Авиаторы

к зимней учебе

В Н-жой истребительной  авиачасти
весьма критически оценивают организа.
пию учебы в осенне-зимний период прош-
лого учебного года. Действительно, неёхват-
ка учебных помещений, холод в классах и
недостаточное их оборудование не могли не
отразиться на продуктивности занятий.

Учтя опыт прошлого, в предотоящей
осенне-зимней учебе здесь начали  гото-,
виться еше летом. Эта подготовка ведется
по двум направлениям. Влассы: ремонтиру-
ются, пополняются достаточным количест-
вом наглядных пособий и тренажных Ус-
тановок. Лля- подготовки учебной “базы
привлечены все, кто может быть полезен
В 9т0м чрезвычайно важном сейчае деле: ^^

Младшие сержанты Коломиец и Феофи-
тов в течение десяти дней полностью вос-.
становили небольшое каменное здание,
разрушенное в годы войны. Они аккурат-
но залелали кирпичом несколько проломов
в стенах, отремонтировали пол и пото-
лок, оштукатурили и побелили помещение,
в котором теперь разместился класе пред-.
варительной подготовки в полетам.

В прошлом году окна в классах не име-
ли вторых рам, во многих окнах нехвата-
ло стёкол. Теперь’ все учебные помещения
приведены в полный порядок. Веюду име-
ются печки, топливо для которых уже за-
тотовлено. Механик старший сержант Цер-
сидский сделал во всех классах электро-
проводку. Личным составом полевой авиа-
ремонтной мастерской, возглавляемой  ка-.
питаном Лопаткиным, изготовлены \класс-
ные доски и мебель, необходимая для
учебных помещений. . =

Значительно обновлены и пополнены
наглядные пособия, Так, в ктаесе тактики,
за’ оборудование которого отвечает Герой
Советското Сот0за, майор ‘Лукьянцев, в до-
полнение к имеющимея здесь схемам по-
явилея рял новых пособий по тактике. ВВС
и общей тактике. Старшие сержанты Хво-
стунов и Галкин изготовили около двадца-
ти новых схем. изображающих действия
тазличных груши истребителей в борьбе с
различными типами самолетов.

Значительный труд вложен в 0борудо-
вание класса воздушно-стрелковой подго-
товки. Кроме полного комплекта схем и
чертежей, здесь есть и новые тренажеры.
Старший  техник-лейтенант Писарев и
старший лейтенант Егоров сконструировз-
ли и смонтировали прицельную установку
для тренировки летчиков в. ведении. в0з-
душных стрельб, Эта установка снабжена
зеркалом, при помощи которого руководи-
тель тренажа. может . контролировать пра-
вильноеть и точность наводки в 1 вре
Ma, Когда тренирующийся летчик прицели-.
вается. :

“Для этого же класса приобретен -алло-
exon. Демонстрирование дешифрированных
фильмов кинопулемета поможет летному
составу легче разобраться “в правильности
того или иного маневра, той или
иной атаки, произведенной в воздухе. Вро-
ме того, класс воздущно-стрелковой подго-
товки обогатилея тремя установками ©

_ Новейшие достижения науки, и_ техники“

В Москве начался пикл публичных лек-
ций «Новейшие достижения науки и тех-
ники», организованный Всесоюзным обще-
ством по распространению политических и
научных знаний. :

‘Первую лекцию «Роль отечественной
науки в развитии мировой науки» прочи-
тал вчера, 5 октября, в Октябрьском зале
Дома союзов академик Б. Н. Юрьев.

—= Наша страна может по праву  гор-
диться огромным вкладом, внесенным луч-
шими нашими людьми в сокровищницу
мировой науки, — заявил лектор. —Рус-
ские новаторы и исследователи создали
новые направления во всех областях ч6-
ловеческото знания.

Академик Юрьев указал на небывалый

CSS

Paccka3

Ма тренировки летчиков. в пользования

ретено нужное количество аккумуляторов.

всех агрегатов” мотора:
чертежи современного авиадвигателя, об’-
яеняющие ео устройство и ‘принципи Е

вования ‘авиаторов. Командование Н-ской.

` ний, то в 1940 году это чиело

А. И. Алиханов,

готовятся.

коллиматерными (  прицелами, четырьмя
треногами с макетами самолетов, позволя-
ющими демонстрировать различные ракур-
сы. и эволюции в Момент атаки целей.

В прошлом году! здебь было ‘веего 3
дешифратора, сейчас же их насчитывает-
ся 12, причем один из них, ве электриче-
ской подсветкой, дает сорокакратное уве-
личение, Начато также оборудование зим-
него тира для стрельбы из малокалибер-
ной винтовки но. движущимся  силуэтам
самолетов. i

Благодаря. стараниям - капитана Петро»
вых в в1а6се штурманской: подтотовки по-
явилось много новых схем и чертежей.
Здесь смонтирован действующий стенд ра-
циополукомпаса, изтотовляется электрифи-
цированная немая карта района. .

Большую заботу 0б` учебной базе прояв-
ляет и Майор Ниворожейн. Под © наблю-
дением смонтированы две радиостанции

воздушной рэдиосвязью. Раныпе для этих
станций нохватало питания; Сейчае приоб-

Чтобы улучшить методику тренажа в
приеме радиосигналов на слух, майор Ни-
ворожкин” изтотовляет” специальную  зум-
мерную’ установку.  Приобретен учебный

прибор, позволяющий демонстрировать рас-  .

‚ Полное собрание сочинений

пространение электромагнитных, волн.
Моторный класс располагает образцами
Здесь имеютея

таботы. а i
В. классе вооружения, смонтирован стенд
бомбардировочного оборудования, имеются
образцы авиационных пушек, пулеметов,
взрывателей, синхронная установка.
Командир подразделения старший. лейте-
нант Рой силами своего подразделения
изготовил доску, на которой размещены в
том же порядке, как и в кабине боевого
самолета, все навигационно-пилотажные и
контролирующие работу двигателя  прибо-
ры, В часы предварительной подготовки
старший лейтенант Рой тренирует летный
состав в действиях при различных режи--
мах работы мотора и положениях самолета
в проетранетве. р
‚ Своевременная исвсесторонняя подготов-
ка учебной базы является залогом эффек-
тивности занятий” в’ предстоящую зиму, 8
значит, и дальнейшего боевого соверщтенст-

истребительной авизчасти, учтя недоетат-
ки прошлого осенне-зимнего нериода уче-
бы, принимает вейчае действенные меры
в тому, чтобы не допустить их повторе-
ния. Есть все основания надеяться, что в
этом году офицеры Н-ской части будут
заниматься в теплых, светлых и хорошо
оборудованных классах.
Подполковник М. МАККАВЕЕВ.

азмах науки в годы советской власти,
сли в 1914 году в Роесни было всего
386 высших и средних учебных заведе-
т возросло
до 4.552. Число студентов увеличилось за
это время более чем в 10 раз..

Лекция закончилась обзором выдающих-
ся успехов советских ученых, завобвав-
ших приоритет во многих областях  нау-
БИ.

Намечено организовать еще 20 лекций
этого цикла. Лекции. читают о академик
в, Члены-корреспонденты
Академии наук СССР Я. К. Сыркин, А. Г.
Волотдин и другие действительные члены

общества.
(ТАСС).

ВЕ Е ee

ones звена старший лейте-
` нант А. Козлов за отличное вы-
полнение своих обязанностей имеет
семь благодарностей. На снимке: стар-
wan ‘лейтенант А. Козлов о перед по-
летом, -: 7 Bre

Фото капитана П. Гречищенко.

CG. A. Чаплыгина
8 октября 50 fora исполняется 6
лет со дня смерти Героя  Социалистиче-
ко Труда академика С, А. Чаплыгина—
Ученика и ближайшего соратника «отца рус-

ской авиации» профессора Н. Е. Жуковского,

`В’ постановлении советского правитель-
ства 06 увековечении памяти ученого пре-

. дусмотрено издание полного собрания его.

сочинений. =

Сейчас это собрание сочинений выпу-
скает Государетвенное издательство  тех-
нико-теоретической литературы. Оно со-
стоит из четырех томов.

В первый том включены работы по
теоретической механике и математике. Во.
втором томе будут помещены труды по
гидродинамике и аэродинамике. В третий:
том войдут сочинения по прикладной ме-.
ханике, по теории упругости, речи и 05-
зорные› статьи, написанные ученым. В

‚ четвертом томе будут напечатаны лекции

по теоретической механике,
С. А. Чаплыгиным,

В настоящее время к печати полготов-
лены два первых тома, которые выйдут в.
этом году. Остальные два тома будут на-
печатаны в будущем году.

митанные

Почтовые самолеты
“sp Арктике

Управление полярной авиации Главеев-
морпути при Совете Министров СССР в.
ближайшее время вводит в Арктике регу-
лярное движение почтовых самолетов.

— До сих пор, — сообщил roppecnon~
денту «Оталинского сокола» заместитель
начальника Управления полярной авиации.
Ф. М. Кузичкин, — мы доставляли. 1о-
лярникам почтовую корреспонденцию толь-

‘BO Ha попутных машинах. В ©вором вре-

мени мы организуем в Арктике планомер-
ные рейсы почтовых воздушных кораблей,
Для этой цели нами выделяются два тран-

спортных самолета. Они будут совершать
‚полеты из Москвы до бухты Провидения,

(Строго по’ растисанию, два раза в ме-

CAN, эти машины будут доставлять почту,
книги, газеты, журналы на все полярные
станции ‘и зимовки, расположенные по’
Великому Северному морскому пути,

Почтовые самолеты будут курсировать
вруглый год.

ы об офицерах

ЗАПОВЕЛЬ ШТУРМАНА

Короткие секунды, проведенные на бое-
вом курсе, еблизили. летчика Максименко
и штурмана Яичкина лучше, чем полмеся-
ца ветреч и деловых разговоров.

Их настоящее знакометво началось, ко-
гла штурман потребовал: «Доворот вправо
на’ три градуса!». Максименко слыхал п
раньше эту фразу сотни раз. Но тут он
сразу уловил, что слова Яичкина имеют
какой-то особый смыел, некий подтекст,
обращенный к летчику. Тон, каким были
произнесены давно знакомые слова, на
этот раз требовал понимать их так: «Одна
твоя ошибка, командир, и нам трудно бу-
дет вместе работать». Вдвоем они’ впер-
вые выполняли ‘полет на бомбометание,
Максименко сделал движение рулями, как

бы показывая. что предупреждение в
сущности, излишне: тяжелая машина,
точно байларка на тихой воде, легко и

плавно повернула свой нос, стрелка ком-
паса, дрогнув, замерла на Новом курсе.
(Самое главное — самолет не колебался,
не. расвачивалея с крыла на крыло. ITO
штурман должен был оценить.

Но Япчкан повторил настойчиво и ка- тую, `затекшую
«Eme на градус вправо». Вса-   взбухшие на висках. Глаза Яичкина. Они

четорично:
дить но заказу пулю в мишень легче, чем
довернуть бомбардировщик ровно на один
традус. Брови летчика сдвинулись к пере-
носице более заметно, чем  шевельнулась
батанка штурвала, но все-таки  картуш-
ка компаса изменила спое положение. Ва-
менея от напряжения, Максименко . по-
думал, что теперь у штурмана претензий
& нему быть не может.

Яичкин хрипло произнес:

— Чуть-чуть левее...

Нет такой команды «чуть-чуть»!
Эти слова срываются © пересохших губ
бомбардира за мгновение перед тем, как
пален вдавит кнопку обрасывания бомб в
тнезо п рывок облегченной машины
стряхнет пот в подбородка штурмана, Лет-
чик отчетливо представил cede широко
расставленные ноги штурмана, его согНУ»

спийу A жилы, туго
впилиесь в белое ожерелье цели, и вся
фигура штурмана, сросшаяся с прицелом,
выражает непреклонную решимость, Нет,
этот капитан нравился летчику. —

Внизу — чернозем, вопаханный трав-
тором, аккуратно, как по цирвулю, обве-
денный известковой каймой, и тонкая 06-
резовая вешка посередине: обычный круг
для бомбометания, Такие есть на каждом.
полигоне. Для Яичкина me 210 не круг,
но пель. И штурман считает своей обя-
занностью укладывать бомбы только в
центр цели. «Ме могу я иначе!» — вот
что слышал летчик в голосе Яичкина.

Позже Максименко рассказывал, что
приблизительно в таком же состоянив он
находилея, когда делал третий заход Ha
дамбу порта. Если выбросить 13
памяти раскаленные нити трасс, брыз-

ги зенитных разрывов ` возле кабины, за-
быть голос молодого стрелка: «Сверху пара
«сю девятых», атакуют!» и оставить са-
мое главное— напряжение воли, трезвое и
ясное сознание необходимости расколоть
дамбу на две Части, то эти вылеты впол-
не можно сравнить между собой. Во вея-
ком случае, как и в тот раз, Макенменко
й теперь думал о том, что никогда не про-
стит себе, если допустит ошибку. А штур-
ман? Видно, он строгий судья себе и дру-
РИМ,

Можно назвать ювелирным движение,
которое сделал Максименко, «чуть-чуть»
доворачивая машину. Этим еле заметным
маневром летчик раз и навсегда завоевал
уважение Яичкина. Доворот был выполнен
6 10й же точностью, плавностью и свобо-
дой, что позволили  Макопменко четыре
года тому назад увидеть, как рухнул В
море Oeron дамбы. На эт pas
фотопленка показала: черные воронки 06-
пазовали внутри белого кольца треуголь-
ник. Верно, треугольник не был равноето-
ронним, но вершина ero располагалась
как 1а3 там, где стоит длинная вешка, —
в центре. Теперь командир знал: новый
пигурман эскадрильи капитан Яичкин лю-
бит точность,

Строго говоря, это не любовь, а вырабо-
танная годами привычка.

Двадцатидвухлетний Александр Яичкин
выглядит на фотографии приблизительно
так: островерхий шлем сидит немного нз-
бекрень, упрямый подбородок вздернут,
тонкие. губы сжаты. Руки, неожиданно
оказавшиеся без дела, не нашли места, и
Александр в отчаянии стиснул  надраен-
ную пряжку нового ремня. Ha обороте
надпись: «1931 год». Ho разве фото
могло выразить все, что происходило B
тот год в душе Яичкина!

Он пришел в армию, успев пройти че-
тыре класса сельской школы и получить
  начальное, но вполне конкретное ‚ пред-
‘ставление о классовой борьбе. Смерть от-

СТАЛИНСКИЙ СОКОМ

Тему, какую скорость нужно. держать Ha

преждевременной кончине члена Политбю-
‘рр ЦЕ ВЕН(б), секретаря IK BRI(6), де-

_ знакомился,

aye

Ws

Познакомившись с только что ‘прибыз-

тими из училища летчиками лейтеналтами

`Тевченко и Хильковым, командир звена
‘твардии старший. лейтенант Коздов.. повел
‘их на аэродром. Он’ рассказал им 06 060-
 бенноетях аэродрома, 0б--условиях полета
в данном районе. с:

Лейтенантов Левченко и Хилькова. инте-
‘ресовало- вое, Они. задали. своему. новому
командиру много вопросов об учебе, досуте,
бытовом . устройстве. личного состава части,
спросили, есть ли здесь библиотека и Ra-
кие в ней книги.

Командир провел беседу с молодыми лет-
циками:0-бо6вой деятельности части В годы
Отечественной войны, 06 ее лучших лю-

Г лдях— Героях Советокого--Сотюза,

Спустя несколько лней началась напря»
женная учеба. Под руководством  твардии
старшего лейтенанта” Козлова офицеры
Хильков и Левченко стали изучать новую
для них технику.

Вскоре команлир подразделения фазре-
шил им вылететь самостоятельно.

Первым поднялся в Воздух лейтенант
Левченко. Он быстро набрал выкоту, уве-
`ренно выполнил полет по кругу и повел
<амолет на посадку. Ню, планируя на боль-
шой скорости, Левченко «промазал». Его
‘самолет приземлился далеко з& посалоч-
ным «Т». Командир звена успокоил Лев-
ченко, расстроенного неудачей, разъяснил

планировании, велел’ полностью убирать
при этом газ.

В следующем полете лейтенант Левчел-
ко действовал так, вак учил его командир.
`Посадку он выполнил безупречно.

Прежде чем приступить к групповым по-

`летам, гвафдии старший лейтенант Козлов.

собрал звено. Он доходчиво об’яснил лет-
чикам, как нужно держаться в строю, как
`пристраиватьея и соблюдать дистанцию,
почему необхотимо строго следить за тем,
чтобы своим самолетом не закрывать веду-
щего. :

Затем командир звена произвел несколь-
ко полетов о каждым из молодых летчиков.
Он сумел подметить малейшие неточности
‘в их действиях и Тут же на зэродроме
‘указал им на причины ошибок,

Перед вылетом ва стрельбу по конусу
командир звена вместе с Левченко и Хиль-
ковым произвел расчеты, пояснил им, как
надо делать заход.

— Самолет ведите так,— сказал он,—
чтобы конус не отходил от центра пере-
крестия. Когда конуе будет проектировать-
ся в прицеле в расчетную величину, от-
крывайте огонь и уходите под конус. Отре-

залита   прибыли

летчики

ляйте только по прищелу, & He по траосе.
Нужно твердо помнить о том, что стрелять
по траесе, пренебрегая прицелом, без учета

подходить так, чтобы не дать обнаружить
себя раньше времени и бить. наверняка,

В воздухе командир звена говорил ведо-
MOMY? :

-— Смотрите, я захожу на конус. Делаю
заход, начинаю стрелять.

Лейтенант Хильков внимательно следил
8 точными, ‘уверенными ‘действиями Ко“
мандира. Запомни, какие нужно выбрать
ракуре, интервал и дистанцию, какое при“
нижение держать ‘надо конусом, он повел
самолет в атаку. Козлов летел рядом,

— Рано открываете огонь,—говорил он
по. радио. —Уменьштите  диотанщию и интер-
вал, Вот так, хорошо...

Команлир звена гвардии старший neli-
‘тенант Козлов. постоянно увязывает прак»
тическую учебу с теоретической. ‹ Обучая
летчиков! искусству прикрытия наземных
войск, Козлов умело. ‘использует опыт; Ha-
копленный им во время войны.

— При правильной расстановке сил и
высоком: мастерстве можно и малым числом
истребителей надежно. прикрывать назем-
‘ные войска,— учит. Возлов своих похчи-
ненных;

Он рассказал им, как однажды четвер-
ка наших истребителей прикрывала пере-
праву через крупный водный рубеж.
Третья пара истребителей была оставлена,
на’ аэродроме для поддержки, Rona на
аэродром a сообщение о том, 410 В
район переправы идет группа «Мессер-
шмиттов», пара истребителей быстро под-
нялась в возлух. На подходе в пели им
удалось перехватить противника, Бой за-
вязалея на высот 2.000 метров. Двум
советским летчикам Удалось сковать зна-
чительные силы немцев. В это время чет-
верка наших истребителей продолжала из
высоте успептно отбивать атаки  отдель-
ных прорвавшихся к переправе «Месеер-
шмиттов». Несмотря на численное превос-
ходство, противнику не Удалось нанести
удар по переправе. Понеся потери, немцы
вынуждены были уйти.

Перенимая опыт своего командира, мо-
`лодые летчики лейтенанты Левченко и
Хильков настойчиво учатся и добиваются
успехов. Новым для них самолетом летчи-
ки овладели отлично.

В этом большая заюлута их командира,
который умело и заботливо обучает и вос=
питывает своих подчиненных.

Майор И. ТИТОВ.

„Пропагандлист и агитатор“ № 17

Вышел из печати и рассылается под- ка А. Маринова и подполковника Г. Ша-

писчикам журнал «Пропатгандист и згита-
тор» № 17, издаваемый Главным Полити-
ческим Управлением Вооруженных Cua

CCCP.

Номер ‘открывается сообщениями 0

‘путата Верховного Совета СССР,  генерал-
полковника товарища Андрея Александро-
вича Жданова. ` НЯ Г

‘Далее следуют: передовая—«Веепобеж,
‘дающая сила большевистской партий —
‘партии нового тина» (№ десятилетию вы“
‘хода в свет  «Враткого курса историй
 РКП(б)»), статьи: гвардии подполковника
В. Белою — «Краткий курсе ‘история
ВКП(б)» 0 значения ленийекой теорни со-
циалистической революции для победы :0-
‘циализма в нашей стране», подполковни-

Шестнадцать о лет
флоте. старейший

‹ служит в 49-
бортмеханик . Иван
Тимофеевич Лукин. 8a 09710 вре-
мя он пробыл в воздухе 7.500 4a-
`@в и налетал 1 миллион 650 тысяч кило-
метров. Самолеты, которые обслуживал тов,
„Лукин, приземлялись во. многих. аэропур-
тах Советекого Союза, а также в Лондоне,

ца, красного партизана, и деекий пот,
пролитый Александром, батрачившим Ha
чужой неласковой земле, просветили его.
0брез, изятый У вулаков, был пер-
‘BEIM образцом оружия, е которым он по-

И вот, переложив партийный билет из
латаной штанины в карман’ красноармей-
ской гимнастерки, став солдатом, первый
грамотей Ha селе, оратор, умевший волно-
вать сход горячими, правдивыми словами,
Александр Яичкин вдруг увидел, как
  HEYTOMHO Mado знает он о прекрасном и
удивительном мире, что раскрывается. пе-
ред ним, о мире, который он, Яичкин,
призван оберегать, Зная. себя, он заранее
‚ рецтил. избежать угрызений  неумолчной
партийной совести, которые будут пресле-
рвать его при малейшей ошибке или оп-
лошности. С Toro дня началась ег
битва за знания, не прекращающаяея по
сей день, га

Яичкин хотел знать все: ‘верно ли, что
Йосиф Дицген по. профессии был кожев-
ником, в каком году родился Лобачевский,
Где находилась республика буров, что
такое эклектива, каковы биография Сун
Ят-сена и Петра Алексеева, как. устроен
секстант, почему погиб Седов. С азартом
бросался Яичкин на ‘десятичные ° дроби,
познавал признаки подобия треугольников,
расклалывал уравнения на составные ча-
сти и выводил на чистую воду вее  неиз-
вестные, = он любит ясность во всем.
Муштруя память, ломая голову над зако-
нами’ Гей-Люссака, валентностью метал
лов и токами Фуко, он дотел до бинама
„Ньютона, но попрежнему тянулея к еще
неузнанному. «Вопросы ленинизиз» легли
первой книгой на  библиотечную полку
Александра. Мудрые, сильные, отточенные
сталинские мысли хотелось заучивать, как
стихи. Кристальная яеность, могучий ре-
волюционный дух и взвешенная точноеть
формулировок этой книги укрепляли фун-
дамент знаний будущего штурмана.

Но прежде чем взять в руки бомбарди-
ровочный прицел. Яичкин научилея с по-
ВЯЗКОЙ из глазах разбирать и собирать
«максим». вести омнь © открытых и за-
врытых позиций. В первые годы военной
службы он был пулеметчиком. Он узнал

Пе ee ee ee eee МЕРЕ ЕЕВС

тунова — «Комсомольцы Вооруженных
Сил на службе Советской -Родине».

В разделе «Практика партийно-полити-
‚ческой рзботы». помещена статья подпол-
ковника П. Цюника — «Партийно-поли-
тическое обеспечение полетов». ol

Под рубрикой «Письма и заметки» да-
на корреспонденция подполковника И, Емез
imma — 400 общих собраниях военнослу-
жащих».

В шомощь пропагандистам помещена
статья А. Курской — «Как работать над
темой»,

В разделе «Критика и библиография»
опубликована рецензия подполковника
В. Ермилова-—«Книтга о кровавом преступ-
лении американской военщины» на роман
Ховард Фаста «Последняя граница»,

eh a Sa ee mt

БОРТМЕХАНИК-«МИЛЛИОНЕР»

Париже, Софии, Белграде, Праге, Варшазе,
Вене. Будапеште, Тегеране. Стоктольме,

В годы Великой Отечественной войны
бортмеханик Лукин на самолете «Ли-2»
вылетал в млубокий тыл врага для оказа-
ния помощи партизанам,

Г. ЮРЬЕВ,

a ee Ще Ш

сначала, что такое арьергард, как выстав-
лять боковое охранение, какова  числен-
ность пехотного взвода, а потом уже по-
стигал боевые порядки авиационных пол-
ков и етособы нанесения бомбардировоч-
ных ударов. Позже, находясь в воздухе по
воеемь-десять часов, летая из Запо-
рожья под Витебек, отыскивая и уничто-
жая немецкие танки, штурман Яийчкин.
вспоминал ‘и одобрительно отзывалея 0
стремительных бросках в жару, с полной
выкладкой, ий 0 лыжных переходах на 60т-
ни верст, — пехотная закалка оказалась
высокого качества.

Суровая заповедь штурмана — всегда
быть точным! Вее, что узнал Яичкин, и
все, что еще узнаем жизненный опыт
капитана и каждый его шаг подчиняются

этому требованию. Вместе с планшетом и
линейкой кочуют за ним во

все концы
света неразлучные спутники — книги,
Все забрать невозможно — в три стопки

отобраны те, с которыми. расетаться не-
мыелимо. Шитурман листал их  страпицы,
находясь на Дальнем Востоке; перечитывая
их в Прибалтике и на Северном Кавка-
зе, В заветных стопках — учебники по
аэронавигации всех изданий. начиная ©
тридцать шестого года. «Краткий куре ис-
терин ВКП(б)» и таблицы солнца, штур-
манские справочники, сборники задач но
бомбометанию и учебника по воздушной
радионавигации, биографии Ленина и
Сталина и три тома «Истории диплома-
тии». На кажлой книге— отпечаток великой
жадности хозяина, следы  пристраетного
изучения. Распухшие, страницы загиулись
п потемнели по углам, тушью исправлены
опечатки, красным и синим подчеркнуты
06000- важные места.

Вниги, дающие итурману-коммуниету еп-
лу п веру, твердость и знания, обернуты в
газеты и пестрят пометками; «Здорово!»,
«Просто и ясно!», «Обязательно использо“
вать нА политзанятиях». Между странина-
ми лежит конепет: «Пути постепенного
перехода от социализма к коммунизму», В
разработке лекций Яичкину помогает при-
вычка быть точным.

скорости и ракурса нельзя. К конусу надо

ЕЕ Se

вый самолет, и еще не

бомбометания
IUTYPMaHyY совершить

6 октября 1948 г., „№ 237 (1151).

Агитперелет в честь

30-nemua BARCM

Вчера, 5 октября, в Москве, Ba Tym
ском аэродроме, был дан старт ATHTHEpes
лету по столицам союзных республик, по-
священному ЗОзлетию ВЛОМ. В пе
отправил CH MHOrOMeCTHBIM пассаж ИрСкий
самолет под командованием капитала Вое-
волина: На- проводах воздушиното корабля
присутствовали: председатель — »prb1opo
Всесоюзного добровольного  общесетм с9-
действия авиация. генерал-лейтенаит! авиа
ции Н. ПШ.  Каманин, — представители
ЦК ВЛЕСМ и ДОСАВ. 4

Маршрут перелета: Москва — Herpo.
заводск .-— Таллин -— Pura —~ Baaynos
— Минск — Киев — Кишинев — Тб.
либй — Epesan — Баку — Ашхабад. —
Сталинабал —-. Ташкент — Фрунзе —
Алма-Ата-—Москва. Общая длина  агити»
релета ‘= 13.675 километров. }

Ровно через четыре часа после стара
в Москве-в 14 часов 15 минутам
самолет ‘опустился Ha петрозаводскох
аэродроме,

Сегодня, 6. октября, агитсамолет отправ»
ляется в: Таллин,

`Более 60 часов
на воздушном шаре

Возвращение в Москву участников
полета на субстратостате
«СССР ВР-61» a

Научные сотрудники Центральной аэро
логической обсерватории, участвовавшие в
полете субстратостата «СООР ВР-61», вов
вратились в Москву. Вак мы уже сообщам
ли, воздушный шар, поднявшийся под. Мос
квой вечером 27 сентября, 30 сентября
утром совершил посадку в Воронежской
области, пробыв в воздухе 3 ночи и два
jun — более 60 часов.

Вот что рассказал 0б этом полете член
экипажа  субстратостата «CCCP ВР-61»
старший научный сотрудник Центральной
азрологической обсерватории, кандидат гео-
 рафических наук 0. С. Гайгеров.

— Наш полет протекал при благоприятя
ных метеорологических условиях. В течение
первой ночи нас относило на юго-восток,
Утром 28 сентября мы оказались у города
Ефремова, днем миновали Елец и в 23 ча
са прошли над Касторной.

Примерно через 38 часов после старта
суботратостат достиг  Острогожека и у
этого города» кружил в течение всего дня
29 сентября. Окорость полета не превыям
тала пяти километров в час. Вечером To.
го же дня мы попаля ‘в новый воздушный
поток, и наш воздушный шар резко pase
вернуло ‘из запад. Глубокой ночью cyberpas
тостат еще: раз изменил курс: пошел и
сервер -— к Старому Осколу. В 8 часов
утра 30 сентября мы вновь оказались над
Васторной. _

Командир. субетратостала тов, Зиновеев

принял решение: итти на посадку, Мы опу+
стились в Земляноком районе, Воронежской
области.

В общей сложности субстратостат «СССР
ВР-61» покрыл более 1.000 километров. .

Материальная часть в порядке.

_ Мемориальная доска,
посвященная великим
русским ученым

Вчера, 5 октября, президиум Beecows«
ного общества по распространению поли
тических и научных знаний принял period
вие 0б установлении на здании Политеха
нического музея мемориальной доски, поз
священной великим русским ученым А, Г
Слолетову, № А. Тимирязеву, Н., Е, уч
кювскому и П. Н. Лебедеву.

Утвержден эскиз мемориальной доски,
На сером мраморе изображены портреты
ученых. Надпись гласит: «Выдающиеся
пусские ученые А. Г. Столетов, В, А. Тиз
мирязев, H. В. Жуковекий, П. Н. Лебедев
в этом злании вели работу в научных об“
ществах и выступали с публичными ‘лек
ЦИЯМИ»,

Но чо делать, если в часть прибыл но+
известно, какую
аэродинамическую. попразку следует вно-
сить в показания прибора скорости этой
машины? Подняться на ней в воздух для
или разрешить Молодому
полет в облаках
Яичкин не может. Но разве напрасно про-
сиживает он пад «Курсом самолетовожде-
ния», по которому учатся в академиях?
Молодой штурман  люйтенант Рожков ужо
научилея кое-чему у капитана и уже дав.
HO м6 допускает оплошноетей в расчетах,
Штурман эскадрильи разрабатывает план
экопериментального полета, и с разрешо-
ния командования лейтенант Рожков вы-
полняет его. Величина аэродинамической
поправки определяется © исчерпывающей
точностью. Но на очереди — следующий
Botpoe,

Цочему не удается дешифрирование pew
зультатов бомбометания? Вез стих сним
ков нельзя приучать штурманов и летчи»
вов к точности, Яичкин не выходит п
Фотолаборатории, пока в гарнизоне не выз
ключают свет, Очень хорошо, что завтра
день отдыха -— он с утра сядет за плена
ву, Руки медленно перебирают длинные
ленты, на которых нет ничего, кроме тем“
ных пятен и неясных теней. У капитан
таков ощущение, будто кто-то хочет охла
дить растущую страсть его подчиаенных
к точности...

Рождаетоя догадка, но успокоение   ems
не приходит. Яичкин спешно конструиру-
ет элементарное приспособление: надо у
тановить, как ‘фактически изменяется умл
атаки самолета с под’емом Ha  8Вы50-
ту! Ведь фотоаппарат соединен с
зеляжем неподвижно; ‘и, возможно. Ha вы
core об’ектив не захватывает цель?

Да, но чтобы проверить это, необходимо
Bech полет подчинить графику, который
запретает летчику допускать отклонения
хотя бы на километр — в скорости, хотя
бы на метр — по высоте,

Яичкин вспоминает старшего лейтенаи“
та Максименко, и глаза штурмана, спокой“
ные, немного суровые, светятся: все by4
дет сделано точно,

` Лейтенант А. АНФИНОГЕНОВ,.

- Научное задание выполнено полностью;

+