окончив
педагогический институт, придет в среднюю
школу учить детей. Наташа Меклин, фи-
лологичка, будет писать книгу 0 своем
полке, о девушках в кожаных шлемах, о
славных дочерях советского народа, ¢ ору-

ной их послевоенной жизни, наполненной
пафосом созидательного труда... —
rs ЯКОВЛЕВ.

$ а

Медицинская сестра

— Сотни воинов помнят заботливые руки
медицинской сестры Анны  Кондратьевны
Визиракиной. Многие обязаны этой теперь
67-летней женщине спасением своей жиз-
НИ.

Тридцать четыре года самоотверженного
трула Визиракиной посвящены уходу за
больными и ранеными. Только в Севасто-
польском краснознаменном. госпитале она
работает вот уже 27 лет.

...В 1914 году на Западном фронте He-
подалеку от Ивангорода она пришла‘на по=
зинии. стрелковой части и стала работать
`бестрой милосердия. `В’ 1918 году была
одной из тех медицинских сестер старой
армии, которые отправились с первыми .от-
рядами Врасной Армии ва фронт.

-B годы мирного строительства, а затем и
в годы Великой Отечественной войны т. Ви-
зиракина боролась в Севастопольском, го-
спитале за жизнь и здоровье воинов. И она
заслужила благодарность многих больных
и раненых.

В госпиталь приходят матровы, офицеры,
адмиралы. Они приносят Анне Кондратьев-
не букеты цветов, рассказывают ей о своей
жизни, оставляют на память фотографии,
пингут ей письма.

Вот один из них — минер Черноморского
флота Федор Шляхецкий, Он был доставлен

в госпитальв очень тяжелом состоянии. Дни
и ночи проводила седая сестра возле посте-
ли раненого. Двадцать долгих месяцев про-
лежал он в госпитале под неослабным ее
наблюдением и был возвращен ‘к труду.

Благодарность к этой женщине т. Шля-
хоцкий сохранил навоегда.. После лечения в
тоспитале он уехал в Ленинград, HO еже-
тодно приезжает в Севастополь к Анне Кон=
дратьевне, которая стала для него второй
матерью.

Однажды в госпиталь доставили офицера
Бондаренко. Состояние его былю чрезвычай-
но тяжелым. Больного поручили заботам
Анны Кондратьевны. Она безотлучно нахо-
дилась у постели больного, использовала
все средства, чтобы организм больного вы-
стоял, выдержал в борьбе с недугом.

Наконец Бондаренко после долгого ле-
чения поднялся с постели.

Недавно санитарка, разыскав в палатах
т. Визиракину, сообщила:

— Вас требует к себе какой-то началь-
ник.

Поепешно пройдя в: вестибюль, она уви-
дела своего бывшего пациента. Ее гость был
уже контр-адмиралом.

..Много трудов положила Анна - Конд-
ратьевна для лечения защитников Севаето-
поля в дни войны. Ей приходилось, помогая.

Однажды на Волге...

Из рассказов о Волжской‘ флотилии

Roxy Трушеину почему-то очень не нра-

вились женщины в военной форме. Ветре-
чаясь с девушкой-краснофлотцем, он отво-
рачивалея и презрительно цедил. сквозь
зубы: «Ерзапы».
VW вот как назло, первую же прибывшую
в подразделение тральщиков девушку на-
правили не куда-нибудь, а именно на’ кам-
буз в распоряжение главного старшины
Трушкина, С этого момента кок потерял
душевное равновесие.

Новая помощница Трушкина старшина
2 статьи Люба Куприянова была тоже не
очень довольна своим назначением, не при-
влекала! ее подобная военно-морская служ-
ба. Орудуя у плиты, она © ‘нескрываемой
тоской поглядывала в окно на’ стоящие у
берега корабли, на ослепительно голубое
безоблачное небо и на широкий полновох-
ный плёе весенней Волги, Каждый катер,
уходивший на траление, Люба провожала
тяжелым вздохом, вызывавшим у ее шефа
бурю негодования:

— Видали,—ворчал Трушкин, ¢ ocrep-
венением мешая в бачке чумичкой, — кам-
буза им мало, по кораблям вздыхают. Было
время — не каждого парня на воённо-мор-
скую службу брали, а вашего брата к флоту
на пушечный выстрел не допускали, а те-
перь форменки, береты, бушлаты. \
7: # * =

_ В конце мая в подразделение принти при-
способленные под тральщики речные трам-
ваи. Катера вскоре были укомплектованы
личным составом и, подняв вымпела, всту-
пили в кампанию. Только одив тральшик
«КТЩ-611» оказалея без экипажа и был
‘поставлен на прикол. По инициативе Любы
 Куприяновой девушки всего подразделения
решили просить командование разрешить
им в свободное время от вахт привести
«КГШ-611» в должный вид.
Командир дал «добро». °
° Через несколько дней катер стал неузна-
‚ ваем.  Ослепительно блестели медяшки,
стекла в кубриках и рубке поражали. не-
‚ обычайной прозрачностью, надстройки и

борта поблескивали свежей краской, а па-

луба была так безукоризненно чиста, что
прибывший на катер флагманский механик
побоялся ступить на- нее без приглашения.

Однако девушки этим не ограничились.
Писари. и телефовиетки подразделения ©
помощью опытных старшин и краснофлот-
цев упорно осваивали специальности“ мото-
ристов, рулевых и минеров. Люба Куприя-
нова, окончившая до войны Горьковский
речной техникум, готовилась стать коман-
диром тральщика.

Й вот наступил день, когда. главный
старшина Трушкин снова. осталея один.
Произошло это так. После отбоя Люба до-
ложила старшине, что завтра она будет вы-
полнять задание командира подразделения,
а посему на камбуз не придет. К заявлению
подчиненной кок отнесся равнодушно. .

Утром Трушкин взял ведро и вышел на
мостки, чтобы набрать, воды. В.это время
раздалось ритмичное постукивание мотора,
и от берега отвалил тральщик. Трушкин.
снял белый поварской колпак, привет-
ственно махнул им в воздухе и застыл ¢
раскрытым ртом... Мимо (базы, будоража
винтами воду, проходил «ВТЩ-611». ‚На
мостике тральщика стояла Люба Куприяно-
ва, и за штурвалом и на корме у глубинных
бомб, на. всех боевых постах стояли девуш-
ви-краснофлотцы...

* &# *

Однажды под вечер, когда в базе не было
ни одного. тральщика, кроме «КТЩ-611»,
немецкий самолет: сбросил, мину у привер-
ха Балыклейского острова. Тральщики, не-
сколько суток тралившие почти на грани-^
це своего боевого’ учаетка в районе. Песко-
ватекого переката, к месту. новой минной
постановки могли прибыть не раньше пер-
вой половины следующего дня.

Дежурный. запросил диснетчера пароход-
ства «Волготанкер» о движении судов и по-
лучил самые неутешительные сведения. Ha
кодходах в Горному  Балыклею нахоли-
лось несколько букеирных пароходов © по-
рожняком, В Астрахани недоставало тонна-
жа под горючее, и закрытие фарватера хотя
бы на сутки грозило срывом графика неф-

врачам, участвовать во многих операциях.
Ночью же, не смыкая глаз, она ухаживала
8a ранеными. ©
В хирургическом отделении стало прави-
лом — всех тяжело больных направлять в
палату т. Визиракиной.
Так сюда попал-летчик Абасов, получив-
пгий в воздушном бою страшные ожоги, по-
врывавшие все его тело и лицо. В очень
тяжелом состоянии —— © переломом позво-
ночника — прибыл в.эту’ палату малое.
Коновалов. И летчик Абасов и матрос Воно-
валов были спасены, ede
Выписываяеь. из госпиталя, летчик о за-
шел проститься к сестре: ..
— Первый вражеский самолет, который

будет сбит мною, я заношу на ваш боевой

счет, — оказал он.

Самоотверженный трул старшего лейте-
нанта медицинской службы А. №. Визирая
киной высоко оценила Родина, наградив ее
опденами Отечественной
Звезды и медалями.

Попрежнему энергичная и заботливая,
она выполняет. свой ‘долг.—- борется за
жизнь и здоровье ейветоких воинов, видя
в этом благородном труде счастье и ©мысл
всей своей жизни. Е

Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ-

Севастополь

теперевозок не только пароходетву «Волго-
танкер», но и «Рейдтанкеру». Надо было
принимать срочные меры. ...

Трушкин в это время месил тесто: По
установившейся традиции каждое возвра-

. щение кораблей в траления отмечалось пи-

рогом, который нодавали к столу. Запуская

‚руки в квашню и с трудом освобождая их

от ЛИПКкОГО теста, кок думал о прокля-
той мине, которая нагло лежала на са-
мом фарватере, совсем недалеко от базы
тральщиков. Но тральщиков в базе не
было, о’ «ВТЩ-611» ‹он’и думать‘ забыл.
то значило, что будет закрыт фарватер, а
у закрытого фарватера. станут на ночевку
караваны и, конечно, утром прилетит не-
мецкий разведчик, который наведет на ка-
раваны свои бомбардировщики.

Сквозь наглухо занавешенное окно ‘по-
слышалось знакомое тарахтение мотора.
Трушкин в целях светомаскировки задул
коптилку и лишь тогда откинул штору. На
фоне занимающейся зари четко вырисовы-
валея силуэт тральщика-катера.. Рассекая
форштевнем отливающую серебром воду, ко-
рабль держал курс на приверх Балыклей-
ского острова. Это был «КТЩ-611».

С. рассветом «ВТЩ-611» вышел на мин-
ную банку. Собрав необходимые сведения
У бакенщика: и поста наблюдения 3a мина-
ми, командир тральщика старшина 2. статьи
Люба Куприянова решила пробомбить весь
опасный участок фарватера от приверха
острова до перевальной вехи на лутговом
берегу.

Подойдя почти вплотную к берегу, траль-
щик развернулся и приготовилея к бомбо-
‘метанию. Дав’’указание стоявшей ‘на руле
крзенофлотцу Анне Силиной, Люба спусти-
лась на корму, где две девушки готовили
глубинные. бомбы. На тральщике работали
четко, без малейшей суеты, которую можно
было ожидать от людей, впервые выпол-
няющих ответственное и опзеное › боевов
задание. Казалось, что борьба ©; магнитно-
акустическими минами для девушек являет-
ся обычным делом.

Бомбы  сбрасывались с установленным
интервалом, и каждый раз, как только. не-
большой металлический бочонок исчезал за
кормой, раздавалея глухой подводный удау,
И на кильватерной струе, в’некотором рас-
етоянии от уходящего вперед ‘тральщика,
поднималась мутная, смешанная © грунтом
вода, образуя на поверхности долго не исче-
зающее пятно.

беседе проходит несколько часов. Подруги  .

жием в руках защишавших Родину, о слав-.

войны, `Враеной

с, таким материнским наказом, обращается К

‚ное количество брызг, горящих на солнце

связи передали

й ФЛОТ

ee:

У матери героя

В одном из тихих московских переулков
живет мать прославленного летчика-северо-
морца дважды Героя Советекого Corsa
Б. Сафонова — Фекла Терентьевна, Сафоно-
ва. Ее адрес хорошо известен многим воен-
ным морякам, которые часто шлют ей пись-
Ма.
В числе постоянных корреспондентов
Феклы Терентьевны -— летчики гвардей-
ской ‘части, работники Политуправ-
ления Северного флота и многие другие.
Фекла Терентьевна бережно хранит теплые,
задушевные письма, полученные ею от ка-
питана Романова и старшего лейтенанта
Сурженко, с первых дней войны летавших
вместе с ее сыном, бывшего комиссара са-
фоновекого полка майора Редкова, летчика
капитана Шарова, подполковника Кулаги-
на, полковника №000т0, жены офицера,
В. Малышевой и многих других людей, ко-
торые стали для нее близкими и дорогими,
В письмах говорится об успехах в учебе, о
том, что летчики свято хранят память 0
Борисе Сафонове.

= Недавно мне довелось повидать почти

всех, кто участвует в переписке со мною, —

рассказывает Фекла Терентьевна. — Вме-
сте с делегацией комсомольцев-москвичей я
побывала на Северном флоте. Встречали мо-
ряки меня, как родную мать. И мне каза-
лось, что в каждом из них, омелых и жизне-
радостных, я узнаю своего Бориса. Самая
незабываемая встреча была в части, кото-
рой командовал мой сын. Я даже немного
растерялась: ведь в честь меня моряки уст-
роили торжество. Никогда не забуду речи,
которые произносили летчики, вспоминая
Зориса. Они клялись учиться и служить
Родине так, как служил ей Борис Сафонов:

‘Нвдавно в Тостях у матери Б. Сафонова
побывала делегация  североморцев, приез-
жавная по приглашению москвичей в сто-
лицу.

Ежедневно в адрес Ф. Т, Сафоновой при-
холит обширная почта. На каждое письмо
она. аккуратно отвечает. «От всей души
желаю вам, дорогие мои сыны-моряки, всег-
да и во всем свято выполнять свой долг
перед Родиной и любимым Сталивым», —

друзьям-североморцам Фекла’ Терентьевна

Сафонова.
ы В. ФЕДОРОВ.

- Цервая!.
Патая!..
Могучий взрыве необычайной вилой по-
тряс воздух. Тральщик накренило. Носыпа-
лись выбитые стекла. Там, где только’ что
упав ‘воду глубинная ‘бомба, в воздух
взметнулея гигантский смерч. Достигнув
своего предела, он на секунду. замер’ и
вдруг рухнул, поднимая вокруг себя несмет-

. Вторая!.. Третья!.. Четвертая!..

всеми цветами радуги... Мина была подо-
рвана, путь кораблям открыт. Из-за пово-
рота реки ‘показался нефтевоз «Степан Ра-
зин». Он прошел мимо тральщика по толь-
ко что. разминированному фарватеру, ведя
за собой на коротком ‘буксире несколько
порожних бензиновых и нефтеналивных
барж. -
Когда «КТЩ-611» подходил к Горному
Балыклею, с поста службы наблюдения и
семафор с. приказанием
ошвартоваться у плавбазы. Люба предпо-
Лагала, что ее швартовка будет критико-
ваться е особым пристрастием. Сделав раз-

Ворот, она вела тральщик против течения с

таким расчетом, чтобы к дебаркадёру по-
дойти «впритирку». Маневр удалея бле-
стяще. Заблаговременно сбавив ход, «КТЩ-
611» подвалил к борту дебаркадера и, прой-
дя как раз столько, сколько’ это было не-
обходимо, дал задний ход, погасив инерцию
точно ‘у центрального пролета.

В тот момент, когда стрелка машинного
телеграфа была поставлена на «стоп», над
Дебаркадером громыхнуло матросекое ура.
Всецело занятая швартовкой, Люба не заме-
тила приготовленную ей ветречу. Смущен-
ная происходящим, девушка сбежала с мо-
стика вниз, чтобы отранортовать команди-
ру подразделения, но тот, не дав сказать ни
слова, под громкие аплодисменты, трижды
по-отечески расцеловал ее.

Торжественность момента была несколь-
ко нарушена главным старшиной Трушки-
вым. Он выскочил из камбуза, протиснулея
к растроганной Любе Вуприяновой ‘и; по-
краенев до ушей, протянул ей принесенный
под фартуком букет полевых цветов.

Вечером на столе; за которым ‘ужинала
команда: тральщика «КТШ-611», был об-
наружен сладкий пирог. «Таинственный»
вондитер искусно воспроизвел из едобного
теста и изюма знак, наносимый на рубках
тральщиков, имеющих на текущем счету
подорванные: мины.

``“ Капитан 3 ранга
И. АНАНЬИН.

м

ресенье, \

‚7 марта i

1948 г., BO

SOR a as wR

ae > :

Участницы Великой Отечественной войны, ныне студентки 1-го Московского
государственного ‘университета им, Ломоносова. Ha снимке (слева направо):
- Л. Бай— студентка 2-го ‘курса географического факультета; Н. Лабковская —
бывший командир снайперской ‘роты, уничтожившая 89 гитлеровцев, ныне сту-
_дентка 3-го курса исторического факультета; В, Ковалева — студентка 3-го курса
`механико-математического факультета; В. Рябова -— студентка 5-го курса’ меха=

нико-математического факультета;
ского факультета” и Т. Прокофьева — ст
культета.

Л. Опря -— студентка 2-го курса’ филологиче-

удентка 4-го курса экономического фа-
Фото Ф, Кислова,

т всего сердца

у

„Письма советским женщинам

из-за

«Москва. Антифашистский комитет со-
ветских женщин» -—— десятки конвертов с
этим адресом приносит ежедневно почтальон
в. здание. на Пушкинской. улице, в котором
помещается комитет, Переписка. с женщи-
нами зарубежных стран завязалась с пер-
вых же дней существования Антифашиет-
ского комитета советских женщин. С каж-
дым годом все больше и больше писем. но-
ступает от женских организаций, групи, от
отдельных. лиц всех стран. мира.

С идущими or самого сердца словами’
обращаются к женщинам нашей страны
женщины Ютославии, Румынии, ` Чехосло-
вакии, Венгрии, Албании, Польши; ‘Фран-
ции, Англии и многих других стран.

«В дни войны, в дни испытаний, герои-
ческие русские женщины были на своем. по-
сту и боролись, полные любви к Отече-
ству,— пишет Тильди Золтанне, председа-
тель Демократического союза. венгерских
женщин.—Они служили примером для всех
венгерцев, воевавших за свою независи-
мость и человеческие права. Мы знали, что
большие жертвы, принесенные русскими
женщинами, не будут напрасны. Война кон-
чилась, но вы работаете для мира. во всем
мире и лучшей жизни. так же, как в дни
войны работали для победы. Мы смотрим na
вае с любовью и уважением». :

В письме Демократического союза жен-
щин Финляндии говорится: «Мы шлем го-
рячий боевой привет, женщинам Советской
страны. Мы восхищены вашим участием в,
грандиозной социалистической стройке, как
восхищались доблестью и героизмом совет-
ских женщин в их борьбе с врагом в тяже-
лые годы „Великой Отечественной войны,
Желаем вам успеха и счастья!»

Подобных писем множество. «Я ‘воехи-
щаюсь новой, Россией, ее народом, его энер-
гией и завидую вам! — пишет. франпужен-
ка Мими Констан.— Вы идете к будущему,
к прогрессу... Очень часто мы с мужем слу-
шаем Москву, и от этото нам делается луч-
ше. Вогда кремлевские куранты ‘пробьют
полночь, вспоминайте о том, что во Фурзи-
ции, в маленькой деревушке близ Вердена,
французский друг слушает голос свойх ве-

скохозяйственной

рубежа

Авторы многих писем ‘проявляют живой
интерес к. различным сторонам жизни на-
шей страны, особенно к положению женщи-
ны в СССР, ‘воспитанию детей в семье и
школе, ‘участию. женщин в `социалистиче-
ском строительстве; научной и культурной
деятельности СССР. С горечью отмечая, что
во Франции закрыт доступ к высшему обра-
зованию детям малоимущих и что обучение
и воспитание‘ детей в этой стране находится
не на высоком ‹ уровне, ^ учительница
А. Бартелеми ‘из Парижа пишет советской
учительнице A. ТГригоровой: «Bama пре-
красная страна воспитала в пример всему
миру’ столь изумительно героическую и
стойкую духом молодежь, что ваша педаго-
тика и воспитание, вытекающие из социа-
а системы, безусловно превосход-
ны!».

Особенно много писем приходит от жен
щин стран новой демократии. Нельзя без
волнения читать письмо Йелы Несторович
из Югославии, адресованное матери Героев
Советского Союза Зои и Алексанлюа Космо-
демьянеких. Иела Несторович сообщает, что
её дочь партизанка Даринка погибла такой
же мученической смертью, как и Зоя, емер-
тью храбрых погибли сыновья Несторо-
вич — воины Югославекой Народно-0сво0о-
длительной армии. Но гибель детей не сло-
мила дух стойкой женщины. Сейчас она 0т*
дает все силы делу восстановления народ
ного хозяйства своей страны. O06 участии
югославских женщин в строительстве. новой
Югославии сообщают работницы текстиль-
ной фабрики из’ Сараева. Албанка Фиго Ди
ди с радостью пишет, что она только недав“
но вернулась со строительства первой в Ал
бании железной дороги и что примером для
албанских женщин, участвовавигих в строй
ке, был самоотверженный труд советских
женщин. 06 этом же пишет албанка Анна
Бушану. Бригадир женской бригады ‘еель-
артели. ‘албанского села
Новосел Жатиора. Кари; рассказав о работе
своей бригады, заканчивает письмо в3в0л-
нованными словами: «Да живет долгие годы
товарищ Сталин, великий вождь!».

Написанные на разных языках женщи“

ликих друзей русских».

Юлия Кейль — слушательница будапеши-
ского колледжа — говорит в своем письме:
«За то, что сейчас я могу ‘учитьея в студии,
осуществляя свою давнишнюю мечту 0б
искусстве, я могу быть благодарна только
вам, русским. Благодаря нашей  обвобсди-
тельнице — великой Советской Армии Вен-
грия имеет ныне различные выептие учед-
ные заведения, в которых учатея дети бед-
ноты. Нам надо преодолеть еще очень мно-
го препятствий. Я верю в то, что венгер-
ский народ нашел, наконеп, настоящего
большого друга в русском народе».

нами разных стран, людьми различных
профессий, все эти письма пронизаны одной
общей мыслью — глубокой симпатией в 00*
ветскому (0103у и его славным женщинам,
Эту мысль хорошо выразила генеральный
секретарь Международной Демократической
Федерации женщин Мари-Клод Вайян-Ку-
TIOPhe, которая, приветствуя героических
тружениц нантей --страны, сказала: «Для.
всех женщин вы являетесь живым прим
ром к продолжению общей борьбы за разви“
тие демократии, которая одна только спо

собна обеспечить миру действительный
мир»,

ВРАЧ -

БРОНШТАДТ, 6 марта. В Кронитадтеком
ордена Ленина военно-морском госпитале
служит. ординатором майор медипинской
службы Галина Уманская. С благодарно-
стью говорят о ней моряки, побывавшие в
тоспитале.

Большой боевой путь прошла Галина
Уманская в годы Отечественной войны. Она
совершила 48 прыжков с парашютом. Шесть

ВОИН

раз спускалась на парашюте в тылы в
га, чтобы оказать помощь раненым 6081
ским воинам. Первое ранение Галина. Ума
ская получила осенью 1941 года под В
тебском, но не оставила своего поста, Ва!
густе 1943 года т. Уманская была ранен
в воздухе, Спасли ее морские пехотинцы:

мьдесят километров несли они на 758%
военного врача.

Подарки чешских женщин ‚калининцам

КАЛИНИН, 6 марта. (ТАСС). Трудящие-
ся женщины города Пардубицы (Чехосло-
вакия) прислали в подарок женщинам го-
рода Калинина большое художественно вы-
полненное изделие в виде сердца с изобра-
жением на нем эпизодов из ‘чешского на-
родного эпоса.

«Пусть наш подарок служит символом
нашей вечной любви к вам, к советскому

народу», — говорится в’ адресе; приложен-

HOM к подарку й подписанном членами ме-

стного_ народного комитета чехословацеих
женщин города Пардубицы,

Местный народный комитет обществе
ных организаций и жителей города Парду“
бицы прислал также в подарок калинии
цам альбом. с изображением видов горо
Пардубицы,

Залининцы в свою очередь готовят ail
телям города Пардубицы подарки, которые
будут вручены ‘им в день освобождения

Чехословакии от немецко-фаптистских 31
хватчиков,