9 октября 1948 г., № 240 (1154),

а :   ——vs сокол. : gs
Техника пилотирования и летная   8 Правительствеиной. нослиссии Совета. Министров” СССР

по ликвидации последствий зогалетряесния
эксплоатация реактивных самолетов

в райсие города Ашхабада

город доставл or нокой рестублики направлены в кб-
В ено влюлне досталочное ко,   Турвменоко
‘]ичество медикаментов и особенно  пени-  личествах, обеспечивающих нужды — по-

Прежде чем говорить о технике пило- HO, встает вопрос о внедрении на высот- Правительственная комиссия Совета

типирования реактивных самолетов, необхо-
димо сделать краткий 0бзор, характеризу-
ющий тенденции в реактивном камолето-
строении.

В настоящее время в зарубежных стра-
нах существует несволько направлений в
проектировании скоростных летательных
аппаратов. Одни конструкторы, следуя ве-
мецкой практике военното времени, созда-
ют самолеты с болышими нагрузками на
квадратный метр крыла при малых мощ-
ностях двигателей. Конструвиюры второго
направления, которого неизменно придер-
живаются анпиичане, проектируют маши-
ны © малыми натрузками Ha квадратный
метр несущей поверхности и большими
мощностями двигателей. Озмолеты, скон-
струированные  предетавителями третъего
направления, присущего американцам,
имеют повышенные удельные нагрузки
на крыло и большие запасы тяти’ двига-
телей.

Само ©0бой разумеется, что и техника
пилотирования будет целиком и полностью
зависеть от указанных факторов.

Имеется два характерных признака, да-
ющих предоставление о качествах самолета.
В ним относятся натрузка на квадратный
метр крыла и натрузка на килограмм тяги
двигателя. Так, например, немецкий двух-
моторный истребитель «Ме-262», появив-
шийся в конце второй мировой войны,
имел нагрузку на квадратный метр крыла,
равную 320 килограммам, и 3 килотрамма
на килограмм тяти. Этот истребитель 0б-
Talal следующими летными данными:
дтина разбега — 1.025 м; длина взлетной
дистанции (т. в. расстояние, пройденное
самолетом для набора 25 м)—2.300 мет-
ров; время под’ема на 5.000 метров —
5,7 минуты; пробег — 1.075 М; Длина
посадочной дистанции, несмотря на крутой
угол планирования, составляет 1.725 м.;
время, необходимое для выполнения вира-
Ha, доходило до 32 секунд.

Увеличение нагрузок неизменно приво-
ABT в ухудшению летных данных, В этом
легко убедиться, сопоставив данные дру:
того немецкого двухмоторного разведчика и
легкого бомбардировщика «Арадо-234 В2»,
у которою нагрузка Ha квадратный
метр крыла была еще больше, чем у
«Ме-262». При натрузке на крыло. в 335
— 360 кг (последнее в перегрузочном
варианте) и 4,7—5,05 килограмма на ки-
лограмм тяги разбег бомбардировщика с9-
ставлял 1.780 метров. Взлетная же ди-
станция доходила до 4 километров. Для
взлета таких самолетов с нормальных аэро-
дромов потребовались специальные отарто-
вые ракеты ¢ 2 жидкостными ускори-
телями, с общей тятой около 1.000 кило-
граммов. Продолжительность работы этих
ракет равнялась приблизительно 30 ce-
кундам. Для сокращения пробега самолет
был оборудован тормозным ленточным па-
рашиютом,

Некоторые немециие олтьттные салолельыт-
бомбардировщики обладали еще большими
нагрузками, доходившими до 400 килограм-
мов на квадратный метр. В то время как
известный английский серийный  двухмо-
торный истребитель фирмы Глостер «Ме-
теор-4» имел натрузку на квадратный метр
крыла всего лить’ 202 килограмма и 2
килограмма на килограмм тяги двигателя,
летные качества ето, по сравнению с од-
нотинным немецким самолетом «Ме-262»,
значительно выше. Сотласно данным фир-
мы, разбег «Метеора» составляет веего
лишь 425 метров, максимальная  скоро-
мод’емность при полной тяге—2.378 мет-
Тов в минуту у земли и 1.190 метров на
высоте 9.000 метров.

Другой английский истребитель «Вам-
пир» обладает еще меньшей нагрузкой на
крадратный метр крыла: она составляет
всего лишь 155 килотраммов при общем
полетном весе в 3.440 кг и площади кры-
льев 22.2 кв. метра. Естественно, что для
выполнения виража потребуется чрезвы-
чайно мало времени. Это позволит самоле-
ту «Вампир» иметь преимущество на ви:
ражах почти перед всеми известными ис-
требителями. Отличные же  взлетно-поеа-
дочные качества дают возможность  ис-
пользовать ето в качестве  корабелъ-
ного ° истребителя. На «Вампире»
Установлен двигатель Де-Хевиленд
«Гоблин-2» co статической carol в
1.360 кт. при 10.200 0. в мин.
Всоружение его состоит из 4 пушек «Ис-
нано» калибром 20 мм, при емкости каж-
Дота патронното ящика в 140 снарядов.

Нагрузка на квадратный метр американ-
ского истребителя фирмы Локхид Р-80А
«Шутинг Стар» равняется 256, а с подвес-
ными баками — 288 килограммов на ква-
дратный метр. Е

Кав вилно из приведенных цифр, pac-
сматривать технику пилотирования peaK-
тивных самолетов нужно не вообще, a
применительно в каждому типу. Вроме то-
то, большую роль при пилотировании иг-
фает также управляемость самолета.

Некоторые авиационные деятели пыта-
лись оправдать плохую управляемость ре-
активных самолетов, выражавшуюся в
чрезмерно возраставитих натрузках на орга-
ты управления при максимальных  скоро-
стях, особенностями скоростных самолетов,
заличием стрелообразности крыльев ит. д.
Ж®иноненный опыт целиком опроверг-эту те-
орию. Доказано, что реактивный самолет
может так же легко управляться, как, ока-
eM, всем известный учебный самолет
«УТ-2».

Вполне понятно, что применение обыч-
ных методов аэродинамической компенса-
ции стало уже неприемлемым. Пришлось,
например, осевую наружную компенсацию
элеронов заменить внутренней, а иногда
бустерной, т. е. работающей пои помощи
масляной передачи, через специальный ar-
регат.

Котда появились реактивные самолеты,
то было мнение, что техника пилотирова-
ния нА них можел значительно услож-
нитьея. Первые экземпляры, появившиеся
у не и за траницей, подтвердили эти
предположения, главным образом 3-31

того, что не были доведены двигатели, а
самолеты ‘имели малый зале горючего,

Е плавным движениям и реатируют е не-

Герой Советского Союза
генерал-майор ‘авиации
П. СТЕФАНОВСКИЙ

*

Это действительно несколько „ усложнило
экоплоатацию их в воздухе,

На последних же образцах реактивных
самолетов техника пилотирования и их
эксплоатация не только не усложнились,
а, наоборот, заметно упростились.

Это об’ясняется, во-первых, значительно
большими диапазонами екоростей, во-вто-
рых, наилучшим подбором профилей крыла
и, в-третьих, внедрением  трехколесного
шасси. Простота и надежность реактивных
двигателей также существенно облегчили
технику пилотирования и экоплоалацию
самолетов, несмотря на увеличение макхи-
мальных и посадочных скоростей, :

Единственным недостатком в технике пи-
лотирования реактивных самолетов, кото-
рый устранить пока не Удалось, является
неустойчивая работа двигателей на боль-
ших высотзх— порядка 10—15 тысяч мет-
рев. Вроме того, они плохо работают на
средних и совсем останавливаются на ма-
лых оборотах, что замечается на двигате-
лях «БМВ-003», «Дервент-5» и наиболее
ярко—на двигателе «НИН». Характерно,
что двигатель «БМВ-003» при потере выео-

ты менее 5.000 метров легко залтускается в

воздухе. Английские двигатели в воздухе
пока запустить не удалось. На земле даже
в зимнее время эти двигатели валтускаются
значительно лучше немецких.
Необходимость же поддержания повы-
шенных оборотов и невозможность дроссе-
лирования ‘до холостого хода на выкотах
свыше 5.000 метров отвлекают внимание
летчика при пилютировании. Этот недоета-

‘тек и отсутствие на некоторых самолетах

воздушных тормозов привели в тому, что
снижение с потолка ‘происходит весьма
продолжительное время. :

Фигуры высшего пилотажа На реактив-

ных самолетах выполняются легко и про-

сто, так как возросший диапазон скорости.
позвюлил начинать выполнение фигур по-

чти на любой скорости (от средней и вы-
ие). Нужно только учитывать, что неко-
торые новые самолеты обладают настолько
большой тяговооруженностью, что она уже
не ограничивает, например, возможности
выполнения виража с полной тятой. Наи-
меньший радиую виража определяется ‘не
самолетными качествами, а физиолотиче-
ским состоянием данного летчика. Наибо-
лее физически выносливый и натрениро-
ванный летчик сделает вираж с меньшим
радиусом, чем физически более слабый
летчик.

На реактивных самолетах при выполне-
нии пилотажа также приходится учитын
вать скорость полета и правильно соче-.
тать ее с движениями рычатами управле-
ния, Так как часть самолетов имеет тенден-
цию к быстрому созданию повышенных
перегрузок, то при невнимательном пилоти-
ровании это может привести к перегрузке,
превышающей экеплоатационную, и, следо-
вательно, к остаточной деформации camo-
лета в воздухе.

Цервые реактивные самолеты отлича-
лись слишком пологой гплиссадой планиро-
вания, залрудняющей расчет на посадку;
последние самолеты имеют глиссаду, ана-
логичную поршневым.

Плохая приемистость реактивных двига-
телей не усложняет технику пилотирова-
ния, так как летчики быстро привыкают

которым опережением.

Существуют также и зэродинамические
ограничения на реактивных самолетах.

В зарубежной литературе имеетея боль-
юе количество материалов о потере про-
долыной управляемости, приводящей в за-
тягиванию самолетов в пшикирование. `0с0-
бенно подробно описана доводка немецкого
самолета «Ме-262». При испытании ма-
шины долго не удавалось установить: при-
чину перехода ве в пикирование, закончив=
шееся гибелью экипажа. Летчики не успе-
вали даже сигнализировать по радио 9 не-
избежной катастрофе. Аналогичные случаи
произошли при испытании самолетов и в
других странах.

Если вопросы роста скоростей полета е
появлением ТРД и ЖРД можно считать
решенными, то проблема дальности резк-
тивных самолетов требует еще  разреше-
ния. Дело в том, что ТРД с осевыми ком-
прессорами типа «ЮМ0» и «БМВ» много
расходуют горючего на килограмм тяги,
Так, у земли расход горючего такого дви-
тателя составляет 1,4—1,45 кг в чае на
килотрамм тяги.

Английские центробежные  двигателн
«Дервент» и «НИН» расходуют горючего
несколько меньше (1,05—1,06), во их
большие мощности требуют значительных
запасов горючего, чтобы сохранить необхо-
димую дальность, равную дальности полета
самолетов с поршневыми двигателями. Ха-
рактерной особенностью центробежных
двигателей является резкое уменьшение
расхода горючего с поднятием на выеоту.
Можно сказать, что полет вблизи земли
будет по дальности в два раза меньше,
чем полет на высоте порядка 10.000 ме-
TPOB. :

Таким образом, чтобы увеличить толь-
KO дальность, реактивным самолетам сле-
дует летать в нижних слоях стратосферы
на высоте 10—15 тысяч метров. По
нельзя итти только по пути увеличения
дальности полета, Дальнейший количеет-
венный и качественный рост зенитной ар-
тиллерии настоятельно требует повышения
рабочей высоты полета.

Внедрение на зарубежных дальних бом-
бардировщиках и даже истребителях
порииневых моторов е турбокомпресеорами,
повышающими границу выесотности мото-
ров и самолетов до высоты: 10—12 тыеяч
метров, наводит также на некоторые раз-
мышления.

С другой стороны, длительное пребыва-
ние экипажа на больших высотах весьма
вредно отражается не только на работо-
способности человека, но и на его’ физио-
логическом состоянии, Поэтому, естествен-

‚ сплоатацию. Поэтому в последнее время

ных самолетах герметических кабин:
Создание полностью герметической ка-
бины наподобие подводной лодки или гон-
долы стралостата слишком утяжелилю бы
конструкцию и очень усложнило бы ее эк-

звизконструкторы пошли по пути  возда-
ния кабины с относительной герметизацией,
компенсируя недостаточную терметичноеть
пропусканием через нее воздуха. Сжатый
компрессором двигателя, воздух пропуска-
ется через радиатор и фильтр и направля-
ется в кабину в таком количестве, чтобы
на высоте в 2.500 — 3.000 метров до
8.000—10.000 метров в кабине сохраня-
лось постоянное давление. Высота, дд ко-
„Торой будет поддерживаться давление, по-.
зволяющее ‘находиться в кабине без кисло
родной маски, зависит от избыточного да-
вления. Ето регулирует регулятор давле-
ния, находящийся в кабине. Он регули-
руется в пределах 0,18 — 0,4 атмосферы
избыточного давления по сравнению © ат-
мосферным. Величина же этого давления
в свою очередь зависит от запаса прочно-
сти кабины,

Так, к примеру, в печати сообщалось,
что английский реактивный самолет «Вам-
пир», на котором был установлен рекорд
высоты, равный 18.153 метрам, имел из-
быточное давление в кабине веего лишь’
0,18 элмосферы. Таким образом, самочувет-
вие летчика, находящегося на предельном
потолке, было такое же, как на открытом
самолете на высоте 11.800 метров. Из
трафика же барометрического давления
известно, что на высоте 12.000 метров
атмосферное давление равно 144,63 мм
ртутното столба. phe

Не лишним будет коротко познакомить-
CH с основным принципом действия rep-
метической кабины, а также с характо-
ристикой герметики. Как известно, амери-
канский  4-моторный — бомбардировщик
«БИ-29», участвовавший в боевых дей-
ствиях в конце второй мировой войны,
оборудован терметическими кабинами для
всего экипажа. Наддув кабины этого са-
молета осуществляется от турбокомпрес-
соров двух средних моторов, дающих
каждый до 675 кубических метров возду-
ха в час. Калиброванная воздушная про-
водка, клапаны и заслонки обеспечивают
подачу необходимого количества воздуха в
кабины,

Так как вследствие недостаточной rep-
метичности кабин происходит утечка не-
которой ‘части воздуха, то для экипажа
все время имеется достаточно чистый в0з-
дух с перепадами давления 0,4 алм., что
соответствует плотности воздуха на высо-
те 2.500 метров и выше,

Конструкция этих кабин расечитана на
утечку не более 250 кубических метров.
воздуха в чак. Такая герметичность юбас-
печивает полет без кислородных масок,
при нормальном давлении в

соты 9.000 м. ``

Однако в процессе экоплоатации у ca-

молетов нарупается первоначальная гер-
метизация. В таком случае утечка воздуха
повышается до 400 — 600 кубических
метров в час. Такой большой расход воз-
духа уже He может обеспечить под’ема
экипажа без кислородных масок на рас-
четную выеоту,

При снижении, само собой разумеется,
нужню будет или поддерживать повышен-
ные обороты двигателя, или же в против-
ном случае надевать кислородные маски.

В настоящее время за границей ведутся
работы по применению компрессоров для
герметических кабин от отдельного мотора»

Какое же ощущение получает летчик,
экипаж, летая в герметической кабине?

Втервые еще в 1936 тоду мне при-
TLMWCh испытываль первый отечественный
самолет с герметическими кабинами кон-
струкции Чижевского «БОК-1» с моторем
«АМ-34 ФРНБ», снабженного двумя ТК-2.
Это была герметика закрытого типа. Ка-
бины располагались в герметическом цилин-
дре, причем очень малая ‘Утечка воздуха
пополнялась кислородом, находящимся в
бортовых баллюнах. Поглотители влати и
углекислоты очищали воздух. На этом са-
молете в то время мне с одним пассажиром
Удалось без кислородных масок достигнуть
максимальной высоты. 14.100 метров.

„Недостатки кабин заключались в интен-
сивном обледенении стекол на высоте, не-
стерпимой жаре при наборе, пронизываю-
щем холоде при планировании и иоключн-
тельно плохом обзоре. На высоте свыше
10.000 метров самолет приходилось вести
по приборам.

В 1940 тоду мне пришлось испытывать
второй герметический самолет, спроекти-
рованный как двухмоторный истребитель
и в дальнейшем переделанный под пики-
рующий бомбардировщик «Пе-2». На этом
самолете было сделано приспособление,
поддерживающее постоянное давление в
кабине. Неудобство этой кабины заключа-
Лось в том, чо 0630р, с современной точка
зрения, был неудовлетворителен, но зна-
чительно лучший, чем на «БОК-1». Вто-
рым недостатком было частичное залоте-
вание стекол и третьим — неудобство
влезания в кабину и вылезание из нее.

Современные герметические кабины ко-
фенным образом отличаются от вышеопи-
санных. Ilo внешнему виду и конотрукция
они почти не отличаются от обычных нетер-
метических кабин, за исключением повы-
шенной прочности. Ощущение же и cain
чуветвие летчика в них совершенно дру-
гие.

:..Совершенно плавный, почти бестум-
ный полет, приятное самочуветвие, средняя,
не причиняющая неприятности комнатная
температура и отсутствие влияния на 0р-
ганизм от быстрого изменения высоты —
все это исключительно поражает пилота.

Мне кажется, что не за горами то вре-
мя, когда летчики будут емотреть на 64-
молет с негерметической кабиной с таким
удивлением, как они, например, бмотрят
еейчас на модели первых отечественных
многомоторных самолетов «Русекий ви-
тязь» и «Илья Муромец», ~

Министров Союза СОР приняла ряд ©роч-
‘ных мер по оказанию помощи пострадав-
‘ шему ют землетрясения населению города
Ашхабада и прилегающих к нему  селе-
‘ний.
YE связи с тем, что железнодорожное со-
общение города Ашхабада в результате
землетрясения было прервано до утра
8 октября, эвакуация тяжело раненых B
течение 6, 7 и 8 октября — проводилась
главным 0бразом тяжелыми  транопортны-
ми. самолетами гражданской авиации. Пе-
ревозкой раненых в течение — указанных
трех дней было ежедневню занято 120 са-
молетов. В указанные дни воздушным
‘путем вывезено в больницы и госпитали
тородов Туркменской ОСР — Мары, Чард-
жоу, Красноводок, а также городов — Ба-
ку, Ташкента, Бухары и Самарканда бо-
лее 6 тысяч человек раненых. С утра 8
октября вывоз раненых производится так-
же специальными санитарными поездами.
Правительственная комиссия рассчитыва-
ет закончить вывоз таненых из города
Ашхабада в течение 9 октября.

Для оказания пострадавшему населению

тангренозной
дезинфицирующих средетв.

полевые госпитали,

государственный

рург Советской Армии тов. Еланский.

хабада, пострадавшего от

мые денежные сродства.

восстановительные бритады,

квалралных метров сборных

ЦиЛЛИНа, противостолбнячной и противо-
сыворотки, перевязочных и

В районе города Ашхабада ‘развернуты
которые оказывают
ABI ace-
медицинскую помощь пострадавшему н
лению. В городе сейчас находятся главный
санитарный инспектор
Союза СОР тов. Болдырев и тлавный хи-

Для обеспечения населения ‘города Аш-
землетрясения,
бесплатным питанием по представлению
Правительственной комиссии Совет Мини-
стров Союза ССР выделил в раслюряжение
Правительства Туркменской СОР необходи-

В район землетрясения доставлены BO-
инские части Туркестанского военного ок-
рута, которые проводят работы по оказа-
нию помощи пострадавшему населению. В
город Ашхабад направлены также военню-

Атихабад отгружено 50 тысяч
В город а х

домов и большое количество строительной

кабине до вы-   :

неотложнюй помощи по распоряжению

было из Москвы, Баку, Алма-Ата,

чей и других медицинских работников.

населенные

трясения имеется много жертв.

трясения.

билизованы” все
Туркменской республики. По

нистров СССР к вечеру 6

ский персонал, который вместе с медицин-

ки самоотверженно оказывал помошь pa-
неным.

я

Центральная  сейсмическая станция
«Москва» Геофизического института Ака-
демии наук, сейсмические станции в
Свердловоке, Иркутске, Ташкенте, Втади-
востоке, Тбилиси, Ереване, Оталинабаде,
Алма-Ата, Фрунзе, Андижане, Самаркан-
де, Чимкент uu другие станции
зарегистрировали в ночь 6е Б на бок-
тября с. г. землетрясение большой си-
лы. Первый толчок от землетрясения был
зарегистрирован  сейсуической станцией
«Москва» 5 октября 1948 года в 23 часа
17 мин. 7 сек. по московскому времени.
Смешение почвы было мгновенным, без
предварительных толчков. По данным ука-
занных сейсмических станций, эпицентр

‘землетрясения был определен в Северном.

Иране, вблизи границ Туркменской CCP—
к югу от Ашхабада (в расстоянии от него
около 80 км.). Координаты эпицентра оп-
ределены следующие: пгирота 37,4 траду-
са и долгота 58;2 градуса.

Сила землетрясения в эпицентре была
столь значительной, что в Москве на
расстоянии от эпицента в 2.500 км.
смещение почвы достигло 0,4 мм. На этом
основании было сделаню заключение, что
В самом эпицентре сила землетрясения до-
сотигла 10 баллов, а в Ашхабаде — 8—
9 баллов.

Ашхабадекая  сейсмическая- станция
землетрясением была полностью выведена
из строя.

Эпицентр нынешнего землетрясения

_ Авиаторы — участники
профеоюзно-комеомольекого
  кросса

Спортемены Главного питаба и Управле-
ний. о-Воздушных Сил принимают
участие в осеннем профсоюзно-комсомоль-
ском кроссе. Предварительные соревнова-
ния проводились с 10 сентября по 1 ок-
тября. Подразделения, где председателями
спортивных комитемв полковник Велоли-
поцкий и майор медицинской службы Воль-

ский, выставили для участия в кросее   ЛеФий Чкалов». В дальнейшем будут пока-
Весь личный Состав. заны кинокартины: «Истребители», «Небо
Сегодня, 9 октября, в Сокольниках про-   Москвы», «День Воздушного Флота COOP
водятся финалы кросса. На старт выйдут   В 1948. году» и другие;
лучшие бегуны — победители предвари- B фойе кинотеатра открыта выставка,
тельных соревнований, Среди них— стар.   Освященная работе московской организа-
на сержант Пятайкин, инженер-майюор
урченков, старшина Пахалков и другие.
В ма проводившемся кросее Главных Н ОВ BI. Е
и Центральны
ии aK
и   Ф. в. ‚ «летали приборов». Мос-
сержант Пятайкин, участвуя в беге на ди-  ква, Го i
$ = » \осударетвенное издательство об -
станцию 3.000 метров, занят первое ме-   ной а
: -  ной промышленности. :
сто. Несмотря на трудные условия (песча-  25 ak a Ne Paar abe

ная почва, сильный Berep), on показал
хороший результат — 9 мин. 57 сек.

Команде, завоевавшей первенство в фи-
нальных соревнованиях по кроссу, будут
вручены вымпел и грамота, Спортемен,
пеказавший лучший результат, награж-
дается ценным подарком и грамотой.

В соревнованиях 9 октября примут уча-
стие около 200 спортеменов-авнаторов,

Правительслвенной комиссии в тород Аш-
хабад в течение 6, 7 п 8 октября но

кента и других городов свыше 1.000 вра-

Город Ашхабад и прилегающие к нему
пункты в результате земле-
трясения сильно пострадали. В г. Ашхаба-
де промышленные предприятия, админист-
ративные здания, большинство жилых до-
мов, городской и железнодорожный тран-
спорт, учреждения связи, культурные уч-
‘ реждения разрушены. В результале земле-

Совет Министров Туркменской ССР при-
нял немедленные меры по оказанию помо-
щи населению, постралавшему от  земле-

В первую очередь оказана необходимая
помощь раненым. С этой целью были мо-
медицинские работники
указанию
Правительственной комиссии Совета Ми-
октября в
г. Ашхабад на самолетах прибыл медицин-

скими работниками Туркменской республи-

анеры, пиломатериалов, мягкой кровли,
ne стекла, цемента, твоздей и дру-

гих строительных материалов.

По указанию Правительственной комис-
`Министров

В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ТУРКМЕНСКОЙ ССР
2 ee ee ee оо

О мерах помощи населению, пострадавшему
от землетрясения в г. Ашхабаде

Совет Министров Туркменской ССР про-
водит специальные мероприятия по обеспе-
чению неотложной помощи побтрадавшему
от землетрясения населению  продовольст-
вием, одеждой, обувью и предметами ~
г. Ашхабад й прилегающие к нему Hace-
ленные пункты доставлены в достаточном
продукты питания — мука,
крупа, мясо, сгущенное молоко, жиры, са-
хар, шоколад, яйца и т. д. В тороде раз-

сии в распоряжение Совета

зяйственнюго обихода. В этих целях

количестве

вернута сеть питательных пунктов и по-
ходных пекарен, которые обеспечивают на-
селение хлебом.

Ввиду того. что г. Ашхабад оказалея в
тяжелом положении со снабжением вохой,
Совет Министров Туркменской CCP, ac-
пользуя все наличные водные ресурсы,
организовал выдачу воды населению. При-
няты меры к восстановлению вохопровода.

В распоряжение населения, оставшегося
в результате землетрясения без крова,
предоставлено 3 тыс. утепленных брезен-
товых палалюк, 5 тыс. таких же палаток,

В АКАДЕМИИ НАУК СССР

расположен, как уже было сказано, B Ce-
верном Иране, в районе хребта Копет-
Дал. В пределах этото хребта были распо-
ложены почти вое очали других  земле-
трясений, происходивших в прежние годы
в районе Северного Ирана и захватывав-
ших Туркменистан. Копет-Даг в геологи-
ческом смысле относится к так называе-
мым молодым горным системам, формиро-
вание которых далеко еще не закончи-
лось, процесс образования складок горных
пород которых, а также и разрывов, на-
рушающих структуру земной коры,
продолжается в наше время,
Цесс — так называемый  тектонический
процесс — ведет к дальнейшему росту
‘хребта, к неравномерному поднятию раз-
личных его частей, к дальнейшему ус-
ложнению ето структуры и, одновремен-
HO, землетрясениям. Каждая  подвижка
горных масс по тектоническому разрыву
неизбежно сопровождается сотрясением
земной поверхноети,

Землетрясения в Северном Иране, за-
хватывающие Туркменистан, имеют свою
длинную историю. С 1875 гола и по на-
‘стоящее время в рийоне Туркменистана
отмечено около 140 заметных подземных
толчков. Большая часть их ‘была относи-
тельно незначительной силы и не причи-
нила существенного вреда. Однако, ряд
толчков достигал 7-балльной силы, а 4 зе-
млетрясения носили катастрофический ха-
рактер: кучанское землетрясение 17 нояб-

страдавшего от землетрясения населения:
одежда, обувь, хлопчатобумажные ткани,
одеяла, посуда и другие предметы хозяй-
ственного обихода.

Правительственной комиссией совместно
с соответствующими министерствами СОР
принимаются срочные меры по  определе-
нию степени разрушения ‘промышленных
предприятий Атшхабала и по оказанию поч
мощи в быстрейшем восстановлении пред
приятий города.

В распоряжение Совета  Министрон
Туркменской СОР отправлено 300 грузо
вых и 50 легковых автомобилей.

Правительственная комиссия отмечает
большое участие в оказании помощи нач
селению, пострадавшему от землетрясения,
и в осуществлении восстановительных р
бот. с0 стороны Советов Министров Узбек
ской, Азербайджанской, Казахской a Tap,
жикской союзных республик.

В оезультате принятых мер полностью
восстановлено железнодорожное движение
на протяжении всей Атшхабадовой meres.
ной дороти.

Население города Ашхабаха и прилегая
ющих к нему селений проявляет исключиа
тельную выдержку и самообладание.
(ТАСС).

будут доставлены в Ашхабад 8 и 9 о
тября.

Правительство Туркменской СОР прово-
дит специальные мероприятия 10 оказзч.
нию срочной помощи детям. Дети из рай-
она землетрясения вывозятся‘ в детекив
дома и дома ребенка городов Туркменской
ССР, а также городов Узбекской ССР и
Rasaxcro CCP. В течение 8 октября на
самолетах вывезено 600 детей, оставшихн
ся без родителей.

Hacerenme, mocrpayapmiee or semmerpaces
ния, проявляет высокую моральную yew
тойчивость и организованность.

Трудящиеся Туркменекой СОР выражен
ют глубокую блатодарность Правительству
Советското Союза и правительствам бралч
CREX союзных республик за огромную поч
мощь, оказываемую столице Туркменской
ССР в постигшем ее стихийном бедствии:

г. Ашхабад, 8 октября.

(ТАСС).

млетрясении в районе Ашхабада

ря 1893 г., второе кучанокое землетрясе“
ние — 17 января 1895 г., красноводекоа
землетрясение 9 июля 1895 г, и, наконецу
ашхабадекое — 1 мая 1929 г.

В Ашхабаде на протяжении его истории
имело место в общей сложности около 25
сильных подземных ‘толчков (не считая
примерно 150 слабых толчков, последовавч
ших после землетрясения 1929 г.).

Нынешнее землетрясение, поститшее row
род Ашхабад в ночь на 6 октября с. Ta
‘оказалось самым сильным из всех, кото“
рые до сих пор испытывал Ашхабадл.

Земтетрясению в районе Ашхабада %
ночь на 6 октября с. г. He MpeRMecrBoRa~
ли какие-либо внешние симптомы.

Причинами разрушений, совершаемых
землетрясениями, являются колебательные
движения земной поверхности как в гориз
зонтальном, тако и в вертикальном наз
правлениях. Наиболее опасными для здаз
ний и сооружений являются горизонтальзя
ные колебания.

С целью детального изучения особенно=
стей и последетвий нынешнего землетря=
сения в районе Ашхабада Академия нау
СССР. направила на место землетрясения
специальную комиссию в составе сейсмо=
лотов, — геолотов и стециалиютов amr
сейсмическото строительства BO главе в
заместителем директора — Геофизического
института Академии наук СССР заслу-
женным деятелем науки профессором
В. Ф. Бончковским, }

—

МЕСЯЧНИК АВИАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Замечательные боевые дела сталинских
соколов отображены во многих советских
документальных и художественных филь-
мах. Бинокартины © летчиках пользуются
большой популярностью у зрителей.

Сейчас по инициативе Добровольного
общества содействия Авиации г. Москвы
B столичном кинотеатре «Метрополь» про-
водится месячник авиационного.. фильма.
В первый день на экране демонетрировал-
ся звуковой художественный фильм «Ва-

ции ДОСАВ, экопонированы лучшие авиз-
модели и призы, полученные авиамодели“
стами-москвичами.

Будут проведены лекции и встречи api
телей с летчиками — Героями Советского
Cosa, a также с авиаконструкторами,
планеристами, пзрапютистами и авиамо-
делистами,

Сегодня состоится вотреча зрителей ки-
нотезтра «Метрополь» с председателем
оргкомитета ДОСАВ Героем Советского

юза генерал-лейтенантом авиации тов.
Н. П. Каманиным и летчиками — Героя
ми Советского Союза, Авизлоры расскалкут
зрителям о славных делах сталинских с9-
колов, 0 задачах Добровольното общества
содействия Авиации.

Книга представляет с0б0й второе Tepe.
работанное и значительно дополненное иЗ-
дание. В ней разработаны методы предва-
рительных И точных расчетов конструкций
деталей м узлов точных приборов, приме-
няемых в авиации.

Бапитальный труд известном ученого
предназначается в качестве учебника для
высших авиационных учебных заведений,

КНИГИ

Кандидат технических наук В. П. Гри-
горьев.  «Клепка и нлепательное обору-
дование в самолетостроении», Москва 060-
ронгиз. 1948 г. 275 стр., цена 16 руб.

Книга преследует цель дать курсантам
авиационных Училищ, инженерам и техниа
кам наиболее полные сведения 9

i методах
RICHKA, об инструменте и оборудовании,
применяемом при влепко, а также о  тех-
нологических процессах различных видов

клепки.

Приведенные в Книге
стрированы большим кол
и чертежей,

материзлы иллюз
ичеством рисунков