Могучий

ГОЛОС Масс.

Идея созыва Всемирного конгресса
сторонников ^ мира  вотретила‘ горячий
отклик. и искреннее сочувствие со стороны
деятелей культуры: ^ pas ALY

Пвредовые представихели мировой‘ ин-
хеллитенцаи еще на с’езде во Вроцлаве
продемонстрировати, своо, решимость: вместе
в народами всех стран бороться за. мир,
88 свободу, за права человека. Они повели
наступление против преступных заговор?
„щЩиков, мечтающих потопить Bee живое,
все прогрессивное в потоках крови.

Это наступление разума на. дикость и
мракобесие захватило весь мир. `Свидетель-
ство тому — широкое движение поддержки
национальных с’ездов деятелей культуры
и Всемирного конгресса; мощный ‘протест
широких народных масс против подписа-
ния агрессивного . Северо-атлантического
‘пакта.

В дни обсуждения в итальянском пар-
ламенте о нроекта. Северо-зтлантического
накга народ Италии вышел на
«Мы требуем ‘мира!»; «Долой Сфорца! —
таковы лозунги’ одной ‘из многих демон-
страций, состоявшихея в- Риме: и. Милане,
во Флоренции и: Генуе с сое.

Юноши! и ‘девушки Puma, демонстриро-
вавшие под ‘окнами.’ министерства ‘ино-
странных дел, ‘разбросали’ ‘на’. улицах
итальянской столицы листовки прогрессив:
ной Организации «Молодежный альянс».

В этих листовках. товоритбя; «Попытка

правительственных партий включить: Ита-
лию в Атлантический пакт. грозит вовлечь
нашу страну в новую войну в. интересах
американских империалистов. ‘Юноши -и
девушки Рима! Ham хороню-- памятея
«стальной пакт» Муссолини, ` который при-
вел нас к катастрофе. Тем, кто хочет еще
раз послать нас на бойню; мы ответим:
«Ног!» 06’единимся для борьбы в защиту
мира и независимости!»
_ В этому призыву присоединяются и
французский горняк, и английский докер,
и бельгийский рабочий. Гневный ‘протест
против войны поддерживают прогрессив-.
ные ученые, писатели, художники, арти-
сты всех стран. Пламенные слова листовки
итальянской молодежи-—мнение многомил-
лионных масс; участников могучего фродта
борьбы народов за мир.

Агрессоры и их подручные всячески

стараются затормозить, сорвать движение’

в защиту мира. Они сколачивают блоки,
изрыгают хулу и клевету на все  передо-
806. Они пытаются обмануть свои собст-
вённые ‘народы, pate
Особенно ‹ злобствуют и неистовствуют
дохновители реакции — империалиеты
США. Змеиным шипением вефретили ‘они
американский конгресс деятелей науки и
культуры в защиту’ мира. Созыв этого
конгресса вызвал в американской реакци-
онкой печати приступ истерии. Продажные
писаки наперебой упражняютея в каевет-
нических выпадах против организаторов и
участников конгресса. неё останавливаясь
перед прямыми угрозами по их адресу.
Известный гангстер пера из херстовекой
шайки и радиовраль Уинчелл уже давно
пытался угрожать участникам конгресса,
прозрачно намекая, что члены фашистско-
ro «Американского легиона» собиралотся
пикетировать ‘отель «Вальдорф-Астория»
В Нью-Йорке, где будет работать конгресс.
Уинчелл писал, а тосударственный де-
партамент действовал, Как известно, Аче-
сон не допустил на нью-йоркский конгресс
в защиту мира известных Французских
прогрессивных о деятелей — поэта Элюара,
аббата Булье, Эжени Коттон. Не допущены
в США и английские делегаты-—профессор
Бернал, писатель Голдинг, актриса Пат-
риция Бэрк. Отказано в визе также

улицы.

птальянским, румын-
ским, бразильским  дея-
телям культуры.

» Так империалистиче-
ская реакция выдает
свой звериный страх
перед голосом правды —
голосом широких народ-

гл ных Масе.,

В то-же время ‘матерый ^ поджигатель
войны Черчилль беснрепятственно ` прибыл
‚В Нью-Йорк и, едва `ступив на американ:
‘скую ‘землю, залвил, ‘что он’ Фот всего
сердца, поддерживает Атлантический пакт»,

Полуофициальные ‘и официальные. лица

встретили, Черчилля” с> ‹ распростертыми
об’ятиями:” Совсем‘ иную ветречу ему ока-
зала демонстрация, устроенная на приста-
ни организациями женщин. ^ Демонстранты
восклицали;: «Отправляйтесь домой, roc-
подин Черчилль, мы желаем мира!», «До-
лой Северо-атлалтичеекий ‘пакт!». ‘Чтобы
предохранить «фултонокого героя» от не-
приятных инцидентов, нью-йоркские по-
лицейские повезли его окольными путями...
- Почтительно: встретив Черчилля и од-
новременно захлопнув дверь перед прогрес-
сивными деятелями ряда государств Запад-
ной Европы и Латинской Америки, правя-*
щие: круги США стараются сейчас изобра-
зить делю так, будто только восточно-евро-
пейские страны ‘послали на ‘конгресс своих
делегатов. Но примитивные  махинании
госдепартамента нетрудно разгадать.  Го-
лос прогрессивных деятелей Англии, Фран-
ции, Италии пробьется черёз все диплома:
тические преграды и будет услышан аме-
риканеким народом!

В. последние дни американская феакци-
онная печать проявляет. особенную нервоз-
ность. Тревогу‘ рвакционных кругов отчет-
ливо. выразил: обозреватель‘ газеты ^ «Нью-
Йорк пост» Элиот. Он пишет, что кон-
гресс в защиту мира может «задержать и
ослабить мероприятия западных держав»..

0 каких. «мероприятиях» толкует Элиот?

‚Ясно, что речь’ идет прежде всего‘о подпи-

сании Северо-атлантического блока, кото-
рый рекламируется американскими импе-
риалистами, как акт «миролюбия». Между
тем, уже в ходе подготовки конгресса. про-
грессивные деятели США разоблачили аг-
рессивное существо этого пакта, сорвали
маски с вашинтгтонских лицемеров. И те-
перь правящие круги Америки боятся кон-
гресса, боятся, что на нем прозвучит. гром-
КИЙ И честный голос американского наро-
да, осуждающего поджигателей войны,

Советские ученые, писатели, ^ художни-

ки, артисты, создатели великих духовных`
и материальных ‘ценностей, посвятили
свою творческую деятельность  дальней-
шему развитию культуры и под’ему благо-
состояния народов. Они идут в первых
рядах борцов за мир, за будущее челове-
чества,

Вместе. с ними идут также и работе
ники советской медицинской науки, за-
нятые благородным делом охраны здоровья
трудящихся великого’ Советского‘ Союза. -
Они глубоко. возмущены  разнузданной
тНюпагандой новой ‘войны. Они, Так же как
и весь советский народ, не хотят  нару-
шить свой мирный труд, свою счастливую
ЖИЗНЬ. ied)

‘Многочисленные общественные органи-
зации Советского Союза, в том чиеле пре-
зидиум Академии медицинских наук СССР
и Центральный. комитет профессионального
союза медицинских работников: СССР, об’-
единяющего более двух миллионов чело-
век, уже откликнулись на обращение
Международного комитета связи деятелей
культуры в защиту мира и Международной
демократической федерации женщин.

Мпогомиллионный голос народов клей-
мит вдохновителей. преступных планов все-
общего истребления и разрушения. ^ Еди-
ным фронтом на защиту мира!

‚Акад. Н. АНИЧКОВ,

президент Академии медицинских наук СССР

пни оно нирои ии она юма ние обои о виза о ваии: нение

ОПАСНОЕ

ПЛАВАНИЕ.

В беседе с представителями печати Генри Уоллес сравнил Атлантический пакт

с айсбергом,. опасная масса которого скрыта под водой.

На воде и

Рис. Бор. ЕФИМОВА

от, а. р

под водой

‚сталинской идеей преобразования

ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ. СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

‹   Музей А. С. Пушкина

№ 25 (2512).

Виктор УРИН,

специальный корреспондент
«Литературной газетьь

В хутор Вихляевекий я приехал па
paccBeTe H по дороге в сельсовет остано-
вилея возле большого колхозного сарая,
где работали девушки, На полу, казалось,
была постлана красноватая зернистая ска-
терть, которая увеличивалась ‘от дверей
в глубь сарая, словно девушки ткали ее
деревянными ° лопатами. Здесь работали
комсомольские звенья Антонины Зотьевой
й Александры Григорьевой. Девушки пе-
релопачивали, сушили семена. для своего
собственного колхозного лесопитомника.

В эту весну молодежные звенья области
обязались вырастить в своих лесопитом-
никах 10 миллионов саженцев!

В честь ХТ с’езда ВЛКСМ в городах п
селах Сталинградской области разворачи-
вается соревнование между трактористами
лесозащитных станций, между школьни-
ками, собирающими семена, между завод-
скими бригадами, между лесопосадочными
звеньями. И нет среди молодежи. ни одно-
№ человека, который на своем участ-
ке не заботился бы о строительстве госу-
дарственной лесополосы, о комсомольской
трассе Камышин — Сталинград.

Наступая на засуху, трасса займет
лучшие ветроударные позиции на верши-
нах Приволжекой возвышенности и про-

‘тянется тремя шеренгами на <то семьде-

сят два километра. От этой могучей артс-
рии, словно зеленые ручейки, разбегутея
на восток к Волге ‘и на запад к роке
Иловля молодые однорядные  лесополосы,
которые как бы атакуют овраги и балки,
прекратят смыв и размыв почв, укрепят
речные берега, ослабят суховен и смягчат
КЛИМАТ.

Фридрих Энгельс в своем труде «Диа-
лектика природы» писал: «Какое было
дело испанским плантаторам на Кубе, вы-
жигавшим леса на склонах гор и полу-
чавшим в золе от пожара удобрение, хва-
тавшее на одно поколение очень доходных
кофейных ‘деревьев,—какое им было дело
д0 того, что тропические ливни потом

’смывали беззашитный верхний слой поч-

вы, оставляя после себя обнаженные
лы!»

Только мы, советские люди, ‘способны
поднять леса’ на огромной территорий степ:
ных и лесостепных районов в 120 мил-
Лионов гектаров, на которой расположено
80 тысяч колхозов. Могучая сила — ком-
сомольцы нашей страны,  воодушевленные
приро-
ды, нашли свое почетное трудовое место
во всенародной борьбе за расцвет социали-

ска-

стического сельского хозяйства.

Вот она — комсомольская трасса Ka-
мышин — Сталинград!

Знаете ли вы, что на площади в %.300
гектаров будет высажено 35 миллионов
саженцев! 06 этом рассказывают комсо-
мольцы стенной сталинградекой деревни
Серково, которые в осеннюю распутицу
отправлялись в лес за тридцать  кило-
метров, чтобы собрать семена для своего
колхозного лесопитомника. 06 этом знает
молодежь кузнечного ‘цеха Сталинградекого
тракторного завода, которая решила закон:
чить штамповку мечей Колесова, необхо-
димых при посадке саженцев, ко дню ст-
крытия ‘ХТ с’езда ВЛЕСМ. 06 этом говорят
студенты сталинградских вузов, прочитав-
шие в селах области 165 ленций и до-
кладов, наполненных зеленой свежестью
великого дела! -

Ilo. путевке обкома комсомола в пол-
шефных лесозащитных станциях — Дуб-
ровской и Камышинской— работают пять-
десят лучших комсомольцев-тракториетов.
В области создано более четырехсот моло-
дежных лесопосадочных звеньев. Снова
зангумели комсомольские” воскресники:  ‘©9-
брано 250 тонн. различных - семян, древес-
ных и кустарниковых пород. 37 молодых
лесников заканчивают учебу ‘во Фролоп-
ской лесной школе. 576 тысяч. рублей от-
пустило Министерство лесного хозяйства
для приобретения ” полевых  звагончиков,

различном. инструмента и для  организа-

ции быта молодежи  лесозащитных стан-
ций. В пятидесяти молодежно-комсомоль-
ских бригалах тракторного завода уже из-
готовлено более трех тыюяч инструментов
для трактористов подшефных 13С. А по-
левые вагончики? Сколько творческой
энергии, бессонных ночей, поистине ге-
роическоге труда было вложено в строи-
тельство этих кочевых четырехколесных
домиков, чтобы передать их в день OT-
крытия XI с’езда лесозащитным станци-

На юге страны широко развернулись ве-
сенние полевые работы. На колхозные по-
ля вышли сотни тракторных бригад. И но-
выми, непривычными для’слуха радиста го-
лосами наполняется эфир:

‚— Заканчиваем вспашку, переходим
боронование зяби! :

— Передаю распоряжение старшего’ ме-
ханика  МТС...

— Суточное задание, на севе перевыпол-
нено...

— Прошу... срочно ‘доставить в
горючее... }

Это работают приемо-передающие. радио-
станции «Урожай», которыми оснащены
многие МТС Краснодарского. и Ставрополь-
ского краев, Ростовской области, Украины
и других южных районов страны. При’ по-
мощи Этих радиостанций ‘осуществляется
двухсторонняя диспетчерская” связь между

на

бригаду

ТРАССА

Суббота, 26 марта 1949 г.

+

ям! 32 жилых оборудованных вагончика,
созданных руками молодых  сталинград-
цев, — это только первый подарок моло-
дежи заводов своей подшефной комсомоль-
ской трассе.

г Словно в тоды войны, на полях кол-
хозных —— BOT OH, передний рубеж пяти-
летки! — разворачивается новая сталин-
градская битва, грандиозное набтупление
на засуху, небывалое в мировой истории

словно в годы войны, когда солдаты полу-
чали от рабочих‘ и о колхозников письма,
вееляющие веру в победу, так и ‘теперь
в штаб комсомольского  лесопосадочного
фронта, в Сталинградекий обком комсомо-
ла, приходят пачки писем со всех концов
страны © горячих участием, восхищением
и советом.

Пишут инженер-конструктор Сонин 13
Москвы и секретарь Алма-атинского обко-
ха комсомола  Мендыбаев, посылающий
тонну семян туркестанского вяза от комсо-
мольцев Казахстана. Пишут комсомольцы
воинской Части и учащиеся ^ Муромского
лесного техникума, желающие пройти mpo-
изводетвенную практику на комеомоль-
ской трасее Камышин — Сталинград. Из
Баку пришла  повыляа 0 капитана

М. Салтовеком. Он прислал двадцать книг`

и броппюр и хорошее, светлее письмо, по-
солдатеки немногословное, по-сталинград-
ски пламенное: «Я ‘не мог равнодушно
отнестись к. этому замечательному почину
`сталинградеких комсомольцев, ибо я сам
являюсь воспитанником комсомольской 9р-
ганизации». :

Никто не обязывал капитана Салтов-
ского думать позаботиться о далекой ha-
мышинской лесозащитной станции. Но та-
кова уж захватывающая сила комсомоль-
ских начинаний; они не оставляют равно-
душными старых комсомольцев, которые
когда-то, быть может, уезжали в теплуш-
ке на Дальний Восток, Тот, ко был в
комеомоле, — навсегда остается, молодым!

Рассказывают. что 20 лет назад на ста-
линградеком заводе «Красный Октябрь»
комсомолец Сергей Сорокип в нерабочие
часы ‘изготовил инструмент’ для первой в
области МТС: a

Сейчас на Этом же заводе в кузнечном
  цехе у своем. станка остается после pa-
а Федор Акимов, чтобы по-
мочь молодежи лесозащитной станции: он
уже изготовил слесарные пилы, метчики
для участков. гаечные ключи. Я смотрел,
как он работал, как экономно расходовал
своп движения, обтачивая деталь. Пездним
вечером он зашел в комитет комсомола.
Казалось, он был чем-то расстроен. Я
спросил: ,

— Сколько’ инструментов
сегодня ваша бригада?

— Работали ребята хорошо, — ответил
он, — как говорят у Hac: © огоньком,
Bor он— целый склад инструментов...
Обидно только, что его не берут...

На следующий день секретарь обкома
тов. Денисов сказал:

— Веег по городу изготовлено различ-
ного инструмента на `200 ‘тысяч рублей,
между тем принимают ero OT Hac очень
неохотно.

Неохотно потому, что заводские цены
на инсфрументы в несколько фаз выше
расценок Лесхозснаба.

Нельзя также мириться и с тем, что
для приобретения необходимого инвента-
ря работники лесозащитных танций едут
непосредственно на заводы за десятки ки-
лометров вместо того, чтобы получить его
‘н& своей базе. ;

Есть. указание Министерства лесного
хозяйства организовать‘ отделения базы
Лесхозснаба в г. `Камышине и в слободе
Михайловке, между тем начальник Лесхоз-
снаба т. Зайдес все еше раскачивается.

В том, что комсомольские темпы’ торо-.
пят наших хозяйственников и ученых,

изготовила

‘мы видим  жЖивотворящую,  действенную
силу молодости — молодости, выпесто-
ванной партией большевиков, — молодо-

сти, умеющей обгонять время, приближая’
  своей энергией осуществление всенарод-
вой мечты. И в том, что экспедиция по
отводу Земель для государственных‘ лесо-
полюс решила закончить технический про-
ект не к 15 сёнтября, а к 15 пюйя, —
мы видим великий смысл инициативы
молодых. сталинградцев.
В день открытия Х] с’езда комсомола,
накануне весенних лесопосадочных работ,

Пн

.

центральными усадьбами МТС и трактор-
ными бригадами.   F

Часто бригады работают в нескольких де-
сятках километров от центральной усадь-
бы. Чтобы связаться с МТС, трактористам
приходился оставлять машину и направ-
ляться к телефону в ближайший колхоз.
Сейчас, при наличии в бригадах радиостан-
ций «Урожай», учетчик тракторной брига-
ды (он же радиооператор)-в любую. мину-
ту может установить связь с МТС.

Приемо-перелающие радиостанции широ-
ко используются директорами МТС для
устройства оперативных совещаний ,.с руко-
водителями тракторных бригад.

В Министерстве сельского. ‘хозяйства
СССР нам сообщили, что нынешней весной
на. полях страны вступит в строй  окодо
:.900  приемо-передающих радиостанций.
Кроме того, будут радиофицированы 58 ле-
созащитных станций. :

сражение за преобразование природы! И

пролетит над. подшефной зеленой трассой
летчик-комсомолец Тюсков и. разбросает
десятки тысяч ‘листовок, набранных ком-
сомолками Просвировой и Самытиной:

—- Комсомольцы! В поход Ha gacyxy!

Да, мы живем в героическое время, хо-
тя бы потому, что в обстановке капитали-
стического окружения, когда поджигатели
новой войны пытаются, стравить `народы
мира, фабрикуют клеветнические фаль-
шивки © «принудительном труде» и «же-
пезном заназесе», — в этой обстановке
мы строим пруды’ и водоемы, заботимся ©
расцвете своего сельском хозяйства, на
‘огромной территории нашей державы под-
нимаем леса! > tit

Леса!

Эю умные распределители влаги, ог-
ромные резервуары ‘снегозадержания, вет-
роударные зеленые плотины, это обильные

золотые “поля.

Леса-— это новые, не похожие на преж-
ние, лесные сказки для наших детей, о
комсомолка Аленушке из лесопосадочного

молодежного звена...

— Леса. в степи-—это пейзаж комму-
НИЗМА! =... а

Начиная от. трогательной посылки ка-
питана’ М. Салтовского и кончая многоты-
сячными ‘комкомольскими организациями,
например, Чкаловской области, где‘по пу-
тевке обкома ВЛЕСМ выезжают на строи-
тельство лесополосы Чкалов-Илек 2.500
молодых патриотов, — ‘все заметнее ши-

рится воесоюзное- движение молодежи за
досрочное выполнение государственного
плана по лесонасаждениям.

От днестровских плавней до уральских
отремов и от подмосковных полей ло Кас-
пийекого. побережья развернулось в честь
ХЕ сезда ВЛЕСМ ‘соревнование Молодых
преобразователей природы. Соревнуются

ROMCOMOIBCRHE лесопосадочные звенья -Ан-

тонины Зотьевой и Александры `Григорье-
‚вой. Соревнуются между cool. колхозы.
‚ Михайловский район вызывает на соревно-
вание передсвой Ново-Анненский, › Города
соревнуютея с тородами. Харьковская 0б-
ласть вызывает на социалистическое с9-
певнование Ворошиловградскую. 86 oxec-
ских. школ, соревнуясь; собрали ‘прошлой
осенью 4.000 килограммов семян...

Словно зеленая эстафета,’ летят пад
страной новые и новые вести.

Курские комсомольцы принимают реше-
ние осуществить  государетвенный план
создания лесонасаждений, в колхозах на
площади в 217 тысяч гектаров на семь
лет ранее установленного срока.

`В Черкессии. молодежь  сельхозартели
«Красный партизан» обращается ко всем
комсомольцам области с призывом вклю-
читься в активную борьбу за облесение
полей, за получение обильного ‘урожая.

Массовый воскресник проводят ROMCO-
мольцы районном центра Терекли-Мектеб
Трозненской области, собрав за день 120
килограммов семян. - Е

Над уральской лесозащитной станцией
берет шефство молодежь Западно-Вазах-
‘станской области. ig .

В Дагестане по инициативе комсомоль-
цев в Каяктинском лесхозе собирают 60-
лее шести тонн семян дуба и абрикосовых
косточек.

Так, по инициативе молодежи героиче-
ского Сталинграда, началось `шефотво мил-
лионов юношей”и девушек над зелеными
полезащитными плотинами — комсомоль-
скими трассами, .

Есть боевая комсомольская традиция,

которая в нашей стране передается от по-.

коления к поколению: молодость, вдо%но-
вленная животворящей идеей коммунисти-
ческой партии, идет на самые значитель-
ные и трудные участки социалистическо-
го строительства. Г \

Партия посылала комсомол на стройку
Днепрогаса и Магнитки. у

По’ воле партии комсомольская энергия
прорывала тоннели метрополитена. ^

По зову ‘партии молодежь  воздвиг-
нула город юности на далёком Амуре.

Сегодня комсомольцы, перекрывая’ <ро-
ки, закладывают зеленый фундамент
коммунизма—лесозащитные плотины кол-
хозных полей. .

Не может, не победить . всенародное
дело, которому путевку в жизнь дала на-
ша могучая партия!

СТАЛИНГРАД -

e

Тысячи радиостанций в МТС.

Радиосвязь. введена не только на юге, В
Алтайском. крае, помимо диспетчерской
связи внутри МТС, организована внутри-
краевая радиосвязь каждая ‚ машинно-
тракторная’ ‘втанция непосредственно сов-
динена с краевым управлением сельского
хозяйства.

Полностью ‘обеспечены радиостанциями
МТС Красноярского ` края, большинство
МТС Татарской АССР, Свердловской и
других областей. \

Главсельэлектро Министерства сельского
хозяйства СССР снабжает колхозную . де.
ревню ‘специальными агрегатами лля ‚`` за-
рядки аккумуляторов Разработан типовой
проект ‘зарялной станции. которую легко
можно смонтировать в МТС. Создаются
ремонтные радиобазы. Они оборудованы но-
вейшей измерительной аппаратурой. Для
подготовки ‘квалифипированных кадров ор-
ганизованы во многих областях  кратко-
срочные курсы радиомехаников МТС. -

a

в. Александровском
дворце

Академия наук CCCP ps содружестве в
лучшими художественными’ силами ‘страны
ведет большую работу по’ восстановлению
пушкинских мест, К 150-летию со дня ро-
ждения великого русского поэта, по реше-
нию президиума Академий наук, будет от-
крыт музей А. С. Пушкина: в Александров-
ском дворце, въгороде ‚Пушкине.

Прекрасное здание дворца, построенное
группой русских архитекторов, сильно по-
страдало. от фашистских бомб и. снарядов.
Внутри помещения немецко-фашистские ок-
купанты ‘сняли даже двери. и паркет. По- —
сле Великой Отечественной войны здание
было передано Академии наук. Вскоре на-
чалось его восстановление.

К юбилею предстоит подготовить  две-
надцать зал дворца — закончить первую
очередь работ. Уложены перекрытия, со-
оружена кровля, заканчивается штукатур-
ка помещений. В залах идет отделка стен,
реставрируется лепка, настилается паркет.
При восстановлении здания широко’ исполь-
зуются архивные” материалы, позволяющие
воссоздать первоначальный облик помеще-
ний — вплоть до цвета стен и рисунка:
лепных украшений. у

Обновлен парадный фасад. дворца. При-
ведена ‘в порядок величественная колонна-
да главного портика.

В восстановленном дворце, кроме музея
А. С. Пушкива, предположено разместить
также музей истории лигературы’ и’ архив
Института литературы (Пушкинского до-
ма) Академии наук СССР.

ева OP areca:
История азербайджанской
советской литературы

БАКУ. (Наш корр.). Институт языка и
литературы им. Низами ‘Академии наук
Азербайджанской ССР ‘готовит к изданию
книгу «История азербайджанской   coBeT-
ской. литературы». i

Директор ‘института кандидат филологи-
ческих наук М. Дадаш-Зале сообщил кор-
респонденту «Литературной газеты»:

— Труд, над которым работает, группа
литературоведов республики — Проф. Али
Султанлы,: проф: М. Пашаев, доцент Мамед
Джафар, доцент Джафар Хандан и другие—
состоит. из пяти глав. Первая глава посвя-
щена азербайджанской литературе периода
гражданской войны. Остальные главы —
истории азербайджанской литературы пе
риода восстановления народного хозяйства,
первых ‘сталинских ‘пятнлеток, Великой Оте-
чественной  войны’ и; наконец, литературе
послевоенных лет. Е

В труде будет освещен периол формиро-
вания азербайджанской советской литерату-
ры, ‘показаны пути ее развития, отмечены
основные события литературной жизни. рес-
публики. В. книге ‹ освещается благо-
творное влияние русской советской. лите-
ратуры на творчество писателей Советского
Азербайджана. Специальные разделы по-
священы русским и армянским писателям,
творящим в братской семье народов Азер-
банджана. Е

В составе редакционной коллегии «Исто-
рии азербайджанской советской  литерату-
ры» =— ‘действительные члены Академии
наук Азербайджанской ССР. Мирза Ибра-
гимов; Самед Вургун, Гейдар Г усейнов.

ee

Вечер памяти А. Недогонова

> В\ Центральном доме литераторов-<осто-
ялся” вечер, посвяшенный памяти талант-
ливого поэта-коммуниста А. Недогонова, в
связи с годовщиной со двя его Смерти. На
вечер пришли писатели, друзья и родетвен-
ники поэта. eS

Открывая вечер, Н. Грибачев в. своем
вступительном слове охарактеризовал твор-
чество поэта.

Искренне любя свою родину, будучи
кровно связанным с народом; А. Недогонов
‘в своем творчестве отображал нашу заме-
  чательную действительность. В книгу его
  избранных стихов «Простые люди» вошли
произведения, написанные в дни Стечест-
венной войны в в послевоенные годы. Чи-
‘тателям‘ хорошо известна талантливая по-
эма А. `Нёдохонова «Флаг над сельсове-
том», удостоенная Сталинской премии,

Поэты М. ` Спиров, В. Замятин, Е. Дол-
матовский, А; Коваленков, С. Наровчатов
и другие выступили < воспоминаниями о
встречах с А: Недогоновым, прочитали его
стихи,

& оф

По Советскому Союзу,
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

$ Москва. Выставка произведений само-
деятельных художников — работников
`транспорта— открылась в клубе имени Зуева.
На выставке’ экспонируется свыше 150 кар-
тин, этюдов, рисунков. В настоящее время
в Москве насчитывается 25 студий изобра-
‚зительного ‘искусства при дворцах культу-
ры и клубах; в студиях занимается более
800 человек. кг

Ф Баку. Литературные вечера молодежи,
посвященные ХГ с’езду ВЛКСМ, проводит
во дворцах культуры нефтяников и на но-
востройках Союз советских писателей Азер-
байлжана. Перед промысловиками, нефте-
переработчиками, строителями выступают
молодые писатели: недавний колхозник Гу-
сейн Гусейн-Заде, бывший офицер, участ.
ник штурма Берлина Гусейн. Аббас-Заде,
Бахтияр Вахаб-Заде, написавшие поэмы и
стихи о комсомоле.

Ф. Рига. Здесь ‚состоялась научно-теоре-
тическая конференция молодых филологов
“Латвийского государственного университе-
та, посвященная Х1 сезду комссмола. С до-
кладом «Образ комсомольца в латышекой
советской литературе» выступила студент-
ка Гайда Зиеда; студентка Ингрида Бех-,
мане ‚прочитала доклад о ‘великом латыш-
ском поэте Янисе Райнисе и его взглядах
на искусство. i

® Каунас. Первый в Литве. колхозный
лекторий организован в сельхозартели
«Путь к коммунизму». Декцию о строитель-
стве социалистического сельского. хозяй-
стра в республике прочитал ректор Литов-
ской сельскохозяйственной ‘академии тов.
Мицкис.

Ф Вижница (Черновицкая обл.). Большой
художественный гобелен-портрет готовят к
150-летию со дня рождения А. С. Пушкина
выпускники городского художественно-про-
мышленного училища. Гобелен орнаменти-
рован в: гуцульском стиле; его размер
2 на 3 метра. 7
_ Ф Ижевск. Сборник стихов удмуртских
поэтов «Поэзия Советской Удмуртии» в пе-
реводе на русский язык выпустило респу-.
бликанское государственное издательство.
В книгу вошли стихи и поэмы Д. Майоро-
ва, И. Еремеева, И. Дядюкова, М. Петро-
ва, И, Гаврилова и’других.

$ Барнаул. Конкурс на’ лучший корот-
кий рассказ о’ советской молодежи провел
Алтайский крайком комсомола. Первая пре-
мия присуждена И. Кожевникову за «По-
весть о моём однокласснике».

‘