Заре

3 октября 1948 г., № 235. (1149)..

‚ Третья сессия Генеральной Ассамблеи OOH

„Речь А, Я. ВЫНИНСКОГО
в Первом комитете по вопросу 0 запрещении

атомного оружия и о контроле над атомной энергией

(Продолжение. Начало на 2-й стр.).

право пренятствовать использованию‘ эне?-
гии, произведенной такими, заводами, ити
устанавливать условия снабжения Такой
энергией. «Такое ограничение, — .гозо-
puted в меморанхуме аптлийеких ученых,
— создало бы возможность для вмешатель-
ства в экономическую жизнь каждой етра-
ЕЫ: В. Такой стРиени, в какой нет необхо-
AUMOOTH для. того, чтобы воспрепятствовать
применению атомной энергии для разру-
шительных целей».

В том же меморандуме британекие уче-
ные указывали на тайные цели организа-
ции такого международного контроля,

Я хочу сказать, что я передаю. мнение
B MOMODAHAVMG английских ученых, д не
6306 личное мнение. Вот, что там говорит-
ся:

«Соединенные Штаты Америки и дру-
тих сторонииков плана Баруха следует 10-
будить. сформулировать’ гарантии, которые
обевпечили бы такое положение, ‘когда
никакой план инспеклии He превратился
вы в тщательно разработанную
пипионажа». народному хозяйству,

Эм — весьма многозначительное заме- Нет, никотла, я повторяю; —- He OH-
чание. Вот что должен представлять собой вать такому положению, и никто нас не
мт‘ так наз, «международный» ор-  ‘обманет всякими широковещательныхи и
тан контроля. нал атомной энергией. В то   высокопарными словами о необходимости
же время американский план отвергает   отказаться хотя бы от части своего суве-
требование о запрещении атомного оружия,   ренитета во имя тав называемого высне-
добивается исключения запрещения произ-  то общего блага. и
водства и использования атомното ‘оружия МЫ мы оазалься. от ‘Maen своб
из системы контроля, суверенитета вб имя этого высшего блага,

Третий доклад откровенно признает, что но нужно, чтбы это было наше общее

председателей и докладчиков, такие во-
пиющие факты, когда в одном комитете
избирается представитель одного государ-
ства из вашего блока в качестве вице-
председателя, а в ‘другом комитете  пред-
ставитель этого же государства избирается
В качество докладчика, И в 10 же время
‘Забаллотировываются представители стран
Новой демократии Восточной Ёвропы, ко-
торые имеют весе законные основания пре-
тендовать на избрание в руководящие ор-
таны Ассамблеи: ee

Разве это не затовор большинства про-
тив меньшинства? и j

Если в таком малом вопросе, как из-
брание докладчика, вице-предеедателя и
председателя комитетов, мы натолкнулись
На стену этого глухого отрицания наших
прав, — если мы в этом малом вопросе
встретились с таким грубым нарушением
ваших прав меньшинства, То какие же
могут быть сомнения в том, что в вашем
«международном» органе, где будет вам
‘обеспечено большинство, Вы продиктуете
‚ Нам такие законы, от которых не 1оздоро-
систему   вится нашей промышленности, нашему

американский план. «наносит удар  преро-   высшее благо. А где оно? Нужно, чтобы.
тативзм  сузеренитета отдельных  Тосу-  оно было благом, построенным на B3anM-
дарств», - “HOM уважении, на взаимном доверии, на

сотрудничестве, А де оно? Разве сейчае
HO действует жесткий курс. воторый про-
кламировало ‘и которым вдохновилоеь боль-
пвинство здесь присутствующих, курс пра-
ных целях, как добровольный и чаетич-   Вительетва Соединенных Штатов Амераки?
ный отказ отдельных государств от своего   Жесткий‘ куре, который называется «ко-
суверенитета в этой области в пользу дру-   ЛеНАой на грудь п взять за горло». Но ото
тих государств, Хороню. Пусть будет при-   Н@ удается. Грудь у нас сильна, и нет та-
зиано истиной, что в интересах общего кого колена, которое могло бы нае прида-
блага каждое государство должно  отка-  ВИТЬ к земле, а горло у нас тоже крепкое,
залься от части своего суверенитета с Й вот нам теперь преподносят в. таких
тем, чтобы вся сумма власти в этой обла-   благочестивых и слейных выражениях
сти была предоставлена какому-то незавм-   этот самый план международного контро-
CHMOMY международному органу контроля.   ля, который нанравлен на то, чтобы под-
Но вель для того, чтобы государство   чинить евоему контролю народное хозяйет-
могло пойти на отказ, хотя бы частично,   во суверенной страны, Мало атомной энер-
от своето суверенитета в пользу междуна-  гии, мало сырья — давай металлургию,
родного органа, ему должны быть даны   давай химию, давай разведку недр, давай
тарантии, что этот орган действительно   систематическую, из года в год повторяе-
будет отвечать своему назначению,   мую, фотосемку твоей территории: BOT
чо он действительно будет  меж-   что требует этот «международный» орган.
дународным органом контроля, -та.я Я приводил. в своей речи 25 сентября
здесь должен сказать со веей откро-  высказывания одной американской  газе-
венностью, как’ это я уже, сказал, и как-я   ты, которая товорит, что главная, мол, бе-
еще буду иметь возможность это доказать   дд в том. что ‘плохо ‘разведана территория
дальше, — что ‘тот орган контроля, кото-  Советского Союза с воздуха, ибо это за-
рый подается ‘здесь. на ‘основания первого,   трудняет эффективную авиационную `60\-
зторого и третьвю докладов атомной  ко-   бардировку советских городов. Так не отой
миссии, а также предложений. внесенных   ли же цели аэро-фоторазведою должна слу-
панадекой делегацией. не являстся  дить и азторазведка,‘ которой будет. зани-
международным органом. Это —— американ-   маться международный контрольный 09-
екий ортан, где обеспечено большинство   ган, во исполнение того пункта плана,
американскому влиянию, п именно в раб-   очень прилично причесанного. ‘который го-
9610 Ha это влияние американекого боль-  ворит о необходимости учитывать в пол-
шинства и строятся все планы ортаниза- ‘ном об’еме всё ‘запасы как сушествующие,
Пик Этого т, На. международного контро-   так и возможные, таящиеся глубоко B
ag, и .  недрах или уже извлеченные из недр той.
Нам говорят: «Вы должны уступить   или другой страны,
часть своего суверенитета в пользу  выс-   Her, господа. мы Ha такой план He
тег блага». Согласен. На этом Строятся   пойдем. ибо оя лишен тех элементарных
Boe международные отношения, ГДе НУЖНО   оловий и основ, которые называются ло-
поступиться частью меньшего BO имя бросовестным международным ° сотрудниче-

‘большего, ne важного, более WeHHOTO,  ноу.   :
что таким образом оправдывает уступку.  ... }
Ho для этого нужна уверенность, что дело   Мы’. говорим, 410, 5a высокопарными
‘словами 06 уничтожении соперничества

идет о действительно °«выешем благе»,
уверенность, что данный орган будет дей-   между государствами и © стремлении RO-

ствительно международным, что В ЭТОМ   мнесии выполнить свой мандат, как гово-
oprane будет действительно международное   в третъем докладе атомной комиссии,
сотрудничество. — скрывается действительная цель американ-
Надо сказать откровенно, Чт CCAM BY xorg плана, это -— обеспечить за Соедл-.
oom органе будут господствовать Такие   ненными Штатами Америки бесконтроль-
мемды работы, как на этой весеии Гене-   ное право вмешательства в хозяйственную
ральной Ассамблен, или в нашем Первом   .изнь любой страны, прикрываясь реше-
комптето, то разве мы, боветская делега-   пием большинства в контрольном оргале.
ЦИЯ, сможем рассчитывать Ha сотрулниче- Я ‘popopmr 95 сентября и я позволю с2-

ство, которое является элементарным И бе еше раз в этой связи повторить, что
необходимым условием для TOL, чтобы  мы знаем, из кого в этих органах может
отказаться от какой-то частн своих прав   бостоять aia ео Мы знаем, какие
в пользу международного органа? Te a, Tw te ремения, которые
Вы посмотрите, что произошло на ЭТОЙ   примет это большинство, — н4 доброжела-
Генеральной Ассамблее, Вы избрали пред-   тельное отношение которого К вебе совет-
седателей шести комитетов; но разве ВЫ  ский народ не может расечитывать, —
проявили тот дух сотрудничества, ко-   что эти решения ие (УД
рый необходим и является  элементар-   хотя бы в малой мере мир и безонасноеть
ным условием взаимного доверия, когда   народов, что
вы не избрали ни одного представителя тя бы в какой-то мере на устранение
(Советского Союза п стран новой демоера-  опасности войны. что они He повлекут за
тии на руководящие поеты во всех этих   собой отказа от. военных звантюр, как
комитетах, Разве вы не парушили тем са-   средства внешней политики, к чему a
мым один из основных принципов между-  мерно призывает третий доклад к
народного сотрудничества, Ha ‘котором   комиссии, Мы  знзем. что м
‘стоит наша Организация 0б’единенных На-   план попросту дает возможность А нз-
ций, — уважение к участию в общей   ложить свою руку на Источники р
работо и в руководящих органах  предста-   лругих странах, при помощи так tect
зителей меньшинства, которые здесь иа-  мого междунаролного НЫ op
холятся? Вы нарушили этот принцип. тде правительство США издеется им

Разве вы не допустили сейчас, когда   большинетео- и
идут по комитетам избрания заместителей   (Окончание следует).

Авторы этого плана пытаются  ‘оправ-
дать ото тем, что нет иного исхода из гоз-
давиегося ‘положения в отношения пробла-
мы использования атомной энергии в Мир-

pecaunecncee ernie

Английские трудящиеся поддерживают советские предложения
о запрещении атомной бомбы и сокращении вооружений

бря. (ТАС). Газета «Дей-, Резолюции,  тоебующие проведения
ий и ii i орга-   внешней Политии, направленной на coxpa-
Hatin об’единенного профсоюза. мапшино- нение мира, были также приняты на ми-
отроптелей северного и южного Лондона в   интах, состоявшихся в фяде других рай-
своих резолюцеях приветствуют предлояе-   снов Лондона.
ния Солетского Союза Запретить атомную › Такие же резолюции, поддерживающие
бомбу и сократить вооружения, предложение о И были и
емя 1 октября!чы одним из отделений об’единенного прюф-
B жен, более 100   союза мебельщиков и отделением профео-
рабочих-строителей обратились к прави- 1138 конторщиков и haa админи-
тельству е призывом поддержать советовие CTPATMBHBIX уУчреждени естминстера

предложения, u (Лондон).

пондент Всеобщего немецкого телеграфного
зтентетва в Берлине (АДН), & также ко
респонденты газет
«Трибюне» и «Нейес Дейчланд»
лись к главноначальствующему советской
военной администрации и главяокомандую-
щему Группой советеких
войск в Германии,
Союза Соколовскому с вопросами о
жении в Берлине в связи в
четырех держав в Москве и Берлине.

сы следующие ответы:

британские власти осложнили в’ настоящее
время разрешение берлинского вопроса?

ние, что западные. державы не ищут pe-
шения берлинского вопроса» они
жают в этом вопросе свою агрессивную
политику, преследующую цели,
не имеют ничего, общего е урегулиревани-
ем’ положения в Берлине. Осложняя разре-
шение берлинского вопроса, западные лер-
жавы прежде
‘вывмание общественности от проводимого.
ими раскола Германии и создания запад-
но-германского государетва. Уже создан
раскольнический «Парламентекий совет»
для Западной Германии и спешно готовит-
ся западно-германекая конституция и TAR
называемый оккунационный статут для
западных зон, который должен служить
суррогатом мирното договора для  Герма-
 НИИ, мы

пользуется и для Toro,
реакционные силы внутри и вне Германии
H опереться на них при проведении плана
Маршалла,

‘ство, западные державы. используют 66р-
линский вопрое для того, чтобы прикрыть
сколачивание агрессивного замадного воен-
ного блока, направленного против
ского Союза и стран народной демократия,
(и отвлечь внимание народов от в01р0б08
мира и разоружения,

ли решения берлинского вопроса, лоЙяльно
учитывающего
стран, то переговоры давно бы уже при-
вели к положительному результату. Одна-
ко они не стремятся к лойяльному релго-
нию, они желают использовать Берлин в
качестве «передовой позиции» для  б0Ъь-
бы против  лемократии и
чем прямо говорил Бевин в последней ре-
чи в палате общин. Фактически Берлин’
уже используется западными державами
в качестве базы для разложения экономи-
ческой и политической жизни
зоны посрёдетвом дезорганизации валюты
и других агрессивных действий, нарушаю-  .
щих Потсламеков соглашение.

причины так называемого

` Ответ. Напболее глубокие причины 5%-
го кризиса лежат в политике раскола Гер-
мании,
‘державами. Не будь у западных держав.

возникнуть ни берлинский, ни какой-либо

друтой
Лондонское совещание трех держав

падно-германекого государства.
ветское командование потребовало в Вон-
трольном. бовете 20 марта информацию 0
‘секретных решениях лондонского ‚ совеща-

ву, то три западных командующих

зались дать такую информацию Контроль-
‘ному Совету. Они не дали также никаких

ъ‘терманекое государство.

` ной Германии, через несколько дней pac-
‘пространенная и Ha западные сектора

принять такое большинет-
  савлении общегерманской’ денежлой ре-

будут ‘гарантировать.
Ч   жавами, TOMA Ha сепаратную денеж-
что они не будут направлены хо-

ЗАЯВЛЕНИЕ МАРША

БЕРЛИН, 2 октября. (ТАСС). Roppec-

«Берлинер Цейтунг»,
сбрати-

оккупационных
маршалу. Советеког
{1010
переговорами
Маршал Соколовский дал на эти вопро-
американские п

1) Вопрос. Почему

Ответ. У нае складывается впечатле-
прохол-

которые

всего ‚пытаются отвлечь

Осложнение берлинского вопроса ис-
чтобы  взнуздать

Поддерживая ‘неуверенность и бесиокой-

Совет-

Если бы три западные державы  иска-

интересы всех четырех

социализма, 0

советской

2) Вопрос. Каковы. по Вашему мненит,
«берлинского

кризиса»?

которая ° проводится западными

политики раскола Германии, нь мог бы
германских делах.
при.
няло в марте этого года решение о завер-
шений раскола Германии и о созданяи за-
Котда Co-

«кризисе» в

ния трех держав по германскому вопю-
отка-

заверений о том, что сепаратные решения
лондонской конференции не противоречат
Потедамским соглашениям п принципам
четырехстороннего управления Германией.
Эти сепаратные решения трех держав

по коренным вопросам судеб Германии.

взорвали Контрольный Совет и  четырех-
‘стороннее управление Германией и, следо-
вательно, нанесли уничтожающий удар по
четырехстороннему управлению Берлином

тем более, что западные оккупационные
‘власти пытались включить западные сет-

тора города B создаваемое UME ‚западно-

` Неносредственной причиной возникнове-
ния так называемого «берлинском кризи-

са» явилась проведенная 18 июня 1948.

пода
бфранцузеклми окнупационными властями.

американскими, британскими в

сопаратная денежная реформа в Запад-

Берлина. -
Требования советекой стороны об осуще-

формы и уже достигнутые в Вонтрольном
(овете соглашения по основным принципам
такой общегерманской реформы были игно-
рированы замадными оккупационными ‘дер

ную реформу в Западной Германии. Это
было наиболее крупным шагом западных

ния раскола Германии. Вместо единой rep-
манской валюты в Германии стали образ
щалься две валюты. Вместо единых цен —
двойные цены. Разрушилиеь предпосылки

ами оккупации Германии населения и то-
варов. Межзональная торговля  преврати-
‘лась по существу в торговлю между раз-
ными государствами, Фактически она за-

‘мерла: Делу экономического’ восстановления,

Германии был нанесен непоправимый
ущерб. Советские оккупадионные власти

были вынуждены. ввести. ограничительные

мероприятия на коммуникациях с запад-
ными зонами, чтобы защитить экономику
советской зоны и Берлина от наплыва 00ес-
цененных в Западной Германии старых
денежных знаков,

Ho, не. довольствуясь указанными сепа-
ратными действиями в Западной Германии,
западные оккупационные власти ввели за-
падную марку co штамлом «Б» также и в
своих секторах в Рерлине. Хотя ясно, что
факт пребывания американских, британских
и франпузских влаетей в Берлине не. дает
им права лезорганизовать денежное обруще-
ние в Берлине и в советекой зоне оквупа-
nun Германии. введением в обращение в
Берлине второй валюты с запада. Попытки
хезорганизации хозяйственной жизни совет.

СТАЛИНСКИЙ

ской зоны с помощью марки «Б» не могли
не вынудить советские власти к продлению
действия защитных ограничительных меро-
приятий на коммуникациях Берлина с 34-
палными зонами.

финаневые эксперты
«проявляют полное понимание в огношении
зргументадия
властей © невозможности введения в обра-
щение в Берлане иных денег, чем в совет.
ской зоне, так как Берлин находитея в
центре этой зоны и связан с нею всякого
рода экономическими связями»,

Пия второй валюты в Берлине также me-
мократическая общеествениость. Берлина и
советской зоны, в 6вязи с чем имели ме-
сто массовые
трудящихся, начиная с июня и кончая 19.
следними днями, .

poH валюты в Верлине указывала также
английская и французекая пресса. Так, ли+
беральная английская
гардиан» 24 июня предостерегающе указы-
вала: «Мы должны тщательно обдумать, не
овложняем ли мы сами свое
в Берлине введением второй валюты, за-
трудняя жизнь немцев, вместо того, чтобы
предоставить русским, контроль’ нал валю-
той. М
Цев было бы самым лучшим то, что METI
лись
вить единую валюту для всего Берлина».

надных оккупационных властей в Берлине
свидетельствуют и практические действия
западных властей, которые они . предири-
няли для подрыва и дискредитации валю-
ты советской зоны окмупации Германии
нобле введения в Берлине марки «Б». В
западных секторах Беряина была сразу ор-
танизована в болышом масштабе спекуля-
ция валютой советской зоны на
рынке, причем искусственно поддерживз-
лось соотношение курса двух валют, невы-
тодное для валюты советокой зоны.

ской зоны на спекудятивный черный ры-
‘нок в западных секторах Берлина амери-
ваннами были выброшены . лля продажи
«только за марку” «ВБ» сигареты, кофе, пю-
колад и другие американские товары. Сле-
лия по этому пути, 5 августа
оккупационные власти в Берлине создали
в западных секторах так называемые «ме-
пяльные конторы» для открытой спекуля-
пии‘ валютой воветской зоны.

конторах».
владельцами контор
вителями западных ‘оккупационных Влё>
стей «в завиеимоети от политических со-

начальник финанесвого отдела берлинокого

оккупационных властей по. пути заверше-.

Me свободно передвижения между 30-

сокол

На еовещании 22 июня даже западные
заявили, чо они

советеких  оккупациовных

Решительно протестовала против пведе-.

митинги и  лемонетрации
На пагубные последствия введения вто-
газета «Манчестер

пребывание

Bl должны признать, что для нем»
сделать русекие, а именно, устано-

(06 агрессивном характере политики 38-

черном

С той же целью подрыва валюты совет

западные

Спекулятавный вуре в этих «меняльных
произвольно устанавливается
совместно © предета-

ображений».
Этот факт был вынужден подтвердить

магистрата городской советник a-p Xaac.
Доходы от спекуляции валютой советской
зоны, в. Берлине замадные оккупационные
власти употозбляют для оплаты ‚ва ечет
советокой зоны оккупационных и других
DACKOIOB западных властей в=Берлине. ›.

` Западные  власти в Берлине приняли и

другие меры к расстройству денежното 0б-

ращения и к созданию валютного хаоса В
Берлине; что не ‘может не отражаться из
положении в’ советской зоне. a
10 asryera 1948 rota змериканекие,
британекие и французские власти в Bep-
ye излали распоряжение, запрещающее’
всем учреждениям и лицам в западных
секторах город» переводить денги 60
свойх счетов-на счета в советеком секторе,
3 также принимать на советекий сектор
аналогичные переводы,
`. Этим распоряжением западные овкупаци-
онные власти фактически ликвидировали
свободное денежное обращение внутри bep-
лина и привели к расстройству  деятель-
ность. берлинских кредитных уреждений.
Кроме Toro западные оккупационные
власти отдали берлинскому  магистрату
приказ 06 отдельном взимании в западных
секторах налогов, что ликвидировало един-
ство городского бюджета.
` В июле и. августе этото. гола в западных
секторах города оккупационными властями
были изданы распоряжения. запрещающие
торговым и промышленным фирмам запад-
ных векторов поддерживать  какие-лило
производственные или’ коммерческие связи
¢ фирмами советского сектора и советской
зоны оккупации, что нанесло удар по’ бер-
линской экономике в целом’ и: прежде” веего
10  промышленноети западных секторов.
Оккупационные власти принуждали немец»
кие фирмы западных секторов расторгать
торговые ‘сделки с фирмами  советокого
сектора даже в том случае, если эти 1по-
вледние ‘предоставляли предприятиям 3a-
‘шадных секторов недостающие упль и
CHIpbe. peice
Все эти факты свидетельствуют о том,
что, вводя вторую валюту в Берлине, 3a-
падные оккупационные власти имели
целью подорвать валюту, дезорганизовать
экономику советской зоны, © чем  совет-
ские оккупационные власти согласиться ви
в коем случае не могди, =.
3) Вопрос Как Вы относитесь в вопросу
о так называемой «блокаде» Берлина?
Можно ли считать обоснованными требова-
ния западных властей о предварительном
снятии так называемой «блокады» Бер-
лина, как предпосылки для переговоров по
берлинскому вопросу?
 Ответ. Никакой блокады Берлина пе
было и нет, если бы блокада имела место,
то берлииекое население было бы лишето
возможности получать снабжение  продо-

` вольствием, топливом и др. предметами He-

обходимоети. Но фактически все население
Берлина имеет полную возможность полу-
чать все причитающееся ему снабжение, в
том числе и уголь на зиму из советекого
вектора Берлина. Только противодействие
послупгного = западным  оккупационным
властям берлинского магистрата лишает
берлинское население возможности полу-
чать это снабжение непоередетвенно в
магазинах в западных секторах Берлина,
Дорогостоящие перевозки в Берлин про-
довольствия и угля самолетами из запал
ных зон 10 так называемому «воздушному
мосту» являются, поэтому, ненужной и чи-
ero пропагандистекой мерой, возлагающей
на Германяю только излишнее бремя pac-
ходов. й
Правда, «воздушный мост»  исполь-
Эуется такие для вывоза ценностей из

Берлина в западные зоны, но это не может
оправдать существования «воздушного мо-.
ста». Однако даже при теперешнем поло-
жении, котла существует так называемый
«воздушный мост» между Берлином и за-
падными зонами, Берлин фактически снаб-
Жается в основном за счет советской зоны.
`Цо далеко не полным данным из советской
зоны ежедневно поступает в западные сек-
тора города различными путями ло 900
тонн продуктов, не считая угля, текетиль-
ных и др: товаров. Я хотел бы репгитель-
но опровергнуть лживое заявление, имев-
шее место недавно в палате общин в Лон-
доне о том, будто  советекие
ные власти рассчитывали на толод среди
берлинского населения при введении огра-
ничительных мероприятий на  коммуника-
циях между Берлином и западными зона-
ми оккупации 18 люня с, г. №
июня западные
больните
на складах в западных секторах Берлина
находитея больное количество

ветской военной администрации.

по представлению советской военной ад-
миниетрации в Германии
июля вынесло. решение полностью принять
на 66бя снабжение всего берлинского на-
селения,

100 тые. тонн зерна, а затем и 10,8 тые.
тонн жиров, что покрывало
потребности как немецкого населения Бер-
‘Imma, Tak и дефицит по
ший в советской зоне. оккупации.

разтовор 0
является заведомой клеветой и провока-
ционным измышлением. Что же
снабжения западных секторов. Берлина уг-
лем, электричеством и газом, то решение
этого: вопроса зависит исключительно от
устранения препятствий, чинимых запада
ными оккупационными властями торговым
сделкам между промышленностью
ных севторов Берлина и промьшиленноетью

вить запалным секторам города необходимое
топливо и сырье.

0 так называемой «блокаде Берлина».

‘сняты ограничительные мероприятия Ha
‘коммуникациях между Верлином и запад-
ИБО” зонами  оккУМации; то Это’ требова»

‘большого’ количества, технических

ЛА СОКОЛОВ

оккупацион-

середине
сектора Берлина имели
запасы продовольствия, причем
зерна 60-
Тем не менее Советское правительство
еще в начале
Из Советского Союза было доставлено
ближайшие
жирам, возник-

Разве неясно; ввиду
«голодной блокаде»

сказанного, что
Берлина

касается

запад-

советской зоны, которая может предоста-

‘Tax обстоит дело @ фальшивой легендой

Что же касается требования западных
держав о том, чтобы ло возобновления пе-
реговоров по берлинскому вопросу были

ние представляет с0б0й яркое свидетельст-
во отхода западных держав от доститнуто-
то в Москве четырехотороннего  сотглалте-
ния 06 одновременном ‘снятим отравичи-
тельных мероприятий на коммуникациях
и из’ятии из’‘обращения в Берлине второй
валюты. то-есть марки «Бу.
` 4) Вопрос. Можете ли Вы сообщить что-
либо относительно ‘ход берлинских пере
товоров четырех главнокомандующих?
Ответ; Переговоры четырех главнокоман-
дующих. в Берлие наналиеь 31 августа

`и были прерваны 7 сентября по настоя-
Канск Нокомандующего
‘тенерала Клея. Вначале были созданы ко“
миссии окспертов по коммуникадиям, фи-

нию американского Га

нансам п торговле; На первых заседаниях
западные эксперты не представляли ника-
ких конкретных предложений, что вызыва-
ло известную задержку в’ работе  главна-
команлующих. Ввиду этого, & также ввиху

сов, комиссии экспертов к 7 сентября ус-
пели обсудить только часть порученных
им вопросов. Главнокомандующим потребо-
валось бы еще, по крайней мере, три или
четыре дня для того,. чтобы закончить рзб-

смотрение всех оставшихся  несогласован-.

ными вопросов по тортовле и финансам и
представить правительствам совместный
доклад главнокомандующих с указанием
нак согласованных, так и несогласованных
вопросов, на чем и ‘настаивало советское
командование. Олнако три западных глав-
нокомандующих не пожелали предоставить
такой согласованный доклад.

Американский главнокомандующий  на-
стоял на перерыве переговоров, что ‘повело
впоследствии в их срыву.

5) Вопрос. Какова была позиция совет-
ского главнокомандующего во время пере-
говоров главнокомандующих в Берлине по
вопросу о снятии, ограничений на комму-
никациях между Берлином и западными
зонами? р с
‚ Ответ. Советский главнокомандующий в
‘ходе переговоров в Берлине стремился: в
тому, чтобы найти в соответствии с дирек-
тивой четырех правительств удовлетвори-
тельную основу ‘для восстановления Нор-
мальното сообщения между Берлином и за-
падными зонами. ©

7 сентября 1948 т. советское командо-

‘вание внесло следующие предложения:

«Т) Вве ограничения как по железноло-
рожному транопорту, так и пю автомобиль-
ному траненорту, наложенные с 30 марта
1948 г., отменяются. :

2) Перевозки грузов и пассажиров меж-
ду Берлином и западными зонами оккуна-
нии Германии производятея по железнодо-
рожной линии Гельутитедт — Берлин и во
автостраде Гельмштедт — `Верлин.

3) На линии Гельмшетед” — Берлин ус-
танавливается суточный лимит в 16 пар
поездов, из них 3 воинских,

4). Перевозки ‘пассажиров военнослужа-

щих, членов их семей и’ гражданских слу:
жаших оккупационных ‘войск, подданных
той страны? которой приналлежат эти ок-
купационные войска, — производятся. в
POWHCKUX поездах и в автомобилях 10 aB~
тострале по удостоверениям. личности, ко-
терое имеется на руках у этих военнослу-
жащих, членов их семей и гражданского
персонала этих оккупационных войек, He-
мецкий персонал, который находится на
службе у оккупационных властей, передви-
таетея между зонами в нормальных пасса-
жирских поездах. Он`не может пользовать-
ся воинскими поездами союзных оккупаци-
енных властей, Перевозка военных грузов
оккупационных сил производится в воин-
ских поездах, причем право Ha ировоз этих
грузов дает накладная,  прегавляемая
на монтрольно-пропусЕном пункте началь-
ником соответетвующего воинекого поезда,

5) Перевозимые по железной дороге
Гельмииед» — Берлин продовольетвие и
yb, ноступающие на снабжение насете-
ния Берлина, проверяютея на контрольно-
пропускном пункте по преравлению на-

кладной, ‘а коммерческие
ются по пред’являемым лицензиям. —

дают распоряжения, запрещающие
валюты, западных марок и восточных м8>
рок в поездах, в автоматтинах и в самоле-_
тах.

пационных войск западных держав с
лином осуществляется на основе решения
Контрольного Совета от 30 ноября 1945 г; _

Германии должен быть установлен кон
‘троль советских органов над всеми пере =
в TOM числе и над

вопро-_

ского.

грузы проверя-.

6) Лля проверки воинских поездов будет

учрежден двусторонний патруль на вход-
ных и выходных станциях, а в отношении
`автотранепорта —- также на автостраде в
районе вональной
Берлина,

границы и в районе

власти a+
провоз

7) Четыре оккупационные

8) Воздушное сообщение для нужд ony
ер-.

9)`Для межзональной торговли и межху-_

народных сообщений используются все же-
лезнодорожные и водные пути как с запада.
на восток, так и с востока на запад. i
советского командования ^
по вопросам коммуникаций полностью в0с-
станавливают нормальные
снабжения Берлина продовольствием, топ“
ливом и другими предметами, Ни по чис-
лу поездов, ни по перевозкам по Шоссей-
ным дорогам они ни в какой степени He
ухудшают тот снабжения западных сек-
торов Берлина, которое было ранее yeTa-
новлено в органах Контрольного Совета.
Больше того, для перевозок грузов в Бер-
лин п из Берлина практически никогда
не требовалось. в прошлом 16 пар поездов
в CYTE, чю предлагается  советекимо
командованием, о.
Предложения советского командования об.
отмене
были признаны западными главнокоманду-’
‘ющими как важные и значительно

Предложения

условия для’

ограничений на коммуникациях
проз
лвигающие вперед дело ‘переговоров.

Тем но менее тлавнокомандующие з4=

падных зон, очевидно, не были ` располо-_
пред=

жены вообще принимать советские
ложения, хотя в них учитывались в6е 0е=

новные пожелания занадных оквупацион-
ных властей, и сосрелоточивалия своё вниз

мание только на пункте 8 о воздушных
сообщениях, использовав ere B качестве’
искусственного повода для отказа ocdcy-

дить и принять советские предложения 9

коммуникациях Берлина с западными 30-
нами. : ST

Они пытались снять с обсуждения вот
рое о воздушных сообщениях, будто бы ов:

находится целиком в их собственной  ком- ~

петенции,
Я должен

которое

сообщение Берлина в западными зонами

должное осуществляться для нужд окЕуна- -

ционных войск западных держав, находяз.

щихся в Берлине. Советское командование

в Берлине предложило лишь руководство“
ваться этим решением и не вносило в не-

го каких-либо изменений. Во веяком слу.

чае ясно, что при наличии двух различных
валют В Западной и восточной частях

возками товаров,
воздушными перевозками; что‘ является
необходимой мерой зашиты валюты совет»

ской зоны от незаконных перевозок и

контрабанды.

- Нужно отметить, что западные главно“’
командующие, получив советские о предло-_

жения по вопросу о коммуникациях, не
сделали co своей стороны столь же опре
деленных заявлений о том, что с их CTO-
роны будут принять: немедленные меры &
восстановлению прерванных ими coodme-
Вий между советской зоной ‘и западными
зонами, ‘а также транзитных сообщений

советской зоны с другими странами, иду- -

щих через западные зоны.

6) Вопрос. Какова была позиция совета

ского командования в берлинских перетго-
ворах по вопросу о введении в Берлине
валюты COBeTCKOH зоны
kB «by? 2
Ответ. Полученные главчокомандующими
указания предусматривают, что немецкая
марка советской зоны будет единственной
валютой для Берлина, а западная марка
«Б» будет из’ята из обращения в Берлине
одновременно со ‘снятием ограничений Ha
коммуникациях с западными зонами. °

ручено разработать конкретные мероприя-
тия по введению ‘в Берлине’ немецкой мар-
ви советской зоны. Эти мероприятия дол-
жны обеспечить: -

«А) Отеутствие дискриминации ‘или дей:
ствий, направленных против” держателей
западных марок В связи с обменом
западных марок «ВБ», выпущенных в Бер-
лине. Эти марки «Б».будут приняты к. 00-
уену на ‘немелкие марки советской
ne соотношению 1: 1.

ты и представление:
банковских и кредитных возможностей
всех. секторах Берлина. é

Четырем. главнокомандующим  поручает-:
ся предусмотреть достаточные гарантии в
целях предотвращения того, чтобы ио-
пользование в Берлине немецкой марки со-

заметить, что в отношении .
воздушных корилоров’” между. Берлином и.
западными зонами еще 30 ноября 1945 г. -
состоялось решение Контрольного Совета, ^
‘предусматривало, что воздушное”

и изятии №3р- ©

Четырем главнокомандующим было mos

‘зоны

5) Равные условия в отношении ‘валю-
вполне доступных `
BO

ветской зоны не привело к расстройсву —

денежного обращения или к нарушению
устойчивости валюты в советской зоне

оккупации,

В) Удовлетворятельную основу для тор-
товли между Берлином и третьими’ страна-
ми и западными зонами Германия.

Изменение этой согласованной основы
будет производиться только по’ согласоза-
нию между четырьмя
ими,

Г) Предоставление достаточного количе“
ства валюты для бюджетных целей и для
максимально
расходов, а также бездефицитности бюдже+
та Берлина».

Лиревтивой четыюех правительств было
предусмотрено, что. «регулирование денеж-

главнокомандую-

сниженных оккупационных —

ного обращения в Берлине должно осуще- ^

отвляться Немецким Эмисопонным банком

советекой зоны через действующие в н1-_

стоящее время кредитные учреждения Бер.
лина. Для контроля за практическим осу-
мествлением указанных выше финансовых
мероприятий, связанных с введением п 0б-
ращением единсй валюты в Берлине, с03-
дается финансовая комиссия из  поелета-
вителей четырех главнокоманлующих»,
(Окончание на 4-й стр.).